Биоценоз - это что? Структура биоценоза: пространственная и видовая. Разделение биоценоза по виду и насыщенности

В процессе повседневной жизни далеко не каждый человек замечает свое взаимодействие с различными Спеша на работу, вряд ли кто-то, кроме разве что профессионального эколога или биолога, обратит особое внимание на то, что он пересек сквер или парк. Ну прошел и прошел, что с того? А ведь это уже биоценоз. Примеры подобного невольного, но постоянного взаимодействия с экосистемами каждый из нас сможет вспомнить, если только задумается. Постараемся более детально рассмотреть вопрос о том, что же такое биоценозы, какими они бывают и от чего зависят.

Что такое биоценоз?

Скорее всего, мало кто помнит, что изучал в школе биоценозы. 7 класс, когда по биологии проходят эту тему, остался далеко в прошлом, да и вспоминаются совсем другие события. Напомним, что же такое биоценоз. Слово это образовано путем слияния двух латинских слов: «биос» — жизнь и «ценоз» — общие. Обозначает этот термин совокупность обитающих на одной территории, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой микроорганизмов, грибов, растений и животных.

Любое биологическое сообщество включает в себя такие компоненты биоценоза:

  • микроорганизмы (микробиоценоз);
  • растительность (фитоценоз);
  • животные (зооценоз).

Каждая из этих составляющих играет важную роль и может быть представлена особями разных видов. Однако следует отметить, что фитоценоз является ведущим компонентом, определяющим микробиоценоз и зооценоз.

Когда появилось это понятие?

Понятие «биоценоз» было предложено немецким гидробиологом Мёбиусом еще в конце XIX века, когда он изучал в Северном море места обитания устриц. Во время исследования он установил, что эти животные могут жить только в строго определенных условиях, характеризуемых глубиной, скоростью течения, соленостью и температурой воды. Кроме того, Мёбиус отмечал, что вместе с устрицами на одной территории обитают строго определенные виды морских растений и животных. Исходя из полученных данных, в 1937 году ученый ввел рассматриваемое нами понятие для обозначения объединения групп живых организмов, обитающих и сосуществующих на одной территории, вследствие исторического развития видов и длительного Современное понятие «биоценоз» биология и экология трактуют несколько иначе.

Классификация

Сегодня существуют несколько признаков, согласно которым можно классифицировать биоценоз. Примеры классификации на основании размеров:

  • макробиоценоз (море, горные массивы, океаны);
  • мезобиоценоз (болото, лес, поле);
  • микробиоценоз (цветок, старый пень, листок).

Также биоценозы могут быть классифицированы в зависимости от места обитания. Основными признаны следующие три типа:

  • морской;
  • пресноводный;
  • наземный.

Каждый из них может быть разделен на соподчиненные, более мелкие и локальные группы. Так, морские биоценозы могут быть подразделены на бентические, пелагические, шельфовые и другие. Пресноводные биологические сообщества бывают речными, болотными и озерными. Наземные биоценозы включают береговые и внутриконтинентальные, горные и равнинные подтипы.

Самой простой классификацией биологических сообществ является их разделение на естественные и искусственные биоценозы. Среди первых выделяют первичные, образовавшиеся без влияния человека, а также вторичные, которые подверглись изменению из-за воздействия природных стихий либо деятельности человеческой цивилизации. Рассмотрим более подробно их особенности.

Естественные биологические сообщества

Естественные биоценозы представляют собой объединения живых существ, созданные самой природой. Такие сообщества являются природными системами, которые складываются, развиваются и функционируют по своим особым, собственным законам. Немецкий эколог В. Тишлер выделил следующие особенности, характеризующие подобные образования:

1. Возникают сообщества из готовых элементов, которыми могут выступать как представители отдельных видов, так и целые комплексы.

2. Отдельные части сообщества могут быть заменяемыми. Так, один вид может быть вытеснен и полностью заменен другим, имеющим сходные требования к условиям существования, без отрицательных последствий для всей системы.

3. Из-за того, что в биоценозе интересы различных видов противоположны, то вся надорганизменная система основывается и существует благодаря уравновешиванию сил, направленных противоположно.

Кроме того, в биологических сообществах есть эдификаторы, то есть животные или растительные виды, которые создают необходимые условия для жизни другим существам. Так, к примеру, в степных биоценозах мощнейшим эдификатором является ковыль.

Для того чтобы оценить роль того или иного вида в структуре биологического сообщества, применяются показатели, базирующиеся на количественном учете, такие как его обилие, частота встречаемости, индекс разнообразия Шеннона и видовое насыщение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Урок по технологии модульного обучения.

Тема: «Антропогенные факторы воздействия на биоценозы нашей местности»

биоценоз антропогенный обучение модульный

Цели: 1) Сформировать у учащихся систему знаний о структуре и функционировании биоценозов местности

2) С помощью модульной технологии обучения продолжить формирование самостоятельных навыков при изучении нового материала.

3) Научить школьников выделять учебные элементы в модуле, рассмотреть антропогенное влияние на биоценоз своей местности, убедить учащихся в наличии причинно - следственных связей, лежащих в основе функционирование биоценозов своей местности.

Задачи: 1) Продолжить формирование навыков во внедрении модульной технологии в усвоении нового материала.

2) Уметь пользоваться технологическими картами, предлагаемые учителем.

На данных уроках школьники работают самостоятельно, в парах по технологическим картам, которые включают алгоритм работы ученика и состоит из учебных элементов (УЭ)

В УЭ-О формируются интересующие дидактические цели; в последующих УЭ ставятся частные дидактические цели.

УЭ-1 содержит задания для входного контроля исходного уровня знаний учащихся, в

УЭ-2, 3, 4 и т.д. заложено основное содержание материала и последовательность действий ученика при его изучении, в последние УЭ - задания выходного контроля.

Для закрепления и проверки изучаемого материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему желанию. Ответы печатаются на отдельных листах и выдаются учеником по мере выполнения заданий, кроме технологической карты ученик имеет лист контроля, в котором он сам выставляет себе оценку с учётом количества набранных баллов. В зависимости от оценки, школьники получают дифференцированно домашнее задание.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультирование, помощи и поддержки учеников.

Технологическая карта для учащихся к уроку

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

Интегрирующая цель: Изучить закономерности антропогенного влияния на экосистему в целом, последствия влияния экологических катастроф на участке своей местности, на примере аварии нефтепровода в пределах местности.

Тема и цель урока на доске

Задание 1

Задание 2

Цель: Определить исходный уровень знаний экологических факторов, вспомнить многообразие форм взаимоотношений между организмами.

I . Запишите в тетрадь дату и название темы.

II . Выполните тестовую работу по теме: «Взаимоотношения между организмами»

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ

1. Форма взаимоотношений, при которых оба партнёра извлекают пользу друг от друга

2. Сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами-актиниями называют

а) кооперацией в) комменсализмом

б) мутуализмом

3. Трипаносома возбудитель сонной болезни - это явление

б) симбиоза г) конкуренции

4. Одна из форм отрицательных взаимоотношений между видами, возникающая при сходных потребностях

а) конкуренция в) комменсализм

5. Какие формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений

а) нейтрализм в) хищничеством

б) конкуренция г) все перечисленные формы

6. Факторы неживой природы:

а) биотические в) антропогенные

б) абиотические

7. Взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности

а) биогеоценоз в) биомасса

б) биоценоз

8. Зелёные растения и некоторые виды бактерий по способу питания являются

б) гетеротрофами

III . Проверьте правильность выполнения тестовой работы.

IV . Определите уровень знаний по следующей схеме:

8 правильных ответов - высокий

5-6 - средний

менее 5 - низкий

V . Проанализируйте ошибки.

VI . Изучите этапы воздействия человека на природу в процессе становления общества.

1) Прочитайте текст учебника на стр. 573 - 574 и заполните таблицу.

Работайте самостоятельно в тетради

Ответы получите у учителя

Индивидуально

Временные рамки

Климатические условия

Экономическая основа жизни

VII . Ответы возьмите у учителя, проверьте правильность выполнения работы. Работа оценивается в 3 балла, баллы выставляйте в лист контроля.

УЭ-2 Изучение нового материала

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Цель: Изучить экологические последствия загрязнений атмосферы, проследить антропогенное влияние на экосистему в пределах своей местности.

Работая с раздаточным материалом, экологическим практикумом необходимо:

а) заполнить схему:

«Источники загрязнения атмосферы»

примеры примеры

II . Проверить правильность выполнения работы.

III . Поставьте набранное количество баллов в рейтинговый лист.

IV . Выявить экологические проблемы глобального масштаба (пользуясь практикумом, дополнительной литературой и учебником общей биологии).

V . Подготовить сообщение по данной теме:

Коротко представьте свои сообщения. Выслушайте сообщение товарища. Оцените работу друг друга по пятибалльной системе.

VI . Работая с тестом учебника на стр. 576 - 578, ответьте на вопросы в конце параграфа.

VII . Проверьте правильность ответов друг у друга. За каждый правильный ответ набираете 1 балл. Итого вы можете набрать 5 баллов.

Работа оценивается

в 2 балла

Ответы возьмите у учителя

Правильные ответы сверьте с учебным материалом

Изучение нового материала

Задание 6

Задание 7

Цель: Изучить последствие аварии нефтепровода «Туймазы - Омск» в районе посёлка Сулея Саткинского района. Разобрать отрицательное антропогенное воздействие на экосистему своей местности.

I . Работая с практикумом по данной теме:

Определите и изучите макроскопические и микроскопические изменения флоры данного участка аварии.

II . Выполните работу

I вариант.

Выберите правильные утверждения. Поставьте в тетради нужные буквы.

А. Хлороз (бледная окраска) листьев наблюдался в основном у широколиственных деревьев.

В. Некрозам в основном поддавались хвойные растения.

С. Листва опадала сразу после аварии, в дальнейшем опадение листвы не наблюдалось.

D. В дальнейшем наблюдалось опадение листвы в основном у широколиственных видов.

Е. Высокая концентрация загрязнения веществ в атмосфере способствовала низкорослости кустарников и травянистых растений.

F. У хвойных пород деревьев наблюдалось более густая крона.

II вариант.

Выберите правильные утверждения. Поставьте нужную букву в тетради.

А. Мхи, лишайники - основные индикаторы загрязнений атмосферного воздуха.

В. Массовая гибель лишайников связана с особенностями их строения.

С. Папоротник - орляк не реагирует на загрязнение атмосферного воздуха.

D. У берёзы и липы в следствии аварии наблюдалось обширное между жилковое обесцвечивание листьев.

Е. Диоксид серы как основной компонент загрязнения атмосферы не действует на древесные породы.

F. Хлористый водород как компонент загрязнения атмосферы не действует на лиственницу европейскую.

За каждое правильное утверждение вы набираете один балл.

III . Проверьте свою работу.

IV . Запишите набранное количество баллов в лист контроля.

V . Работая с исследуемыми объектами - воды и почвы необходимо соотнести результаты исследования с признаками (на участке аварии). Рядом с цифрой поставьте соответствующую букву.

Признаки Результаты исследования

1. Прозрачность а) прозрачная

б) слабо мутная

в) мутная

г) очень мутная

2. Цвет а) бесцветная

б) зеленоватая

г) чёрная

3. Запах а) без запаха

б) землистый

в) слабозатхлый

г) сероводородный

д) запах мазута, нефти

VI . Проверьте правильность выполнения работы. За правильное выполнение получаете 3 балла, если есть ошибки - 0 баллов

VII . Запишите набранное вами количество баллов в лист контроля.

Работа индивидуальная в тетради

Ответы возьмите у учителя

Ответы возьмите у учителя

Задание 8

Задание 9

Задани е 1 0

Цель: Изучить мероприятия по предотвращению экологической катастрофы, обработка выполненного плана по ликвидации аварии, свои рекомендации.

I . Работая с экологическим практикумом по пункту №6, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Насколько результативны проведённые мероприятия по предотвращению последствий аварии на нефтепроводе.

2. Всё ли сделано по ликвидации аварии.

II . За каждый ответ самостоятельно выставляете себе оценку, 2 балла самый высокий результат.

Закрепление нового материала

Задани е 1 1

Цель: Обобщить, закрепить и оценить знания, полученные на уроке.

I . Необходимо выполнить тест.

Выбрать правильный ответ из числа предложенных.

I вариант.

А 1 Факторы природы, под влиянием человека.

а) биотические б) абиотические в) антропогенные

А 2 Бледная окраска листьев называется

а) хлорозом б) некрозом

А 3 Основные индикаторы загрязнения атмосферного воздуха.

а) водоросли в) грибы

б) лишайники г) бактерии

А 4 Назовите главные источники загрязнения атмосферы.

а) искусственные в) естественные

б) антропогенные г) естественные

и антропогенные

А 5 Неконтролируемый рост различных загрязнений и экстенсивное использование водных, ресурсов приводит, прежде всего, к

а) проблеме пресной воды

б) загрязнению подземных вод

в) выпадению кислотных осадков

г) проблеме сокращения биологического разнообразия

II вариант.

А 1 Растительный и животный мир относятся к

а) возобновляемым ресурсам

б) не возобновляемым ресурсам

А 2 Исчерпаемыми ресурсами являются

а) космические в) водные

б) климатические г) растительные

А 3 Сфера человеческого разума.

а) биосфера в) ноосфера

б) гидросфера г) атмосфера

А 4 Зелёные растения и некоторые виды бактерий по способу питания являются

а) автотрофами в) миксотрофами

б) гетеротрофами

А 5 Основные индикаторы атмосферного воздуха.

а) водоросли в) грибы

б) лишайники г) бактерии

II . Проверьте правильность выполнения работы, поставьте

набранное количество баллов в лист контроля. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Ответы возьмите у учителя

I. Лист контроля

Этапы работы

количество баллов по заданиям, №

Итого: 40б

Критерии оценивания.

Если вы набрали 38-40 баллов, то оценка за урок «10»,

Если 35-37 баллов - оценка «9»

Если 33-35 баллов - оценка «8»

Если 31-33 балла - оценка «7»

Если менее 30 - оценка «6»

II . Дифференцированное домашнее задание:

Если оценка за урок «9,10», то задания не получаете, «7,8» повторите таблицу: «Этапы воздействия человека на природу». Если оценка «6», то, к сожалению, вы плохо усвоили тему, потому повторите стр. 573-576, записи в тетради и подготовьтесь к следующему уроку к проверке домашнего задания в виде тематического тестирования.

Задание 5

Ответы на вопросы

Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы.

космические, климатические, водные, энергия солнечной радиации, морских волн, ветра, атмосферный воздух, вода

Как человек использует неисчерпаемые ресурсы

при разработке и реализации крупномасштабных программ, направленных на восстановление их качества

Что такое исчерпаемые природные ресурсы

возобновляемые не возобновляемые

раст. жив. плодо - полезные

мир мир родие ископаемые

Возобновляемые

Не возобновляемые

Тест по биологии: 10 класс.

Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местнос­ти могут служить примером взаимосвязей компо­нентов?

Вопрос 2. Приведите примеры взаимосвязей компонентов биоценоза в аквариуме.

Аквариум может рассматриваться как модель биоценоза. Разумеется, без вмеша­тельства человека существование такого искусственного биоценоза практически невозможно, однако при соблюдении оп­ределенных условий можно добиться его максимальной устойчивости.

Продуцентами в аквариуме являются все виды растений — от микроскопиче­ских водорослей до цветковых растений. Растения в процессе своей жизнедеятель­ности производят под действием света первичные органические вещества и вы­деляют кислород, необходимый для дыха­ния всех жителей аквариума.

Органическая продукция растений в ак­вариумах практически не используется, так как в аквариумах, как правило, не содер­жат животных, которые являются консументами I порядка. Заботу о питании консу- ментов II порядка — рыб — соответствую­щим сухим или живым кормом человек берет на себя. Очень редко в аквариумах со­держатся хищные рыбы, которые могли бы играть роль консументов III порядка.

В качестве редуцентов, обитающих в аквариуме, можно рассматривать разно­образных представителей моллюсков и некоторых микроорганизмов, перераба­тывающих продукты жизнедеятельности обитателей аквариума. Кроме того, работу по уборке органических отходов в биоце­нозе аквариума выполняет человек.

Вопрос 3. Докажите, что в аквариуме можно показать все виды приспособленности его компо­нентов друг к другу.

В аквариуме можно показать все виды приспособленности его компонентов друг к другу только в условиях очень больших объемов и при минимальном вмешатель­стве человека. Для этого необходимо из­начально позаботиться обо всех основных составляющих биоценоза. Обеспечить ми­неральной подкормкой растения; органи­зовать аэрацию воды, заселить аквариум растительноядными животными, числен­ность которых смогла бы обеспечить пита­нием тех консументов I порядка, которые будут питаться ими; подобрать хищни­ков и, наконец, животных, выполняющих функции редуцентов.

Вернуться к графической версии учебника...

§ 5. Биоценоз. Многообразие биоценозов

Понятие биоценоза. Живые организмы встречаются на Земле не в любых случайных сочетаниях, как независимые особи, а образуют закономерные комплексы (сообщества). Впервые на возможность выделения таких сообществ обратил внимание немецкий биолог Карл Август Мёбиус (1825- 1908). В 1877 г. он предложил для обозначения комплекса живых организмов, постоянно встречающихся вместе, при наличии одинаковых условий существования, термин биоценоз (от греч. bios - жизнь и koinos - общий, делать что-либо общим).

Биоценоз - это исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема) (рис. 2.1).

Итак, каждый биоценоз состоит из определенной совокупности живых организмов, относящихся к разным видам. Но мы знаем, что особи одного вида объединяются в природные системы, которые называются популяциями. Поэтому биоценоз может быть определен также и как совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.

В состав биоценоза входят совокупность растений на определенной территории - фитоценоз (от греч.phyton - растение), совокупность животных, проживающих в пределах фитоценоза, - зооценоз (от греч.zoon - животное), микробоценоз - совокупность микроорганизмов, населяющих почву, и микоценоз (от греч. mykes - гриб) - совокупность грибов. Примерами биоценозов являются лиственный, еловый, сосновый или смешанный лес, луг, болото и т.д.

Каждый биоценоз развивается в пределах однородного пространства, которое характеризуется определенным сочетанием абиотических факторов, таких как количество приходящей солнечной радиации, температура, влажность, химический и механический состав почвы, ее кислотность, рельеф местности и др. Такое однородное пространство (часть абиотической среды), занимаемое биоценозом, называется биотоп. Это может быть какой-либо участок суши или водоема, берег моря или склон горы. Биотоп - это неорганическая среда, которая является необходимым условием существования биоценоза. Между биоценозом и биотопом существует тесное взаимодействие.

Масштабы биоценозов могут быть различны - от сообществ подушек лишайников на стволах деревьев, моховых кочек на болоте или разлагающегося пня до населения целых ландшафтов. Так, на суше можно выделить биоценоз суходольного (незаливаемого водой) луга, биоценоз сосняка-беломошника, биоценоз ковыльной степи, биоценоз пшеничного поля и т.д.

В водной среде биоценозы обычно выделяют в соответствии с экологическими подразделениями водоемов - биоценоз прибрежных песчанистых или

илистых грунтов, биоценоз приливной зоны моря, биоценоз крупных водных растений прибрежной зоны озера, биоценоз пресного водоема и т.д. (рис. 2.2).

В конкретный биоценоз включаются не только организмы, постоянно обитающие на определенной территории, но и те, которые оказывают существенное воздействие на его жизнь, хоть и обитают в других биоценозах.

Например, многие насекомые размножаются в водоемах, где являются важным источником питания рыб и некоторых других животных. В молодом возрасте они входят в состав водного биоценоза, а во взрослом состоянии ведут наземный образ жизни, т.е. выступают как элементы сухопутных биоценозов. Зайцы могут питаться на лугу, а обитать в лесу. То же касается и многих видов лесных птиц, которые ищут себе пропитание не только в лесу, а и на прилегающих лугах или болотах.

Видовая структура биоценоза. Каждый биоценоз можно описать, основываясь на совокупности составляющих его видов. Видовое разнообразие различных биоценозов разное, что обусловлено их разным географическим положением. Установлено: оно уменьшается по направлению от тропиков в сторону высоких широт, что объясняется ухудшением условий жизни организмов.

Например, во влажных тропических лесах Малайзии на 1 га леса можно насчитать до 200 видов древесных пород. Биоценоз соснового леса в условиях Беларуси может включать максимум до десяти видов деревьев на 1 га, а на севере таежной области на такой же площади присутствует 2-5 видов. Наиболее бедными биоценозами по набору видов являются альпийские и арктические пустыни, самыми богатыми - тропические леса.

Если какой-либо вид растения (или животного) количественно преобладает в сообществе (имеет большую биомассу, продуктивность или численность), то такой вид называется доминантным, или доминирующим.

Доминантные виды есть в любом биоценозе. В дубраве это могучие дубы. Используя основную долю солнечной энергии и наращивая наибольшую биомассу, они затеняют почву, ослабляют движение воздуха и создают особые условия для жизни других обитателей леса.

Однако кроме дубов в дубраве проживает большое количество других организмов. Например, дождевые черви, живущие здесь, улучшают физические и химические свойства почвы, пропуская через пищеварительную систему частицы отмерших растений и опавших листьев. Дуб и червь вносят свой особый вклад в жизнедеятельность биоценоза, однако роль дуба здесь определяющая, поскольку вся жизнь дубового леса обусловливается этой древесной породой и связанными с ней растениями. Поэтому именно дуб является доминирующим видом в таком лесу.

Пространственная структура биоценоза. Виды распределяются в пространстве в соответствии с их потребностями и условиями местообитания. Такое распределение в пространстве видов, составляющих биоценоз, называется пространственной структурой биоценоза. Различают вертикальную и горизонтальную структуру биоценоза.

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярус - совместно произрастающие группы видов растении, различающиеся по высоте и положению в биоценозе ассимилирующих органов (листья, стебли, подземные органы - клубни, корневища, луковицы и т.п.). Как правило, разные ярусы образованы разными жизненными формами (деревьями, кустарниками, кустарничками, травами, мхами). Наиболее четко ярусность выражена в лесных биоценозах (рис. 2.3). Так, первый ярус здесь обычно формируют самые большие деревья с высоко расположенной листвой, которая хорошо освещается солнцем. Неиспользованный свет может поглощаться деревьями поменьше, образующими второй, подпологовый, ярус. Около 10 % солнечной радиации перехватывается ярусом подлеска, который образуют различные кустарники, и только от 1 до 5 % - растениями травяного покрова (травяно-кустарничковый ярус).

Напочвенный слой мхов и лишайников формирует мохово-лишайнико-вый ярус. Итак, схематично в лесном биоценозе выделяется 5 ярусов.

Подобно распределению растительности разные виды животных в биоценозах также занимают определенные уровни (рис. 2.4). В почве живут почвенные черви, микроорганизмы, землеройные животные. В листовом опаде, на поверхности почвы живут различные многоножки, жужелицыклещи и другие мелкие животные. В верхнем пологе леса гнездятся птицы, причем одни могут питаться и гнездиться ниже верхнего яруса, другие - в кустарниках, а третьи - возле самой земли. Крупные млекопитающие обитают в нижних ярусах.

Ярусность наблюдается также в биоценозах океанов и морей. Разные виды планктона держатся на разной глубине, в зависимости от освещения, а разные виды рыб - в зависимости от того, где они находят себе пропитание.

Живые организмы распределены в пространстве неравномерно. Обычно они составляют группировки, что является приспособительным фактором в их жизни. Такие группировки организмов определяютгоризонтальную структуру биоценоза.

Расчлененность в горизонтальном направлении - мозаичность - свойственна практически всем биоценозам. Примеров такого распределения можно привести множество. Огромными косяками передвигаются с места на место многие виды рыб. В большие стаи собираются водоплавающие и воробьиные птицы, готовящиеся к дальним перелетам. Североамериканские олени карибу в условиях тундры образуют огромные стада. В южноамериканских тропиках группы муравьев, вооруженные могучими челюстями и жалами, выстраиваются фронтом 20-метровой ширины и идут в атаку, истребляя всех, кто замешкался и не в силах спастись бегством.

Такие же примеры можно привести и для растений: пятнистое размещение особей клевера на лугу, пятна мхов и лишайников, скопление кустарничков брусники в сосновом лесу, обширные пятна кислицы в еловом лесу, земляничные поляны на светлых опушках.

Наличие мозаичности имеет важное значение для жизни сообщества. Мозаичность позволяет более полно использовать различные типы микроместообитаний. Особям, образующим группировки, свойственна высокая выживаемость, они наиболее эффективно используют пищевые ресурсы. Это ведет к увеличению численности и разнообразию видов в биоценозе, способствует его устойчивости и жизнеспособности.

Отношения организмов в биоценозах. Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно; они вступают между собой в разнообразные прямые и косвенные отношения. Прямые отношения разделяют на четыре типа: трофические, топические, форические, фабрические.

Трофические отношения возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности). Божья коровка, питающаяся тлей, корова на лугу, поедающая сочную траву, волк, охотящийся на зайца, - это все примеры прямых трофических связей между видами.

Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Ель, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, ракообразные поселяются на коже китов, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями.

Форические отношения - участие одного вида в распространении другого. В этой роли обычно выступают животные, переносящие семена, споры, пыльцу растений. Так, обладающие цепляющимися шипами семена лопуха или череды могут захватываться шерстью крупных млекопитающих и переноситься на большие расстояния.

Фабрические отношения - тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Например, птицы строят гнезда из сухих веточек, травы, шерсти млекопитающих и т.п. Личинки ручейников для строительства своих домиков используют кусочки корыпесчинки, обломки раковин или же сами раковины с живыми моллюсками мелких видов.

Из всех типов биотических отношений между видами в биоценозе наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества разного масштаба.

По размеру биоценозы могут быть разными - от мелких (кочка на болоте, муравейник, подушки лишайников на стволах деревьев, небольшой пруд) до очень больших (биоценоз леса, луга, озера, болота, ковыльной степи).

Биоценозы чаще всего не имеют четких границ. В природе они переходят друг в друга постепенно, благодаря чему невозможно определить, где кончается один биоценоз и начинается другой. Например, биоценоз сухого леса постепенно переходит в биоценоз увлажненного луга, который сменяется болотом. Визуально мы можем отграничить лесной биоценоз от лугового и болотного, но сказать четко, где проходит линия границы, мы не в состоянии. В подавляющем большинстве случаев мы будем иметь дело со своеобразной переходной полосой различной ширины и длины, потому что жесткие, резкие границы в природе - редкое исключение. Такая переходная полоса (или зона) между смежными физиономически различимыми сообществами называется экотоном.

Исторически сложившиеся группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов разных видов называются биоценозами. В состав биоценоза входят фитоценоз, зооценоз, микоценоз и мик-робоценоз. Каждый биоценоз характеризуется видовой и пространственной (вертикальной и горизонтальной) структурой и различными биотическими взаимоотношениями организмов.

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОЛОГИЯ
на тему
БИОЦЕНОЗ
СТРУКТУРА БИОЦЕНОЗА

Выполнил: Королев Владимир Валерьевич
Студент 1-го курса
Юридического факультета

Проверил:_____________________ _____

Введение 3
Биоценоз 4
Видовая структура биоценоза 8
Пространственная структура биоценоза 14
Экологическая структура биоценоза 16
Список литературы 17

Введение

Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями и, в конечном счете, не может существовать без этого живого окружения. Связь с другими организмами – необходимое условие питания и размножения, возможность защиты, смягчения неблагоприятных условий среды, а с другой стороны – это опасность ущерба и часто даже непосредственная угроза существованию индивидуума. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа, объединяют названием биотические факторы среды.
Непосредственное живое окружение организма составляет его биоценотическую среду. Представители каждого вида способны существовать лишь в таком живом окружении, где связи с другими видами обеспечивают им нормальные условия жизни. Иными словами, многообразные живые организмы встречаются на Земле не в любом сочетании, а образуют определенные сожительства, или сообщества, в которые входят виды, приспособленные к совместному обитанию.
Группировки совместно обитающих и взаимно связанных видов называют биоценозами (от лат. «биос» – жизнь, «ценоз» – общий). Приспособленность членов биоценоза к совместной жизни выражается в определенном сходстве требований к важнейшим абиотическим условиям среды и закономерных отношениях друг с другом.

Биоценоз

Понятие «биоценоз» – одно из важнейших в экологии. Этот термин был предложен в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом, изучавшим места обитания устриц в Северном море. Он установил, что устрицы могут жить лишь в определенных условиях (глубина, течения, характер грунта, температура воды, соленость и т. п.) и что вместе с ними постоянно обитает определенный набор других видов – моллюсков, рыб, ракообразных, иглокожих, червей, кишечнополостных, губок и т. п. Все они связаны между собой и подвержены влиянию окружающих условий. Мёбиус обратил внимание на закономерность такого сожительства. «Наука, однако, не имеет слова, которым такое сообщество живых существ могло бы быть обозначено, – писал он. – Нет слова для обозначения сообщества, в котором сумма видов и особей, постоянно ограничиваемая и подвергающаяся отбору под влиянием внешних условий жизни благодаря размножению непрерывно владеет некоторой определенной территорией. Я предлагаю термин «биоценоз» для такого сообщества. Всякое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего».
По Мёбиусу, возможность видов длительно сосуществовать друг с другом в одном биоценозе представляет результат естественного отбора и сложилась в историческом развитии видов. Дальнейшее изучение закономерностей сложения и развития биоценозов привело к возникновению особого раздела общей экологии – биоценологии.
Масштабы биоценотических группировок организмов очень различны, от сообществ подушек лишайников на стволах деревьев или разлагающегося пня до населения целых ландшафтов: лесов, степей, пустынь и т. п.
Термин «биоценоз» в современной экологической литературе чаще употребляют применительно к населению территориальных участков, которые на суше выделяют по относительно однородной растительности (обычно по границам растительных ассоциаций), например биоценоз ельника-кисличника, биоценоз суходольного луга, сосняка-беломошника, биоценоз ковыльной степи, пшеничного поля и т. д. При этом имеется в виду вся совокупность живых существ – растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. В водной среде различают биоценозы, соответствующие экологическим подразделениям частей водоемов, например биоценозы прибрежных галечных, песчаных или илистых грунтов, абиссальных глубин, пелагические биоценозы крупных круговоротов водных масс и т. п.
По отношению к более мелким сообществам (населению стволов или листвы деревьев, моховых кочек на болотах, нор, муравейников, разлагающихся пней и т. д.) применяют разнообразные термины: «микросообщества», «биоценотические группировки», «биоценотические комплексы» и др.
Принципиальной разницы между биоценотическими группировками разных масштабов нет. Более мелкие сообщества входят составной, хотя и относительно автономной частью в более крупные, а те, в свою очередь, являются частями сообществ еще больших масштабов. Так, все живое население моховых и лишайниковых подушек на стволе дерева – это часть более крупного сообщества организмов, связанного с данным деревом и включающего его подкоровых и наствольных обитателей, население кроны, ризосферы и т. п. В свою очередь, эта группировка – лишь одна из составных частей лесного биоценоза. Последний входит в более сложные комплексы, образующие в конечном счете весь живой покров Земли. Таким образом, организация жизни на биоценотическом уровне иерархична. С увеличением масштабов сообществ усиливается их сложность и доля непрямых, косвенных связей между видами.
Естественные объединения живых существ имеют собственные законы сложения, функционирования и развития, т. е. представляют собой природные системы.
Принципы сложения надорганизменных систем вызвали длительную дискуссию экологов, и прежде всего геоботаников, о «континуальности» и «дискретности» растительного покрова, являющегося основой наземных биоценозов («континуум» – сплошное, непрерывное, «дискретный» – прерывистый). Сторонники концепции континуума обращают основное внимание на постепенность переходов одного фитоценоза в другой, отсутствие четких границ между ними. С их точки зрения, фитоценоз – достаточно условное понятие. В организации растительного сообщества определяющую роль играют факторы внешней среды и экологическая индивидуальность видов, не позволяющая им группироваться в четкие пространственные объединения. Внутри фитоценоза каждый вид ведет себя относительно независимо. С позиций континуальности виды встречаются вместе не потому, что приспособились друг к другу, а потому, что приспособились к общей среде. Любая вариация условий местообитания вызывает изменения состава сообщества.
Более ранняя концепция дискретности фитоценозов, которую выдвигал еще С. Г. Коржинский в начале становления фитоценологии, утверждала главными в организации растительного сообщества взаимоотношения растений, т. е. внутренние факторы. Ее современные сторонники, признавая наличие переходов между фитоценозами, считают, что растительные сообщества существуют объективно, а не являются условным выделением из непрерывного растительного покрова. Они обращают внимание на повторяемость одних и тех же комбинаций видов в сходных условиях, важную средообразующую роль наиболее значимых членов фитоценоза, влияющих на присутствие и распределение других растений.
С позиций современного системного подхода к организации живой природы становится очевидным, что обе непримиримые ранее точки зрения, как это часто бывало в истории науки, содержат рациональные элементы. Континуальность, как фундаментальное свойство надорганизменных систем, дополняется важной ролью внутренних связей в их организации, которые, однако, проявляются в иной форме, чем в организмах.
Структура любой системы – это закономерности в соотношении и связях ее частей. Структура биоценоза многопланова, и при изучении ее выделяют различные аспекты.