Алексашкина Л. Н

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ,

…………………………….

учитель истории и обществознания

Населенный пункт, год

1.Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы разработаны на основеПримерной программы основного общего образования по новейшей истории МО РФ 2004г. и авторской программы «Новейшая история ХХ века» Алексашкиной Л. Н, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник: Алексашкина Л. Н. Новейшая история XX век: учебник для общеобразовательной школы. - М.:Мнемозина. - 2011. –295с.

Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран
В результате изучения всеобщей истории ученик должен

знать/понимать

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

На изучение Всеобщей истории - 24 часа , на изучение Истории России - 46 часов . Кроме того, часть тем: «Мир в начале XX века», «I мировая война», «II мировая война», «Современные международные отношения» изучаются интегрировано.


п\п

Название раздела


количество часов

1.

Раздел 1: «Мир в первой половине XX века»

10 часов

Введение

1

Тема 1. Первая мировая война

(2 ч)

Тема 2.

(2 ч)

Тема 3 Мир между мировыми войнами

(5 ч)

2.

Раздел 2: «Вторая мировая война 1939-1945 гг.»

3 часа

3.

Раздел 3. «Мир во 2 половине XXв. –начале XXI в.»

10 часов

Тема 1. Мир после Второй мировой войны

(1 ч)

Тема 2. Страны Запада и Восточной Европы во второй половине XX столетия

(4 ч)

Тема 3.Страны Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны

(2 ч)

Тема 4. Мир в конце XX в.

(3 ч)

4.

Итоговое обобщение: « Мир в начале XXI в.»

1 час

итого

24 часа

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (24 ч)

Раздел 1. МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (10 часов)

Введение. Мир в начале XX в. (1 ч).

Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общест ва. Изменения в жизни. Экономические процессы в странах Европы и США. Политические идеи и политический строй стран Запада. Политическая карта мира.
Тема 1. Первая мировая война (2 ч)

Начало Первой мировой войны. Международные отношения в начале XX в. Военно-политические блоки и противоречия между ними. Предпосылки и причины Первой мировой войны. . Планы сторон. Основные фронты и ход военных действий в 1914–1915 гг. Россия в 1914–1915 гг. Значение Восточного фронта. Патриотический подъем и пропаганда.

На переломе войны. Позиционный характер войны. Появление новой военной техники. Война на море и в воздухе. Подводная война. Жизнь людей в воюющих странах. Экономическое и политическое положение в воюющих странах. Причины вступления в войну США и изменение соотношения сил в пользу Антанты. Основные фронты и ход военных действий в 1916–1917 гг.

Последние годы войны. Обострение социальных противоречий. Революционные события и Гражданская война в России. Основные фронты и ход военных действий в 1918 г. Экономическое и военное истощение Германии. План В. Вильсона. Итоги Первой мировой войны.

Тема 2. Мир после Первой мировой войны (2 ч)

Версальская система. Итоги войны. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. «14 пунктов» В. Вильсона. Противоречия между странами-победительницами. Версальский мирный договор и его последствия. Лига Наций . Распад империй и образование новых государств в Европе. От новых революций к стабилизации в Европе. Социально-политические последствия мировой войны. Усиление радикальных течений в Европе. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе, распад империй и образование новых государств. Возникновение авторитарных режимов в Европе. Проблема германских репараций, международная изоляция СССР. Попытки ограничения вооружений. Вашингтонская конференция. Экономика и общество в эпоху процветания.
Тема 3 Мир между мировыми войнами. (5 ч)

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Экономический и политический кризис в Германии. Истоки нацизма. Национал-социализм. А.Гитлер . Внутренняя политика нацистов. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика Германии. Нацисты и духовная жизнь Германии.

Экономический кризис. «Новый курс» в США. Предпосылки экономического кризиса. Его мировой характер. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Причины кризиса в США. Начало «нового курса». Идеология либерального реформизма. Ф.Д. Рузвельт. Основные мероприятия «нового курса». Американский образ жизни.

Левые силы Европы. Раскол рабочего движения. Роль Коминтерна. Проявления экономического и политического кризиса во Франции и Испании. Цели и задачи левых в Западной Европе. Создание и мероприятия правительства Народного фронта во Франции. Народный фронт и гражданская война в Испании. Итоги деятельности правительств Народного фронта.

Страны Азии и Африки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны и революций в России и Европе на страны Востока. Влияние Версальско-Вашингтонской системы на колониальные страны. Мандатная система Лиги Наций. Революционный подъем в Азии, распад империй и образование новых государств. Антиколониальное и национально-освободительное движение. Движение ненасильственного сопротивления в Индии (М. Ганди ). Гражданская война и борьба против внешней агрессии в Китае (Сунь Ятсен , Чан Кайши, Мао Цзэдун). Модернизация и реформы в странах Востока. Политика этатизма в Турции (К. Ататюрк).

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.

Начало агрессии фашистских государств в Европе. Причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке, Италии – в Африке. Нарушение Германией равновесия сил в Европе. Создание блока фашистских государств. Мюнхенское соглашение 1938 г. Политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия. Территориальные изменения в Европе к началу Второй мировой войны.

Культура, наука и общество Запада в межвоенный период. Наука и техника. Изменения в положении различных социальных слоев. Религия и общество в первой половине XX в. Проявления духовного кризиса европейской цивилизации. Массовая культура. Средства массовой информации; роль пропаганды в установлении контроля над массовым сознанием.

Раздел 2 « ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 -1945 гг.» (3 часа)
Тема 1. Вторая мировая война: Причины, участники, ход боевых действий. Начало Второй мировой войны. Причины и характер Второй мировой войны . Участники, основные этапы военных действий . Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Военные действия в Европе в 1940 г. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке в 1940 – первой половине 1941 г. Подготовка Германией нападения на СССР. Заключение Тройственного союза Германией, Италией и Японией.

Перелом в ходе войны. Нападение Германии на СССР. Развертывание войны на Тихом океане. Нападение Японии на Пёрл-Харбор и вступление в войну США. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане в 1942–1943 гг. Коренной перелом в военных действиях на советско-германском фронте. Крах режима Б. Муссолини. Заключительный этап войны.

Тема 2. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Внутренний кризис фашистских режимов. Ход военных действий в 1944 г. Открытие второго фронта в Европе. Берлинская операция и капитуляция Германии. Решения Потсдамской конференции. Завершение войны на Дальнем Востоке. Вступление в войну против Японии СССР. Изгнание японских захватчиков из Китая, Кореи и Вьетнама. Капитуляция Японии. Цена победы над фашизмом.

Тема 3 Дипломатия в годы Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль . Роль СССР в борьбе с фашистскими агрессорами. Проблема открытия второго фронта. Значение решений Тегеранской и Ялтинской конференций. Итоги Второй мировой войны.
Раздел 3. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (10 часов)
Тема 1.Мир после Второй мировой войны (1 час)

Раскол послевоенного мира на Запад и Восток. Политические итоги войны. Холодная война Создание ООН. Важнейшие решения союзников в отношении Германии. Незавершенность мирного урегулирования на Дальнем Востоке. Наказание военных преступников. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Установление в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание военно-политических блоков и усиление «холодной войны». Гонка вооружений. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты. Региональные конфликты и их роль в обострении международных отношений (индо-пакистанский, ближневосточный, индокитайский). Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Успехи национально-освободительного движения и появление нового фактора в международной политике. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. и его разрешение. Превращение Китая в важнейший субъект международной политики.

От разрядки к новому противостоянию. Международные отношения в конце 70-х – первой половине 80-х гг.

Начало процесса разрядки международной напряженности. «Новая восточная политика» ФРГ. Советско-американские соглашения по ограничению стратегических вооружений и их значение. Хельсинкский Заключительный акт. Кризис политики разрядки в конце 70-х гг. Влияние кризиса «реального социализма» на военно-политическое положение Востока. Региональные конфликты. Война в Афганистане и снижение авторитета СССР среди стран «третьего мира».

Это новый тип учебного пособия, углубляющего знания старшеклассников и способствующего овладению навыками аналитической работы. В учебнике сочетаются систематизация знаний о событиях и процессах новейшей истории, элементы сравнительного анализа, проблемный подход. Значительное место занимает материал для самостоятельных занятий - исторические документы, статистические данные, иллюстрации. Книга является составной частью учебно-методического комплекта для 11-го класса (наряду с рабочей тетрадью, тематическим планированием и методическим пособием для учителя).

История XX века неслучайно названа современниками новейшей эпохой. Ее отличают особо значительные масштабы научно-технического прогресса, социальных движений и перемен, войн и революций. Она характеризуется динамичным развитием индустриального, а затем - информационного общества, размахом процессов модернизации. Все это привело к смешению традиционных и новых укладов жизни, расширению контактов между государствами, народами, отдельными людьми, к взаимодействию разных культур.

Сложность и противоречивость новейшей эпохи отразились в многообразных, часто противоположных суждениях о событиях и людях XX века. Наша книга предполагает активное включение в диалог современников событий и последующих поколений, непосредственных участников и историков-исследователей.

Для того чтобы определить свое отношение к прошлому, даже недавнему, необходимо анализировать, сопоставлять, критически оценивать разнообразные свидетельства и мнения. Наряду с авторским текстом в каждой главе учебника есть рубрика «Изучаем источники, решаем проблемы». В ней помещены фрагменты исторических документов, статистические данные, фотографии, художественные материалы, отрывки из трудов историков. Это своего рода исследовательская лаборатория, где особенно важно уметь самостоятельно рассматривать и сопоставлять факты, высказывать и обосновывать суждения и оценки.

Оглавление
Предисловие 3
ГЛАВА 1
Новейшее время в истории 5
Изменения на карте мира (5). Общество в движении (6). Проблемы периодизации новейшей истории (8).
ГЛАВА 2
На пороге новейшей эпохи 11
Государства и народы (11). Научно-технический прогресс. Индустриализация (12). Империализм (14). Проблемы модернизации (16).
ГЛАВА 3
Страны Европы и США в начале XX в.: достижения и проблемы индустриального развития 20
Поступь индустриализации (20). Люди в движении (22). Социальные движения (23). Консерваторы, либералы, радикалы в начале XX века (26). Социальные реформы (28). Национальные вопросы (30).
ГЛАВА 4
«Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910-1917 гг 36
Подъем освободительных движений. Альтернативы трансформации (36). Страны Ближнего Востока (38). Синьхайская революция 1911 - 1913 гг. в Китае (39). Проблемы трансформации в Индии (40). Мексиканская революция 1910 - 1917 гг. (41).
ГЛАВА 5
Первая мировая война: на фронтах и в тылу 46
На пути к войне (46). Начало войны (48). Западный и Восточный фронт (49). Война и общество. «Гражданский мир» (52). Жизнь в тылу (53). Кризис назрел (54). На завершающем этапе (1917-1918 гг.) (55).
ГЛАВА 6
К новому миру 59
Образование новых государств (59). Революционные события 1918 - начала 1920-х годов (60). Версальско-Вашингтонская система (65).
ГЛАВА 7
Демократии Запада в 1918-1939 гг.: ответы на вызовы времени 71
Этапы межвоенной истории (71). Лейбористы в Великобритании: путь к власти (72). «Новый курс» Ф. Рузвельта (74). Франция: выбор между демократией и авторитаризмом (76).
ГЛАВА 8
Утверждение тоталитаризма 82
Возникновение фашизма и нацизма (82). Приход к власти (83). Тоталитарные режимы (85). Установление авторитарных режимов в Европе (87). Испания в 1930-е годы: между демократией и авторитаризмом (88).
ГЛАВА 9
Борьба за освобождение и обновление в странах Азии 93
Успехи модернизации в Турции (93). Новый путь Монголии (94). Китай: от революции к освободительной войне (95). Освободительное движение в Индии. М. К. Ганди (96).
ГЛАВА 10
Культура в меняющемся мире 101
В начале эпохи (101). Новые времена (103). Культура в «массовом обществе» (107). Тоталитаризм и культура (111).
ГЛАВА 11
Международные отношения в 1920-1930-е годы: мир между войнами 115
«Эра пацифизма» (115). Начало агрессии (117). 1939-й год (120).
ГЛАВА 12
На фронтах Второй мировой войны (1939-1945) 126
Начало (126). Покорение Европы (128). 1941-1942 гг.: война разгорается (130). Перелом в войне (133). Освобождение Европы. Капитуляция Германии (134). Разгром Японии (138).
ГЛАВА 13
В тылу воевавших стран 144
Новый порядок» (144). Движение Сопротивления (146). Германия в тотальной войне (149). На пути к освобождению (151).
ГЛАВА 14
Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг 154
Большие перемены (154). Двухполюсный мир (156). Крушение колониальной системы (158).
ГЛАВА 15
Общество в движении 162
Динамика экономического развития (162). Новые рубежи научно-технического прогресса (163). Изменения в обществе (166). Социальные движения (169).
ГЛАВА 16
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX - начале XXI века 172
Путь сверхдержавы (172). Политическое развитие: демократы и республиканцы (177). Общественные движения (181).
ГЛАВА 17
Успехи и проблемы западноевропейского общества 185
От восстановления к стабильности (1945-1950-е годы) (185). Перемены 1960-х годов (189). Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании (193). Неоконсерватизм 1980-1990-х годов (194).
ГЛАВА 18
Страны Центральной и Восточной Европы: в поисках своего пути 200
1940-е годы: на историческом перепутье (200). Достижения и противоречия «реального социализма» (203). События 1989-1990 гг. (207). На новом этапе (209).
ГЛАВА 19
Страны Азии и Африки: освобождение и выбор путей развития 215
Общая характеристика (215). Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии: достижения и проблемы модернизации (218). Афганский эксперимент (224). Страны арабского мира (227). Ближневосточный конфликт (229). Страны Тропической и Южной Африки (230).
ГЛАВА 20
Пути модернизации стран Латинской Америки 235
Общие черты и особенность развития латиноамериканских стран (235). В послевоенные годы (237). Национал-реформизм (238). Кубинская революция (239). Чили в 1970-1990-е годы (241). Страны Латинской Америки в 1980-1990-е годы (244).
ГЛАВА 21
Культура во второй половине XX - начале XXI века 248
Обновление или упадок? (248). Художники и время (250). Массовая культура (252). Проблемы взаимодействия культур (255).
ГЛАВА 22
Международные отношения в 1945-2004 гг 260
На новом этапе (260). Основные периоды и проблемы международных отношений во второй половине XX века (262). Отношения между народами (267). На рубеже веков (268).
Задания для итогового обобщения 274
Хронологическая таблица 278
Словарь терминов 284
Биографический словарь
289
Список рекомендуемой литературы 314.

Новейшая история: XX век - начало XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н.

3-е изд.- М.: 2005. - 319 с.

Это новый тип учебного пособия, углубляющего знания старшеклассников и способствующего овладению навыками аналитической работы. В учебнике сочетаются систематизация знаний о событиях и процессах новейшей истории, элементы сравнительного анализа, проблемный подход. Значительное место занимает материал для самостоятельных занятий - исторические документы, статистические данные, иллюстрации. Книга является составной частью учебно-методического комплекта для 11-го класса (наряду с рабочей тетрадью, тематическим планированием и методическим пособием для учителя).

Формат: pdf / zip

Размер: 51 Мб

Скачать: ссылки удалены (см. примечание!!)

Оглавление
Предисловие 3
ГЛАВА 1
Новейшее время в истории 5
Изменения на карте мира (5). Общество в движении (6). Проблемы периодизации новейшей истории (8).
ГЛАВА 2
На пороге новейшей эпохи 11
Государства и народы (11). Научно-технический прогресс. Индустриализация (12). Империализм (14). Проблемы модернизации (16).
ГЛАВА 3
Страны Европы и США в начале XX в.: достижения и проблемы индустриального развития 20
Поступь индустриализации (20). Люди в движении (22). Социальные движения (23). Консерваторы, либералы, радикалы в начале XX века (26). Социальные реформы (28). Национальные вопросы (30).
ГЛАВА 4
«Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910-1917 гг 36
Подъем освободительных движений. Альтернативы трансформации (36). Страны Ближнего Востока (38). Синьхайская революция 1911 - 1913 гг. в Китае (39). Проблемы трансформации в Индии (40). Мексиканская революция 1910 - 1917 гг. (41).
ГЛАВА 5
Первая мировая война: на фронтах и в тылу 46
На пути к войне (46). Начало войны (48). Западный и Восточный фронт (49). Война и общество. «Гражданский мир» (52). Жизнь в тылу (53). Кризис назрел (54). На завершающем этапе (1917-1918 гг.) (55).
ГЛАВА 6
К новому миру 59
Образование новых государств (59). Революционные события 1918 - начала 1920-х годов (60). Версальско-Вашингтонская система (65).
ГЛАВА 7
Демократии Запада в 1918-1939 гг.: ответы на вызовы времени 71
Этапы межвоенной истории (71). Лейбористы в Великобритании: путь к власти (72). «Новый курс» Ф. Рузвельта (74). Франция: выбор между демократией и авторитаризмом (76).
ГЛАВА 8
Утверждение тоталитаризма 82
Возникновение фашизма и нацизма (82). Приход к власти (83). Тоталитарные режимы (85). Установление авторитарных режимов в Европе (87). Испания в 1930-е годы: между демократией и авторитаризмом (88).
ГЛАВА 9
Борьба за освобождение и обновление в странах Азии 93
Успехи модернизации в Турции (93). Новый путь Монголии (94). Китай: от революции к освободительной войне (95). Освободительное движение в Индии. М. К. Ганди (96).
ГЛАВА 10
Культура в меняющемся мире 101
В начале эпохи (101). Новые времена (103). Культура в «массовом обществе» (107). Тоталитаризм и культура (111).
ГЛАВА 11
Международные отношения в 1920-1930-е годы: мир между войнами 115
«Эра пацифизма» (115). Начало агрессии (117). 1939-й год (120).
ГЛАВА 12
На фронтах Второй мировой войны (1939-1945) 126
Начало (126). Покорение Европы (128). 1941-1942 гг.: война разгорается (130). Перелом в войне (133). Освобождение Европы. Капитуляция Германии (134). Разгром Японии (138).
ГЛАВА 13
В тылу воевавших стран 144
Новый порядок» (144). Движение Сопротивления (146). Германия в тотальной войне (149). На пути к освобождению (151).
ГЛАВА 14
Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг 154
Большие перемены (154). Двухполюсный мир (156). Крушение колониальной системы (158).
ГЛАВА 15
Общество в движении 162
Динамика экономического развития (162). Новые рубежи научно-технического прогресса (163). Изменения в обществе (166). Социальные движения (169).
ГЛАВА 16
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX - начале XXI века 172
Путь сверхдержавы (172). Политическое развитие: демократы и республиканцы (177). Общественные движения (181).
ГЛАВА 17
Успехи и проблемы западноевропейского общества 185
От восстановления к стабильности (1945-1950-е годы) (185). Перемены 1960-х годов (189). Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании (193). Неоконсерватизм 1980-1990-х годов (194).
ГЛАВА 18
Страны Центральной и Восточной Европы: в поисках своего пути 200
1940-е годы: на историческом перепутье (200). Достижения и противоречия «реального социализма» (203). События 1989-1990 гг. (207). На новом этапе (209).
ГЛАВА 19
Страны Азии и Африки: освобождение и выбор путей развития 215
Общая характеристика (215). Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии: достижения и проблемы модернизации (218). Афганский эксперимент (224). Страны арабского мира (227). Ближневосточный конфликт (229). Страны Тропической и Южной Африки (230).
ГЛАВА 20
Пути модернизации стран Латинской Америки 235
Общие черты и особенность развития латиноамериканских стран (235). В послевоенные годы (237). Национал-реформизм (238). Кубинская революция (239). Чили в 1970-1990-е годы (241). Страны Латинской Америки в 1980-1990-е годы (244).
ГЛАВА 21
Культура во второй половине XX - начале XXI века 248
Обновление или упадок? (248). Художники и время (250). Массовая культура (252). Проблемы взаимодействия культур (255).
ГЛАВА 22
Международные отношения в 1945-2004 гг 260
На новом этапе (260). Основные периоды и проблемы международных отношений во второй половине XX века (262). Отношения между народами (267). На рубеже веков (268).
Задания для итогового обобщения 274
Хронологическая таблица 278
Словарь терминов 284
Биографический словарь
289
Список рекомендуемой литературы 314