Вмф румынии. Военно-морские силы румынии - курс в нато

Майнинг – одно из самых известных понятий в криптомире. А криптосистемы очень популярны в течении последних нескольких лет.

Интернет переполнен информацией о криптовалютах, их добыче и прибыли, которую они приносят. А чем больше пользователей интересуются чем-то, тем больше вариантов для мошенничества.

Одним из таких схем «черного заработка» является скрытый майнинг. Его начало положено в 2011 году, но это были отдельные случаи, сейчас это довольно серьезная проблема.

Для того, чтобы обезопасить свою технику, важно знать, как найти такую программу, удалить и предотвратить попытки их появления.

Скрытый майнер – стороннее программное обеспечение, которое запускает майнинг в фоновом режиме, вне желания пользователя.

Оно скачивается на компьютер и использует его мощности для добычи монет, которые затем отправляются на кошелек мошенника.

Распространенность скрытого майнинга растет с огромной скоростью, ведь это один из самых простых и массовых способов заработка для хакеров. Пользователь может и не догадываться, что его ПК используется для добычи той или иной криптовалюты, если софт не будет перегружать комп.

Ботнеты заражают офисные компьютеры, которые чаще всего имеют слабые характеристики. Именно поэтому для майнинга используется .

Чаще всего заражение происходит из-за открытия вредоносных сообщений, скачивания неизвестных файлов и просмотра спам-рассылки.

Наиболее любопытно то, что те, кто занимается скрытым майнингом, получают за это совсем небольшую прибыль.

Так, если поставить ПО на 200 компьютеров, можно получить около 30 долларов в месяц.

Единственное, что привлекает – пассивность дохода, ведь кроме заражения делать больше ничего не надо самому.

Детальных инструкций о том, как распознать и удалить ботнет, в Интернете очень мало . Однако перед тем, как разбираться в поисках скрытого майнера, следует понять, почему он вообще вредит компьютеру.

Почему скрытый майнер вредит компьютеру

Вредоносная программа чем-то похожа на обычный компьютерный вирус. Она также выдает себя за системный файл и может очень перегружать комп.

Однако они действуют по разным схемам.

Если вирус напрямую вредит «внутренностям» компьютера, то скрытый майнер нельзя обнаружить с помощью антивируса, ведь он использует только системные ресурсы аппарата.

Именно из-за того, что такое ПО не видит ни одна антивирусная программа, оно и является опасным.

Ведь для того, чтобы обезвредить его, нужно потратить разбираться в характеристиках и файловой системе своего ПК, что для обычного пользователя может оказаться большой проблемой.

Хакеру не обязательно создавать ПО для ПК, есть возможность просто разработать скрипт и получить доступ к ресурсам.

Мошенник просто загружает созданный код на сайт, который будет добывать криптовалюты во время пребывания посетителей на странице.

Обнаружить это достаточно просто, при посещении страницы техника начнет работать медленно, а диспетчер задач отобразит увеличенную нагрузку.

Для того, чтобы обезопасить свое техустройство от скрытого майнера онлайн, нужно просто выйти из такой страницы.

С помощью Диспетчера Задач

Если дело касается скрытого майнинга через ПО, такое простое решение не поможет. Для того, чтобы удалить майнер навсегда без установки специальных программ, необходимо выполнить 5 простых действий:

Шаг 1. Заходим в «Панель управления» - «Управление» - «Диспетчер задач» - «Подробности» .

Шаг 2. Просматриваем все задачи, ботнет отличается от остальных (часто это несвязный набор символов).

Шаг 3. Во вкладке «Действия» будет отображено запуск файла с названием из Шага 2.

Шаг 4. Очень часто скрытый майнер скрывается под видом системного обновления. Для этого можно ввести название файла в поисковик и посмотреть, что он запускает.

Шаг 5 . С помощью поиска в реестре удаляем все точные совпадения.

Шаг 6. Перегружаем систему.

С помощью программы AnVir Task Manager

Шаг 1. Скачать и установить программу на компьютер.

Шаг 2. Открыть программу и проверить все запущенные задачи.

Шаг 3. Если какая-то задача кажется подозрительной, можно вызвать дополнительную информацию, для этого следует навести курсором на операцию (важно помнить, множество ботнетов скрываются под программным обеспечением, однако они не могут подделать данные файла).

Шаг 4; Правой кнопкой мыши нажимаем на файл – «Детальная информация» - «Производительность» выбираем 1 день и смотрим на деятельность компьютера в этот период.


Средства ПЛО для Puma Naval В 2001 году румынское агентство военных исследований (ACTTM) продемонстрировало на международной специализированной выставке EXPO Mil (Бухарест, Румыния) авиационный вариант гидролокатора SIN-100.

Судя по комментариям, переделка румынского локатора под нужды палубной авиации восторга не вызвала. Выставка EXPO Mil 2001. На полу лежит гидролокатор SIN-100 (Румыния) На той же выставке агентство ACTTM продемонстрировало прототип “пусковой установки для противолодочных гранат” (lansator de grenade anti-submarine). ПУ монтировались на внешних узлах подвески авиатехники и были рассчитаны на использование боеприпасов, которые уже производились на механическом заводе TOHAN S. A. (Брашов, Румыния). Речь шла о глубинных бомбах BAE-1 калибра 45 кг, из которых вес ВВ составлял 25 кг. Заявленная скорость погружения глубинных бомб BAE-1 - около 2,1 м/сек. Выставка EXPO Mil 2005. По правую руку от манекена - ПУ для глубинных бомб BAE-1 (Румыния) Выставка EXPO Mil 2001. Глубинная бомба BAE-1 (Румыния) Я считаю, что применение глубинных бомб калибра до 50 кг эффективно на малых глубинах: для охраны внешних рейдов и прибрежных акваторий, а также пограничных рек. Они хороши для вооружения сторожевых катеров, например, “типа 80” ВМС Швеции или кораблей Дунайской флотилии ВМС Румынии. Но для противолодочных действий в открытом море эти бомбы, мягко говоря, малоэффективны. В 2007 на выставке EXPO Mil румынский завод TOHAN S. A. продемонстрировал на своём стенде пусковую установку для легких противолодочных торпед воздушного базирования производства Portsmouth Aviation Ltd. Не ясно, собирались ли румыны производить их по лицензии, или речь шла о приобретении партии таких ПУ. Выставка EXPO Mil 2007. ПУ для авиационных торпед пр-ва Portsmouth Aviation Румынский автор, у которого я позаимствовал эту информацию (George GMT), пишет, что ему до сих пор не удалось узнать, был принят на вооружение хоть один из вышеуказанных образцов, или нет. Тот же автор выложил и фото других румынских глубинных бомб пр-ва завода TOHAN S. A. Видимо, для расширения диапазона знаний, так как к вертолётной тематике они вряд ли имеют отношение. Puma SOCAT В начале 90-х годов румынское предприятие IAR совместно с израильской компанией Elbit Systems приступило к составлению плана модернизации вертолётного парка вооружённых сил Румынии (проект “Пума-2000”). Целью программы было создание современного ударного вертолёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с бронетехникой противника. С 1999 по 2005 модернизацию прошло 25 машин, и они поставлялись в ВС под обозначением IAR 330 Puma SOCAT. Это обошлось румынской казне в 150 млн. евро. SOCAT (Sistem Optronic de Cercetare și Anti-Tanc). Sistem Optronic (рум.) = оптико-электронная система. Cercetare (рум.) = наблюдение, разведка. Anti-Tanc (рум.) для борьбы с танками. То есть это версия вертолёта, которая оснащена оптико-электронной системой для разведки, а также поиска и уничтожения танков на поле боя. Вооружение Puma SOCAT (истребителей танков): Ракетное: 32х НАР С-5К или С-5M в 2х подвесных блоках на пилонах; 8х ПТУР Spike-ER от Rafael в 2х подвесных блоках на пилонах; Пушечное: 1х 20-мм пушка M621 (GIAT/Nexter) на носовой подвижной турели THL 20. Проходил испытания и вертолёт, оснащённый теми же пушками M621, но в подвесных контейнерах (NC 621). Однако предпочтение отдали пушке на носовой турели. Убийца танков IAR 330 Puma SOCAT румынских ВВС Пума Навал второго поколения В 2008 году компания IAR получила заказ на адаптацию 3-х машин Puma SOCAT под нужды румынского флота. Они должны были заменить вертолёты Puma Naval предыдущего поколения на палубах фрегатов “Мэрэшешть”, “Реджеле Фердинанд” и “Реджина Мария”. В марте 2009 года ВМС Румынии получили вертолёты Puma Naval нового поколения. Это стало возможно благодаря сотрудничеству не только с Elbit Systems Ltd., но и другими производителями: Turbomecanica, Aerostar, Aeroteh, Aerofina, Airbus Helicopters, Rafael, Breeze Eastern, Rockwell-Collins, Terma AS, Thales Underwater Systems, CCIZ, Condor. Puma Naval 2-го поколения сохранили ИК обзорно-прицельную систему Elbit, установленную на Puma SOCAT и, наконец, в 2011 году получили бортовые РЛС Telephonics RDR-1500B. Корпуса Puma Naval прошли антикоррозийную обработку, а сами машины получили более богатое оснащение. Вот неполный список: - РЛС кругового обзора; - система предупреждения об лазерном облучении; - система РЭБ; - автоматическая идентификационная система судов; - аппаратура обнаружения аварийных маяков; - электромеханическая система складывания лопастей несущих винтов; - подвесной топливный бак; - фиксатор (гарпун), стопорящий вертолёт на палубе корабля; - 2 посадочно-поисковые фары; - энергопоглощающие кресла пилотов; - спасательная лебедка; - костюмы лётные с теплоизоляцией и спасательные жилеты для экипажа. Выставка BSDA 2014 (Black Sea Defense & Aerospace Exhibition) Демонстрировался 3-й вертолёт Puma Naval-2 (бортовой номер 142) Подвесной топливный бак вдоль борта вертолёта. Вдоль другого борта - учебная торпеда Система “Гарпун” на палубной модификации вертолёта «Пума» Палубная команда крепит вертолёт к палубе фрегата по-походному А таким образом вертолёт крепится в ангаре фрегата. 2007-й год, программа «Пума Навал» действует всего 2 года Вооружение «Пума Навал» Прошедшие адаптацию палубные Пумы лишились ракетно-пушечного и стрелкового вооружения. Вопрос с использованием вертолётами глубинных бомб калибра 45 кг остался нераскрытым. А что взамен? Был составлен и утверждён план модернизации палубных вертолётов. Он включал в себя установку различного вооружения, систем и оборудования. Реализация плана была разбита на несколько этапов. Этап E1 реализован в период 2005-2008 гг. Сертификация машины в утверждённой конфигурации проведена в мае 2007 года, поставка модернизированных вертолётов завершена в декабре 2008. Этап E2A: в период 2008-2011 гг. Сертификация - в июне 2011, поставка машин в ноябре 2011. Этап 2B: 2012-2015 гг. (разбит на 2 подэтапа 2B-1 и 2B-2). Сертификация обоих подэтапов в сентябре 2014, поставки машин (2B-1) октябрь-январь 2014 и 2B-2 сентябрь-декабрь 2015 года. 17 декабря 2015 года ВМС Румынии получили еще один вертолёт Puma Naval версии 2B-2. И теперь 57-я вертолетная группа “Тузла” насчитывает 4 машины. На этом план “Puma Naval” по разработке палубных вертолётов для ВМС Румынии завершился. После финализации этапа 2B-2 вертолёты Пума Навал должны были стать действительно многоцелевыми. Специально для операции НАТО “Атланта” один из вертолётов получил шкворневые (вертлюжные) установки в дверном проёме для монтажа 7,62/12,7-мм пулемётов. Техники устанавливают ДШКМ на Puma Naval 2-го поколения Антипиратская операция “Атланта”, 2012 год. Воздушный стрелок (door gunner) румынского вертолёта с ДШКМ. Функцию стрелка выполняет бортмеханик, он же по совместительству оператор лебёдки После операции “Атланта” были предложены варианты вооружения вертолётов Пума Навал 12,7-мм пулемётом Browning M2 и даже шестиствольным скорострельным пулемётом M134 Minigun. От Браунинга румыны отказались, а в конце 2012 года был принят на вооружение 6-ствольный Миниган: 7,62-мм пулемет GAU-17 (M134D Minigun) от Dillon Aero. Но, судя по всему, дальше выставочных демонстраций и учебных стрельб дело не дошло. Оно и понятно, ведь, по заявлению автора статьи в romanialibera.ro, на апгрейд одного антипиратского вертолёта (установка оптико-электронной системы наблюдения и ДШКМ) государство потратило 500 тыс. евро. Крупнокалиберный пулемёт Браунинг М2 6-ствольный Миниган на выставке BSDA 2014. Эх! Мечты, мечты… На полу видны гидроакустические буи После выставки с вертолёта демонтировали Миниган, буи забрали и он полетел на базу за другим апгрейдом: будут монтировать пусковые установки для торпед СтингРей. 09 августа 2013 года Министерство национальной обороны Румынии (MApN) объявило тендер на закупку лёгких торпед в количестве 18 единиц. Из бюджета выделено 55 млн. лей (USD 16,5-17 млн.). Пока шёл тендер, пользователи на румынских форумах гадали: закупают торпеды то ли для фрегатов, то ли для палубных вертолётов. И сравнивали достоинства лёгких торпед. Кому отдадут предпочтение: то ли британским Стингрей, то ли американским MU-90 (замена Mark 46)? Наконец, всё прояснилось: закупили у англичан Sting Ray. Ходили слухи, что торпеды не новые. Вроде как они были выведены британцами из эксплуатации, прошли восстановительные работы и затем проданы Румынии. Первая торпеда Стингрей на вооружении ВМС Румынии. Сейчас адмирал толкнёт речь, а батюшка освятит всё вокруг Демонстрация на день ВМС Румынии (15 августа 2015). Вертолёт Пума Навал готовится произвести пуск учебной торпеды. В комментарии к фото говорится, что торпеда произведена в Румынии и является полным аналогом торпеды Стингрей. О как! Пуск учебной торпеды Стингрей Силовая установка вертолётов Пума Силовая установка вертолётов Пума состоит из двух газотурбинных двигателей (ГТД) Тюрмо (Turmo) IV-CA мощностью 1588 л.с. каждый. Они производятся в Румынии с середины 70-х годов по лицензии французской компании Turbomeca. В качестве топлива используется керосин. Где-то в районе Сомали. Машина налетала более 250 часов и техники возятся с движком. Операция Атланта, 2012 год Мистер Пума Навал Палубные вертолёты румынских ВМС базируются на аэродроме Тузла, близ порта Констанца. Это подразделение называется “57-я вертолетная группа Тузла” (Grupul 57 Elicoptere Tuzla). С момента формирования группы (2005 г.) на протяжении 10 лет её бессменным командиром являлся коммандер Тудорел Дуцэ. Этот офицер совершил свой первый полет 34 года назад, во время учёбы в военном колледже "Димитрие Кантемир" (Брашов, Румыния). Последовало два десятилетия службы в Военно-воздушных силах Румынии, во время которых он совершенствовал свои профессиональные навыки. 1984 год: закончил Военное авиационное училище лётчиков "Аурел Влайку" (Бузэу, Румыния). Присвоено звание лейтенанта, освоил профессию “военный летчик-пилот вертолета”. 1995 год: закончил Военную техническую академию (Бухарест, Румыния). Получил степень бакалавра. 2002 год: закончил Объединенный военный колледж (Париж, Франция). Получил степень магистра. 2003 год: переведён на службу в Военно-морские силы Румынии. В течение года проходит обучение во Французском институте по безопасности полетов (Париж, Франция). По окончании курсов получил диплом “офицер по безопасности полетов”. В ноябре 2005 года при Главном штабе военно-морских сил Румынии был создан Центр управления авиацией. Шефом Центра управления авиацией (и командиром вертолетной группы) был назначен коммандер Тудорел Дуцэ*. Его звание соответствует званию капитана 2-го ранга (ВМФ) или подполковника сухопутных сил. Уже в декабре первая группа из 8-ми морских офицеров стала курсантами летного училища “Аурел Влайку” (Şcoala de Aplicaţie pentru Forţele Aeriene "Aurel Vlaicu"). Это училище 21 год назад закончил и сам коммандер, тогда ещё молодой лейтенант. * Тудорел - это уменьшительно-ласкательная форма имени Тудор (Фёдор). Я понимаю, когда так обращается мама или любящая жена. Но представить, что старшина или младший офицер докладывает подполковнику: “Федюнчик! Ваше приказание выполнено!”, я не могу. Коммандер Дуцэ по праву считается основателем военно-морской авиации Румынии. За огромный вклад в дело создания, развития и отстаивание интересов военно-морской авиации ему дали прозвище “Человек Пума Навал” (Omul "Puma Naval"). Не сочтите за пафос, но для румынской морской авиации этот человек сравним с Василием Филипповичем Маргеловым. Мистер “Пума Навал” коммандер Тудорел Дуцэ Коммандер принимал личное участие практически во всех учениях и походах. Например, в международной операции “Атланта” по борьбе с сомалийскими пиратами. ВМС Румынии отправила на операцию фрегат “Реджеле Фердинанд” с палубным вертолётом на борту. Пилотировал машину коммандер Дуцэ. Операция “Атланта”, 2012 год. Тудорел Дуцэ у вертолёта Puma Naval, палуба фрегата “Regele Ferdinand” Учения 2-й группировки кораблей НАТО на Чёрном море в марте 2015 (Standing NATO Maritime Group 2) также не обошлись без участия господина Дуцэ. Машиной под управлением коммандера был доставлен на борт фрегата “Реджина Мария” министр обороны Румынии Мирча Душа (Mircea Dusa). В то утро дул сильный ветер, море было неспокойным, высота волн достигала 3 метров, но вертолёт с министром совершил удачную посадку. Министр обороны Румынии благодарит коммандера за полёт. Учения Standing NATO Maritime 2015, палуба фрегата “Regina Maria” Тудорел Дуцэ свободно владеет французским и английским языками и благодаря этому получил прекрасную подготовку не только в Румынии, но и за рубежом. За безупречную службу и профессионализм коммандер Дуцэ отмечен высшими правительственными наградами, в том числе орденами “За заслуги/доблесть” различных степеней. 2009 год: кавалерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Cavaler). 2013 год: офицерская степень ордена “За морские заслуги” (Ordinul Virtutea Maritimă în grad de Ofiţer). 2014 год: кавалерская степень ордена “За военные заслуги” (Ordinul Virtutea Militară în grad de Cavaler). Примечателен факт, что в 2013 офицерскую степень ордена вручали и другим высшим офицерам, в том числе и начальнику главного штаба ВМФ Румынии контр-адмиралу Александру Мыршу (Alexandru Mîrşu). За свою долгую службу Тудорел Дуцэ накопил около 3000 часов лётного опыта, а весной 2015 года он вышел на заслуженную пенсию. Последний полёт коммандера 22 апреля 2015 года коммандер Дуцэ совершил свой последний полёт в качестве военного пилота. Отец румынской военно-морской авиации и командир вертолётной группы поднял машину с аэродрома Тузла на родной военной базе недалеко от Констанцы. Всё начиналось как обычно: предполётный медицинский контроль, затем брифинг и получение полётной документации. В тот день было пасмурно и дождливо, но иногда сквозь тучи проглядывало солнце. Погода была безветренной, но ненадолго пилот оказался в зоне турбулентности. Как сказал коммандер Дуцэ после посадки, смена погоды во время полёта - краткое содержание всей его жизни, которую он провёл в воздухе. С такими моментами сталкивается любой пилот за время своей долгой карьеры. Будущий военный пенсионер облетел аэродром и порт Мангалия: словом всё то, что за десятилетие стало родным и близким. Во время полёта и до самой посадки вертолёт коммандера сопровождала пара легкомоторных Diamond DA20. Своеобразный почётный караул или кортеж в знак уважения достойному командиру и человеку. Посадка отслужившего своё коммандера Тудорела Дуцэ На лётном поле встречать пилота выстроились многие его сослуживцы. Присутствовал даже начальник главного штаба ВМФ Румынии и друг лётчика контр-адмирал Александр Мыршу. В ангаре коллеги организовали небольшую церемонию прощания. После короткой речи уже бывший командир вертолётной группы со словами "передаю управление в хорошие руки" вручил ручку управления вертолётом (джойстик) своему преемнику. Основатель воздушных сил ВМФ вышел на пенсию, но проект Пума Навал продолжит развиваться и после его ухода. Крайний полёт коммандера в качестве военного пилота. Ниже я попытался составить сравнительную таблицу нескольких палубных вертолётов. В сравнении участвуют: IAR 330 Puma Naval (палубная модификация IAR 330 Puma) ВМС Румынии.; SH-32 Cougar (палубная модификация Super Puma AS-532SC) ВМС Чили; Lynx HAS.3 (HAS = Helicopter, Anti-Submarine) Королевского ВМФ Великобритании. Любопытные факты Итальянская Аэроспасьяль (Aerospatiale) после нескольких слияний стало частью Eurocopter, затем Aérospatiale-Matra и наконец Airbus Helicopters. Вертолёты Уэстленд "Линкс" - совместная разработка британской фирмы Westland и французской Aérospatiale. Английская Уэстленд (Westland) также несколько раз поглощалась и вначале стала частью AgustaWestland, затем Finmeccanica, а с 28 апреля 2016 Leonardo-Finmeccanica. Французская Turbomeca входит в группу Safran. В 1968 году было зарегистрировано совместное предприятие Rolls-Royce Turbomeca Limited (RRTM). Англо-французское СП было создано для разработки ТВД Adour для истребителя SEPECAT Jaguar (СЕПЕКАТ “Ягуар”). Совместное предприятие разработало и производит два типа авиадвигателей: турбовентиляторный (ТРДД) Адур и газотурбинный (ГТД) RTM322. В 2001 году компания Rolls-Royce Turbomeca получила контракт в 1 млрд. USD на оснащение 399 немецких, французских и голландских вертолетов Eurocopter NHI NH90 двигателями RTM322. По состоянию на 2012 год Turbomeca поставляет двигатели для установки на гражданские и военные вертолеты не только Eurocopter, но и других ведущих производителей: AgustaWestland, Sikorsky, HAL, NHI. В 2013 году шли переговоры с Россией на предмет установки двигателей Turbomeca Ardiden 3G на Ка-62 и Arrius 2G1 на Ка-226Т. На румынском сайте rumaniamilitary.ro кто-то высказал мнение, что, судя по всему, IAR 330 PUMA Naval - лебединая песня румынского вертолётостроения. Но многие уверены, что у предприятия IAR есть будущее. Действительно, есть куда двигаться: можно наладить производство новых моделей двигателей взамен разработки 40-летней давности. Во-первых, этими двигателями можно заменить устаревшие на вертолётах ВВС и ВМС Румынии (около 40 ед.). Во-вторых, около 60 вертолётов было экспортировано в следующие страны: Республика Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Конго, Кения, Ливан, ОАЭ, Пакистан, Судан, ЮАР. Возможно, и эти страны пожелают получить новые двигатели для своих машин. Даже Великобритания выкупила у ЮАР 6 вертолётов на запчасти для нужд королевских ВВС. То есть и у англичан есть некоторое количество аналогичных вертолётов. Всего произведено более 170 вертолётов марки IAR 330 Puma, и многие нуждаются в запчастях или модернизации. Да и IAR 316 Алуэтт было произведено около 130 машин для которых нужны комплектующие. К тому же производитель предлагает гражданскую модификацию IAR 330 Puma VIP в комплектации VVIP для комфортного размещения 12 ВИП-персон. Да, авиастроительная промышленность Румынии не в лучшем состоянии. И доказательством тому факт, что начиная с 2000 года предприятие IAR разделилось на 3 компании: IAR Ghimbav - производство и ремонт вертолётов. Construcţii Aeronautice - производство и ремонт самолётов. Top Therm - производство окон и дверей из ПВХ. Короче, крутятся и выживают, как могут. Но, как говорится, поживём - увидим. Ниже выкладываю любопытные видео с участием палубного вертолёта «Пума». Автор благодарит Bongo за консультации. КОНЕЦ. Источники информации: Журнал “Marina Romana” (янв. - фев. 2006 г.). Савинский Юрий Эзекейлевич. Helicopter universe // Мир вертолета.

Совокупность Сухопутных войск. Военно-воздушных и Военно-морских сил Республики Румыния образуют Вооруженные силы Румынии, предназначенные для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства.

Численность Вооруженных сил (ВС) Румынии составляет 71 400 человек, плюс 79990 в резерве. Сухопутные войска имеют в численном составе 42 600 военнослужащих, ВВС — 8400, ВМС — 6900 и 13 500 служит в объединенных силах Главнокомандующий ВС — генерал Николае Ионел Чуке. Он непосредственно подчиняется министру национальной обороны. В военное время Верховным Главнокомандующим становится президент страны.

В 2006 году в Румынии отменена всеобщая воинская обязанность и состоялся переход к контрактной армии.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА РУМЫНИИ

Сухопутные войска (СВ) Румынии включают три пехотные дивизии и три отдельные бригады. Это 1-я «Дакская» пехотная дивизия. В ее составе — 1 -я механизированная бригада «Василий Лупу», 2-я пехотная бригада «Ровине», 2-я горнострелковая бригада «Сармизегетуза».

2-я пехотная дивизия имеет в своем составе 9, 15, 282-ю механизированные и 3-ю инженерная бригады.

4-я пехотная дивизия «Джемина» — 18-я пехотная, 61-я горная, 81-я механизированная бригады).

Отдельные бригады: 6-я ССО, 8-я артиллерийская, 10-я инженерная.

На вооружении СВ Румынии стоит в основном устаревшая техника. Танковый парк включает 250 советских Т-55,42 TR-580, 145 TR-85 и TR-85M1 «Бизон» (TR — румынская модификация тех же Т-55). Более новые 30 танков Т-72 выведены из строя.

Боевые машины пехоты — 124 БМП MLI-84 и MLI-84M «Куница» — представляют собой копию советской БМП-1. Кроме того, для горных егерей имеется 75 единиц MLVM румынской разработки.

За исключением 31 новой швейцарской БТР МОВАГ «Пиранья» IIIC и 60 бронированных грузовиков высокой проходимости «Макс-Про», остальные БТР — местного производства: 69 единиц ВЗЗ «Зимбру», 384ТАВ-71, 161 ТАВ-77, 388ТАВС 79. Все они являются переработкой крайне устаревшего советского БТР-60.

Артиллерия имеет в своем составе шесть САУ2С1 «Гвоздика», 18 единиц 122-мм САУ М89 (на шасси MLI-84, с баш- ней от 2С1), более 720 буксируемых пушек и гаубиц, 133 единицы 122-мм РСЗО APR-40 (румынский вариант БМ-21 «Град»), 54 единицы 122/160-мм РСЗО ЛАРОМ израильского производства, более 260 минометов калибра 120 мм. Кроме того, в наличии 23 советских противотанковых САУ СУ-100 чехословацкого производства.

Противотанковые средства включают 138 единиц ПТРК — 90 «Малютка», 48 «Конкурс», 208 орудий М77 (100 мм). ПВО сухопутных войск включает советские ЗРК: 40 ПУ «Куб», 24 «Оса» и румынские — 40СА-95 (лицензионная «Стрела-1» на шасси ТАВС-79). В настоящее время все они практически утратили боеспособность. На вооружении остается 297 ПЗРК СА-94 (копия советской «Стрелы-2»), 36 немецких ЗСУ «Гепард», 42 зенитных орудия: 24 швейцарских GDF-203 (20 мм), 18 советских (37 мм).

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Базирование флота осуществляется на двух военно-морских базах (Констанца и Мангалия) и шести пунктах базирования на реке Дунай — Брэила, Галац, Джурджу, Сулина, Тулча, Дробета-Турну-Северин.

Административное управление ВМС возложено на штаб ВМС (г. Бухарест). Оперативное управление соединениями и частями военно морских сил в мирное время осуществляет командование флота ВМС Румынии (ВМБ Констанца). При возникновении кризисной ситуации или с началом войны на базе командования флота формируется оперативный центр управления морскими операциями (COCAN).

Боевой состав ВМС Румынии насчитывает четыре корвета, три фрегата, пять минных кораблей, шесть боевых катеров и несколько вспомогательных судов. Резерв ВМС — 60 кораблей и катеров. Вертолетная группа представлена тремя палубными вертолетами IAR-330«Пума». На Дунае дислоцирована речная флотилия. В ее состав входят три речных монитора пр. 1316, пять речных сторожевых катеров типа «Брутар» и девять речных бронекатеров. В составе ВМС также входит батальон морской пехоты.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

ВВС Румынии имеют следующую структуру: Главный штаб ВВС Румынии, Оперативный центр ВВС, четыре авиабазы (71,86,95-я авиабазы и 90-я транспортная авиабаза), 1-я зенитная ракетная бригада, 70-й авиационный инженерный полк, 85-й полк связи, полигон ВВС Капу Мидиа. Кроме того, в состав ВВС входит три учебных заведения. Истребительная авиация представлена самолетами одного типа — МиГ-21, построенными в 1960-1970-е годы. В 1990-е годы они прошли модернизацию в Израиле, однако ресурс самолетов уже практически полностью выработан. В настоящее время формально боеспособны 98 МиГ-21. Из них не более 36 находятся в строю, остальные — на хранении. На хранении находятся 14 МиГ-29, доведенные до полной небоеспособности. Для замены МиГ-21 в Португалии и США будут приобретены истребители F-16A/B.

Фрегат ROS «Regina Maria» (F 222), ранее HMS «London» (F95), является фрегатом румынского флота типа 22, который был приобретен Румынией в начале 2003 года.

Фрегат HMS «London» (F95), во время строительства «Bloodhound», является четвертым во второй серии из шести кораблей типа 22, которые были построены по заказу Королевского флота. Всего для Королевского флота Великобритании было построено 14 кораблей типа 22 трех модификаций, в том числе: 4 корабля первой серии, шесть кораблей второй серии и четыре корабля третьей серии.

Фрегат был построен на верфи компании Yarrow Shipbuilders Limited (YSL) расположенной в Скотстаун, район Глазго на реке Клайд. Орден на строительство был подписан 23 февраля 1982 года. Заложен 07 февраля 1983 года. Спущен на воду 27 октября 1984 года. Передан заказчику 06 февраля 1987 года. Введен в эксплуатацию 05 июня 1987 года. Стоимость строительства составила около 159 млн фунтов стерлингов. По просьбе лорда-мэра Лондона был переименован в «London» («Лондон»).

В период первой войны в Персидском заливе в 1991 году являлся флагманом Королевского флота целевой группы.

14 января 1999 года фрегат был выведен из эксплуатации, а 14 января 2003 года был продан Румынии. В период с 2003 по 2005 год фрегат находился на модернизации. 21 апреля 2005 года был введен в состав военно-морского флота Румынии и переименован в «Regina Maria», в честь королевы Румынии Марии, жены короля Румынии Фердинанда I.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 4900 тонн. Длина 148,1 метра, ширина 14,8 метра, осадка 6,4 метра. Максимальная скорость 30 узлов, экономичная 18 узлов. Дальность плавания 4500 морских миль. Экипаж 205 человек, в том числе 18 офицеров.

Вооружение: 76,2-миллиметровая корабельная универсальная установка 76/62 Oto Melara Super-Rapid gun.

Авиакрыло: вертолет IAR-330 Puma Naval.

14 июля 2005 года фрегат покинул военно-морскую базу Нельсон, Портсмут, Великобритания, и направился в Румынию. 25 июля прибыл в порт Констанца.

19 февраля 2015 года с ракетным эсминцем ВМС США, который 22 августа 2014 года покинул военно-морскую базу Норфолк для запланированного развертывания в зоне ответственности 6-го флота США.

По сообщению от 18 марта в составе целевой группы SNMG-2 НАТО в международных учениях с кораблями ВМС Румынии в составе: фрегат , фрегат ROS «Axente» (M 30), корвет и корвет . С 25 по 28 мая с ракетным эсминцем ВМС США. С 12 по 15 октября в западной части Черного моря в международных водах типа «PASSEX», в которых приняли участие военные корабли ВМС Румынии, Болгарии, США, Украины и Турции. С 11 по 12 ноября принял участие в совместных военно-морских учениях, которые состоялись в территориальных водах Румынии и в международных водах Черного моря. От Румынии в учениях приняли участие также минный корабль «Locotenent Dimitrie Nicolescu» (DM 29) и ракетный катер проекта 1241 «Zborul» (NPR-188). От ВМС Великобритании эсминец

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2001, стр. 42-47

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Капитан 1 ранга В. ЧЕРТАНОВ

Высшее военное руководство Румынии оценивает возможности собственных вооруженных сил по обеспечению национальной безопасности и обороны страны в случае возникновения конфликта средней интенсивности в Центральной и Восточной Европе (не говоря уже о более серьезной угрозе) как весьма ограниченные. Оно рассчитывает на кардинальное повышение обороноспособности не только с ориентацией на внутренние ресурсы, но и через активное участие в системе европейской и евроатлантическоой безопасности.

Румыния надеется присоединиться к Североатлантическому альянсу ориентировочно не позднее 2005 года и стать членом Европейского союза (ЕС) еще через пять лет, хотя руководство страны и отдает себе отчет в том, что внутренние и внешние факторы могут отсрочить или воспрепятствовать ее переходу в статус члена в НАТО.

С начала 90-х годов прошлого столетия в ВС Румынии идет процесс глубоких военных реформ: внесены изменения в военное законодательство, реструктуризировано министерство национальной обороны, реорганизованы виды вооруженных сил, общая численность личного состава сократилась с 320 тыс. до 126 тыс. военнослужащих и 37 тыс. лиц гражданского персонала, инициированы отдельные программы модернизации вооружений и военной техники. При этом значительные усилия были направлены на организацию взаимодействия с силами НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), к которой Румыния присоединилась в числе первых в 1994 году, а также в составе сил стабилизации (SFOR) на Балканах.

В начале 2000 года была опубликована «Военная стратегия Румынии» (разработанная министерством обороны) и утверждена программа реструктуризации и модернизации ВС, рассчитанная до 2010 года (FARO 2005/2010). На первой ее стадии (2000 - 2003) намечается практически завершить реструктуризацию, провести дальнейшее сокращение ВС (до 112 тыс. военнослужащих) с комплектованием как на профессиональной основе (число контрактников и кадровых военных увеличится с 47 до 71 проц.), так и по призыву и достичь минимальных оперативных возможностей (в том числе по стандартам НАТО) обеспечения надежной обороны страны. Второй этап программы (2004 - 2007) будет ориентирован на модернизацию вооружений и военной техники (при существенном росте ассигнований по этой статье оборонного бюджета) и достижение полных оперативных возможностей. На третьем этапе (после 2007 года) намечено завершить приведение видов ВС в соответствие с существующими в НАТО стандартами и реализацию планов их переоснащения.

Все эти реформы имеют непосредственное отношение к военно-морским силам страны, которые предназначены для защиты интересов государства на Черном море и р. Дунай и соответственно структурированы. Руководство ими осуществляет начальник штаба ВМС (он же командующий) через свой штаб (ВМБ Констанца). Ему подчинены командования флота на Черном море, Дунайской речной флотилии, морской пехоты, обеспечивающей главным образом береговую оборону, и авиации ВМС. Численность личного состава регулярных сил достигает в настоящее время, по сообщениям зарубежной прессы, 20 144 человека (включая около 10 тыс. морской пехоты), в том числе более 12 тыс. призывников срочной службы. Резервный компонент ВМС включает 18 тыс. человек.

В корабельном составе флота числится 30 боевых кораблей, в том числе: одна подводная лодка, эсминец УРО, шесть фрегатов, семь корветов, девять речных мониторов, два минных заградителя и четыре базовых тральщика; 73 боевых катера: три ракетных, 27 торпедных, 18 речных патрульных и 25 речных катеров-тральщиков; более 30 вспомогательных судов, включая два научно-исследовательских (используются преимущественно в качестве разведывательных), учебный парусный корабль, четыре транспорта снабжения, восемь речных транспортов, четыре танкера-заправщика, четыре судна размагничивания кораблей, два океанских и несколько портовых буксиров, а также флагманский катер.

Авиация ВМС представлена авиаэскадрильей палубных противолодочных вертолетов IAR-316B «Алуэтт III» (шесть) и пятью базовыми вертолетами Ми-14ПЛ «Хэйз А», которые базируются на авиабазе Тузла.

Командование флота на Черном море (штаб в ВМБ Констанца) организационно объединяет пять бригад: подводных лодок, ракетных кораблей, противолодочных кораблей, мин-но-тральных кораблей и торпедных катеров.

Бригада подводных лодок существует практически номинально, так как подводные силы флота представлены единственной дизель-электрической ПЛ «Дельфинул» (рис. 1) типа «Кило» (проекта 877Е), переданной Румынии бывшим СССР в 1986 году. Лодка находится в небоеготовом состоянии (требует ремонта и переоснащения) и базируется в ВМБ Констанца. Бригаде были приданы также подразделения боевых пловцов-водолазов и группа обеспечивающих кораблей (судов).

Бригада ракетных кораблей включает эскадренный миноносец УРО «Мэрэшешть» (рис. 2), три ракетных корвета типа «Зборул» («Тарантул I», проекта 1241 RE) и три ракетных катера типа «Оса I» (проекта 205).

ЭМ УРО «Мэрэшешть» построен в 1985 году по национальному проекту на судоверфи в ВМБ Мангалия и является самым большим надводным кораблем в составе ВМС (полное водоизмещение 5 790 т). В 1988 году ввиду нехватки топлива и недоукомплектованности экипажа был переведен в разряд небоеготовых, в период с 1990 по 1992-й прошел модернизацию и вновь вошел в состав действующего флота (базируется в ВМБ Констанца). Корабль вооружен ПКР SS-N-2C «Стикс» (четыре спаренные ПУ), торпедами (два трехтрубных ТА), реактивными бомбометами (две РБУ 1200), 76- и 30-мм артиллерийскими установками, зенитных ракетных комплексов не имеет и потому относится к подклассу эсминцев УРО условно, оборудован платформой для базирования двух вертолетов IAR-316B «Алуэтт III». До настоящего времени совершил несколько выходов на боевую службу в Средиземное море.

Корветы типа «Зборул» («Тарантул I», российской постройки 1985 года, рис. 3) вошли в состав румынского флота в 1990 - 1992 годах, вооружены ПКР «Стикс» и артустановками. Из шести РКА типа «Оса I», поступивших из СССР в 1964 - 1965 годах, один был заменен (в 1981 -м) катером национальной постройки, а три сданы на слом. Вооружение оставшихся в строю катеров аналогично установленному на корветах (см. таблицу). И те и другие базируются в ВМБ Мангалия.

Бригада противолодочных кораблей укомплектована фрегатами типа «Тетал» (четыре) и «Тетал усовершенствованный» (два) - наиболее боеспособными, как отмечается в зарубежной печати, кораблями в составе флота, а также корветами типа «Демократия» (четыре). Все они базируются в ВМБ Констанца.

Оба типа фрегатов - национальной постройки (судоверфь Мангалия) 1983 - 1987 годов (первые четыре), 1989 и 1997-го (последние два). Усовершенствование кораблей второй серии заключалось не только в установке более современных и скорострельных систем артиллерийского вооружения, но и в изменении надстройки, а также в оборудовании вертолетной платформы при сохранении прежнего корпуса и главной энергетической установки (ГЭУ).

Корветы типа «Демократия» - бывшие немецкие тральщики проекта М 40 «Бут» постройки 1954 - 1956 годов, переоборудованные в Румынии в период с 1976 по 1983 год. Минно-тральные системы на них были демонтированы, а на четвертом корабле - «Вице-адмирал Иоан Джеорджеску» - в кормовой части палубы была встроена небольшая вертолетная платформа.

Бригада минно-тральных кораблей имеет в своем составе два минных заградителя (ЗМ) типа «Косар», используемых также в качестве плавбаз минно-тральных сил и базируемых в ВМБ Констанца, и четыре базовых тральщика (БТЩ) типа «Мушка» (ВМБ Мидия). Все корабли построены на национальной судоверфи в ВМБ Мангалия: ЗМ - в 1980 - 1981 годах, БТЩ - в 1987 - 1989-м. Кроме минных и противоминных систем, они оснащены артиллерийским и противолодочным вооружением. Минный заградитель «Вице-адмирал Иоан Мур-джеску» (бортовой номер 271) оборудован в кормовой части палубы вертолетной платформой, а ЗМ «Вице-адмирал Константин Бэбеску» (274) - мощным грузовым краном (рис. 4).

Бригада торпедных катеров, выполняющая задачи патрульных сил на Черном море, базируется в ВМБ Ман-галия. Она включает 12 ТКА типа «Эпитроп» («Налуки»), построенных в 1979 - 1982 годах на национальной судоферфи по проекту РКА «Оса» (с заменой ПУ ПКР на торпедные аппараты), и 15 - типа «Хучуан» (румынской постройки 1974 - 1983 и 1988 - 1990 годов - по китайскому проекту).

Ввспомогательные суда флота (кроме речных) базируются в ВМБ Констанца. Они оснащены зенитными артиллерийскими установками калибров 57, 37 и 30 мм, 14,5- и 12,7-мм пулеметами, а два транспорта снабжения (АЕ) типа «Кроитор» (полным водоизмещением 3 500 т) вооружены также ЗРК SA-N-5 «Грейл» (две счетверенные ПУ), противолодочными РБУ 1200 (две пятитрубных) и могут нести вертолет IAR-316 «Алуэтт III».

Курсанты военно-морской академии (в ВМБ Констанца) проходят морскую практику на парусном учебном корабле «Мирна» (рис. 5). Корабль построен в Германии (г. Гамбург) в 1939 году по типу парусников береговой охраны США «Игл», немецкого «Горк Фок» и португальского «Загрес», но имеет меньшие размерения (площадь парусов 5 739 м2, принимает на борт до 140 курсантов). В 1966 году он прошел капитальный ремонт на судоверфи в г. Гамбург, а в 1995 - 1997-м ремонтировался в Румынии.

Торговый флот страны согласно регистру Ллойда насчитывает 325 судов общим тоннажем 1 220 556 брт.

Дунайская флотилия (штаб в ПБ Брэила) в составе двух бригад располагает девятью речными мониторами (канонерскими лодками) типов «Брутар» (шесть, рис. 6) и «Ко-гэлничану» (три), 18 патрульными катерами типа VB 76 «Монитор», до 25 катерами-тральщиками типа VD 141, двумя группами боевых пловцов-водолазов и несколькими малыми вспомогательными судами (речные транспорты, суда размагничивания кораблей). Корабли, катера и суда флотилии рассредоточены по речным пунктам базирования Брэила, Тулча, Сулина, Джурджу, Галац и Дробета-Турну-Северин.

Канонерские лодки построены на национальной судоверфи в ВМБ Мангалия в период с 1986 по 1993 год (шесть первого типа) и в 1993 - 1996-м (три второго). В состав их артиллерийского вооружения, кроме зенитных комплексов, входят 100-мм АУ (в бронированных танковых башнях) и 122-мм неуправляемые ракеты (установки ВМ-21). Патрульные катера типа VB 76 «Монитор» (водоизмещением 127 т) построены на той же судоверфи в 1976 - 1978 годах, вооружены 76-мм АУ, двумя спаренными 14,5-мм пулеметами и 81-мм минометом.

Речные катера-тральщики типа VD 141 (водоизмещением 97 т) построены на судоверфи Дробета-Турну-Северин в период с 1976 по 1984 год специально для использования на Дунае. Они предназначены не только для траления, но и для постановки минных заграждений и вооружены двумя спаренными 14,5-мм пулеметами и минами (до шести).

Дунайская флотилия обеспечивается восемью речными транспортами типа «Браид» (AG) водоизмещением 240 т постройки 1967 - 1970 годов (на судоверфи в ПБ Брэила). Четыре судна размагничивания кораблей (ADG/AGI) постройки 1972 - 1973 и 1989 годов используются как по прямому назначению (обслуживают корабли водоизмещением до 3 000 т), так и в качестве разведывательных (в том числе для транспортировки групп боевых пловцов-водолазов).

Командование морской пехоты (штаб в ВМБ Констанца) организационно объединяет, по сообщениям зарубежной военной печати, две механизированные, мотопехотную и артиллерийскую бригады, а также полк ПВО, противотанковый дивизион и разведывательный батальон. На вооружении МП состоят 120 основных боевых танков типа TR-580, 208 ББМ и 138 артиллерийских орудий калибров 130 мм (используемых в составе четырех дивизионов береговой обороны), а также 57,37 и 30 мм (комплектуют шесть дивизионов ПВО). Ограниченные возможности ВМС по высадке морских десантов планируется восполнить закупкой десантных катеров на воздушной подушке ДКВП. По данным справочника «Джейнс файтинг шипе», один такой ДКВП был якобы построен на судоверфи Мангалия в 1998 году.

Направленность боевой подготовки и перспективы развития ВМС. Приоритетной задачей военно-морских сил страны на данном этапе является достижение оперативного взаимодействия с ВМС НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». Предусматривается, в частности, регулярное участие румынских боевых кораблей и вспомогательных судов в типовых учениях ПРМ, а также организация профессиональной подготовки офицеров флота в странах альянса (главным образом во Франции). С января 1994 года ВМС страны принимали участие в 53 учениях серий «Кооперэйтив партнер» и «Си бриз». Командование флота намерено интенсифицировать этот вид деятельности в поддержку устремлений правительства страны к членству в НАТО.

Военный комитет блока требует от Румынии обеспечить развертывание для участия в операциях по программе ПРМ следующих сил флота: одного надводного противолодочного корабля (обладающего также определенными возможностями ПВО), двух тральщиков, команды боевых пловцов-водолазов с обеспечивающим их судном, шести речных бронекатеров (или мониторов) и одного речного буксира. К концу 2001 года соответствующие необходимым требованиям корабли и катера должны быть готовы к отработке основных тактических задач во взаимодействии с силами НАТО, в том числе способны устанавливать и постоянно поддерживать наблюдение за надводной, подводной и воздушной обстановкой с использованием стандартных технических средств. До конца 2003 года корабли, предназначенные для развертывания за пределами операционных районов Румынии с целью участия в мероприятиях по программе ПРМ или обеспечения коллективной обороны стран - членов альянса, должны быть полностью приведены в соответствие со всеми стандартами НАТО, а также удовлетворять специфическим требованиям и нормативам (по классу корабля). Выполнению этих условий, обеспечивающих операбельность ВМС Румынии с флотами стран блока, придается первостепенное значение.

К другим ответственным задачам ВМС по-прежнему относится поддержание боевой готовности соединений, частей и кораблей флота к обеспечению национальной безопасности и обороны страны от возможной агрессии со стороны моря. Согласно требованиям командования оперативная и тактическая подготовка сил флота направлена на достижение такой степени боеспособности, которая позволила бы исключить внезапность нападения, обеспечить экстренное развертывание кораблей непосредственно из районов базирования и захват инициативы в сложных условиях современных боевых действий на море как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооруженных сил. В годовом цикле организации боевой подготовки планируется выйти на уровень 60-суточного пребывания кораблей в море.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ ВМС РУМЫНИИ

Основные программы модернизации ВМС предусматривают создание интегрированной системы боевого управления и связи, обновление комплексов корабельного вооружения и дальнейшее развитие возможностей пополнения запасов в море (подвижного тылового обеспечения). К 2005 году румынское военное руководство намерено завершить развертывание системы наблюдения, разведки и контроля за судоходством на Черном море. Запланированы мероприятия по совершенствованию системы базирования и тылового обеспечения флота с развитием инфраструктуры и условий МТО и обслуживания кораблей в базах и портах.

В долгосрочной перспективе (к 2010 году) румынские военно-морские силы в соответствии с новой структурой ВС страны должны, по свидетельству представителей их командования (в частности, в лице начальника штаба ВМС), быть представлены объединенным оперативным командованием, военно-морским флотом - двумя флотилиями на Черном море, речной (Дунайской) флотилией, укомплектованы противолодочными, патрульными и минно-тральными кораблями, а также необходимыми вспомогательными судами. Текущими планами предусматривается строительство на национальных судоверфях фрегата, артиллерийского и двух десантных кораблей (или катеров), закупка за рубежом нескольких боевых надводных кораблей, ракетных и патрульных катеров. Рассматриваются, в частности, возможности приобретения в США двух эскадренных миноносцев УРО типа «Спрюенс», четырех фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри» и двух малых подводных лодок (во Франции).

Значительное развитие должна получить авиация ВМС, на вооружение которой планируется принять три разведывательных и шесть патрульных самолетов, а также до 20 противолодочных и девять транспортных вертолетов.

Министерство обороны и штаб ВМС, признавая, что противовоздушные и противолодочные возможности флота не соответствуют пока стандартам НАТО, а система боевого управления силами требует кардинальной модернизации, намерены в первоочередном порядке довести боеспособность соединений и кораблей до уровня полноправного участия в действиях многонациональных сил в рамках евроатлантического партнерства и оснастить их новыми средствами связи, полностью обеспечивающими участие в совместных и комбинированных операциях в зоне ответственности альянса и за ее пределами.