Какая группа у армян. Народ армяне, армения

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый - древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка -Айкашен, Араманяка - гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса - Армавир, от Ераста - Ерасх (Аракс), от Шары - Ширак, от Амасии - Масис, от Гегама - озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака - Сюник, от Ара Прекрасного - Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне - родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX - XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса - армяне, Картлоса - грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» - царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны - греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа - это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

Армения

Всю свою историю Армения была как отправной, так и конечной точкой многочисленных волн миграционных процессов армянского народа. Первые десятилетия 20-ого столетия видели и рассеивание армян из-за Геноцида в Турции, и перемещение западных армян в сегодняшнюю Армению. В течение советской эры, политика репатриации принесла 150 000 армян Советской Республике Армении из Ближнего Востока, Европы и Соединенных Штатов. Но с 1975, сотни людей начали оставлять Армению каждый год, мигрируя главным образом в Соединенные Штаты. Армения теперь имеет население приблизительно 3.5 миллионов.

Австралия

Армянская община Австралии насчитывает приблизительно 45 000 человек и в значительной степени состоит из иммигрантов из Ближневосточных стран, типа Египта и Ливана, главным образом из тех, кто прибыл после Второй мировой войны. В то время как намного старшие азиатские Диаспоры исчезли, Австралия стала новым местом для пункта назначения армянских переселенцев.

Азия

Индия, Бирма, Индонезия, Сингапур, и Китай имели важные армянские общины, которые исчезли почти полностью. В 18-ых и 19-ых столетиях армяне процветали в этих странах, но сейчас осталось только маленькая община, которая выживает в Калькутте. В настоящее время армяне практически одинаково расселены всюду по Японии, Гонконгу и Филиппинам.

Белоруссия

Поселение армян в Белоруссии, в давние века, носило эпизодический характер, и было обусловлено главным образом потребностями торговли.

История происхождения армян, сегодня проживающих в Белоруссии, в основном приходится на XX век.

В Беларуси в 1999 году по официальным данным переписи населения проживало 10191 армянин - 0.1 % населения Республики. Половина этого населения обосновалось в Беларуси при Советской власти, когда в СССР не существовало границ, были распространены направления специалистов в другие регионы.

Много армян принимало участие в установлении Советской власти и боях в великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Вторая волна армян-эмигрантов появилась в Белоруссии после трагических событий 1988 года в Нагорном Карабахе, землетрясения в Спитаке и после распада Советского Союза.

За последние десятилетия из среды армянской диаспоры вышло значительное число известных представителей научной и творческой интеллигенции, государственных деятелей и крупных предпринимателей.

Болгария

Армяне мигрировали в Болгарию между 11-ым и 19-ыми столетиями, формируя 10-ти тысячную общину. Но после балканской войны и армянского Геноцида в начале 20-ого столетия, это число утроилось. Теперь чуть меньше 15 000 армян живет в Софии, Пловдиве и Варне, а всего в Болгарии - 45 000.

Великобритания

Армянские поселенцы сначала прибыли в Великобританию в 13-ом столетии, убегая от монгольского вторжения. В течение 18-ого столетия, армянские торговцы мигрировали в Великобританию из Индии, и с середины 19-ого столетия обосновались в Манчестере. В 1910-ых вокруг Лондона выросла небольшая община, которая теперь превышает 12 000 с учетом новых переселенцев из Ближнего Востока.

Германия

Первые армяне в Германии появились в начале 17 века. Но полноценная община в Германии стала формироваться в конце XIX века, когда небольшие группы купцов и интеллектуалов обосновались в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Дрездене, Мюнхене.

В 1895 году при Лейпцигском университете была создана первая организация армянского студенчества. А с 1896-го по 1899 год в Берлине, в частной консерватории Рихарда Шмидта, учился великий армянский композитор Комитас.

В первой половине XX века пополнение общины в основном происходило за счет беженцев, спасшихся от геноцида в Османской империи, а позже – укрывающихся от преследований, которым подвергались армяне в Турции. Кроме того, после окончания Второй мировой войны часть военнопленных из числа армян остались в Германии.

Новые волны эмигрантов началсь после исламской революции в Иране и в результате гражданской войны в Ливане. Ну а последняя волна выкатилась на немецкий берег после развала СССР.

Сегодня, по приблизительным подсчетам, в Германии живет порядка 45 тысяч этнических армян.

Греция

После Первой мировой войны, 45 000 армянских беженцев приехали в Грецию из Турции. В течение следующих лет, многие из них двинулись дальше к Франции, Ближнему Востоку и Соединенным Штатам. Другие остались в Греции, где они создали армянскую общину, которая теперь насчитывает приблизительно 40 000 человек.

Австрия

Начиная с 17-ого столетия, западноевропейские страны стали магнитом для армянских торговцев, студентов, экспатриированной интеллигенции и политических активистов. В настоящее время в Австрии проживает примерно 3 000 армян.

Грузия

Армяне жили в Грузии с незапамятных времен. В 19-ом столетии Тбилиси (Тифлис) стал интеллектуальным и политическим центром жизни армян. До гражданской войны, предшествующей краху Советского Союза, в Грузии жило более 460 000 армян. Внутренние конфликты Грузии и экономический кризис после распада Советского Союза привели к неустойчивости. Что, конечно же, сильно отразилось на этой большой армянской общ

Египет

К концу 19-ого столетия, в Египте было 10 000 армян - число которых увеличилось до 40 000 после геноцида армян 1915 года и высылками из Турции. В следующих годах, размер общины уменьшился из-за иммиграции в советскую Республику Армения, Австралию, и Северную Америку. Сегодня приблизительно 6 000 армян живет в Египте, и главным образом в Каире и Александрии.

Израиль

Армянские колонии в Иерусалиме относятся ещё к 4-ому столетию, когда армянские паломники начали обосновываться на христианской Святой Земле в большом количестве. В начале 20-ого столетия, армянский Геноцид принес большое количество армянских беженцев в Палестину. Сегодня, около 2 000 армян живут в Иерусалиме, главным образом, компактно заселяя армянский квартал Старого Города, а всего в Израиле - 5 000 армян.

Ирак

История армянской общины в Ираке может быть прослежены с начала 17-ого столетия и принудительного переселения армян Шах-Аббассом к Ирану, часть этого переселенцев пошла дальше к Месопотамии. В период Первой мировой войны 25 000 оставшихся в живых после резни в армянских областях Турции бежали в Ирак. После революции Ирака в 1958 году, политическая неустойчивость привела к армянской эмиграции из Ирака. Армянская община там теперь насчитывает приблизительно 23 000 человек.

Иран

Большие армянские общины появились в Иране более чем 1 700 лет назад. Как следствие резни 1915-ого года в Турции, иммиграция многочисленных беженцев резко увеличила число армян в Иране. Армяне составили наибольшее немусульманское сообщество Ирана, численность которого составила более чем 200 000. Иранская революция 1979 вызвала волну эмиграции, которая включила много армян, теперь уже живущих в Соединенных Штатах.

Италия

Все началось более 800 лет назад, когда в Киликии в 1198 г. было провозглашено Великое княжество Рубенидов, Киликия стала царством, и уже в 1196 году в Киликийскую Армению прибыл консул Венеции. Киликия стала связующим звеном между Востоком и Западом. Царский двор неоднократно заключал международные торговые соглашения с Генуей, Пизой, Флоренцией, Венецией, Сицилией.

На взаимной основе армянские поселенцы в городах - государствах Италии имели свои кварталы и пользовались определенными привилегиями в организации внутренней жизни, строили церкви (в XII веке их было девять, а в XIV в. - уже сорок), постоялые дворы и больницы ("Армянские дома") и т. п.

Исторические документы изобилуют описанием подробностей процветающей торговли между Арменией и городами Италии. Уже в середине XVI века армянское население Венеции столь возросло, что возникла необходимость правового урегулирования жизни общины, сконцентрировавшейся вокруг церкви и тогда была принята конституция армян Италии, которая действует и по сей день.

Правительство Венеции приветствовало армянские поселения в городе. Начиная с XVII века, армяне получили права граждан в соответствии с законом, принятым 1552 году, по которому чужестранец, проживший в Венеции 25 лет, мог претендовать на гражданство.

С 1717 года в Венеции обосновался всем известный орден мхитаристов.

Армяне в современной Италии представляют хорошо организованную, сплоченную общину. Больше всего армян проживает в Милане, в Венеции, Падуе и Риме. Центром армянского сообщества в Италии является город Милан.

Армян в Италии проживает - 150 000 человек.

Канада

Местная армянская диаспора состоит из довольно больших армянских общин, достигая до 100000 в Канаде. Они расположены главным образом в Монреале и Торонто. Новоприбывшие в значительной степени превосходят численностью тех армян, которые обосновались в Канаде первоначально, в конце 19-ого столетия и начала 20-ого. Много армян переехали в Канаду как беженцы из Турции после Второй Мировой войны. С 1950-ых был постоянный приток армян, главным образом из Ближнего Востока.

Кипр

Сегодня, города Никосия и Ларнака являются родиной 2 500-тысячной армянской общины. армяне начали появляться в Кипре в 4-ом столетии, но тысячами начали насчитываться только после Первой мировой войны в основном за счет переселенцев, оставшихся в живых после резни в Турции. Армянская община процветала оккупации Турцией Северной части Кипра. Всего армян на Кипре - 3 000 человек.

Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Иордания

Приблизительно 20 000 армян живут в Арабских странах Персидского Залива и в Иордании. Они мигрировали туда из других Арабских стран во время нефтяного бума, соблазненные возможностью заработать.

Кувейт является родиной активной общины, численностью до 10 000 армян, в то время как в Иордании армян всего лишь 3000.

Ливан

В течение второй половины 20-ого столетия, армяне Ливана сформировали одно из самых активных армянских сообществ в мире. Ядро этой общины было сформировано из оставшихся в живых после Геноцида армян начала столетия, когда численность общины перевалила за 200 000 человек. Во время ливанской гражданской войны с 1975 до 1990, тысячи армян оставили Ливан, большинство мигрировало в Соединенные Штаты. Осталось приблизительно 75 000 армян.

Молдова

В XI веке турки захватили часть территории древней Армении, в том числе и город Ани (он сейчас находится в Турции). Жители этого города, спасаясь от резни, - сейчас такое называют геноцидом, - бежали. Часть из них достигла Молдовы и осела здесь. Вторая волна армян хлынула в Молдову в XIV-XV вв. Тогда же в Молдове было построено множество армянских церквей. Увы, почти все они были разрушены во время Великой Отечественной войны. Сохранились лишь четыре церкви: две в Кишиневе и по одной - в Бельцах и Григориополе. Самый древний храм - Армянская Апостольская церковь Святой Богородицы.

Польша

Армяне в Центральной Европе появились с 11-ого столетия. Эмиграция армян в Польшу объясняется захватом турками-сельджуками в 1064 древней столицы Армении, Ани.

Первые армянские поселения образовались около Черного моря и в некоторых городах России, что говорит также и коммерческих интересах переселенцев. Эти общины процветали, и поэтому поток эмигрантов из Армении не иссякал.

Процветанию армян в Польше, способствовал тот факт, что они не преследовались по этническим или религиозным признакам.

В 18-ом столетии из-за неблагоприятных политических процессов в Польше торговля с Востоком упала и армянам Польши пришлось постепенно поменять экономическую основу их существования.

Много армян стало владельцами земельных участков, и со временем большинство из них стало членами польского среднего класса.

Возможно, это было последствием продолжения процесса полонизации, который был ускорен после союза армянской Церкви с Римско-католической Церковью, который имел место в Польше в первой половине 17-ого столетия.

После религиозного объединения, начался период полонизации культуры и традиции армян.

Между Мировыми войнами все различия между польскими армянами и поляками исчезли, за исключением сознания армянского происхождения и гордости за достижения своих предков.

Армянские общины были рассеяны в течение миграции населения юго-восточной прежней Польши.

По политическим причинам польские армяне не могли восстановить общину до начала 80-ых.

После краха Советского союза началась очередная волна миграции армян в Польшу.

Число новых армянских иммигрантов колеблется с нескольких десятков тысяч до 200 000.

Это значительно больше, чем число польских армян, которых по самым реалистичным оценкам достигает 50 000 - 100 000.

Россия

В последних столетиях, много армян, бегущих от преследования из Османской империи создали общины в российских городах. После создания Советского Союза, была существенная эмиграция из советской Республики Армении к европейским и Азиатским частям Советского Союза, главным образом по причинам занятости.

До конца 1980-ых, 1 300 000 армян жили в разных Советских Республиках.

Развал Советского Союза в 1991 вызвал обратный поток армян от Исламских республик в Россию и Армению непосредственно.

В настоящее время ценка армян, проживающих в России - 2 200 000 чел.

Румыния, Венгрия

К середине 19-ого столетия было приблизительно 20 000 армян, живущих в Румынии.

Они начали мигрировать туда с 14-ого столетия.

В конце 19-ого века, много армян, переместилось в Румынию из Османской империи.

После 2-ой Мировой Войны большое количество армян оставило Румынию, чтобы обосноваться в Советской Республике Армении.

В 19-ом столетии в Венгрии имели место довольно большие армянские сообщества, но они со временем ассимилировались и исчезли.

Сейчас в Румынии проживает примерно 2 500 армян.

Сирия

Много оставшихся в живых после Геноцида армян обосновалось в Сирии в начале 20-ого столетия. После того, как Сирия получила независимость в 1944, число армян там достигло 75 000. Несмотря на эмиграции прошлых 50 лет, до 100 000 армян и сейчас живут в Сирии. Почти половина из них в Алеппо, другими крупные общины в Дамаске и городе Кессаб.

Судан

Приблизительно 300 армян живут в Хартуме, столице Судана. Армянская община была там создана в начале 19-ого столетия.

Число армян в Судане колебалось к концу 19-ого столетия, но позже начала увеличилась вплоть до 1960-ых.

Растущая неустойчивость страны в 1980-ых привела к значительной эмиграции, хотя школа, церковные и культурные организации все еще поддерживаются.

Сейчас проживает - 1 000 армян.

США

Один миллион двести тысяч армян живет в США, из них половина находится в Калифорнии.

Армянское миграция в Америку началась всерьез в начале 1800-ых, когда молодые армяне переезжали в США чтобы учиться или работать.

Позже, 100 000 армян мигрировали туда из-за Абдул Гамидовсокой резни в Турции.

Армяне многими десятками тысяч продолжали мигрировать к США в течение 20-ого столетия.

Украина

На берега Днепра армяне впервые попали из Константинополя и Трапезунда, византийских городов Причерноморья, где издавна существовали армянские колонии. Первоначально это были купцы, приезжавшие на Русь по торговым делам и осевшие на этой богатой, гостеприимной земле.

Армяно-русские связи укрепились со времени крещения Руси (988 г.) благодаря Великому князю киевскому Владимиру Святославовичу «Красно Солнышко» (978-1015 гг.).

Вторая, значительно более массовая волна армянской эмиграции приходится на вторую половину XI века, после падения Ани, столицы Армянского Киликийского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 году.

Третья волна эмиграции относится к XII веку, когда на Армению обрушились монголы, в результате чего значительное число населения вынуждено было бежать на Запад.

Четвертая волна армянской эмиграции в Украину связана с политическими событиями в Крыму, в частности, с захватом в 1475 году турками генуэзской колонии Каффы, где в то время проживало много армян.

За пять столетий (XIII-XVII) в Украине возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. К концу 17-го века в Украине было уже 70 армянских поселений.

И на сегодня число армянв Украине достигает 150 000.

Франция

Главный приток армян во Францию был в результате Геноцида армян. В итоге, численность армянских иммигрантов в Париже к 1930-ым годам превышала 70 000. Растущая неустойчивость Ближнего Востока в 1970-ых принесла новые волны иммигрантов во Францию, особенно из Ирана и Ливана. В наши дни приблизительно 500 000 армян живут во Франции, главным образом в Париже, Марселе, Лионе и Ницце.

Эфиопия

Маленькие армянские общины существовали в Эфиопии уже с 7-ого столетия, возможно из-за связей между армянскими и эфиопскими церквями. К концу 19-ого столетия, армяне достигли выдающегося положения в бизнесе, правительстве, и дипломатии. После итальянского завоевания 1936 и ниспровержения императора Хэйл Саласси в 1974, число армян сократилось до 500 человек.

Южная Америка

130 000 живут в Аргентине, 25 000 в Бразилии, 15 000 в Уругвае, и приблизительно 2 500 в Венесуэле.

В Чили, Мексике, и Центральноамериканских республиках армянские общины не такие многочисленные, всего лишь несколько сотен армян. Армяне начали обосновываться в латиноамериканских странах главным образом после Первой мировой войны.

С 1950-ых наблюдалась новая волна иммиграции, в основном из Ближнего Востока.

  • Ставропольский край :
    161 324 (перепись 2010)
  • Ростовская область :
    110 727 (перепись 2010)
  • Москва :
    106 466 (перепись 2010) до 600 000 (оценка)
  • Московская область :
    63 306 (перепись 2010)
  • Франция :
    800 000 (оценка, происхождение)
    Иран :
    150 000 (оценка, 2000 г.) ,
    560 000 armeniadiaspora.com looklex.com
    США :
    484 840 (перепись 2009 г.) или 1 500 000 (оценка, происхождение)
    Грузия :
    315 000 (перепись 2002 г. не включающая Абхазию)

    Сирия : 190 000 (оценка)
    Аргентина : 130 000 (оценка)
    Турция : 60 000 (без хемшилов)
    от 450-490 тыс. (с хемшилами)
    Ливан : 140 000 (оценка)
    Украина :
    100 000 (перепись 2001)
    Польша :
    1082 (перепись 2002 г.) , 92 000 (оценка, происхождение)
    Иордания : 70 000 (оценка)
    Бразилия : 40 000 (оценка)
    Австралия : 50 000 (оценка)
    Абхазия :
    41 864 (перепись 2011 г.)
    Казахстан : ок. 20 000 (1999 г.) или 25 000 (оценка)
    Узбекистан : 42 359 (перепись 2000 г.) или 70 000 (оценка)
    Германия : 42 000 (оценка)
    Канада :
    40 505 (перепись 2001 г.) или 100 000 (оценка)
    Греция : 35 000 (оценка)
    Туркменистан : 30 000 (оценка)
    Израиль : 20 000 (оценка)
    Ирак : 20 000 (оценка)
    Уругвай : 19 000 (оценка)
    Великобритания : 18 000 (оценка)
    Венгрия : 15 000 (оценка)
    Болгария :
    10 831 (перепись 2001 г.) или 30 000 (оценка)
    Филиппины :12 000 (оценка)
    Белоруссия :
    10 191 (перепись 1999 г.)
    или 25 000 (оценка)
    Бельгия : 10 000 (оценка, сентябрь 2003)
    Чехия : 10 000 (оценка)
    Латвия : 2700 (оценка 2010)
    см. Армянская диаспора

    Язык Религия Расовый тип Родственные народы Происхождение Географическое распределение армян. Территория поселения армян в начале 21-ого века. Территория поселения армян в начале 20-ого века: более 50% 25-50% меньше 25%

    Этимология

    В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян, согласно армянским историкам первым армянским государством была Хайаса , о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500-1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650-1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Точная локализация границ Хайасы не определена, достоверно известно лишь то, что граница между Хайасой и Хеттским царством шла прямой линией от берегов Чёрного моря в районах современного турецкого города Орду на юг к реке Евфрат и далее граница шла по реке Евфрат примерно до современного города Малатья в Турции. Культовым и политическим центром Хайасы служило поселение Кумаха, которое соответствует армянскому городу Кемах, рядом с современным городом Ерзнка (Эрзиджан). Южные и восточные пределы Хайасы не известны. Большинство учёных за пределами Армении считают, что нет достаточно доказательств тому, чтобы считать Хайасу этнически армянским государством, а переход хетт. Ḫajasa в грабар Հայ (hay) лингвистически невероятен, ибо хетт. Ḫa- должно было бы перейти в грабар Խա- , однако некоторые армянские историки оспаривают этот тезис, считая его политически мотивированным .

    Этногенез

    По наиболее распространённой в научных кругах версии, армяне сформировались между XIII и веками до нашей эры на территории Армянского нагорья . Носители протоармянского языка , бриги (фригийцы или мушки), мигрировали в XIII веке до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, известной как Мелитена . Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах , хурритах и лувийцах , сохранив при этом основу своего языка, заимствовав крупный пласт заимствований из других языков . На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов, а также их слиянии с местным индоевропейским населением-лувийцами , но с сохранением армянского языка, и сформировался современный армянский народ. Начало этногенеза современных армян можно отнести к концу II тысячелетия до н. э., когда осевшие мушки начали тесно контактировать с лувийцами и хурритами. Завершение образования этноса относится приблизительно к веку до нашей эры, когда процесс слияния этих народностей в армянский народ уже завершился .

    Внутри Армении больше распространена иная теория о том, что армяне сформировались ещё ранее в области Хайаса . Эта страна в надписях страны Эбла (XXIII-XXII вв. до н. э.) называлась Арманум, в хеттских (XVII-XVI вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (XV-XIII вв. до н. э.) Хайаса . По мнению учёных «Арманум», «Арматана», «Хайаса» и Армения - это одна и та же страна, просто разные соседние страны и народы называли её по разному, но, по сути, речь идёт об одной и той же стране и об одном и том же народе. Эта теория подвергается критике в научных кругах в связи с тем, что она не имеет под собой чётких научных оснований и, вероятно, политически мотивирована .

    Численность и расселение

    Согласно одним источникам, численность армян в мире составляет 12-14 миллионов человек, из которых лишь меньшая часть проживает в Республике Армения (более 3 млн чел., около 98% всего населения ) . По другим данным, в мире проживает около 6,5 миллионов армян . Крупные армянские диаспоры существуют в России (около 1,5 млн чел.), Франции (около 0,8 млн чел.), Иране (до 0,5 млн чел.), США (от 0,3 до 1 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там 5,7% населения в 2002 г.), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн.), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии , Австралии . Значительное количество армян проживает также в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (137 тыс. чел. , составляя там до 99% населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная (см. хемшилы и криптоармяне), проживает в Турции , преимущественно в Стамбуле , а также в исторической Западной Армении на востоке Турции, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена (до 1 - 2 млн чел. убитых) Османской империей в ходе геноцида в 1915 году .

    История

    Армения, как государство, образовалось лишь в IV-II вв до н. э, завершение формирования армянского народа относится к IV-II вв. до н. э. Уже к I веку до н. э. армянский язык по свидетельству Страбона являлся языком подавляющего большинства населения Армянского нагорья . . В 80-е - 70-е гг. до н. э. Великая Армения - сильнейшее государство Передней Азии во время правления Тиграна II .

    Начиная с VI века н. э. армяне начали занимать лидирующие позиции при дворе Византийской Империи. Первым хорошо известным византийским армянином был полководец Нарсес . Начав службу как влиятельный придворный и любимец Юстиниана I , он возглавил войска в войне с готами , сумев уничтожить их царство. Первым же армянином, сумевшим взойти на византийский престол, был Ираклий I , который отвоевал у персов часть потерянных ранее владений на востоке и ценой больших потерь остановил арабское нашествие. Армянское происхождение имели также и другие великие императоры, такие как Василий I Македонянин , Никифор II Фока , Иоанн Цимисхий и другие. Греко-армянами были Василий II Болгаробойца , крестивший Русь, и Алексей I Комнин , при участии которого готовился первый Крестовый поход .

    Начиная с XI-XIII веков армянский этнос начинает вытесняться с Армянского нагорья пришлыми тюркскими племенами, говорящими на огузских языках . Этот процесс затянулся на много веков. В эти времена образуется армянская диаспора.

    В XIX веке Восточная Армения входит в состав Российской империи. Армяне находятся под политическим и культурным влиянием России , а затем и СССР .

    Культура

    Индоевропейцы

    Индоевропейские языки
    Анатолийские · Албанский
    Армянский · Балтские · Венетский
    Германские · Иллирийские
    Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
    Италийские (Романские)
    Кельтские · Палеобалканские
    Славянские · Тохарские

    курсивом выделены мёртвые языковые группы

    Индоевропейцы
    Албанцы · Армяне · Балты
    Венеты · Германцы · Греки
    Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
    Италики (Романцы) · Кельты
    Киммерийцы · Славяне · Тохары
    Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
    Праиндоевропейцы
    Язык · Прародина · Религия
    Индоевропеистика

    В IX-VI вв. до н. э. на территории Армянcкого нагорья существовала высокоразвитая цивилизация - государство Урарту . Полиэтническое население Урарту - хуррито-урартские, протоармянские племена - оставили богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа . Ограниченное влияние Урарту на Армению было как непосредственным, так и косвенным, через Империю Ахеменидов . Культурное влияние обнаруживается в среде армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду Вместе с тем вопрос о преемственности Урарту и Армении внутри современной Армении политизирован и мифологизирован .

    См. также

    • Список известных армян

    Примечания

    1. Национальный состав населения Армении по переписи 2001 года
    2. Фактически, Нагорно-Карабахская республика является непризнанным государством , большая часть которого Азербайджаном не контролируется.
    3. Результаты переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года
    4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    5. В России проживает более 2,5 млн армян . Проверено 15 июня 2011.
    6. Этносостав населения Краснодарского края. 2002
    7. The Education for Development Institute maintains an extensive site about Armenia that includes information about the Armenian diaspora in various countries . Their numbers generally agree with other sources when those are available; where we don’t have a more authoritative source, we are following their numbers.
    8. French in Armenia "genocide" row . Архивировано из первоисточника 30 марта 2012. Проверено 21 апреля 2007.
    9. Iran’s religious minorities waning despite own MPs "Before the (1979 Islamic) revolution there were 300,000 Armenians in Iran. Very frankly, today there are no more than 150,000," said Archbishop Goriun Babian, prelate of the Armenians in Iran and India.
    10. Detailed Tables - American FactFinder
    11. Перепись населения Грузии 2002 г. Национальный состав (англ.)
    12. Без Абхазии и Южной Осетии
    13. Georgia: The State Department for Statistics of Georgia : 248,900 represents 5,7 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,661,500 (The Official data of 2002). The World Factbook : 267,000 represents 5,7 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,693,892 (July 2004 est.). Nationmaster.com: Georgia : 400,000 represents 8,1 % ethnic Armenians in an estimated national population of 4,934,413 (The Official data of 1989).
    14. The Encyclopedia of the Orient states that 160,000 Apostolic Armenians and 30,000 Catholic Armenians live in Syria. That number together makes up 190,000.
    15. Armenian population in the world - Armeniandiaspora.com
    16. www.todayszaman.com: Turkish «Foreign Ministry: 89,000 minorities live in Turkey» «Containing detailed statistics about the minority groups in Turkey, the report reveals that 45,000 of approximately 60,000 Armenians reside in İstanbul.»
    17. PM Erdogan’s Armenian hostages .
    18. Turay, Anna Tarihte Ermeniler . Bolsohays:Istanbul Armenians . Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Проверено 4 января 2007.
    19. The Encyclopedia of the Orient states that 120,000 Apostolic Armenians and 20,000 Catholic Armenians live in Lebanon. That number together makes up 140,000.
    20. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
    21. Główny Urząd Statystyczny
    22. The Encyclopedia of the Orient states that 70,000 Armenians live in Jordan.
    23. Согласно конституции Грузии , Абхазия входит в состав Грузии как автономная республика . Фактически, Абхазия является частично признанным государством , территория которого Грузией не контролируется.
    24. Население Абхазии 2011
    25. Этнический атлас Узбекистана
    26. Canada 2001 Census of Population (англ.)
    27. Статком Канады (англ.)
    28. The Armenian-Greek Community website estimates 35,000.
    29. Turkmenistan: Focus on Armenian migrants
    30. Александр Цинкер: «Наши страны должны быть естественными союзниками». («Ноев Ковчег» № 8 8.05.2006, Ереван). Интервью с А. Цинкером .
    31. Radio Free Europe
    32. Demographic information of Hungary .
    33. Национален съвет за сътрудничество по етническите и демографските въпроси. Етнически малцинствени общности (болг.)
    34. Итоги переписи населения Беларуси 1999 г. Офиц. сайт. Национальный состав
    35. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
    36. Armenia seeks to boost population (англ.) . BBC (21 February 2007). Архивировано из первоисточника 8 июня 2012. Проверено 24 декабря 2009.
    37. Astourian, Stephan H. (2007). «Armenian Demography, the Homeland, and the Diaspora: Trends and Consequences». in ed. Michel Bruneau. Arméniens et grecs en diaspora: approches comparatives. Athens: École française d’Athènes. pp. 191-210. OCLC 173263899 .
    38. Мосенкис, Ю. Л. Первая письменная фиксация армянского языка за 2500 лет до Месропа Маштоца. Армянский язык в надписях ІІІ – І тысячелетий до н. э. . Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 6 июля 2012.
    39. Абакумов, А. В. Какой антропологический тип исходно соответствует: славянам, балтам, иллиро-пеласгам, кельтам, германцам, грекам, итало-фалискам, фракийцам, хетто-лувийцам, тохарам лингвистическим, армяно-фригийцам, иранцам, индо-ариям, дардам и нуристанцам. .
    Vigen Avetisyan Апрель 8, 2017

    Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах.

    Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках.

    Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов.

    Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования.

    Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

    В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

    а) Армянское предание

    Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов.

    В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов.

    Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

    В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета.

    Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

    Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

    Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне».

    Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама — озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

    б) Греческое предание

    Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения.

    Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского.

    Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет.

    По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания.

    Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век).

    Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого.

    Фригийцы и армяне — родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

    в) Грузинское предание.

    Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.).

    Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа.

    Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

    г) Арабское предание.

    Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки.

    Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины.

    Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

    д) Древнееврейское предание.

    Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности.

    Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» — царем, упомянутым в клинописях Ванского царства.

    В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

    Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

    е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

    Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии.

    Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

    В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной».

    Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

    В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны — греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян.

    Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство).

    Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

    Следующая теория о происхождении армянского народа — это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен.

    Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

    В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины.

    Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

    Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности.

    Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

    Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

    Армяне являются народом, который имеет свой язык, свою историю, культуру, большое количество обычаев и традиций. Историки всего мира по сей день спорят о том, когда берет свое начало история одного из древнейших и первых народов - армян. Армяне переживали не малое количество притеснений и гонений с исторических земель. Наравне со многими древними народами, армяне чтят своих предков и свою историю. Ярким примером такого почитания, является признание геноцида, который унес жизни тысяч армянских предков. Армяне, в большинстве своем, имеют культ семьи - армянские семьи дружны, многочисленны и в любое время дня и ночи готовы помочь, если это необходимо.

    Армянский язык.

    Согласно исследованиям, армянский язык входит в число 50 самых популярных языков мира. На армянском языке говорят более 5,5 миллионов человек по всему миру и все они лишний раз доказывают, что чтить свою культуру можно не только на исторической Родине, но и там, куда забросила судьба носителя языка. Споры о происхождении армянского языка не утихают по сей день. Некоторые историки утверждают, что армянский язык можно считать смесью из древнегреческого с такими вымершими языками, как дакийский и фригийский, вторая группа историков опровергают этот факт. А потому, в настоящее время, принято считать, что армянский язык вобрал в себя особенности многих живых и мертвых индоевропейских языков. Интересным фактом, достойным дополнительного упоминания и знания, является армянский алфавит. Он является неизменным на протяжении более 1600 лет. Армянский алфавит создан в 405 году священником Маштоцем.


    Месроп Маштоц сделал огромный вклад в письменность и развитие армянского языка. Будучи чтецом, переводчиком и священником, Маштоц является культовым персонажем в армянской истории. Маштоц создал армянский алфавит, состоящий из 36 букв, в долговременной экспедиции, которая помогла ему улучшить алфавит и сделать его настоящим открытием. Настолько значимым, что по сей день, армянский алфавит находится в своем первоначальном виде.

    Религия.

    В 301 году армяне приняли христианство и выбрали данную веру государственной. В последствие, множество исторических событий будет складываться около веры армян, их будут пытаться сломить, заставить принять иную веру, но армянский народ проявит настоящую стойкость в своих убеждениях и ни одно другое вероисповедание не сможет «переманить» армяней на свою сторону. Следует отметить, что армяне являются монофизитами и в отличие от православных христиан видят в Иисусе Христе только одно природу, не разделяя ее на божественную и человеческую.

    Праздники и исторические даты Армении .

    1 января - Новый год. Армянский Новый год практически ничем не отличается от русского Нового года. Главными персонажами также являются Дед Мороз и Снегурочка, праздничные столы ломятся от традиционных блюд и напитков, родственники и друзья поздравляют друг друга кто как может - кто личным визитом, а кто по телефону.

    6 января – Рождество . Накануне праздника, верующие отправляются в церкви, чтобы стать частью литургии, зажечь свечу и отправиться с зажженной свечой к себе домой. Это считается освещением дома и очищением от всего дурного.

    14 февраля – Терендез. Данный праздник является альтернативой Дня всех влюбленных или дня Святого Валентина.

    19 февраля – День святого Саркиса. Святой Саркис является покровителем всех влюбленных в Армении. Являлся храбрым воином, полководцем.

    26 февраля - День памяти погибших в погромах и избиениях в Баку, Кировабаде. Преступники уничтожали армян в квартирах, домах, на улицах и везде, где только сталкивались. Жертв убивали, сжигали заживо, наносили увечья подручными средствами. С 26 февраля по 29 февраля 1988 года армянский народ снова почувствовал страх и несправедливость.

    24 апреля - День памяти павших в геноциде против армянского народа. Во всем мире и в странах, признавших геноцид, 24 апреля является днем памяти тех, кто пострадал от османов в 1915 году. является для армянского народа кровоточащей раной, событием, которое невозможно забыть.

    Многие праздники, такие как день пограничника, день Победы, день радио празднуются в Армении также, как и в России. Даты праздников одинаковы.

    Культура и традиции армянского народа.

    В настоящее время армянская свадьба сохранила лишь некоторые обычаи, которые были приняты еще в средние века. Свадьба по-прежнему состоит из нескольких частей:

    1.Обручение. Данный обряд претерпел несущественные изменения и по-прежнему является важным событием в жизни молодых. В назначенный, оговоренный между молодыми и их родителями, день в доме жениха собирается вся родня. Родители жениха, близкие родственники, кавор (крестный отец) с супругой. После фуршета (раньше вместо фуршета было настоящее застолье, которое могло продолжаться около 5 часов) дары, подарки для невесты собираются в плетеные корзины и все родственники отправляются в дом невесты пешком, вне зависимости от того, где жила невеста- через улицу или в соседнем селе. Сейчас в корзинах можно увидеть фрукты, сладости, украшения. Армяне потихоньку отказались от традиции класть в корзины мясо, молоко, хлеб. Данные продукты присутствовали в корзинах в те времена, когда это считалось показателем достатка жениха. Тем временем, в доме невесты велись последние приготовления – на стол выставлялось все самое лучшее, невеста прихорашивалась и отправлялась в отдельную комнату до определенного момента. Приближаясь к дому невесты, несущие корзины должны были поднять их над головами, чтобы все увидели, с какой целью приближается толпа. Разумеется, в настоящее время, сторона жениха не будет идти пешком от дома жениха до дома невесты, поэтому обычай несколько видоизменился. После того, как жених вручает матери невесты все корзины с яствами, гости приглашаются за стол. Спустя некоторое время супруга кавора выводит невесту к гостям, родители благословляют молодых и жених надевает кольцо на палец невесте. Следует отметить, что многих наблюдателей сбивает с толку одна небольшая особенность армянской помолвки. Помолвочное и обручальные кольца носятся на безымянном пальце левой руки. Многие русские, увидев это, несколько обескуражены данным фактом, так как привыкли видеть эти кольца на безымянном пальце правой руки. Раннее было необходимо одаривать невесту золотом, сейчас же родители жениха преподносят украшение, зачастую это семейная реликвия (кольцо, браслет, ожерелье, передающиеся из поколения в поколение).

    2.Свадьба. В настоящее время армянская свадьба мало чем отличается от любой другой свадьбы. Жених и невеста проводят последние приготовления, одеваются, прихорашиваются каждый у себя дома. После этого сторона жениха едет за невестой, которая должна находиться в родительском доме. Пройдя все конкурсы и «преграды» на пути к невесте, жених с букетом заходит в отчий дом будущей жены и забирает ее. Свадебный кортеж направляется в ЗАГС, где происходит церемония бракосочетания, а после все отправляются в церковь для венчания молодых. После венчания, вся свадебная процессия направляется в ресторан для того, чтобы достойно отметить торжество. Одним из самых ярких моментов свадьбы является танец невесты в окружении гостей. Гости одаривают невесту деньгами во время танца, и данное вознаграждение может кол*автоудаление плохих слов*ся от малых до заоблачных сумм. Благодаря тому, что время не стоит на месте и многие традиции претерпевают изменения, армянская свадьба лишилась таких самобытных обрядов, как преподнесение красных яблок, свечей и красного вина матери невесты в знак того, что ее дочь была невинна до первой брачной ночи. Довольно символичная традиция осталась в прошлом.


    Рождение ребенка. Примечателен тот факт, что вопреки изменению многих традиций и обычаев, беременность невесты до свадьбы в армянской семье практически невозможна. У армян нет такого понятия, как семья, созданная из-за ребенка. Армянская семья сначала создается, а потом уже в ней рождается ребенок. Армянские девушки берегут себя для мужа, они воспитываются таким образом, что об ином исходе они даже не помышляют. Современные армянки рассказывают, что они не испытывают какого-то ограничения или явного запрета, нужды в сексе до брака, ведь предложения руки и сердца многим из них делают до их совершеннолетия и остается лишь дождаться достижения определенного возраста и свадебной церемонии. Необходимо отметить, что до сих пор существуют армянские семьи, которые не регистрировали свои отношения в ЗАГСе, а просто повенчались. Беременность до венчания также исключается.

    Каждый армянин, глава семьи, мечтает о наследнике, сыне, который унаследует не только фамилию, но и многие умения отца. В настоящее время от пола ребенка ничего не зависит, это только лишний повод для гордости отца. Главной традицией армянского народа, связанной с рождением ребенка, является то, что в течение 40 дней новорожденного видят лишь члены семьи. Только на 40 день ребенка можно показать друзьям, дальним родственникам, соседям. Покупается наряд, накрывается праздничный стол, и счастливые родители демонстрируют свое чадо всем пришедшим на праздник. Разумеется, в век социальных сетей сложно выдержать данный обычай, так как каждой маме хочется продемонстрировать своего малыша всем и каждому. Но, несмотря на это, время летит настолько быстро, что эти сорок дней наступают весьма скоро.

    Гостеприимство. Ни для кого не секрет, что армянский народ славится гостеприимством и шикарными застольями по значимым поводам. Приезд кого-то из родственников, проводы в армию, назначение на новую должность – любое событие является поводом созвать всех соседей, родственников и друзей. Армяне считают, что чем искренне ты радуешься, тем большим счастьем тебя одарит Бог. Застолья сопровождаются национальными блюдами, хорошим алкоголем, зажигательными танцами и, конечно же, хорошим настроением. Стоит отметить, что у армян не существует культа алкоголя. В семьях, где присутствует старшее поколение, бабушки и дедушки, является позором перебрать с алкоголем. Вне зависимости от возраста, социального положения «развеселившегося» гостя могут попросить покинуть праздник. Естественно, такие понятия, как «пьяные драки» на армянских застольях просто исключены.

    Национальные блюда. История армянской национальной кухни насчитывает более 2000 лет. Переплетение культур, зависимость от окружающей среды – все это привнесло особенные элементы в кухню армянского народа.

    Супы и горячие блюда . Опытные хозяйки зачастую вспоминают, как мамы или бабушки учили будущих хозяек всем премудростям приготовления и терпению, так как было весьма трудно привыкнуть к тому, что на приготовление одного супа может уйти более 2 часов. Технологии приготовления сильно отличаются от привычных русскому человеку технологий приготовления щей, супов и борщей. Из-за того, что один продукт в блюде (например, мясо), может проходить несколько вариантов обработки (жарка, тушение, коптение), блюда получаются сказочными и запоминаются навсегда. Примечательно, что армянская кухня изобилует многообразием зелени и специй. Армянские блюда отличаются естественностью вкуса, в отличие от многих кавказских блюд.


    Мясо. Главное место в поваренной книге любой армянской хозяйки занимают блюда из мяса. Несмотря на небольшое количества видов мяса, каждое мясное блюдо имеет свой неповторимый вкус из-за предварительной подготовки мяса. Специальные маринады (винные, коньячные) с добавлением специй смогут донести всю гамму вкуса любого вида мяса.

    К самым популярным армянским национальным блюдам можно отнести шашлык, долму, кюфту.

    Армяне считают, что каждая хозяйка должна уметь готовить национальные сладости: кята и назук. Это многослойные пироги с разнообразными начинками. Разумеется, что речи быть не может о тесте, купленном в ближайшем супермаркете.

    Фрукты и овощи занимают также основное место в рационе любого армянина.

    Гарниры к основным блюдам составляют крупы.

    Самым главным хлебобулочным изделием является лаваш. Армяне употребляют его вместо хлеба со всеми блюдами: с мясом, супом, обмакивают в соусы. Современные хозяйки делают различные начинки и заворачивают их в лаваш.

    Знаменитые армяне мира. Армянский народ разбросан по всей планете и его представители, разумеется, добились разных высот. Армяне гордятся своими соотечественниками, а те, в свою очередь, не скрывают свое происхождение.

    Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян) – французский шансонье, актер, общественный деятель, поэт, композитор. Его родители бежали во Францию в 1922, испугавшись повторения геноцида армян 1915 года. Шарль родился во Франции и с самого детства знал, чем будет заниматься всю жизнь. Его знают во всех уголках планеты. В 2014 году, в возрасте 90 лет, дал концерт в Крокус Сити Холле. Все билеты были проданы, вне зависимости от их стоимости. Азнавуром была написана песня «Они пали» в память о жертвах геноцида. В видеоклипе, снятом на эту песню, приняли участие армянские актеры, певцы и знаменитости Армении и армянского происхождения.

    Армен Джигарханян . Актер театра и кино, продюсер, режиссер. Армен Борисович родился 3 октября 1935 года в Ереване . С малых лет, Джигаханян сопровождал свою маму на кинопремьерах, театральных постановках и выставках. Елена Васильевна, мама Армена Борисовича, прививала ему любовь к культуре и искусству. Позже, Джигарханян признается, что если бы не мама и ее ярая любовь к кино, то возможно все бы знали Джигарханяна-экономиста, но никогда не узнали бы о Джигарханяне, как об отличном актере, способном перевоплотиться и сыграть разнохарактерные и разноплановые роли. Известен по фильмам «Здравствуйте, я ваша тетя». «Собака на сене», «Место встречи изменить нельзя».

    Тигран Кеосаян. Режиссер, сценарист, продюсер. Сын знаменитого режиссера «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна, Тигран, достойно продолжил дело отца, став режиссером и сценаристом. Стоял у истоков создания видеоклипов на песни популярных российских исполнителей. Российским телезрителям Кеосаян подарил свою режиссерскую работу «Бедная Саша», где главную роль сыграл А. Збруев. Женат на актрисе Алене Хмельницкой.

    Дживан Гаспарян. Армянский музыкант, прославивший на весь мир национальный армянский инструмент-дудук. Является композитором к знаменитым фильмам «Гладиатор», «Страсти Христовы», «Код да Винчи». Несмотря на свой возраст (родился в 1928 году) до сих пор дает концерты и обучает искусству игры на дудуке.

    Вартерес Самургашев. Чемпион Летних Олимпийских игр 2000 года по греко – римской борьбе. Чемпион Европы, мира,России. Заслуженный мастер спорта. Наиболее известен жителям Ростова-на-Дону, так как проживает именно там.

    Шаварш Карапетян. Знаменитый пловец, чемпион Европы и СССР. После героического поступка на некоторое время покинул спорт из-за проблем со здоровьем.

    Подвиг, о котором сейчас мало кто знает. В 1976 году, совершая каждодневную пробежку на берегу озера в Ереване, Шаварш увидел, как троллейбус с людьми с дороги возле озера падает в воду. Шаварш принимает решение спасти как можно больше людей и в считанные секунды придумывает план: он ныряет и достает людей, а его брат и тренер, которые были с ним на пробежке, оказывают помощь дальше. Стоит отметить, что трагедия произошла в середине сентября, вода была холодной, а видимости под водой и вовсе не было. В таких условиях Шаварш спас больше 20 человек. Анализирующие всю эту ситуацию были потрясены: Шаварш спас людей при совершенно нулевом шансе. Но он это сделал. Ценой собственного здоровья. После своего поступка, Карапетян слег с тяжелейшей пневмонией и вернулся домой спустя полтора месяца.

    Сюзанна Кентикян. Женщина-боксер. Чемпионка мира в легком весе среди женщин. Из 25 проведенных боев, 25 оказались выигрышными, 16 из них-нокаутом. Имеет рост 1,50 м и вес 50 кг.

    Амаяк Акопян. Артист цирка, актер. Для многих прославился тем, что был ведущим программы «Спокойной ночи, малыши». Дети 90-х годов помнят его в разноцветных нарядах фокусника, его фокусы и неповторимые заклинания.

    Вячеслав Добрынин (Вячеслав Петросян). Знаменитый певец и композитор. Лауреат множества песенных конкурсов и премий.

    Михаил Галустян (Ншан Галустян). КВНщик, актер, продюсер. В настоящее время мало кто не знает Михаила.

    Ирина Аллегрова. Популярная певица, исполнительница таких хитов, как «Младший лейтенант», «Императрица».

    Евгений Петросян. Артист разговорного жанра, юморист.

    Стоит отметить, что большое количество армян в советское время старались поменять свои фамилии и всячески старались «откреститься» от своего происхождения. После того, как страсти вокруг армян утихли, многие всеми силами пытались вернуть себе древнейшие фамилии, но было все тщетно.

    Армянские общины или единство народа вне зависимости от местонахождения.

    Как говорилось выше, всем известно, что армяне, где бы они не находились, всегда будут рады помочь своему соотечественнику. Благодаря этой черте, в каждом уголке мира, существуют армянские общины, которые образуют армянскую диаспору. Численность армянской диаспоры насчитывает более 8 миллионов человек. Следует отметить, что только 40 % армян живут на территории Армении, остальные же раскиданы по всему миру.

    Исторически сложилось, что армяне часто подвергались гонениям, а потому большое количество армян было вынуждено оседать там, где это было безопасно. Диаспора заметно увеличилась после геноцида армян в 1915 году. Те, кто смог пережить эти страшные, кровавые события, осели по всему миру. Страх за себя, за семью, за своих детей и своих близких подтолкнул огромное количество армян покинуть родные края в поисках безопасности и спокойной жизни.


    Армянские общины обеспокоены тем, что приехав в чужие края, армяне потеряют потребность в сохранении культуры, традиций, перестанут быть носителями языка, а потому всячески способствуют тому, чтобы армянин лишь менял место жительства, но не свои привычки и свою самобытность.

    Приехав в любой уголок мира, армянин может быть уверен в том, что он сможет найти своего соотечественника или общину. Община выполняет функцию покровителя и помощника, когда приезжий плохо сориентирован в том, какая жизнь его ждет в дальнейшем на чужой земле. Разумеется, никто не помогает приехавшему материально, в основном это моральная помощь и организация досуга, празднование всеми членами общины национальных армянских праздников. Многие армяне отмечают, что благодаря единению духа в общинах, на чужбине они не утратили веру в себя и свое будущее, каким бы трудным оно не было.

    Также всем известно, что армяне стараются перевести свою семью туда, где они обустроились. Многие смеются над этой чертой, смеются до тех пор, пока не столкнутся с равнодушием собственной семьи в чрезвычайных ситуациях.

    Исторические события, изменившие жизни многих армян.

    К главным и, к сожалению, к трагическим событиям, которые навсегда и безвозвратно изменили жизни и судьбы тысяч, а может и миллионов армян, можно отнести:

    • Геноцид армян. В ушедшем, 2015 году, армяне по всему миру отмечали 100-летнюю годовщину страшного события не только в истории армянского народа, но и в мировой истории. Исследования показали, что больше 42 % населения всего мира не знают основных причин и последствий геноцида армян. Просто слышали, что «что-то случилось и армян стали убивать». Это ужасное упущение и пробел в знаниях людей. К самой основной причине произошедшего можно отнести отказ армян принимать веру турок - мусульманство. Образно говоря, армяне, принявшие в 301 году христианство и никого не принуждающие к своей вере, оказались на пути турок, которые стали сдавать свои позиции сильнейшей Османской империи. Османы для того, чтобы доказать себе и всем странам свою силу начали притеснять армян. Конечно же, все было намного глубже и конфликтнее, но факт остается фактом: турки захотели потешить свое самолюбие и развязали войну с людьми, которые им не понравились. Армян вырезали семьями, сжигали заживо в их домах, топили в реках. Свою многотысячную казнь, турки начали с убийств священников, политических деятелей и всех тех, через кого простой народ мог обратиться за помощью к миру, к России, к странам Европы. С тех пор армяне, на каком-то генном уровне, относятся враждебно к туркам, которые до сих пор не признали свою вину в данном кровопролитии. Долгом каждого армянина, стала миссия: донести до мира насколько ужасно было действие османов. Именно поэтому в 30 странах мира геноцид армян был признан. В 30 странах, в числе которых Турции так и не оказалось. В одном из интервью, Николя Саркази поблагодарил армянский народ за упорство, за то, что армяне добиваются правды: «…возможно благодаря такой сплоченности, армяне предотвратили геноциды других народов». Многие социологи отметили, что в войне 2008 года в Цхинвале, Михаил Саакашвили пытался предпринять похожую тактику против осетин.
    • Землетрясение в Спитаке . Грязный, в оборванной рубашке и ищущий свою семью среди камней и обломков, житель армянского города Спитак, сказал одному из журналистов: «Я не знаю, чем мы так разгневали Бога, что на нашу долю выпало очередное испытание». И это было истиной. Криком души и просьбой о помощи. 7 декабря 1988 года в армянском Спитаке произошло самое страшное землетрясение за всю историю Армении. В 11.41 по местному времени произошел сильнейший (почти 12 баллов по шкале Рихтера, что является максимальным значением) подземный толчок, который почувствовали даже жители Еревана, находящегося в ста километрах от Спитака. В этой трагедии погибло около 25 тысяч человек, и тысячи искалеченных, под обломками города. Армяне всего мира содрогнулись. У кого-то в Спитаке были родственники, у кого-то друзья. Аэропорты были переполнены – все пытались улететь в город, которого больше не было. Самым страшным было то, что в 1988 году была самая холодная зима и те, кто выжил после толчков, могли бы просто умереть от холода. Главный политик того времени, глава СССР Михаил Горбачев, узнав о землетрясении, незамедлительно прервал свою деловую поездку в Америку и тут же отправился в Армению. Страны, узнавшие о трагедии, высылали фуры, самолеты и поезда с гуманитарной помощью, лучших медиков и спасателей, но не учитывали главного – наряду с жилыми домами, садиками и школами, были разрушены и больницы. Ситуация выходила из-под контроля и вызывала ужас даже у самых непоколебимых. Самых «тяжелых» больных отправляли самолетами и вертолетами в ближайшие больницы, на месте трагедии круглосуточно работали спасатели, медики и просто мирные жители, которые не теряли надежду найти среди руин своих близких. Позже город был восстановлен и в настоящее время в Спитаке проживает около 40 тысяч человек.
    • Нагорный Карабах . Последним громким конфликтом, в котором была задействована Армения, стал Карабахский конфликт. Анклав, территориально находившийся между Арменией и Азербайджаном, носил название Нагорный Карабах . В Нагорном Карабахе проживали армяне, которые хотели стать либо частью Армении, либо же получить независимость. Армения и Азербайджан стали вести политические переговоры, в ходе которых так и не смогли мирно договориться, кому же должен принадлежать Карабах. Пик конфликта пришелся на ноябрь-декабрь 1988 года, и пыл воюющих на время остудило Спитакское землетрясение. Мирные жители враждовали друг с другом, каждый пытался присвоить себе «чужой» Карабах. Споры о Карабахе возобновились после перестройки и благодаря верным стратегическим действиям Сержа Саргсяна , который в то время еще не был президентом Армении, привели Армению к восстановлению справедливости и возвращению исторических земель.
    Как бы ни складывалась жизнь армянского народа, куда бы ни забросила их жизнь, армяне всегда улыбчивы, позитивны и добры к окружающим. Сатирик Евгений Петросян как-то сказал: «Армянский народ переживает все благодаря своей сплоченности, своему позитиву. Вы видели когда-нибудь хмурого армянина? Я не видел».