Основные элементы социально территориальных общностей. Социальные общности и группы

К. Поппер относил к поселенческим общностям и городские, и сельские общности. Социальные проблемы этих общностей разнообразны. Между людьми, проживающими в разных типах населенных пунктов (прежде всего в городе или селе) существуют весьма значительные соц. различия с точки зрения возможностей профессиональной деятельности, комфортности жизни, престижности. Поскольку в разных поселениях проживают из поколения в поколение длительное время, то постепенно складывается общность живущих там людей, у которых в тесной связи с природно-климатическими, экономическими и социальными условиями складываются общие традиции, ценности, формируется специфика языка и культуры. Формируется поселенческая общность, объединяющая людей этими общими качествами. Важнейшими системообразующими признаками общности являются устойчивые связи экономические, социальные, политические, духовные, и др.

Именно эти связи и отношения выделяют эту пространственную организацию людей и отличают ее от других. Отношения и связи между людьми в различных сферах (экономической, политической и социальной) существенно отличаются, например, в городе и селе, в столичном большом городе и маленьком провинциальном городке, т.е. территориальная общность обуславливается формой расселения людей. В социологии такие формы расселения, как город, село выступают сложными территориальными образованьями, объединяющими природный, материально-вещественный комплекс и территориальную общность людей.

В современных условиях город и село существуют как исторически сложившиеся территориальные общности людей, воплотившие огромные качественные изменения. Город - исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства. В городе сосредоточено население, которое занято не в сельском хозяйстве, а на производстве и в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, наука, банковская сфера и т.д.). По мере развития производства население городов становится более разнообразным, увеличивается численность и плотность населения на довольно ограниченной территории. Городская общность рассматривается как сложная структура различных социальных слоев. Пространственная организация города чаще всего представляется в виде концентрированных зон, каждая из которых принадлежит особой социальной общности, слою. В современных условиях пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации, т.е. отделения части населения, а также различных общественных слоев и этнических групп в городах (яркие примеры - район Гарлем, место жительство негритянского населения Нью-Йорка или центр Москвы - престижное место жительства высокопоставленных чиновников, бизнесменов). Американский социолог Вирт считал, что численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в особой городской культуре, которая характеризуется:

  • - преобладанием анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении;
  • - снижением значимости территориальной общности;
  • - затуханием соседских связей;
  • - уменьшением роли семей;
  • - повышением социальной мобильности.

Село (деревня) - исторически конкретная социально-пространственная сфера существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда, то есть отделения ремесла от сельскохозяйственного производства. Село - место сосредоточения населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным трудом, существенно отличается от города. Для села характерны преимущественно малая плотность населения, небольшое число жителей в каждом населенном пункте. Для села характерно подчинение характера и цикла труда циклам природы. Селу свойственны малое разнообразие трудовой деятельности и досуга, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и быта, большая слитность труда и быта, напряженность и трудоемкость работы в домашних условиях, в подсобном хозяйстве. В селе крепки семейные связи, преобладают гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо, все люди подконтрольны сельской социальной общине. В жизни сельских жителей велика роль традиций, обычаев, местных авторитетов. Ритм менее напряжен, чем в городе, человек испытывает меньшую психологическую нагрузку.

Социология города - раздел социологии, исследующий генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования города как целостной системы. В качестве предмета социологии выступает город как поселенческая общность. Социология города разрабатывает проблемы:

  • - определение места города в обществе и системе расселения,
  • - основные причины появления и факторы, влияющие на развитие города,
  • - определение основных подсистем города и установление их взаимосвязей,
  • - социальная структура населения,
  • - особенности городского образа жизни,
  • - особенности городской культуры,
  • - характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города в целом,
  • - связи с окружающей средой,
  • - социальная природа урбанизации,
  • - социальная и культурная роль крупных городов.

Социология рассматривает город как компонент социального организма всего общества, составляющую часть конкретно-исторического общества, элемент его структуры.

Социология города, в рамках которой тоже есть несколько разделов, анализирующих характер города, определяющих его тип и то, как этот город влияет на положение и жизнь людей в них. Города бывают малые (до 100 тыс.), средние (до 500 тыс.), и крупные. Существует отдельная статистика городов-миллионеров и городов-гигантов (Москва, Нью-Йорк, Токио). Чем больше город, тем более широкий выбор возможностей работы, отдыха, жилья он предоставляет. С другой стороны, крупные города усиливают темп жизни в них, напряженней. Транспортные проблемы становятся все актуальней, повышается уровень анонимности проживания. Города также делятся на столичные и периферийные. У каждого типа свои особенности. Столичные - более ориентированы на мировые образцы культуры, жилья, коммуникаций, общения. Периферийные - более консервативны, бедны.

В современном обществе преобладает миграция из села в город. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Исследование поселенческих общностей пришло к выводу о том, что по мере развития общественного прогресса постоянно происходит повышение роли городов, нарастает процесс урбанизации. Урбанизация - процесс повышения роли города в развитии общества. Главное содержание урбанизации состоит в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образа жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение.

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем .

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город . Употребим термин «город» в самом широком смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурною статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность . Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.



Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя - члена городского либо сельского сообщества.

Например , свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то своё, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Социально-территориальные общности

Характер и общественное разделение труда теснейшим образом связаны с местом жизнедеятельности. Компактно проживающие группы людей образуют социально-территориальные общности.

В социологии социально-территориальные общности определяются как социальные группы, обладающие единством отношения к определённой хозяйственно освоенной территории. Признаками таких общностей являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические и экологические связи, которые позволяют выделить их в качестве самостоятельных социальных субъектов пространственной организации жизнедеятельности. Выявляя социальную сущность различных типов поселения, социологи раскрывают общественную обусловленность возникновения расселения людей, определяют его функции и их изменение при переходе от одной социальной системы к другой, выясняют влияние расселения на производственную деятельность людей, на окружающую среду.

Два типа поселения находятся в центре внимания социологов: город и деревня, различающиеся степенью концентрации производства, населения, а, следовательно, различием в доступе к социальным благам и институтам, возможностями развития личности.

Поселение является формой включения индивида в общественную жизнь, средой его социализации. Неоднородность социальных условий жизни ведёт к значительному социальному неравенству. Возможности социализации в деревне ограничены таким экономическим фактором, как рентабельность сферы услуг и индустрии. Здесь нет смысла строить академический театр оперы и балета, и даже парикмахер не в каждой деревне сможет прокормить себя. Среднестатистическая численность жителей одной деревни в России не превышает ста человек. Школу приходится создавать не в каждой деревне, а одну на три-четыре. Качество образования в сельской школе ниже, чем в городской.

Сравнивая городской и сельский образ жизни, социологи фиксируют такие важные социальные различия и неравенства:

Ø В городах население занято преимущественно индустриальным и умственным трудом с преобладанием в социальной структуре рабочих, интеллигенции, служащих, предпринимателей, в то время как в структуре деревни доминируют крестьяне, немногочисленная интеллигенция и большое количество пенсионеров;

Ø В сёлах преобладает частный жилой фонд низкоэтажной застройки и значительна роль личного подсобного хозяйства, а в городах доминирует государственный многоэтажный жилой фонд и значительное расстояние между местом труда и жилья. Средний житель Москвы тратит около двух часов в день на перемещение от дома к месту работы и обратно;

Ø Город обладает высокой плотностью населения и высокой формализованностью, анонимностью социальных контактов, в деревне общение носит, как правило, личный характер;

Ø Город отличается значительно большим расслоением, высоким децильным коэффициентом (разницей текущих доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных). Российская деревня в плане доходов более однородна. В 2000 году доходы работников сельского хозяйства

составляли 37% к уровню доходов наёмных работников в городах;

Ø Городской тип поселения создаёт сложную ролевую структуру, приводящую к ослаблению группового контроля, девиантному поведению, преступности. По данным статистики, в деревнях совершается в три раза меньше преступлений на единицу населения, чем в городах;

Ø Продолжительность жизни в российских сёлах ниже, чем в городах, и этот разрыв продолжает увеличиваться. В половозрастной структуре деревни явно доминируют женщины.

Существуют и другие различия. Тем не менее, исторически неизбежным путём развития цивилизации, социально-территориальной структуры населения является урбанизация.

Урбанизация - это процесс повышения удельного веса и роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной структуре общества, культуре и образе жизни населения.

Деревня постепенно теряет жителей, а города имеют тенденцию к укрупнению. Города-миллионеры превращаются в мегаполисы, становящиеся одним из проявлений общепланетарного кризиса. Человек - элемент биосферы и может развиваться только в развивающейся биосфере. Между тем города всё больше удаляют человека от природы, выбрасывают огромное количество газов, стоков промышленных и коммунальных отходов и т.п. Прекращение подачи электроэнергии, воды, вывоза мусора в мегаполисе на пару дней может привести к колоссальной социальной катастрофе.

Социологи выделяют и другие социально-территориальные общности, требующие социологического внимания. Например, урбанизированные зоны и агломерации. Городская агломерация включает узкофункциональные поселения и предприятия, находящиеся в пределах суточной маятниковой миграции от её центра. Урбанизированная зона представляет собой территорию, на которой в результате урбанизации сельское население постепенно ассимилируется и начинает вести городской образ жизни.