Избегание как защитная реакция и как жизненная стратегия. Поиск материнских отношений в отношениях с мужчинами

  • Прощение как стратегия нужно для расчета рисков мести в сравнении с возможной выгодой дальнейшего сотрудничества.
  • Простить не значит уйти в отрицание или притвориться, что обиды не было. На самом деле прощение подтверждает факт обиды, потому что иначе оно бы не требовалось.
  • Прощение зависит и от поведения обидчика. Если он признает свою вину, самооценке и самоуважению прощающего ничто не угрожает.
  • Желание простить может стать препятствием на пути к настоящему исцелению, а может, наоборот, позволить наконец полностью разорвать отношения с матерью.

Вопрос о прощении в ситуации, когда вас жестоко обидели или предали, – очень тяжелая тема. Особенно если речь идет о матери, основная обязанность которой – любить и заботиться. И именно в этом она вас подвела. Последствия останутся с вами на всю жизнь, будут ощущаться не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Поэт Александр Поуп написал: «Ошибаться свойственно людям; прощать – богам». Это культурное клише: способность прощать, особенно жестоко травмирующую обиду или насилие, обычно воспринимается как маркер моральной или духовной эволюции. Авторитет такой трактовки подкреплен иудейско-христианской традицией, например, она проявляется в молитве «Отче наш».

Важно видеть и узнавать такие культурные предубеждения, потому что нелюбимая дочь будет чувствовать себя обязанной простить мать. Психологическое давление могут оказывать близкие друзья, знакомые, родственники, совершенно чужие люди и даже терапевты. Кроме того, играет роль потребность казаться морально лучше собственной матери.

Но если можно согласиться с тем, что прощение – это правильно с точки зрения морали, то суть самого понятия (чем оно является и не является) вызывает много вопросов. Стирает ли прощение все нехорошее, что человек сделал, извиняет ли его? Или тут другой механизм? Кому это нужно больше: прощаемому или прощающему? Это способ освободиться от гнева? Дает ли прощение больше преимуществ, чем мстительность? Или превращает нас в слабаков и попустителей? На эти вопросы мы пытались ответить годами.

Психология прощения

На заре истории люди, скорее всего, выживали в группах, а не поодиночке или парами, поэтому теоретически прощение стало механизмом просоциального поведения. Месть не только отделяет вас от обидчика и его союзников, но и может идти вразрез с общими интересами группы. В недавней статье психолога из Университета Северной Каролины Джени Л. Бернетт и ее коллег высказывается гипотеза, что прощение как стратегия нужно для расчета рисков мести в сравнении с возможной выгодой дальнейшего сотрудничества.

Примерно так: более молодой парень захватил твою подругу, но ты понимаешь, что он один из самых сильных людей в племени и его сила очень понадобится в период паводка. Что ты будешь делать? Отомстишь, чтобы другим неповадно было, или учтешь возможность будущей совместной работы и простишь его? Серия экспериментов среди студентов колледжей показала, что на учет рисков в отношениях оказывает большое влияние идея прощения.

Прощение включает в себя: эмпатию к обидчику, определенный кредит доверия к нему же и способность не возвращаться снова и снова к тому, что обидчик сделал

Другие исследования показывают, что некоторые черты характера делают людей более склонными к прощению. Или, точнее, более склонными верить, что прощение – полезная и целесообразная стратегия в ситуациях, когда с ними обошлись несправедливо. Эволюционный психолог Майкл Маккалоу в своей статье пишет, что люди, которые умеют получать выгоду от отношений, прощают чаще. То же касается эмоционально стабильных людей, религиозных, глубоко верующих.

Прощение включает в себя несколько психологических процессов: эмпатия к обидчику, определенный кредит доверия к нему же и способность не возвращаться снова и снова к тому, что обидчик сделал. В статье не упоминается привязанность, но можно заметить, что когда мы говорим о тревожной привязанности (она проявляется, если в детстве у человека не было необходимой эмоциональной поддержки), жертва вряд ли сможет одолеть все эти шаги.

Метааналитический подход предполагает, что между самоконтролем и способностью прощать есть связь. Желание отомстить более «примитивно», а конструктивный подход –это знак более сильного самоконтроля. (Откровенно говоря, звучит как очередное культурное предубеждение.)

Поцелуй дикобраза и другие инсайты

Фрэнк Финчем, эксперт по прощению, предлагает изображение двух целующихся дикобразов как эмблему парадоксов человеческих взаимоотношений. Представьте: морозной ночью эти двое жмутся друг к другу, чтобы сохранить тепло, наслаждаются близостью. И вдруг колючка одного впивается в кожу другого. Ой! Люди – социальные создания, поэтому мы становимся уязвимыми к «ой»-моментам во время поиска близости. Финчем аккуратно разбирает, чем является и не является прощение, и этот разбор стоит взять на заметку.

Нужно справиться с негативными эмоциями (последствиями действий обидчика) и заменить побуждение дать сдачи доброжелательностью. Это требует большой эмоциональной и когнитивной работы

Простить – не значит уйти в отрицание или притвориться, что обиды не было. На самом деле прощение подтверждает факт обиды, потому что иначе оно бы не требовалось. Кроме того, нанесение обиды подтверждается как сознательный акт: бессознательные действия опять же не требуют прощения. Например, когда ветка соседского дерева разбивает лобовое стекло вашей машины, вам никого не нужно прощать. Но когда ваш сосед берет ветку и от злости разбивает стекло, все иначе.

По мнению Финчема, прощение не подразумевает примирение или воссоединение. Хотя чтобы помириться, надо простить, вы можете простить кого-то и все еще не желать иметь с ним ничего общего. Наконец, что особенно важно, прощение – это не единичное действие, это процесс. Нужно справиться с негативными эмоциями (последствиями действий обидчика) и заменить побуждение дать сдачи доброжелательностью. Это требует большой эмоциональной и когнитивной работы, так что утверждение «Я пытаюсь тебя простить» абсолютно правдиво и имеет большое значение.

Всегда ли прощение работает?

Из собственного опыта или из анекдотов вы уже знаете ответ на вопрос, всегда ли работает прощение: коротко говоря – нет, не всегда. Взглянем на исследование, где анализируются негативные аспекты этого процесса. Статью, озаглавленную «Эффект дверного коврика», можно назвать поучительной сказкой для дочерей, которые рассчитывают простить своих матерей и продолжить с ними отношения.

Большая часть исследований концентрируется на плюсах прощения, так что работа социальных психологов Лоры Лучиc, Эли Финкель и их коллег выглядит этакой белой вороной. Они обнаружили, что прощение приносит плоды только при наличии определенных условий – а именно, когда обидчик раскаялся и попытался изменить свое поведение.

Если это произошло, самооценке и самоуважению прощающего ничто не угрожает. Но если обидчик продолжит вести себя как обычно или еще хуже – воспримет прощение как новый предлог для злоупотребления доверием, это, конечно, подточит самооценку человека, который почувствует себя обманутым и использованным. Несмотря на то что в основной части исследования прощение рекомендуется почти как панацея, там есть и такой абзац: «Реакции жертв и обидчиков оказывают большое влияние на ситуацию после злоупотребления».

Если ваша мать не признала ошибки и не пообещала работать с вами, чтобы измениться, – возможно, для нее ваше прощение всего лишь способ снова считать вас удобным дверным ковриком

Самоуважение и самооценка жертвы определяются не только решением простить обидчика или нет, но и тем, будут ли действия обидчика сигнализировать о безопасности для жертвы, ее значимости.

Если ваша мать не выложила карты на стол, открыто признав, как она с вами обращалась, и не пообещала работать с вами, чтобы измениться, – возможно, для нее ваше прощение всего лишь способ снова считать вас удобным дверным ковриком.

Танец отрицания

Врачи и исследователи соглашаются, что прощение обидчиков – основа способности строить близкие отношения, особенно брачные. Но с некоторыми оговорками. Отношения должны быть равными, без дисбаланса сил, когда оба партнера одинаково заинтересованы в этой связи и вкладывают в нее равные усилия. Отношения между матерью и нелюбимым ребенком по определению не равны, даже когда ребенок вырастает. Ему все еще нужны материнская любовь и поддержка, которых он не получил.

Желание простить может стать препятствием на пути к настоящему исцелению – дочь начнет недооценивать собственные страдания и заниматься самообманом

Желание простить может стать препятствием на пути к настоящему исцелению – дочь начнет недооценивать собственные страдания и заниматься самообманом. Это можно назвать «танцем отрицания»: действия и слова матери логически объясняются и укладываются в некий вариант нормы. «Она не понимает, что делает мне больно»; «Ее собственное детство было несчастливым, и она просто не знает, что может быть иначе»; «Возможно, она права и я действительно принимаю все слишком близко к сердцу».

Способность прощать воспринимается как знак морального превосходства, который выделяет нас из целого сонма злопамятных обиженных. Поэтому дочери может казаться, что, если она достигнет этой отметки, она наконец получит самое желанное на свете: любовь матери.

Возможно, нужно говорить не о том, простите ли вы свою мать, а о том, когда и по какой причине вы это сделаете.

Прощение после разрыва

«Прощение приходит вместе с исцелением, а исцеление начинается с честности и любви к себе. Под прощением я подразумеваю не «Все нормально, я понимаю, ты просто сделала ошибку, ты это не со зла». Такие «обычные» прощения мы раздаем каждый день, потому что люди не идеальны и имеют свойство ошибаться. Но я говорю о другом прощении. Вот таком: «Я действительно понимаю, что ты сделала, это было ужасно и неприемлемо, это оставило во мне шрам на всю жизнь. Но я двигаюсь вперед, шрам затягивается, и я больше не держусь за тебя». К такому прощению я стремлюсь, исцеляясь от травмы. Однако прощение не главная цель. Главная цель – исцеление. Прощение – это результат исцеления».

Многие нелюбимые дочери считают прощение последним шагом на пути к освобождению. Кажется, они больше концентрируются не на том, чтобы простить матерей, а на том, чтобы разорвать с ними связь. Эмоционально вы все еще вовлечены в отношения, если продолжаете чувствовать гнев: переживать, как жестоко обошлась с вами мать, как это несправедливо, что она вообще оказалась именно вашей матерью. В таком случае прощение становится полным и бесповоротным разрывом связи.

Решение простить мать – сложное, оно в основном зависит от вашей мотивации и намерений

Но одна из дочерей все-таки описала разницу между прощением и разрывом связи:

«Я не буду подставлять другую щеку и протягивать оливковую ветвь (больше никогда). Самое близкое к прощению для меня – освободиться от этой истории в каком-то буддистском смысле. Постоянное пережевывание этой темы отравляет мозг, и когда я ловлю себя на таких мыслях, я стараюсь сосредоточиться на настоящем моменте. Концентрируюсь на дыхании. Снова, и снова, и снова. Столько раз, сколько понадобится. Депрессия – думать о прошлом, тревога в мыслях о будущем. Решение – осознавать, что живешь сегодняшним днем. Сострадание тоже прекращает весь отравляющий процесс, поэтому я размышляю о том, что же сделало мою мать такой. Но это все ради моего собственного мозга. Прощение? Нет».

Решение простить мать – сложное, оно в основном зависит от вашей мотивации и намерений.

Меня часто спрашивают, простила ли я свою собственную мать. Нет, не простила. Для меня умышленная жестокость к детям непростительна, а в этом она явно виновна. Но если одна из составляющих прощения – способность освободиться, то это совсем другое дело. По правде говоря, я никогда не думаю о своей матери, если не пишу о ней. В каком-то смысле это самое настоящее освобождение.

Об эксперте

, американский публицист. Автор 11 книг об отношениях в семье. Одна из них, «Искусство отступать», написанная в соавторстве с Аланом Бернстайном, переведена на русский язык (Попурри, 2014). Сейчас работает над двумя книгами на темы психологии.

Умение отпустить прошлое, устанавливать и поддерживать личные границы - три важнейших жизненных навыка, с которыми часто испытывают проблемы те, кто вырос в семьях, где их не любили. В результате у них выработался тревожный тип привязанности. Нередко они выстраивают «Великую Китайскую стену», позволяющую избегать любых конфликтов, предпочитая ничего не менять, лишь бы не браться за решение проблемы. Или боятся установить разумные границы из-за страха оказаться брошенным и в результате мертвой хваткой держатся за обязательства и отношения, от которых пора отказаться.

Итак, что же это за привычки?

1. Попытки угодить другим

Пугливые дети часто вырастают у тревожных взрослых, пытающихся сохранять мир и спокойствие любой ценой. Они стараются всем угодить, не высказывать недовольства, поскольку им кажется, что любые попытки заявить о своих интересах приведут к конфликту или разрыву. Когда что-то не так, они винят себя, поэтому делают вид, что ничего не произошло. Но это проигрышная стратегия, она мешает двигаться вперед и легко делает вас жертвой манипуляторов.

Попытки все время угождать тому, кто вас обижает, тоже заканчиваются плохо - вы лишь делаете себя более уязвимым. В личных взаимоотношениях действуют схожие принципы. Чтобы разрешить конфликт, нужно открыто его обсуждать, а не махать белым флагом, надеясь, что все как-нибудь само устроится.

2. Готовность терпеть оскорбления

Дети, выросшие в семьях, где постоянные оскорбления были нормой, не то чтобы сознательно терпят оскорбительные высказывания, нередко они их просто не замечают. Они теряют чувствительность к подобному обращению, особенно если еще не осознают, как детский опыт сформировал их личность.

Чтобы отличить оскорбления от конструктивной критики, обратите внимание на мотивацию говорящего

Любая критика, направленная на личность человека («Ты всегда...» или «Ты никогда...»), уничижительные или презрительные эпитеты (глупый, урод, лентяй, тормоз, неряха), высказывания, направленные на то, чтобы ранить, - оскорбление. Молчаливое игнорирование - отказ отвечать, словно вас не услышали, или презрительная или насмешливая реакция на ваши слова, - другая форма оскорбления.

Чтобы отличить оскорбления от конструктивной критики, обратите внимание на мотивацию говорящего: он хочет помочь или сделать больно? Большое значение имеет и тон, которым произносятся эти слова. Помните, люди, которые оскорбляют, нередко говорят, что всего лишь хотят высказать конструктивную критику. Но если после их замечаний вы чувствуете себя опустошенным или подавленным, значит, их цель была иной. И вам следует сказать о своих ощущениях начистоту.

3. Попытки изменить других

Если вам кажется, что друг или ваш партнер должен измениться, чтобы ваши отношения стали идеальными, подумайте: возможно, этот человек всем доволен и не хочет ничего менять? Вы не можете никого переделать. Менять мы можем только себя. А если партнер вам не подходит, будьте честны с собой и признайте, что у этих отношений вряд ли есть будущее.

4. Сожаления о потраченном времени

Мы все испытываем страх потери, однако некоторые особенно подвержены тревогам такого рода. Каждый раз, задумываясь, не стоит ли завершить отношения, мы вспоминаем, сколько денег, переживаний, времени и энергии мы вложили. К примеру: «Мы женаты уже 10 лет, и если я уйду, получится, что 10 лет потрачены впустую».

То же самое касается романтических или дружеских отношений, работы. Конечно, ваши «вложения» не удастся вернуть, но подобные мысли мешают решиться на важные и нужные перемены.

5. Излишнее доверие к чужой (и своей) избыточной критике

То, что мы слышим о себе в детстве (похвала или бесконечная критика), становится фундаментом наших глубинных представлений о себе. Ребенок, получавший достаточно любви, ценит себя и не терпит попыток принизить его или оскорбить.

Старайтесь замечать любую избыточную критику, чужую или собственную

Неуверенный же в себе ребенок с тревожным типом привязанности, которому часто доводилось выслушивать уничижительные комментарии о своих способностях, «впитывает» эти представления о себе, становится самокритичным. Причиной всех жизненных неудач такой человек считает собственные недостатки: «Меня не взяли на работу, потому что я неудачник», «Меня не пригласили, потому что я зануда», «Отношения распались, потому что меня не за что любить».

Старайтесь замечать любую избыточную критику, чужую или собственную. И не нужно безоговорочно ей верить. Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах, спорьте с «внутренним голосом», который вас критикует, - он не что иное, как отголосок тех замечаний, которые вы «впитали» в детстве. Не позволяйте людям, с которыми общаетесь, делать вас объектом насмешек.

Помните, что, осознав свои скрытые автоматические шаблоны поведения, вы сделаете первый шаг к важным изменениям.

Об авторе

Каждый раз, когда я оказываюсь в тупике и понимаю, что ничего не изменится, в голове сразу всплывают возможные причины, по которым мне не стоит от него уходить. Моих подруг это выводит из себя, потому что я только и говорю, как я несчастна, но в то же время мне не хватает смелости уйти. Я замужем 8 лет, в последние 3 года брак превратился в сплошную муку. В чем же дело?»

Этот разговор меня заинтересовал. Я задумалась, почему людям трудно уйти, даже когда они совершенно несчастны. В итоге я написала книгу на эту тему. Причина не только в том, что в нашей культуре считается важным терпеть, продолжать бороться и не сдаваться. Люди биологически запрограммированы не уходить раньше времени.

Дело в установках, оставшихся в наследство от предков. Выжить в составе племени было гораздо легче, поэтому древние люди, боясь непоправимых ошибок, не решались на самостоятельную жизнь.

Неосознанные механизмы мышления продолжают работать и влиять на решения, которые мы принимаем. Именно они заводят нас в тупик. Как из него выбраться? Первым дело необходимо разобраться, какие подсознательные процессы парализуют способность к действию.

МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬ СВОИ «ВЛОЖЕНИЯ»

Научное название этого явления – ошибка безвозвратных затрат. Разум боится потерять время, силы, деньги, которые мы уже потратили. Такая позиция кажется взвешенной, разумной и ответственной – разве не должен взрослый человек серьезно относиться к своим вложениям?

На самом деле это не так. Все, что вы потратили, уже ушло, и назад вы «вложения» не вернете. Эта ошибка мышления не дает вам сдвинуться с места – «Я уже потратил(а) на этот брак десять лет жизни, если я сейчас уйду, все это время пропадет впустую!» – и не дает вам задуматься о том, чего мы сможем добиться через год, два или пять, если все-таки решимся уйти.

МЫ ОБМАНЫВАЕМ СЕБЯ, ВИДЯ ТЕНДЕНЦИИ К УЛУЧШЕНИЮ ТАМ, ГДЕ ИХ НЕТ

За это можно «поблагодарить» две особенности мозга – тенденцию рассматривать «почти выигрыш» как настоящий выигрыш и подверженность прерывистому подкреплению. Эти свойства – результат эволюции.

«Почти выигрыш», как показывают исследования, способствует развитию зависимости от казино и азартных игр. Если на игровом автомате выпало 3 одинаковых символа из 4, это никак не повышает вероятность того, что в следующий раз одинаковыми окажутся все 4, но мозг уверен, что еще чуть-чуть и джек-пот будет наш. Мозг реагирует на «почти выигрыш» точно так же, как на настоящий выигрыш.

Вдобавок к этому мозг восприимчив к так называемому прерывистому подкреплению. В одном из экспериментов американский психолог Беррес Скиннер посадил трех голодных крыс в клетки с рычагами. В первой клетке каждое нажатие на рычаг давало крысе пищу. Как только крыса это поняла, она занялась другими делами и забыла о рычаге, пока не проголодалась.

Если действия дают результат лишь иногда, это пробуждает особое упорство и придает неоправданный оптимизм

Во второй клетке нажатие на рычаг ничего не давало, и когда крыса это усвоила, сразу забыла о рычаге. А вот в третьей клетке крыса, нажимая на рычаг, иногда получала пищу, а иногда – нет. Это называется прерывистым подкреплением. В результате животное буквально помешалось, нажимая на рычаг.

Прерывистое подкрепление так же действует и на человеческий мозг. Если действия дают результат лишь иногда, это пробуждает особое упорство и придает неоправданный оптимизм. Весьма вероятно, что мозг возьмет отдельный случай, преувеличит его значимость и убедит нас, что это – часть общей тенденции.

Например, супруг один раз поступил так, как вы просили, и тут же сомнения улетучиваются и мозг буквально кричит: «Все будет хорошо! Он исправился». Потом партнер берется за старое, и мы снова думаем, что счастливой семьи не будет, затем ни с того ни с сего он вдруг становится любящим и заботливым, и мы снова думаем: «Да! Все получится! Любовь побеждает все!»

МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬ СТАРОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ НОВОЕ

Мы все так устроены. Психолог Даниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике, доказав, что люди принимают рискованные решения, руководствуясь в первую очередь стремлением избежать потерь. Может, вы считаете себя отчаянным сорвиголовой, но научные данные говорят о другом.

Оценивая возможную выгоду, мы готовы почти на все, чтобы избежать гарантированных потерь. Установка «не потерять то, что имеешь» превалирует, поскольку глубоко внутри все мы очень консервативны. И даже когда мы глубоко несчастны, наверняка есть что-то, что мы очень не хотим потерять, особенно если не представляем, что нас ждет в будущем.

И что же в итоге? Думая о том, что можем потерять, мы словно надеваем себе на ноги кандалы с 50-килограммовыми гирями. Иногда мы сами становимся препятствием, которое нужно преодолеть, чтобы что-то изменить в жизни.

в своем фейсбуке поделилась переводом статьи, которую написала Пег Стрип. Пег является автором книги «Daughter Detox - recovering From Unloving Mother And Reclaiming Your Life» («Детокс для дочери: излечение от нелюбящей матери и восстановление своей жизни»):

Я уже писала о вербальном насилии: в рамках нашей культуры мы склонны преуменьшать влияние ранящих слов матерей (и отцов). Поскольку в нашей культуре мать считается «нормальной», если не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова, пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?

Что же за уроки о мире и о том, как он устроен, преподает нелюбящая мать? Для начала давайте вспомним, сколько подростков покончили жизнь самоубийством, прежде чем общество обратило серьезное внимание на подростковую травлю, которая долгое время считалась неприятным, но «нормальным» явлением, мол, все дети через это проходят.

Мифология вокруг материнства - мифы о том, что материнская любовь инстинктивна, что все матери любят своих детей, что материнская любовь всегда безусловна - не дают нам свободно и открыто говорить о том, как много детей остаются с неудовлетворенными эмоциональными потребностями в детстве и сколько ран получают.

Мы игнорируем эмоциональный урон, нанесенный ребенку унизительными словами, словами, которые заставляют его чувствовать себя неадекватным, нелюбимым, ничего не значащим - хотя уже даже наука доказала, что раны от слов не только такие же травмирующие, как физические раны, но и след от них тянется гораздо дальше. Вербальная агрессия в прямом смысле меняет структуру развивающегося мозга.

Родители управляют маленьким миром, в котором дочь растет от младенчества до детства; условия этого мира созданы родителями, именно они решают с кем, как, когда и сколько будет общаться ребенок. Дочь не только полагается на любовь и поддержку своей матери, в этом маленьком мире она впитывает «истины» о том, как устроены отношения в мире большом.

Я составила список этих так называемых истин (какие-то из них я помню из своего детства) и вред, который они причиняют психике дочери.

1. Любовь надо заслужить

Дочери нелюбящих матерей описывали стратегии, которые использовали, чтобы буквально вырвать себе любовь - приносить домой хорошие оценки, заниматься дополнительными делами по дому, стараться никак не огорчать мать - но этого всегда было мало. Из этого они выучили горький урок, что же такое любовь и как ее получить: ее можно приобрести с помощью некой магической формулы, которую им никак не удается узнать, любовь никогда не дается просто так и что у них чего-то все время недостает, они недостаточно хороши, чтобы эту любовь оправдать.

Нечто подобное испытывают и дети, выросшие с братьями или сестрами, которым больше доставалось материнского внимания. Обычно такие дети во взрослом возрасте не доверяют тем, кто любит их просто так, без каких-либо условий; и вместо того чтобы наполнять их жизнь радостью, безусловная любовь наполняет их тревогой, и они постоянно живут в ожидании подвоха.

2. Существуют плохие дети (и ты одна из них)

Все дети совершают ошибки - теряют и ломают вещи, не слушаются правил, что-то делают не так, но нелюбящие матери винят во всем не поведение ребенка, а его суть. Ваза была разбита не потому что на улице было влажно и она выскользнула из рук дочери, а потому что она тупая, неуклюжая и безответственная. Её новый красный свитер исчез с полки шкафа, и это доказательство её неблагодарности, неряшливости и того, что она не заслуживает всех этих красивых вещей. Каждый промах становится личной ошибкой и воспринимается как следствие бесполезности дочери. Эти слова автоматически усваиваются и становятся внутренним критиком дочери, подсознательным хором, который постоянно твердит ей, что она ничего не достойна и не заслуживает счастья.

3. За детьми нужно смотреть, а не слушать их

Это утверждение не только подчеркивает власть матери, но и транслирует идею о том, что чувства и мысли дочери не стоят того, чтобы воспринимать их серьезно. Это послание часто выражается через «мне не интересно, что ты по этому поводу думаешь» или «то, что ты чувствуешь, - это неправильно». Такие слова очень быстро заставляют дочь не доверять себе и своему восприятию происходящего. Многие дочери - и я считаю, что я одна из них - знают, что что-то не так, и они беспокоятся, что сходят с ума. Становятся уверенными: то, что они слышат и чувствуют, не существует в реальности. Этот тип внутреннего конфликта рождается из противоположного тому, что делает любящая мать, стараясь признавать чувства своего ребенка, - и он очень деструктивный. Он автоматически усваивается дочерью и его очень трудно поменять.

4. Большие девочки не плачут

Стыд - худшее оружие нелюбящих матерей, и, увы, именно его они предпочитают использовать легко и часто. Унижения ребенка этим способом - заставляя его стыдиться своих чувств и уязвимости - особый вид насилия, и дочь может в ответ на это обрывать связь со своими чувствами, чтобы убедить себя, что она не только большая девочка, но и хорошая. Дочери, у которых нарушены отношения с едой или присутствует другое саморазрушающее поведение, например, нанесение себе порезов, часто говорят, что в детстве им приходилось прятать свои чувства «под землей», чтобы избежать унижений со стороны матери или братьев и сестер.

Идея о том, что некоторые матери могут быть тиранами, противоречит всем мифам о материнстве и материнской любви, но это не означает, что такого не может быть.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Бернстайн Алан Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться. Авторы утверждают, что умение вовремя отказаться от… - Попурри, (формат: 70x108/32, 256 стр.) Популярная психология 2017
    355 бумажная книга
    Стрип, Пег, Бернстайн, Алан - Попурри, (формат: 198.00mm x 136.00mm x 14.00mm, 288 стр.) 2017
    384 бумажная книга
    Пег Стрип, Алан Бернстайн Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться. Авторы утверждают, что умение вовремя отказаться от… - Попурри, (формат: 198.00mm x 136.00mm x 14.00mm, 288 стр.) 2014
    255 бумажная книга
    Пег Стрип, Алан Бернстайн Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться - (формат: 60x84/16 (145х200 мм), 288стр. стр.) 2014
    187 бумажная книга
    Бернстайн Алан Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться. Авторы утверждают, что умение вовремя отказаться от… - ПОПУРРИ, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) 2014
    445 бумажная книга
    Пег Стрип, Алан Бернстайн Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться. Авторы утверждают, что умение вовремя отказаться от… - ПОПУРРИ, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Отдельные издания 2014
    157 бумажная книга
    Пег Стрип Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдавать - Попурри, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) 2014
    209 бумажная книга
    Пег Стрип, Алан Бернстайн Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться - (формат: 145х200 мм, 288 стр.) 2017
    242 бумажная книга
    Стрип П., Бернстайн А. Искусство отступать. Как оно помогает тебе в жизни, любви и работе Идея, которая лежит в основе книги, бросает вызов общепринятым стереотипам, заставляющим нас бороться до победной черты и никогда не сдаваться. Авторы утверждают, что умение вовремя отказаться от… - Попурри, ООО, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) 2017
    330 бумажная книга
    Государственная Третьяковская галерея. Путеводитель. Искусство второй половины XIX века Искусство второй половины XIX века, о котором пойдет речь в настоящем выпуске путеводителя, составляет одно из существеннейших звеньев истории русского искусства. Путеводитель построен таким образом… - Искусство, (формат: 70x108/32, 328 стр.) 1959
    735 бумажная книга
    Т. М. Коваленская Государственная Третьяковская Галерея. Путеводитель. Русское искусство второй половины XIX века Искусство второй половины XIX века, о котором пойдет речь в настоящем выпуске путеводителя, составляет одно из существеннейших звеньев истории русского искусства. Путеводитель построен таким образом… - Художник РСФСР, (формат: 70x108/32, 256 стр.) 1980
    90 бумажная книга
    Никколо Макиавелли Государь. Искусство войны «Цель оправдывает средства», – еще не зная, кто автор этих слов, по какому поводу они были сказаны и что они значат, едва ли не с детства мы запоминаем: так быть не должно, это безнравственно и… - Эксмо, (формат: 198.00mm x 136.00mm x 14.00mm, 288 стр.) Великие правители электронная книга
    249 электронная книга
    Никколо Макиавелли Государь. Искусство войны «Цель оправдывает средства», – еще не зная, кто автор этих слов, по какому поводу они были сказаны и что они значат, едва ли не с детства мы запоминаем: так быть не должно, это безнравственно и… - Эксмо, (формат: 70x108/32, 328 стр.) Великие правители 2014
    бумажная книга

    См. также в других словарях:

      История искусства в России точно так же, как и история русской культуры вообще, распадается на два неравных, резко разграниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий… …

      Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      РУНЫ, руническая письменность, рунические надписи (от др. исл. runa тайна), знаки германского алфавитного письма. Появились у германских народов в первые века нашей эры. В «Германии» Тацита (см. ТАЦИТ) (1 в.) содержится рассказ о том, что жрецы… … Энциклопедический словарь

      Князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… …

      Персия - (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

      - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

      Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

      Генерал фельдмаршал, род. 30 го июля 1702 г., ум. 6 го августа 1758 г. Происходил из старинного рода дворян Апраксиных, родоначальник коих, Матвей Андреевич Опраксин поступил на службу к великому князю Иоанну III Васильевичу в ХV столетии.… … Большая биографическая энциклопедия

      Генерал фельдмаршал и военный министр; род. в 1761 г., ум.14 мая 1818 г. Он происходил из древнего шотландского рода Barclay of Tolly, многие из представителей которого приобрели себе известность в истории как ученые и поэты. Один из Барклаев был … Большая биографическая энциклопедия

      - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия