Иван Бунин — Лес, точно терем расписной (Листопад). Анализ стихотворения "Листопад" Бунина И

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать "Листопад" Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале "Жизнь" с подзаголовком "Осенняя поэма" и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник "Листопад" был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

"Листопад" - стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения "Листопад" Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора..."). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, "тихая вдова". Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.

Анализ "Листопад" позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

"Листопад": анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения "Листопад" Бунина, отметим, что автор его - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха "Листопад" Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
4 Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
8 А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
12 За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
16 Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
20 В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
24 Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
28 Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
32 Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелитая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
36 Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
40 Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
44 И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
48 Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
52 Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
56 Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
60 Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
64 О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
68 Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
72 Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
76 И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
И лес стоит в оцепененье,
80 Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
84 Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
88 В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
92 И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
96 Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
100 И таять стал, все умертвив...
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
104 Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
108 Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
112 Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
116 Встают столбами на заре.
Леса багряны, недвижимы.
Земля в морозном серебре.
И в горностаевом шугае,
120 Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст н холоден. В ворота,
124 Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота.
Дорога на далекий юг:
128 Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели:
Туда и Осень поутру
132 Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
136 День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
140 Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
144 В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
148 В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры на тундры, с океана,
152 Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
156 На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
160 И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов.
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
164 В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Les, tochno terem raspisnoy,
Lilovy, zolotoy, bagryany,
Veseloy, pestroyu stenoy
Stoit nad svetloyu polyanoy.

Berezy zheltoyu rezboy
Blestyat v lazuri goluboy,
Kak vyshki, yelochki temneyut,
A mezhdu klenami sineyut
To tam, to zdes v listve skvoznoy
Prosvety v nebo, chto okontsa.
Les pakhnet dubom i sosnoy,
Za leto vysokh on ot solntsa,
I Osen tikhoyu vdovoy
Vstupayet v pestry terem svoy.
Segodnya na pustoy polyane,
Sredi shirokogo dvora,
Vozdushnoy pautiny tkani
Blestyat, kak set iz serebra.
Segodnya tsely den igrayet
V dvore posledny motylek
I, tochno bely lepestok,
Na pautine zamirayet,
Prigrety solnechnym teplom;
Segodnya tak svetlo krugom,
Takoye mertvoye molchanye
V lesu i v siney vyshine,
Chto mozhno v etoy tishine
Rasslyshat listika shurshanye.
Les, tochno terem raspisnoy,
Lilovy, zolotoy, bagryany,
Stoit nad solnechnoy polyanoy,
Zavorozhenny tishinoy;
Zakvokhchet drozd, perelitaya
Sredi podseda, gde gustaya
Listva yantarny otblesk lyet;
Igraya, v nebe promelknet
Skvortsov rassypannaya staya -
I snova vse krugom zamret.
Posledniye mgnovenya schastya!
Uzh znayet Osen, chto takoy
Gluboky i nemoy pokoy -
Predvestnik dolgogo nenastya.
Gluboko, stranno les molchal
I na zare, kogda s zakata
Purpurny blesk ognya i zlata
Pozharom terem osveshchal.
Potom ugryumo v nem stemnelo.
Luna voskhodit, a v lesu
Lozhatsya teni na rosu...
Vot stalo kholodno i belo
Sredi polyan, sredi skvoznoy
Osenney chashchi pomertveloy,
I zhutko Oseni odnoy
V pustynnoy tishine nochnoy.
Teper uzh tishina drugaya:
Prislushaysya - ona rastet,
A s neyu, blednostyu pugaya,
I mesyats medlenno vstayet.
Vse teni sdelal on koroche,
Prozrachny dym navel na les
I vot uzh smotrit pryamo v ochi
S tumannoy vysoty nebes.
O, mertvy son osenney nochi!
O, zhutky chas nochnykh chudes!
V srebristom i syrom tumane
Svetlo i pusto na polyane;
Les, belym svetom zalitoy,
Svoyey zastyvshey krasotoy
Kak budto smert sebe prorochit;
Sova i ta molchit: sidit
Da tupo iz vetvey glyadit,
Poroyu diko zakhokhochet,
Sorvetsya s shumom s vysoty,
Vzmakhnuvshi myagkimi krylami,
I snova syadet na kusty
I smotrit kruglymi glazami,
Vodya ushastoy golovoy
Po storonam, kak v izumlenye;
I les stoit v otsepenenye,
Napolnen blednoy, legkoy mgloy
I listyev syrostyu gniloy...
Ne zhdi: nautro ne proglyanet
Na nebe solntse. Dozhd i mgla
Kholodnym dymom les tumanyat, -
Nedarom eta noch proshla!
No Osen zatait gluboko
Vse, chto ona perezhila
V nemuyu noch, i odinoko
Zapretsya v tereme svoyem:
Pust bor bushuyet pod dozhdem,
Pust mrachny i nenastny nochi
I na polyane volchyi ochi
Zelenym svetyatsya ognem!
Les, tochno terem bez prizora,
Ves potemnel i polinyal,
Sentyabr, kruzhas po chashcham bora,
S nego mestami kryshu snyal
I vkhod syroy listvoy usypal;
A tam zazimok nochyu vypal
I tayat stal, vse umertviv...
Trubyat roga v polyakh dalekikh,
Zvenit ikh medny pereliv,
Kak grustny vopl, sredi shirokikh
Nenastnykh i tumannykh niv.
Skvoz shum derevyev, za dolinoy,
Teryayas v glubine lesov,
Ugryumo voyet rog turiny,
Sklikaya na dobychu psov,
I zvuchny gam ikh golosov
Raznosit buri shum pustynny.
Lyet dozhd, kholodny, tochno led,
Kruzhatsya listya po polyanam,
I gusi dlinnym karavanom
Nad lesom derzhat perelet.
No dni idut. I vot uzh dymy
Vstayut stolbami na zare.
Lesa bagryany, nedvizhimy.
Zemlya v moroznom serebre.
I v gornostayevom shugaye,
Umyvshi blednoye litso,
Posledny den v lesu vstrechaya,
Vykhodit Osen na kryltso.
Dvor pust n kholoden. V vorota,
Sredi dvukh vysokhshikh osin,
Vidna yey sineva dolin
I shir pustynnogo bolota.
Doroga na daleky yug:
Tuda ot zimnikh bur i vyug,
Ot zimney stuzhi i meteli
Davno uzh ptitsy uleteli:
Tuda i Osen poutru
Svoy odinoky put napravit
I navsegda v pustom boru
Raskryty terem svoy ostavit.
Prosti zhe, les! Prosti, proshchay,
Den budet laskovy, khoroshy,
I skoro myagkoyu poroshey
Zaserebritsya mertvy kray.
Kak budut stranny v etot bely,
Pustynny i kholodny den
I bor, i terem opustely,
I kryshi tikhikh dereven,
I nebesa, i bez granitsy
V nikh ukhodyashchiye polya!
Kak budut rady sobolya,
I gornostai, i kunitsy,
Rezvyas i greyas na begu
V sugrobakh myagkikh na lugu!
A tam, kak buyny plyas shamana,
Vorvutsya v goluyu taygu
Vetry na tundry, s okeana,
Gudya v krutyashchemsya snegu
I zavyvaya v pole zverem.
Oni razrushat stary terem,
Ostavyat kolya i potom
Na etom ostove pustom
Povesyat inei skvoznye,
I budut v nebe golubom
Siat chertogi ledyanye
I khrustalem i serebrom.
A v noch, mezh belykh ikh razvodov.
Vzoydut ogni nebesnykh svodov,
Zableshchet zvezdny shchit Stozhar -
V tot chas, kogda sredi molchanya
Morozny svetitsya pozhar,
Rastsvet polyarnogo sianya.

Ktc, njxyj nthtv hfcgbcyjq,
Kbkjdsq, pjkjnjq,fuhzysq,
Dtctkjq, gtcnhj/ cntyjq
Cnjbn yfl cdtnkj/ gjkzyjq/

Thtps ;tknj/ htpm,jq
,ktcnzn d kfpehb ujke,jq,
Rfr dsirb, tkjxrb ntvyt/n,
F vt;le rktyfvb cbyt/n
Nj nfv, nj pltcm d kbcndt crdjpyjq
Ghjcdtns d yt,j, xnj jrjywf/
Ktc gf}