Пстгу › факультеты и отделения › филологический факультет › выпускники. Ректор пстгу прот

Дата создания: 12 марта 1992 г. Описание:

Университет учрежден в 1992 г. как Богословский институт. В том же году по ходатайству Ученого совета ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Первое название вуза ― «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» (ПСТБИ).

В 2004 г. институт получил государственный статус университета и новое название «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (ПСТГУ).

Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол — 5/18 ноября.

Ректором университета с момента его основания является избранный Ученым советом и назначенный указом Святейшего Патриарха .

Университет имеет государственную аккредитацию, все выпускники получают дипломы государственного образца.

С 1997 г. в университете действует Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание ученых степеней по богословию и церковной истории.

В университете был разработан и в 2001 г. утвержден Министерством образования государственный образовательный поликонфессиональный стандарт второго поколения по образовательному направлению «Теология», а через год — по специальности «Теология». В Свято-Тихоновском университете реализуется православный компонент стандарта.

ПСТГУ стал крупнейшим учебным заведением Русской Православной Церкви. В нем обучаются около 3000 учащихся.

В университете трудятся более 500 преподавателей, в их числе 60 священников и диаконов. Среди преподавателей 230 имеют ученые степени доктора и кандидата наук, 16 выпускников МДАиС, 110 выпускников МГУ, 160 выпускников ПСТГУ и ПСТБИ. Докторов богословия, церковной истории ― 9 человек, кандидатов богословия ― 15 человек.

Факультеты:

  • Богословский
  • Миссионерский
  • Педагогический
  • Церковных художеств
  • Церковного пения
  • Филологический
  • Исторический
  • Дополнительного образования
  • Социальных наук
  • Информатики и прикладной математики

Действуют отделения: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (интернет-обучение), подготовительное.

При университете действует Хоровое училище, обучение в котором ведется по программе среднего профессионального образования.

На всех факультетах кроме основного учебного плана студенты проходят дополнительный курс Основ богословия, сориентированный на профессиональную подготовку на факультете; кроме основного диплома студенты получают сертификат о профессиональной переподготовке по богословской программе.

ПСТГУ создан в организационно-правовой форме частного учреждения. Для того чтобы осуществлять необходимую подготовку для студентов, желающих в дальнейшем принять священный сан, при ПСТГУ вновь открыт Богословский институт, имеющий организационно-правовую форму религиозного учебного заведения, аналогичного духовным школам. Будущие ставленники обучаются здесь параллельно с учебой в ПСТГУ и получают диплом духовной школы образца Русской Православной Церкви.

Профессиональная подготовка учащихся ведется по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования:

  • Теология, в том числе с применением дистанционных технологий в полном объеме, Религиоведение, История, Филология, Педагогическое образование, История искусств, Экономика.

Научно-исследовательская деятельность

Ключевым вектором развития научно-исследовательской деятельности ПСТГУ является взаимосвязь научного и учебного процессов. Решая задачи по развитию и проведению фундаментальных и прикладных исследований, научных разработок как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, учеными университета разрабатываются теоретические и методологические основы формирования и развития высшего образования.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности ПСТГУ являются исследования в области: теологии; философии; религиоведения; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Научная работа в университете ведется не только на 40 кафедрах, но и в 9 созданных научных центрах, отделах и лабораториях.

Научный центр истории богословия и богословского образования является одним из научных подразделений Богословского факультета ПСТГУ. Центр был создан в 2010 г. на базе действующего на факультете коллектива ученых, занимавшихся историей русской богословской традиции и духовного образования.

В настоящее время Научный центр разрабатывает два направления: история русского богословия XVIII ― начала XX в. и история высшего духовного образования в России этого же периода. В каждом из направлений реализуется несколько проектов. В первом направлении центральное место занимают проекты по изучению жизни и наследия свт. Филарета (Дроздова) и святоотеческого наследия синодальной эпохи в целом. Во втором направлении внимание фокусируется преимущественно на формировании российской научно-образовательной богословской традиции, адаптации в ней европейских образовательных моделей и особенностях российской духовной школы как феномена.

В рамках Научного центра действует еженедельный семинар, в котором участвуют не только члены центра, но и приглашенные специалисты.

Руководитель центра ― д.ц.и., д.и.н. Н.Ю. Сухова.

Научно-исследовательский отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви

Отдел был создан в 1992 г. в соответствии с Патриаршим благословением «сосредоточить в Институте работы по исследованию истории Русской Православной Церкви ХХ века». Первой задачей было собирание материалов, непредвзятый анализ и воссоздание подлинной картины жизни Русской Церкви в двадцатом столетии. Исходным пунктом в работе явилось богатое наследие ― архив замечательного церковного историка-подвижника М.Е. Губонина (+1971 г).

Первая публикация важнейших документов архива в книге «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг.» положила начало многотомной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви». В последующие годы был создан собственный архив университета, тщательно изучались прежде закрытые государственные архивы. Упорная работа принесла обильные плоды: целый ряд монографий, множество научных статей, докладов, большая работа по организации широкомасштабных исследований, а также изучение следственных дел людей, захороненных на Бутовском полигоне, выявление множества имен пострадавших за веру, поток вновь открытых документов. Работа отдела была высоко оценена Священноначалием и представителями Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и немало послужила восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви.

Являясь членом Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, возглавляющий отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, принимал активное участие в подготовке прославления Собора новых мучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Собранные в университетском архиве материалы были использованы при создании иконы Собора новомучеников и исповедников, написанной в ПСТГУ к Акту канонизации.

Исследовательский семинар «Социология религии» (http://socrel.pstgu.ru) ― научный проект, действующий на Богословском факультете ПСТГУ с 2007 г. под руководством проректора Богословского института при ПСТГУ протоиерея Николая Емельянова.

В 2015 г. в структуре ПСТГУ создана исследовательская лаборатория «Социология религии», сотрудники которой и составляют ядро команды семинара. Команда семинара состоит из социологов, богословов, философов, религиоведов и математиков — выпускников МВШСЭН, МГУ, НИУ ВШЭ, ПСТГУ. Научным руководителем лаборатории является к.с.н., доцент кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ Иван Забаев.

Свою миссию команда «Социологии религии» видит в том, чтобы способствовать росту непредвзятых академических исследований религии, проводить социологические исследования, необходимые для принятия решений, касающихся важных вопросов жизни Русской Православной Церкви и светского общества, способствовать росту самопонимания Русской Православной Церкви.

В рамках ИЛ «Социологии религии» проводятся фундаментальные и прикладные социологические исследования религиозной проблематики. Одним из основных направлений работы является изучение эффектов религиозности в обществах, где механизмы межпоколенческой передачи религии были разрушены; делается попытка оценить специфику и динамику диффузии религии в обществе, характер ее влияния на поведение людей в различных сферах жизни. Результаты исследований представлены в форме публикаций в научных изданиях, а также презентуются для практиков в рамках круглых столов, рабочих совещаний, летних школ. Аналитические отчеты публикуются на сайте проекта .

Научно-исследовательские проекты реализуются при поддержке Фонда развития ПСТГУ, российских и международных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, ИСЭПИ, Швейцарского научного фонда.

В настоящее время параллельно реализуется 10 проектов. С 2008 по 2016 г. было опубликовано порядка 150 научных работ (включая статьи, рецензии, монографии и главы из сборников). В 2016 г. сотрудники лаборатории приняли участие в 44-х научно-практических мероприятиях, среди которых 14 были организованы в университетах за рубежом.

Лаборатория находится в постоянном сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами США и Европы, в том числе, с Католическим университетом Святого Сердца в Милане, Университетом Болоньи и Университетом Падуи (Италия), с Университетом Берна (Швейцария), Венским университетом (Австрия), Академией Або (Финляндия) и другими. С 2015 г. лаборатория проводит ежегодные исследования совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Научный центр психологии религии при кафедре Философии религии и религиозных аспектов культуры

Центр создан в 2014 г. и в настоящее время является единственным научным центром по психологии религии в России.

Целью работы центра является актуализация психологии религии как религиоведческой дисциплины в отечественном научном пространстве.

Основными направлениями работы центра являются: актуализация и адаптация основных направлений мировой психологии религии в российском контексте; изучение мировой и отечественной истории психологии религии в их взаимосвязи; проведение эмпирических исследований в области психологии религии.

В 2014-2016 гг. проект центра «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте» получил грант Российского научного фонда № 14-18-03771 (проект завершен).

В 2016-2017 гг. проект центра «Психология религии в России: XIX ― нач. XXI века», получил поддержку РГНФ по гранту 16-03-00799.

За время работы центра его сотрудниками издано более 40 научных статей, сборник статей и коллективная монография.

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (http://periodical.pstgu.ru) ― научное издание, предназначенное для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям. В «Вестнике ПСТГУ» также публикуются оригинальные научные материалы, представляющие интерес для социо-гуманитарной науки и имеющие теоретическую и практическую значимость.

Предшественником «Вестника ПСТГУ» с 1997 по 2003 г. был «Богословский сборник» в котором публиковались материалы по богословию, библейской филологии, религиозной философии и церковной истории. В 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия появился «Вестник ПСТГУ», который включал разделы «Богословие», «Филология», «История» и «Педагогика». С 2005 г. «Вестник» начал выходить в двух сериях: «Богословие. Философия» (I) (с 2016 г. ― «Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение») и «История. История Русской Православной Церкви» (II), а с 2006 года ― в четырех: добавились серии «Филология» (III) и «Педагогика. Психология» (IV). С 2007 г. выходит пятая серия «Музыкальное искусство» (V), сменившая в 2010 г. свое название на «Вопросы истории и теории христианского искусства».

В 2010 г. «Вестник ПСТГУ» был включен в перечень Высшей аттестационной комиссии.

Ежегодная Международная богословская конференция ПСТГУ

Конференция проводится ежегодно (с 1992 г.) и охватывает широкий круг проблем, связанных с богословием, в том числе в смежных гуманитарных областях: философии; религиоведении; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Конференция состоит из двух сессий: осенней, которая приурочена ко дню памяти свт. Тихона 9 октября, и зимней, проходящей в конце января — начале февраля.

За весь период существования в ней приняли участие представители отечественных и зарубежных духовных школ, теологических факультетов светских вузов, ученые из Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, Украины, Англии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Кипра, Нидерландов, США, Румынии, Франции и др. В 2016-2017 гг. состоялась уже двадцать седьмая Богословская конференция ПСТГУ. Круг участников конференции постоянно расширяется, что способствует достижению главной цели ― единства церковной и светской науки в области христианского знания. На каждой сессии конференции проводится более 20 секций и круглых столов, звучит до 250 докладов.

По итогам конференции публикуется ежегодный сборник «Материалы Ежегодной богословской конференции».

Аспирантура в ПСТГУ открыта с 2004 года. Действуют 8 аккредитованных основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров по научным направлениям: Теология, Философия религии и религиоведение, Классическая филология, византийская и новогреческая филология, Отечественная история, Общая педагогика, история педагогики и образования, Русский язык, Русская литература, Музыкальное искусство. Большинство программ реализуется как по очной, так и по заочной форме обучения. По направлениям Теологии и Религиоведения доступны бюджетные места.

Учебная и воспитательная работа

Идея организации в Русской Православной Церкви открытого богословского образования для мирян, активно обсуждавшаяся до революции (такие учебные структуры сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Казани накануне революции или сразу после нее), наиболее успешно была реализована русскими эмигрантами в Париже (Свято-Сергиевский богословский институт), а затем в Нью-Йорке (Свято-Владимирская духовная академия). Эти учебные заведения сыграли огромную роль в развитии православной церковной жизни Запада. Из числа выпускников парижского Сергиевского богословского института более пятидесяти стали архиереями разных Православных Церквей, многие священники и миряне, получившие богословское образование в русском институте, потрудились для утверждения Православия во всем мире.

Задачей Православного Свято-Тихоновского богословского института, созданного, когда Русская Православная Церковь после долгого периода гонения обретала свободу, была подготовка квалифицированных кадров, необходимых для церковного делания во всех областях церковной и общественной жизни. Кроме того, Церковь должна была воспользоваться наступившей свободой и сделать доступным богословское и православное гуманитарное образование для всех, кто стремился вернуться к православной культуре, к православной вере, к духовным корням русского народа.

В основу учебной работы в ПСТГУ был положен обычный для классических университетов принцип базового фундаментального образования, соединенный с серьезным изучением иностранных языков, философии и отечественной истории. По мере повышения профессионального уровня увеличивается узкоспециальная нагрузка. На старших курсах студенты выполняют курсовые работы, затем выбирают тему дипломной работы, руководителя. Четвертый курс заканчивается защитой дипломной работы. В случае успешно выполненной учебной программы и защиты выдается диплом бакалавра. Те, кто желает углубить свои знания и приобрести более высокий профессиональный уровень, поступают в магистратуру. Магистратура заканчивается также защитой магистерской работы. Для ее выполнения нередко будущим магистрам приходится проходить стажировку за границей, хорошо овладевать иностранным языком, активно работать в зарубежных архивах и библиотеках. Следующий уровень — аспирантура и подготовка кандидатской диссертации. На всех уровнях учащиеся слушают лекции, работают в семинарах, сдают зачеты и экзамены, участвуют в каких-либо общефакультетских или общеуниверситетских дополнительных нагрузках.

С первого курса студенты работают в летних трудовых лагерях, на следующих курсах устраиваются миссионерские поездки, разнообразная практика (в зависимости от специальности). С первого года все студенты участвуют в литургической жизни, организованной обычно по факультетам. На факультетах существуют студенческие научные кружки, организуются праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п.

Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научными организациями и фондами, осуществляются программы международных студенческих и преподавательских обменов, проводятся международные конференции.

Поддерживаются постоянные контакты с зарубежными учебными центрами: Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), богословскими факультетами университетов Белграда (Сербия), Бухареста (Румыния), Софии (Болгария), Институтом православных исследований (Кембридж, Великобритания), Христианской богословской академией (Варшава, Польша), Институтом восточно-христианских исследований (Ниймеген, Голландия), теологическим факультетом Университета им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария).

Ежегодно в ПСТГУ обучается порядка 150 граждан из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. На стажировку, сроком более 1 семестра, университет каждый год принимает в среднем 11 иностранных студентов. В свою очередь, более 10 студентов ПСТГУ ежегодно проходят стажировку в зарубежных вузах.

Мы задали выпускникам Филологического факультета вопрос: «Как Вы думаете, что Вам дал ПСТГУ?» Ниже публикуем некоторые ответы. В скобках указан год выпуска и уровень полученного у нас образования. Место работы и род занятий выпускника указаны на момент проведения опроса.

Наталья Николаевна Токарева, учитель в государственной школе, частный репетитор (2017, бакалавриат):

Прекрасный педагогический состав, человеческое отношение, свободу от коррупции в учебном заведении, дисциплину, воцерковление.

Дарья Вячеславовна Грязных (Дяченко), учитель русского языка и литературы, МБОУ "Аверинская средняя общеобразовательная школа" Губкинского района Белгородской области (2017, бакалавриат):

Мне ПСТГУ дал четыре года жизни среди людей, для которых церковная жизнь и христианские ценности - это норма. Это главное, за что я благодарна университету. А еще за настоящих друзей, которых я встретила здесь, за интересных людей, которые преподавали у нас, за стажировку в Италии - это бесценный жизненный опыт.

Много знаний, дисциплинированность, ответственность, много верных друзей и знакомство с потрясающими преподавателями, некоторые из них, кстати, тоже стали моими друзьями. Умение работать с огромными объёмами информации, правильно оформлять тексты, расставлять приоритеты, находить общий язык с разными людьми, смотреть на один и тот же предмет по-разному. Самыми полезными оказались предметы "Филологическая работа с текстом", "Практическая грамотность", "Практическая журналистика", "Английский язык" и "Практикум по орфографии и пунктуации".

Александра Валерьевна Черноокая, выпускающий редактор новостного канала "СТВ", учитель русского языка и литературы (совместитель), редактор молодежного приложения газеты, магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета (2017, бакалавриат):

Я думаю, что навыки письменного изложения информации, склонность к исследовательской деятельности, способность заниматься длительное время кропотливой работой. Образование.

Ксения Сергеевна Науменко, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «СПК» Москомспорта (2017, магистратура):

ПСТГУ дал мне качественное филологическое образование, научил гибкости, а также укрепил в вере. ПСТГУ дал большой багаж необходимых знаний, развил силу воли и выдержку, научил не идеализировать церковную структуру и понимать, что везде есть люди и везде есть грехи, однако в каждом научил видеть Божью искру, и сквозь налёт нашего материального в религиозной организации (православной) видеть Церковь Христову. ПСТГУ подарил мне прекрасных друзей и мужа. А ещё самых талантливых преподавателей, которым я всегда буду стараться подражать, и надеюсь, что это удастся, хотя бы немного. Особую благодарность хотелось бы выразить Е. Е. Серегиной за помощь ближним и неимоверную доброту; М. А. Родиной, которая на протяжении трёх лет помогала в написании бакалаврской и магистерской, собственным примером учила быть терпимее и мягче к студентам; И. Е. Мелентьевой за интереснейшие пары и объяснение того, что в жизни не все бывает, как нам того хочется; О. В. Альбрехт за захватывающие пары и привитие любви к зарубежной литературе второй половины XIX-XX века; Г. Н. Храповицкой за самые атмосферные занятия и личный пример того, что значит быть интеллигентом, и конечно, А. В. Коровину и О. Н Склярову за занятия, которые остались не только в памяти, но и в сердце (как и сами преподаватели), чьи слова и советы помнятся и сегодня и помогают в различных трудностях.

Мария Романовна Сванидзе, учитель английского начальных классов НОЧУ СОШ «Живоносный источник» (2017, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне не только качественные и объемные знания, но и укрепил мой интерес к филологии. Кроме того, ПСТГУ - это ВУЗ с неповторимой атмосферой и людьми, которые позволяют личности раскрыться в полной степени.

Антон Юрьевич Вахранев, менеджер по логистике полиграфической компании «Бюро Маяк» (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне очень многое. Если кратко, то: знания, знакомство с интересными людьми, возможность пожить одному, возможность учиться тому, что интересно. Спасибо.

N.N., МВД России, эксперт-криминалист (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне прекрасное образование, сформировал определённое отношение к Церкви, подарил множество прекрасных знакомств.

Мария Ильинична Красовицкая, корреспондент-переводчик в МИА «Россия сегодня» (2015, бакалавриат):

Именно в ПСТГУ меня научили тому, чему я планирую посвятить всю жизнь. Это - художественный перевод. О. Ю. Мар открыла мне это искусство, вселила веру в себя, дала знания, которые я с тех пор хочу развивать и углублять. Любой текст я неизменно анализирую с точки зрения перевода. Для меня это одновременно тяжелый труд и дело для души, досуг и самореализация.

Французский - мой любимый язык. Я продолжаю им заниматься, и база, которую дала мне Е. Н. Шапенко, до сих пор очень мне помогает. Одно из основных условий успешного изучении языка (да и любого дела) - требовательность к себе. А это Екатерина Николаевна воспитывает в студентах как никто другой.

О. Н. Скляров преподавал у меня еще в школе. Для меня это Учитель с большой буквы. Трепетное, тонкое и глубокое отношение к тексту, любовь и уважение к слову - именно он показал мне, насколько это важно. Именно он - мой образец Филолога. А еще знания, которые я получила на занятиях Олега Николаевича, помогли мне впоследствии поступить в магистратуру «Вышки».

Я филолог-литературовед. Но в определенный момент всерьез думала о том, чтобы заняться лингвистикой. Причиной тому - лекции А. В. Вдовиченко. Лингвистом я так и не стала, но искренний интерес к этой науке, а также конкретные теоретические знания, которые дал мне Андрей Викторович, продолжают поддерживать меня в дальнейших занятиях филологией.

Елена Сергеевна Касухина, учитель русского языка и литературы школы 2126 «Перово» (2015, специалитет):

ПСТГУ дал мне хороших преподавателей, верных друзей, с которыми общаемся до сих пор, разноплановые знания, очень интересные предметы, огромное спасибо Вам!

Мария Ивановна Сидорова, корректор на новостном портале Life.ru (2015, специалитет):

Главное, что должен давать вуз - способность учиться. Кроме того, актуальные знания по выбранной специальности. И тёплые отношения, которые до сих пор поддерживаются, как с другими студентами, так и с преподавателями.

Ирина Олеговна Скворцова, преподаватель английского языка Пензенского Государственного Университета (2015, специалитет):

Из полученных в университете знаний и навыков мне пригодилось в работе трудолюбие, хорошее произношение, умение интересно подать языковой материал, понимание студентов. ПСТГУ мне дал знания, профессию и много-много друзей!

Елизавета Сергеевна Гаврилина, учитель английского языка Православной Свято-Петровской школы (2015, бакалавриат):

Очень пригодилось знание языка, которое дал мне вуз. Был полезен пример моих преподавателей, а также умение работать в сжатые по времени сроки.

Вера Олеговна Свинарчук, преподаватель церковнославянского языка Воскресной школы при храме святых благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине, г. Москва; преподаватель кафедры теории и истории языка Филологического факультета ПСТГУ (2015, магистратура):

Хорошее высшее образование, конечно! А также возможность сформироваться личностно и интеллектуально в благоприятной, отчасти даже «тепличной» среде, не испытывая давления чуждых мне ценностей и стереотипов; дружеские и профессиональные связи; ощущение себя частью большого сообщества умных, талантливых, молодых (по крайней мере - душой:) людей, не равнодушных к жизни Церкви и общества, особенно к интеллектуальной стороне этой жизни… Думаю, мое мировоззрение во многом было сформировано за годы учёбы в стенах ПСТГУ.

Дарья Александровна Александрова, преподаватель итальянского языка на курсах с опытом работы в нескольких школах (2014, специалитет):

Осознанность в вере… В личностном плане: общение с людьми, в том числе разных конфессий, возможность выработать свои позиции и научиться функционировать в разноплановые обществе. В профессиональном: летние школы и стажировки в Италии, которые во многом и определили мою профессиональную деятельность.

Кристина Геннадьевна Самуйлова, преподаватель кафедры романской филологии, зам. декана по воспитательной работе филологического факультета ПСТГУ; учитель итальянского языка и инспектор Православной Свято-Петровской школы (2013, специалитет):

ПСТГУ воспитал меня не только в профессиональном плане, но и в жизненном. Когда видишь перед глазами живые примеры подвижников, хочется следовать и учиться у них многому, не только в профессиональном плане, но и в духовной жизни. Осталось только научиться рассчитывать свои силы.

Кристина Викторовна Литвинцева, старший преподаватель школы Лингвистики НИУ ВШЭ (2012, магистратура):

Навык выступления на конференциях и написания статей.

Анна Николаевна Мельник, управляющая переводческим бюро, профессиональный устный переводчик (Париж) (2011, специалитет):

ПСТГУ дал мне всё - это была первая ступень к жизни моей мечты. Без ПСТГУ в моей жизни ничего бы не было возможно. Этот замечательный университет научил меня мыслить и никогда не сдаваться. После ПСТГУ я училась во многих университетах, в России и Франции, у меня были преподаватели из разных стран, но самые лучшие из всех навсегда остались - К. А. Александрова и Е. М. Королева. Самая сильная база, самые крепкие знания, самое большое развитие как научное, так и личное, самое душевное внимание, самые верные советы - я получила от них. Мне очень повезло учиться под их руководством, и я счастлива, что знакома с ними.

Екатерина Олеговна Надольская, секретарь-переводчик Итальянской школы им. Итало Кальвино (2011, специалитет):

Образование, друзей, незабываемые студенческие годы!

Мария Ивановна Хажомия, к.ф.н., преподаватель кафедры теории и истории языка ПСТГУ (2011, специалитет):

Возможность общаться с людьми из церковного круга, при этом получая знания о филологии и о себе.

Александр Юрьевич Карпухин, главный библиограф ВГБИЛ (2011, специалитет):

Знание иностранных языков, общая эрудиция, навык сбора и систематизации информации.

Алена Александровна Маловичко, мать пятерых детей (2006, специалитет):

Я очень и очень благодарна всем, кто меня учил и тем, кто этот институт создал и поддерживал. Я не самая лучшая выпускница, так как почти не применяла свои навыки и знания на деле, но ПСТГУ дал намного больше, чем просто диплом об образовании.

Елена Валерьевна Недич, преподаватель Богословского факультета Белградского университета (2006, специалитет):

Профессиональные знания, жизненный опыт, радость общения со многими удивительными людьми и многое другое.

Александра Андреевна Островская, преподаватель французского и итальянского языка языковой школы Soho Bridge; певчая и регент в храме Спаса Преображения на Болвановке (2005, специалитет):

Воцерковлённость, правильное понимание веры, основу и смысл жизни. Развил мои таланты и помог сбыться мечте - выучить итальянский. Дал сразу две профессии: преподавателя языков и певчей в храме (не напрямую, но благодаря Институту). Огромный круг знакомств в среде верующих людей, профессионалов в разных областях. Кстати, мужа тоже! И нескольких близких друзей. Хороший старт в жизни. Слава Богу за всё!

Татьяна Александровна Левшенко, к.ф.н., старший преподаватель кафедры современного русского языка филологического факультета ПСТГУ; редактор Отдела богослужебных книг Издательства Московской Патриархии (2001, специалитет):

Хорошее образование, хорошую работу, общение с хорошими людьми и даже семью (познакомилась с мужем в стенах ПСТГУ).

Анна Вячеславовна Валькова, преподаватель кафедры теории и истории языка и кафедры германской филологии Филологического факультета ПСТГУ (2001, специалитет):

Достойное гуманитарное образование, в некотором роде, новый взгляд на мир.

Ректор ПСТГУ и ПСТБИ, заведующий отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ, к. ф.-м. н., доктор богословия Honoris causa Православного Свято-Сергиевского Института в Париже, профессор, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, заведующий сектором Теологии в Учебном Комитете, член Межсоборного Присутствия, Синодальной комиссии по канонизации святых, Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Издательского Совета Русской Православной Церкви и научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по теологии, настоятель Николо-Кузнецкого и приписных к нему храмов, духовник Православной Свято-Петровской средней общеобразовательной школы и Братства во Имя Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев родился 28 марта 1941 г. в Москве. Дед отца Владимира - протоиерей Владимир Николаевич Воробьев - был членом Московского Епархиального Совета при Патриархе Тихоне, настоятелем московского храма святителя Николая в Плотниках на Арбате. Его несколько раз арестовывали, 10 лет он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Умер в тюрьме в 1940 году.

В 1959 г. будущий о. Владимир поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1965 г. Работал в МГУ, с 1966 г. учился в аспирантуре, с 1970 г. работал в Вычислительном Центре Академии Наук СССР. В 1973 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук.

В 1980 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1982 г. - Московскую духовную академию.

Служил в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, затем в Никольской церкви у Преображенского кладбища. В 1984 г. был переведен в Успенский храм в Вешняках, в 1990 г. - в храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. В 1997 г. назначен его настоятелем. Одновременно стал настоятелем приписного к ней храма Живоначальной Троицы в Вишняках, который был открыт и восстановлен под руководством отца Владимира.

Под руководством о. Владимира созданы православная Свято-Петровская общеобразовательная школа и воскресная школа Николо-Кузнецкого храма, детские лагеря, книжный магазин «Православное слово».

В 1990г. о. Владимир стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991г. был избран ректором. После преобразования курсов в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, в марте 1992 г. стал его ректором. В мае 2004 г. институт получил статус университета и был преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).

Под руководством о. Владимира в ПСТБИ/ПСТГУ был разработан государственный образовательный поликонфессиональный стандарт по теологии, ставший основой для открытия специальности «Теология» в государственном классификаторе и создания теологических факультетов и отделений в государственных вузах. С октября 2015 г. о. Владимир - председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по теологии.

Отец Владимир является одним из организаторов изучения новейшей истории Русской Церкви в XX в. Возглавляет в ПСТГУ научный Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви. Является главным редактором научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», в которой с 1994 года опубликовано 25 монографий, включающих уникальные документы и воспоминания.

В 1998 г. о. Владимир вошел в Синодальную комиссию по канонизации святых, принимал активное участие в подготовке масштабной канонизации новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Под его руководством в ПСТГУ для канонизации была написана икона Собора новых мучеников и исповедников Российских. Осенью 2015 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви о. Владимир назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

Благодаря усилиям о. Владимира, в 2004 г. бывший Епархиальный дом - место заседаний исторического Поместного собора 1917-1918 гг. - был передан Русской Православной Церкви О. Владимир организовал восстановление дома с реставрацией мемориальной зоны – Соборной палаты и Князь-Владимирского храма. 26 июля 2015 г., в дни празднования 1000-летия кончины св. равноапостольного князя Владимира, храм и здание были освящены Патриархом Московскими всея Руси Кириллом. В настоящее время Епархиальный дом является главным зданием ПСТГУ.

В ПСТГУ о. Владимир читает курс «Введение в литургическое предание Православной Церкви», в разное время читал лекции по «Пастырскому богословию» и вел семинары по Священному Писанию Нового Завета. Является главным редактором периодических изданий ПТСГУ: Богословский сборник (1992 – 2003 гг.) и, после 2003 г., Вестник ПСТГУ (в пяти сериях), а так же главным редактором Издательства ПСТГУ.

Протоиерей Владимир Воробьев - автор более 120 публикаций по церковной истории, литургическому преданию, пастырскому богословию, религиозному образованию, по различным проблемам церковной жизни. Консультант трех фильмов, посвященных ПСТБИ / ПСТГУ.

В 1997 г. прот. Владимир Воробьев получил звание профессора.В 2007 г. - степень доктора богословия Honoris Causa Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.

Отец Владимир является заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам (с 2002 г.), руководителем сектора теологического образования, членом Межсоборного присутствия (комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики и комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения) , членом коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, Коллегии при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, Издательского Совета Русской Православной Церкви, научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», редколлегии журнала «Православная беседа» и других церковных и светских научно-образовательных объединений и организаций.

Отец Владимир женат. У него и матушки Ольги - 4 детей и 25 внуков.

Отец Владимир удостоен церковных и светских наград.

Церковные награды:
ордена святителя Макария, митрополита Московского, II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени; преп. Сергия Радонежского III степени, 2015 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.; медали прп. Серафима Саровского II степени; прп. Сергия Радонежского; святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению»

Светские награды:
медали
«В память 850-летия Москвы»; ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени;нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;почетная грамота Министерства образования РФ, нагрудный знак Российской Федерации «За милосердие и благотворительность»

Научные труды, публикации:
Современные проблемы пастырского служения // Вестник пастырского семинара. - 1996. № 1. С. 10–15;
Православное учение о браке // Православная беседа. - 1996. № 5. С. 9–14;
Покаяние. Исповедь. Духовное руководство. - М., 1997;
Перспективы высшей православной школы // V Международные Рождественские образовательные чтения: Сб. докладов. - М., 1997. С. 57–67;
Особенности документов следственных дел 20-40-х гг. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1997. - М., 1997. С. 163–166;
Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви // Там же, 1998. - М., 1998. С. 182–186;
Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова // Там же, 2000. - М., 2000. С. 257–267;
Пастырское служение в Русской Православной Церкви. XX в. // ПЭ. Т.: РПЦ. - М., 2000. С. 295–304;
Некоторые проблемы канонизации святых сегодня // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 2002. - М., 2002. С. 156–162;
Религиозное образование в современной России // Религия и школа в современной России: Документы. Материалы. Выступления. Материалы конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» (Москва, 10-11 окт. 2002 г.). - М., 2003. С. 89–107.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПСТГУ Обучаясь в ПСТГУ, у студентов появляется возможность одновременно развиваться в разных направлениях с учетом индивидуальных потребностей. С одной стороны, Университет предлагает на 9 факультетах 52 программы обучения в области гуманитарного образования по востребованным специальностям с выдачей дипломов государственного образца. С другой стороны, предлагаемые программы позволяют не просто получить актуальную специальность, но и расширить круг компетенций за счет изучения иностранных языков и получения нескольких профессий. СТАЖИРОВКИ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ ЕВРОПЫ ПСТГУ создает возможности для получения первого профессионального опыта в процессе прохождения стажировок и практик. Университет имеет партнерские связи с 12 ВУЗами в Европе и США, в которых студенты ПСТГУ могут проходить обучение и практику по программам обмена. Таким образом, каждый студент может выстроить индивидуальную траекторию развития, которая может включать в себя получение сразу несколько специальностей, хорошую языковую и богословскую подготовку. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования является важным критерием оценки деятельности ПСТГУ, которое достигается за счет научной деятельности университета, собственных методик, высокого уровня квалификации преподавателей и известных приглашенных специалистов. Преподаватели ПСТГУ являются экспертами высокого уровня в своих областях, часто выступают на российских и международных научных конференциях, а также с лекциями в других ВУЗах. В стенах университета также проходят обучение и стажировку студенты из стран Европы и США. ПСТГУ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Желающим посвятить себя научной деятельности университет предоставляет возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, публикации работ в изданиях ПСТГУ, работы в научных центрах, участия в конференциях. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В университете налажена активная и разнообразная студенческая жизнь, он является местом проведения многочисленных научных и культурных мероприятий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПСТГУ Хорошая материально-техническая база университета позволяет использовать в процессе обучения современные технологии. Также студенты могут пользоваться библиотеками, электронными ресурсами, столовыми и даже студией коворкинга для подготовки к занятиям и отдыха. Для иногородних студентов предоставляется общежитие. НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И ОБЩЕЖИТИЯ В 2018 г. университет предлагает абитуриентам 375 «бюджетных» мест, часть из которых финансируется из государственного бюджета , часть - из собственных средств, а также 392 места на платной основе. На время обучения в ПСТГУ юношам призывного возраста предоставляется отсрочка от армии. Учеба в ПСТГУ требует от студентов целеустремленности, работоспособности и желания учиться. Только в этом случае все те возможности, которые предоставляет университет, позволят получить хорошую базу и преимущества, необходимые при дальнейшем трудоустройстве. ПСТГУ ждет своих студентов!

— Ваш вуз стал первым учебным заведением Русской Православной Церкви, выпускающим специалистов с дипломами государственного образца. Как это получилось, и каким образом нужно было изменить программу духовного учебного заведения, чтобы получить признание наравне со светскими вузами?

— Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ), учрежденный в 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II, впервые получил госаккредитацию в 1997-м, используя уже действовавший с 1992-1993 годов образовательный стандарт по теологии. Однако этот стандарт не был удовлетворительным. В ПСТБИ по предложению Министерства образования РФ был разработан стандарт по теологии второго поколения, который и был утвержден министерством. В его основу был положен принцип многоконфессиональности. Новый стандарт включил в себя ряд блоков, общих для разных религий (например, философию, историю, иностранные языки, элементы экономики, информатики и другие), и блок дисциплин религиозной подготовки, который является основным по количеству учебных часов.

Было создано отделение теологии в учебно-методическом объединении (УМО) классических университетов, куда вошли представители разных религий. При этом в УМО по теологии не было ни одного межрелигиозного конфликта, которыми нас пугали противники утверждения стандарта по теологии. Уже на основе новых стандартов ПСТБИ подтвердил свою госаккредитацию в 2002 году, а через два года получил статус университета и стал называться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).

Отличия наших учебных планов от программ духовных школ не носят принципиального характера. Нам пришлось включить в свои учебные планы предметы, обязательные для всех гуманитарных вузов, желающих иметь госаккредитацию. Но мы считаем, что наши студенты должны иметь представление и об экономике, и об информатике, и об истории науки. Занятия физкультурой, обязательные для всех, нашим студентам тоже необходимы. Количество учебных часов, отводимых на богословские дисциплины, незначительно отличается от норм духовных школ.

— Чем, на ваш взгляд, отличается теологическое образование от религиоведческого?

— Соотношение теологии с религиоведением во многом аналогично соотношению художника с искусствоведом, пианиста или композитора с музыковедом и т.п. Невозможно, например, математику или физику заменить историей науки вообще. В России, к сожалению, религиоведение стало прямым преемником «научного атеизма», что легко прослеживается как в биографиях ведущих религиоведов, так и в их печатных изданиях. Но и в Европе религиоведение остается компаративной наукой и не претендует на то, чтобы заменить собой теологию, которая изучает религиозный опыт изнутри, причем всегда с конфессиональных позиций.

Религиоведение использует выработанные теологией архетипы, понятийный аппарат, терминологию и т.д. Все это наглядно иллюстрирует сравнение учебных планов по специальностям «теология» и «религиоведение». Чтобы стать православным теологом, нужно основательно знать древние языки, библеистику, историю Церкви, патристику, литургическое богословие и т.д. Обо всем этом религиовед имеет самые поверхностные представления.

— Сколько выпускников оканчивает ваш вуз, каков конкурс при поступлении? Куда идут работать выпускники — в Церковь, в государственные учреждения или в школы преподавателями «Основ православной культуры»? Каковы перспективы служения или работы в Церкви выпускниц вашего вуза?

— В ПСТГУ в настоящее время насчитывается десять факультетов. Наибольший конкурс бывает на факультете церковных художеств, богословском, филологическом, историческом факультетах. Ежегодно университет выпускает примерно 250 человек. Большая их часть определяется с местом работы еще до окончания вуза. Значительная часть теологов становится священнослужителями, преподавателями. Выпускники других факультетов — сотрудниками образовательных и административных учреждений Церкви, иконописцами, реставраторами, регентами хора, социальными работниками, журналистами и т.д.

Студентки составляют примерно 50 процентов учащихся Свято-Тихоновского университета. Девушки учатся на общих основаниях с юношами, за исключением пастырского отделения богословского факультета. Но есть специальности, больше привлекающие девушек, например церковное пение, педагогика начальной школы. Кафедра церковного шитья, возрождающая древнее искусство золотошвеек, целиком женская. Многие специальности открывают девушкам возможность церковного служения — в качестве регентов, певчих, иконописцев, реставраторов, преподавателей воскресных школ в социальных, образовательных, издательских учреждениях Церкви. Именно в нашем университете получила богословское образование первая в России женщина — магистр богословия Наталья Сухова. Эта высокая ученая степень была присуждена ей за великолепную работу по истории реформ духовных академий.

— Есть ли среди выпускников вашего вуза представители епископата Русской Православной Церкви?

— Недавно в прессе появилась информация о том, что студенты и выпускники вашего вуза принимают участие в создании так называемого «православного корпуса» при движении «Наши». Как вы прокомментируете эту информацию?

— Некоторое время назад в вестибюле ПСТГУ были развешены листовки, приглашавшие студентов к участию в движении «Наши». Затем на сайте «Новости.ru» появилось сообщение о том, будто бы 23 мая заместитель руководителя «Наших» Борис Якеменко выступал перед студентами и выпускниками ПСТГУ в офисе некоего молодежного движения. Может быть, там было несколько студентов, но об организованном участии вуза в движении «Наши» речь идти не может. Устав ПСТГУ исключает возможность организованного участия университета в каких-либо политизированных акциях. Учащиеся и выпускники как частные лица вольны встречаться с кем хотят, но я уверен, что не было никаких значительных поводов для обсуждения этой темы в СМИ.

«НГ-Религии» /Патриархия.ru