Инновационные формы и методы обучения в вузе. Инновационные методы обучения - новые пути развития вузовского образования

1

В статье авторы исследуют и делают аргументированные выводы использования инновационных методов обучения в образовании. Рассматриваются виды и преимущества инновационных методов образования в высшей школе, описаны их особенности, которые ориентированы на формирование знаний в современных условиях. Внимание уделено таким инновационным подходам, как тренинги, метод мозгового штурма, синектика и метод Дельфи. Тренинги являются формой интерактивного обучения и могут использоваться во всех формах обучения. На сегодняшний день это одна из удобных форм для преподавателя и студента. Метод мозгового штурма предназначен для выработки решений на инновационном уровне. Синектика является усовершенствованием метода мозгового штурма с использованием аналогий пяти уровней, что максимально стимулирует творческую активность студентов. Метод Дельфи предназначен для прогнозирования и поддержки принятия решений. Исследования, проводимые с помощью метода Дельфи, можно осуществлять как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном и межфакультетском уровнях в вузе.

инновационные методы обучения

интерактивные методы

метод мозгового штурма

метод Дельфи

синектика

1. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. – СПб.: Питер, 2005. – С. 158.

2. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – С. 47.

3. Цезерани Дж. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – С. 7.

4. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2009. – С. 74.

5. Innovative Methods of Teaching [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://math.arizona.edu/Damodharan_Innovative_Methods.html (дата обращения: 25.03.2015).

В настоящее время ведутся активный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. В связи с этим основными задачами, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни, а именно: формирование навыков коммуникации, адаптация к быстро меняющимся условиям жизни, социализация, повышение психологической стрессоустойчивости, обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д. Таким образом, основная задача качественно новой образовательной системы сводится к достижению устойчивого интереса студентов к изучаемому предмету, к самообразованию еще с первых курсов обучения, а также к привлечению к научным поискам. Для этого необходимо изначально настраивать систему психологического мышления студентов уметь получать знания и осваивать будущую профессию. Студент как будущий специалист должен понимать, каким образом, получив социальные и профессиональные навыки, он сможет применить их в практической деятельности. Именно инновационные методы и технологи в преподавании смогут помочь преподавателю в решении поставленных задач.

Изначально преподавание должно включать в себя два основных компонента: отправку и получение информации. Основной проблемой многих преподавателей является то, что они стараются распространять знания через призму своего понимания предмета, ориентируясь лишь на собственный опыт и убеждения. При контроле индивидуальных знаний студент старается как можно точнее воспроизвести полученный материал, при этом игнорируя собственные суждения и размышления, так как, по его мнению, они могут не соответствовать содержанию предмета или искажать полученный материал. В этой ситуации теряют обе стороны: преподаватель, который не развивает свой предмет относительно запросов обучающихся, и слушатель, который получает сугубо стандартизированный материал, зачастую малопригодный для применения в реальной, динамически развивающейся экономической жизни. Инновационные методы в преподавании предусматривают оценку творческих подходов к пониманию дисциплины, а также умение находить нестандартные решения стандартных проблем . Это особенно важно и связано с реформированием высшего образования. Сегодня выделяется ряд тенденций, которые связаны, во-первых, с многоуровневой системой подготовки специалистов, во-вторых - с мощным обогащением вузов современными информационными технологиями, и, в-третьих - с включением вузов РФ в обновление с учетом требований мировых стандартов.

Сегодня меняется критерий ценности преподавателя: его ценят не за то, что он много знает, а за то, что он эффективно умеет организовать процесс саморазвития студента и самого себя, что особенно важно в современных условиях.

Образование должно стать интересным и увлекающим процессом, способствующим личностному и профессиональному росту человека, а не формальной процедурой для получения аттестата. С этих позиций можно выделить следующие интерактивные формы обучения, способствующие решению обозначенных задач:

  • тренинги;
  • метод мозгового штурма;
  • синектика;
  • метод Дельфи.

Учитывая современные подходы к организации учебного процесса в вузах, большое внимание нужно уделять самообразованию будущего специалиста, желающего углубить знания по своей специальности. Этому как раз и способствует проведение тренингов, которые представляют собой материал для самостоятельной работы студента.

Тренинги являются формой интерактивного обучения и могут использоваться во всех формах обучения: заочной, вечерней, а также в формах с применением методов дистанционного обучения как в электронном, так и в бумажном виде.

Тренинги не только позволяют формировать мировоззренческий компонент предмета, но и прививают навыки работы с предметом. На сегодняшний день это одна из удобных форм для преподавателя и студента. Тренинги можно расширять, углублять, творчески дорабатывать и обсуждать как на семинарских занятиях, так и с помощью интернет-технологий, интернет-конференций, круглых столов. Методические возможности тренингов гораздо шире, чем принято считать. Они позволяют уделять внимание каждому задаваемому вопросу, стимулируют дополнительное обращение к литературе и источникам, играют важную роль в пробуждении привлечения научного понимания к предмету. Все эти качества не до конца раскрыты современным образованием. Одним из достоинств тренинга является то, что он является инструментом активного вовлечения всех студентов в процесс обучения.

Тренинг - это особый метод получения знаний, который отличается тем, что его участники учатся на собственном опыте, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы.

Следующий интерактивный подход, способствующий творческому развитию личности и стимулирующий активность студентов на занятиях, - метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма - выработка решения путем свободной генерации идей участниками процедуры. Этот метод предназначен для выработки решений на инновационном уровне. Он предъявляет четкие требования к условиям процедуры и аналитическим способностям членов группы обработки идей.

Метод мозгового штурма, называемый также методом мозговой атаки, был предложен в 1953 г. американским изобретателем и предпринимателем А. Осборном . Его целью была разработка рекомендаций по организации процедуры коллективного поиска идей и выдвижения предложений в таких областях, как наука, техника, торговля и менеджмент. В настоящее время этот метод хорошо известен и широко используется. Грамотно спланированный и проведенный мозговой штурм позволяет достичь таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании других методов. Метод мозгового штурма предполагает творческий подход к решению задач и поставленных проблем. Преимущество метода в преподавании заключается в том, что с его помощью преподаватель может привлечь к участию студентов, которые обычно не проявляют активности на занятиях и не высказывают свое мнение публично. При проведении занятия с использованием метода мозгового штурма такие мнения будут не просто услышаны, но и принесут пользу при генерации идей, так как главное отличие метода от других процедур поиска решения - формирование как можно более широкого спектра идей и способов решения поставленной проблемы. Основой методологии метода является выход за границы традиционных представлений, имеющихся у группы в рассматриваемой области, и выдвижение самых неординарных предложений. Чем больше альтернативных идей будет высказано, тем более оригинальным будет решение поставленной задачи.

Отсутствие критики как основного условия метода позволяет участникам группы мозгового штурма не опасаться за то, что преподаватель или более авторитетный член группы негативно воспримут идею. Метод мозгового штурма позволяет студентам проявить себя, раскрыть свои творческие способности и представить идеи, которые в противном случае не были бы озвучены.

Мозговой штурм осуществляется в два этапа.

Первый этап - коллективная генерация идей. На этом этапе создаются условия для выдвижения как можно большего числа разнообразных идей и предложений. Продолжительность одного сеанса коллективной генерации идей составляет не более 20-30 мин. Все высказанные идеи фиксируются в протоколе. Основным правилом проведения мозгового штурма является строгий запрет на любую критику высказываемых предложений. Приниматься к рассмотрению и фиксироваться должны все без исключения предложения, насколько бы фантастическими и даже абсурдными они не казались. Не допускается никакая предварительная оценка высказанных суждений, причем запрещается выражать свое отношение даже мимикой и жестами. Только таким образом можно создать обстановку, максимально благоприятствующую свободному творческому поиску вариантов решения проблемы. Более того, высказывание неординарных и в каком-то смысле фантастических идей должно не только допускаться, но и приветствоваться.

Второй этап - анализ выдвинутых идей. В ходе этого этапа осуществляются анализ и обобщение этих предложений, делаются выводы и формулируется окончательный вариант решения. Для этого создаются две группы: группа генераторов идей и группа экспертов-аналитиков.

Дальнейшим усовершенствованием метода мозгового штурма является метод синектики. Этот метод предложил В. Дж. Гордон, который сформулировал его в виде метода решения проблем, когда руководил группой по исследованию изобретений .

Синектика - в переводе с английского «synectics» - «совмещение разнородных элементов». Как и при мозговом штурме, при использовании синектики формируются группы, но с той лишь разницей, что эти группы постоянные. Также в синектической модели штурма допустима критика, но лишь та, которая позволяет улучшать или развивать высказанные идеи. В результате студент привыкает к постоянной критике и не боится ее, т.е. воспринимает критику адекватно, как улучшающий инструмент.

Технология проведения синектического штурма похожа на технологию мозгового штурма с активным применением аналогий. На практике используют пять типов аналогий, называемых операторами синектики.

Прямая аналогия - сравнение исследуемых фактов с похожими фактами из других областей науки или практики. Наиболее распространенными являются сравнения хозяйственных организаций как социально-экономических систем с системами другого рода: биологическими (фирма как растение), техническими (бизнес-процессы как управляющие импульсы и движение машины) и т.п. Очевидно, что для реализации этого оператора синектики требуются студенты, имеющие разносторонние знания и склонные к системному анализу проблем и объектов.

Личная (субъективная) аналогия позволяет представить себя тем предметом (частью предмета) или явлением, о котором идет речь в задаче. Личная аналогия требует от студента яркого воображения и способностей к перевоплощению, сравнимых с артистическими. Основная задача субъективной аналогии - позволить разглядеть такие аспекты изучаемой проблемы, которые в силу инерционности мышления не могут быть обнаружены при помощи обычных размышлений. Другими словами, студенту необходимо найти свой индивидуальный образ и вжиться в него, представив себя частью рассматриваемой проблемы. При этом образы и аналогии могут любыми, в том числе такими, которые на первый взгляд кажутся нелепыми или смешными. Главное, чтобы они помогли участнику высказать то, что практически невозможно высказать, используя логические выводы и рациональные рассуждения.

Символическая аналогия заключается в обнаружении парадоксов и противоречий в привычных и понятных фактах. Символическую аналогию иногда называют оператором позитивного скептицизма. Она заключается в обнаружении парадоксов и противоречий в привычных и понятных фактах. Применяя символическую аналогию, участник должен сначала распознать основное качество исследуемого явления или проблемы, выявить противоположное ему качество, а затем попытаться определить их сочетание. Другими словами, необходимо одной компактной фразой выразить связь между несопоставимыми понятиями, наиболее емко характеризующими анализируемое явление или объект.

Образная аналогия - мысленная замена изучаемого явления или объекта некоторым образом, удобным для последующего сравнения с другим образом, принятым за эталон или стандарт. Задачей образной аналогии является мысленная замена изучаемого явления или объекта некоторым образом, удобным для последующего сравнения с другим образом, принятым за эталон или стандарт. Такое сравнение призвано помочь выявить скрытые возможности и определить пути решения проблемы. Огромную роль при формировании образной аналогии играют воображение студента, его умение подмечать эмоционально-художественное сходство различных явлений и предметов.

Фантастическая аналогия - символическое описание желаемого будущего или нереальных ситуаций, в которых отсутствуют объективные законы и явления, препятствующие принятию желаемого решения в реальном мире. Этот оператор синектики так же, как и предыдущие, требует от участников процедуры развитого воображения и творческой раскрепощенности. Но в данном случае свобода образного мышления должна быть максимальной. При высказывании фантастических аналогий основной упор делается на символическое описание желаемого будущего или нереальных ситуаций, в которых отсутствуют объективные законы и явления, препятствующие принятию желаемого решения в реальном мире.

Для организации метода синектики необходимо сформировать специальную творческую группу студентов (группу синекторов), создать особые условия ее работы, сформулировать задачу и на основе анализа высказываемых ассоциаций построить окончательное решение.

Следующий способ повышения мотивации студентов к творческой деятельности на учебных занятиях - решение задач с помощью метода Дельфи. Этот метод предназначен для прогнозирования и поддержки принятия решений. Его особенностью является наличие обратной связи по результатам каждого этапа процедуры. Он получил свое название из легенды о дельфийских оракулах, поэтому иногда называется методом дельфийского оракула. Разработан этот метод О. Хелмером и его коллегами для научно обоснованного прогнозирования будущего, а сегодня применяется для получения прогнозов по проблемам и ситуациям, для описания которых недостаточно информации .

В вузах при разработке рабочих программ и учебно-методических пособий по социально-экономическим дисциплинам этот метод часто заявлен в качестве используемой интерактивной технологии, однако на практике преподаватели используют его редко. На наш взгляд, это методическое упущение, так как метод Дельфи благоприятно сказывается на кругозоре студента, ведь для более точного (например, экономического) прогнозирования ему необходимо обладать знаниями из смежных дисциплин, таких как психология, социология, регионалистика и иные, что мотивирует студента к самообразованию и самодисциплине.

Сущность метода Дельфи состоит в проведении нескольких этапов письменного анонимного анкетирования студентов. Причем анкеты второго и последующих этапов содержат обработанные результаты предыдущих анкет, а также выводы и комментарии экспертов. Промежутки между этапами анкетирования могут быть от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от сложности и масштабов решаемой задачи. Таким образом, в основе метода лежит принцип постепенного повышения степени достоверности результатов.

К основным достоинствам метода Дельфи при использовании на учебных занятиях можно отнести следующее:

  • опрос проводится анонимно;
  • у студентов отсутствует возможность обсуждать результаты на уровне межличностного общения, что снижает влияние личностей на процесс принятия решения;
  • основной отличительной особенностью метода Дельфи является наличие обратной связи по результатам предыдущих этапов опроса, что позволяет каждому участнику изменить или скорректировать свое первоначальное мнение без опасения подвергнуться критике;
  • для обработки информации, получаемой поэтапно, могут быть применены различные статистические и качественные методы, в том числе и учитывающие динамику изменения коллективного мнения.

Основное преимущество метода перед другими интерактивными подходами заключается в его анонимности. Этот фактор играет ключевую роль, так как позволяет полностью исключить элемент любого давления на участника. Анонимность позволяет студенту высказать мнение, не опасаясь за критику или осуждение в свой адрес со стороны третьих лиц.

Универсальность метода заключается также в том, что в исследовании могут принимать участие совершенно незнакомые друг другу люди, студенты с различных курсов или факультетов. Это позволяет провести исследование с большим количеством участников не только в рамках одной дисциплины, но и в междисциплинарном, межфакультетском разрезе, стимулируя таким способом научную деятельность вуза.

Преподавателю рекомендуется проводить исследования с помощью метода Дельфи на начальных и финальных курсах обучения студентов. Такая методика позволит сопоставить результаты и проследить, как изменилось мнение студентов за период их обучения.

По нашему мнению, рассматриваемые в настоящей статье инновационные методы обучения прежде всего направлены на повышение активности обучающихся и их мотивацию к профессиональной деятельности. Они позволяют моделировать реальные ситуации на практике, что в конечном итоге повышает качество подготовки будущих специалистов. В зависимости от конкретной ситуации преподаватель может выбрать наиболее подходящий интерактивный метод для использования его на учебном занятии.

Рецензенты:

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой отраслевой экономики, декан факультета управления и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономической теории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Белякова Е.М., Прокопьев А.В. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18898 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Инновационные методы обучения - новые пути развития вузовского образования

МЕШКОВА Н.С. – ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.

Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).

Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования.

Список литературы.

1. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс]// http://sinncom.ru

2. По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal

3. По материалам сайта Открытый класс, сетевые образовательные сообщества, Суворина В.Г. [Электронный ресурс] //

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Методы инновационного обучения в ВУЗах

Музаффарова Л.Н. ,

доцент кафедры общей математики НавГПИ

Джалилов А.А.

Одна из важнейших тенденций развития высшего образования, состоит в пересмотре концепции организации учебно-воспитательной деятельности, педагогического руководства ею.

От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества. инновационный обучение управление

На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО).

Целью подбора МИО явилась разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:

1. Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

2. Внедрение различных технологий, связанных с инновационным процессом.

3. Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу модели современного специалиста.

В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

· «Обучение сообща» . Обучение сообща происходит, когда студенты работают вместе: либо парами, либо небольшими группами - над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, а в процессе выработки единого мнения выдвинуть свежие идеи, комбинации или стратегии поведения.

· «Концептуальная таблица». В концептуальной таблице компактно «упакован» большой объём аналитической информации. Такая таблица хороша для методического занятия (слайд, учебный плакат и др.). Задания на составление концептуальной таблицы по определенной проблеме силами малых групп с использованием мозгового штурма и последующим обсуждением в составе всей группы и выработкой оптимального варианта могут служить содержанием практического занятия по конкретной теме в фазе «размышления».

· «Т-схема». Т - схемы позволяют на небольшой площади обзора поместить емкий смысловой материал. Особенно удобно использовать Т - схему для обобщения содержания модуля (укрупненной дидактической единицы). Задание на самостоятельную работу по составлению Т - схемы может служить хорошим стимулом для развития творческого мышления.

· Анализ семантических черт. Сравнение новых и менее известных характеристик с такими, которые являются более знакомыми.

В качестве предварительного вида деятельности, студенты обсуждают два знакомых подхода. Предположим, что этими подходами в обучении являются традиционный и технологический, и группа, обсуждая сообща, приходит к мнению, которое отражено в двух строках таблицы.

Затем каждый студент самостоятельно заполняет третью строку таблицы, после проводиться групповое обсуждение, по результатам которого студенты возвращаются к схеме и подтверждают или предлагают поправки к тому содержанию, которые они сделали в третьей строке.

Анализ семантических черт хорошо использовать на занятиях, которые не основываются на текстах. Эта методика может иметь различные применения для занятий по точным наукам.

· «Диаграмма Венна». Диаграмма строится на двух или более пересекающихся кругов. Приём позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух или более аспектов, имеющих различные и общие черты.

При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению.

Как показала наша практика, внедрение МИО - процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

В заключении лекции как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;

В качестве введения в лекцию - постановка практической проблемы, которую предстоит разработать;

Для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

Параллельно лекции - часть материала передается в устном изложении, а другая - посредством разрешения проблемы;

Вместо лекции - вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

2. Использование м етод а анализа конкретных ситуаций в управлении учебным процессом

Ишмаматов М.Р. ,

Старший преподаватель кафедры общей математики НавГПИ

Музаффарова Л.Н.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную систему управления учебно-воспитательным процессом.

Первым компонентом системы выступает личность преподавателя. Преподаватель выступает не как носитель информации и определенных знаний по предмету, но и как помощник в становлении и развитии личности студента.

Второй компонент - усвоение знаний перестает носить характер просто репродукции, а организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности.

Третий компонент - обучение направлено на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений.

В основе нашей работы лежит метод анализа ситуации , который дает возможность заставлять думать студента, рассуждать, аргументировать, делать выводы. Метод анализа ситуаций - это кейс-технология , который позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.

Основная ценность метода анализа конкретных ситуаций состоит именно в развитии аналитических способностей, комплексного подхода к разрешению проблем, максимально приближенных к реальным ситуациям, оценке принимаемых решений и их последствий.

Включение студентов в творческую работу с кейс - технологией требует соблюдения целого рада условий:

· систематической помощи со стороны преподавателя;

· предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.

При работе с кейс - технологией студент должен выразить свою позицию, высказать свою точку зрения, своё отношение к изучаемому, а это требует доверительности и взаимопонимания, т.е. атмосферы сотрудничества.

На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т.д.

Решение таких проблем и разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:

· поиски по линии репродуктивного обучения, конкретно-дидактическая, база которого связана с развитием программированного обучения;

· поиски по линии исследовательского обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности);

· модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются, прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения;

· сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам;

· возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

· побуждение участников к поиску группового, как правило, компромиссного, соглашения в виде общего решения;

· организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, тренингов и упражнений.

На занятиях с использованием кейс - технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс - технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.

Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей:

· развитие навыков анализа и критического мышления;

· соединение теории и практики;

· представление примеров принимаемых управленческих решений;

· представление примеров последствий принимаемых решений;

· демонстрация различных позиций и точек зрения;

· формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

3. Роль новых информационных технологий

Доцент кафедры «АУ и информационные технологии» НавГГИ

Ишмаматов М.Р.

Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации - использование информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер деятельности человека.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования, предполагающая использование новых информационных технологий (НИТ) для реализации идей развивающего обучения, а также адаптации молодого поколения, в том числе молодых специалистов, в новом информационном обществе.

Теоретические достижения и рекомендации НИТ проходят проверку практикой и принимаются лишь в тех случаях, когда обеспечивают повышение производительности труда и экономичности производства, то есть являются эффективными. Стремление повысить производительность технических систем и сократить затраты на их создание и применение проявляется в технологических аспектах информатики.

Под словом технология принято понимать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования предметов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определённом количестве с заданным качеством.Инструментами труда в информатике являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а материалами -- носители данных и структуры данных.

Привести исчерпывающий список информационных технологий практически невозможно, потому что ежегодно появляются новые информационные технологии, да и действующие технологии непрерывно совершенствуются и изменяются. Разные информационные технологии взаимно обогащают друг друга, поэтому корректно говорить не об информационных технологиях, а о системе информационных технологий.

Во многих источниках рассматривается следующий перечень наиболее важных, системообразующих технологий.

· Технологии администрирования средств вычислительной техники.

· Технологии электронного документо оборота.

· Технологии баз данных.

· Коммуникационные технологии.

· Технологии программирования.

· Технологии компьютерной графики.

· Технологии электронной коммерции.

· Интернет - технологии.

Использование идей информатизации образования возможны лишь при наличии развитой учебно-материальной базы.

Информационная система обучения, выполняющая демонстрационные, обучающие и контролирующие программы, значительно отличается от традиционной. Во-первых, она на много полнее по содержанию учебного материала, во-вторых, обеспечивает индивидуализацию обучения, что в свою очередь способствует повышению качества обучения, в-третьих, эта система общедоступна, т.к. в настоящее время - время реформирования непрерывного образования предпринимаются серьезные инновации в этом направлении.

Технология обучения (образования) по определению ЮНЕСКО - это в общем смысле является «систематическим методом сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптиматизацию форм образования».

Компьютерная технология обучения - это такая система обучения, когда одним из технических средств обучения является компьютер.

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывают для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому ИНТЕРНЕТ .

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение положительных и отрицательных сторон внедрения новых информационных технологий в ВУЗе, их влияния на развитие процесса обучения. Особенности управления познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Теоретические основы использования методов обучения в школьном курсе "основы безопасности жизнедеятельности". Методы, средства и приемы обучения в образовании, их классификация. Анализ школьных программ по предмету "ОБЖ". Анкетирование учителей.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Основные типы и виды уроков. Формирование познавательных интересов в обучении. Основные требования к использованию метода проектов. Информационная среда, интеллектуализация деятельности. Система средств обучения на базе новых информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Описание методов активного обучения; обоснование возможности и необходимости их использования для развития личности обучающихся. Разработка модели конкретных ситуаций, используемых на кафедре урологии Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2014

    Методы и методические приемы обучения физике. Классификация и характеристика дидактической системы методов обучения. Рекомендации по применению различных подходов в работе с учениками на уроках физики. Специфика применения каждой методики на практике.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе; формы, методы, приемы и средства. Применение интерактивных методов обучения, задачи и риски. Особенности кейс-метода, классификация кейсов. Понятие технологий синквейн, инсерт, аквариум.

    презентация , добавлен 14.02.2012

    Электронное обучение – передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Использование интерактивных электронных средств доставки информаций. Стандартные модули системы электронного обучения.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Методы обучения как педагогическая категория. Проблемные методы в структуре обучения как взаимодействия обучающего и обучающихся. Особенности использования проблемных методов в процессе обучения иностранному языку с целью повышения активности учащихся.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Традиционная классификация методов обучения, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского. Методы организации, стимулирования и мотивации осуществления учебно-познавательной деятельности. Предназначение дидактических средств и средства обучения.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Сущность и содержание познавательной деятельности обучающихся на уроке. Понятие "игровые методы обучения". Разработка игровых методов обучения на уроке французского языка в старших классах. Методические рекомендации использования игровых методов обучения.

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.


Методы инновационного обучения в ВУЗах.

Музаффарова Л.Н.,

Доцент кафедры общей математики НавГПИ

Джалилов А.А.

Одна из важнейших тенденций развития высшего образования, состоит в пересмотре концепции организации учебно-воспитательной деятельности, педагогического руководства ею.

От жесткого, авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, переходят к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности субъекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества.

На это направлена идеология инновационного обучения, в котором «память» уступает место «мышлению» исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики.

В нашем исследовании особое значение приобретает проблема подбора комплекса методов инновационного обучения (МИО).

Целью подбора МИО явилась разработка и использование системы управления качеством образования, удовлетворяющим основным признакам инновационности, задачами которой стали:


  1. Развитие системы образования в духе инновационной стратегии.

  2. Внедрение различных технологий, связанных с инновационным процессом.

  3. Подготовка к определённым видам деятельности, составляющие основу модели современного специалиста.
В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения:

  • «Обучение сообща» . Обучение сообща происходит, когда студенты работают вместе: либо парами, либо небольшими группами – над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, а в процессе выработки единого мнения выдвинуть свежие идеи, комбинации или стратегии поведения.

  • «Концептуальная таблица». В концептуальной таблице компактно «упакован» большой объём аналитической информации. Такая таблица хороша для методического занятия (слайд, учебный плакат и др.). Задания на составление концептуальной таблицы по определенной проблеме силами малых групп с использованием мозгового штурма и последующим обсуждением в составе всей группы и выработкой оптимального варианта могут служить содержанием практического занятия по конкретной теме в фазе «размышления».

  • «Т-схема». Т – схемы позволяют на небольшой площади обзора поместить емкий смысловой материал. Особенно удобно использовать Т – схему для обобщения содержания модуля (укрупненной дидактической единицы). Задание на самостоятельную работу по составлению Т – схемы может служить хорошим стимулом для развития творческого мышления.

  • Анализ семантических черт. Сравнение новых и менее известных характеристик с такими, которые являются более знакомыми.
В качестве предварительного вида деятельности, студенты обсуждают два знакомых подхода. Предположим, что этими подходами в обучении являются традиционный и технологический, и группа, обсуждая сообща, приходит к мнению, которое отражено в двух строках таблицы.

Затем каждый студент самостоятельно заполняет третью строку таблицы, после проводиться групповое обсуждение, по результатам которого студенты возвращаются к схеме и подтверждают или предлагают поправки к тому содержанию, которые они сделали в третьей строке.

Анализ семантических черт хорошо использовать на занятиях, которые не основываются на текстах. Эта методика может иметь различные применения для занятий по точным наукам.


  • «Диаграмма Венна». Диаграмма строится на двух или более пересекающихся кругов. Приём позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух или более аспектов, имеющих различные и общие черты.
При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению.

Как показала наша практика, внедрение МИО – процесс сложный и длительный, уже с первых шагов он требует от преподавателя пересмотра своих педагогических концепций, содержания учебного курса и задач, которые он ставит перед студентами.

Таким образом, гибкость и адаптированность МИО позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях:

В заключении лекции как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;

В качестве введения в лекцию – постановка практической проблемы, которую предстоит разработать;

Для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;

Параллельно лекции – часть материала передается в устном изложении, а другая – посредством разрешения проблемы;

Вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи МИО.

Использование метода анализа конкретных ситуаций в управлении учебным процессом.

Ишмаматов М.Р.,

Старший преподаватель кафедры общей математики НавГПИ

Музаффарова Л.Н.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанную систему управления учебно-воспитательным процессом.

Первым компонентом системы выступает личность преподавателя. Преподаватель выступает не как носитель информации и определенных знаний по предмету, но и как помощник в становлении и развитии личности студента.

Второй компонент – усвоение знаний перестает носить характер просто репродукции, а организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности.

Третий компонент – обучение направлено на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений.

В основе нашей работы лежит метод анализа ситуации, который дает возможность заставлять думать студента, рассуждать, аргументировать, делать выводы. М етод анализа ситуаций – это кейс-технология , который позволяет соединить теорию и практику, усвоить знания, приобрести навыки и умения для практического решения сложных задач.

Основная ценность метода анализа конкретных ситуаций состоит именно в развитии аналитических способностей, комплексного подхода к разрешению проблем, максимально приближенных к реальным ситуациям, оценке принимаемых решений и их последствий.

Включение студентов в творческую работу с кейс - технологией требует соблюдения целого рада условий:


  • систематической помощи со стороны преподавателя;

  • предварительного обдумывания того, какое задание продуктивного характера может обеспечить освоение базовых умений и навыков.
При работе с кейс – технологией студент должен выразить свою позицию, высказать свою точку зрения, своё отношение к изучаемому, а это требует доверительности и взаимопонимания, т.е. атмосферы сотрудничества.

На занятиях по предметам «Математика», «Методика преподавания математики в средней школе», «Информатика», «Информационные технологии» проводится обсуждение вопросов и проблем, имеющих глубокое содержание «Проблема поиска истины», «Проблема оценивания ЗУН», «Проблема систематизации информации», «Проблема защиты информационной сети» и т.д.

Решение таких проблем и разработка инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:


  • поиски по линии репродуктивного обучения, конкретно-дидактическая, база которого связана с развитием программированного обучения;

  • поиски по линии исследовательского обучения, в рамках которого учебный процесс строится как поиск познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах профессиональной деятельности);

  • модель учебной дискуссии, характерными чертами которой являются,
    прежде всего, ознакомление каждого участника с теми сведениями, которые есть у других; поощрение разных подходов к одному и тому же предмету обсуждения;

  • сосуществование различных точек зрения по обсуждаемым вопросам;

  • возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений;

  • побуждение участников к поиску группового, как правило, компромиссного, соглашения в виде общего решения;

  • организация обучения на основе игровой модели, предполагающей включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, тренингов и упражнений.
На занятиях с использованием кейс – технологии важно предупредить вопросы студентов, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить кейс - технологии необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте.

Следует отметить, что управлять работой студентов, используя метод анализа ситуации, имеет несколько целей:


  • развитие навыков анализа и критического мышления;

  • соединение теории и практики;

  • представление примеров принимаемых управленческих решений;

  • представление примеров последствий принимаемых решений;

  • демонстрация различных позиций и точек зрения;

  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Таким образом,

Роль новых информационных технологий.

Доцент кафедры «АУ и информационные технологии» НавГГИ

Ишмаматов М.Р.

Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации – использование информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер деятельности человека.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования, предполагающая использование новых информационных технологий (НИТ) для реализации идей развивающего обучения, а также адаптации молодого поколения, в том числе молодых специалистов, в новом информационном обществе.

Теоретические достижения и ре­комендации НИТ проходят проверку практикой и принимаются лишь в тех случаях, когда обеспечивают повышение производитель­ности труда и экономичности производ­ства, то есть являются эффективными. Стремление повысить производительность технических систем и сократить затраты на их создание и применение проявляется в технологических аспектах информатики.

Под словом технология принято пони­мать совокупность условий (режимов), приёмов и навыков использования пред­метов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в опре­делённом количестве с заданным каче­ством. Инструментами труда в информати­ке являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а мате­риалами - носители данных и структуры данных.

Привести ис­черпывающий список информационных технологий практически невозможно, по­тому что ежегодно появляются новые информационные технологии, да и дейст­вующие технологии непрерывно совершен­ствуются и изменяются. Разные информа­ционные технологии взаимно обогащают друг друга, поэтому корректно говорить не об информационных технологиях, а о сис­теме информационных технологий.

Во многих источниках рассматривается следующий перечень наиболее важных, сис­темообразующих технологий.


  • Технологии администрирования средств вычислительной техники.

  • Технологии электронного документо­оборота.

  • Технологии баз данных.

  • Коммуникационные технологии.

  • Технологии программирования.

  • Технологии компьютерной графики.

  • Технологии электронной коммерции.

  • Интернет - технологии.
Использование идей информатизации образования возможны лишь при наличии развитой учебно-материальной базы.

Информационная система обучения, выполняющая демонстрационные, обучающие и контролирующие программы, значительно отличается от традиционной. Во-первых, она на много полнее по содержанию учебного материала, во-вторых, обеспечивает индивидуализацию обучения, что в свою очередь способствует повышению качества обучения, в-третьих, эта система общедоступна, т.к. в настоящее время - время реформирования непрерывного образования предпринимаются серьезные инновации в этом направлении.

Технология обучения (образования) по определению ЮНЕСКО – это в общем смысле является «систематическим методом сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптиматизацию форм образования».

Компьютерная технология обучения – это такая система обучения, когда одним из технических средств обучения является компьютер.

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывают для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому ИНТЕРНЕТ .

Методические значения использования

новых информационных технологий

Поэтапное проектирование Динамика и анимация алгоритм,

При подаче данного материала заложенных в данный процесс

Ускорение процесса подачи и Выявление факта выполнения заданий

Переработки информации

Оперативное оценивание Оперативность корректировки действий

Действий при равных выполняемых заданий

Информационных возможностях

Определение типичных Формирование понимания логики

Недостатков навыков действий с результативностью обучения