Черты классицизма в оде. Сопоставление оды ломоносова и державина

Экзамен: Русская литература 18 века

Написана в год, когда Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир, опасаясь новой войны, в которую Австрия, Англия и Голландия , воевавшие с Францией и Пруссией, втягивали Россию, требуя отправки русских войск к берегам Рейна.

Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир - основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная Композиция.

1. Вступление. Мир - основа блага государства.

2. Величие России, ее процветание:

Хвала щедротам Елизаветы

Заслуги Петра перед народами России

Неисчерпаемые богатства России

Призыв к российской молодежи овладевать науками

3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Проблематика.

1). Необходимость мира в гос-ве, которая стремится стать пресвященной, для развития наук, искусств и т. п.

2). Процветающее гос-во должно управляться просвященным монархом, он имеет перед собой обраец для подражания - образ идеального монарха, созданного поэтом в оде.

Ода как произведение высокого стиля.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.

В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

Черты классицизма в поэзии М. В.Ломоносова.

Основной лозунг классицизма - подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой - носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).

М. В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем - Петр 1.

Если домашнее задание на тему: » Ода Ломоносова «На день восшествия 77 года»: проблематика, композиция, особенности образной системы Ода как произведение высокого стиля оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Русская литература 18 века Тема поэта и поэзии, как одна из ключевых в литературе зарождается именно в эпоху классицизма. Это Іспит: Російська література 18 століття Написана в рік, коли Єлизавета Петрівна затвердила новий устав і штати Академії наук, удвічі збільшивши кількість Экзамен: Античная литература В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. VII-VIВв. до н. э. - Экзамен: Античная литература) к экзамену Античная литература", В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. Экзамен: Стилистика и литературное редактирование Аффиксальные способ словообразования - самый частоупотребляемый. Аффиксы распределяют образуемые ими слова по трем основным стилям употребления: нейтральному,
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

На вопрос Поэзия Ломоносова. Черты классицизма в поэзии Ломоносова или Державина заданный автором Минька лучший ответ это Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.
У Державина очень схожая прежде всего форма, метрика, ритмика. . .Державин разделял взгляды Ломоносова о значении России для судеб человечества. Уже в оде 1772 г. «На победы Екатерины II над турками» он говорил о падшей Греции, которую подни-мает «Минерва» , имея в виду Екатерину II, т. е. Россию; в оде «На переход Альпийских гор» он напоминал современникам о том, что русские воюют за общее дело: «за свой, за ваш, за всех покой» . Тема вожделенного мира, который приносит усталой Европе русское оружие, особенно сильное развитие получила у Державина в конце жизни, во время наполеоновских войн. В записной книжке поэта имеются следующие строки: «Победа есть прекрасный цвет, приносящий райские плоды: мир и спокойствие» .
Сделав предметом поэзии судьбы родины, высокие темы жиз-ни гражданина, Державин, естественно, не мог пройти мимо фигуры Петра I. Подобно Ломоносову, он писал о том, что Петр I создал русскую армию, служил «простым солдатом» , водил «на брань» полки, был неутомимый труженик; поэт изображает Петра близким к простым людям и в то же время царственно величественным самодержцем («Петру Великому») . В стихотворении «На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой» , ставя императрице в пример Петра I, Державин подчеркивал, что победителю на Полтавском поле снискали всеобщую похвалу не только воинские дела, но и забота о благе подданных, смягчение и просвещение нравов. В произведениях Державина происходит как бы «очеловечение» образа Петра I; величие его определяется не меркой сверхчеловеческих сил, как у Ломоносова и других поэтов, а доступностью, добротой, заботами о людях.

Билет №2. Вопрос 1. Черты классицизма в поэзии

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи просвещения, служения Отечеству, равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.

Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей»*, стилистическая система русского языка , которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Ломоносов выделял три «стиля»: Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый. Им нужно было писать в жанре оды, поэмы. Средним штилем - создавать трагедии, сатиры, элегии, дружеские сочинения. Низким штилем - писать комедии, письма, эпиграммы, песни.

Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста.

написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия на престол Ея императорского величества Елизаветы Петровны…" – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца . Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1 часть. Вступление. Мир – основа блага государства.
2 часть. Прославление величия России, ее процветания:
– хвала щедротам Елизаветы
– прославление заслуги Петра перед народами России
– восхищение неисчерпаемыми богатствами России
– призыв к российской молодежи овладевать науками (наизусть «Науки юношей питают…»)
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов (Отечество сей, оный, токмо ). В тексте оды яркие метафоры (недра Отечества ), архаические слова и выражения (дерзайте, ныне ободрены ), олицетворения (Отечество к себе зовет ), гиперболы (воззри на горы превысоки …), риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

2 вопрос. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести «Шинель».

Вслед за Пушкиным, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Что же такое маленький человек ”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы . “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу . Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов .

Гоголь характеризует главного героя своей повести, Акакия Акакиевича Башмачкина, как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.

А. А.обращается за помощью к «значительному лицу»

Кратко по тексту…

………………………………………

“Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Впечатление духовной мизерности обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература .

Билет 2 вопрос 3. В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Рассказ "Судьба человека" является особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами, оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А. Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. (примеры?) Вдали от пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...". Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. И именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

В данной работе рассматриваются черты классицизма в произведениях поэтов XVIII и XIX веков М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках, основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.

Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».

Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.

Примером такого типично классического произведения является «Ода на день восшествия на всероссийский престол... Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года.»
Ломоносов, возлагавший большие надежды на дочь Петра I в деле распространения просвещения в России, желает ей стать достойной преемницей отца и поэтому торжественно воспевает её заслуги, уже осуществлённые дела: благодаря Елизавете есть «блаженство сёл, градов ограда», а также она «войне поставила конец».

Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и процветания государства.

Гражданскому содержанию оды соответствуют монументальность произведения, высокий стиль, строгая композиция. Высокий стиль создаётся использованием определённой лексики:
1) старославянизмов («главу, победами венчанну»; « рекла»; « воззри»);
2) слов «сей, оный, токмо»;
3) усечённых прилагательных (ободренны, превысоки);
4) архаичных слов (раченьем).

Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает...).
Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.

Своеобразным жанром научно философской лирики являются духовные оды М.В.Ломоносова: «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление...». Поэт и учёный выражает веру в науку и человеческий разум, но о природе говорит как о Божьем творении. Ломоносов, занимаясь астрономией и физикой, хотел бы описать свои научные представления об устройстве мира с помощью поэзии, поэтому солнечная поверхность представлена им как «горящий вечно Океан», где «вихри пламенны крутятся». Ломоносов удивительно верно передал восхищение и смятение чувств человека перед неохватностью мира, невозможностью осмыслить сущность мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна...

Стремление познать «тайны множества миров» у Ломоносова не противоречит его преклонению перед грандиозностью дел Творца, перед могуществом и силой происходящих процессов в мироустройстве: "Велик Зиждитель наш Господь!"
Духовные оды М.В.Ломоносова многие критики считают наиболее совершенными в художественном отношении.

В создании произведений в стиле классических жанров М.В.Ломоносов нашёл достойного последователя в лице Г.Р.Державина. Но Державин внёс много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой.

«Фелица» Державина – это хвалебная ода в сочетании с социально-политическим памфлетом. Поэт нарисовал добродетельный образ царицы Екатерины и противопоставил ему образы вельмож, придворной знати с их чванливостью, высокомерием, любовью к роскоши и праздности. Поэтому и прибегает Державин к «забавному слогу», чтобы изобразить тех, кто на первое место и превыше всего ставил личные интересы. Это создавало контраст на фоне прославления деятельности истинных сынов России, а также в сравнении с делами царицы, с её трудами во благо Отечеству.

Державин также посвящает свои оды Потёмкину, Зубову, другим государственным деятелям. Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.

Произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина являются лучшими примерами русского классицизма, образцами литературного творчества российских поэтов XVIII, начала XIX веков.

Рецензии

Гомер - Шекспир - Пушкин - вот исторический стержень классической литературы, пронизывающий российскую культурную сферу. Да, Вы правы, Зоя, давая определение классицизму и основных столпов, на котором он держится. К сожалению, в современной культуре вековые традиции постепенно сходят на нет, и во главу угла ставится пресловутая окупаемость. Отсюда ставка на невзыскательные вкусы, на легкость и развлекательность. И это касается, в первую очередь, даже не литературы, но кинематографа и театра.

Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.

Ранний классицизм . Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, - одно из основных стилистических направлений как в европейской, так и русской архитектуре. Корни этого стиля уходят в древнегреческое и древнерусское искусство, называемое классическим. Отсюда происхождение термина. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет достижений итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность.
Классицизм зародился во Франции еще в XVII в. и, испытывая в начальный период своего становления влияние барокко, на протяжении длительного времени существовал с ним параллельно. В России в XVIII в. ситуация была несколько иная: барокко, предшествовавшее русскому классицизму, несло на себе некоторые черты европейского классицизма. В частности, ему были свойственны господство прямых линий при разработке планировочных решений и симметричное построение композиций. В равной степени и нарождавшийся русский классицизм на первом этапе своего развития находился под некоторым воздействием барокко, сохраняя его отдельные особенности. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметрия и уравновешенность, рациональные композиционные построения, монументальные формы, использование классических ордеров как конструктивных элементов. В создании архитектурно-художественного образа ордер теперь играл ведущую роль, определяя масштаб, размеры и пропорциональные соотношения даже в случае отсутствия колонн - основных составляющих ордерных композиций. Колонны в классицизме, в отличие от барокко, более не были постоянно связаны со стеной и нередко выступали в качестве формообразующих.
Широкое распространение получили портики, колоннады, лоджии, павильоны-ротонды. При этом архитекторы классицизма, как правило, стремились к предельной ясности и выразительности своих произведений. Такой закономерности и порядку постепенно были подчинены все составные части внутреннего убранства, не исключая паркеты. В принятой отечественной наукой классификации русского классицизма различают три основных периода: 1760-70-е - ранний классицизм, в некоторой степени еще связанный с предшествующим периодом зрелого русского барокко; 1780-90-е -строгий классицизм, полностью освободившийся от элементов барокко; 1-я треть XIX в. - высокий классицизм (русский ампир), который иногда называют градостроительным классицизмом, стремясь подчеркнуть его наивысшие достижения, связанные с решением градостроительных проблем.
Русский классицизм в значительной степени превзошел западноевропейский (по западной терминологии - неоклассицизм), а его наиболее выдающиеся памятники оказались сосредоточены в столице Российской империи - С.-Петербурге. Возникновение и становление раннего классицизма связано, прежде всего, с творчеством трех петербургских архитекторов: Ж.-Б.Валлен-Деламота, А.Ринальди и Ю.М.Фельтена. К ним следует добавить ученика Валлен-Деламота архитектора И.Е.Старова, чьи произведения раннего периода сохраняли отдельные элементы барокко, и ведущих московских зодчих того периода - В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Основоположником русского классицизма явился Баллен-Деламот. Его проект здания Императорской Академии художеств, разработанный в нач. 1760-х, можно назвать своего рода раннеклассицистиче-ским манифестом. Судя по чертежам предварительных вариантов проекта, архитектор в этот период еще в значительной степени тяготел к архитектуре барокко, но в процессе дальнейшего проектирования стремился освободиться от этой зависимости. Прежде всего это удалось в отношении рациональной, симметричной, классически ясной планировки здания, а также соответствующего ей решения фасадов. Черты барочной архитектуры, характерные для раннего классицизма, сохранились лишь в центральной части главного фасада Академии художеств, выходящего на Неву.
Еще один шедевр Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма - здание М.Эрмитажа, сооруженное в 1764-69. Оно состоит из двух павильонов - южного и северного, объединенных висячим садом и галереями (закончены в 1775). Южный павильон, спроектированный в линию с Зимним дворцом, архитектор увязал стилистически с архитектурой Растрелли, повторив в первом этаже характерный для последнего прием обработки фасадов приставными колоннами, поддерживающими разорванный антаблемент. Ранний классицизм проявил себя здесь в отделке второго и антресольного этажей, объединенных пилястрами, а также в сравнительной скромности оконных наличников и декоративных филенок. Если Южный павильон в конце 1766 был уже готов, то строительство Северного павильона закончилось только в 1769, что в значительной степени сказалось на его внешнем облике. При проектировании Северного павильона Валлен-Деламот окончательно порвал с традициями барокко и дал один из лучших образцов раннего классицизма.
Преодоление старых традиций особенно трудно давалось в интерьерах, где отдельные черты барокко и рококо нередко выступали на первый план. К сожалению, эта сторона творчества Валлен-Деламота, ввиду недостатка материала, гораздо менее изучена. Однако известно, что в 1760-70-х он принимал самое активное участие во внутренней отделке Зимнего дворца, Б. дворца в Петергофе, т.н. Летнего дворца Елизаветы Петровны в Третьем Летнем саду. Из всех этих работ до нашего времени дошло лишь декоративное оформление Западного и Восточного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца, выдержанных в стиле шинуазри. Раннеклассицистические интерьеры Валлен-Деламота не сохранились. Можно предположить, что характер их убранства, который отчасти можно представить по сохранившимся проектам, отличался классицистической строгостью, но, вместе с тем, включал некоторые элементы барокко. Почти ничего не известно о паркетах Валлен-Деламота, хотя архитектор уделял их проектированию достаточно внимания. Можно предположить, что они отличались нарядностью, геометризмом и соответствовали отделке стен и перекрытий.
Другим выдающимся представителем раннего классицизма, в творчестве которого новые принципы соседствовали с отзвуками предшествующих стилей, был А.Ринальди - автор Гатчинского и Мраморного дворцов.

Ж.-Б.Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в С.-Петербурге. Северный павильон

А.Ринальди, В.Бренна. Тронная Павла I в Гатчинском дворце. Фрагмент интерьера

А.Ринальди. Паркет перехода между Тронной Павла I и Белым залом в Гатчинском дворце

Гатчинский дворец. Зеленая угловая. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

Гатчинский дворец. Туалетная (Уборная) Марии Федоровны. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

А.Ринальди. Мраморный дворец в С.-Петербурге

Мраморный дворец. Парадные залы и личные комнаты великого князя. Обмерный чертеж паркетов, исполненных по рис. А.Ринальди. 1830 (НМИИС КГИОП)

Гатчинскому дворцу, сооруженному в 1766-81, свойственны четкие поэтажные членения и ведущая роль ордера в построении композиции. При разработке проекта этого здания, чей центральный трехэтажный корпус фланкирован двумя невысокими угловыми башнями, Ринальди широко использовал архитектурные приемы эпохи итальянского Возрождения. Со стороны парадного двора оно напоминает итальянские виллы с галереями и террасами, а со стороны парка - итальянские палаццо эпохи Возрождения. Лишь частично соответствовала внешнему облику дворца отделка интерьеров. Ринальди по-прежнему придерживался здесь стиля рококо, сочетая его в ряде случаев с классицистическими элементами. Так, напр., в самом большом центральном Белом зале, выходившем пятью высокими окнами-дверями на открытую террасу, архитектор искусно сочетал стилистически различные приемы. К классицизму тяготела обработка стен сдвоенными пилястрами, а рококо соответствовала отделка перекрытия лепным растительным орнаментом, стилизованны-
ми раковинами и трельяжной решеткой. Черты классицизма и рококо сочетались также в рисунке паркета.
Почти одновременно с Гатчинским дворцом в С.-Петербурге строился Мраморный дворец (1768-85), в отделке которого, помимо гранита, широко использовался мрамор разных сортов и оттенков. Расположенный вблизи Невы и Марсова поля, трехэтажный дворец своим главным фасадом, отступающим в средней части в глубину подъездного двора, выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством служебного корпуса. Первоначально изолированный парадный двор, или курдонер, характерный для дворцов в стиле барокко, со стороны служебного корпуса ограничивала глухая каменная ограда с раположенными по главной оси въездными воротами. Первый этаж, облицованный розово-серым гранитом, Ринальди трактовал как монументальное основание для двух верхних, объединенных большим ордером. Со стороны Невы, Мраморного переулка и Марсова поля фасады решены одинаково, благодаря чему внешне дворец воспринимается единым архитектурным объемом, хотя имеет довольно сложную пространственную композицию с разновеликими боковыми крыльями и внутренними замкнутыми световыми дворами. Эти фасады обработаны пилястрами коринфского ордера, окна имеют простые, строгого рисунка наличники, и только между окон второго и третьего этажей можно обнаружить скромные украшения в виде филенок с цветочными гирляндами - характерные для раннего классицизма элементы. На то, что это памятник раннего классицизма, указывают также декоративные вазы, поставленные наверху на парапете. Явные черты ушедшего барокко сохраняются в центральной части главного фасада. Здесь вместо пилястр к фасаду приставлены четыре колонны, поддерживающие небольшие части разорванного антаблемента. Расположенные на втором этаже между колонн три больших окна с полуциркульными завершениями имеют наличники криволинейных барочных очертаний, но рисунок их значительно проще при сравнении, напр., с находящимся на той же набережной Зимним дворцом. Впрочем, отдельные барочные элементы не меняют общую классицистическую характеристику Мраморного дворца, а лишь указывают лишний раз на то, что это памятник архитектуры раннего классицизма, сохраняющий реминисценции барокко.
В отделке интерьеров Мраморного дворца, как и дворца в Гатчине, также присутствовали отдельные черты барокко и рококо, с трудом преодолеваемые Ринальди. В отличие от внешнего облика дворца, сохранившегося почти без изменений, убранство внутренних помещений вместе с паркетами было утрачено в результате последующих переделок (исключение составляют Парадная лестница и Мраморный зал). К счастью, в 1830 художниками П.А.Азимовым и М.А.Андреевым были выполнены планы и обмерные чертежи ринальдиевских залов, позволяющие сегодня судить об их былом великолепии. В частности, остались зафиксированными в цвете дворцовые паркеты, которые, хотя и включали некоторые раннеклассицистические элементы, по своей стилистике приближались к рококо.
К характерным представителям раннего классицизма относится архитектор Ю.М.Фельтен, много строивший в С.-Петербурге и его окрестностях. Его нередко ставят рядом со значительно более одаренными Баллен-Деламотом и Ринальди. Но если для последних переход от барокко к классицизму был довольно сложным и трудным, то Фельтен не испытывал подобных мук, и его самостоятельное творчество оставалось достаточно ровным, без каких-либо существенных отклонений в ту или иную сторону. Он не страдал пережитками ушедшего стиля, но и не старался опережать эпоху.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена - типичных памятников архитектуры раннего классицизма - можно назвать Училище для мещанских девиц (1765-74), не очень удачно пристроенное к ансамблю бывшего Смольного монастыря, "здание в линию с Эрмитажем", получившее затем название Старый Эрмитаж (1775-85), Зубовский корпус, примкнувший к Екатерининскому дворцу в Царском Селе (1778-84), здание Ломбарда на углу Миллионной ул. и Марсова поля, возведенное в 1770-х и позднее подвергшееся перестройке. В творчестве Фельтена нашли отражение характерные для периода раннего классицизма романтические тенденции, связанные, в частности, с архитектурой средневековья. Наиболее значительные произведения такого рода - Чесменский путевой дворец (1774-77) и Чесменская церковь (1777-80) вблизи бывшей Царскосельской дороги. Фельтен много занимался отделкой интерьеров по заказам императорского двора в С.-Петербурге и его окрестностях. В частности, по его проектам были отделаны интерьеры Зимнего дворца на половине вел. кн. Павла Петровича (1762-63), Южного павильона Малого Эрмитажа (1765-66), дома фаворита Екатерины II кн. А.Д.Ланского (1780-84) и др. Немалое внимание Фельтен уделял паркетам. До наших дней частично сохранились прекрасные наборные полы петербургского дома кн. А.Д.Ланского. Ныне они находятся в Царском Селе (Агатовые комнаты Холодных бань) и Павловске (Павловский дворец). Паркетам Фельтена уже в гораздо большей степени, чем паркетам Ринальди, свойственны классицистические черты. Они более строги, геометричны, и если в них по-прежнему слышатся отзвуки барокко и рококо, то они выражаются, прежде всего, в многоцветной колористической гамме, обилии экзотических древесных пород, в достаточно сложном рисунке, в котором еще встречаются отдельные растительные мотивы. Зародившиеся в нач. 1760-х элементы классицизма упорно теснили барокко и рококо, постепенно завоевывая основные позиции. К нач. 1780-х классицизм одержал окончательную победу.

Литература:
Гримм; Соловьев I; Воронов М. Г, Ходасевич Г.Ц., Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине, Л., 1982;
Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. ГЭ, авт. вступительной статьи и сост. каталога М.Ф.Коршунова, Л., 1982;
Кючарианц Д.А., Антонио Ринальди, Л., 1984;
Коршунова М.Ф., Юрий Фельтен, Л., 1988;
Фомин; Шуйский В. К., Зрелое русское барокко и ран ний классицизм, СПб., 1997;
его же, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, в кн.: Зодчие С.-Петербурга I;
Комелова Т.Н., Апартаменты Екатерины II в Зимнем дворце, в кн.: Зимний дворец I;
Комелова Г.Н., "Императорский музеум" в Зимнем дворце, там же.