Настрой на работу для женщин. Как настроить себя на позитив — мысли, каждый день, для женщин

Как правило, излишняя застенчивость ребенка не доставляет им каких-либо хлопот, однако самого малыша она обрекает на одиночество и необъяснимые страхи. Часто родители о своих чадах слышат именно такие слова: «тихоня», «робкий», «малообщительный», «боится чужих», «запуганный какой-то».

К сожалению, как правило, родители не придают должного значения излишней стеснительности своего ребенка, наоборот, им кажется, что нет ничего плохого в том, что ребенок тихий и послушный. Однако психологи утверждают, что чересчур послушный малыш – это психологически «надломленный» ребенок.

Страдающий от застенчивости ребенок боится привлекать к себе лишнее внимание. Он постоянно переживает, что о нем могут плохо подумать, поэтому со стороны он может казаться образцом отличного поведения.

Однако патологическая застенчивость мешает малышу заводить знакомства, проявлять инициативу, находить друзей и приобретать необходимые социальные навыки. В результате ребенок может вырасти человеком с заниженной самооценкой, что негативно отобразится на его дальнейшей учебе, работе и личной жизни.

Стеснительному малышу необходима помощь, и чем раньше – тем лучше. Иначе, оглядываясь на прожитые годы, он будет постоянно сожалеть об упущенных возможностях.

В чем причина

Эксперты считают, что некоторые дети предрасположены к застенчивости изначально, другие развивают ее, оказываясь под влиянием определенных обстоятельств.

Причиной изначальной застенчивости может служить биологическая предрасположенность. То есть, некоторые дети гиперчувствительные от природы. Остальные малыши становятся излишне стеснительными, когда оказываются под влиянием регулярных стрессовых ситуаций.

Также бывает, что застенчивость и замыкание в себе развивается как следствие какого-то травматического события, которое, как правило, связано с публичным унижением малыша. Толчком для развития стеснительности также могут служить серьезные проблемы в семье, переход в новую школу, потеря друга или переезд на новое место жительства.

Кроме того, часто причиной стеснительности ребенка является негативное общение в семье. Если родители, либо другие близкие люди часто ругаются, неконструктивно критикуют ребенка (особенно при посторонних), стараются полностью контролировать его жизнь – это может существенно понизить самооценку малыша, что в результате приведет к его замкнутости и застенчивости.

Еще одной серьезной причиной «тихого» поведения ребенка является травля в школе или в саду. Если вашего малыша часто травмируют сверстники или учителя, защитная реакция психики – замкнутость в себе.

Как помочь застенчивому ребенку

1) В доверительной беседе расскажите малышу о собственной застенчивости, которую вы испытывали в детстве. Поведайте ему (в положительном ключе), как вы с ней справлялись, в каких ситуациях оказывались.

2) Старайтесь понять ребенка и проявляйте сочувствие к его проблемам. Это позволит малышу ощутить ваше принятие ситуации, а также поможет начать открытый диалог.

3) Поговорите со своим чадом о плюсах общения. Малышу будет легче справиться с излишней застенчивостью, если он поймет, для чего именно ему нужно ее преодолеть.

4) Ни в коем случае не навешивайте на него ярлыки. Общайтесь с ребенком, но не при каких обстоятельствах не называйте его «тихоней» или «застенчивым». Также не позволяйте и другим людям вести себя с вашим ребенком подобным образом.

5) Проиграйте ситуации, в которых боится оказаться ваш ребенок. Ролевые игрыидеальный способ помочь малышу преодолеть застенчивость.

6) Ставьте перед ним конкретные, но выполнимые цели, такие например, как задать учителю (воспитателю) вопрос, выступить перед детьми с докладом, присоединиться к игре со сверстниками.

7) Поощряйте малыша за общительность. Не стыдите его за застенчивое поведение или проявление робости.

Если же ничего из выше перечисленного не помогает и застенчивость малыша приобретает патологические формы – обратитесь к хорошему психологу!

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Себя неуверенно в присутствие посторонних людей, порой даже испытывая приступы паники. Также причиной застенчивости у может быть недостаток или вообще отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. В этом случае малыши пытаются скрыть свой страх и дискомфорт за развязным, чрезмерно активным и напористым поведением.

Основным способом, как борьбы, так и профилактики робости и застенчивости является формирование уверенности в себе. Создание благоприятной атмосферы в доме, ощущение заботы и тепла также помогут малышу не так бояться внешнего мира.

Лучшим способом для укрепления чувства уверенности в себе и своих силах – это выполнение трудных задач. Трудных, но выполнимых. Помогите своему чаду пройти все испытания и дойти до конца. Не ругайте его за совершенные ошибки, наоборот, вселите ему мысль о том, что все сделать правильно невозможно и что все ошибаются.

Никогда не ругайте его за личностные , а тем более не обсуждайте при ребенке с окружающими его проступки и оплошности, не высмеивайте его слабые стороны. Наоборот, найдите в малыше сильную строну и помогайте ему развить ее, чтобы она получила одобрительную оценку с внешней стороны.

Адекватная самооценка и чувство собственной значимости также никогда не позволят стать робким. Заниженная самооценка, чувство собственной незначительности и застенчивость тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Дети с низкой самооценкой более всего подвержены критике и очень долго ее переживают внутри себя, а ребенку должно быть комфортно наедине с самим собой.

Развитие активной жизненной позиции у детей обезопасит их всех проявлений робости и стеснительности. Бездействие порождает застенчивость. Нужно стараться изменить модель поведения у , а не его личность . Постарайтесь отгородить его от различных тревог и стрессов: одежда и прическа малыша не должны быть поводом для насмешек. Однако старайтесь избежать социальной изоляции: пусть имеет доступ к информации, чтобы он мог поддержать любую беседу.

Видео по теме

Полезный совет

Имея дело с застенчивым ребенком стоит избегать слов типа "тупой/глупый", "уродливый/страшный/страшненький", "криворукий/неумелый" и т.д.

Застенчивость как черта характера проявляется в возрасте от 4 до 7 лет. Иногда её уровень бывает настолько высок, что это негативно сказывается на последующей жизни ребенка.

Концентрируясь на физическом и умственном воспитании ребёнка, родители не думают о том, ребенку нужен также социальный рост. Дошкольное детство характеризуется особой эмоциональностью детей, которая может быть вызвана осознание ответственности за новые социальные роли.

Во-первых, застенчивость ребенка определяется его ожиданием оценки взрослого. Случайное высказывание воспитателя в детском саду, имеющее негативную окраску, может вылиться в заниженную самооценку ребёнка. Чтобы научить малыша меньше уделять внимания на категоричность взрослых, необходимо обучить его критичности мышления, а также адекватному анализу ситуации.

Во-вторых, ребёнка может постоянно преследовать ожидание неудачи. Данную ситуацию можно предотвратить с помощью многоразового проигрывания потенциально негативной ситуации. Делать это нужно в спокойной обстановке наедине с ребенком. Как вариант, проанализируйте с малышом людей, которые добиваются успеха в определённой сфере. Возможно дошкольник поставит его в пример и сможет побороть те качества, которые мешают следовать идеалу.

В-третьих, зачастую ребенок боится привлечь к себе внимание взрослого. Увидев это запомните, что в данной ситуации необходимо уделить больше времени для проработки диалогового общения. Существует множество методик для овладения данным навыком, начиная от вербальных упражнений, и заканчивая сюжетно-ролевыми играми.

В-четвертых, следует насторожиться, если ребенок не пускает никого в интимно-личностную зону. Её диаметр составляет примерно 100 сантиметров. Чтобы побороть это, займите ребёнка творческими видами деятельности. Лучше всего занять ребёнка танцами или подобными видами деятельности, в которых придётся непосредственно контактировать с людьми.

В-пятых, предоставьте ребёнку самостоятельность. Начните с простых дел, побудите его: самостоятельно застилать постель, одеваться, прибираться в комнате. Предъявите ребенку посильные для него требования. Когда малыш поймёт, что справляется со своими обязанностями, это даст ему веру в свои силы и уверенность в будущих начинаниях.