Что означает спонтанность. Что такое спонтанность? Спонтанность - это не импульсивность

Проблемы, запечатлённые в заголовках – это, так сказать, направление для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, правильно подобранные для раскрытия темы, — основа работы, именно на нее проверяющие в первую очередь обращают внимание, считая баллы. В данной подборке вы найдете и то, и другое, а также сможете это скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» счастье, по мнению автора, заключено в добрых делах и желании быть полезным и нужным другому человеку. Делать добро – главная цель личности, достижение которой приносит радость и удовлетворение. Строить жизнь на основе исключительно личных желаний неприемлемо, ведь жизненная задача людей намного шире. В их силах менять и преобразовывать мир в лучшую сторону, создавать что-то новое и делиться этим с другими. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. «Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей» — такова простая формула счастья по Лихачеву, заставляющая задуматься о подлинном назначении жизни и по-настоящему важных ценностях.
  2. Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждают о природе счастья, вспоминают о нём, как о недостижимой мечте, и, тем не менее, каждый из них глубоко несчастен. Для каждого из них счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, достижение успеха в делах; для других – душевный покой, наслаждение воспоминаниями, переживания былой любви. Одержимые поиском блаженства, они всё-таки ограничены духовной несвободой, непониманием собственной жизни, в которой они чувствуют себя неудовлетворенными и одинокими. Однако счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага тесно связан с противоречиями прошлого и настоящего, с невозможностью его обретения в силу внутренних и внешних обстоятельств, зыбкости желаний и целей.
  3. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» на первый взгляд посвящен будням и быту простой русской деревни, где люди трудятся, проживают жизнь, подчиняются устоявшимся законам и привычкам. Среди них Матрена – героиня исключительная. В условиях потребительских отношений, человеческого равнодушия, нравственного запустения, люди забывают об истинных благах и ценностях, отдавая предпочтение эгоистическому мелкому счастью, воплощенному в предметах и вещах. И только Матрена сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на её долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжёлый труд, болезни. В работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не делают её черствой и жестокой, напротив, её счастье – в стремлении быть нужной, помогать людям, отдавать всё, ничего не требуя взамен. Её любовь к ближнему деятельна и бескорыстна. В этой открытости миру проявляется истинное счастье.
  4. В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.
  5. В философской сказке-притче А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поиск и осмысление счастья становятся одной из конечных целей путешествия Маленького принца. Оказывается, для того, чтобы быть счастливым, нужно не быть одиноким. Главное – найти друга, о котором можно заботиться, будь то барашек в ящике, Лис или прекрасный цветок. Близость искреннего, настоящего и преданного товарища – необходимое условие для того, чтобы быть счастливым. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Счастье чувствуют сердцем, и, как правило, находят его в простых человеческих радостях.

Мнимое счастье

  1. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» проблема счастья решается отнюдь не через бескорыстное служение ближнему. Очевидно, каждому своё! У Николая Ивановича Чимша-Гималайского есть всё, о чём он так долго мечтал: собственный дом в деревне, беззаботная помещичья жизнь без труда и забот, а главное – крыжовник, поеданием которого герой занимается всё свободное время. Но такое упрощенное счастье является ложным: проводя время в праздности, Николай Иванович запускает себя, теряет нравственный облик, перестает жить полной духовной жизнью. А, кроме того, за такую, казалось бы, простую радость он заплатил слишком дорого: женился на богатой вдове, которую потом и довел до смерти. Скупость и мелочность стали главными составляющими его характера. Разбогатев, он стал довольным, но потерял возможность обретения подлинной внутренней гармонии, неизмеримого материальными единицами.
  2. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки.
  3. В философском романе О. Бальзака «Шагреневая кожа» стремление к счастью и внешнему благополучию приводит главного героя Рафаэля де Валантена к гибели. Его путь от бедности к богатству был долгим и трудным: отвергнутый любимой женщиной, не имеющий средств к существованию, он решается на самоубийство. Однако судьба дарит ему возможность выбора: он вступает в сделку с владельцем лавки древностей и приобретает чудесный талисман. Лоскуток шагреневой кожи исполняет его желания, взамен отбирая драгоценные минуты жизни. Теперь у Рафаэля есть всё: признание, деньги, предметы роскоши. Получив возможность жить так, как он того хотел, герой понимает, что внешнее благополучие не представляет для него ценности. Жизнь становится прекрасной и осмысленной только тогда, когда он встречает настоящую любовь – юную красавицу Полину. Но время, отпущенное ему на поиск и достижение счастья, безнадёжно потеряно. Слишком поздно Рафаэль понимает, что истинные ценности заключены отнюдь не в богатстве, а в многообразии светлых и бескорыстных человеческих чувств.

Поиск счастья

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поиск счастья становится одной из ключевых тем. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Элен Курагина, Николай Ростов, Федор Долохов и другие герои – люди, очень разные по характеру и жизненным установкам. Каждый из них понимает счастье по-своему: Болконский ищет его в военных триумфах и славе, Пьер – в познании и принятии себя, Элен Курагина – в браке по расчёту. Многие из персонажей, сталкиваясь с условностями общества и просто жизненными трудностями, меняют свои убеждения, отказываются от тех взглядов и стремлений, которыми были полны на начальных этапах своей жизни. Меняются и их представления о счастье: Пьер обретает радость только после встречи с Наташей, Болконский разочаровывается в идее подвига во имя славы, находит истинную радость в любви и сострадании ближнему. Авторская позиция в романе очевидна: ответ на вопрос о счастье для каждого человека индивидуален. Всё зависит от степени открытости души, её готовности к познанию и принятию другого.
  2. Иногда поиск счастья затрудняется житейскими трудностями, преодоление которых отнимает много сил. В повести А.П. Платонова «Река Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Родная деревня и домашняя обстановка в целом очень изменились, стали одинокими и пустынными, лишенными былого счастья. Никита пытается построить новую жизнь на обломках старой. Он работает в мастерской, помогает отцу. На следующий день после возвращения Фирсов встречает Любу – подругу детства, с которой их связывали детские трепетные отношения. Герои влюбляются и решают строить семью вместе. Но, изнуренные голодом и нуждой, работой и бытовыми трудностями, они не могут построить счастье, в котором так нуждаются. Никита, переполненный чувством неудовлетворенности, непонимания своего места в жизни, решает сбежать в соседний город. Там он живет, работает, пока его не находит отец. Вернувшись, он находит Любу, умирающую и больную. Жалость и любовь переполняют его, он понимает, что ещё никогда не испытывал такую потребность в счастье, как сейчас. Его поиск заканчивается в момент, когда герой осознает, что главная цель — делиться с другим болью и радостью, оберегать и защищать ближнего, нуждающегося в нем.
  3. Главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» тоже проводит свою жизнь в поиске счастья. Воспитанная на романтических романах о любви, возвышенных историях о глубине человеческого сердца, Эмма Бовари выходит из монастыря и возвращается в деревню к отцу, где сталкивается с абсолютной пошлостью и рутиной, ломающей её представления об уделе женщины. В попытке сбежать от противной ей обстановки, она выходит замуж за провинциального врача, тем самым надеясь воплотить свои идеалистические мечты в реальность. Но трагедия героини заключается в том, что она сталкивается не только с пошлостью мещанского мира, но и своей собственной пошлостью, которую в силу воспитания и окружения она не в силах искоренить в себе. Поиск счастья, желание испытать настоящее возвышенное чувство толкает Эмму на измену мужу. Её протест против устоявшихся традиций и привычек опускает ее все ниже. Погружаясь в ненавистное ей мещанское существование, она теряет возможность быть счастливой.
  4. В пьесе М. Горького «На дне» герои увлечены размышлениями о природе счастья. Живущие в убогих условиях люди ведут разговоры о предназначении человека, добре и зле, смысле и радости жизни. За спиной каждого из них стоит подлинная человеческая трагедия: Барон, Актер, Клещ, Пепел, Настя и другие герои живут на социальном дне. Они навсегда отрезаны от общества, но не теряют надежды в обретение заслуженного счастья. Многие из них мысленно возвращаются в прошлое, они смирились со своим существованием, другие же делают отчаянную попытку бороться за свое будущее. Поддержку и понимания они ищут у странника Луки, случайно заглянувшего в ночлежку. Лука пытается спасти героев от жестокой реальности, уводя их в мир прекрасных иллюзий, где наивысшей правдой для человека становится та правда, в которую он сам желает верить. Но суровость действительности рушит надежды героев, а поиск счастья омрачен в пьесе мотивом несбыточности конечных желаний персонажей.

Можно ли быть счастливым за счет других?

  1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» путь к долгожданному счастью стал для героев трудным испытанием, в котором прошли проверку на прочность не только их взаимные чувства, но личные качества каждого их персонажей. Борьба за счастье двух любящих сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева – омрачается суровыми препятствиями: запретом родителей на брак, пугачёвским бунтом, предательством Алексея Швабрина. Швабрин – персонаж исключительный в своих целях и действиях. Его путь к счастью лежит через предательство и ложь. Он сватается к Маше, но получает отказ, поэтому стремится очернить ее в глазах Петра, чтобы пресечь их взаимную склонность. Не добившись желаемого, он идет на предательство и переходит на сторону врага из душевной трусости и личных мотивов. Он пытается получить желаемое, прибегая к обману и угрозам, а значит, выбирает ошибочный и недостойный путь, позорный для настоящего человека. За счет горя других людей он пытается построить свое счастье, но добиться успеха ему не удается.
  2. Молчалин – один из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — гордится своим быстрым продвижением по службе. Он мечтает построить успешную карьеру, стать влиятельным человеком и преуспеть в жизни. Бедный дворянин из провинции, он живёт в доме у Фамусова и в кратчайшие сроки получает у него должность секретаря. Однако добивается результатов Молчалин отнюдь не в силу своих достоинств, а благодаря умению услужить вышестоящим чинам. Он с трепетом и завистью относится к влиятельным людям, стараясь привлечь к себе их внимание, чтобы выслужится. Это герой — прагматик и циник. Чтобы стать счастливым, ему необходимо богатство и признание общества, поэтому он начинает ухаживать за дочерью Фамусова – Софьей. Но искренних чувств к ней герой не испытывает, а лишь использует её для достижения свой меркантильной цели. Путь к счастью для него лежит через раболепие, унижение и лесть. Однако его хитроумный план становится достоянием общественности, и Молчалин терпит поражение.
  3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои тоже пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей. Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов и другие персонажи пытаются понять и принять жизнь. Родион познает её через призму своей туманной теории, Соня видит свой путь в жертвенной и самозабвенной помощи ближнему. Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и душеная подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его гнилую натуру раскусили потенциальные родственники.

Недостижимость счастья

  1. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» спасается от скуки в деревенской глуши. Устав от светской жизни, он пытается найти новые смыслы вдали от ненавистного ему общества. Но сбежать от себя Онегину не удается. Он убивает на дуэли своего друга Ленского, отвергает Любовь Татьяны, и всё потому, что эгоизм и душевная трусость делают его неспособным взять на себя ответственность за другого человека. Несмотря на это, Евгений – личность благородная и глубокая, жаждущая наполнить свою жизнь достойными целями, найти оправдание собственного существования. Но в поиске счастья он сталкивается с его конечной недостижимостью. Встретив на балу Татьяну, любовь которой он когда-то отверг, герой влюбляется, но он уже не в силах составить счастье девушки. Для самого Онегина возможность быть счастливым безвозвратно утеряна.
  2. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проблема конечной недостижимости счастья – одна из основных. Григорий Печорин – личность незаурядная, сильная, деятельная, но изначально лишенная возможности быть счастливой, в силу своей оторванности от остального общества, несостоятельности и беспомощности перед лицом жизни. Печорин хочет обрести счастье, пытаясь отыскать его в книгах, на войне, в общении с другими людьми. Но постоянно отвергаемый окружающими, герой ожесточается и разочаровывается в поиске. Осознав однажды, что счастье для него недостижимо, он нисколько не дорожит жизнью, проживая её как придется. В силу естественной человеческой слабости он всё-таки бессознательно тянется к людям, каждый раз надеясь обрести любовь и понимание. Но в глубине души он остается по-прежнему одиноким. Поиск счастья становится для него постоянным, но бессмысленным занятием, обреченным на неудачу.
  3. В повести Куприна «Олеся» недостижимость, казалось бы, близкого счастья становится жизненной драмой персонажей. Случайно заехавший в лесную глушь Иван Тимофеевич встречает очаровательную девушку, ведущую уединенную жизнь вдали от людей. Герои не похожи друг на друга, но это не мешает им горячо полюбить. Казалось бы, обрести взаимную радость не так уж сложно! Но суровость реального мира с его условностями и ограниченностью нарушает идиллическое существование персонажей. Жители ближней деревни, привыкшие жить примитивной, основанной на традициях жизнью, отвергают Олесю за ее непохожесть на них. Искренняя любовь героев оказывается бессильной в борьбе возвышенного счастья с жестокой и беспощадной действительностью.
  4. В.Г. Короленко в свое очерке «Парадокс» весьма неоднозначно обозначил проблему счастья. «Парадокс» — философская притча, раскрывающая читателю относительность счастья, его конечную недостижимость. В центре рассказа — мальчик из зажиточной семьи. Вместе с братом они часто проводят время в саду, развлекаясь и играя. Однажды к ним на двор приезжает много людей, занимающихся попрошайничеством. С целью заработать на пропитание, они демонстрируют любопытной публике необычные трюки. Один из них — Ян Криштоф Залуский. От рождения у него нет рук, а само тело лишено пропорций. Парадоксальность героя в том, что, несмотря на физический недуг, он проповедует философию радости жизни. Человек, для которого счастье, казалось бы, недостижимо, рассуждает о нем, как неизменной составляющей человеческой судьбы. «Человек создан для счастья, как птица для полета» — говорит Залуский. Своим внезапным появлением он преподал детям важный урок. Однако в конце рассказа герой заканчивает высказанный ранее афоризм: «Но счастье, увы, дано не всем». В этом, по его мнению, заключается противоречивость существования: человек отчаянно стремится к гармонии и радости, но достигнуть абсолютного счастья он не в силах.

Мало кто будет спорить с утверждением, что от счастья зависит качество и длительность человеческой жизни. Стоит лишь вспомнить прошлые грустные моменты, а также моменты, наполненные радостью и счастьем. И сравнить их. Можно быть уверенными, что наиболее живым человек себя ощущал тогда, когда был счастлив и наслаждался каждой секундой жизни.

Проблема в том, что постоянно ощущать себя счастливым и довольным жизнью не так-то просто. И для тех, кто испытывает затруднения в привнесении радости в ежедневные будни, вот 9 советов, которые могут помочь.

1. Научитесь общаться

По-настоящему общаться умеет лишь небольшой процент населения. А ведь настоящий разговор (обмен мнениями, эмоциями, взаимопониманием) дает очень большой заряд позитива. Чтобы быть хорошим собеседником и получать максимум от общения с другими, просто следуйте 4 правилам:

Говорите о том, что чувствуете и ощущаете сами. Не делайте выводы относительно действий и поступков других людей. Не обвиняйте никого, не жалуйтесь.

Старайтесь быть максимально конкретными. Избегайте употребления слов: «всегда», «никогда», «постоянно» и пр.

Концентрируйтесь на позитивных аспектах, а не на негативных.

Слушайте собеседника. Дайте ему выговориться, не пытайтесь каждый раз встрять на середине предложения с той или иной ремаркой. Умение слушать даст вам удивительные преимущества, скоро вы это сами заметите.

2. Учитесь думать всегда в позитивном ключе

Если смотреть на мир через призму негатива, то все вокруг вскоре покажется таким мрачным и страшным, что жить не захочется совсем. Поэтому избегайте отрицательных мыслей и суждений, старайтесь в любой ситуации найти положительные моменты. Улыбайтесь людям вокруг, учитесь принимать их такими, какие они есть. Будьте благодарны и не забывайте говорить «спасибо» даже за самые небольшие, будничные, действия.

3. Думайте, прежде чем что-либо сказать

4. С пониманием и принятием относитесь к своим эмоциям

Если вы чувствуете огромное желание выразить свои эмоции, выражайте их, не сдерживайте все внутри себя. Хотите плакать? Плачьте. Кричать? Кричите. Можете даже топать ногами и рвать попавшиеся под руку бумажки (правда, это лучше делать в каком-нибудь помещении, где вы будете одни).

Помните, что часто сдерживаемые эмоции приводят к различным неприятным заболеваниям. Поэтому не копите их внутри, опасаясь общественного осуждения. Думайте больше о своем физическом и душевном здоровье, чем о том, как вы выглядите в глазах окружающих.

5. Учитесь принимать ситуации и людей такими, какие они есть

Не старайтесь все изменить под себя. Когда вы будете открыты, не зациклены на своем мнении, то сможете видеть ситуацию глубже, шире. У вас появятся больше возможностей реализовать свой потенциал, добиться большего, стать успешней. К тому же, вам не будет застилать глаза негатив, и это положительно отразится на вашем настроении, а значит, и на вашей работоспособности.

6. Помните об отдыхе

И отдых вовсе не означает лежание перед телевизором на мягком диване. Самый лучший способ отдохнуть – ничего не делать какое-то время. Просто лежать на кровати и смотреть в потолок. Быть может, немного поспать, помедитировать. Позволить своим мыслям успокоиться, дать себе набраться сил.

Ежедневная пятнадцатиминутная медитация (или просто любая дыхательная практика) также приведет к отличным результатам. Вы заметите, что стали спокойней, собранней, чувствуете себя более отдохнувшими, полными сил.

7. Не забывайте двигаться

Движение – это жизнь, все знают. Движение дает здоровье нашему телу, а нам самим – хорошее настроение. Поэтому очень важно заниматься спортом, много ходить, делать утреннюю зарядку, играть в спортивные подвижные игры, плавать в бассейне и пр. Главное – не давать своему телу медленно угасать в неподвижности.

8. Смейтесь чаще

Смех продлевает жизнь, и это правда. Он рассеивает стресс, улучшает самочувствие, поднимает настроение. Никогда не упускайте возможность от души посмеяться. И не важно, находитесь ли вы в компании друзей, или же просто дома смотрите веселые ролики на youtube. Поднять себе настроение можно в любой ситуации.

9. Оставляйте прошлое в прошлом

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на воспоминания. Если вы хотите наслаждаться жизнью, радоваться каждому моменту и быть счастливыми, отпустите все переживания, волнения и беспокойства. Оставьте их в прошлом, там, где они и должны быть. Забудьте о них. Пусть ваше настоящее и ваше будущее не омрачаются грустными воспоминаниями и сожалениями о сделанном или несделанном.

Неожиданность, самопроизвольность, самодвижение, инстинктивность Словарь русских синонимов. спонтанность см. самопроизвольность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

- (спонтанный) (от лат. spontaneus добровольный произвольный), самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинамиБольшой Энциклопедический словарь

СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (от лат. spontaneus произвольный) самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии… … Философская энциклопедия

- [Словарь иностранных слов русского языка

- (от лат. spontaneus добровольный, произвольный) англ. spontaneity; нем. Spontaneitat. Самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

спонтанность - и, ж. Свойство спонтанного. БАС 1. Лекс. Ож. 1952: спонта/нность … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Спонтанность - – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

СПОНТАННОСТЬ - самопроизвольное явление (процесс), вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами, напр. (см.) … Большая политехническая энциклопедия

СПОНТАННОСТЬ - En.: Spontaneity Невозможно приказать «быть спонтанным», однако замечено, что гипнотическое функционирование ощутимо приближает нас к спонтанности (см.: непроизвольные виды поведения). В рамках психотерапии цель гипноза помочь пациентам вновь… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Книги

  • Спонтанность сознания , В. В. Налимов. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природусмыслов и строит вероятностно…
  • Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности , Налимов Василий Васильевич. Опираясь на некоторые представления философии, нетрадиционной (трансперсональной) психологии, психиатрии, математики, физики, культурологии, религиоведения, автор раскрывает природу смыслов и…

Спонтанность – это психологический ресурс, обеспечивающий доступ к глубинным энергетическим источникам внутри нашей психики, это характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В этой статье мы разберем, почему спонтанность так важна.

Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля.

Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Спонтанность должна быть открыта, или, лучше будет сказать, открыта заново, потому что, когда вы были ребёнком, вы были спонтанны. Вы утратили спонтанность, потому что в вас насаждалось слишком много искусственного - дисциплины, морали, добродетели, характера. Вы научились играть множество ролей; поэтому вы разучились просто быть собой.

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий.

Творчество – это одно из крупных практик спонтанности. Существует множество техник развития спонтанности.

Один из самых известных исследователей спонтанности, Морено, описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Спонтанность – это ресурс

Увы, спонтанность, как и сон, это ресурс, который не накапливается. Спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться.

Цель тренировок – это высвобождение спонтанности и ее одновременная разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека.

Если спонтанности еле-еле хватает на выполнение задачи, а на радость уже не хватает, человек серьезен, собран, напряжен. У некоторых людей это бывает иногда, а у некоторых постоянно, и не всегда задачи вторых глобальней, часто они просто не умеют расслабляться, радоваться жизни и существовать в гармонии с окружающим миром. Отсутствие спонтанности означает почти полное отсутствие наслаждения.

Спонтанность – это не импульсивность

При этом нельзя путать импульсивность и спонтанность, это совершенно разные вещи! Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности.

Спонтанность - это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение. Т.е. если вы в бешенстве и внезапно сломали карандаш, который крутили в руках, то это – импульсивность. А если вы начнете рисовать этим карандашом не зная, что вы рисуете – это спонтанность.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Ваш уровень спонтанности

Приблизительно узнать ваш уровень спонтанности вы можете по этой шкале. Шкала Спонтанности измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкала Спонтанности:

1. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

2. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

3. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

4. Я часто принимаю спонтанные решения.

5. Я никогда не боюсь быть самим собой.

6. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

7. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

8. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

9. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

10. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

Для чего вам развивать спонтанность?

Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно. Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять.

Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья.

Важно, что спонтанность – это базовый ресурс, «доличностный» психики. Только после спонтанности и восстановления локуса контроля нужно браться за восстановление самооценки.

1. Энергия

Спонтанность – это источник энергии, это возможность действовать в условиях непределенности и эффективно справляться со стрессом. У спонтанных людей жизнь во много раз ярче, красивее и переполнено вдохновением и любовью.

Запомните, что спонтанность – это источник жизненной энергии, который нельзя принудить, заставить, подчинить, который приходит сам и уходит сам. Нет правил и протоколов, как его услилить.

Если с осознанностью еще можно протокольно работать, то о спонтанности приходиться говорить весьма неопределенно. Посмотрите на детей: они полны энергии и энтузиазма, спонтанны! С возрастом спонтанности становится все меньше и меньше, потому что долг вытесняет удовольствие, мораль вытесняет чувства, а рассудок вытесняет ощущения, потому что ресурсы не прокачиваются и постепенно фрустрируются.

2. Адаптация и спонтанность

Спонтанность - качество, которое помогает нашему выживанию и адаптации. Спонтанность – это готовность к переменам. Помните, что вы живы лишь настолько, наскольно вы любите изменения?

У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с неожиданным, а чаще всего – эта реакция зла.

Нарушения спонтанности приводят к развитию неврозов и потере энергии. Если человек ведет себя всегда примерно одинаково, будь это "жизнь в колее", или постоянный эпатаж, выдаваемый за спонтанность - это автоматизм.

3. Легкость и игра

Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением.

Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

4. Отношения

Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен.

5. Личное развитие

Научно доказано, что именно спонтанные мысли помогают нам понять собственные убеждения. Это и приводит к повышению самооценки.

Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то.

Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»).

Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.).

Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно.

Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

Жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы.

Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей.