Чарушин курочка в нашем дворе. На нашем дворе
У Шарика шуба густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки - просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает, - за это все его любят да сытно кормят.
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Это крольчиха. У неё два крольчонка, - они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостики короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жуёт крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка - крольчонок другую откусит и снова жуёт. Принесу-ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, - пускай жуют.
Вот Хавронья-красавица - вся мазана-перемазана, в грязи вывалялась, в луже выкупалась, все бока и рыло с пятачком в грязи.
Поди, Хавроньюшка, в речке ополоснись, грязь отмой. А то в свинарник беги, там тебя и вымоют и вычистят, будешь как огурчик, чистенькая.
Хрю-хрю, - говорит.
Не хочу, - говорит.
Мне здесь приятней!
Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет - вот до чего хороша! И закрякает:
Кря-кря-кря-кря!
Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжёлые вьюки. Очень устал, даже похудел; наконец, привели его домой на отдых. Вот он лежит в хлеву, ноги под себя подогнул. Сено, солому жуёт. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.
Привязали ослика в репейник. Репей для осла - самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самых вкусных не дотянется: верёвка коротка. Как заорёт осёл:
Иди скорей, хозяин, перевяжи своего осла на другое место. На необъеденное.
Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.
А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать - простую зелёную траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василёк, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, колокольчик, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее - молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Это конь молодой по лугам бегает, звонко ржёт, копытами землю бьёт. Никто его ещё не осёдлывал, в телегу не запрягал. Растёт он в колхозе, сил набирается.
Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.
Ух какой круторогий да мягкий! Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий-тонкий; из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно соткать и валенки свалять. И всё будет тёплое-претёплое. А таких баранов в колхозе целое стадо.
А гусь уже выкупался. Пошёл на лужок пастись.
Тега, тега, белый гусь,
Ты цветочков не мни,
Ты травку не рви,
Иди ко мне.
Я тебе хлебца накрошу,
Зёрнышек насыплю,
Только ты не щиплись!
По двору индюк ходит, надулся, как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А ребята шли мимо и давай его дразнить:
Эй, индя, индя, покажись!
Индя, по двору пройдись!
Он ещё больше надулся да как забормочет:
А-бу-бу-бу-бу-бу!
Вот какой болтун-бормотун!
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.
Образовательные задачи: добиваться полноты и точности пересказа текста. Учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений. Учить внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.
Воспитательные задачи: вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным.
Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.
Материал: предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка».
Ход занятия:
- Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. Я загадаю вам загадку:
- Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает…
- Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (картинка курочки). Какого цвета у нее перышки? (желтые, пестрые, разноцветные).
- Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)
- А это кто? (цыпленок). Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клювики). А чем они не похожи? (курочка больная, а цыпленок маленький). Какой цыпленок? заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, наседка, пеструшка, хохлатка)
- Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка». Догадались о чем будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)
Чтение рассказа.
Вопросы детям:
- Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?
- Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)
- Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)
- Что случилось? (пошел дождик)
Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)
- Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)
- Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)
- Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
- А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались).
- Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)
- Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)
- Как писатель относится к своим героям? (по доброму, ласково, заботливо)
- Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз (чтение рассказа).
- А теперь, Ваня нам расскажет, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала (при затруднении помочь ребенку с первой фразой).
- Тася расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки.
Пересказ 2-3 детей.
Всем детям дается положительная оценка.
Физкультминутка
Вышла курочка гулять
Махать прямыми ручками, как крылышкамиИ горошка поклевать.
Пальчики собрать в щепотку и «поклевать»-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Махать ручками, посмотреть друг на другаЗернышки клевать легко!
Пальчики собрать в щепотку и «поклевать»- Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Чарушин – он написал много рассказов о ждивотных). Правильно! Молодцы!
Приложение
КУРОЧКА
(Е.Чарушин)
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох-квох-квох-квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Приложенные файлы
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.
Образовательные задачи: добиваться полноты и точности пересказа текста. Учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений. Учить внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.
Воспитательные задачи: вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным.
Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.
Образовательные задачи: добиваться полноты и точности пересказа текста. Учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений. Учить внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.
Воспитательные задачи: вызвать интерес к животным, воспитывать бережное отношение к животным.
Словарная работа: учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; обогащать словарь детей: наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет.
Материал: предметные картинки с изображением курицы и цыплят, рассказ Е. Чарушина «Курочка».
Ход занятия:
Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. Я загадаю вам загадку:
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает…
Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (картинка курочки). Какого цвета у нее перышки? (желтые, пестрые, разноцветные).
Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)
А это кто? (цыпленок). Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клювики). А чем они не похожи? (курочка больная, а цыпленок маленький). Какой цыпленок? заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, наседка, пеструшка, хохлатка)
Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка». Догадались о чем будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)
Чтение рассказа.
Вопросы детям:
Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?
Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)
Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)
Что случилось? (пошел дождик)
Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)
Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)
Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)
Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались).
Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)
Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)
Как писатель относится к своим героям? (по доброму, ласково, заботливо)
Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз (чтение рассказа).
А теперь, Ваня нам расскажет, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала (при затруднении помочь ребенку с первой фразой).
Тася расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки.
Пересказ 2-3 детей.
Всем детям дается положительная оценка.
Физкультминутка
Вышла курочка гулять
Махать прямыми ручками, как крылышками
И горошка поклевать.
-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Махать ручками
,
посмотреть друг на друга
Зернышки клевать легко!
Пальчики собрать в щепотку и «поклевать»
- Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Чарушин – он написал много рассказов о ждивотных). Правильно! Молодцы!
Приложение
КУРОЧКА
(Е.Чарушин)
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох-квох-квох-квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Ирина Власова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе .
Воспитатель: Власова Ирина Викторовна
Тема занятия : «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»».
Образовательная программа: Программа воспитания и обучения под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Цель : обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.
Задачи: 1. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
2. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Работа над интонационной выразительностью.
5. Воспитание любви к домашним животным.
6. Развитие памяти, мышления, внимания, любознательности, творческих способностей.
Методы обучения: Беседа, показ, чтение рассказа, мнемосхемы, игра, объяснение.
Методические приёмы : работа группой, сюрпризный момент, нетрадиционное задание.
Оборудование : портрет писателя Е. И. Чарушина, мнемосхемы для пересказа, иллюстрации, магниты, магнитная доска, шапочка курицы, шапочки цыплят, мольберт, куриные перья, стаканчики с водой, листы бумаги, текст рассказа.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворений К. Чуковский «Цыплёнок», пер. анг. В. Сутеев «Курица»,
2. Рассматривание строения курицы.
3. Изучение лексической темы «Домашние птицы».
4. Работа с мнемосхемами.
5. Чтение рассказов и сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко» р. н. с., В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», С. Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».
6. Рисование курицы.
7. Игра – инсценировка по сказке С. Я. Маршака «Курочка Ряба и десять утят».
8. Лексическая работа.
Растопырила крылья – подняла крылья
Заквохтала – закричала
Зарылись в пёрышки – спрятались
Ход занятия. 1. Организационный момент. (1 мин). Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Ребята, отгадайте загадку:
Шапочка алая,
жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.
Дети: курица!
Воспитатель: правильно, курочка.
2. Подготовка к восприятию текста. (2мин – 3 мин). Цель: развитие долговременной памяти.
Воспитатель: Что вы знаете о курочке?
Курица – домашняя птица.
Курицы не летают, как дикие птицы.
Тело курочки покрыто перьями.
Она живёт в специальном домике – курятнике.
Курочка ест зерно, траву, насекомых, пьёт воду.
У курицы на ногах острые когти, ими она роет землю и ищет червей.
Курица не умеет плавать.
Курочка несёт яйца. Из яиц вылупляются её детёныши – цыплята.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на иллюстрацию курочки и назовите её части тела.
У курочки есть туловище, шея, голова, крылья, ноги, хвост. На голове 2 глаза, клюв, гребешок, малюсенькие ушки, внизу серёжки.
Воспитатель: Всё правильно. Домашние курочки приносят людям пользу. Благодаря ним, мы с вами едим куриное мясо, яйца. Спим на подушках, набитых куриным пухом. А много лет назад люди писали с помощью перьев, макая их в чернила. (Показ иллюстрации).
а) нетрадиционное задание.
Воспитатель: возьмите куриное перо и макните его, как кисточку, в стаканчик с водой. Попробуйте что – нибудь написать пером на бумаге. Интересно?
Дети: очень здорово!
С далёких времён люди любят своих домашних птиц. Поэтому написано, столько стихов, рассказов и сказок о них, а особенно много о нашей любимой курочке.
Вспомните, какие сказки, рассказы, стихотворения о курочке вы знаете?
Дети: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Курица», «Курочка Ряба и десять утят», «Цыплёнок», «Цыплёнок и утёнок».
Воспитатель: какие вы молодцы, правильно назвали произведения о курочке. А сейчас я вас познакомлю ещё с одним рассказом о курочке. Его написал для детей Евгений Иванович Чарушин. Вот портрет писателя. (На мольберт выставляется портрет Е. И. Чарушина).
3. Чтение рассказа. (1 мин). Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох- квох –квох – квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого голова торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
(По ходу рассказа воспитатель выставляет схемы, соответствующие содержанию).
4. Беседа по содержанию. (2 мин).
Цели: развитие диалогической речи, отработка полных ответов.
Воспитатель: кто его написал?
Дети: рассказ написал Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: - кто ходил по двору?
Дети: курочка с цыплятами.
Воспитатель: -- что случилось?
Дети: пошёл дождик.
Воспитатель: что сделала курочка?
Дети: села на землю и позвала цыплят.
Воспитатель: зачем?
Дети: чтобы цыплята спрятались в её пёрышки.
Воспитатель: а как курочка позвала цыплят?
Дети: курочка заквохтала: квох- квох- квох –квох!
Воспитатель: а как цыплята спрятались?
Дети: кто совсем спрятался, а у кого ножки были видны или головка.
Воспитатель: почему два цыплёнка не спрятались?
Дети: не послушались свою маму и не спрятались.
Воспитатель: что же с ними будет?
Дети: они намокнут.
Воспитатель: а вы слушаетесь своих мамочек?
Дети: мы слушаемся своих мам.
5. Работа над интонационной выразительностью. (3 мин) Цели: развитие долговременной памяти, речи.
Воспитатель: как называется рассказ?
Дети: рассказ называется «Курочка».
Воспитатель: кто его написал?
Воспитатель: вспомните, как я читала начало рассказа?
Дети: тихо и спокойно.
Дети: потому, что курочка стала беспокоиться за цыплят.
Воспитатель: давайте, позовём цыплят так, как звала курочка – громко и с тревогой.
Дети: «квох – квох – квох – квох»!
Воспитатель: как вы думаете, как нужно рассказывать конец рассказа?
Дети: с удивлением и вопросительно.
Воспитатель: спросим с удивлением «что это такое на голову падает»?
Дети: повторяют «что это такое на голову падает»?
6. Физминутка. (1 мин.) Цель: предупредить утомление.
Воспитатель: вы долго сидели, устали, вам нужно отдохнуть. Встаньте и повторяйте за мной слова и движения:
Гуси серые летели (бег на месте, движения руками, как «крыльями»).
Да, летели. Да, летели. (бег).
И присели, посидели (выполняют два приседа).
Да и снова полетели (бег на месте).
А потом опять присели (присед).
Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
7. Инсценировка рассказа. (Сюрпризный момент). (3 – 4 мин).
Цели: закрепить материал, развивать творческие способности детей.
Воспитатель: кто написал рассказ «Курочка»?
Дети: рассказ «Курочка» написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду читать рассказ, а вы будете исполнять роли цыплят. Курочкой будет Вика. Надевайте шапочки, становитесь за Викой.
(Инсценировка рассказа).
8. Повторное чтение рассказа. (1 мин). Цель: развитие слухового внимания, памяти.
9. Пересказ по мнемосхемам. (4 мин). Цель: развитие связной речи.
(Воспитатель по ходу пересказов исправляет грамматические ошибки детей, а также обращает внимание детей на то, что ответы должны быть полными).
10. Итог занятия. (1 мин). Цель: закрепление материала, развитие связной речи.
Воспитатель: назовите название рассказа.
Дети: рассказ называется «Курочка».
Воспитатель: кто написал рассказ?
Дети: рассказ «Курочка» написал Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: почему рассказ называется «Курочка»?
Дети: в рассказе говорится о курочке.
Воспитатель: курочка какая?
Дети: курочка заботливая, добрая, любящая.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
3 а д а ч а. Связная речь: учить детей пересказывать текст рассказа Е.Чарушина «Курочка»;
словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.
Материал. Картинки с изображениями курицы и цыплят.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло подбирает. Кто это? (Курочка.) Посмотрите, какого цвета курочка, какая она?» (Желтая, пестрая, разноцветная.) Показывает картинку с изображением цыпленка, задает вопросы «Кто это? Расскажите, какой цыпленок (маленький, пушистый, как комочек). Какого он цвета?» (Желтого, золотистого.)
Чем похожи курочка и цыпленок? (Они одинакового цвета, есть голова, крылышки.) Всмотритесь в них, чем они не похожи? (Курочка большая, цыпленок маленький.) Какие цыплята? (Маленькие, пушистые.). А курица-мама какая? (Большая, добрая, заботливая, внимательная.)
Вспомните, как в сказках говорится про курочку (курочка-ряба, наседка, пеструшка и т.п.).
Физкультминутка. Дети изображают цыплят - ищут зернышки и клюют их.
Занятие продолжается. Воспитатель читает рассказ Е.Чарушина «Курочка». Задает вопросы: «Про кого этот рассказ? (Про курочку и цыплят, про дождик.) Как цыплята спрятались под крылышки к курице? (Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.) А кто не спрятался? (Два цыпленка.) Что они делают?» («Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?»)
Воспитатель снова читает рассказ и предлагает двум детям пересказать его: «Света расскажет, как курочка с цыплятами гуляла, как она их прятала, а Оля расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки». Вызывает для пересказа еще три пары. Дает оценку («Юра хорошо рассказал, как цыплята прятались»).
Появляется Петрушка и просит детей сказать, как в рассказе называлась курочка. Подтверждает: «Правильно, наседка, а какие слова, сходные по звучанию с этим словом, вы знаете? (Соседка, сетка, розетка.) А к слову пеструшка подходят слова... (петрушка, ватрушка, вертушка...), Подберите слова, сходные по звучанию со словом цыпленок». (Утенок, теленок.)