Замок Блуа — как добраться из Парижа, Франция. Замок блуа - великолепный замок легендарной династии на берегу луары

Адрес: Франция, город Блуа
Начало строительства: XIII век
Окончание строительства: XVII век
Высота башен: 69 м.
Основные достопримечательности: зал Генеральных Штатов, винтовая лестница, королевская галере, черная комната, апартаменты Генриха III.
Координаты: 47°35"08.2"N1°19"51.1"E

На высоком утесе, практически в самом центре города Блуа, возвышается один из самых популярных и самых посещаемых туристами замков. Это величественное архитектурное сооружение, на которое каждый год приезжают посмотреть около 400 000 путешественников со всего земного шара, входит в комплекс легендарных замков Луары .

Как и все эти замки, резиденция графов Блуа, Шампани, Шартра и Тура занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологические раскопки, проведенные в окрестностях замка, подтвердили предположения историков, что эта местность была заселена людьми еще в далекую эпоху неолита. Во время экспедиций были найдены предметы утвари древних людей и оружие. Все эти находки можно встретить в различных музеях Франции . Под каждым из них расположена табличка, сообщающая посетителям о том, что данный предмет был найден в окрестностях замка Блуа.

Замок Блуа с высоты птичьего полёта

Замок Блуа привлекает внимание туристов своим роскошным интерьером, интереснейшей историей, связанной с легендарными личностями , сыгравшими в свое время ключевую роль в становлении Франции. Стоит отметить, что различные фортификационные сооружения и небольшие замки строились на утесе еще задолго до появления на нем графской резиденции, которая и сохранилась до наших дней. Дело все в том, что скалистая возвышенность уже сама по себе представляла надежную защиту от неприятеля. С другой стороны доступ в крепость был ограничен водами Луары. Именно по этой причине на скалистом утесе с момента появления в этой местности людей всегда располагались различные постройки. Однако эта древняя история имеет лишь незначительное отношение к великолепному замку Блуа, который упоминается в сохранившихся до наших дней документах, датируемых IX веком.

Возле замка Блуа можно ежедневно встретить огромное количество туристов с фотоаппаратами, которые желают запечатлеть на память не только роскошную резиденцию вассалов короля Франции, но и ее живописные окрестности.

Главный вход в замок Блуа

Самые незабываемые впечатления дарит вид, открывающийся с моста, названного в честь Франсуа Миттерана. Именно с этого моста получаются наиболее красивые фото замка Блуа. Кстати, мост Франсуа Миттерана является излюбленным местом популярных современных европейских художников, к которым, по их же словам, в окрестностях замка приходит особое вдохновение. А как же может быть иначе в местности, где царит атмосфера роскоши и где в свое время жили король Франции Людовик XII, герцоги Орлеанские и легендарная Екатерина Медичи? К слову, именно в одной из комнат замка Блуа, Медичи хранила свои смертоносные яды, которыми убивала надоевших любовников и своих врагов . Существует даже легенда, что в ее комнате и по сей день скрыт люк, в который ее преданные слуги сбрасывали трупы убитых хозяйкой людей.

Блуа - династия герцогов Орлеанских

Как уже говорилось выше, первые упоминания о замке, расположенном в городе Блуа, относятся к концу IX века. С середины Xвека город и прилегающие к нему земли перешли во владение знаменитой династии графов Блуа.

Крыло Людовика XII

Именно в этот период времени на скалистом утесе был воздвигнут замок, который в течение нескольких столетий часто перестраивали. Если быть предельно точным, то первый замок Блуа представлял собой неприступную крепость, в которой могли длительное время укрываться от своих врагов могущественные феодалы. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что на территории современного замка Блуа можно увидеть остатки постройки, датируемой еще XIII веком. Это руины крепостной стены и небольшая угловая башня. Также до наших дней сохранилась и более поздняя постройка, значащаяся в туристических проспектах, как «Большой зал графов Блуа».

Начало расцвета города Блуа, его окрестностей и одноименного замка началось в конце XIV века, когда графство было приобретено Людовиком Орлеанским. В замке четверть века прожил его сын Шарль, который длительное время до этого находился в плену у англичан. Шарль Орлеанский вошел в историю, как ценитель мира прекрасного. За время своего пребывания в замке он оказывал покровительство талантливым поэтам и писателям. Во многих документах говорится о том, что Шарль Орлеанский являлся организатором Общества, в которое входили самые известные во Франции и даже за ее пределами, литераторы.

Конная статуя Людовика XII над главным входом в замок Блуа

В 1498-м году внук Людовика Орлеанского становится королем Франции Людовиком XII. Из истории можно узнать, что будущий король родился в замке Блуа. Эта была его родина, которую он впоследствии сделал столицей Французского Королевства. Именно на этот период времени приходится пик расцвета города и его окрестностей, которые были дарованы королем своим родственникам - герцогам Орлеанским.

Замок Блуа - период расцвета и упадок

После того, как внук герцога Орлеанского стал королем Франции и перенес столицу в город Блуа, он начал расширение своего родового поместья. Людовику XII уже не нужно было мощнейшее фортификационное сооружение, власть короля Франции никто не оспаривал. Врагов у внука Людовика Орлеанского практически не было. Такое положение вещей заставило короля задуматься о возведении роскошной резиденции, которая полностью бы соответствовала его статусу и величию. По приказу Людовика XII начинается строительство нового крыла, которое и было названо в честь короля. Новый корпус, отличавшийся изяществом, легкостью, некой «воздушностью» был возведен в рекордно короткие для тех времен сроки. Архитекторы и рабочие, чтобы порадовать своего великодушного правителя, справились с работой всего за три года.

Капелла Людовика XII

Крыло Людовика XII разительно отличалось от мрачных помещений старого замка. В нем не было огромных башен с бойницами и острых крепостных стен. Напротив, появились шикарные балконы, огромные окна и красивейшие галереи. В новом здании замка Блуа все наполнилось светом, радостью, роскошью и великолепием. Все это как нельзя лучше подчеркивало характер самого короля Франции, который по праву считается одни из самых справедливых и миролюбивых правителей страны.

Говоря о постройках Людовика XII, современные архитекторы часто делают акцент на том, что все новые здания замка Блуа построены в готическом стиле. Однако в таких выводах есть лишь доля истины, архитекторы, работавшие над заказом французского короля, изобрели уникальный стиль, который и выгодно выделяет резиденцию Людовика XII из других сооружений той эпохи. Как известно из истории, Людовик XII был искусным дипломатом и сумел избежать войны с Австрией благодаря устроенному приему в честь эрцгерцога австрийского, который прошел в новом крыле. Очарованный доброжелательностью Людовика и восхищенный роскошью замка Блуа, правитель Австрии отказался от войны с Францией.

Крыло Гастона Орлеанского

При правлении Людовика XII также была построена роскошная капелла, которая была посвящена Святому Кале. В этом помещении возносили свои молитвы к Богу король Франции и его супруга Анна Бретанская. К огромному сожалению, во время французской революции неф капеллы был разрушен, как и многие другие сооружения, построенные справедливым и великодушным монархом. На фасаде капеллы красовалась эмблема династии короля - распустившиеся цветы лилии, и эмблема его супруги - прыткие хищники горностаи. У входа в замок Блуа была размещена скульптура восседавшего на коне короля. Кроме этого, на парадной лестнице мастерами была воспроизведена эмблема всех герцогов Орлеанских, она представляла собой надпись, которая гласила примерно следующее: «Где бы я не находился, как вблизи, так и вдали, я всегда опасен!».

В современный облик замка Блуа внес огромный вклад и Франциск I, тот самый король Франции, по приказу которого была возведена самая страшная тюрьма Старого Света - замок Иф .

Крыло Франциска I

В 1515-м году новый король начинает строительство собственного крыла, которое продолжается 9 лет. Новое крыло замка Блуа уже сильно отличается от построек, возведенных во времена правления Людовика ХII. Историки утверждают, что крыло Франциска I представляет собой первый в Европе архитектурный шедевр, построенный в великолепном и роскошном стиле ренессанса. Как и фасад крыла предыдущего монарха, постройка Франциска I украшена его эмблемой, которая представляет собой саламандру и надпись, гласящую о том, что король поощряет добро, но ненавидит и душит зло. Франциск I решил сделать так, чтобы его девиз надолго запомнился потомкам и приказал скульпторам повторить эту надпись на фасаде 11 раз.

В 1524-м году умирает горячо любимая супруга Франциска I Клод де Франс, а спустя год король терпит позорное поражение в битве при Павии. Современники Франциска I в своих записках часто упоминают о том, что после таких потрясений король впал в уныние и покинул Блуа. С этого времени начинается упадок города и замка.

Лестница, возможно построенная Леонардо да Винчи

Потомки Франциска I используют замок Блуа, как временную резиденцию и останавливаются в нем только для отдыха во время длительных путешествий. Замок постепенно разрушается. Лишь в 1634-м году Блуа вновь «оживает», правда, на небольшой промежуток времени. С 1634-го по 1660-й год в Блуа проживал Гастон Орлеанский, который был сослан туда своим старшим братом, королем Франции Людовиком XIII . От безысходности и невозможности взойти на престол, Гастон Орлеанский начинает в замке Блуа строительство своего собственного крыла, которое продолжается всего три года. В 1638-м году он бросает свою затею и отстраняет от работы архитектора Франсуа Мансара, который уже успел разработать к тому времени грандиозный по своему масштабу проект нового крыла. Гастон Орлеанский так и не стал королем Франции, депрессия и скука были постоянными спутниками герцога на протяжении всей его жизни, которую он провел в крыле Франциска I.

На XVIII век пришелся период полного упадка замка Блуа. Монархи никогда больше не возвращались в свою резиденцию, ее сделали своеобразным «общежитием» для слуг короля. В 1788-м году по неизвестным причинам король Франции Людовик XVI «обозлился» на одно из своих имений в Блуа и приказал продать великолепный замок.

Башне Фуа

Более того, прекрасно понимая, что во Франции найдется мало людей, которым будет по карману приобретение бывшей резиденции монархов, Людовик XVI распорядился полностью разрушить замок, если его слуги не найдут покупателя. Естественно, цена замка была очень высока, и купить его никто не смог. Верные вассалы отговорили короля от идеи полного разрушения замка и превратили его в самую обычную… казарму для солдат.

Французская революция нанесла непоправимый ущерб многим помещениям замка Блуа: были разрушены или частично повреждены геральдические символы династии герцогов Орлеанских. Лишь в 1845-м году архитектор Дюбан, искренне любивший городок Блуа и его великолепный замок, начал реставрационные работы, которые не принесли ему признания. Дело все в том, что реставрация предполагает восстановление утраченных элементов, а не добавление новых, что и делал Дюбан. Современные историки негативно отзывают о работе архитектора, называя его реставрацию вычурной, нелепой и чрезмерной.

Страстями короля Людвига II были архитектура и музыка. Он строил один дворец за другим, замкнулся в себе и многие называли его безумным.

О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году.

Романтический замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать там место для постройки «сказочного дворца». Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл четверть всего времени за последние два года до смерти.

Попасть туда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка - Хоэншвангау. Дорога поднимается вверх и из леса внезапно возникает скала.

В повозке


Если от верхней остановки автобуса пойти направо, то подойдем к обзорному мостику, который парит над пропастью. Но какие восхитительные виды открываются на замок!

Вид с моста в пропасть

После смерти короля все строительные работы были приостановлены вследствие чего третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский, именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета “Лебединое озеро”.

Также замок Нойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде.

Замок Линдерхоф

В красивой долине на юге Баварии, в 8 км от альпийской деревушки Обераммергау, в окружении чудесного парка с сотней красочных аллей и позолоченных скульптур, находится другой изящный замок Линдерхоф, только этот замок был закончен при жизни Людвига.

Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовик XIV, король Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.

Замок Херренкимзее

Замок -дворец Херренкимзее находится на острове Херренинзель на Кимзе — самом большом озере Баварии в 60 км к востоку от Мюнхена, между городами Розенхайм и Зальцбург (Австрия). В средние века здесь были построены монастыри на двух крупнейших островах озера: мужской монастырь Херренинзель («мужской остров») и женский монастырь Фрауэнинзель («женский остров»).

Замок Блуа (château de Blois) расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) – в самом центре города Блуа. Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла […]

Расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) – в самом центре города Блуа . Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла замка наглядно демонстрируют четыре исторические эпохи.

В X веке город Блуа вместе с его окрестностями были владениями семейства графов Блуа . Именно в X веке здесь была воздвигнута первая крепость. Два века спустя её перестроили. В XIV веке крепость купил брат Карла VI – Людовик Орлеанский . В замке жил его сын Карл. Снова замок Блуа подвергся перестройке. После неё сохранились только круглая башня Фуа – остаток оборонительных сооружений, и готический Парадный зал (La salle des Etats), построенный в 1220 году. Этот зал считается самым старым Государственным залом Франции.

В 1498 году внук Людовика Орлеанского стал королём. В этот период и было построено крыло Людовика XII , которое принадлежит к стилю поздней готики с некоторыми декоративными элементами архитектуры Возрождения. В его облике сочетаются черты европейской архитектуры с итальянскими орнаментами. Король стал жить в Блуа и замок получил статус королевской резиденции.

В 1515 году королём Франции стал Франциск I – муж дочери Людовика XII. Новый король начал возводить собственное крыло дворца в стиле итальянского Возрождения. В архитектуре крыла Франсиска I использовалась резьба по камню, впервые сооружались окна, обрамлённые пилястрами, винтовые лестницы. Проект наружной ажурной лестницы придумал Леонардо Да Винчи. Ренессансное крыло замка Блуа так и осталось недостроенным. После смерти королевы в 1524 году, королевский двор перебрался в Фонтенбло, а замок использовали для торжественных приёмов.

После того, как умер Франциск I, во дворце Блуа жили его внуки. В 1610 г. здесь жила Мария Медичи – вдова Генриха IV. Сын Медичи – Людовик XIII подарил Блуа на свадьбу брату – Гастону Орлеанскому . Начался третий важный этап истории замка – строительство нового крыла в стиле классицизма. Эту часть здания считают жемчужиной стиля. Строительство было поручено архитектору Франсуа Мансару. Была сооружена великолепная лестница с «парящим» сводом, с аллегорическими каменными скульптурами. Архитектор предполагал снести крыло Франциска I – оно мешало осуществлению проекта. В связи с отсутствием денег в 1638 году строительство было прекращено. Крыло Франциска I сохранилось.

С 1660 года замок Блуа был заброшен. По приказу Людовика XIV, в XVIII веке здание передали слугам короля, и они поделили его на апартаменты. Бывшая королевская резиденция оказалась в плачевном состоянии, её сады были тоже раздроблены и заброшены. Людовик XVI в 1788 году приказал разрушить Блуа, но Военное министерство предложило использовать здание под казармы.

Во время Французской революции Блуа полностью разграбили. Были похищены статуи и мебель, разворована посуда. Все изображения и эмблемы, напоминавшие о королевской династии, были уничтожены.

В 1810 году император Наполеон I передал вконец обветшавшую постройку городским властям. Денег на восстановление дворца в казне не было, и там вновь была устроена казарма. Фрагмент крыла Гастона Орлеанского даже снесли, чтобы оборудовать кухню для военных, однако крыло Франциска I открыли для посетителей. В это время в замке побывали несколько известных деятелей культуры Франции. Среди них был Проспер Мериме . Его обеспокоила судьба прекрасного замка.

Благодаря стараниям писателя, в 1841 году Блуа получил статус исторического памятника, музея. В 1846 году были начаты реставрационные работы в крыле Франциска I. Альфонс Губер в период 1880-1913 гг. завершил сооружение лестницы, незаконченной при жизни Гастоном Орлеанским. Была предпринята значительная реставрация (некоторые эксперты считают, что чрезмерная). Замок был заново отделан и меблирован. Уже в XVI веке отреставрировали фасад и перекрытия.

Сейчас этот замок открыт для посещений, и внимание туристов к нему не ослабевает. Вход в Блуа находится в крыле Людовика XII. У входа – конная статуя короля. Эта часть замка, выполненная из кирпича в сочетании с белым камнем, увенчана высокой черепичной крышей с затейливыми слуховыми окнами. В этом крыле с 1869 года разместился Музей изобразительных искусств, где представлены скульптуры и живопись XVI – XIX веков; гобелены работы французских и фламандских мастеров.

В облике крыла Франциска I просматриваются некоторые черты готики (высокая двускатная крыша, горгульи вдоль карнизов). В целом же это крыло является образцом архитектуры Ренессанса. Здесь находится зал каменных скульптур XVI века. Большую часть крыла занимают отреставрированные королевские апартаменты. Их в XIX веке реконструировал архитектор Дюбан.

В «классическом» трёхэтажном крыле Гастона Орлеанского сейчас находится музей истории замка, проводятся временные выставки. В круглой башне Фуа ещё при Гастоне Орлеанском была построена обсерватория. Из этого сооружения на крыше башни открывается чудесный вид на долину Луары и город Блуа.

Замок Нойшванштайн романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

Контакты

Адрес: 6 Place du Château, 41000 Blois, Франция

Телефон: +33 2 54 90 33 33

Часы работы: с 09:00 до 12:30, с 13:30 до 17:30

Стоимость: 9,8€, от 6 до 17 лет — 5€, до 6 лет бесплатно

Официальный сайт: www.chateaudeblois.fr

Блуа – небольшой городок во Франции, располагающийся в долине реки Луара. Сегодня он выполняет функцию столицы департамента Луара и Шер и ежегодно принимает до 400 000 туристов. Популярность этого места связана с его богатым историческим прошлым. Среди памятников архитектуры, которые можно посетить в Блуа, есть такие, как:

  • мост Пон-де Блуа,
  • собор Святого Луи,
  • церковь Нотр-Дам-де-ла-Трините.

В Блуа также находится древний водопровод, созданный при римлянах. Еще здесь в XIX веке родился Робер Уден, известный французский иллюзионист. Приезжие часто заглядывают в дом-музей этого легендарного человека. Интересных мест в городе не мало, но самым популярным считается замок Блуа (Le Château de Blois) . Это не случайно. Там столетиями разыгрывались аристократические интриги и решалась судьба не только многих известных личностей, но и всей страны.

Замок Блуа и история его появления

Первые селения на месте современного города Блуа появились во II веке до н.е. Тогда этот прекрасный уголок будущей Франции пришелся по душе кельтам. В I веке до н.е. туда пришли римляне. Новое тысячелетие принесло этим землям расцвет торговли, а в III веке появился портовый город.

Согласно сохранившихся документов, замок в Блуа начинает свою историю в IX веке. Тогда селение входило с состав Западного Франкского королевства. С X века, там появилась крепость Блезуа, которая должна была спасать жителей окрестных деревень от набегов норманов. Ее основателем считают графа Тибо (Тришора). В то время начинается история династии Блуа. Оборонное здание много раз перестраивалось и в XIII веке наконец-то было готов полноценно выполнять свои функции.

В конце XIV века его покупает принц Людовик Орлеанский. Это способствовало началу процветания всего города. В стенах крепости четверть века прожил Шарль Орлеанский. Он был поэтом и в Блуа начинают съезжаться талантливые мастера слова. Преданность местных жителей к герцогам Орлеанским растет с каждым днем. Замок перестраивается и от прошлых построек остаются только лишь Па

Радный зал 1220 года и башня Фуа.

Есть данные, что одно время в стенах дворца располагалась Жанна Дарк со своим войском. Говорят, что она часто молилась в здешней часовне.

Людовика XII — внук Людовика Орлеанского — получив в 1498 году королевскую корону, решает сделать в Блуа собственную резиденцию. Тогда над реставрацией здания трудятся приглашенные им мастера-каменщики Колен Биар, Симон Гишар и Жак Сурдо. Они снова начинают использовать для строительства кирпич, который ранее на некоторое время вышел из моды. Новый корпус удалось построить за три года. Параллельно при Людовике XII появляется павильон Анны Бретонской и регулярный сад, создателем которого считают Пачелло де Меркольяно. После этого кардинально меняется статус городка и на протяжении части XVI века он считается столицей.

С 1515 по 1524 год Франциск I достраивает одно крыло здания. После поражения под Павией и смерти королевы Клод Французской привычки короля кардинально изменились. Он старается забыть о Блуа и радостях, пережитых там. Генрих III заманил в Блуа и убил Генриха Гиза вместе с кардиналом, который приходился ему братом. В замке некоторое время жила Екатерина Медичи, там она и умерла в 1589 году.

Во дворце жила мать Людовика III Мария Медичи, и там обитал Гастон Орлеанский, его сосланный брат, начавший строительство еще одного корпуса.

XVIII век для замка оказался трагическим. Оттуда съехали представители королевской династии и здания Блуа были отданы в пользование нескольким семьям вассалов. Людовик XVI в 1788 году захотел, чтобы замок был выставлен на торги. В противном случае Блуа должны были разрушить. Дело к тому и шло, но вскоре замок переоборудовали на казармы. Великая Французская революция еще больше способствовала тому, что великолепный замок легендарной династии на берегу Луары уничтожался и страдал от рук вандалов.

В 1810 году Наполеон I передает дворец Блуа городу и там снова делают казарму. Судьба замка волновала многих деятелей искусства, однажды там побывал Проспер Мериме. Писатель побеспокоился о том, чтобы объект получил статус музея. С 1841 года Блуа является историческим памятником. В 1845 году при Луи-Филиппе архитектор Дюбан начинает его очередную реставрацию. С 1880 по 1913 год достроили лестницу, которая была начата еще при Гастоне Орлеанском.

Сегодня замок Блуа, место жительства семи королей и десяти королев, является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Описание замка Блуа в наши дни

Благодаря своим внушительным размерам, королевский замок Блуа выгодно отличается среди замков Луары. Действующий вход этого здания находится в крыле Людовика XII. Стены этого строения выполнены из белого камня и кирпича, крыша – из черепицы. Его огромные галереи и окна наполняют

Пространство светом и делают его жизнерадостным. Плоскостные фасады, отдельные башни с лестничными клетками, хрупкая лепнина и скульптурный декор крыла доказывают то, что эта часть замка принадлежит больше к готическому стилю . С 1869 года там действует Музей изобразительных искусств .

Фасад этого крыла имеет вид галереи с колоннадой, с которой видно постройки внутреннего двора. Представленные колонны имеют круглую и квадратную формы. Они чередуются между собой.

Крыло Франциска I
Представляет собой образец архитектуры времен Ренессанса и имеет готические элементы, например, двускатную крышу. Здесь можно ознакомиться с залом каменных скульптур XVI века и отреставрированными апартаментами монархов. Готический стиль корпуса проявляется в том, что там нет симметрии и традиционного оживления верхней части строения. Кровля крыла аспидная и имеет пирамидальную форму. Здание имеет каминные трубы, большие люкарны, ажурную балюстраду и обрамленные пилястрами окна. Итальянская архитектура просматривается во фронтонах люкарн и в широком карнизе с каменной резьбой.

Парадная лестница здания винтовая, что не свойственно итальянскому стилю. На лестнице расположено три балкона, ее медальоны с эмблемами и инициалами короля, его жены и матери. Статуи времен Франциска были утрачены, но сегодня мы имеем возможность видеть их восстановленные копии.

Внешний фасад имеет ниши и лоджии, что придает дополнительное пространство. Здесь много арок с пилястрами, полуколоннами, поэтажными членениями. Интерьер этого крыла замка является типичным для местного Ренессанса. На ярких и покрытых золотом каминах, раковинах, цветочных гирляндах очень часто встречается саламандра.

Зал Начальника стражи в свое время был двумя залами, но после реставрации в XIX века он выглядит как одно помещение. Там можно ознакомиться со столами, гобеленами, креслами, ларями времен расцвета замка. Большинство представленных экспонатов – копии тех, которые были утрачены с годами.

В Зале Гвардейцев сразу же привлекает внимание гигантская вышивка с изображением библейских сюжетов. Здесь находятся портреты Ронсара. Отсюда можно пройти в галерею, где есть королевские бюсты времен Екатерины Медичи, Генриха IV и старинный секретер.

Королевские покои располагаются за передней комнатой башни. В них пряталась Екатерина Медичи. Сегодня можно осмотреть ее комнату и портретные изображения, которые размещены в ней. Там обычно проводились официальные приемы. Рядом с этой комнатой есть молельня.

Рабочий кабинет короля интересен декоративными панелями и спрятанными в стену шкафами.

В Зале Совета и в Королевских покоях есть картины, которые рассказывают о печальных событиях, произошедших в стенах замка: убийствах Генриха де Гиза и кардинала Лотарингского. Все это происходило в покоях на третьем этаже.

Зал Генеральных Штатов расположен на втором этаже. Там вел свои дела граф Блуа. Внутреннее убранство этого помещения поражает своей роскошью и изобилием золотых отделок. В соседней комнате располагается Археологический музей . Там представлен строительный материал времен Франциска I, который использовался при реконструкции замка.

Крыло Гастона Орлеанского
Аыполнено в классическом стиле, имеет три этажа. Сейчас там можно посетить музей истории замка и некоторые выставки, имеющие временный характер. С обсерватории на башне Фуа прекрасно видно город Блуа и долину Луары. Здесь также есть лестница. Она интересна каменными скульптурами и резко поднимающимся вверх сводом.

Рядом с замком есть очень красивый сад с прекрасными цветочными клумбами.

Где находится и как добраться из Парижа

Замок Блуа стоит в центре одноименного населенного пункта на берегу реки Луары в 180-километровой отдаленности от Парижа.

Вопрос о том, как доехать из Парижа в Блуа, не должен волновать туриста. Туда можно самостоятельно доехать на машине или на поезде, кроме того, есть возможность воспользоваться самолетом.

  • Если собираетесь отправляться в дорогу на машине , знайте, что вам надо выезжать на:
    • автомагистраль Париж-Бордо A10 (выход Блуа)
    • или на главную дорогу Париж-Орлеан-Блуа RN 152.
    • Тот, кто решит попасть в замок из юго-восточной Франции через Бурже, должен двигаться по Autoroute A85, Vierzon-Angers (выход Romorantin), затем надо взять D765 второстепенной дороги.
    • Чтобы доехать из юго-восточной Франции через Бордо, надо также найти автомагистраль A10, Париж-Бордо (выход Блуа).
  • Поезд из Парижа в Блуа ходит ежедневно. Вы можете отправиться с вокзалов Austerlitz и Montparnasse. Там же можно узнать расписание поездов. Такая поездка займет полтора часа. От вокзала в Блуа до замка примерно 7-8 минут пешей ходьбы.
  • Некоторые туристы предпочитают летать в бывшую королевскую резиденцию. Если средства позволяют, то отправляйтесь в один из следующих аэропортов Франции:
    • Paris Orly Airport ,
    • Paris Roissy Charles de Gaulle Airport ,
    • Blois Le Breuil Airport,
    • Tours — Val de Loire Airport,
    • Châteauroux — Déols Airport,
    • Bourges Airport.
  • С апреля по сентябрь есть трансфер между замком Блуа, Шамбором и Шеверни.

Кроме того, у подножия замка всегда останавливаются рейсовые городские автобусы Блуа. Официальный сайт исторического памятника детально рассказывает о том, как добраться до Блуа.

Режим работы объекта:

  • со 2 января по 31 марта: 9:00-12:30, 13:50-17:30 ;
  • с 1 апреля по 30 июня: 9:00-18:00 ;
  • с 1 июля по 31 августа: 9:00-19:00 ;
  • с 1 по 30 сентября: 9:00-18:30 ;
  • с 1 октября по 2 ноября: 9:00-18:00 ;
  • с 3 ноября по 31 декабря: 9:00-12:30, 13:30-17:30 .

Звуковое и световое шоу в замке проходит каждый вечер с 5 апреля по 21 сентября (за исключением 26 апреля, 16 и 21 июня, 13 июля).

  • В апреле, мае и сентябре — в 22.00 .
  • В июне, июле и августе – в 22.30 .

Часы работы билетной кассы немного отличаются, она закрывается на полчаса раньше.

Самая дешевая экскурсия обойдется :

  • в 9,80 евро для взрослого
  • и 5 евро для детей от 6 до 17 лет.
  • До 6 лет вход бесплатный.

Снижение ставки предоставляется для студентов, преподавателей, приезжающих в отдельности, взрослых, многодетных семей и лиц, ищущих работу. Более детальная информация представлена на официальном сайте замка Блуа.

Расстояние от Парижа до замка Блуа на карте:

Замок Блуа и его достопримечательности на фото и видео

Фото: ниже вы можете ознакомиться с подборкой фотоматериалов, которые помогут понять что такое замок Блуа и чем он отличается от остальных достопримечательностей Франции.