Босовой л. Школьный гид


ЗАЛИВ СВ. ОЛЬГИ

История залива. - Тихая пристань. - Китайский поселок Шимынь. - Пост Св. Ольги. - И. А. Пятышин. - Отъезд П. К. Рутковского. - Крестовая гора. - Б. И. Бунин. - Геология залива Св. Ольги. - Манза-золотоискатель. - Птицы. - Возвращение

Залив Св. Ольги (43°44’ северной широты и 152°57’ восточной долготы от о. Ферро) открыт французским мореплавателем Лаперузом в 1787 году и тогда был назван портом Сеймура. Во время крымской кампании несколько английских судов преследовали русский военный корабль. Пользуясь туманом, судно укрылось в какую-то бухту. Англичане потеряли его из виду и ушли ни с чем. Так как это случилось 11 июля, в день Св. Ольги, то русские залив своего спасения назвали ее именем. В память избавления своего от врага они поставили крест на высокой горе, которая с той поры стала называться Крестовою .

При входе в залив Св. Ольги справа высится одинокая скала, названная моряками островом Чихачева. На этой скале поставлена сигнальная башня, указывающая судам место входа. Но так как летом в этой части побережья почти все время стоят туманы, то она является совершенно бесполезной, ибо с моря ее все равно не видно…

Залив Св. Ольги закрыт с трех сторон; он имеет версты три в длину, столько же в ширину и в глубину - около 12 саженей . Зимой он замерзает на три месяца только с северной стороны. Северо-восточная часть залива образует еще особую бухту, называемую местными жителями «Тихою пристанью». Эта бухта соединяется с большим заливом узким проходом и замерзает на более продолжительное время. «Тихая пристань» (глубиною посредине 5-6 саженей , длиною с версту и шириною с ½ версты) постепенно заполняется наносами речки Ольги.

На восточном берегу залива находился китайский поселок Шимынь , названный русскими «Кошкой». Раньше поселок этот был главным китайским торговым пунктом в Уссурийском Крае. Ежегодно сюда приходило до сотни шаланд с товарами из Хунчуна. Охотники с реки Уссури доставляли в Шимынь соболиные меха, ценные панты и дорогой жень-шень. Дары тайги выменивались на продукты морского промысла. С 1901 года, после китайских беспорядков в Маньчжурии, жизнь в поселке стала замирать. По длинному ряду бараков, расположенных на берегу моря для склада товаров и разного сырья, можно судить о размерах торговых оборотов китайцев в заливе Св. Ольги.

В самом углу залива находится русское селение, называвшееся ранее Постом Св. Ольги. Первой постройкой, которая появилась здесь в 1854 году, была матросская казарма. В 1878 году сюда приехали лесничий и фельдшер, а до того времени местный пристав исполнял их обязанности: он был и учителем, и врачом, чинил суд и расправу.

В 1906 году в Посту Св. Ольги была небольшая деревянная церковь, переселенческая больница, почтово-телеграфная станция и несколько мелочных лавок. Пост Св. Ольги не деревня и не село . Ольгинцы в большинстве случаев были разночинцы и запасные солдаты , арендовавшие землю для застройки. Никто не занимался ни огородничеством, ни хлебопашеством, никто не сеял, не жал и не собирал в житницы, но все строили дома, хотя бы и в долг; все надеялись на то, что в конце концов здесь будет город, и захваченная земля перейдет в собственность, после чего ее можно будет выгодно продать.

Русско-японская война тяжело отразилась на этом маленьком русском поселке, отрезанном бездорожьем от других жилых мест Уссурийского Края. Предметов первой необходимости, как керосин, свечи, мыло, чай и сахар, нельзя было достать ни за какие деньги. Да и теперь еще население его, в ожидании лучших дней, перебивается с хлеба на квас. Некоторые жители не живут в Посту Св. Ольги, а выехали во Владивосток. Много домов брошено и заколочено досками. Домовладельцы были рады-радешеньки сдать кому-нибудь свои постройки не только в аренду, но даже в бесплатное пользование, лишь бы кто-нибудь охранял их от расхищения.

Около Поста есть старинное кладбище, совершенно запущенное. Через несколько лет оно будет совсем утеряно. Первыми на нем похоронили в 1860 году матросов, умерших от цинги.

Другой достопримечательностью Поста была маленькая чугунная пушка на неподвижном деревянном лафете. Она находилась в полном пренебрежении на площади около дома лесничего. По рассказам старожилов, ее привезли в Пост Св. Ольги для того, чтобы во время тумана подавать сигналы кораблям, находящимся в открытом море.

В заключение еще остается сказать несколько слов об одном местном обывателе, весьма способствовавшем процветанию этого уголка Далекой Русской Окраины. Я говорю о крестьянине Иване Архиповиче Пятышине. Обремененный большой семьей, этот удивительный труженик вечно находился в работе, вечно о чем-нибудь хлопотал. Сперва Пятышин открыл в Посту Св. Ольги торговлю, но, будучи по характеру добрым и доверчивым человеком, роздал в кредит весь свой товар и разорился. Потом он занялся рыболовством - вода унесла у него невода. Тогда он стал добывать морскую капусту: рабочие-китайцы, забрав вперед задатки, разбежались. После этого он взялся за лесное дело: наводнение унесло у него весь лес. Пятышин собрал все свои остатки и начал строить кирпичный завод - но кирпич не нашел сбыта, ломку мрамора постигла та же участь; не пошло в ход также и выжигание извести. Последнее дело, которым неудачно занимался Пятышин, - это подрядная постройка домов и разбивка улиц в Посту Св. Ольги. Другой на месте И. А. Пятышина давно опустил бы руки и впал в отчаяние, но он не упал духом и вновь занялся рыбной ловлей. Ни на кого он не жаловался, винил только судьбу и продолжал с нею бороться. Много неимущих переселенцев находило заработок у Пятышина, много личного труда и денежных средств он вложил в устроение Поста Св. Ольги. К сожалению, в свое время, ниоткуда не получая поддержки, он бросил все, перекочевал на реку Нельму, где и умер в 1927 году .

Первые два дня мы отдыхали и ничего не делали. В это время за П. К. Рутковским пришел из Владивостока миноносец «Бесшумный». Вечером П. К. Рутковский распрощался с нами и перешел на судно. На другой день на рассвете миноносец ушел в море. П. К. Рутковский оставил по себе в отряде самые лучшие воспоминания, и мы долго не могли привыкнуть к тому, что его нет более с нами.

Первая моя экскурсия в окрестностях залива Св. Ольги была на гору Крестовую.

Крест, о котором говорилось выше, еще стоял на месте, но уже покачнулся. В него была врезана металлическая доска с надписью. Теперь ее нет. Осталось только гнездо и следы гвоздей. На кресте кто-то повесил шейный серебряный крестик и маленький медный образок.

С Крестовой горы можно было хорошо рассмотреть все окрестности.

Чудная горная панорама!

В одну сторону шла широкая долина Вай-Фудина. Вследствие того, что около реки Сандагоу она делает излом, конца ее не видно. Сихотэ-Алинь заслоняли теперь другие горы. К северо-западу протянулась река Арзамасовка. Она загибала на север и терялась где-то в горах. Продолжением бухты Тихой Пристани является живописная долина реки Ольги, текущей параллельно берегу моря.

Горы в окрестностях залива невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, роговика, аркоза и зеленой яшмы, в которой в разных направлениях проходят тонкие кварцевые прожилки. В окрестностях найдено много железных, медных и серебросвинцовых руд.

Большинство сопок покрыто осыпями, являющимися результатом разрушения горных пород деятельностью атмосферных агентов. Образование этих осыпей можно проследить с момента появления трещины в скалах до рассыпания их на мелкие обломки. Если молотом ударить по такой глыбе или с силою бросить ее о землю, она разобьется по трещинам, по которым внутрь проникала вода. И сколько бы ни разбивать эти камни на еще более мелкие обломки, они нигде не дадут свежих изломов. В Посту Св. Ольги я познакомился с Б. И. Буниным, знатоком Южно-Уссурийского Края, исходившим его вдоль и поперек. В 1901 году, в бытность его офицером 6-го Восточно-Сибирского Стрелкового полка, во время подавления беспорядков в Маньчжурии, он был тяжело ранен из фальконета и после этого стал прихрамывать на одну ногу, не мог продолжать службу и, выйдя в отставку, поселился в Посту Св. Ольги.

Однажды он отправился в горы по своим делам и пригласил меня с собою. 24-го июня рано утром мы выехали с ним на лодке, и, миновав Мраморный мыс, высадились на берегу против острова Чихачева. Эта экскурсия дала мне возможность хорошо ознакомиться с заливом Ольги и устьем реки Вай-Фудина.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами.

Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха (Alnus japonica. S. et Z.) с коротковолосистыми ветвями и слегка опушенными листьями и березолистный таволожник (Spirea btulifolia Pal.) - маленький кустарник с бледно-розовыми цветами. Во многих местах от валов уже не осталось следа, и только растительность указывает бывшее их направление. Произведенные в некоторых местах раскопки дали обломки морских раковин. Здесь над приростом суши трудились одновременно и река, и море. Первая приносила готовый материал, второе складывало его в валы.

Ныне в низовьях реки образовалось много островов. Они только что вышли из воды, состоят из чистого песка и еще не успели зарасти травою.

Геологу рисуется картина далекого прошлого. Залив Св. Ольги имел совсем не такой вид, какой он имеет теперь. Он был в три раза больше и далеко вдавался в сушу в западном направлении. Со стороны моря ясно видны границы древнего залива, в который самостоятельно впадали Вай-Фудин, Сыдагоу и Арзамасовка. Заболоченность нижней части долины Аввакумовки, протоки, озерки, слепые рукава, соединяющиеся с морем, тоже указывают на это. Около устья течение реки почти незаметно.

Даже наоборот, при свежем восточном ветре и во время приливов замечается обратное движение воды. На Чертовом утесе можно видеть следы морского прибоя. Этот безмолвный свидетель говорит нам о том, что когда-то и он был омываем волнами Великого океана .

Сколько понадобилось веков для того, чтобы разрушить твердую горную породу и превратить ее в песок? Сколько понадобилось времени, чтобы песчинка за песчинкой заполнить залив и вытеснить морскую воду? Немалое участие в заполнении долины принимал и плавниковый лес. Тысячами кряжин и пней завалено русло реки и острова. Стволы деревьев сейчас же заносятся песком; на поверхности остаются торчать только сучья и корни. Мало-помалу погребаются и они. Каждое новое наводнение приносит новый бурелом и накладывает его сверху, потом опять заносит песком и т. д. Так отступает океан, нарастает суша, и настанет время, когда река Вай-Фудин будет впадать не в залив Св. Ольги, а непосредственно в море.

Мы высадились на южном берегу залива часов в десять утра, лодку отправили назад, а сами пошли в горы. По дороге к нам присоединился китаец - искатель золота. У него в котомке была железная лопата без черенка, деревянный лоток для промывания песка и облегченный заступ с короткою рукояткой. Китаец этот был средних лет, худой, с рябоватым лицом и с соломенной шляпой на голове. Он охотно отвечал на задаваемые ему вопросы. Это дало мне возможность познакомиться с китайскими приемами золотоискательства. Прежде всего он старался найти такую речку, против которой в море есть остров. Это верный признак, что в долине будет золото. Подымаясь вверх по реке, он искал такой приток, чтобы против устья его была отвесная скала, причем направление новой долины должно быть строго перпендикулярно к плоскости скалы и не меньше как в две версты длиною. Если это расстояние было короче или если долина шла не совсем под прямым углом к скале, она не годилась. Манза все время шел впереди и выискивал все новые и новые притоки, причем протяжение их сокращалось от двух верст до одной, потом до полуверсты и т. д. Последний ключик имел саженей двести длиною. Китаец остановился и сказал, что тут надо искать золото. Он стал рассматривать в ручье гальку и песок. То и другое, видимо, его удовлетворило, и он решил остаться здесь для разведок. Многие объяснения его для меня были непонятны. Так, например, он говорил, что есть люди, которые непосредственно чувствуют присутствие золота в земле; к числу их он присоединял и себя.

В топографическом отношении местность, по которой мы теперь шли, представляла из себя сильно размытые горы с пологими скатами. Кое-где торчали скалы, находящиеся в последней стадии разрушения; большинство их превратилось уже в осыпи.

Характер растительности был тот же самый, что и около Поста Св. Ольги. Дуб, береза, липа, бархат, тополь, ясень и ива росли то группами, то в одиночку. Различные кустарники, главным образом леспедеца, калина и таволга, опутанные виноградом и полевым горошком, делали некоторые места положительно непроходимыми, в особенности если к ним еще примешивалось чертово дерево (Aralia manshurica R.M.). Идти по этим кустарникам в жаркий день очень трудно. Единственная отрада - это ручьи с холодною водою.

В полдень мы дошли до водораздела. Солнце стояло на небе и заливало землю своими палящими лучами. Жара стояла невыносимая. Даже в тени нельзя было найти прохлады. Отдохнув немного на горе, мы стали спускаться к ручью на запад. Это был один из левых притоков реки Сыдагоу. Расстилавшаяся перед нами картина была довольно однообразна. Куда ни взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же растительность.

Над землею висел раскаленный воздух, насыщенный влагою. Деревья и кусты поникли листвой и казались безжизненными.

За весь день мы не видели ни одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много. В пути я не упускал случая делать заметки по орнитологии .

Прежде всего упомяну о зеленом дятле с красною головою. Говорят, что он ходит по земле довольно хорошо. Проворный, пугливый и крикливый, он по ухваткам походит на своих пестрых собратьев. Затем тут были маньчжурские жаворонки; голоса их слышны были повсюду. Некоторые птицы выпархивали у нас из-под ног и, отлетев немного, садились опять на землю. Казалось, на них жара не действовала совсем; они высоко подымались к небу и звонким пением оглашали окрестности. В низине из кочковой болотинки собаки выгнали несколько куличков. Я убил одного из них. Это оказался восточно-сибирский бекас. В другом месте из чащи вылетел красивый длинноносый дупель. На поваленных деревьях и на пнях кое-где встречались японские коньки. Они проворно бегали по земле и грелись на солнышке. При приближении людей они не улетали, а ловко.скрывались в кустах и появлялись только тогда, когда убеждались, что опасность миновала. Судя по тому, что здесь было много мелких птиц, можно было допустить присутствие малого перепелятника. И действительно, одного такого ястреба я вспугнул из травы, что было очень странно, так как ноги его совсем не приспособлены к хождению по земле. Быть может, эти хищники из опыта знали, что вид их, сидящих на сухостойных деревьях, пугает мелких птиц, тогда как, спрятавшись в траве, они скорее могут рассчитывать на добычу.

День близился к концу. Солнце склонилось на запад, от деревьев по земле протянулись длинные тени . Надо было становиться на ночь. Выбрав место, где есть вода, мы стали устраивать бивак.

Вечером я долго сидел с Б. Н. Буниным у огня. Он рассказывал мне о своих путешествиях, о хунхузах, об охоте и т. д. Наконец я почувствовал, что сон начинает овладевать мною. Я лег к огню, завернулся в бурку и скоро уснул.

На следующий день мы расстались с золотоискателем. Он пошел назад к перевалу, а мы направились к реке Сыдагоу и оттуда обратно в Пост Св. Ольги.

ГДЗ по русскому языку для 8 класса к «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Разумовская М.М., 2001».

Название: ГДЗ по русскому языку. 8 класс. К учебнику по русскому языку за 8 класс.

Домашняя работа по русскому языку за 8 класс к учебнику «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений».

Вашему вниманию предлагается решебник (ГДЗ) по русскому языку за 8 класс к популярному учебнику от автора Разумовская М.М. Пособие построено таким образом, что каждый пункт, каждая постановка вопроса детально разъясняется.

Примеры.

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) в устной речи и краска (буквы) - в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения (в начале, середине пли конце фразы), его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки препинания, пунктуация, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи...
(О. Сиротинина).

2) Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные (прил.) озерки, отделенные (прич.) друг от друга песчаными (прил.) валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены (кр. прич.) резче. По ним фядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опушенными (прич.) листьями и березолистный таволожник.

3) В тех местах, где деревья подвержены (кр. прич.) влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке, которая защищена (кр. прич.) от ветра, развивается растительность более пышная, чем на склонах, обращенных (прич.) к морю.

4. Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее.

14. 1) Горы в окрестностях залива Ольги невысоки, но выражены (кр. прич.) весьма резко и большею частью состоят из серого фанита, кварцевого порфира, песчаника, зеленой яшмы... В окрестностях найдено (кр. прич.) много железных, медных и серебро-свинцовых руд.

1. Песчаными - имя прилагательное. Валами (какими?) песчаными. Признак предмета.
2. Н. ф. - Песчаный.
3. Относит., полн. ф.
4. Мн. ч., Тв. п.
5. Валами (какими?) песчаными.
1. Опущенными - причастие. Листьями (какими?) опушенными. Признак предмета по действию.
2. Опушить.
3. Страд., невозвр., сов. вид, прош. вр.
4. Полн. ф., мн. ч., Тв. п.
5. Листьями (какими?) опушенными.
1. Параллельно - наречие. Тянутся (как?) параллельно. Признак действия.
2. Образа действия.
3. Неизм.
4. Тянутся (как?) параллельно.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ГДЗ по русскому языку для 8 класса к «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Разумовская М.М., 2001» - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ГДЗ по русскому языку для 8 класса 2010 к «Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Разумовская, Львова, Капинос, Лекант, Львов, 2009»
  • Готовые домашние задания по русскому языку - 8 класс - Разумовская М.М.
  • Решебник по русскому языку за 8 класс - К учебнику Русский язык - 8 класс - Разумовская М.М.
  • Готовые домашние задания по Русскому языку - 8 класс - К учебнику Русский Язык - 8 класс - Разумовская М.М.

Следующие учебники и книги:

Кузенкова Светлана Валерьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей « Политэк» г. Волгодонска

Карточка № 1

Общее грамматическое значение прилагательного - …..

Общее грамматическое значение наречия - ……

Общее грамматическое значение причастия - ………

Общее грамматическое значение существительного -……..

Общее грамматическое значение глагола -………..

Общее грамматическое значение деепричастия -…….

Привести примеры.

Карточка №2

Найти прилагательные и обозначить суффикс .

Мы с другом пошли на озеро. По глиняному откосу спустились к таинственной заводи. Вода была абсолютно прозрачной, поэтому песчаное дно было хорошо видно. Взобравшись на деревянный плот, мы выплыли на самую середину. Так хорошо лежать, покачиваясь, и слушать соловьиную трель.

Карточка № 3

В каких случаях пишется один -н- , а в каких два –нн-? Показать где наречие, где причастие.

Каким членом предложения является? Подчеркнуть.

Организова (н, нн) о идти организова..о; предприятие организова..о.

Образова (н,нн) о беседовать образова..о; общество было образова..о

Продума(н,нн)о поступать продума…о; выступление продума..о

Рассея(н,нн)о рассея..о оглядываться по сторонам; внимание рассея..о

Обдума(н,нн)о принимать решение обдума…о; наше условие обдума..о

Настороже(н,нн)о слушать настороже…о; солдаты настороже..ы.

Карточка №4

Определите стиль текста. Найдите краткие причастия и обозначьте суффикс.

Горы в окрестностях залива Ольги невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, зеленой яшмы… В окрестностях найдено

много железных, медных и серебро-свинцовых руд.

Карточка №5

Определите стиль текста. Найдите причастия, краткие причастия, прилагательные и обозначьте суффикс.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опущенными листьями. В тех местах, где деревья подвержены влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке, которая защищена от ветра, развивается растительность более пышная, чем на склонах, обращенных к морю.

Карточка №6

Синтаксический разбор предложения.(полный)

Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.

Карточка №7

Данные словосочетания распределите в таблицу.

Читающий мальчик, слушать новости, гостить у друга, переписать набело, наше село, непривычно тихо, взялся сделать, первый ученик, акция милосердия, движение на дороге, лисий хвост, новые учебники, немного легкомысленный, такой порядок, один день, сверкая на снегу, рассказывать не торопясь, третий слева, открытая тетрадь, жаркое по-домашнему, по осеннему скучно.

Согласование

Управление

Примыкание

Карточка №8

Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой.

Карточка №9

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания.

Ты много ли видел на свете берёз?

Карточка №10

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания .

В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.

Карточка № 11

Найти главные члены предложения и подчеркнуть.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя… От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (К. Паустовский)

Разбор слова по составу. Разрастается, свешивается

Карточка №12

Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом.(И. С. Тургенев, «Ася»).

Карточка №13

Подчеркнуть и написать вид сказуемого.

Язык – тот же океан.

Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или дышим. В глубине XX века, в которой мы находимся, слово « пользоваться» становится все более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного трещит, осложненное теперь еще экологическими проблемами. Но перестроиться все еще не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.

Язык – тот же океан. Как бы не были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть.Но- не больше.

(А. Битов.)

Карточка №14

Найти главные члены предложения и подчеркнуть. Выписать 5 словосочетаний и их вид.

Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей,

унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и

остановился у почтового домика.

(А.Пушкин.)

Карточка №15

Подчеркнуть главные члены предложения. Написать вид сказуемого.

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребенка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен, грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. Влажная и сонная тишина стояла над рекою. Гладкие струи плескались о сырой песок берега с легким шепотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звездочка костра; там виднелась рыбачья лодка.

(Ф.Сологуб)

Карточка №16

1)Оба были в полушубках, шапках и добротных сапогах. 2)Экскаваторы у них часто выходили из строя (ломаются). 3)Говорить он стал больше и крикливее, оглушительней. 4) Я не рассчитывал вернуться так скоро, но дела кончились как-то очень быстро и незаметно. 5) Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу.6) Мы понимаем, то Инсаров, должно быть хороший человек.7) больше всего он боялся показаться смешным. 8) Я был подавлен.

КАРТОЧКА № 17

Сделать синтаксический разбор предложении.

    Сын приходил с занятий возбужденный, усталый, запылившийся, загорелый, садился, и они разговорили о городе, о знакомых, друзья.(Я.Тихонов) 2)Все на миноносце с утра ходили молчаливые и хмурые.(Л.Соболев) 3)Тимофеев явился усталый и равнодушный.(С Антонов) 4)Мы простились. Я ушел расстроенный, злой, и в гостинице у меня в первый раз в жизни заболела голова.(В.Каверин)5) День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием.(М.Пришвин) 6)Иван Павлыч сидел очень красный и время от времени растерянно поправлял усы.(В.Каверин) 7)Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.(И.Тургенев)8) Пруд едва начинает дымиться.(И.Тургенев) 9) Глаза у нее сделались совсем покорные, виноватые…(В.Потанин)

Карточка №18

Подчеркнуть сказуемые и написать их вид.

Младший весь пошел лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток, свободный человек. Теперь я уже не чувствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Он ростом был двенадцати вершков. Я непременно решилась напомнить о своей дружбе Покровскому и что-нибудь подарить ему. Простота есть необходимое условие прекрасного. Прекрасное должно быть величаво.

Карточка №19

1.Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И. Крылов) 2. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (А. Грибоедов) 3. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. (А. Пушкин) 4. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. (И. Тургенев) 5. Рука просто как каменная, не ворочается. (И. Тургенев) 6. Разве я своему детищу враг? (Л. Толстой) 7. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. (М. Горький) 8. Так вот я какой человек. Я охотник. (Л. Толстой).

Карточка №20

Подчеркнуть главные члены предложения

1.Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова. (П. Кальдерон). 2. Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывают людей друг с другом. (М. Нордау). 3. Язык и слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. 4. Язык есть зеркало мыслей народа. (Х. Сехадор). 5. Языки, - суть, естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определённым законам. (Неизвестный автор). 6. Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели. (А. Ривароль).

Карточка №21

Подчеркнуть главные члены предложения.

1.Все, кто знал мадам Штоль, знали и любили Вареньку…. (Л. Толстой) 3. Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели (смотрело) на эту живую картину безысходного раздумья и со вздохом отходили (отходило). (Л. Андреев) 5. Тут эти люди, кто по неразумению своему, малодушно положилоружие, узнали и стыд… (А. Н. Толстой). 6. Множество рук стучат (стучит) во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь. (Н. Лесков). 7. На лице у него попеременно выступал (выступали) не то страх, не то тоска и досада. 8. Вот и у нас… двое соседей проживало (проживали). (И. Тургенев).

Карточка № 22

Подчеркнуть определения, показать к какому слову относится и написать вопрос.

1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. (А. Пушкин). 2. Полный месяц светил на камышовую и белые стены моего нового жилища. (М. Лермонтов) 3. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. (И. Тургенев). 4. Её сестра звалась Татьяна. (А. Пушкин). 5. Скажите мне какую- нибудь новость. (М. Лермонтов). 6. Слёзы вдохновенья и веры наполнили глаза Чижа. (М. Горький). 7. Луч прожектора пронёсся над оградой и рассыпался известковой пылью в зарослях по склону горы. (К. Паустовский). 8. События крупнее и важнее не было в истории человечества. (А. Н. Толстой). 9. Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский). 10. Весь день мы бродили по этому городу красных скал, кошек и стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун. (К. Паустовский).

Карточка №23

1. Лето – припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме.(Ак.) 2. Изредка простучит, перепорхнет меж стволами деревьев неутомимый труженик – дятел. (С.-М) 3. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери – земле наполняло меня (С-М). 4. Уходя на лежку, заяц – русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки. (С.-М.) 5. Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги – зимнухи (Шол.)

Карточка №24

Найдите приложения и подчеркните.

1.Из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки – лучи багровые. (Ес.) 2. Зашумели над затоном тростинки. Плачет девушка – царевна у реки. (Ес.) 3. Гостью – зимушку покатим мы встречать на хуторок, побегут за нами следом Барбоска и Дружок. (Плещ.) 4. В Севастополе формировался отряд добровольцев – парашютистов. (Соб.) 5. И ночь ли будет, утро или вечер, но в этот день мы встанем и пойдём воительнице – армии навстречу освобождённом городе своём. (О. Б.)

Карточка №25

Найдите приложения и подчеркните.

1.Стрелок – радист дал врагу подойти поближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны, потом доложил об этом лётчику. (Соб.) 2. Лихое оружие – пушки! Невесело в их дыму, но без пехоты – старушки все громы их ни к чему. (Сурк.) 3. Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою, Родину – мать защищайте, честь и свободу свою! (Из песни.) 4. За пустой околицей, за Донец – рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (Сурк.) 5. Хорошо над Москвою – рекой услыхать соловья на рассвете. (Долм.)

Карточка №26

Найдите приложения и подчеркните .

1.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой. Славяне назвали его Кромом. 2. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город – воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. 3. Старинные псковские здания, дошедшие до нас, за прожитое ими долгое время так изменились, что даже специалистам – исследователям трудно уяснить себе их архитектуру. 4. Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов реки Великой. 5. Во второй половине XII века в Пскове – городе появились первые каменные здания. (Ю. Спегальский.)

Карточка №27

Найдите приложения и подчеркните.

1. Высок ценил песни о Разине и Пугачёве великий русский поэт А. С. Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит песню « Не шуми, мати зелёная дубравушка» и говорит о ней как о любимой песни Пугачёва. (Э. Смирнова.) 2. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. 3. После премьеры оперы «Иван Сусанин» Глинка увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (Э. Смирнова.) 4. В картине Левитана «После дождя» заключен вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (Пауст.) 5. Во времена Пушкина издавались такие журналы, как «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник» и другие. Наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензет», «Литературная газета». (А. Гессен.)

Словосочетание.

Карточка №1

Выписать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании – существительного, прилагательного, глагола.

Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, чёрная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжёлый пакет, отчётливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.

Карточка №2

Выписать словосочетания в два столбика: в первом – словосочетания, выражающие предмет и его признак; в другом – словосочетания, выражающие действие и предмет, на который оно переходит.

Выгоревший пиджак, изложить материал, предлагать помощь, касательная прямая, лёгкое прикосновение, вырастить ребёнка, разложить коллекцию, слагать былины, загорелое тело, нежное растение, отрастить волосы, склонять существительное, озарять окрестность, внезапное озарение, тихие зори, изъявительное наклонение.

Карточка №3

Выписать словосочетания, выражающие действие и его признак.

Начинать заново, запереть накрепко, запирать на ключ, изложить снова, приехать на станцию, положить недалеко, идти к лесу, коснуться слегка, разгореться докрасна, озарять неярко, защищаться от врага, защищаться неуверенно, излагать неполно, излагать товарищу, вырасти на солнце, подрасти немного, поскакать на лошади.

Карточка №4

Выписать словосочетания « глагол + существительное» (с предлогом и без предлога)

По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.

Карточка №5

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу согласования :

Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведёт неторопливую беседу. (По В. Ларину.)

Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокалённой земли они увидели нетронутую войной поляну. (По. И. Куриленко.)

Карточка №6

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу управления:

Звенит, звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосный шум строек, сквозь гул машин он весёлой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… Он говорит о счастливой жизни на Родине и тёплой, отеческой заботе о детях. (По В. Осеевой.)

Карточка №7

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу примыкания:

Всё ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки,обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.)

Карточка№8

Записать предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены: а) существительным в форме именительного падежа; б) другими частями речи. Подчеркнуть сказуемое, обозначить, чем оно выражено.

1.Книга – это волшебница. Книга вообразила мир. Мир без книг – мир дикарей. (Н. Морозов.) 2. Чтение – вот лучшее учение. (Посл.) 3. Повышение культуры – это в первую очередь знание художественной литературы. (М. Калинин.) 4. Жизнь коротка, искусство долговечно. (К. Станиславский.) 5. Изучение родной речи – это великое дело. (М. Калинин.) 6.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка. (П.) 7. Патриот – это человек, служащий Родине, а родина – это прежде всего народ. (Черн.) 8. Чтение художественных произведений – неоценимый источник познаний жизни и законов её борьбы. (К. Маркс.)

Карточка№9

Предложения со связкой при именном сказуемом и без связки .

1. Красноречие при человеке – великое дело. (Шол.) 2. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (М. Г.) 3. Книга есть главнейшее могущественнейшее орудие культуры. (М. Г.) 4.Знание в юности – это мудрость в старости. (Посл.) 5. Дружба, честность, коллективизм, гуманность – наши подруги. Воспитание мужества, отваги, Беззаветная преданность революции – наши законы. (Остр.) 6. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (П.) 7. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством. (П.) 8. « История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека. (П.) 9. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. (П.)

Карточка№10

Выражение подлежащего и сказуемого сущест. И неопределенной формой глагола

Выделите подлежащее и сказуемое. Подумайте и скажите, почему поставлены тире между подлежащим и сказуемым.

1.Назначение каждого человека- развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет- вот высшее счастье для человека.(Ф.Дзержинский). 3. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 4. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы. (Бел) 5. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К. Ушинский) 6. Говорить не думая – стрелять не целясь.(Пауст.)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Карточка№1

Акроб…тический этюд, за…лелась заря, б…рхатистые лепестки, б…лизна скатерти, шёлковый в…ерок, пронзительно зав...зжал , сильное нав…днение, в…ждение автомобиля, гипн…тический сон, сизокрылая г…лубка, тот ёще гр…мотей, приехал изд……лека, восстание дек…бристов, д…ловой человек, …ловая лапа, стоять в т…ни дер…ка, кн…гиня Ольга, ком…риный укус, виноградная л…за, …синий рой, надутые п…руса, н…бесная с…нева, сп…ртивный костюм.

Карточка №2

Вкусная …да, держать в …жовых рукавицах, пож…лтелые листья, ж…мчужно-голубой цвет, ж…лое здание, запр…тить разговаривать на уроке, яркая зв…зда, з…л…тые колосья, гашёная изв…сть, кавал…рийский полк, к…словатый вкус, кл…вать носом, к…нечный результат, кр…соваться перед зеркалом, л…б…диная шея, л…дниковый период, л…чебные процедуры, лил…ватый оттенок, пустая м…слёнка, старая м…белишка, забавный медв…жонок, м…дицинский работник, м…длительный ребёнок.

Карточка№3

Не для шапки только г…л…ва на пл…чах.

По платью встр…чают,по уму пров…жают.

Умную речь хор…шо слушать.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой раст…рять.

На кр…сивого гл…деть хорошо, с умным жить л…гко.

Ворона за море л…тала, а ума не достала.

Ума палата,да разума м…ловато.

Карточка№4

У Глафиры Сергеевны гл…за были н…бесно-голубого цвета.

Дмитрий бл…стяще г…ворил по-н…мецки.

Мне всё здесь было в н…винку.

Мы ост…новились на н…члег у Ивана П…тровича.

По небу быстро н…слись …блака.

Ст…рик надел …вчинный полушубок и вышел из избы.

На под…коннике ст…яло много горшков с цв…еами.

Ол…нёнок ни на шаг не отх…дил от своей матери.

На улице было уже по-…сеннему прохладно.

Наша с…мья …тдыхала прошлым летом на Канарских …стравах.

Корни с чередованием гласных о//а

Карточка №5

Щёки г…рят, Бронзовый заг…р, алая з…ря, светлые з…ри, имена существительные первого скл…нения, глубокий покл…н, лёгкое прик… сновение, к…саться земли ногами, хорошо написанное изл…жение, нал…гать штраф, южное р..стение, дети подр..сли, ср…щение корней деревьев, нежный р…сток, отр…сли лёгкой промышленности, Р…стислав Александрович,подг…ревшее на сковороде мясо,сшить платье на выр…ст,выр…сти из пальто,

перекл…нить голову,сл…жить полномочия.

Карточка№6

Жить в Р…стове-на-Дону,от з…ри до з…ри, скл…ниться над книгой, выг…ревшая на солнце ткань,выл…жить продукты из сумки,занимается з…ренька, лёгкий накл…н головы, раскл…няться перед зрителями, жадный р…стовщик, сильно выр…-сти за лето, малыш выр…с, предл…жить выпить кофе, ясно изл…гать мысли, отр…слевоепроизводство, к…снулся моей руки, уг…рный газ, к…сательная к кругу, отблески далёкой з…рницы,укл…ниться от работы, подр…сшие кусты.

Карточка №7

Во время еды не кладите руки на стол и не накл…няйтесь сильно над тарелкой.

Пол…жи, пожалуйста, книги на место. Неук…снительно соблюдайте правила дорожного движения!

Это вас не к…сается!

Казалось, всё небо охватило пунцовое з…рево.

Сегодня я поднялась ни свет ни з…ря.

Мой старший брат отр…стил длинные усы и бороду.

Найдите в предл…жении главные и второстепенные члены.

Пол…гаю, вы примете верное решение.

Хорошо удить рыбу на вечерней з…рьке.

Карточка№8

Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце.

Для этого выходят они из глубины на самую мель.

И подолгу стоят неподвижно.

Будто бы заг…рают.

Только заг…р рыбий особый.

Мы, люди, от заг…ра темнеем, а рыбы от заг…ра светлеют.

Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позаг…рают» - и станут светлыми.

Слаб рыбий заг…р.

Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово – сошёл весь «заг…р»!

Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…

Корни с чередованием гласных е//и

Карточка№9

Соб…ру коллекцию марок, соб…рать грибы, ярко бл…стеть на солнце, бл…стать на сцене, зад…реет нос, уд…рать во все лопатки, выж…чь сухую траву, выж…гать по дереву,зам…реть от страха, с зам…ранием сердца, зап…реть на замок, зап…рать двер на ключ, наст…лить паркет, расст…лать ковёр, ст…реть пыль с мебели, ут…рать слёзы, переб…рать ягоды, приб…ру комноту, заниматься очковт…рательством, выт…реть ноги, решать примеры на вычетание, выч…сть из двадцати пятнадцать.

Карточка№10

Выт…рать-выт…реть;

Заб-рать-заб…ру;

Забл…стать-забл…стеть;

Вым…рать-вым…-реть;

Нап…рать-нап…реть;

Уст…лать-уст…лить;

Зад…рать-зад…ру;

Выж…гать-выж…чь;

Выч…тать-выч…сть.

Карточка№11

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Бл…стят, как есть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине зам…рает,

Пригретый солнечным теплом

Карточка№12

Каморка зап…ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный… Вот однажды проб…ралась Татьяна по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… Герасим побаивался барыни, но всётаки надеялся на её милость и соб…рался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм…рла… Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт…рал…

Непроизносимые согласные в корне слова

Карточка№13

Вес…ник победы, мес…ное радио, любящие сер…це, кос…ный мозг,скупое северное со…нце, учас…ник школьной олимпиады по физике, уча…ствовать в шахматном турнире, аген…ство по туризму, чудес…ная весенняя погода, почу…ствовать запах газа, опас…ный горный маршрут, по-стариковски брю…жать, крес…ный ход, в окрес…ных деревнях и сёлах, голлан…ские моряки, лес…ные слова, прелес…ные фиалки, сахарный трос…ник, горные пас…бища, пресс…ная вода, грус…ное настроение.

Карточка№14

Семён вошёл в комнату и громко поприветствовал всех присутствующих:» Здра…ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг-добрейший и чес…нейший человек. Вчера был ужас…ный ненас…ный день. Стол ломился от заморских я…ств. Я я…ственно слышала голос нашего гувернёра. Колина бабушка была ровес…ницей двадцатого века. Мне кажется, любимый праз…ник всех людей-Новый год. На чердак вела узкая длинная лес…ница. Почти все мои одноклассники являются моими сверс…никами.

Карточка№15

В Любани было солнечно, а над Ленинградом лежал туман.

Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неяс…ным пятном проступает утреннее со…нце.

То тут, то там его багряные отблески пробивались через туман, ложились на воду, на стене домов.

Было яс…но, что этот туман очень непрочный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.

Карточка№16

Взгляну я в окошко,

Раскину рогожку,

Посею ггорожку,

Положу хлеба краюшка.

Всякий видит,

Да не всякий чует.

Кому светло,

Кому темно,

А мне голубо.

Карточка№17

Жёлтые голо…к иного…ков, богатое насле…ство, ближайшая сосе…ка,мер…кие комары, теннисная раке…ка, в ре…колесье не заблудишься, ре…кий звук, отправиться в похо…, камешек в мой огоро…, великий наро…, зале…ть на дерево,Красная площа…ь, черничный пиро…, сва…ьба старшей сестры, мяч упру…, спортивная хо…ьба, котёнок ры…, кружевная наки…ка, утренняя заря…ка, приобрести сноро…ку, гимнастический снаря…, отре…ки материи, цветок кукушкины слё…ки.

Карточка№18

Моло… - с игру…ками, стар – с поду..ками.

Быль моло…цу не укор.

Старый ду… не скоро сломится.

( Русские пословицы о молодости и старости)

Товарами ла…ка красится.

Лишняя дене…кА карману не в тягость.

У дене… гла… нет.

На улице моро…, а в кармрне деньги тают.

Тор… - яма: стой прямо.

(Русские пословицы о торговли и деньгах)

Карточка №19

Благородный тру…, учитель стро…, скошенный лу…, Голо…ка чеснока, не хватает сло…, безударный сло…, чечевичная похлё…ка, красивая похо…ка, на дорогах гололё…, малиновый пудин…, сромные рома…ки и нежные незабу…ки, колючий ё…, серая лоша…ка, играть в ша…ки, чуть слышные ша…ки, грубая орфографическая оши…ка, рыбный су…чик, красный гри…, прохо… закрыт, горячий бутырбро…, похо… на отца, повторить сто ра…, конфеты «Грилья… в шоколаде», вкусная шокола…ка.

Карточка №20

Ро… - вырос из костного вещества на черепе у некоторых животных.

Рого… - Многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.

Ро…ь – злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хле… .

Ро… - то же, что су…ьба.

Карточка №21

Бе…рукавка – бе…крайний, в…дутый – в…плеск, во…горание – во…певание, и…вечный – и…колоть, ни…вести – ни…падать, ра…жечь – ра…качать, ро…ыгрыш – ро…пись, р…сказывать – р…ссказни, р…зыскивать – р…зыск, б…зудержный – б…зупречный, бе…кризисный – бе…грешный, бе…культурный – бе…рассудный, ни…верженный – ни…проверженный, в…будораженный – в…полошённый, во…благодарить – во…торжествовать, бе…действенный – бе…контрольный, и…редка – и…коса.

Карточка №22

конец измучился - …бежал в класс, д..рисовать потрет – д…сидеть до конца фильма, з…писать адрес – з…дремать в кресле, н…дземные части растения – н..дреснутая чашка, река о…мельчала – о…тесать бревно, о…ваёванные земли – о…петые мошенники, п..длёдный лов рыбы – п…дтянуться на перекладине, пре…вестник бури – пре…писание врача, …делать последнее предупреждение - …фотографировать друзей, по…стреленная птица – по…забыл стихотворение.

Карточка №23

Пр…лететь в Швейцарию, пр…отличная работа, пр…гадкий мальчишка, пр…рисовать цветы на картине, пр…рвать гастроли, пр…клеить марку на конверт, жить в Пр…карпатье, пр…градить дорогу, пр…открыть дверь, пр…ступить закон, пр…колоть на платье брошь, пр…нарядиться к празднику, пр…бывать в плохом настроении, пр…бывать в пункт назначения, пр…ступить к делу, пр…творить план в жизнь, пр…творить форточку, пр…дать строгость выражению лица, пр…дать товарища.

Карточка №24

Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я покушала», - это в…спринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво – «уважительно» - говорит о себе мужщина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр…ехал»… Здесь невольно в…поминаются выражения, какими кое – кто из подчиненных говорит о высоком начальстве, которое: не …паздывает, а «з…держивается», не читает, а «пр…сматривает»… (По Б. Тимофееву )

Карточка №25

Воспитат…ль, стекол…щик, приказч…к, дворн…к, храбр…сть, красн…та, присвоен…е, напарн…к, кофейн…к, шипуч…ка, берёз…нька, реч…нька, букет…к, пап…нька, фант…к, пёр…шко, плать…шко, плать…це, сара…шко, носит…ль, голуб…нька, горл…шко, кипятильн…к, год…к, бант…к, рубл…к, косич…ки, надсмотрщ…к, угнетат…ль, правонарушен…е, прав…та, предпринимат…ль, одноклассн…ик, окислен…е, корж…к, соучастн…к, темн…та.

Карточка №26

Глоточ…к – калач…к.

Глазоч…к – ключ…к.

Овраж…к – ёж…к.

Порож…к – нож…к.

Ореш…к – ёрш…к.

Бараш…к – карандаш…к.

Годоч…к – луч…к.

Платоч…к – мяч…к.

Кармаш…к – ковш…к.

Дубоч…к – птенч…к.

Карточка №27

Бан…щик – работник бани, обслуживающий посетителей.

Гон…щик – участник спортивных гонок.

Камен…щик – рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Носил…щик – рабочий по переноски багажа на вокзалах, пристанях и т, п.

Пил…щик – рабочий, который занимается пилкой, распилкой.

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Карточка №28

Скуч…ная картина!

Тучи без конца,

Дожд…к так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит дереву…кА

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла? (А. Плещеев)

Правописание окончаний существительных

Карточка №29

Служить в арми..., мыть волосы шампун..., стоять на порг... дома, у полевой мыш..., готовить в русской печк..., любоваться белоснежной хрезантем... и розовой орхиде..., прийти на берег мор..., говорить по телефону с подруг... Ирин..., написать письмо дочер..., что в имен... твоём, посадить сем... в землю, яркое плам..., поставить знаки припенания в сложноподчинённом предложени..., развеваться над здани..., на ветках магноли... и акаци..., приятный аромат сирен... .

Карточка №30

Осенние богряные листь..., кружились нал синими колокольчик...ми и жёлтыми одуванчик...ми, встретить в тундре стадо олен...й, под вековыми лип...ми, купить новое пальт..., красивый фасон этих пальт..., высокопрофессиональные инженер... и шофёр..., у ботин... острые носы, маленький размер у чул... и носк..., увидеть в зоопарке забавных шимпанз... и ярко окрашенных какад..., косточки спелых абрикос...в и персик...в, проложить новое шосс..., сыграть в театре многие рол... .

Карточка №31

Незвметно зажглась и тихо начала разгораться в неб... алая полоска зар... . Утренний ветерок прошумел в вершин...х берёз. Тонким перезвон...м оледенелых хвоинок отозвались ему высокие сосн... . Внизу, в глубокой темноте лес..., явственней зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полнится чуть слышным шуршани...м, шорох...м, хрупким, тихим звон...м – звук...ми неодушевлённой жизн... . И каждый звук был сам по себе: то хруст ветвей, то звон капель, а то посвисты жёстких хвоинок. (Н. Сладков).

Карточка №32

Он раздвинул кусты жимолост... и сирен... и скрылся в зелен... под стеной часовн... ; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадк..., которая совершенно скрывалвсь в зелен... . Между стволами черёмух... я увидел в земле довольно большое отверсти... с земляными ступен...ми, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. (В. Короленко).

Карточка №33

Кислый – прекислый щ...вель, поспевший крыж...вник, справедливое ж...ри, запасной параш...т, весёлая ш...тка, ш...карная вещь, ш...лковое покрывало,

Горы в окрестностях залива невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, роговика, аркоза и зелёной яшмы, в которой в разных направлениях проходят тонкие кварцевые прожилки. В окрестностях найдено много железных, медных и серебросвинцовых руд.

Большинство сопок покрыто осыпями, являющимися результатом разрушения горных пород деятельностью атмосферных агентов. Образование этих осыпей можно проследить с момента появления трещины в скалах до рассыпания их на мелкие обломки. Если молотом ударить по такой глыбе или с силою бросить её о землю, она разобьётся по трещинам, по которым внутрь проникала вода. И сколько бы ни разбивать эти камни на ещё более мелкие обломки, они нигде не дадут свежих изломов. В посту Ольги я познакомился с Б. Н. Буниным, знатоком Южноуссурийского края, исходившим его вдоль и поперёк. В 1901 году он был тяжело ранен хунхузами из фальконета и после этого стал прихрамывать на одну ногу.

Однажды он отправился в горы по своим делам и пригласил меня с собою. 24 июня рано утром мы выехали с ним на лодке, миновав Мраморный мыс, высадились на берегу против острова Чихачева. Эта экскурсия дала мне возможность хорошо ознакомиться с заливом Ольги и устьем Вай-Фудзина.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделённые друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха (Ainus japonica S. et Z.) с коротковолосистыми ветвями и слегка опущенными листьями и березолистный таволожник (Spirea betulifolia Pall.) - маленький кустарник с бледно-розовыми цветами Во многих местах от валов уже не осталось следа, и только растительность указывает бывшее их направление. Произведённые в некоторых местах раскопки дали обломки морских раковин. Здесь над приростом суши трудились одновременно и река и море. Первая приносила готовый материал, второе складывало его в валы. Ныне в низовьях реки образовалось много островов. Они только что вышли из воды, состоят из чистого песка и ещё не успели зарасти травой.

Геологу рисуется картина далёкого прошлого. Залив Ольги имел совсем не такой вид, какой он имеет теперь. Он был в три раза больше и далеко вдавался в сушу в западном направлении. Со стороны моря ясно видны границы древнего залива, в который самостоятельно впадали Вай-Фудзин, Сыдагоу и Арзамасовка. Заболоченность нижней части долины Аввакумовки, протоки, озерки, слепые рукава, соединяющиеся с морем, тоже указывают на это. Около устья течение реки почти незаметно. Даже наоборот, при свежем восточном ветре и во время приливов замечается обратное движение воды. На Чёртовом утёсе можно видеть следы морского прибоя. Этот безмолвный свидетель говорит нам о том, что когда-то и он был омываем волнами Великого океана.

Сколько понадобилось веков для того, чтобы разрушить твёрдую горную породу и превратить её в песок! Сколько понадобилось времени, чтобы песчинка за песчинкой заполнить залив и вытеснить морскую воду! Немалое участие в заполнении долины принимал и плавниковый лес Тысячами кряжин и пней завалено русло реки и острова. Стволы деревьев сейчас же заносятся песком; на поверхности остаются торчать только сучья и корни. Мало-помалу погребаются и они. Каждое новое наводнение приносит новый бурелом и накладывает его сверху, потом опять заносит песком и т. д. Так отступает океан, нарастает суша, и настанет время, когда Вай-Фудзин будет впадать не в залив Ольги, а непосредственно в море.

Мы высадились на южном берегу залива часов в десять утра, лодку отправили назад, а сами пошли в горы. По дороге к нам присоединился китаец - искатель золота. У него в котомке была железная лопата без черенка, деревянный лоток для промывания песка и облегчённый заступ с короткой рукояткой. Китаец этот был средних лет, худой, с рябоватым лицом, в соломенной шляпе. Он охотно отвечал на задаваемые ему вопросы. Это дало мне возможность познакомиться с китайскими приёмами золотоискательства. Прежде всего он старался найти такую речку, против которой в море есть остров. Это верный признак, что в долине будет золото. Подымаясь вверх по реке, он искал такой приток, чтобы против устья его была отвесная скала, причём направление новой долины должно быть строго перпендикулярно к плоскости скалы и не меньше как в два километра длиною. Если это расстояние было короче или если долина шла не совсем под прямым углом к скале, она не годилась Манза всё время шёл впереди и выискивал всё новые и новые притоки, причём протяжение их сокращалось от двух километров до одного, потом до полукилометра и т. д. Последний ключик имел метров двести длины. Китаец остановился и сказал, что тут надо искать золото. Он стал рассматривать в ручье гальку и песок. То и другое, видимо, его удовлетворило, и он решил остаться здесь для разведок. Многие объяснения его для меня были непонятны. Так, например, он говорил, что есть люди, которые умеют чувствовать присутствие золота в земле, к числу их он присоединял и себя.

В топографическом отношении местность, по которой мы теперь шли, представляла собою сильно размытые горы с пологими скатами. Кое-где торчали скалы, находящиеся в последней стадии разрушения; большинство их превратилось уже в осыпи.

Характер растительности был тот же самый, что и около поста Ольги. Дуб, берёза, липа, бархат, тополь, ясень и ива росли то группами, то в одиночку. Различные кустарники, главным образом, леспедеца, калина и таволга, опутанные виноградом и полевым горошком, делали некоторые места положительно непроходимыми, в особенности если к ним ещё примешивалось чёртово дерево (Ebutorcoccus). Идти по таким кустарникам в жаркий день очень трудно. Единственная отрада - ручьи с холодною водою.

В полдень мы дошли до водораздела. Солнце стояло на небе и заливало землю своими палящими лучами. Жара стояла невыносимая. Даже в тени нельзя было найти прохлады. Отдохнув немного на горе, мы стали спускаться к ручью на запад. Расстилавшаяся перед нами картина была довольно однообразна. Куда ни взглянешь, всюду холмы, и всюду одна и та же растительность.

Над землёю висел раскалённый воздух, насыщенный влагою. Деревья и кусты поникли листвой и казались безжизненными.

За весь день мы не видели ни одного животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много. В пути я не упускал случая делать заметки по орнитологии.

Прежде всего упомяну о зелёном дятле с красною головою. Говорят, что он ходит по земле довольно хорошо. Проворный, пугливый и крикливый, он по ухваткам походит на своих пёстрых собратьев. Затем тут были маньчжурские жаворонки, голоса их слышны были повсюду. Некоторые птицы выпархивали у нас из-под ног и, отлетев немного, садились опять на землю. Казалось, на них жара не действовала совсем; они высоко подымались к небу и звонким пением оглашали окрестности. В низине из кочковой болотники собаки выгнали несколько куличков. Я убил одного из них. Это оказался восточносибирский бекас. В другом месте из чащи вылетел красивый длинноносый дупель. На поваленных деревьях и на пнях кое-где встречались японские коньки. Они проворно бегали по земле и грелись на солнышке. При приближении людей они не улетали, а ловко скрывались в кустах и появлялись только тогда, когда убеждались, что опасность миновала. Судя по тому, что здесь было много мелких птиц, можно было допустить присутствие малого перепелятника. И действительно, одного такого ястреба я вспугнул из травы, что было очень странно, так как ноги его совсем не приспособлены к хождению по земле. Быть может, эти хищники из опыта знали, что вид их, сидящих на сухостойных деревьях, пугает мелких птиц, тогда как, спрятавшись в траве, они скорее могут рассчитывать на добычу.

День близился к концу. Солнце клонилось на запад, от деревьев по земле протянулись длинные тени. Надо было становиться на ночь. Выбрав место, где есть вода, мы стали устраивать бивак.

Вечером я долго сидел с Б. Н. Буниным у огня. Он рассказывал мне о своих путешествиях, о хунхузах, об охоте и т. д. Наконец я почувствовал, что сон начинает овладевать мною.

Я лёг к огню, завернулся в бурку и скоро уснул.

На следующий день мы расстались с золотоискателем. Он пошёл назад к перевалу, а мы направились к реке Сыдагоу и оттуда обратно в пост Ольги.

Двадцать шестого числа небо начало хмуриться. Порывистый ветер гнал тучи в густой туман. Это был плохой признак. Ночью пошёл дождь с ветром, который не прекращался подряд трое суток. 28 числа разразилась сильная буря с проливным дождём. Вода стекала с гор стремительными потоками; реки переполнились и вышли из берегов; сообщение поста Ольги с соседними селениями прекратилось.

В ожидании парохода, который должен был привезти наши грузы, я решил отправиться в обследование реки Сандагоу и наметил такой маршрут: перевалить через водораздел около Тазовской горы, спуститься по реке Сандагоу и опять выйти на реку Вай-Фудзин. На выполнение этого маршрута потребовалось шесть суток.

Первое июля прошло в сборах. Лошадей я оставил дома на отдыхе, из людей взял с собою только Загурского и Туртыгина. Вещи свои мы должны были нести на себе в котомках.

Утром после бури ещё моросил мелкий дождь. В полдень ветер разорвал туманную завесу, выглянуло солнце, и вдруг всё ожило: земной мир сделался прекрасен. Камни, деревья, трава, дорога приняли праздничный вид; в кустах запели птицы; в воздухе появились насекомые, и даже шум воды, сбегающей пенистыми каскадами с гор, стал ликующим и весёлым.

Через Вай-Фудзин мы переправились верхом на лошадях и затем пошли по почтовому тракту, соединяющему пост Ольги с селом Владимиро-Александровским на реке Сучане.