Что говорит о вас любовь к одиночеству. Что такое агромания

Что такое одиночество? На этот вопрос у каждого свой ответ. Для одних это состояние наступает после ночи, проведенной в пустом доме. Другие могут жить в уединении месяцами (например, на полярных станциях). Но большинство из нас все же не любит долго быть в отрыве от людей.

У длительной изоляции есть много неприятных и даже опасных спутников - от тяжелой депрессии до когнитивного расстройства с непоправимыми последствиями для здоровья. Психолог Джулианна Холт-Люстадт обнаружила, что у людей, которые испытывали социальную изоляцию постоянно, на 30% был повышен риск смерти. Если одиночество так губительно, зачем кому-то стремиться к нему?

Между тем о плодотворности времени, проведенного наедине с собой, говорили многие поэты, художники и философы. Генри Торо в знаменитом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» воспевал уединение. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум», - писал он. Торо описывал собственный опыт: он прожил два года в уединенной хижине, обеспечивая себя всем необходимым. Правда, раз в неделю он выезжал в город, чтобы пообедать с друзьями.

Люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными

Связь между одиночеством и творчеством сложно отрицать. «Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве, - говорил Эрнест Хемингуэй в своей нобелевской речи. - Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству». Об озарениях, которые приходят в периоды уединения, сообщали Моцарт, Гайдн, Гете, Пикассо, Тесла, Эйнштейн и многие другие.

Хотя одиночество может обернуться мучительным самокопанием, сомнениями и страхами, оно может помочь нам лучше понимать мир. В эксперименте психиатров Джона и Стефани Касиоппо участники, заявившие о своей склонности к одиночеству, быстрее других реагировали на стимулы, связанные с угрозой (речь идет о реакциях мозга, которые регистрировал томограф). Джон Касиоппо предположил, что такие люди более отзывчивы и проницательны, поскольку могут тонко улавливать изменения в окружающей обстановке и поведении других.

Есть и другое возможное объяснение. Шэрон Ким, организационный психолог из Университета Джона Хопкинса, обнаружила, что люди склонны к креативному мышлению, когда чувствуют себя отверженными. Самое интересное в том, что никакого отвержения на самом деле может и не быть. Просто атмосфера отчужденности каким-то образом помогает нам видеть то, мимо чего проходят другие.

С эволюционной точки зрения одиночество - это важный механизм выживания, считает специалист по психологии развития Памела Куолтер. Оно побуждает нас искать общества других подобных нам, чтобы не остаться без пищи и защиты. Без чувства одиночества мы не познаем радости общения и совместной жизни. «Неслучайно среди тех, кто не способен на это переживание, много психопатов», - объясняет Джон Касиоппо.

Стремление к одиночеству может принимать разные формы. Скитания по съемным квартирам, отказ от долговременных отношений, переезд в другую страну - эти действия могут казаться беспорядочными и вредными, но они связаны с самосохранением. В современном мире наше «Я» рискует раствориться в огромном количестве социальных ролей, статусов и ситуаций, в которых нам приходится вести себя определенным образом. В результате возникает отчужденность: мы забываем, кто мы такие, чего хотим и ради чего живем.

Тяга к одиночеству - защитный механизм, который предохраняет нашу личность от распада, от вымывания под напором бесконечного потока «других». Потеря себя, возможности слышать свой голос и различать его в нестройном хоре чужих голосов в конечном счете пугает не меньше, чем одиночество со всей его болью и недостатками.

Можно сказать, что в нашем отношении к одиночеству кроется парадокс. Мы считаем его благом, но только тогда, когда сами ищем его. Оно необходимо нам, как холодный душ, который смывает с нас пыль и прикосновения других людей, очищая поры и обостряя чувства.

Одни люди стремятся к общению с себе подобными, а другие предпочитают оставаться в одиночестве . Недавно группа исследователей из Чикагского университета пришла к выводу, что и социальная активность, и любовь к изоляции предопределены особенностями работы нашего мозга. В этом им помогли данные, полученные при помощи магнитно-резонансной томографии.

В исследовании приняли участие 23 студентки. Сначала психологи расспросили их о взаимоотношениях с окружающими, чтобы установить модель социального поведения, а затем подвергли МРТ. Во время сеанса девушкам демонстрировали различные картинки. Одни носили позитивный характер, к примеру, изображали счастливых, веселых и довольных людей, а другие имели негативную направленность — скажем, на них были изображены сцены ссор и конфликтов.

Как выяснилось, при просмотре "положительных" картинок у участниц активизировалась передняя область полосатого тела, отвечающая за позитивные эмоции и удовлетворение. Но при этом у девушек, склонных к одиночеству, эта зона активировалась гораздо слабее, чем у их общительных и компанейских подруг. Зато при просмотре "отрицательных" изображений у испытуемых возбуждалось височно-теменное соединение, ответственное за представления о людях. Так вот, у "одиночек" эта область оказалась более активна, чем у более коммуникабельных студенток.

По словам ученых, активность полосатого тела в мозгу зависит от получения удовлетворения, как первичного (к примеру, поедания вкусной пищи), так и вторичного (скажем, получения крупных денежных сумм). Также стимуляции этого центра способствуют любовь и социальные контакты. Если же активность данной зоны снижена, то человек не стремится завязывать отношения.

Та же мозговая область связана с обработкой информации о социальном статусе. Она активизируется, когда статус человека изменяется.

В этом разделе:
Новости партнеров

Как полагают специалисты, у тех, кто предпочитает одиночество, мозг не реагирует на положительные стимулы, связанные с социальным взаимодействием. Либо эти люди получают удовольствие от чего-нибудь другого, не связанного с общением.

Эксперты считают, что эти исследования могут ответить на вопрос, почему некоторые люди постоянно одиноки и даже не стремятся к общению. Им оно попросту не нужно, так как они не получают от него никаких "бонусов"!

Однако не факт, что всех одиночек это устраивает. Ведь нам внушают, что быть одиноким плохо. Поэтому подобные индивиды могут переживать из-за неумения налаживать контакты и даже обращаются со своей проблемой к психологам. А окружающие могут считать их эгоистами или высокомерными личностями… К сожалению, и сами психологи нередко уверены в том, что причина одиночества их клиентов — неправильное поведение. Так, одна женщина-психолог с возмущением рассказывала о своем визите к клиентке домой: та в ее присутствии приготовила обед и съела его в одиночестве. Психологиня приняла это за крайнюю степень эгоизма. А женщина, по всей вероятности, просто не нуждалась в социальных привязках, потому ей и не пришло в голову предложить гостье отобедать вместе с ней.

По этой же причине человек может отказываться и от любовных отношений, не вступать в брак. Ведь это не приносит ему положительных эмоций.

Как же помочь таким людям? Возможно, искусственная стимуляция отдельных зон мозга будет способствовать большей "социальности" прирожденных одиночек. Со временем это может стать реальностью.

Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.

Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.

Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.

Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.

С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А) твердость, упрямство, самонадеянность

В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.

Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:

1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;

2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;

3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);

4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;

5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.

06.09.2015

Среди всех диковинных маний и фобий эта стоит особняком. Агромания - это навязчивое стремление жить в одиночестве на лоне природы. Отличить ее от любви к природе, а также нелюбви к людям совсем непросто.

Причины агромании

Агромания состоит из двух частей. Во-первых, это стремление жить в одиночестве. Само по себе это неудивительное явление, так как окружающий мир становится с каждым днем все более тесным. Мобильность, доступность с одной стороны помогают людям, а с другой лишают их индивидуальности. В своем стремлении заработать больше, мы теряем нечто важное, а именно неповторимость.

Раньше каждая вещь, каждый шаг человек делал сам. По вышивке на платье можно было определить все: и возраст, и статус, и родственные связи женщины. При входе в жилище сразу становилось понятно, кто и что сделал, какой кто мастер и что у людей, живущих здесь, получается лучше всего: прясть или разводить лошадей, выращивать овощи или вышивать. Специализацию имел, пожалуй, только кузнец. А теперь мы с утра до ночи перекладываем бумажки в офисе, а все необходимое покупаем в магазине готовых товаров.

А стилем и уютом сейчас считается умение хорошо подобрать вещи друг к другу. Поэтому стремление к уединению можно легко объяснить. Но в некоторых случаях это стремление заходит так далеко, что человека охватывает паника при виде других людей. Это не просто дискомфорт, ведь желание уединиться становится непреодолимым и страдающий этой манией совершает некрасивые, а порой и опасные поступки, чтобы остаться в одиночестве.

Вторая часть мании - стремление жить на лоне природы дает больше простора для определения ее источников. Это может быть желание быть подальше от городских поселений. Человеку с такой особенностью даже деревня в десять дворов будет казаться перенасыщенной присутствием человека. Связи, которые неизбежно возникают даже в небольшом городке, тяготят страдающего агроманией.

Природный ландшафт может ассоциироваться с чем-то хорошим, светлым, чистым как по общечеловеческим, так и по сугубо личным причинам. Такого человека настолько привлекают дикие места, что он предпочитает жить где-то вдали от цивилизации, нежели вблизи городов. Как видно из всего вышесказанного, человека непреодолимо тянет жить в одиночестве и где-нибудь на лоне природы. Например, в лесу, возле речки, в горах, у моря.

Однако определение этой мании не подразумевает первобытный образ жизни. Человек вполне может оборудовать свою «избушку охотника» огромными пластиковыми окнами, отделать камин современными изразцами и пользоваться солнечными батареями для создания электричества. В некотором смысле Флорида (штат престарелых писателей) - это пристанище агроманов. Да и все те, кто в какой-то момент уезжают подальше от больших городов и живут в одиночестве - агроманы.

Лечение агромании

Учитывая специфику мании, для начала надо ее у человека выявить. Ведь у всех, за редким исключением, бывает желание пожить на даче или в палатке, или отправиться в поход, или поехать на рыбалку, охоту, по ягоды и грибы. Также есть агромания, которая вырабатывается жизненным укладом. Обилие общения на работе, излишняя загруженность городским ландшафтом порождает естественное желание переехать в уединенное место и заниматься там любимым делом.

Это, кстати, на западе стало модной тенденцией для пенсионеров. Между прочим, и в России все чаще наблюдается отток пенсионеров в деревню, подальше от прежней хлопотливой жизни. Является ли такое поведение манией? В некотором смысле. Но до тех пор, пока она никому не мешает и никого не травмирует, с ней ничего не надо делать. Пусть люди наслаждаются заслуженным отдыхом и любимым делом.

Но бывают и случаи, когда агромания становится опасной. Это проявляется в нежелании человека покидать привычное место даже для спасения жизни, например, при необходимости оказания срочной медицинской помощи. Если же человек страдает каким-то хроническим заболеванием и должен периодически пополнять запас медикаментов или проходить какое-то лечение в стационаре, но из-за мании отказывается это делать, то лечение становится жизненно важным.

Также проявлением агромании может стать серьезная агрессия по отношению к нарушителям одиночества. Самолечение при таких сильно запущенных случаях вряд ли возможно. Для того чтобы научиться хотя бы изредка приезжать в город и общаться с людьми, требуется длительная и обстоятельная терапия.

В нашем мире стремление быть в одиночестве многим кажется, по крайней мере, странным. Если вы одна – не важно, без друзей, или без мужчины, вас непременно принимаются жалеть, давать советы, как избавиться от «проблемы», как наладить контакт с внешним миром и вообще произносят большое количество банальных истин, которые к вам ровным счётом никакого отношения не имеют. Многие из нас слова соболезнующих переносят стойко: главное - ваши собственные внутренние ощущения. А вот кому-то может прийтись совсем нелегко. Именно в случае, если тяга к уединению внушает вам страх, дискомфорт, даже панический ужас, если хотите, тогда стоит задуматься, так ли хорошо вам в одиночестве. А может быть, вы всего лишь слишком подвержены давлению общественности?

В любом случае, если ваше стремление к уединению представляется вам проблемой - значит, так и есть, в конце концов, наши ощущения относительно собственного состояния всегда верные, в отличие от мнения окружающих.

Все люди делятся на интровертов и экстравертов. И если вторые способны долгое время находиться в обществе других людей, то у интровертов дела с этим обстоят куда хуже: любой затянувшийся контакт может не просто вызвать чудовищную усталость, но даже спровоцировать болезнь. Всё дело в тонкой душевной организации. Никто не говорит, что экстраверты менее чувствительны, просто они способны черпать силу, находясь в компании (будь то коллеги, друзья или родственники). Интроверты же могут приобретать энергию исключительно в уединении, и в этом нет ничего страшного, в конце концов, все люди разные. В этом случае одиночество необходимо вам, как ингаллятор астматику – если пропустить приём, придётся вызывать скорую.

Иногда нам совсем не помешало бы разобраться в себе. Особенно, когда внушительная часть пути пройдена, впереди так же много, как и позади, вопрос лишь в том – куда направиться дальше. В шуме повседневности принять мало-мальски важное решение практически невозможно. Это нормально: для самоопределения женщине нужны не подружки-советчицы, а тишина. Вы расстались с мужчиной, решили поменять работу, обнаружили в себе потребность в качественных переменах? В таком случае ваше стремление к одиночеству совершенно обоснованно. Не бойтесь оставаться одна – может быть, именно дни, проведённые исключительно с самой собой, помогут вам определиться с будущим направлением движения.

Плюсы одиночества

Одиночество - идеальная платформа для создания новой жизни, новых стремлений, новых увлечений. Работайте, читайте книги, смотрите фильмы, развивайтесь духовно, поверьте, однажды всё это вам пригодится. Пикассо сказал: «Без большой тишины невозможно большое творчество». « В одиночестве рождается наша личность», - утверждал Томас Манн. Позвольте большой тишине проникнуть в вас, оставьте за порогом все насущные проблемы и людей, общение с которыми не приносит вам желанного спокойствия и удовольствия.