Самоубийца.

Москва 1920-х годов. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми днями “как лошадь какая-нибудь или муравей”, тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты.

Мария Лукьяновна и ее мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.

Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. “Да где бы я мог достать револьвер?” – недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: “В смерти моей прошу никого не винить”.

К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку – от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что ее заставляют молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и устроят ему грандиозные похороны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенного содержания.

Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет – неизвестно. Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина – “замечательный тип, но с какой-то грустнотцой – надо будет заронить в него червячка”. Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы – закатят банкет.

В ресторане летнего сада – банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, – время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.

Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит ее осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают ее утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: “Сеня был – шляпы не было, шляпа стала – Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?”

В это время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может – смелости не хватает; услышав приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.

На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам – Раиса Филипповна и Клеопатра Максимовна – утверждает, что покойник стрелялся из-за нее.

Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: “Подсекальников прав. Действительно жить не стоит”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание пьесы Эрдмана “Самоубийца”

Другие сочинения по теме:

  1. На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки – Валя и Лариса. Валя – кассирша, ей двадцать...
  2. Действие разворачивается в маленьком городке, в одном из южных штатов Америки. Лиззи Мак-Кей, молоденькая девушка, приезжает из Нью-Йорка на поезде,...
  3. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью крупный финансовый магнат Нейл Гибсон по прозвищу Золотой Король. Жена Гибсона была найдена в...
  4. Действие первое Бывший богатый особняк, где помещается ревком. Красные получают сообщение о том, что Жегловский мост уже у белых. Пока...
  5. Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г. В келье монастырской церкви идет беседа. Только что пришли буденновцы и проверили документы....
  6. Первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвертое действие – в начале 1919 года. Место действия – город...
  7. К Роберту и Фреде Кэплен в Чантбари Клоэ приехали друзья и родственники на обед. Среди приглашенных супружеская чета Гордон и...
  8. Елизавета Андреевна Протасова решается расстаться с мужем, Федором Васильевичем, образ жизни которого становится для нее невыносим: Федя Протасов пьет, проматывает...
  9. Действие пьесы происходит в бывшем прифонтовом городке через несколько месяцев после войны и занимает сутки. Действие первое Гостиница, устроенная в...
  10. Влюбившись в королевскую дочь, свинопас Генрих целый месяц уговаривает ее прийти на лужайку, посмотреть, как пасутся свиньи. На принцесса Генриетта...
  11. Действие происходит в одном из уездов средней полосы России. Николай Алексеевич Иванов, помещик, сидит у себя в саду и читает...
  12. Ы Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать...
  13. В молодежном кафе “Комета” поэт читает стихи. Председатель общественного совета кафе пытается устроить обсуждение. Девушка-посетительница хвалит стихи. Для сидящего неподалеку...
  14. Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание....

Действие пьесы проис-ходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семе-нович Подсе-каль-ников, безра-ботный, ночью будит жену Марью Лукья-новну и жалу-ется ей на то, что он голоден. Марья Лукья-новна, возму-щенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она рабо-тает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее пред-ла-гает Семену Семе-но-вичу ливерной колбасы, остав-шейся от обеда, но Семен Семе-нович, обиженный словами жены, от колбасы отка-зы-ва-ется и выходит из комнаты. Мария Лукья-новна и её мама Сера-фима Ильи-нична, опасаясь, как бы выве-денный из равно-весия Семен Семе-нович не покончил с собой, ищут его по всей квар-тире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Алек-сандру Петро-вичу Кала-буш-кину, просят его выло-мать дверь. Однако выяс-ня-ется, что в туалете был вовсе не Подсе-каль-ников, а старушка-соседка.

Семена Семе-но-вича находят на кухне в тот момент, когда он засо-вы-вает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукья-новна падает в обморок, а Кала-бушкин пред-ла-гает Подсе-каль-ни-кову отдать ему револьвер, и тут Семен Семе-нович с изум-ле-нием узнает, что он соби-ра-ется стре-ляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» — недо-уме-вает Подсе-каль-ников и полу-чает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окон-ча-тельно выве-денный из себя Подсе-каль-ников выго-няет Кала-буш-кина, выни-мает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцов-скую бритву и пишет пред-смертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

К Подсе-каль-ни-кову явля-ется Аристарх Доми-ни-кович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе пред-смертную записку и пред-ла-гает ему, если уж он все равно стре-ля-ется, оста-вить другую записку — от имени русской интел-ли-генции, которая молчит, потому что её застав-ляют молчать, а мерт-вого молчать не заста-вишь. И тогда выстрел Подсе-каль-ни-кова разбудит всю Россию, его портрет поме-стят в газетах и устроят ему гран-ди-озные похо-роны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клео-патра Макси-мовна, которая пред-ла-гает Подсе-каль-ни-кову застре-литься из-за нее, потому что тогда Олег Леони-дович бросит Раису Филип-повну. Клео-патра Макси-мовна увозит Подсе-каль-ни-кова к себе писать новую записку, а в комнате появ-ля-ются Алек-сандр Петрович, мясник Никифор Арсен-тьевич, писа-тель Виктор Викто-рович, священник отец Елпидий, Аристарх Доми-ни-кович и Раиса Филип-повна. Они упре-кают Алек-сандра Петро-вича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсе-каль-ников оставил пред-смертную записку опре-де-лен-ного содер-жания. Кала-бушкин демон-стри-рует множе-ство разно-об-разных записок, которые будут пред-ло-жены неза-бвен-ному покой-нику, а уж какую он из них выберет — неиз-вестно. Полу-ча-ется, что одного покой-ника на всех мало. Виктор Викто-рович вспо-ми-нает Федю Питу-нина — «заме-ча-тельный тип, но с какой-то груст-нотцой — надо будет заро-нить в него червячка». Появив-ше-муся Подсе-каль-ни-кову объяв-ляют, что стре-ляться он должен завтра в двена-дцать часов и ему устроят гран-ди-озные проводы — закатят банкет.

В ресто-ране летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доми-ни-кович произ-носит речь, прослав-ля-ющую Подсе-каль-ни-кова, который посто-янно спра-ши-вает, который час, — время неуклонно прибли-жа-ется к двена-дцати. Подсе-каль-ников пишет пред-смертную записку, текст которой подго-товлен Аристархом Доми-ни-ко-вичем.

Сера-фима Ильи-нична читает адре-со-ванное ей письмо от зятя, в котором он просит её осто-рожно преду-пре-дить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукья-новна рыдает, в это время в комнату входят участ-ники банкета, которые начи-нают её утешать. Пришедшая с ними порт-ниха тут же снимает с нее мерку для пошива траур-ного платья, а модистка пред-ла-гает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукья-новна воскли-цает: «Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неиз-вестных вносят безжиз-ненное тело мерт-вецки пьяного Подсе-каль-ни-кова, который, придя в себя, вооб-ра-жает, что он на том свете. Через неко-торое время с огром-ными венками явля-ется мальчик из бюро похо-ронных процессий, а затем приносят гроб. Подсе-каль-ников пыта-ется застре-литься, но не может — смелости не хватает; услышав прибли-жа-ю-щиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совер-шает отпе-вание.

На клад-бище у свеже-вы-рытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присут-ству-ющих утвер-ждает, что Подсе-каль-ников застре-лился за то дело, которое он отста-и-вает: из-за того, что закры-вают церкви (отец Елпидий) или мага-зины (мясник Никифор Арсен-тьевич), за идеалы интел-ли-генции (Гранд-Скубик) или искус-ства (писа-тель Виктор Викто-рович), а каждая из присут-ству-ющих дам — Раиса Филип-повна и Клео-патра Макси-мовна — утвер-ждает, что покойник стре-лялся из-за нее. Растро-ганный их речами Подсе-каль-ников неожи-данно для всех встает из гроба и объяв-ляет, что очень хочет жить. Присут-ству-ющие недо-вольны таким реше-нием Подсе-каль-ни-кова, однако он, вынув револьвер, пред-ла-гает любому занять его место. Жела-ющих не нахо-дится. В эту минуту вбегает Виктор Викто-рович и сооб-щает, что Федя Питунин застре-лился, оставив записку: «Подсе-каль-ников прав. Действи-тельно жить не стоит».

В ресторане летнего сада - банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, - время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.

Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит ее осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают ее утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был - шляпы не было, шляпа стала - Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может - смелости не хватает; услышав приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.

На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: изза того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (ГрандСкубик) или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам - Раиса Филипповна и Клеопатра Максимовна - утверждает, что покойник стрелялся изза нее. Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит*.

Николай Робертович Эрдман 1902-1970

Самоубийца - Пьеса (1928)

Занимательные и практические знания. Мифология.

Срединные резцы сделаны на пластинах и редко на огщепах. Все их типологическое многообразие, обнаруженное в Бейде, находит безупречные аналогии в свидер-ских формах этих резцов (сравни рис. 44: 4, 4 а; 6 и 6а; 9 и 9 а, 11 и 11 а; 14 и 14 а; и 14 б; 18 и 18 а). Удельный вес срединных резцов в тахунийской Бейде - 17,9 %, почти такой же, как и средний удельный вес комплексов Западного Полесья - 15,4 %. Диапазон же удельных весов орудий этого типа в отдельных комплексах колеблется от 4,9 до 30,6 %. Средний же удельный вес срединных резцов (3 %) в Восточном Полесье в 6 раз меньше, чем в Бейде и в 5 раз меньше, чем в Западном Полесье. Удельный вес срединных резцов Бейды даже не вписывается в диапазон значений удельных весов этих орудий в отдельных стоянках Восточного Полесья. В Западном Полесье и Бейде такие резцы являются доминирующими. В комплексах Восточного Полесья их в 4,5 - 5,5 раз меньше, чем резцов двух других типов.
Удельный вес боковых и угловых резцов, найденных в Бейде, одинаков - 5,1 % Они соответственно в 1,6 (8,2 %) и 1,9 (9,8 %) раза меньше, чем удельный вес таких находок в Западном Полесье и в 2,6 (13,3 %) и в 3,3 раза (16,9 %) меньше среднего удельного веса этих двух типов резцов в свидерских комплексах Восточного Полесья.
Соотношение средних удельных весов срединных (I тип), угловых (П тип) и боковых (П1 тип) резцов к сви-дерскому кремневому инвентарю Западного Полесья: I: П: Ш = 1,9: 1,2: 1,0.
Удельный вес всех трех типов резцов в Бейде: I: П: П1 = 3,5: 1,0: 1,0 близок к значению средних удельных весов этих же типов изделий в Западном Полесье. По этим показателям кремневый инвентарь тахунийской Бейды и комплексов Западного Полесья резко отличается от комплекса кремневых находок в свидерских памятниках Восточного Полесья.
Кремневые скребки, обнаруженные в Бейде, не отражены в иллюстрациях, хотя в тексте прямо говорится
об их находках в тахунийских слоях (Мюллер-Карпе, 1968, II, с. 429) этой стоянки. Без сомнения, обнаружены единичные экземпляры. В свидерских памятниках скребков в 2-3 раза меньше, чем резцов. В некоторых стоянках Западного Полесья процент резцов незначителен, а в "комплексе Самары скребков почти нет" (Зализняк, 1989, с. 63). Нам неизвестно процентное соотношение скребков к остальному кремневому инвентарю Бейды, но изложенные выше соображения не противоречат ее сравнению со свидерскими памятниками.
Пластины с ретушью, найденные в Бейде (рис. 25, 28, 30, 33), вероятно, служили тахунийцам в качестве ножей. Этим орудиям находятся точные корреспонденции в памятниках свидерской культуры (рис. 44: 2 а и 5 а). Пластины с ретушью - самые массовые после наконечников стрел и резцов. Их средний удельный вес составляет 17 %. В комплексах Западного Полесья аналогичный показатель вдвое меньше - 7,9 %, и он почти такой же, как и удельный вес этих орудий в тахунийской Бейде -7,7 % (см. приведенные ниже данные о находках пластин с ретушью в свидерских памятниках Полесья).
Интересно отметить, что удельный вес пластин, с ретушью в тахунийской Бейде впрочем, как и средний удельный вес западно-полесского варианта Свидера, даже не вписывается в диапазон значений удельных весов этих изделий в памятниках Восточного Полесья: 9,1 - 23,1 %. Это и выше приведенные сравнения процентных соотношений отдельных типов орудий ко всему объему кремневого инвентаря в двух полесских вариантах Свидера и стоянки Бейда свидетельствуют о типологической близости материальной культуры западнополесского варианта и тахунийской Бейды и их достаточно существенной удаленности от материальной культуры восточно-полесского варианта Свидера.

Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты. Мария Лукьяновна и ее мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.

Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» - недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку - от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что ее заставляют молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и устроят ему грандиозные похороны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенного содержания. Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет - неизвестно. Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина - «замечательный тип, но с какой-то грустнотцой - надо будет заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы - закатят банкет.

В ресторане летнего сада - банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, - время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.

Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит ее осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают ее утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с нее мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был - шляпы не было, шляпа стала - Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может - смелости не хватает; услышав приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.

На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам - Раиса Филипповна и Клеопатра Максимовна - утверждает, что покойник стрелялся из-за нее. Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Самоубийца". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. МарьяЛукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадькакая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейсяот обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты.
Мария Лукьяновна и её мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия СеменСеменович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой.
Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидеввошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагаетПодсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением узнает, что онсобирается стреляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» - недоумевает Подсекальников иполучает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себяПодсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми заревольвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошуникого не винить».К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столепредсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку -от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что её заставляют молчать, а мертвогомолчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят вгазетах и устроят ему грандиозные похороны.Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальниковузастрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. КлеопатраМаксимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются АлександрПетрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял укаждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенногосодержания. Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложенынезабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет - неизвестно. Получается, что одногопокойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина - «замечательный тип, но скакой-то грустнотцой - надо будет заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальниковуобъявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы -закатят банкет.В ресторане летнего сада - банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произноситречь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, - времянеуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которойподготовлен Аристархом Доминиковичем.Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит её осторожнопредупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнатувходят участники банкета, которые начинают её утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает снее мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гостиуходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был - шляпы не было, шляпа стала - Сени нет!Господи! Почему же Ты сразу всего не даешь?» В это время двое неизвестных вносят безжизненное теломертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Черезнекоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затемприносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может - смелости не хватает; услышавприближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают церкви
(отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик)
или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам - Раиса Филипповна иКлеопатра Максимовна - утверждает, что покойник стрелялся из-за нее. Растроганный их речамиПодсекальников неожиданно для всех встает из гроба и объявляет, что очень хочет жить.
Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагаетлюбому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить нестоит».