Что делать когда ничего не успеваешь. Что со мной не так? Не понимаю…

Давайте начнем с того, почему нам никогда не хватает времени, чтобы все успеть. Почему дела часто отнимают больше внимания, чем мы рассчитывали.

Вспомните ваши студенческие годы, а именно бессонные ночи. Даже очень ответственный студент потратит одну-две ночи на зубрежку во время сессии, так как не успел что-то выучить днем.

Исследователи Роджер Бюлер, Дейл Гриффин и Майкл Росс раскрыли, так называемую, «Ошибку планирования». Их исследование (опубликованное в журнале о социальной психологии и психологии личности) показало, что во время планирования у испытуемых была тенденция сосредотачиваться на оптимистичном сценарии, что вызвало проблемы, когда возникали непредвиденные обстоятельства. Более выгодная стратегия при планировании времени, ориентироваться на пессимистичный (или «реалистичный») сценарий. Конечно, не обязательно сразу предполагать самый худший вариант, хотя и о нем не стоит забывать.

Блог Less Wrong предлагает посмотреть на время с другой стороны. Вместо того, чтобы, оценив свой проект, решить, сколько времени вам на него потребуется, узнайте сколько потребовалось другим на завершение подобной задачи. Это более точный показатель того, сколько времени вам в итоге придется затратить.

Но не каждую задачу можно сравнить с аналогичной. Профессор когнитивной науки Дуглас Хофштадтер в шутку придумал «Закон Хофштадтера». Лучше всего объясняет его колонка в The Guardian: «Любая задача потребует больше времени, чем вы рассчитываете. Даже если принять во внимание закон Хофштадтера».

Это неизбежное свойство нашего ума: независимо от того, как мы планируем, по Закону Хофштадтера, задания всегда будут отнимать больше времени, даже если мы примем в расчет эту задержку. Так что не удивляйтесь, если время, затраченное на проект, выйдет за все мыслимые рамки.

Как повысить или понизить срочность

Исследование, проведенное в университете Бельгии, показало, что мы более четко представляем ближайшие события, чем события в отдаленной перспективе (мы так же лучше помним события недавнего прошлого).

Поэтому, если мы сконцентрируем внимание на деталях будущего проекта, он покажется нам ближе и актуальнее. Если вы не будете медлить на ранней стадии, то заложите основу своего проекта в считанные минуты. Этот процесс естественным образом настроит вас на рабочий лад, и вы избежите горы проволочек.

Другими словами, главное - начать. Вот почему специалисты по саморазвитию (например Тони Роббинс) советую делать цели предельно конкретным и понятными. Это подчеркивает актуальность цели и делает ее менее отдаленной.

Быстро двигайтесь и делайте ошибки

"Просите прощения, а не разрешения" - вот традиционный предпринимательский совет.

Большинство людей могут легко остановить вас, когда вы решите начать, но не решатся мешать, если вы уже двигаетесь

И эксперименты подтверждают это. Исследование, проведенное в Университете Чикаго, показывает, что люди гораздо больше расстраиваются, предвкушая что-то плохое, чем когда это плохое уже случилось.

Это происходит из-за осознания того, что мы можем изменить будущее, но не в состоянии исправить прошлое. А так же из-за способности оценивать ошибки прошлого. Перспектива неудачи плохо отражается на нашем эмоциональном состоянии, в то время как мы становимся смелее, когда неудача уже позади.

Если вы планируете внести изменения, например, проявить инициативу на работе, и при этом хотите получить минимум проблем и максимум поддержки, сделайте первый шаг и попросите "прощения", если что-то пойдет не так. В любом случае, сделать шаг, пусть и неверный, лучше, чем не делать ничего. Опять же, главное - начать.

Как изменить ценность времени

Другое исследование, проведенное в Чикагском университете, показало, что люди придают большее значение ближайшему будущему, чем ближайшему прошлому. Ученые заметили, что эмоциональное воздействие будущего события повышается при его приближении, но как только событие произошло, его эмоциональное воздействие значительно снижается.

Исследование указывает на одно из главных правил успешных переговоров: заплатить позже, если ты покупатель, и продать раньше, если ты продавец.

Теоретически это означает, что едва ли вы получите больше, если пришлете счет после предоставления услуги. Конечно, если вы поставщик услуг, вы захотите получить деньги вперед и максимизировать свою прибыль. Не соглашайтесь на постоплатную систему расчетов.

К сожалению, у нас нет волшебного автомобиля марки DeLorean, прыгнув в который, мы могли бы вернуться в прошлое и исправить ошибки. Но простое осознание этих закономерностей сыграет огромную роль в принятии решений, планировании и понимании того, почему мы ведем себя и реагируем так, а не иначе.

Вопрос психологу:

Здравствуйте, я не уверена что подобный вопрос следует задавать именно психологу, но может вы мне хотя бы совет какой то дельный дадите. Подскажите как быть. Я ничего не успеваю. Когда прихожу домой с работы, чувствую себя как выжатый лимон и не хочу ничего делать, могу часам пластом лежать витая в облаках или сидеть в социальных сетях. На работе нет такой большой нагрузки, чтобы я прямо уставала там до нельзя, часто бывает что я вообще пол дня сижу и своими какими то делами занимаюсь или общаюсь с коллегой. Дома тоже не так много дел - живу я с парнем и у нас 2 кота, с которыми не так уж и много хлопот. Скандалов у нас нет, все достаточно спокойно и адекватно. Меня ужасно раздражает такая моя несобранность. Я уже много раз пыталась с начала недели начать новую жизнь, готовила, делала другие домашние дела, делала зарядку, но к середине я начинаю расхлябываться, весь запал пропадает, я начинаю уставать, желание что либо делать просто исчезает. У меня почти нет друзей которые бы меня куда то вытаскивали, большую часть свободного времени провожу дома, может это как то связано. Пыталась ходить на танцы в надежде что это меня хоть как то взбодрит, стало еще хуже, с танцев прихожу как труп и сразу спать ложусь, даже помыться сил нет, не говоря уже про желание что то приготовить или сделать уборку, например. Я уже пробовала и витамины пить, и на свежем воздухе нахожусь около часа в день, составляю списки дел на день, в итоге это все тоже забрасываю потому что они все практически не дают особого результата. Злюсь сама на себя до невозможности, постоянно себя за такую безответственность и раздолбайство корю, но большого толка то нет с этого. Подскажите как быть, может существуют какие то "волшебные" методы себя активизировать и начать наконец что то делать и вообще получать удовольствие от жизни. Из-за такой общей неуспеваемости я нахожусь в постоянно напряжении, что я ничего не успею, боюсь брать ответственность за что то на работе, чувствую себя каким то овощем, который не может ничего. Помогите, пожалуйста, советом.

На вопрос отвечает психолог.

Здравствуй, Алена.

Хроническая усталость - это показатель. что человек живет чужими взглядами, идеями и желаниями.

Свои мечта и желание являются источником энергии для жизни.

У каждого человека есть свое желание, которое его греет, придает силы и вдохновляет на поступки.

Когда человек идет по зову своего желания, то силы растут. опорой для действий является удовольствие. Когда человек в жизни пользуется понятием "должен", то силы начинают его покидать, так ка основой всех действий является раздражение.

Обычно это происходит, когда в детстве понятие "желание" и понятие "должен" подменили.

Все начинается с обязанности, которую дают ребенку, независимо хочет он или нет. Чтобы ребенок выполнил поручение, ему в процессе выполнения поручения предлагают веселые и интересные игры или говорят, что это приятно и полезно для него же самого. Со временем ребенок привыкает делать то, что должен, но научился находить пользу для себя и считает это свои желанием.

А свои истинные желания он не знает. Энергия тратится, но не восполняется.

Всегда есть пути решения:

1. Оставить так как есть и махнуть на все рукой.

2. Задуматься над такими темами: что такое желание, какое мое желание, что такое истинное желание. определить свои желания и сделать визуализацию их, для поднятия настроения и сил.

3.Сейчас на данном этапе двигателем всех действий является долг, то можно с ним работать. Чувство долга - это продукт воспитания.

При любом действии проговаривать про себя, а можно в слух (как удобно): но можно и так, если хочется, но можно и по-другому. Выделить время на осознавание своих действий и истинное желание проявиться. Сила начнет расти.

Так часто бывает, что обещаешь выполнить какую-то работу в срок и не успеваешь. Особенно когда нужно сделать не одну маленькую задачу, а какой-то большой объем работ, на две недели, месяц или два. Причин не успевания может быть много:

  • Внешние обстоятельства которые помешали,
  • Привычка откладывать все на последний момент,
  • Оптимистичные оценки относительно трудоемкости,
  • Сработал Закон Паркинсона: работа заняла все отведенное на неё время
  • Исходные данные пришли поздно.

И когда вы уже понимаете что явно не успеете, начинаются метания: "А что делать?"

Вот пошаговая инструкция:

  1. Посмотрите выполненную работу и рассчитать метрики ошибок в ожиданиях о трудоемкости работы.
  2. Оцените остаток работ и рассчитать дату завершения оставшейся работы (прогноз завершения)
  3. Встретьтесь с Клиентом и раскажите ситуацию о состоянии, и прогноз о завершении.
  4. Согласуйте план мероприятий по стыковке сроков. Если срок важен, то выделите приоритетные работы из остатка и сократите менее важные.
  5. Встречайтесь или созванивайтесь с Клиентом о состоянии работ на ежедневной основе - это повысит Прозрачность, а прозрачность повысит Доверие.
  6. После завершения всех работ соберитесь вместе и разберите почему произошло отставание в сроках, и что нужно сделать чтобы такого не было в будущем.

Расчет метрик

Чтобы сделать хорошее предсказание о завершении работ, нужно понять насколько мы ошиблись при оценке. Ошибка может быть в оптимистичной оценке, или появилась новая работа которую мы не учли. Поэтому:

1. Вспомните оценочную трудоемкость работы которая была выполнена, и фактическое время которое было потрачено на выполнение работы. На основе этих данных рассчитайте точность оценки:

К = плановая_трудоемкость / фактическая_трудоемкость

2. Посмотрите на выполненную работу, и определите сколько работы добавилось и не было запланировано, Рассчитайте влияние фактора неопределенности:

ФН = добавленная_работа / запланированная_работа

3. Возьмите остаток работы и рассчитайте прогноз завершения с учетом полученных метрик:

Прогноз = (Остаток / К) / ФН

У нас получится наиболее реалистичное количество дней необходимых для завершения всех работ. если фактор неопределенности опять сработает. Если вы считаете что новой работы не добавится, и дальше не будет проблем, то его можно не учитывать:

Оптимистично = Остаток / К

Пример

Рассмотрим на примере.

  • Предположим, что мы взяли заказ который оценили в 20 чел/дней.
  • В процессе работы над заказом выяснилось что возникли новые задачи с оценкой в 5 дней.
  • Мы потратили уже 3 недели, и сделали работы на 8 дней из запланированного объема.
  • У нас осталось до срока 1 неделя. и мы понимаем что не успеваем сделать работу в срок.

Считаем:

К = (8 + 5) / (3*7) = 0.61 ФН = 5 / 8 = 0.62 остаток: 12 чел/дней Прогноз = 12 / 0.61 / 0.62 = 31.72 календарных дней. (мы сделали конвертацию в календарные дни при расчете "К") Оптимистично = 12/0.61 = 19.61 календарных дней.

Таким образом, у нас получился пессимистичный прогноз времени завершения работ - 1 месяц , если опять сработает закон Мёрфи, и оптимистичный прогноз - примерно 3 недели . если проблем не будет. Именно эти цифры и нужно обсуждать с Клиентом.

Как избежать

Для того чтобы ситуация не повторилась, лучше всего на ранних фазах обсуждения работ оценивать риски и факторы которые могут повлиять на увеличение объема работ.

Для этого, нужно строить план не в виде "сначала делаем это, потом это, потом это", а выявить препятствия "Что мешает получить деньги клиента сразу?" . Как только мы записали первое препятствие мы формируем к нему промежуточную цель которую нужно достичь для преодоления препятствия, и задаем вопрос: "Что мешает достигнуть эту цель?" . записываем препятствие и к нему промежуточную цель. У нас появилось дерево из пар препятствие-цель. Если вы все сделали правильно, то такой план будет иметь гораздо меньшую неопределенность чем план "делаем раз, два,три".

Когда план сформирован, внесите все задачи в BIPULSE, инструмент рассчитает полную трудоемкость работ. На календарном плане BIPULSE покажет критическую цепь и расчётные, рекомендованные даты начала работ с учетом резерва по времени, который составляет 50% длительности всех работ. Если вы видите, что работы надо было начинать "вчера", то вы сможете договориться уже на старте о более реалистичных сроках.

В процессе выполнения задач, система будет измерять точность оценки (К) с делать прогнозы о датах завершения работ. А также, выполнять оценку отклонения от графика и рекомендовать что нужно делать. Если вы увидите что загорается предупреждение "применяй план изменений" это значит, что пора звонить Клиенту и договариваться об изменениях в объемах работ или срока.

Не знаем, как у вас, а для нас это типичная проблема: бегаешь по работе — важные дела, то-се, хочешь на кофе с подружкой — вспоминаешь, еще же отчет дописать, не до кофе, записываешься на массаж — отменяет, потому что нужно купить дочери чешки на концерт (а совсем забыла), выбегаешь на тренировку — звонок подруги, вы же перенесли в настоящее время кофе:). И ты не какая-нибудь бизнесвумен с миллионом дел, и, в общем, ответственная и действительно стараешься, и не забывчивым какой-то, а все равно — вечная карусель "успела-отменила-не успела-забыла". Почему и как с этим бороться?

Спросили у тех, кто лучше в этом разбирается — в Студии управления временем BogushTime. Тренер Оксана Долгова нашей проблеме не удивилась. "Сама с ней столкнулась прежде. После рождения дочери пошла в декрет и думала — ну вот, наконец, сидя дома буду все успевать. Даже решила параллельно закончить курс анализа финансовых рынков, чтобы в свободное от домашних хлопот время работать на бирже ценных бумаг." Я же выучилась, — вспоминает Оксана. — Но почти ни дня не работала. Знаете, почему? Прозвучит банально — я не умела планировать. Хотя считала, что умею. И теперь, кого бы я не спросила — своих клиентов или друзей, — или они планируют свой день, большинство отвечает "да". Однако следующее мой вопрос: "Вы планируете на бумаге?" — заводит их в тупик.Ответ традиционна: "А зачем? У меня все в голове". А я всегда говорю на это откровенно: не фиксируют — значит не планируете ".

Не пытайтесь успеть все — делайте то, что нужно именно ВАМ

Поэтому первая и главная совет (для кого-то, возможно, заезженная), однако единственная действенная — записывайте свои планы. Четко, почасово. Когда вы планируете, вы проводите время так, как хотите, а не так, как произошло-сложилось. Когда я впервые записала свои намерения на выходной, я была в восторге и в шоке одновременно. Казалось, что задач на два дня, а оказалось … Я хотела сварить обед, убрать в доме, разобрать-скрыть все летние вещи, съездить в салон на маникюр, сходить на мультики с дочерью, почитать наконец книгу вечером. Казалось, задуманное трудно выполнить за один день, а выяснилось, что для этого достаточно 6:00, и, кроме того, у меня осталось время отдохнуть. Я просто последовательно все определила — то есть оптимизировала свое время.

Второе. Не пытайтесь успеть все — делайте то, что нужно именно ВАМ. Это не про эгоизм, а о ваших интересах. Просто определите для себя самой, что хотите иметь через месяц-год-два-пять и начинайте соответственно действовать уже сегодня. Условно говоря, хотите через месяц поехать на рождественские каникулы в Карпаты — находите время на поиски путевки, лыжного костюма или что там нужно для таких каникул.Хотите через год купить авто — уже изучайте предложения, нюансы и возможные подработки. Понимаете? Каждое ваше действие сегодня должна быть тесно связана с тем, что вы себе пожелали в будущем. Просто спрашивайте себя — зачем я это делать? Должна быть цель, и эта цель должна вас греть. Тогда на нее всегда найдется время.

Никогда не ранжирует запланированные дела по важности, просто записывайте "потоком сознания" все

Третье. Рассчитывайте время, необходимое на каждое дело. Сходить на маникюр — это не только покраску высыхания ногтей и милых болтовни с мастером, это еще и путь туда-обратно. То есть не час, а полтора-два. И сама закупка продуктов требует времени и в магазине, и на дорогу, и на то, чтобы все купленное затем разложить дома на полках. Если вы рассчитываете сделать 10 дел, на которые реально нужно 27, а не 10:00, то не удивляйтесь потом, что и половины не успели. Трезво взвешивайте и спокойно переносите то на другие дни, перераспределяйте на целую неделю — но сознательно, продуманно. Не пытайтесь себя выжимать. Успевать все — это достигать своих целей и получать от своих дел удовольствие.

Четвертое. Никогда не ранжирует запланированные дела по важности , Просто записывайте "потоком сознания" все, что хотите сделать. Даже "Суббота, 11.00 — сходить в магазин за продуктами" или "среда, 17.00 — завести малышку на кружок". Именно эту рутину мы не учитываем и именно из-за нее не успеваем выполнить другие, более приятные дела. "Ой, забыла, мне же еще надо забрать билеты", "Ах, сегодня же день рождения коллеги, придется снова пропустить фитнес" — знакомо, правда? Мы считаем будничные дела неважными и пренебрегаем их планированием, а они одни из главных хронокрадиив.

Пятое. Забудьте о бумажки и стикеры, наклеены по всей квартире. Это только создает хаос и вокруг, и в вашей голове. Председатель для того, чтобы быстро и качественно решать и ее не нужно перегружать лишними мелочами. Для них заведите планировщик — у него и записывайте все ваши дела, планы и разные "не забыть". Так и контролировать легче и, соответственно, успевать ".

Не знаем, как вы, а мы попробуем. Потому что очень поразили слова Оксаны: даже если вы не живете по плану, вы все равно живете по плану — только не своим, а чьим-то. Так может пора сделать так, чтобы планировали вы, а не вас? Тогда и успевать все, что захотите.