Профессиональные цели и планы примеры. Цель в профессиональной деятельности

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью . Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд . Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность - это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности - это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности - это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда - специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники - универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стати дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строю согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:



Умственный труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация - производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация - выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация - специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация - создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

  • зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
  • межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т.п.);
  • внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
  • внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Деятельность, профессиональная деятельность, цель, задачи, функции профессиональной деятельности, разделение и специализация труда.

Практическая работа

  1. Определите цель и задачи своей будущей профессиональной деятельности.
  2. Заполните таблицу.
  3. Заполните таблицу.
  1. В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
  2. К чему приводит разделение труда?
  3. Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.
  4. В чем заключается сущность разделения труда?
  5. Что следует понимать под формой разделения груда?
  6. Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.
  7. Что такое профессиональная деятельность? Чем она отличается от непрофессиональной?
  8. Каковы функции профессиональной деятельности?
  9. Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?
  10. Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?

Цель профессиональной деятельности

В толковом словаре Вебстера (Webster"s Revised Unabridged Dictionary) цель определяется как "указание направления, по которому надо следовать; то, что нужно осуществить, чего нужно достичь; результат, на получение которого сосредоточены усилия и честолюбие". В отечественной психологии цель деятельности определяется и как опережающее отражение будущего результата деятельности (цель уровень достижений ), и как финальный результат; то, что должен получить человек в итоге деятельности (цель-результат ). Так, целью педагогической деятельности может быть подготовка школьника к реальной жизни – это цель-результат. Но можно стремиться подготовить, например, "хорошо" или "очень хорошо" – в данном случае речь идет об уровне достижений, к которому стремится учитель. В профессиональной деятельности цель выполняет несколько основных функций. Во-первых, она задает содержание и форму того, что необходимо получить, т.е. конечный результат деятельности; во-вторых, обеспечивает жесткую регуляцию деятельности в плане удержания ее в тех пределах, которые необходимы для достижения результата. Кроме того, цель определяет взаимодействие и других компонентов психологической структуры деятельности.

При рассмотрении цели профессиональной деятельности особый интерес представляет взаимодействие мотива и цели. В процессе деятельностной регуляции они могут проявляться в различных соотношениях. Как известно, мотив отражает реальные желания человека и поэтому стремится ориентировать деятельность в соответствии с принципом "хочу", тогда как цель организует деятельность в соответствии с принципом "надо". Поэтому полное совпадение мотива и цели означает, во-первых, наличие профессионально-личностного смысла; во-вторых, то, что результат профессиональной деятельности полностью удовлетворяет потребности человека; в-третьих, то, что человеку нравится трудиться в рамках данной профессиональной деятельности. В реальности такая ситуация встречается достаточно редко, поскольку реальные запросы человека всегда шире любой деятельности. Противоположная ситуация – полное несовпадение мотива и цели – свидетельствует о том, что человеку абсолютно не нравится его профессия, профессиональная деятельность, включая и основной результат, но он вынужден его достигать, чтобы решать задачи, выходящие за рамки деятельности. Такое соотношение мотива и цели также редко встречается на практике, поскольку человек не может жить в подобном противоречии: он либо отказывается от деятельности, либо трудится заранее фиксированный промежуток времени, либо начинает искать в деятельности свойства, которые могут удовлетворять его потребности. Поэтому самым типичным случаем является частичное совпадение мотива и цели.

Учитывая рассмотренные соотношения, Б. Ф. Ломов делает вывод, что не мотив и цель в отдельности, а некоторый вектор "мотив-цель" определяет направление, интенсивность, динамику профессиональной деятельности человека. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении .

Планирование профессиональной деятельности. Ведущим этапом любой профессиональной деятельности является ее планирование, т.е. формирование рационального плана деятельности. Рациональным следует считать такой план, который с наименьшими затратами, в максимально короткий срок, максимально удобным способом позволяет субъекту достичь цель профессиональной деятельности. Планирование дифференцируется по следующим критериям. По широте охвата планирование может быть текущим или перспективным, регулировать содержание всей деятельности или отдельные ее этапы и т.д. По глубине проникновения в содержание профессиональной деятельности выделяют планирование: а) исполнительной части; б) познавательных и исполнительных процессов; в) познавательных, исполнительных и контрольных действий. По своей структурной организации план, или представление о программе деятельности, должен давать ответы на вопросы: что делать, как делать и когда делать, чтобы достичь поставленной цели. План может существовать в различной форме :

Вербальной, в виде описания последовательности действий;

Наглядной, в виде рисунка, схемы, "дерева решений";

Образной, в виде представления об алгоритме деятельности.

В процессе выполнения деятельности при использовании наглядной и вербальной формы плана человек вынужден постоянно обращаться к его описанию и сверять правильность выполнения своих действий. Но можно работать и без плана. Такая форма выполнения деятельности называется "работой по ориентирам ", она характерна для начинающего специалиста, имеющего недостаточную профессиональную подготовку, а также для опытного работника при возникновении сложных производственных ситуаций, например аварий.

Следует различать нормативный и индивидуальный планы профессиональной деятельности. Нормативный план фиксируется в рамках трудового поста, отражает особенности трудового и технологического процесса и доводится до работника в виде технологической карты или иного описания. Индивидуальный план является результатом индивидуального планирования работника. Он строится с учетом индивидуальных особенностей работника, но в то же время не должен противоречить содержанию профессиональной деятельности.

Почти каждому, кто в последние годы стал профессионально заниматься оказанием услуг по поиску и подбору персонала, время от времени приходится встречаться с просьбами об оказании помощи в трудоустройстве. Такие просьбы часто поступают от близких или знакомых людей, отказать которым прямо иногда оказывается неудобным.

Профессиональная этика специалиста по подбору персонала требует, чтобы при оценке и отборе кандидатов обеспечивался безусловный приоритет интересов заказчика и исключался какой-либо протекционизм. Поэтому на просьбы о содействии в трудоустройстве иногда приходится давать условно-положительный и компромиссный ответ: «Конечно, я ничего не могу обещать. Мы работаем на заказчика. Но я готов встретиться с тем, кого вы рекомендуете, и, как минимум, проконсультировать». Обычно такое предложение принимается. И вот в двери вашего кабинета входит человек, в трудоустройстве которого вы согласились принять участие (точнее, вы, как правило, собираетесь ограничиться собеседованием и советами). Человек садится, показывает свое резюме или анкету (если приготовил), рассказывает о себе, отвечает на вопросы. И когда очередь доходит до вопроса о том, какую работу человек хотел бы получить, очень часто возникают серьезные затруднения с ответом.

Иногда следует встречный вопрос: «А какая работа у вас есть?» или «А что вы можете мне предложить?» Иногда следует честное заявление: «Я сам не знаю, какая работа мне нужна». Такие ответы обычно воспринимаются негативно, создают впечатление, в лучшем случае, о профессиональной незрелости кандидата.

Многочисленные наблюдения показывают, что специалисты, обладающие высокой конкурентоспособностью на рынке труда, обычно неплохо знают, что им требуется. Вы хотите производить впечатление хорошего работника, представляющего ценность для работодателя? Тогда будьте готовы к четкому ответу на вопрос о ваших целях в поиске работы.

Кроме того, имея четкие цели и требования к искомой работе, вы можете рационально организовать поиск работы и, конечно, более эффективно использовать свое время и силы.

Вы - единственный человек, который знает, какая работа нужна именно вам

Никто и ничего «на блюдечке с голубой каемочкой» вам не принесет. Главное понять, что никто и не обязан бегать за вами с этим блюдечком. Пора полностью отказаться от подобных иждивенческих привычек. Даже Незнайка получил волшебную палочку в подарок за три хороших бескорыстных поступка подряд. Попробуйте совершить три хороших бескорыстных поступка подряд - и вы обнаружите, что это не более реально, чем получение волшебной палочки. Кстати, а готовы ли вы четко сформулировать свои желания, если бы вдруг чудом получили такую палочку?

Если вы еще не поняли, чего вы хотите, то начинать следует именно с определения своих профессиональных склонностей и способностей.

Необходимо ли абсолютно точно знать заранее, какую именно работу искать? Отнюдь. Но что необходимо знать абсолютно точно, так это критерии выбора.

Кроме склонностей и способностей, навыков и умений, необходимо учитывать оплату данного труда, его рыночную стоимость, что вынуждает порой отказаться от весьма подходящей вам по вашим личностным качествам работы. Решение можно найти путем разумного компромисса между тем, к чему лежит душа, и тем, за что платят деньги. Ключ к успеху состоит в знании того, что вы хотите, и понимании того, как этого добиться. Ошибки в выборе сферы деятельности и даже в правильном определении своего места в иерархической структуре чреваты загубленными годами, если не целой испорченной жизнью. Плохо оказаться и на слишком высокой для вас должности, с которой вы не сможете справиться, и на слишком низкой, где ваши способности останутся не полностью востребованными.

Каждая профессия требует определенных способностей и личностных качеств, которые необходимы или весьма желательны для успешной деятельности. Даже абсолютное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными для данной профессии еще не делает вас готовым специалистом, так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, т. е. профессиональной квалификации.

Может ли быть хорошим работником человек, которому не интересна его работа? Это маловероятно. А если работа не соответствует вашему типу личности, характеру и темпераменту, то можно с уверенностью сказать, что к хорошим результатам такая работа не приведет. «Наступать на горло собственной песне» - это не подвиг, а преступление. И перед собой, и перед обществом. Общество может быть гармоничным только тогда, когда оно состоит из счастливых людей, а удовлетворение от работы - один из основных компонентов, составляющих радость полнокровной жизни. Тем более, что работа, как правило, занимает очень большую часть нашей жизни.

Один из ведущих американских специалистов, глава крупной частной фирмы по подбору персонала Р. О. Снеллинг писал: «Не ищите славы или удачи. Ищите такое дело, заниматься которым будет для вас счастьем, остальное приложится. Успех сопутствует тем, кто счастлив своей работой».

А чтобы не казалось, что все приводимые советы - какая-то «забугорная» выдумка, совершенно чуждая россиянам, то напомним замечательные строки А. Твардовского:

Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя,
Он всех основ основа,
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить, но каждый час
Готовым быть к отлету.

Попробуйте письменно ответить на ряд вопросов, связанных с выбором работы. Письменная форма позволит вам быть более объективными. К этому списку можно будет возвращаться для изменений по мере уяснения своей позиции.

Вопросы, требующие письменных ответов

Проводя самоанализ и самооценку, вы можете воспользоваться вопросами, предложенными Р. Нельсоном, автором опубликованного в США практического руководства «Охота за работой».

1. От каких из своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?

2. Каковы ваши основные интересы и любимое времяпровождение?

3. Какие предметы были у вас любимыми в учебном заведении, которое вы закончили?

4. Перечислите то, что вы считаете своим позитивным опытом, и постарайтесь объяснить, почему вы его таковым считаете.

5. О какой работе вы мечтаете? Чем вы будете заниматься через 10 лет?

6. Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете? Как проводите время?

7. Каковы ваши критерии выбора работы? (Обязательные и желательные.)

8. Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

9. Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить работу, которая вам кажется идеальной?

10. Если работа, которая вам кажется идеальной, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы делать сейчас, чтобы продвигаться в избранном направлении?

11. С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную информацию для планирования карьеры?

12. Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры?

Письменная форма подготовки материалов, связанных с поиском работы, в высшей степени полезна и необходима. К этому методу вам придется обращаться постоянно.

Наверняка, вы не раз замечали, что необходимость изложить свою точку зрения на бумаге вызывает у многих серьезные затруднения. Причина, как правило, в том, что письменная форма вынуждает человека к четкому представлению своих оценок и взглядов. Если ваши мысли приведены в порядок, записать их на бумаге не так уж и сложно. Оборотная сторона той же медали: чтобы изложить свои мысли в письменной форме, вы должны привести их в порядок.

Рекомендуемая вам письменная форма самоанализа и самоопределения имеет еще один очень важный положительный эффект. Эта работа фактически является тренингом, помогающим подготовиться к ответам на вопросы, которые с большой степенью вероятности могут быть вам заданы на собеседовании при поступлении на работу.

Как подготовить описание цели

Процесс подготовки определения и описания целей может быть разделен на несколько стадий приближения. (Вторая и третья стадии оформляются аналогично первой.)

Первая стадия. Запишите ваши представления о себе.

Я считаю своими основными умениями________________________________

Мои умения и навыки относятся, скорее, к работе________________________

(с людьми, с предметами, с информацией).

Пожалуй, я хотел(а) бы развить такие качества и сильные стороны, как__________

Мои интересы лежат в сфере____________________________________________

Пожалуй, я хотел(а) бы развивать свои интересы в области ____________________

Я понял(а), что для того, чтобы испытывать чувство удовлетворения и быть счастливым(ой), мне нужно_________________________________________________________________

Я понял(а), что основным мотивом моей деятельности является________________

Вторая стадия. Запишите ваши представления о желаемой работе.

Выберите роль, которую вы хотели бы играть на предполагаемой работе (например, директор, продавец, координатор, менеджер, консультант).

Перечислите качества и свойства личности, которые нужны для исполнения выбранной вами роли.

Уточните род организации, который вас привлекает (крупная, мелкая, коммерческая, общественная и т. п.).

Выберите предмет деятельности (например, финансы, экология, трудовые отношения, торговля, компьютерные технологии и т. п.)

Конкретизируйте предмет (например, создание электронных таблиц, преподавание, разработка программ обучения, дизайн помещений и т. п.)

Третья стадия. Суммируйте подготовленную информацию в форме краткого описания своей цели.

Применение этих рекомендаций мы рассмотрим на нескольких конкретных примерах в конце этого шага. Вообще, в этой книге читатель найдет большое количество примеров, в основу которых положены реальные сведения о людях, с которыми авторам доводилось встречаться и работать. Но, по очевидным причинам, авторы изменили имена, адреса и отдельные биографические детали.

Как при определении цели учесть положение на рынке труда?

Насколько нам представляется, наш читатель вряд ли сумеет найти где-либо достоверный и детализированный прогноз изменения ситуации на рынке труда в России. Но если исходить из того, что формирование и развитие рыночных отношений будет продолжаться, то можно сделать ряд предположений.

К таким общим прогнозам можно отнести, например то, что рыночной экономике необходима мощная банковско-финансовая инфраструктура. Поэтому можно ожидать постоянную потребность в высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистах банковского дела, финансов, страхования, бухгалтерского учета и налогообложения. Интенсивное развитие информационных технологий будет увеличивать спрос на хороших специалистов по компьютерам и телекоммуникациям. Если рассчитывать на дальнейшую интеграцию России в мировой рынок, то потребуются специалисты по внешнеэкономической деятельности, а также владеющие иностранными языками специалисты для предприятий с участием иностранного капитала. Кроме того, будут постоянно расширяться возможности для работы наших специалистов за рубежом. Формирование слоя «богатых» людей (10–15 % населения) будет сопровождаться развитием сферы услуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей (медицинские услуги, образование, туризм и др.). А это означает, что на предприятиях и в учреждениях этого сектора сферы услуг хорошим специалистам будет предлагаться высокооплачиваемая и довольно престижная работа.

Но этих общих предположений недостаточно для того, чтобы ориентироваться в рыночной конъюнктуре именно там, где вы предполагаете жить и работать. Поэтому вам не обойтись без необходимости проводить самостоятельный анализ. Чтобы правильно и реально определить свои цели в поиске работы, вам необходимо знать, на каких специалистов есть хороший спрос, какие к ним предъявляются требования, какая оплата труда предполагается. Читайте местную и центральную прессу, смотрите передачи телевидения и слушайте радио, анализируйте объявления и расспрашивайте знакомых. Не стесняйтесь позвонить по объявлению с целью разведки. Представьте себя тем, кого ждут по данному объявлению, и сыграйте роль. Кстати, это еще и прекрасная тренировка для собеседования по телефону.

Короче говоря, поступайте в соответствии со своими склонностями и вкусами, возможностями и устремлениями, но постарайтесь тем или иным способом раздобыть нужную информацию. Без учета реальной конъюнктуры практически невозможно правильно определить цель в поиске работы.

Восемь главных правил поиска работы

Советуем вам принять на вооружение восемь главных правил, определяющих философию поиска новой работы. Шесть из них взяты из хорошо иллюстрированного, очень подробного и ежегодно переиздающегося в США пособия Р. Боллза «Какого цвета ваш парашют?». Наш опыт показывает, что эти правила полностью применимы к российским условиям. Еще два правила (о времени, затрачиваемом на поиск работы, и о готовности к неудачам) особенно актуальны для россиян на нынешнем рынке труда. Часто приходится сталкиваться с ужасающей пассивностью тех, кто остался без работы. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, имея много свободного времени, безработные зачастую делают для получения новой работы намного меньше того, что могли бы сделать. Оказавшись в такой ситуации, возьмите себе за правило планировать и учитывать (это очень важно!) время, посвященное поиску новой работы. У того, кто ищет работу 40 и более часов в неделю, больше шансов на успех.

Если американец проходит десятки собеседований и не получает приглашения на работу, он воспринимает это как вполне нормальное явление. Обращения к работодателям и собеседования, не завершающиеся получением работы, являются нормой. Иное - редкой удачей.

Если человек с детства видит такой процесс вокруг себя, он приобретает определенный иммунитет к отрицательным психологическим последствиям неудачных попыток. Хотя, разумеется, и в странах с развитой рыночной экономикой много людей, не выдерживающих стресса безработицы и конкуренции на рынке труда.

Ситуация «без работы» является непривычной для человека, выросшего в социалистическом обществе с гарантированной занятостью практически для всех. Иллюзия благополучия создавалась за счет содержания излишних рабочих мест и неизбежно вытекающего из этого уравнительного подхода к оплате труда. Неквалифицированный разнорабочий мог получать столько же, сколько квалифицированный бухгалтер или инженер (а иногда и больше).

Сейчас же картина изменилась. Почти в любом городе есть малооплачиваемая или непрестижная работа, на которую мало охотников. И есть хорошая работа, для получения которой надо соревноваться с другими претендентами. Нужно быть психологически готовым к неизбежным неудачам, получая очередной отказ, настойчиво предпринимать новые и новые попытки. Если вы способны к этому, то надолго без работы вы не останетесь.

Великий изобретатель Эдисон провел около 600 экспериментов с различными материалами для того, чтобы создать нить накаливания для электрических ламп. Представьте себя на его месте. Неудача, неудача и опять неудача. И так сотни раз! Но Эдисон мог правильно воспринимать неудачные результаты экспериментов и имел достаточный запас психологической прочности для новых и новых попыток. В результате Эдисон стал известным и богатым человеком.

Стойко воспринимайте свои неудачи, извлекайте из них уроки, запаситесь бесконечным терпением и настойчивостью - и вы обязательно добьетесь успеха!

Итак, восемь главных правил.

Правило первое. Никто вам ничего не должен, в том числе и работу, за получение работы нужно бороться.

Правило второе. Разница между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними факторами, вроде кризиса на рынке труда.

Правило третье. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выделяетесь из девятнадцати других людей, которые могли бы выполнять ту же работу, тем выше ваши шансы.

Правило четвертое. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя из того, что есть в наличии (что доступно). Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую вы больше всего хотите.

Правило пятое. Если вы определили для себя, какую работу вы ищете, объясните это всем вокруг. Чем больше глаз и ушей помогает вам, тем лучше.

Правило шестое. Организации стремятся нанимать победителей: преподносите себя, как подарок судьбы их фирме. Упаси вас Бог выглядеть жалким попрошайкой!

Правило седьмое. Оставшись без работы, занимайтесь поиском нового места 40 и более часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно искать.

Правило восьмое. Настройтесь на то, что вы можете получить сотни отказов. Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать вас из колеи, и в какой-то из следующих попыток вы добьетесь успеха.

Выработав правильное отношение к поиску работы, вы должны также знать и уметь делать множество практических вещей, речь о которых пойдет в описании следующих шагов.

Примеры из жизни

Мы привели шесть примеров ситуаций, с которыми столкнулись люди на рынке труда. Выбирая эти ситуации, мы намеренно не концентрировали внимание на довольно частых случаях, когда человек, имеющий неплохую работу, намерен ее оставить в пользу чего-то более интересного или выгодного. Методы и приемы получения новой работы в основном одни и те же как для людей, столкнувшихся с опасностью остаться без работы, так и для людей, заинтересованных в карьерном росте. И у тех, и у других есть свои проблемы и трудности.

При этом нельзя сказать, что кому-то из них существенно легче или труднее. Сложность получения новой работы зависит не столько от ситуации, в которой оказался человек, сколько от реальности целей, которые он ставит, и соответствия этих целей личным качествам и объективным возможностям.

Проводя занятия для безработных в московских учебных центрах «Новая профессия» и «Восток - Запад», получая много вопросов через газету «Работа для вас», встречаясь со специалистами, ищущими работу через кадровые агентства, мы видели и огромное разнообразие конкретных ситуаций, в которых оказываются люди. Рассмотреть и малую их часть невозможно даже в самой толстой книге. Но в методах разрешения разных ситуаций всегда оказывается много общего. Надеемся, что выбранные нами варианты помогут проиллюстрировать довольно широкий спектр методов и приемов получения новой работы.

В этой книге мы покажем, как развивались приведенные ниже ситуации, с какими затруднениями сталкивались наши герои и как они их преодолевали. За ситуацией А-1 последуют, соответственно, А-2, А-3 и т. д.

Ситуация А-1: филолог Алла Разумихина определяет, какую работу ей следует искать

Алла Разумихина, 29 лет, замужем, имеет трехлетнего сына, окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Основной язык - французский, тема диплома - какие-то тонкие особенности средневековой французской лирики, английский язык знает неплохо, но хуже французского. После окончания университета работала учительницей и переводчицей. Жизнерадостна, контактна. Последние три года числилась работающей в ООО «Витязь», но фактически была дома с ребенком. В связи с тем, что ее мама выходит на пенсию и готова заботы о малыше взять на себя, перед Аллой встала задача определения своих планов в области выбора работы и успешной их реализации.

Итак, она взяла лист бумаги и начала следовать предложенной выше схеме. Вот что у нее получилось.

Первая стадия. Я считаю своими основными умениями знание иностранных языков (устный и письменный перевод), а также быстрое установление контакта с самыми разными людьми, в чем я могла убедиться, работая гидом-переводчиком во время летних каникул три последних года обучения в университете. Мои умения и навыки имеют отношение и к работе с людьми, и к работе с информацией.

Пожалуй, я хотела бы развить навыки эффективного общения, а также освежить свои знания английского языка.

Мне нравится изучать иностранные языки, но возможности я готова заняться еще и немецким. Мне нравится ощущать себя сильной, энергичной, самостоятельной. В идеале я, конечно же, хотела бы занимать руководящий пост в растущей, перспективной организации.

Пожалуй, я хотела бы получить дополнительные знания в области экономики и бизнеса, а также по проблемам межличностного общения. Я готова много работать, но считаю необходимым для себя получать соответствующее вознаграждение за свой труд. Именно эта причина заставляет меня отказаться от научной работы в области средневековой французской поэзии и от преподавания в государственных образовательных учреждениях.

Я поняла, что для того чтобы чувствовать себя счастливой, мне нужно вызывать восхищение и уважение окружающих, поэтому я склонна посвятить себя организационной работе, желательно с использованием моей языковой квалификации.

Я поняла, особенно за последние три года, в течение которых я испытывала недостаток общения, что основным мотивом моей деятельности является общественное признание.

Вторая стадия. Я хотела бы стать руководителем подразделения в процветающей туристической компании или в фирме, занимающейся организацией престижного обучения за рубежом.

Я считаю, что у меня есть необходимые качества: деловая хватка, желание и умение общаться с людьми, знание иностранных языков. Мне необходимо приобрести знания в конкретной области и общеэкономические знания. Мне следует выработать навыки руководства людьми и проявления требовательности к ним.

Поскольку у меня пока нет конкретного опыта работы, мне необходимо параллельно с получением нужных знаний начинать новую работу на более скромных должностях: переводчика, гида-переводчика, учебного менеджера и т. п.

Третья стадия. Я хочу получить работу в перспективной фирме, занимающейся международным туризмом или обучением за рубежом. Моя цель - занять один из руководящих постов и вести самостоятельное направление. Но я понимаю, что начать придется с более скромной должности на избранном поприще.

Комментарий к ситуации А-1. Как видите, Алла провела самоанализ, оценила свои возможности и выбрала свою цель. Но это не означает, что все другие работы ей не подходят. Во-первых, наверное, никто не имеет реального представления обо всех существующих профессиях (их только согласно официальному реестру более семи тысяч). Во-вторых, появляются новые специальности, которых просто раньше не существовало и их невозможно было принять в расчет при определении цели. В-третьих, жизнь может преподнести сюрприз в виде неожиданного предложения, порой даже кажущегося почти невозможным. Ассоль из «Алых парусов» ждала принца, у нее была цель, и она была готова к встрече, поэтому она нашла свое счастье с капитаном Греем.

Постановка цели нужна для того, чтобы можно было, рационально организовать поиск работы, но цель - «не догма, а руководство к действию». Ничто не мешает человеку изменить свои целевые установки под влиянием личных обстоятельств, изменений конъюнктуры рынка труда и по любым другим причинам. Если вы, например, дали объявление и вам предложили неожиданный серьезный вариант, не торопитесь его отметать. Обдумайте внимательно, насколько он соответствует вашему характеру и представляет ли для вас интерес. Например, вполне можно ожидать, что Разумихиной предложат работу помощника руководителя серьезной инофирмы. У нее есть для этого много данных: коммуникабельность, знание языков, навыки работы на персональном компьютере. Однако ее стремление к самостоятельности, независимости, социальному признанию дают основания предположить, что такая работа может стать для нее всего лишь каким-то этапом на ее пути.

Приведем совершенно реальный практический пример, изменив лишь имя. Светлана Васнецова тоже преподавала в школе. Английский язык. Целых восемь лет. Немецкий изучала в институте как второй и знала хуже. Потом решила найти себе работу в коммерческой фирме. Агентством «Метрополис» была представлена на должность секретаря руководителя одного из известных торговых домов. Ее взяли на эту должность при отсутствии опыта секретарской работы, исходя из наличия основных знаний, навыков и личных качеств, требуемых работодателем. Имеется в виду знание иностранных языков, навыки работы на персональном компьютере и умение быстро печатать, сообразительность, коммуникабельность, собранность, трудолюбие. Светлана быстро освоилась на новой работе, завоевала отличную репутацию, значительно расширила круг своих деловых знакомств. Через год она перешла работать менеджером в отдел внешнеэкономической деятельности этого же торгового дома. В беседе с руководителем агентства «Метрополис» Светлана отметила, что очень довольна тем, как сложилась ее карьера.

Ситуация Б-1: капитан 2 ранга Борис Тонких выходит в отставку

Борис Тонких, 42 года, капитан 2 ранга, планирующий в ближайшее время уйти в запас. Глава дружной семьи, состоящей из работающей жены и двух дочерей (студентки второго курса и школьницы-выпускницы). Не мыслит своей жизни без работы и прекрасно понимает, что на одну пенсию не проживешь. В течение многих лет служил на кораблях Военно-Морского Флота, отвечая за техническое обслуживание силовых установок. Затем был переведен в центральный аппарат Министерства обороны, где в течение шести лет занимался подготовкой, оформлением, финансированием и сопровождением заказов на поставки техники и вооружения для флота. Когда Борису было предложено перечислить, какими качествами он обладает и что ценного есть в его квалификации и опыте, он затруднился с ответами. Может быть из ложной скромности и отсутствия опыта в представлении самого себя. А может быть, еще и из-за того, что он до этого просто не задавался вопросом о своих достоинствах. Пришлось буквально «вытягивать» из него эту информацию. И самое интересное, что свой опыт договорно-финансовой работы он вообще не упомянул в числе достоинств. Хотя с точки зрения получения новой работы «на гражданке» именно этот опыт очень важен.

Ситуация В-1: молодой специалист Вера Воробьева решает сменить профессию

Вера Воробьева окончила в своем родном Санкт-Петербурге кораблестроительный институт и получила на руки диплом и совет искать работу самостоятельно. Трезво оценив перспективы молодого инженера в условиях сворачивания отрасли и будучи человеком решительным, энергичным и настроенным на перспективную и престижную работу с хорошей оплатой, Вера Воробьева выбрала следующий путь. Видя, сколь привлекательна работа в банке, но не имея соответствующего образования, она решила попробовать обходной маневр. Обошла ряд курсов секретарей-референтов, обещающих помощь в трудоустройстве, выяснила, что неподалеку от ее дома расположены достаточно респектабельные курсы, располагающие деловыми связями с крупными банками, которым рекомендуют своих лучших выпускниц. Вера определила свою ближайшую цель: пройти обучение на этих курсах, закончить их с отличием, получить рекомендацию и направление на собеседование и подготовиться к собеседованию так, чтобы не упустить свой шанс. Перспективная цель Вере тоже ясна: зарекомендовать себя на работе с лучшей стороны, по возможности, получить дополнительное образование, но уже с очень четкой специализацией, определить которую предстоит, разобравшись с ситуацией «изнутри». Далее следует пробиваться к намеченной цели, повышая свой профессиональный уровень и оттачивая коммуникативные качества, которыми Вера обладает в значительной мере и на которые возлагает большие надежды.

Ситуация Г-1: юрист Геннадий Александров планирует свою карьеру

Геннадий Александров, 31 год, юрист с университетским образованием и свободным владением двумя языками (английским и французским), специализируется в области трудового права. После окончания МГУ три года стажировался в Канаде, где защитил диссертацию.

После возвращения в Россию занялся преподавательской деятельностью и добился в ней успехов. Совмещает преподавательскую работу с выполнением отдельных работ по договорам с предприятиями. Хотел бы получить интересную работу, которая бы обеспечила более высокий и стабильный заработок. Вот как выглядят основные представления о себе и своих целях в области карьеры, кратко сформулированные Геннадием Александровым.

Первая стадия. Я считаю своими сильными качествами как хорошие знания в области трудового права, так и трехлетний опыт работы в органах государственной власти по юридическому обеспечению международных договоров, а также свободное владение двумя иностранными языками.

Вторая стадия. Мне нравится работать с людьми, я с готовностью вникаю в их проблемы и стараюсь помочь в пределах своих возможностей. Мне, как правило, удается расположить к себе людей и убедить их принять предлагаемые мною меры.

Третья стадия. Я знаю, что мне необходим достаточно высокий уровень дохода и общественного признания для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Я считаю, что в силу своей профессиональной квалификации вполне могу претендовать на соответствующую работу как в нашей стране, так и за рубежом. Однако работу за рубежом рассматриваю только как временную меру и намерен оставаться гражданином России.

Ситуация Д-1: конструктор Дмитрий Оболенский остается без работы

Дмитрий Оболенский, 33 года, инженер-конструктор авиационной фирмы, работавшей на оборону, в связи с трудностями, переживаемыми фирмой, был уволен по сокращению штатов и направлен за счет службы занятости на обучение по курсу «Управление собственностью и финансами». Вскоре он случайно встретил в метро друга, с которым вместе ходил в горы несколько лет назад.

В разговоре выяснилось, что жена друга работает в Облкомимуществе. Друг обещал поговорить с женой и выяснить, нужны ли там сейчас новые специалисты. Раньше Дмитрий не задумывался конкретно о том, каким он видит свое ближайшее будущее, поскольку все эти перемены были для него достаточно внезапны, но в силу открытости своего характера делился возникшей проблемой работы практически со всеми, что, как видите, и дало положительный результат. Когда появился конкретный вариант, он достаточно серьезно задумался.

Применив предложенную выше схему письменного обоснования цели поиска работы, Дмитрий сформулировал результат своих размышлений.

Первая стадия. Я считаю своими основными умениями навыки системного подхода к решению задач, сильную математическую подготовку и свободное владение расчетными компьютерными программами, навыки аналитической работы и склонность структурировать свою деятельность (вплоть до бытового уровня). Пожалуй, я хотел бы глубже изучить ряд экономических дисциплин, общее понятие о которых дается на курсах.

Мне нравится организовывать работу группы людей, мне доставляет радость конструктивное общение в процессе совместной работы над реализацией проекта.

Вторая стадия. Я хотел бы поработать некоторое время в государственном учреждении, занимающемся управлением собственностью, особенно в одной команде с опытными специалистами, поскольку для меня всегда особенно эффективно было обучение в процессе трудовой деятельности.

Я считаю, что у меня есть необходимые качества: умение общаться с людьми и организовывать работу небольшого коллектива, аналитические способности, базовые экономические знания, приобретенные на курсах.

Поскольку у меня пока нет опыта работы в этой новой для меня области, то я понимаю, что начинать придется на более скромных должностях и что на государственной службе оплата труда в настоящее время достаточно низка. Я готов к этому, но предполагаю, что в дальнейшем эта область деятельности может оказаться очень перспективной.

Третья стадия. Я хочу получить работу в области управления имуществом и финансами. Желательно на чать с государственной службы как более стабильной (и располагающей специалистами в данной области, у которых я мог бы учиться. Поскольку оплата труда на госслужбе жестко фиксирована, можно попытаться получить некоторые другие формы компенсаций: направление на курсы повышения квалификации, например, с получением аттестата Минфина. Переговоры об изучении языка, если не удастся за счет организации, то, по крайней мере, в рабочее время. Таким образом, ближайшая цель - получение работы и обучения одновременно для того, чтобы стать специалистом в новой для меня области.

Ситуация Е-1: инженер Елена Петрова решила стать бухгалтером

Елена Петрова, 43 года, инженер-связист, работала долгое время инженером-программистом в одном из НИИ. Потом по рекомендации знакомых перешла в коммерческую структуру, где оплата была значительно выше, но работа на компьютере значительно менее квалифицированная, практически на уровне оператора. Спустя полтора года оказалось, что финансовые дела фирмы плохи, дело идет к закрытию, и сотрудников увольняют. Когда начальник пригласил Елену, чтобы предупредить, как положено, об увольнении через два месяца, она попросила отправить ее за счет фирмы на переобучение, поскольку опасалась, что по своей инженерной специальности не сможет найти работу. Поскольку руководители, уговорившие ее перейти на эту работу, чувствовали определенные моральные обязательства, они согласились оплатить ее обучение.

Так Елена оказалась на бухгалтерских курсах. Елену сильно смущало, что в ее возрасте не так легко усваивать новые знания. К тому же она опасалась, что и для поиска работы возраст станет серьезной помехой. Однажды ей попался в газетном киоске номер газеты «Работа для вас» со статьей-консультацией «Новая работа: когда, для чего, где и как ее искать». Публикация ее сильно заинтересовала, да и само издание понравилось. Елена стала покупать эту газету регулярно. Материалы, которые она там находила, помогли ей обрести большую уверенность в себе, она узнала много нового и полезного. Она также увидела, как много объявлений о поиске бухгалтеров публикуют компании и агентства, какая зарплата предлагается, какие требования к кандидатам предъявляют работодатели.

Это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целе- образование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата - « не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают:
сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое)
слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).
Труд эффективен, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл - это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя. Эмоции - субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной деятельности, окрашивая ценностные ориентации, идеалы превращают их в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образует систему духовных ценностей человека, его профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, умел находить все новые смыслы в своей работе. Если уровень смыслотворчества низкий может наблюдаться потеря смысла работы. У человека «опускаются руки» при малейших трудностях.
Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если су-ществует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодина-кова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:
перестраивание общественных отношений человека;
изменение условий профессионального труда;
логика саморазвития человека;
неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрело-сти личности;
рассогласование между отдельными сторонами в мотивацион- ной сфере (мотивы, цели, смыслы).
Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
разнообразие побуждений, что позволяет поддерживать и укреплять мотивацию в различных условиях и обстоятельствах труда;
качество и наличие параметров каждого из побуждений, например, действенности, осознанности, устойчивости;
выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;
преобладание конструктивной направленности мотивационной сферы труда;
гибкость, подверженность изменениям в зависимости от условий труда, социальных отношений в обществе, логике саморазвития человека и т.д.
Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
бедность мотивационной сферы, присутствие только отдельных побуждений, например, мотивы только исполнительного труда, при отсутствии мотивов творчества;
дискредитация прежних мотивов труда;
доминирование мотивов, внешних по отношению к профессии (например, заработка, престижа, льгот), над внутренними (интерес к содержанию труда);
наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость, неосознанность и др.);
конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;
искусственное вызывание интереса к труду, например, за счет неправомерного увеличения риска.
В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В. А. Дятловым.
«Инструментально» мотивированный работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю.
Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Его в значительной степени волнует содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.
«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.
«Хозяйская мотивация основана на достижении и приумножении собственности. Богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.
Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Существуют различные мотивационные теории, которые, по мнению М.Х. Мескона, можно разбить на две группы:
содержательные (объясняющие поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека);
процессуальные (устанавливающие тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения).
К группе мотивационных теорий содержательного характера обычно относят теорию А. Маслоу, теорию Д. Мак Клелланда, двухфактор- ную модель Ф. Герцберга. В составе группы процессуальных теорий
чаще всего относят теорию ожиданий В. Врума и теорию справедливости, модель Портера-Лоулера. Остановимся на основных положениях этих теорий.
Абрахам Маслоу, основываясь главным образом на своем клиническом опыте, считал, что мотивирующие потребности человека мож-но расположить в иерархическом порядке. Он полагал, что, если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей. В своей иерархии потребностей Маслоу выделяет пять уровней.
Физиологические потребности, к которым относятся голод, жажда, сон и секс.
Потребность в безопасности. Маслоу выделяет эмоциональную и физическую безопасность.
Потребность в любви, принадлежности к малой группе.
Потребность в уважении, признании. Сюда относятся потребности во власти, достижениях, статусе.
Потребность в самовыражении. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя и реальности.
В общем виде иерархия потребностей Маслоу может быть преобразована в содержательную модель трудовой мотивации. Базовые (физиологические) потребности Оплата труда Потребность в безопасности Обеспеченная старость, зашита профсоюза, медицинское страхование, программы помощи работникам, выходное пособие Социальные потребности Участие в формальных и неформальных рабочих группах Потребность в признании Титулы, статусные символы, продвижение по службе, банкеты Самовыражение Личностный рост, реализация потенциала Несмотря на то, что данная модель кажется весьма логичной, нет ее убедительного эмпирического подтверждения. Позднее Маслоу отошел от некоторых своих первоначальных идей, например о том, что потребности более высокого уровня проявляются лишь тогда, когда удовлет-
воряются потребности более низкого уровня. И все же эта модель стала крупным вкладом в науку, дав менеджерам представление о разнообразных потребностях людей в условиях трудовой деятельности.
Теория Фредерика Герцберга известна и популярна на западе с 1959 года. Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел исследование, в котором принимали участие бухгалтера и инженеры города Питтсбурга и его окрестностей. Использовался метод критической ситуации. Специалистам задавались два вопроса по существу:
Когда Вы испытывали наиболее полное удовлетворение от своей работы и что его порождало?
Когда Вы относились к работе хуже всего и что породило это отношение?
Высказанные положительные ощущения главным образом соединялись с опытом работы и ее содержанием. В то же время отрицательные ощущения были связаны в основном с внешними условиями труда. Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение - гигиеническими факторами.
Взятые вместе, мотиваторы и гигиенические факторы образовали основу двухфакторной теории Герцберга. Гигиенические факторы (факторы внешней среды). Их недостаток снижает удовлетворенность трудом, их достаточность сама по себе не повышает удовлетворенность трудом и не мотивирует рост эффективности. Мотиваторы - связаны с характером и сущностью работы, их наличие повышает удовлетворенность трудом и мотивирует повышение эффективности труда. Политика фирмы и администрации.
Условия работы.
Заработок.
Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными.
Степень непосредственного контроля за работой. Успех.
Продвижение по службе. Признание и одобрение результатов работы.
Высокая степень ответственности.
Возможности творческого и делового роста. Отметим, заработок, в данной теории не является мотивирующим фактором! А вот российские бизнесмены именно заработок считают основным, если не единственным, мотиватором. «Возможно, - пишет
В. А. Спивак, - теория Герцборга применима только для американского общества; возможно, нашим бизнесменам не хватает времени, уме-ния и желания применять более богатую палитру методов стимулирования; возможно, что тяжелые теперешние условия существования россиян на рынке труда переводят этот фактор в категорию стимулирующих; возможно также, что получаемые от работников результаты при убогой одноканальной схеме стимулирования пока что удовлетворяют отечественный бизнес» (7. С. 73).
Хотя двухфакторная теория широко используется и в учебной литературе, и на практике, она, с академической точки зрения значительно упрощает мотивацию трудовой деятельности. Добавим, что исследования, проводимые с помощью других методов, не подтвердили двухфакторную теорию. Но нельзя не отметить, что Герцберг расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации.
Теорию ожидания применительно к трудовой мотивации первым сформулировал Виктор Врум. Он определяет мотивацию, а точнее, ее интенсивность, как функцию совместного действия следующих условий:
ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам;
ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.
Теория Врума отличается от содержательных тем, что описывает состояние когнитивных переменных, отражающих индивидуальные различия в мотивации трудовой деятельности. Она не пытается объяснить, что такое содержание мотивации и в чем состоят индивидуальные различия. Она не дает конкретных предложений относительно того, чем мотивируются работники, как это делают модели Маслоу и Герц- берга. Но в то же время теория Врума помогает прояснить взаимосвязь личных целей и целей организации.
Теория справедливости как теория мотивации разрабатывалась Дж. Стейси Адамсом. Суть этого подхода в том, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Несправедливость возникает,
когда человек чувствует, что отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнении работы оказывается не равным соответствующему соотношению у других работников. Эта оценка основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация, усердие в работе, - вот некоторые переменные, которые воспринимаются как вклад. Полученная отдача заключается в различного рода поощрениях, таких, как зарплата, статус, повышение по службе. «Жажда» восстановить справедливость используется в данной теории как объяснение мотивации. Адамс считает, что для восстановления справедливости человек может:
изменить свой вклад или получаемую отдачу;
умышленно искажать их;
бросить работу;
пытаться влиять на других людей.
Проведенные исследования подтвердили обоснованность данной теории. На основании полученных данных, даются весьма практичные рекомендации. Поскольку оценки справедливости весьма субъективны рекомендуется иметь четкие критерии вознаграждения, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей, что помогает смягчить коллизии в случае расхождения мнений. Кроме того, как показывает практика передовых организаций, позитивную роль играет возможность открыто обсудить спорные вопросы, связанные с вознаграждением, исключение каких бы то ни было тайн в отношении его велечины у каждого из сотрудников.
Можно ли использовать представленные «западные» теории мотивации в нашей стране. На наш взгляд, не только можно, но и необходимо. Как отмечает В. А. Спивак, - «из всей совокупности факторов экономического развития сейчас могут быть реально использованы, развиты субъективные социальные ресурсы, а особенно мотивацион- ные». (7., С. 80.) Очень важно то обстоятельство, что управление мотивацией реально осуществимо в любой организации, на любом уровне ее развития, доступно любому управленцу (при наличии желания и понимания ее важности для выживаемости организации в непростых экономико-политических условиях современной России).

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель - человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность - это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. Цели профессиональной деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.


Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности - это в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области и которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.

Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, которого не поддается оценке.

Будущее - за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой профессиональной среде возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».