Спасибо сталину за наше счастливое детство. Спасибо товарищу сталину за наше счастливое детство

Министерство информационных технологий и связи

Российской Федерации

Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики

Кафедра истории и

философии

Домашняя письменная работа

Н.А.БЕРДЯЕВ

«РУССКАЯ ИДЕЯ»

Новосибирск 2005
Содержание


Русская идея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны детерминирует размежевание не только политически активного населения, но, думается, подавляющего его большинства.

Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока наше отечество не обретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могут быть безразличными для мирового сообщества.

Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и главная цель ее развития. В доказательство этому можно процитировать его слова: “Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет.” По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.

Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) зарождается в недрах народа, зависит от родовых черт национального характера - менталитета, как сейчас говорят - специфики его исторического развития и религиозной веры.

Русская национальная идея в точном смысле сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию, т.е. о понимании и приятии принципов общественного бытия, государственного устройства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации.

Крушение коммунистической диктатуры в нашей стране определило взрыв интереса россиян к вопросу о национальной идее. О ней много пишут и еще больше говорят. Изданы самые крупные труды, посвященные осмыслению этой проблемы. Но наиболее глубоко вопрос о русской идее был разработан в произведениях классической русской философии, начиная с В.Соловьева и заканчивая А.Лосевым, т.е. в работах мыслителей, живших в переломный для судеб России исторический момент.

Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть “идея коммюнитарности и братства людей и народов” . Каждая национальная идея имеет свои преимущества, основное же преимущество русской идеи - универсальность, по причине чего она принимает форму стремления ко всеобщему спасению.


Н. А. Бердяев - русский философ

Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали.

Он родился в 1874 году в Киеве. Экзамены за гимназию Бердяев сдал двадцати лет от роду. В молодости увлекался марксизмом, но прославился как религиозный философ, один из редакторов и авторов знаменитого сборника “Вехи” (1909).

Бердяев был, пожалуй, единственным популярным русским философом. Свои идеи он излагал эмоционально и доходчиво. Некоторые его формулировки стали афоризмами. Коллеги философы глядели на него свысока: им не нравилась его публицистичность.

Бердяева, оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920 году, а второй - в 1922 году. Насмотревшись на ужасы советского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал проблемы сущего и существования. Человек, считал он, не должен приносить себя в жертву или подчинять свою волю ни одной структуре, будь то церковь, государство или семья.

Обладая удивительной прозорливостью, Бердяев писал, что “Русский народ есть народ будущего” . А это было за 12 лет до Хиросимы и за 53 года до Чернобыля…

На Западе Николая Александровича считали наиболее характерным философом в русской православной традиции, философским выразителем православия. Бердяев отрицал такую трактовку, считал ее недоразумением. И действительно, одна из характернейших черт философии этого удивительного человека, его, сильнее сказать, первоначальная философская интуиция выводит его далеко за русские рамки. До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслитель не очень русский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушительно новую ноту. Это его персонализм. Сам Бердяев, проецируя себя на русскую традицию, видел своим предшественником Достоевского, у него он находил то, что сам назвал антропологическим откровением, откровением о человеке.

Умер Николай Бердяев 24 марта 1948, на 75-м году жизни. Смерть застала его за работой, то есть жил он до последней секунды самой напряженной духовной жизнью.

По его словам, для него, как для философа, было слишком много событий: он сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозившим ему вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и предполагал, что закончит свою жизнь в изгнании.

Так и случилось. В городе Кламоре недалеко от Парижа, в доме, где он жил, сейчас размещается музей.


Русская идея в философии Н. А. Бердяева

Национальные особенности русской души

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный чело­век, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обе­днел бы и опустел бы. Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и есть черты индивидуально-национальные.

Нацию можно сравнить с неким постоянно изменяющимся течением реки, истоки которой лежат в таинствен­ной глубине жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других прехо­дящих исторических образований в жизни народов. Уход из нацио­нальной жизни, странничество - чисто русское явление, запечат­ленное русским национальным духом. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацио­нальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определе­нии. Национальность - сложное историческое образование, она фор­мируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судь­бу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповтори­мый духовный лик. И в результате всех исторических и психологи­ческих исследований остается неразложимый и неуловимый оста­ток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуаль­ности. Национальность таинственна, мистична, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие.

В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1) природная, языческая стихия; 2) аскетически ориентированное православие.

Природное начало связано с необъятностью, недифференцированностью России. Русская душа подавлена необъятными русскими поля­ми и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности. Оформление свой души и оформление своего творчества затруднено было для русского человека. Госу­дарственное овладение необъятными русскими пространствами соп­ровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и об­щественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самодеятельность классов и групп. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным ов­ладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком при­вык возлагать эту организацию на центральную власть. И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться. Славянский хаос бушует в нем. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности - он расплывался в пространстве. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство от­ветственности с этим связаны. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность дви­жения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала ин­тенсивной энергии и интенсивной культуры. От русской души не­объятные русские пространства требовали смирения и жертвы, но они же охраняли русского человека и давали ему чувство безо­пасности.

Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. “Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности” . Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое объединил в себе все западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.

Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента. Душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозное предназначение. И это религиозное предназначение сохранилось и до нашего времени, до русских нигилистов и коммунистов. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских природа, стихийная сила сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Природно-языческий элемент вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.


Русский коммунизм и революция

Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его определенность русской историей.

Русская революция универсальна по своим принципам, как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационала, но она же и глубоко национальна и национализуется все более и более по своим результатам. Трудность суждений о коммунизме определяется именно его двойственным характером, русским и международным. Только в России могла произойти коммунистическая революция. Русский коммунизм должен представляться людям Запада коммунизмом азиатским. И вряд ли такого рода коммунистическая революция возможна в странах Западной Европы, там, конечно, все будет по иному. Самый интернационализм русской коммунистической революции - чисто русский, национальный. Н. А. Бердяев писал, что даже активное участие евреев в русском коммунизме очень характерно для России и для русского народа.

Революции в христианской истории всегда были судом над историческим христианством, над христианами, над их изменой христианским заветам, над их искажением христианства. Именно для христиан революция имеет смысл и им более всего нужно его постигнуть, она есть вызов и напоминание христианам о неосуществленной ими правде. Принятие истории есть принятие и революции, принятие ее смысла, как катастрофической прерывности в судьбах греховного мира. Отвержение всякого смысла революции неизбежно должно повести за собой и отвержение истории. Но революция ужасна и насильственна. Таково проклятие греховного мира. И на русской революции, быть может больше, чем на всякой другой, лежит отсвет Апокалипсиса. Смешны и жалки суждения о ней с точки зрения нормативной религии и морали, нормативного понимания права и хозяйства. Озлобленность деятелей революции не может не отталкивать, но судить о ней нельзя исключительно с точки зрения индивидуальной морали.

Бесспорно, в русской революции есть родовая черта всякой революции. Но есть также единичная, однажды совершившаяся, оригинальная революция, она порождена своеобразием русского исторического процесса и единственностью русской интеллигенции. Нигде больше такой революции не будет. Для народного сознания большевизм был русской народной революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он западный, не русский и он наложил на революционную народную стихию гнет деспотической организации.

Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. Бердяев так описывал то время: “Для старой народнической интеллигенции революции была религией, отношение к революции было тоталитарным, вся умственная и культурная жизнь была подчинена освобождению народа, свержению самодержавной монархии” . Церковь потеряла руководящую роль в народной жизни. Подчиненное положение церкви в отношении к монархическому государству, утеря соборного духа, низкий культурный уровень духовенства - все это имело роковое значение. Не было организующей, духовной силы. Христианство в России переживало глубокий кризис. В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни каждого человека, как служения сверх личной цели, как служения не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея, нашедшая себе самое радикальное выражение у христианского мыслителя Н. Федорова, приняла почти маниакальные формы и превращает человека в орудие и средство революции.

Движение к социализму - к социализму понимаемому в широком смысле - есть мировое явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой переходной стадией является то, что называют связанным, регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый процесс, сопровождающийся абсолютизацией государства. В советской России этой стадии, которая еще не есть социализм, очень благоприятствуют старые традиции абсолютного государства. В том, что происходит в советской России, есть много элементарного, элементарного цивилизирования рабоче-крестьянских масс, выходящих из состояния безграмотности. Но процесс цивилизирования совершается через замену для масс символики религиозно-христианской, символикой марксистско-коммунистической. Ненормальным, болезненным является то, что приобщение масс к цивилизации происходит при совершенном разгроме старой русской интеллигенции. Революция, о которой интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом, автор подтверждает это словами: “Русская идея - эсхатологическая, обращенная к концу” . Это определилось древним расколом русской истории, вековым расколом интеллигенции и народа, а также бессовестной демагогией, через которую победили русские коммунисты. Но это привело к тому, что оказался страшный недостаток интеллигентских сил. Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.


Россия - клубок противоречий

Российская империя заключает в себе очень сложный национальный состав, она объединяет множество народностей. Но она не может быть рассматриваема, как смесь народностей - она русская по своей основе и задаче в мире. В основу русской идеи легло создание русского человека, как всечеловека. И если русский империализм не будет выражением этого русского народного духа, то он начнет разлагаться и приведет к распадению России.

Главная беда России - в слабости русской воли, в недостатке общественного самовоспитания и самодисциплины. Русскому обществу недостает характера, способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает окружающее общество, и он слишком подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее.

Наша православная идеология самодержавия такое же явление без государственного духа, отказ народа и общества создавать государственную жизнь. Русская душа хочет священной обществен­ности, богоизбранной власти. Природа русского народа созна­ется, как отрекающаяся от земных дел и земных благ. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет мужа, властели­на. Россия - земля покорная, женственная. Пассивная женственность в отношении к государственной власти так харак­терна для русского народа и для русской истории. Это вполне подтверждается и русской революцией, в которой народ остается духовно пассивным и покорным новой революционной тирании, но в состоянии злобной одержимости. Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Личность была придавлена огромными разме­рами государства, предъявлявшего непосильные требования и терпела страдания. “Страдание не только глубоко присущие человеку, но оно и есть единственная причина возникновения сознания. Страдание искупает зло” , - писал Николай Александрович, анализируя творчество своего, как он считал, предшественника Ф.М. Достоевского.

Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через все русское бытие. Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость, а порой и национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильст­венной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность.

Таков один тезис о России, который с правом можно было высказать. Но есть и антитезис, который не менее обоснован. Россия - самая националистическая страна в мире, страна невидан­ных эксцессов национализма, угнетения подвластных националь­ностей русификацией, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обречен­ное на гибель. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. Русское и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Церковный национализм - характерное русское явление. Им насквозь пропитано наше старообрядчество. Но тот же национализм царит и в господствующей церкви. Тот же национализм проникает и в сла­вянофильскую идеологию, которая всегда подменяла вселенское русским.

Как понять эту загадочную противоречивость России, эту одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов? И здесь, как и везде, в вопросе о свободе и рабстве души России, о ее странности и ее неподвижности, мы сталкиваемся с тайной соотношения мужественного и женственного. Корень этих глубоких противоречий - в несоединенности мужественного и женственного в русском духе и русском характере. Безграничная свобода обора­чивается безграничным рабством, вечное странничество - вечным застоем, потому что мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри. Отсюда веч­ная зависимость от иногороднего. Это значит, что Россия всегда чувствует мужественное начало себе пассивным, бездействующим, а не активным, привходящим извне.

Славянофилы хотели оста­вить русскому народу свободу религиозной совести, свободу ду­мы, свободу духа, а всю остальную жизнь отдать во власть силы, неограниченно управляющей русским народом. Тут мы с новой сто­роны подходим к основным противоречиям России. Это все та же разобщенность мужественного и женственного начала в недрах русской стихии и русского духа. Русский дух, устремленный к абсолютному во всем, не овладевает мужественной сферой относи­тельного и серединного, он отдается во власть внешних сил.

Недостаток мужественного характера и того закала лич­ности, который на Западе вырабатывался рыцарством, - самый опасный недостаток русских, и русского народа и русской интел­лигенции. Сама любовь русского человека к родной земле прини­мала форму, препятствующую развитию мужественного личного ду­ха. Во имя этой любви, во имя припадания к лону матери отвер­галось в России рыцарское начало. Русский дух был окутан плот­ным покровом национальной матери, он тонул в теплой и влажной плоти. Русская душевность, столь хорошо всем известная, связа­на с этой теплотой, в ней много еще плоти и не­достатка духа. Но плоть и кровь не наследуют вечности, и веч­ной может быть только Россия духа. Россия духа может быть раскрыта путем мужественной жертвы жизнью. Возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа, а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и пора­бощающей. Это - победа огня духа над влагой и теплом душевной плоти.

Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередко пе­реходят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то мо­рально, то социально, ищет спасения. Русский народ, быть мо­жет, самый духовный народ в мире. Но духовность его плавает в какой-то стихийной душевности, даже в телесности. А это значит, что дух не овла­дел душевным. На этой почве рождается недоверие, равнодушие и враждебное отношение к мысли, к идеям. На этой же почве рожда­ется и давно известная слабость русской воли, русского харак­тера.

Николай Александрович писал: “Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб”. В последние годы жизни Россия представлялась ему освободительницей мира от гитлеровского фашизма. Сходство двух тоталитарных режимов забывалось. Жила вера, ни на чем не основанная, в близость больших перемен во внутренней политике большевистской партии. Тогда-то Бердяев написал книгу, одну из последних своих книг, - “Русская идея”, где выразил неожиданную для него славянофильскую веру в особое религиозно-историческое призвание России. “Русский народ принадлежит к религиозному типу”… “Этические идеи русского человека очень отличны от этических идей западных народов, и это более христианские идеи”. И русская идея более “общинна”, чем западная. Вот почему для “нового Иерусалима” “путь уготовляется в России”. Социальная революция в России есть этап на этом пути.

Многие друзья и ученики Бердяева были глубоко и тяжело поражены этим последним уклоном учителя. Особенно странно было, что Бердяев, который всю жизнь шел против течений, господствующих вокруг него, оказался вторящим толпе и властителям текущего дня. Впрочем, чем дальше развертывались события, тем более разочаровывался Бердяев в своих ожиданиях от Советского Союза. Уже он поднимал голос в защиту свободы слова, попираемой в России. Друзья передают, что под конец от его первоначального энтузиазма ничего не осталось...


Заключение

Русская идея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей.

Коренной пересмотр национальной идеи, ее кардинальное переосмысление, вообще говоря, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же общественно-политического порядка революционным или насильственным путем ведет, по необходимости, и к насилию над национальной идеей, ее грубейшему искажению и попранию.

Причем, прежде чем произойдет идейно-духовная контаминация, определенные политические силы стремятся осуществить насилие над многими представителями нации, т.е. пытаются в исторически короткий срок “переосоздать” человека, сформировать “новую личность”, коей и навязать “новую”, искусственно сфабрикованную идеологию. С помощью последней и насилуют вековую идею нации. Как показала новейшая история России, подобного рода рискованные упражнения с народом и его идеей добром не кончаются: они отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогда вновь возникает вопрос о сущности национальной идеи и способах ее воплощения.

В философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.


Литература

Н. А. Бердяев. Русская идея: Основные проблемы русской философской мысли XIX века и начала ХХ века. О России и русской философской культуре. М., 1990.361 С.


1 Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 242.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 241.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 70.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 8.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 212.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 240.

Н.А. Бердяев. Русская идея. – М.: ФИЛО, 2000. – С. 193.

Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство

Еще раньше началась настойчивая пропаганда счастливого детства и материнства. Промежуток между второй половиной 1935-го и первой половиной 1936-го можно назвать советским «годом ребенка»: в этот период проблемы детей приобрели (как никогда в истории страны) огромное значение. В 1935 и 1936 годах, в августовских номерах партийной газеты «Правда» обсуждались не только новые постановления относительно детей («Постановление об охране материнства и детства» от 27 июня 1936, закон об уголовной ответственности несовершеннолетних от 7 апреля 1935), но и широкий спектр тем, имеющих отношение к новому поколению: детские сады, детское кино, дворцы пионеров, вундеркиндизм и даже производство игрушек, конфет и шоколада для детей. Контраст между почти полным отсутствием таких «безобидных» тем в начале 1930-х и, наоборот, их массовостью с середины 1935-го до начала 1937 года воистину впечатляет.

Материалы о потребительских товарах для детей имели политическую подоплеку, выходящую далеко за сферу компетентности отдельной семьи. В 1933 году Сталин заявил, что все советские граждане имеют право на «зажиточную жизнь». В 1935-м, на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев он произнес свое знаменитое изречение: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». Излюбленным пропагандистским образом советского народа в это время являлось изображение «советской семьи за праздничным столом» {196} . В расширенную картину этой «зажиточной», «веселой» жизни входило и «счастливое детство», которое, как утверждалось, было у всех советских детей. В 1935 году появился официальный лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». А в первом номере «Пионерской правды» за 1936 год был опубликован материал под названием «Мечты счастливых», где дети рассказывали о своих желаниях: кататься на лыжах и коньках, научиться играть в шахматы и, разумеется, увидеть Сталина.

Пионерское движение постепенно оказывало все большую практическую поддержку в осуществлении таких «мечтаний». С 1934 года круг детских увлечений сильно расширился. В 1936-м открылся первый Дворец пионеров, крупный центр детского досуга, где дети занимались в разных секциях по интересам и участвовали в пионерских торжествах, в том числе в праздновании Нового года с наряженной елкой, песнями, танцами и подарками от Деда Мороза и Снегурочки. Те, у кого не было возможности посещать Дворец, занимались в каком-нибудь кружке в районном Доме пионеров, хотя эти занятия не всегда совпадали с их «мечтами».

Представление об идеальном детстве изменилось, появились и новые юные герои. С середины 1930-х годов начался ажиотаж вокруг вундеркиндов. Программа «Юные таланты» представляла маленьких писателей, музыкантов и художников в Большом театре, в турах по стране, в выступлениях перед партийными руководителями {197} . Особенно выдающихся могли даже показать самому Сталину. Об этом писались воспоминания - на зависть другим {198} . Удивительно, с какой аполитичностью сообщалось о достижениях детей в прессе. Никто из них, скажем, не распространил 2000 предвыборных листовок, не организовал крупномасштабного политического собрания в школе или выставки в ознаменование двадцатилетнего юбилея Октябрьской революции, не говоря уж об участии в борьбе с «врагами народа». Конечно, в статьях, как правило, говорилось, что эти дети - пионеры, но основной упор делался на их достижения в областях, не имевших никакого отношения к политике: в музыке, учебе, иногда в труде {199} . Герои таких публикаций - в основном дети из больших городов, из семей советского среднего класса (последнее обстоятельство еще раз подтверждает, насколько аполитичным был образ идеального ребенка в это время).

В этих обстоятельствах не кажется удивительным, что слава Павлика Морозова достигла своего апогея в середине 1930-х, распространилась по всему Советскому Союзу, после чего пошла на убыль. Исключительное решение Политбюро от 17 июля 1935 года о воздвижении памятника Павлику не было претворено в жизнь. Правда, его еще раз приняли на заседании Политбюро 29 июня 1936 года (на этот раз с точным указанием места: «Установить памятник Павлику Морозову около Александровского сада при въезде на Красную площадь по Забелинскому проезду») {200} . Но дело в том, что 18 июня 1936 года Горький, главный вдохновитель культа Павлика, внезапно умер. И повторное решение об установке памятника через одиннадцать дней после его кончины явилось, без сомнения, данью памяти писателя. А впоследствии не нашлось никого, обладающего достаточным авторитетом, кто претворил бы это решение в жизнь.

Журналисты «Пионерской правды», пытаясь восполнить утраченное покровительство, в течение 1937 и 1938 годов вели целенаправленную кампанию, чтобы сдвинуть проект с мертвой точки. 2 сентября 1937 года газета обрушилась на московские городские власти за проволочку в сооружении памятника. К этому времени сроки его установки были уже трижды сорваны, эскизы никуда не годились, а первоначальный бюджет оказался израсходован. Критика возымела кое-какое действие, и в следующем году прошел конкурс на лучший проект памятника; для воплощения в бронзе выбрали эскиз Исаака Рабиновича {201} . Но Павлику не суждено было стоять на Красной площади: план, по которому он стал бы самым знаменитым ребенком в советской монументальной истории (а может быть, и в монументальной истории всех народов), тихо замотали. А фильм Эйзенштейна «Бежин луг», снятый под непосредственным впечатлением от биографии Павлика Морозова, в конце концов запретили. По слухам, сталинское осуждающее заключение - «Мы не можем допускать, чтобы всякий мальчик действовал, как советская власть» - послужило решающим фактором в решении закрыть фильм {202} .

Не следует, однако, преувеличивать степень упадка репутации Павлика. Пионерские журналы продолжали печатать о нем материалы, тексты множились. Помимо биографии, написанной Яковлевым, и других «фактических» свидетельств, этот список включает в себя «Бежин луг» Эйзенштейна, «Песню о пионере-герое» Алымова и Александрова (процитирована в главе 2), а также стихотворение Сергея Михалкова. Михалков в те годы был чрезвычайно амбициозным молодым человеком, который со временем стал не только советским детским «поэтом-лауреатом» de facto, но в 1943 году также и автором советского гимна (в 2001 году этот выдающийся долгожитель переписал текст для российского национального гимна). В стихотворении Михалкова мальчик, живя в «сером тумане» таежного края (это, разумеется, символ), «от большого тракта в стороне», бесстрашно разоблачает неблаговидные поступки своего отца:

Был с врагом в борьбе Морозов Павел

И других бороться с ним учил,

Перед всей деревней выступая,

Своего отца разоблачил.

За селом цвели густые травы,

Колосился хлеб, в полях звеня,

За отца жестокого расправой

Угрожала Павлику родня.

За отца…

И однажды в тихий вечер летний,

В тихий час, когда не дрогнет лист,

Из тайги с братишкой малолетним

Не вернулся «Паша-коммунист».

Из тайги…

Поднимал рассвет зарницы знамя.

От большого тракта в стороне

Был убит Морозов кулаками,

Был в тайге зарезан пионер.

Был убит… {203}

Эти строки прямо вытекают из все еще живой в то время легенды о Павлике, созданной, в том числе, книгой Яковлева и песней Алымова, откуда заимствован и буквально повторен мотив «невозвращения» героя. При этом михалковская версия придерживается изначальной трактовки убийства: Павлика зарезали, а в чем именно состояло преступление отца, остается необъясненным.

Сравнение этих трех текстов само по себе указывает на чрезвычайно важную особенность легенды о Павлике: она претерпевала изменения. Менялись ее побочные мотивы; например, человек, которому Павлик донес на отца, был то местным учителем, то сотрудником ОГПУ, и звали его то Быковым, то Дымовым, или его имя вообще не упоминалось. Преступление отца заключалось то в подделке документов, то в укрывательстве зерна. Орудием убийства был то нож, то топор. Сам Павлик изображался то блондином, то брюнетом. Такая неопределенность свойственна и более фундаментальным составляющим легенды, например характеру мальчика, причинам его поступка, его действиям. Со сменой представлений об идеальном детстве образом Павлика приходилось манипулировать, чтобы он вобрал в себя новые, достойные восхищения качества юного героя.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Викторианские профессии: счастливое семейство Еще одна специфическая викторианская профессия – дрессировщик "счастливого семейства". Любителям животных от нее, наверное, поплохеет.В развлечениях лондонцы не знали нужды. Городские улицы были запружены не только

Из книги История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы автора Контлер Ласло

«Счастливое время мира», или мираж величия В дуалистической монархии Австро-Венгрия, как официально с 1868 г. стало называться это новое государство, соглашение могло и приветствоваться, и осуждаться, ее граждане испытывали весьма смешанные чувства, причем в самых разных

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

СПАСИБО ЯШЕ РИББЕНТРОПУ В те месяцы у Гитлера и нацистской Германии не было лучшего друга и защитника, чем глава советского правительства и нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов. Его раздраженные слова о «близоруких антифашистах» потрясли советских людей,

Из книги Подводный ас Третьего рейха. Боевые победы Отто Кречмера, командира субмарины «U-99». 1939-1941 автора Робертсон Теренс

Глава 5 Счастливое время На рассвете 17 июня, приняв на борт 12 торпед, запасы топлива и продовольствия в расчете на шесть недель, «U-99» вышла из Киля и взяла курс на Атлантику. На протяжении всего пути – через Кильский канал и по Эльбе – все механизмы лодки работали

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

«Спасибо товарищу Берии за наши мужицкие войны» Отдельные выступления «мужицкой» массы арестантов против профессиональных уголовников во всех их ипостасях (и «красных» - «сучьих», и «чёрных» - «воровских») сами «законники» рассматривали как явление случайное и

Из книги Маркиз де Сад. Великий распутник автора Нечаев Сергей Юрьевич

АРЕСТ И СЧАСТЛИВОЕ СПАСЕНИЕ В декабре 1793 года по приказу полицейского департамента Парижской Коммуны гражданин Сад все же был арестован.В тот мрачный период усилившегося террора наш герой жил вместе с Констанцией на улице Нёв де Матюрен. 8 декабря они оба находились

автора Сталин Иосиф Виссарионович

Товарищу Санжееву Уважаемый товарищ Санжеев! Отвечаю на Ваше письмо с большим опозданием, так как только вчера передали мне Ваше письмо из аппарата ЦК. Вы безусловно правильно толкуете мою позицию в вопросе о диалектах. "Классовые" диалекты, которые правильнее было бы

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16 [Другое изданее] автора Сталин Иосиф Виссарионович

Товарищу А. Xолопову Ваше письмо получил. Опоздал немного с ответом ввиду перегруженности работой.Ваше письмо молчаливо исходит из двух предположений: из предположения о том, что допустимо цитировать произведения того или иного автора в отрыве от того исторического

Из книги Петр Первый автора Бестужева-Лада Светлана Игоревна

Счастливое детство Но время царя Федора Алексеевича неотвратимо заканчивалось. Он умер 27 апреля 1682 г. в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника. Петру едва исполнилось десять лет. В последние годы Федор Алексеевич

Из книги Иосиф Сталин. Отец народов и его дети автора Гореславская Нелли Борисовна

Счастливое детство… под колпаком Это подтверждает и сама Светлана. «После маминой смерти (мне тогда было шесть лет) наступило для меня десятилетие, в котором отец мой был и старался быть по возможности хорошим отцом, хотя при его образе жизни это было очень трудно. Но в

Спасибо за откровенность «…Пустопорожняя мысль о необходимости составить Интернационал из «социал-демократов-интернационалистов»»… (из) «оппозиционных элементов, понадерганных из всех социалистических партий… Интернационал можно восстановить только из тех же

) о том, что нынешние необандеровцы должны молиться на отцов-основателей СССР, разделивших государство по национальному признаку. Да, идея была не их и даже первые шаги на этом пути предприняли австро-венгры с поляками в Галиции. Но этим всходам не дали засохнуть именно большевики.

Наоборот, холили и лелеяли, рассаживали и защищали беспощадной силой партии диктатуры пролетариата. Я даже не хочу спорить о том, что это было оправдано объективными условиями - это не суть. Главное, что это дело рук именно и в первую очередь большевиков сталинского периода.

Да, началась украинизация еще до смерти Ленина. Тот же Сталин еще в 1921 году на Х съезде РКП(б) заявил: «...Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов . Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы , то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы ».

Но и после смерти Ленина ничего не изменилось и брошюра "О праве наций на самоопределение" не была сожжена. Наоборот, СССР построили из "союза наций" с правом отделения от СССР. Мало того, когда после Победы можно было трансформировать СССР в единое государство с "новой общностью советских людей" - это тоже не было сделано.

Так что именно партия и именно в СССР создала украинцев как нацию, собственно Малороссию превратила в огромное полноценное государство-основателя ООН, собрала все территории в это государство вплоть до Крыма в его составе и по-сталински жестко и бескомпромиссно насадила украинский язык даже там, где его отродясь не было.

Исторический факт - в РИ "украинцев" небыло! Посмотрите любую перепись населения. Вы найдете там все народы империи, кроме одного... Дабы не быть голословным (Перепись РИ 1897г.:http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php). Не было украинцев и в соседних странах. Были русские или русины, рутены, малороссы, кто угодно. Украинцев не было вплоть до Первой мировой даже в США и Австро-венгерской империи, которая как раз на своей территории в Галиции и взращивала украинство из русинов (благо польские заделы на этом пути были сделаны). Надо отдать дань и Российской империи, в которой "украинцы" были модны и популярны (вспомните перезахоронение Шевченко).

Тем не менее, только мировая война начала официальную украинизацию. Обратите внимание на паспорт газеты №61 от 13 октября 1914 года и сравните паспорт следующего номера 62 за 15 октября 1914.


Но это были лишь зачатки.

Неудачные попытки расколоть воевавшую Российскую империю. И даже всякие УНР Грушевского, Гетьманаты Скоропадского и Директории Петлюры не увенчались успехом. С окончанием гражданской войны победители могли переиграть все - и попытка создания Донцко-Криворожской Республики лишь один из примеров иного строительства. Но по причинам, о которых я писал в предыдущей статье (Сталин и бомба замедленного действия, уничтожившая СССР), большевики пошли по принципу национального деления СССР.

Это была самая жестокая и всеохватывающая из украинизаций - Ющенко отдыхает (всего при СССР было минимум три волны украинизаций при всех генсеках, кроме мало правивших Андропова и Черненко). Именно в СССР население УССР и прилегающих территорий РСФСР узнало о том, что они "украинцы". Сталин не "уничтожал" "украинцев" - он их создал!

В 1923 году XII съезде ВКП(б) Сталин, в соответствии с ленинскими идеями, провел решение по «коренизации» - замене русского языка на местные национальные языки в администрации, образовании и культуре. На Украине, а также на Кубани, в Ставропольском крае, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской областях такая коренизация совершенно официально была названа украинизацией.

Тот самый Грушевский, глава УНР из Галиции, уже обласканный советской властью, писал: «в УССР из Галиции переехало около 50 тысяч человек с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Много галичан работает в аппарате Наркомпроса Украины. В Укрнауке работали М.И. Яворский, К. И. Коник, М. Л. Баран; учеными секретарями Наркомпроса были А. И. Бадан-Яворенко, а затем Зозуляк; личным секретарем Скрыпника был галичанин Н. В. Ерстенюк».

Вместе с ними из тогда польской Галиции в УССР выписали и 400 офицеров бывшей Галицкой армии, во главе с Г. Коссаком – дядей Зенона Коссака, ставшего автором 44-х правил жизни украинского националиста. Представляю, в каком восторге был Пилсудский и Ко.

Из письма Горького украинскому писателю А. Слесаренко: «Уважаемый Алексей Макарович! Я категорически против сокращения повести «Мать». Мне кажется, что и перевод этой повести на украинское наречие тоже не нужен. Меня очень удивляет тот факт, что люди, ставя перед собой одну и ту же цель, не только утверждают различие наречий – стремятся сделать наречие «языком», но еще и угнетают тех великороссов, которые очутились меньшинством в области данного наречия».

В 1930 г. в Украине 68,8% газет выпускались советскими органами на украинском языке, в 1932 г. их было уже 87,5%. В 1925-26 гг. 45,8% книг, издаваемых коммунистами в Украине, печатались по-украински, к 1932 г. эта цифра составила 76,9%. Рынка не было, рост и распределение тиражей было сугубо партийным делом и не диктовались спросом.

Вот цитата из решения 4-го пленума Донецкого обкома КП(б)У: «Строго соблюдать украинизацию советских органов, решительно борясь со всякими попытками врагов ослабить украинизацию». Решение принято в октябре 1934 г.

А за полгода до этого, в апреле, тот же обком принял волевое решение «О языке городских и районных газет Донбасса». Во исполнение решений партии об украинизации дончане постановили полностью перевести на украинский язык 23 из 36 местных газет, еще 8 должны были печатать как минимум две трети информации по-украински, 3 - на греко-эллинском и лишь ДВЕ газеты (!) в области решено было оставить на русском языке.

До революции на Донбассе было 7 украинских школ. В 1923 г. Наркомпрос Украины приказал в течение трех лет украинизировать 680 школ региона.

Но пик украинизации образования здесь пришелся именно на 1932-33 гг.! На 1 декабря 1932 г. из 2239 школ Донбасса 1760 (или 78,6%) были украинскими, еще 207 (9,2%) - смешанными русско-украинскими.

К 1933 г. закрылись последние русскоязычные педагогические техникумы. В 1932-33 учебном году в русскоязычной Макеевке не осталось НИ ОДНОГО русскоязычного класса в начальной школе, что вызвало бурные протесты родителей. В этом году не более 26% учеников области могли учиться на русском языке.

Активным образом украинизировались и партийные органы (ну да, той самой партии, которую сейчас пытаются обвинить в геноциде украинского народа). Если в 1925 г. соотношение украинцев и русских в КП(б)У составляло 36,9% на 43,4%, в 1930 - 52,9% на 29,3%, то в пиковый год "голодомора" (1933 г.) - 60% украинцев на 23% русских

Надо же, "уничтожая" "украинцев", Сталин почему-то везде насаждал мову и преследовал русский язык. Какое-то странное "уничтожение".

А вот вам еще интересный документ:

Постановление 14 декабря 1932 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области», цитата:

г) Предложить ЦК КП(б)У и СНК Украины обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации .

Почитайте - инересный документ. Обсуждается борьба с голодом и (ВНИМАНИЕ!) украинизация! Там же, кстати, постановляется отменить украинизацию на Кубани, т.к. местное население плохо понимает мову. :)

«Подтвердить, что на службу можно принимать только лиц, владеющих украинским языком , а не владеющих можно принимать только по согласованию с Окружной комиссией по украинизации». Р-401 оп.1,д.82 Президиум Луганского Окр. исполкома: «Подтвердить сотрудникам, что неаккуратное посещение курсов и нежелание изучать украинский язык влечет за собой их увольнение со службы». Р-401, оп.1, дело 72.

В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации». Украинизировались газеты, школы, вузы, театры, учреждения, надписи, вывески и т. д. В Одессе, где учащиеся-украинцы составляли менее трети, были украинизированы все школы. В 1930 г. на Украине оставалось только 3 большие русскоязычные газеты.

Украинизация компартии Украины

Годы Члены и кандидаты партии украинцы русские другие
1922- 54818... 23,3 %...... 53,6 % 23,3 %
1924- 57016... 33,3 %..... 45,1 % 14,0 %
1925- 101852 36,9 %... 43,4 % 19,7 %
1927- 168087 51,9 %.. 30,0 % 18,1 %
1930- 270698 52,9 %.. 29,3 % 17,8 %
1933- 468793 60,0 % .. 23,0 % 17,0 %

Было бы ошибкой считать, что в середине 30-х украинизация прекратилась. Да, она тихо сошла на нет на Кубани Ставрополье, Северном Кавказе. Но все без исключения земли, присоединявшиеся к УССР, украинизировались жестко и беспощадно. В 1939 году оказалось, что жители Галиции оказались тоже недостаточно украинизированы по причине распространенности польского языка. Львовский университет имени Яна Казимира был переименован в честь Ивана Франко и украинизирован так же, как и Львовская опера, получившая то же имя. Советская власть в массовом порядке открыла новые украинские школы и основала новые украиноязычные газеты. Просто здесь на украинкий меняли не русский, а польский.

Дерусификация произошла и в Закарпатье после присоединения к УССР. Примерно половина местных еще до Первой мировой стараниями австро-венгерских властей, использовавших для убеждения концлагеря Терезин и Талергоф, выбрала украинскую идентичность. Другая половина русинов придерживалась общерусской ориентации и родным языком упрямо считала русский. Тем не менее, в 1945 году все русины вне зависимости от своего желания были названы Советской властью украинцами. Ну, о Крыме и говорить нет необходимости, его украинизация шла началась как только Хрущев его воткнул в УССР.

Не буду утомлять читателей перечислением документов разных лет - немного фотокопий газет:







"...обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации "

) о том, что нынешние необандеровцы должны молиться на отцов-основателей СССР, разделивших государство по национальному признаку. Да, идея была не их и даже первые шаги на этом пути предприняли австро-венгры с поляками в Галиции. Но этим всходам не дали засохнуть именно большевики.

Наоборот, холили и лелеяли, рассаживали и защищали беспощадной силой партии диктатуры пролетариата. Я даже не хочу спорить о том, что это было оправдано объективными условиями - это не суть. Главное, что это дело рук именно и в первую очередь большевиков сталинского периода.

Да, началась украинизация еще до смерти Ленина. Тот же Сталин еще в 1921 году на Х съезде РКП(б) заявил: «...Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность - выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов . Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы ».
Но и после смерти Ленина ничего не изменилось и брошюра "О праве наций на самоопределение" не была сожжена. Наоборот, СССР построили из "союза наций" с правом отделения от СССР. Мало того, когда после Победы можно было трансформировать СССР в единое государство с "новой общностью советских людей" - это тоже не было сделано.

Так что именно партия и именно в СССР создала украинцев как нацию, собственно Малороссию превратила в огромное полноценное государство-основателя ООН, собрала все территории в это государство вплоть до Крыма в его составе и по-сталински жестко и бескомпромиссно насадила украинский язык даже там, где его отродясь не было.

Исторический факт - в РИ "украинцев" не было! Посмотрите любую перепись населения. Вы найдете там все народы империи, кроме одного... Дабы не быть голословным (перепись РИ 1897г.). Не было украинцев и в соседних странах. Были русские или русины, рутены, малороссы, кто угодно. Украинцев не было вплоть до Первой мировой даже в США и Австро-венгерской империи, которая как раз на своей территории в Галиции и взращивала украинство из русинов (благо польские заделы на этом пути были сделаны). Надо отдать дань и Российской империи, в которой "украинцы" были модны и популярны (вспомните перезахоронение Шевченко).

Тем не менее, только мировая война начала официальную украинизацию. Обратите внимание на паспорт газеты №61 от 13 октября 1914 года и сравните паспорт следующего номера 62 за 15 октября 1914.


Но это были лишь зачатки.

Неудачные попытки расколоть воевавшую Российскую империю. И даже всякие УНР Грушевского, Гетьманаты Скоропадского и Директории Петлюры не увенчались успехом. С окончанием гражданской войны победители могли переиграть все - и попытка создания Донецко-Криворожской Республики лишь один из примеров иного строительства. Но по причинам, о которых я писал в предыдущей статье (Сталин и бомба замедленного действия, уничтожившая СССР), большевики пошли по принципу национального деления СССР.

Это была самая жестокая и всеохватывающая из украинизаций - Ющенко отдыхает (всего при СССР было минимум три волны украинизаций при всех генсеках, кроме мало правивших Андропова и Черненко). Именно в СССР население УССР и прилегающих территорий РСФСР узнало о том, что они "украинцы". Сталин не "уничтожал" "украинцев" - он их создал!

В 1923 году XII съезде ВКП(б) Сталин, в соответствии с ленинскими идеями, провел решение по «коренизации» - замене русского языка на местные национальные языки в администрации, образовании и культуре. На Украине, а также на Кубани, в Ставропольском крае, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской областях такая коренизация совершенно официально была названа украинизацией.

Тот самый Грушевский, глава УНР из Галиции, уже обласканный советской властью, писал: «в УССР из Галиции переехало около 50 тысяч человек с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Много галичан работает в аппарате Наркомпроса Украины. В Укрнауке работали М.И. Яворский, К. И. Коник, М. Л. Баран; учеными секретарями Наркомпроса были А. И. Бадан-Яворенко, а затем Зозуляк; личным секретарем Скрыпника был галичанин Н. В. Ерстенюк».

Вместе с ними из тогда польской Галиции в УССР выписали и 400 офицеров бывшей Галицкой армии, во главе с Г. Коссаком - дядей Зенона Коссака, ставшего автором 44-х правил жизни украинского националиста. Представляю, в каком восторге был Пилсудский и Ко.

Из письма Горького украинскому писателю А. Слесаренко: «Уважаемый Алексей Макарович! Я категорически против сокращения повести «Мать». Мне кажется, что и перевод этой повести на украинское наречие тоже не нужен. Меня очень удивляет тот факт, что люди, ставя перед собой одну и ту же цель, не только утверждают различие наречий - стремятся сделать наречие «языком», но еще и угнетают тех великороссов, которые очутились меньшинством в области данного наречия».

В 1930 г. в Украине 68,8% газет выпускались советскими органами на украинском языке, в 1932 г. их было уже 87,5%. В 1925—26 гг. 45,8% книг, издаваемых коммунистами в Украине, печатались по-украински, к 1932 г. эта цифра составила 76,9%. Рынка не было, рост и распределение тиражей было сугубо партийным делом и не диктовались спросом.

Вот цитата из решения 4-го пленума Донецкого обкома КП(б)У: «Строго соблюдать украинизацию советских органов, решительно борясь со всякими попытками врагов ослабить украинизацию». Решение принято в октябре 1934 г.

А за полгода до этого, в апреле, тот же обком принял волевое решение «О языке городских и районных газет Донбасса». Во исполнение решений партии об украинизации дончане постановили полностью перевести на украинский язык 23 из 36 местных газет, еще 8 должны были печатать как минимум две трети информации по-украински, 3 — на греко-эллинском и лишь ДВЕ газеты (!) в области решено было оставить на русском языке.

До революции на Донбассе было 7 украинских школ. В 1923 г. Наркомпрос Украины приказал в течение трех лет украинизировать 680 школ региона.

Но пик украинизации образования здесь пришелся именно на 1932—33 гг.! На 1 декабря 1932 г. из 2239 школ Донбасса 1760 (или 78,6%) были украинскими, еще 207 (9,2%) — смешанными русско-украинскими.

К 1933 г. закрылись последние русскоязычные педагогические техникумы. В 1932—33 учебном году в русскоязычной Макеевке не осталось НИ ОДНОГО русскоязычного класса в начальной школе, что вызвало бурные протесты родителей. В этом году не более 26% учеников области могли учиться на русском языке.

Активным образом украинизировались и партийные органы (ну да, той самой партии, которую сейчас пытаются обвинить в геноциде украинского народа). Если в 1925 г. соотношение украинцев и русских в КП(б)У составляло 36,9% на 43,4%, в 1930 — 52,9% на 29,3%, то в пиковый год "голодомора" (1933 г.) — 60% украинцев на 23% русских

Надо же, "уничтожая" "украинцев", Сталин почему-то везде насаждал мову и преследовал русский язык. Какое-то странное "уничтожение".

А вот вам еще интересный документ:

Постановление 14 декабря 1932 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области», цитата:

Г) Предложить ЦК КП(б)У и СНК Украины обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации .

Почитайте - интересный документ. Обсуждается борьба с голодом и (ВНИМАНИЕ!) украинизация! Там же, кстати, постановляется отменить украинизацию на Кубани, т.к. местное население плохо понимает мову. :)

«Подтвердить, что на службу можно принимать только лиц, владеющих украинским языком , а не владеющих можно принимать только по согласованию с Окружной комиссией по украинизации». Р-401 оп.1,д.82 Президиум Луганского Окр. исполкома: «Подтвердить сотрудникам, что неаккуратное посещение курсов и нежелание изучать украинский язык влечет за собой их увольнение со службы». Р-401, оп.1, дело 72.

В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации». Украинизировались газеты, школы, вузы, театры, учреждения, надписи, вывески и т. д. В Одессе, где учащиеся-украинцы составляли менее трети, были украинизированы все школы. В 1930 г. на Украине оставалось только 3 большие русскоязычные газеты.

Украинизация компартии Украины

Годы Члены и кандидаты партии украинцы русские другие
1922- 54818... 23,3 %...... 53,6 % 23,3 %
1924- 57016... 33,3 %..... 45,1 % 14,0 %
1925- 101852 36,9 %... 43,4 % 19,7 %
1927- 168087 51,9 %.. 30,0 % 18,1 %
1930- 270698 52,9 %.. 29,3 % 17,8 %
1933- 468793 60,0 % .. 23,0 % 17,0 %
Было бы ошибкой считать, что в середине 30-х украинизация прекратилась. Да, она тихо сошла на нет на Кубани Ставрополье, Северном Кавказе. Но все без исключения земли, присоединявшиеся к УССР, украинизировались жестко и беспощадно. В 1939 году оказалось, что жители Галиции оказались тоже недостаточно украинизированы по причине распространенности польского языка. Львовский университет имени Яна Казимира был переименован в честь Ивана Франко и украинизирован так же, как и Львовская опера, получившая то же имя. Советская власть в массовом порядке открыла новые украинские школы и основала новые украиноязычные газеты. Просто здесь на украинкий меняли не русский, а польский.

Дерусификация произошла и в Закарпатье после присоединения к УССР. Примерно половина местных еще до Первой мировой стараниями австро-венгерских властей, использовавших для убеждения концлагеря Терезин и Талергоф, выбрала украинскую идентичность. Другая половина русинов придерживалась общерусской ориентации и родным языком упрямо считала русский. Тем не менее, в 1945 году все русины вне зависимости от своего желания были названы Советской властью украинцами. Ну, о Крыме и говорить нет необходимости, его украинизация шла началась как только Хрущев его воткнул в УССР.

Не буду утомлять читателей перечислением документов разных лет - немного фотокопий газет:






"...обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации "

Владислав Павлович Смирнов (род. 1929) - советский и российский историк, специалист по истории Франции. Заслуженный профессор Московского университета (2012), лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2013). В 1953 году В.П. Смирнов окончил исторический факультет МГУ, затем стал аспирантом, а с 1957 г. начал работать на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, где прошел путь от ассистента до профессора. Ниже приводится фрагмент из его книги: Смирнов В.П. ОТ СТАЛИНА ДО ЕЛЬЦИНА: автопортрет на фоне эпохи/ В. П. Смирнов. – М.: Новый хронограф, 2011.

Вождь и учитель

Когда я родился, в стране властвовал Сталин. Близкие к нему члены Политбюро ЦК ВКП(б) в своем кругу называли его «хозяином», а на людях – «вождем и учителем». В 1929 г. потерпела полное поражение последняя легальная внутрипартийная оппозиция – «правая оппозиция» во главе с Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым. Как раз в день моего рождения «Правда» опубликовала большую статью под заголовком: «Упорно и беспощадно бороться с идеологией и практикой правого оппортунизма». Участников оппозиции исключали из партии, снимали с работы, отправляли в ссылку, иногда арестовывали, приписывая им вымышленные преступления, чаще всего «антисоветскую деятельность», «вредительство» или «шпионаж». Часть оппозиционеров в поисках спасения каялась и признавала свои ошибки.

Одновременно шла и быстро усиливалась кампания безудержного возвеличивания Сталина. Сигналом для неё послужил специальный номер «Правды» к 50-летию Сталина, целиком заполненный приветствиями и славословиями. Там впервые появилась фотография «Ленин и Сталин в Горках», без которой впоследствии не обходилась ни одна биография Сталина, были опубликованы статьи наиболее близких к Сталину членов Политбюро, стихи в его честь и – под заголовком «Тысячи приветствий» – поздравительные телеграммы различных учреждений и организаций. Тон задала передовая статья «Правды», где говорилось: «Коммунистическая партия, рабочий класс и мировое революционное движение празднуют сегодня 50-летний юбилей своего руководителя и вождя, друга и боевого товарища тов. Сталина».

Впервые Сталина назвали «вождем», причем не только партии, но еще и рабочего класса и мирового революционного движения. Насколько это было тогда необычно, видно хотя бы из того, что в приветствии Сталину от имени Центрального Комитета и Центральной контрольной комиссии ВКП(б) слово «вождь» еще не употреблялось. Сталин фигурировал там только как «верный, лучший ученик Ленина», «железный солдат революции», «дорогой друг и боевой товарищ» остальных членов ЦК и ЦКК. Еще более скромным в своих оценках оказался Московский комитет ВКП(б). Он приветствовал Сталина «как первого среди равных в боевом штабе большевиков». В опубликованных «Правдой» льстивых приветственных стихах Демьяна Бедного прозвучала еще одна нота, которая потом постоянно повторялась в потоке восторженных писаний о Сталине: любимый вождь, ко всему прочему, еще и невероятно скромен – лишь с трудом терпит похвалы.

«Телеграммы… Редакция ими завалена.
По случаю полустолетия Сталина!
Пусть там Сталин, как хочет,
Сердится, грохочет,

Но “Правде” нельзя уже дальше молчать!» – писал Демьян Бедный. Поток славословий нарастал, и применяемые к Сталину эпитеты быстро достигли наивысших степеней. В 1934 году, на XVII съезде ВКП(б), официально провозглашенном «съездом победителей», руководители крупнейших партийных организаций Москвы и Ленинграда – Н.С. Хрущев и А.А. Жданов – назвали Сталина «гениальным». Вряд ли эта мысль одновременно пришла им в голову по чистой случайности. Хрущев сказал, что московские большевики сплотились «вокруг нашего гениального вождя товарища Сталина», а Жданов уверял, что все успехи СССР достигнуты «под гениальным водительством величайшего вождя нашей партии и рабочего класса, величайшего человека нашей эпохи – товарища Сталина».

Не отставали и другие, в том числе допущенные Сталиным на съезд, бывшие вожди оппозиции – Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков. Все они осуждали цепь своих «ошибок, заблуждений и преступлений», отмежевывались от уже арестованных соратников, благодарили Сталина за то, что он их разгромил, клялись ему в верности, превозносили до небес. Пожалуй, нужно напомнить их высказывания, потому что они показывают, насколько лидеры оппозиции были морально и политически сломлены еще до начала организованных против них судебных процессов. Зиновьев уверял, что Сталин принадлежит «к числу тех немногих редких и редчайших писателей и мыслителей, произведения которых перечитываешь много раз, каждый раз находя в них новое богатство содержания». Каменев говорил, что Сталин «это знамя», «выразитель воли миллионов, удар против которого означает удар против всей партии, против социализма, против всего мирового пролетариата».

Бухарин призывал к сплочению «вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии, её руководителя, её теоретического и практического вождя». Рыков обещал «работать на дело пролетарской революции под руководством нашего Центрального Комитета и его великого вождя товарища Сталина». Покаяние и вынужденные восхваления Сталина не спасли лидеров оппозиции. Через несколько лет на судебных процессах им пришлось не только каяться, но еще и «признаваться» в измене, шпионаже, убийствах и других преступлениях, которых они не совершали; униженно, но безрезультатно умолять Сталина о пощаде.

После разгрома оппозиции все средства массовой информации захлестнула (и вплоть до смерти Сталина уже не спадала) волна рассказов, стихов и «народных сказаний» о Сталине, восторженных воспоминаний людей, которые когда-либо его видели или хотя бы слышали. Появился особый жанр: «Песни о Сталине», где его сравнивали с соколом, орлом и солнцем. Их авторами были не только безвестные рифмоплеты, но и очень известные, уважаемые и авторитетные люди. Так, в 1938 г. композитор А.В. Александров и поэт М. Инюшкин сочинили «Кантату о Сталине», которой с того времени открывались почти все праздничные концерты. Она начиналась словами:

От края до края, по горным вершинам,
Где вольный орел совершает полет,
О Сталине мудром, родном и любимом
Прекрасную песню слагает народ.

Не менее известной была «Песня о Сталине» поэта А. Суркова и композитора М. Блантера. Они «сложили радостную песню о Великом друге и вожде». Её припев гласил:

Сталин – наша слава боевая,
Сталин – нашей юности полет.
С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идет.

Еще в одной «Песне о Сталине» поэт С. Алымов и композитор А.В. Александров от имени советского народа заверяли:

Мы на подвиг любой все пойдем за тобой,
Наше знамя победы, наш Сталин.

Наряду с образом великого, мудрого и любимого вождя в песнях 30-х годов создавался образ СССР как исключительно богатой и счастливой страны.

Солнечным и самым светлым краем
Стала вся советская земля…
Сталинской улыбкою согрета
Радуется наша детвора.

Огромная масса населения СССР жила в бедности, недоедала, кое-где царил настоящий голод, но в песнях все выглядело просто замечательно.

У нас от хлеба ломятся
В амбарах закрома,
До самой до околицы
Все новые дома.

К песням присоединялись книги, статьи, кинофильмы, театральные постановки, воспевавшие счастливую жизнь советских людей под руководством их гениального, мудрого, доброго, человечного вождя – товарища Сталина. Во всех учреждениях, воинских частях, школах, больницах, да и во многих частных квартирах висели его портреты. Это был подлинный «культ личности», как его назвали позднее, культ, напоминавший религиозный, сопровождавшийся массовым восторженным поклонением.

Не только «простые люди», но и одаренные критическим умом знаменитые интеллигенты приходили в восторг при одном появлении Сталина. Увидев Сталина на съезде комсомола в 1936 году, К.И. Чуковский записал в дневнике: «Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его – просто видеть – для всех нас было счастьем… Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью». Самое поразительное, что даже, казалось бы, хорошо знавшие Сталина люди, в том числе его родственники, которых он потом уничтожил, видели в нем «настоящего непобедимого Орла» и считали, что Сталин «бесконечно добр».

После разоблачения преступлений Сталина на ХХ съезде КПСС, когда критиковать его стало совершенно не страшно, выяснилось, что некоторые видные ученые и писатели, например, А.А. Ахматова, не питали иллюзий ни относительно Сталина, ни относительно сталинского режима. Возможно, так же думали и многие «простые люди», особенно те, кто пострадал от Советской власти. Однако свои настроения они держали при себе, потому что высказать их было смертельно опасно. Я был тогда маленьким мальчиком, рос в обстановке беспрерывного восхваления Сталина и воспринимал её как вполне естественную. Расскажу эпизод из моих детских впечатлений, который неожиданно получил продолжение. Видимо, я еще не умел читать, но с большим удовольствием разглядывал большие, красивые, висевшие повсюду плакаты, на которых Сталин с доброй отеческой улыбкой держал на руках маленькую девочку с большим букетом цветов.

Прошло много лет. Осенью 2000 г. я встретил у своих друзей красивую немолодую женщину. Мне сказали: «Познакомься. Это Геля Маркизова; помнишь девочку с букетом на руках у Сталина?» Я помнил, стал расспрашивать Гелю, и вот что она мне рассказала. Её отец был министром земледелия Бурят-Монгольской АССР, одним из секретарей Бурятского обкома КПСС, убежденным коммунистом. Своих детей он назвал в честь основоположников марксизма-ленинизма: сына – Владиленом (в честь Ленина), а дочку – Энгельсиной (в честь Энгельса). В 1936 г. отец вместе с женой и Гелей (как её звали дома) приехал в Москву на декаду бурятского искусства. Его пригласили на правительственный прием, и Геля, которой тогда было 5–6 лет, упросила взять её с собой. Они купили большой букет цветов и отправились в Кремль. Там Геле надоело слушать речи, она встала и пошла со своим букетом прямо к Сталину. Это вызвало бурный восторг всего зала. Сталин поднял её на руки, их тут же сфотографировали, и на следующий день фотография появилась в газетах с подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». На Гелю обрушился поток поздравлений и подарков. Сталин подарил ей наручные часы и патефон. По словам Гели, он спросил: «Дотащишь?», а Геля ответила: «Папу попрошу».

Вслед за Сталиным Геле стали присылать подарки самые разные учреждения и организации. Какой-то колхоз подарил даже корову с теленком. Плакаты с изображением Гели на руках у Сталина сделали её известной всей стране. А затем наступил 37 год… Отца арестовали, обвинили в шпионаже в пользу Японии и в заговоре с целью отделения Бурятии от СССР, зверски пытали и расстреляли. Плакаты с Гелей на руках у Сталина исчезли. Гелю, её брата и мать сослали в Казахстан. После реабилитации родителей Геля смогла увидеть личное дело матери. В нем лежал запрос местного отделения НКВД: Что делать с матерью? Она хранит фотографию Гели на руках у Сталина, может в дальнейшем её использовать. Берия, сменивший Ежова на посту наркома внутренних дел, синим карандашом наложил резолюцию: «Устранить». После этого мать Гели под каким-то предлогом положили в больницу и через несколько дней сказали, что она покончила с собой в припадке депрессии, перерезав себе горло осколком бутылки. Геля этому не поверила. По ее словам, она сама видела след от разреза – он был узкий, тонкий, как от ножа или ланцета, а не рваный, каким был бы от осколка бутылки. Дальнейшая судьба Гели и её брата сложилась относительно благополучно. Их усыновили дальние родственники, они не считались «членами семьи изменника родины», получили высшее образование, работали. Геля окончила Исторический факультет МГУ. В своем рассказе Геля упомянула деталь, которая теперь удивляла ее саму. Она не верила обвинением против своего отца, но в 1953 году, когда умер Сталин, плакала и очень жалела, что её маленькая дочь никогда не увидит такого великого человека.