Что сложнее условный рефлекс или инстинкт. Признаки безусловных рефлексов

Такие привычные действия как дыхание, глотание, чихание, моргание - происходят без контроля со стороны сознания, являются врожденными механизмами, помогают выживать человеку или животному и обеспечивать сохранение вида – все это безусловные рефлексы.

Что такое безусловный рефлекс?

И.П. Павлов, ученый-физиолог, посвятил жизнь изучению высшей нервной деятельности. Для того, чтобы понять, что такое безусловные рефлексы человека, важно рассмотреть значение рефлекса в целом. Любой организм, имеющий нервную систему, осуществляет рефлекторную деятельность. Рефлекс – комплексная реакция организма на внутренние и внешние раздражители, осуществляемая в виде рефлекторного ответа.

Безусловные рефлексы - это заложенные на генетическом уровне врожденные стереотипические реакции, в ответ на изменения внутреннего гомеостаза или условий внешней среды. Для возникновения безусловных рефлексов специальных условий – это автоматические реакции, которые могут давать сбой лишь при тяжелых заболеваниях. Примеры безусловных рефлексов:

  • отдергивание конечности от соприкосновения с горячим;
  • коленный рефлекс;
  • сосание, хватание у новорожденных;
  • глотательный;
  • выделение слюны;
  • чихание;
  • моргание.

Какова роль безусловных рефлексов в жизни человека?

Эволюция человека на протяжении веков сопровождалась изменением генетического аппарата, отбором признаков, которые необходимы для выживания в окружающей природе. становилась высокоорганизованной материей. Какое значение имеют безусловные рефлексы – ответы можно найти в работах физиологов Сеченова, И.П. Павлова, П.В. Симонова. Ученые выделяли несколько важных функций:

  • поддержание гомеостаза (саморегуляция внутренней среды) в оптимальном балансе;
  • приспособление и адаптация организма (механизмы терморегуляции, дыхания, пищеварения);
  • сохранение видовых признаков;
  • размножение.

Признаки безусловных рефлексов

Основной признак безусловных рефлексов - врожденность. Природа позаботилась, чтобы все важные для жизни в этом мире функции были надежно записаны на нуклеотидной цепочке ДНК. Другие характерные признаки:

  • предварительного научение и контроль сознания не требуются;
  • являются видовыми;
  • строго специфичные - возникают при соприкосновении с конкретным раздражителем;
  • постоянные рефлекторные дуги в низших отделах ЦНС;
  • большинство безусловных рефлексов сохраняется на протяжении жизни;
  • совокупность безусловных рефлексов помогает организму на ранних этапах развития приспособиться к среде;
  • являются базовой основой для возникновения условных рефлексов.

Виды безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы имеют разного вида классификации, И.П. Павлов впервые распределил их на: простые, сложные и сложнейшие. В распределении безусловных рефлексов по фактору занимаемого каждым существом определенных пространство-временных областей П.В. Симонов разделил типы безусловных рефлексов на 3 класса:

  1. Ролевые безусловные рефлексы – проявляются во взаимодействии с другими внутривидовыми представителями. Это рефлексы:половой, территориальное поведение, родительский (материнский, отцовский), феномен .
  2. Безусловные рефлексы витальные – все базовые потребности организма, лишение или неудовлетворение которых приводит к гибели. Обеспечивают индивидуальную сохранность: питьевой, пищевой, сна и бодрствования, ориентировочный, оборонительный.
  3. Безусловные рефлексы саморазвития - включаются при освоении нового, незнакомого ранее (знания, пространства):
  • рефлекс преодоления или сопротивления (свободы);
  • игровой;
  • подражательный.

Виды торможения безусловных рефлексов

Возбуждение и торможение - важные врожденные функции высшей нервной деятельности, которые обеспечивают согласованную деятельность организма и без которых эта деятельности была бы хаотичной. Тормозные безусловные рефлексы в процессе эволюции превратились в комплексный ответ нервной системы – торможение. И.П. Павлов выделял 3 вида торможения:

  1. Безусловное торможение (внешнее) – реакция «Что такое?» позволяет оценить, опасна или нет обстановка. В дальнейшем, при частом проявлении внешнего раздражителя не несущего опасности, торможения не происходит.
  2. Условное (внутреннее) торможение – функции условного торможения обеспечивают угасание рефлексов, потерявших свою ценность, помогают различать полезные с подкреплением сигналы от бесполезных, формировать отсроченную реакцию на раздражитель.
  3. Запредельное (охранительное) торможение – предусмотренный природой предохранительный безусловный механизм, срабатывающий при чрезмерном утомлении, возбуждении, тяжелых травмах (обморок, кома).

Поведение собаки обусловливается деятельностью центральной нервной системы и воздействиями окружающей среды. Всякое воздействие на живой организм, вызывающее ответное действие — реакцию со стороны последнего, называется раздражителем . Центральная нервная система устанавливает связь организма собаки с разнообразными раздражителями окружающей среды посредством рефлексов. Рефлекс — это ответное действие центральной нервной системы на раздражитель. Если, например, в ротовую полость собаки поступает кусочек пищи, то он будет воздействовать на воспринимающие окончания чувствительного — центростремительного, вкусового нерва, которые расположены в ротовой полости собаки и образуют вкусовой рецептор . Раздражение от этого рецептора передается в центральную нервную систему. Последняя переключает воспринятое раздражение на исполнительные — центробежные нервные волокна, по которым раздражение направляется к рабочим органам: слюнным железам, глотательным мышцам. В результате этого возникают рефлексы: выделение слюны и заглатывание пищи.

Анатомической основой всякого рефлекса является рефлекторная дуга. Рефлекторной дугой называется нервный путь, по которому раздражение проходит от воспринимающего рецепторного органа, через центральную нервную систему до исполнительных рабочих органов — мышц или желез (рис. 22). Главнейшими рецепторными органами собаки являются органы обоняния, слуха, зрения, осязания, вкуса. В зависимости от того, какое количество рефлекторных дуг принимает участие в осуществлении рефлекса, различают простые и сложные рефлексы. Так, отдергивание собакой лапы при уколе будет являться более простым рефлексом, чем рефлекс посадки собаки при нажиме дрессировщика на ее круп или чем нападение собаки.

Рис. 22. Схема рефлекторной дуги

1 — кожа; 2 — скелетная мускулатура; 3 — чувствительный нерв; 4 — двигательный нерв; 5 — нервная клетка чувствительного нейрона; 6 — нервная клетка двигательного нейрона; 7 — серое вещество спинного мозга; 8 — белое вещество спинного мозга


Рефлексы следует также различать и по происхождению. Академик Павлов подразделял рефлексы собаки и других животных на безусловные и условные. Безусловным называется врожденный рефлекс, который стойко передается по наследству от родителей к потомству . Ярким примером такого рефлекса является пищевой или половой рефлекс. Условные рефлексы — это рефлексы, приобретенные в процессе жизни животного. Примером таких рефлексов могут являться все действия собаки, выполнять которые она в процессе дрессировки. В этом смысле дрессировка представляет собой процесс последовательной выработки у собаки стойких условных рефлексов на выполнение различных действий по требованию дрессировщика . Условные рефлексы вырабатываются на основе безусловных врожденных, поэтому дрессировщик должен хорошо знать безусловные рефлексы, присущие собакам.

Академик Павлов различал у собак четыре основных безусловных рефлекса: ориентировочно-исследовательский, пищевой, оборонительный и половой. Эти рефлексы сиятельный нерв; составляют прирожденную основу поведения собаки и принадлежат к сложным безусловным рефлексам. Такие рефлексы принято обозначать термином. Инстинкт — это сложный безусловный рефлекс, являющийся наследственно-обусловленной основой поведения животных и направленный на удовлетворение определенной потребности организма: пищевой, самозащитной, половой, родительской и т. д . По биологическому значению инстинкты подразделяются на две группы: инстинкты самосохранения и инстинкты сохранения рода. К первой группе относятся инстинкты, обеспечивающие существование каждой собаки или другого животного в отдельности, К таким инстинктам принадлежат пищевой и оборонительный рефлексы. Ко второй группе относятся инстинкты, направленные на получение и сохранение потомства. Сюда относятся половой и родительский инстинкты.

На большое значение инстинктов в поведении животных указывал еще основатель эволюционной теории Чарльз Дарвин в своем гениальном труде. Большое значение имеют сложные безусловные рефлексы-инстинкты и для дрессировки животных. Известный дрессировщик В. Л. Дуров неоднократно отмечал, что одним из основных принципов дрессировки является. Например, в процессе отработки общего курса дрессировки широко используются так называемые (посадка, укладка, стояние на месте, прыжок, бег и т. д.), которые проявляются у всех собак как безусловные рефлексы и до дрессировки. Задача дрессировщика состоит в том, чтобы добиться проявления этих рефлексов по требованию — по сигналам дрессировщика и воспитать у собаки выдержку в определенном положении, принятом по тому или другому сигналу (например, по команде или соответствующему жесту). Приучение собаки к подаче предмета по звуковому сигналу основано также (на использовании рефлекса схватывания предмета, движущегося перед мордой собаки. Этот безусловный рефлекс схватывания хорошо проявляется у большинства собак.

Рефлекс - это ответная реакция организма на любое раздражение рецепторов, осуществляемая с участием нервной системы. Выделяют рефлексы безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Эти термины были предложены в 1903 г. И.П. Павловым.

Безусловные рефлексы осуществляются на основе врожденных нервных связей и отражают генетически детерминированные реакции приспособления к условиям существования. Они обеспечивают деятельность, направленную на поддержание постоянства взаимодействия организма с внешней средой. К безусловным рефлексам относят, например, отдергивание руки при болевом раздражении, быстрый поворот головы в сторону резкого звука и др. Каждое животное и человек к моменту своего рождения обладают сложной системой безусловных рефлексов как генетически детерминированных ответов организма на воздействия факторов внешней среды.

Безусловные рефлексы нельзя представлять в виде простых единичных двигательных реакций. Это сложная система актов, совершаемых в определенной временной последовательности. Безусловно-рефлекторная деятельность обеспечивает возможность существования биологической особи в относительно постоянных условиях обитания, чего попросту не бывает.

Предложено несколько классификаций безусловных рефлексов в соответствии с характером вызывающих их раздражителей, их биологической ролью, уровнями управления (связь с определенными отделами ЦНС) и др. И.П. Павлов разделил безусловные рефлексы по анатомическому принципу: простые (спинномозговые), усложненные (с участием продолговатого мозга), сложные (с участием среднего мозга), сложнейшие (с участием подкорковых структур и коры полушарий большого мозга).

Безусловные рефлексы подразделяются на индивидуальные и видовые. К индивидуальным относятся рефлексы самосохранения (пищевой, питьевой, агрессивный, оборонительный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой, имитационный, свободы, или преодоления).

Видовые рефлексы - это рефлексы сохранения вида, ролевые, или социальные, к ним относятся половой, родительский, территориальный, иерархический.

Система безусловных рефлексов дает возможность подготовить себя к осуществлению новых форм поведения и является функциональной основой образования условных рефлексов.

Инстинкты - это генетически сложившаяся форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида, реализуемый в поведенческих реакциях животного, направленных на получение полезного результата. Инстинктивная деятельность человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой полушарий большого мозга. Инстинкты можно рассматривать как переход от безусловно-рефлекторной деятельности к условно-рефлекторной.

Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем (сигналом) и безусловно-рефлекторным актом.

Все раздражители внешней и внутренней среды можно разделить на безусловные, индифферентные и условные. Часть раздражителей является безусловными, т.е. представляют собой биологически значимые сигналы. При их наличии возникает безусловный рефлекс. Реакция на них запрограммирована генетически, а возникающие в ответ на них рефлекторные акты являются врожденными.

Индифферентные раздражители - это все раздражители, которые не вызывают в организме каких-либо изменений. При первоначальном их предъявлении возникают ориентировочный безусловный рефлекс «Что такое?» и торможение другого вида деятельности. По мере повторного их предъявления возникает привыкание, т. е. проявление безусловного ориентировочного рефлекса уже тормозится.

Третья группа раздражителей - это условны1е сигналыl (раздражители), вызывающие соответствующие условные рефлексы. Эти сигналы воспринимаются по мере индивидуального развития.

Правила образования условных рефлексов : 1) для опыта берут здоровых животных в состоянии бодрствования; 2) используют сочетание двух раздражителей: условного с безусловным; 3) действие условного раздражителя должно несколько предшествовать действию безусловного; 4) условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным; 5) во время образования условного рефлекса должны быть исключены другие виды деятельности как ответная реакция на другие виды раздражителей.

Условный рефлекс выработан, когда биологический объект систематически реагирует на условный раздражитель без его подкрепления раздражителем безусловным.

Общие признаки условных рефлексов : 1) условные рефлексы делают поведение пластичным, соответствующим конкретным условиям среды; 2) любые условные рефлексы образуются только при участии коры полушарий большого мозга; 3) основная масса условных рефлексов образуется только при повторении сочетаний условного и безусловного раздражителей и приобретается и отменяется в индивидуальной жизни каждой конкретной особи; 4) условный рефлекс возникает только на основе предшествующего безусловного рефлекса.

Стадии образования условных рефлексов. В формировании условного рефлекса различают две основные стадии: начальную - стадию генерализации условного рефлекса и конечную - стадию концентрации условного рефлекса. Многие условные рефлексы после их стабилизации и закрепления становятся автоматическим действиями.

Для поведения индивидуума важную роль играет ориентировочный рефлекс, он впервые был описан И.П. Павловым, который назвал этот рефлекс «Что такое?». Этот рефлекс возникает, когда на организм воздействуют новые неожиданные раздражители, но он участвует при их повторении и постепенно угасает. Этот рефлекс двухфазный. Первая фаза - реакция неспецифической тревоги, вторая - исследовательское поведение. Различают классические и инструментальные условные рефлексы. Классический условный рефлекс, рефлекс первого порядка, возникает при сочетании условного сигнала с безусловным подкреплением. На базе рефлекса первого порядка возникает рефлекс второго порядка, на его основе можно выработать рефлекс третьего порядка и т. д.

Рефлексы второго и последующего порядка лежат в основе организации поведения.

Инструментальный условный рефлекс - это такой рефлекс, при котором обязательным условием получения подкрепления является реакция организма на условный раздражитель, чаще всего двигательная реакция. Например, при выработке условного рефлекса в ответ на звуковой или световой раздражитель животное должно нажать на педаль, и только после этого оно получает пищу. После нескольких повторений при воздействии звука или света животное нажимает на педаль и получает пищу. Таким образом, нажатие на педаль становится инструментальной реакцией, которую животное совершает в ответ на сигнал (свет или звук). Именно инструментальные рефлексы играют важнейшую роль в организации поведения детей раннего возраста. В течение всей последующей жизни человека они остаются доминирующими. На основе инструментальных условных рефлексов возникают новые многочисленные разнообразные двигательные реакции.

Условные рефлексы у человека , в отличие от животных, вырабатываются быстрее в ответ на небольшое количество повторяющихся событий. Функционирование условно-рефлекторного механизма основывается на двух нервных процессах: возбуждении и торможении. При этом по мере становления условного рефлекса возрастает роль процесса торможения.

Значение условного рефлекса. Способность к обучению в процессе индивидуальной жизни без передачи этого опыта по наследству дает возможность оптимально приспосабливаться к окружающим условиям. Условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения. На основе ряда условных рефлексов формируется динамический стереотип, являющийся основой привычек человека, основой его профессиональных навыков. Условные рефлексы резко расширяют число сигнальных, значимых для организма раздражителей, что обеспечивает несравненно более высокий уровень адаптивного (приспособительного) поведения.

Торможение условных рефлексов - это основной механизм их формирования. Функционирование условно-рефлекторных механизмов основано на возбуждении и торможении. По мере упрочения условного рефлекса роль торможения возрастает. Торможение условно-рефлекторной деятельности проявляется в форме внешнего, или безусловного, торможения и в форме внутреннего, или условного, торможения.

Внешнее (безусловное) торможение - это врожденное, генетически запрограммированное торможение, которое вызывается посторонним для данного условного рефлекса внешним стимулом. Внешнее торможение начинается с ориентировочной реакции. Различают два вида внешнего (безусловного) торможения: запредельное и индукционное. Запредельное торможение условного рефлекса развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании центральной нервной системы. Запредельное торможение имеет охранительное значение. Индукционное (внешнее) торможение наблюдается в случае применения нового раздражителя после выработки условного рефлекса или наряду с известным условным раздражителем. На воздействие нового раздражителя будет осуществляться сильный врожденный ориентировочный рефлекс типа «Что такое?», направленный на оценку биологической значимости нового раздражителя.

Внутреннее, или условное, торможение условных рефлексов носит условный характер и требует специальной выработки. Биологический смысл внутреннего торможения условных рефлексов состоит в том, что в изменившихся условиях внешней среды изменяется реакция на имеющиеся (даже привычные) сигналы. При этом условный рефлекс угнетается, подавляется. Различают четыре вида внутреннего торможения условных рефлексов: диффе- ренцировочное торможение, угасательное торможение, запаздывающее торможение и условный тормоз.

В результате дифференцировочного торможения индивидуум начинает различать раздражители, сходные по своим параметрам, и реагирует только на биологически значимые. Этот вид торможения вырабатывается, когда новый условный раздражитель по своим параметрам близок к тому, на который выработан рефлекс, но он не подкрепляется.

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда при выработанном ранее условном рефлексе воздействие на организм условного раздражителя перестает подкрепляться безусловным.

Запазды/вающее торможение возникает, если подкрепляющий его безусловный раздражитель отодвигается во времени. В этих случаях время появления условного рефлекса также начнет отодвигаться, запаздывать во времени.

Условный тормоз - если попеременно на индивидуум воздействуют то подкрепляемый, то неподкрепляемый условный раздражитель.

Одним из важнейших механизмов формирования условно-рефлекторной деятельности является доминанта, учение о которой разработано отечественным ученым А.А. Ухтомским. Доминанта - это временно господствующая рефлекторная схема, которая в данный момент направляет работу нервных центров.

Все виды внутреннего торможения условных рефлексов сложно переплетены и взаимосвязаны.

Динамический стереотип. Высшим проявлением аналитических и синтетических функций коры полушарий большого мозга является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип - это система условно-рефлекторных актов, в которой каждый последующий рефлекс вызывается завершением предыдущего рефлекса. Он является основой привычек человека, основой его профессиональных навыков.

На основе динамического стереотипа возникает стереотип социальный, который представляет собой схематический стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте. Как правило, стереотипы эмоционально окрашены и весьма устойчивы.

Интегративные функции лежат в основе ритмов мозга, в т.ч. цикла сон-бодрствование, сознания и мышления, членораздельной речи, научения и памяти, мотиваций и эмоций, интеллекта и творчества. Морфологическим субстратом интегративных функций является кора полушарий большого мозга, а именно новая кора и лимбическая система.

Интегративные функции ЦНС не связаны с управлением движениями и вегетативными функциями, а также с обработкой сигналов, поступающих от органов чувств.

Когда требуется объяснить какие-либо действия человека или животного, необходимо вспомнить о понятиях «инстинкт» и «рефлекс». Что означают эти слова? И чем отличается инстинкт от рефлекса? Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Инстинкты – заложенные природой побуждения, которые в целом управляют поведением человека. Инстинкты наследуются людьми от предков и проявляются независимо от окружающих условий и воспитания. Их значение неоценимо. К примеру, благодаря действию инстинктов самосохранения и продолжения рода жизнь на Земле не перестает существовать.

Рефлексы – автоматические реакции организма на возбуждающие факторы. Есть рефлексы, которыми человек обладает с рождения, называемые безусловными. Так, новорожденный, оказавшись в положении на животе, рефлекторно отворачивает голову в сторону, что позволяет ему свободно дышать. Параллельно с развитием и приобретением опыта человек «наживает» условные рефлексы. Например, маленький ребенок, не зная, что крапива жжется, может спокойно потрогать ее руками. Но, испытав неприятные ощущения, в следующий раз он будет отдергивать руку, даже не дотронувшись до растения.

Сравнение

Исследователями определено, что в основе жизненной активности человека (или животного) на глубинном уровне лежат инстинкты. Они являются руководством для всех совершаемых действий. Второй уровень составляют безусловные рефлексы, с которыми человек уже рождается. На третьем уровне в поведении участвуют условные рефлексы, формирующиеся на разных этапах жизни.

Отличие инстинкта от рефлекса состоит в самой сути этих понятий. Инстинкт сам по себе не является действием. Он лишь подает организму определенный сигнал. Скажем, при появлении опасности активизируется инстинкт самосохранения. Это выражается в том, что человек внутренне напрягается (испуг), силы его организма мобилизуются. Но за действия в данной ситуации отвечают уже рефлексы. Они подсказывают, как именно можно преодолеть угрозу: убежать, вступить в схватку и т. д. Причем действия выполняются автоматически, без какого-либо анализа ситуации – на это просто нет времени.

В чем разница между инстинктом и рефлексом? В том, что отдельный рефлекс – это простая реакция. Инстинкт же выражается в целой череде рефлекторных действий. Кроме того, проявление инстинкта может в какой-то мере контролироваться сознанием. К примеру, подчиняясь инстинкту исследования, человек совершает определенные действия, но по своему желанию активность в этом направлении он способен на время приостановить. Между тем коленный рефлекс непременно даст о себе знать в случае удара по соответствующему участку ноги, хотим мы того или нет.

Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов.

/ Древнегреческая пословица /

Человек рождается и начинает свое физическое развитие, ничем не отличающееся от развития любого другого живого организма. Ведущей физиологической системой его организма является нервная система, сформировавшаяся у высших животных и че-ловека в процессе эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы было вызвано необходимостью приспособления к воздействию внешней среды. Благо-даря деятельности нервной системы мы связаны с окружающим миром, способны вос-хищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. На высшем этапе своего развития центральная нервная система приобретает еще одну функцию – она становится органом психической деятельности, в котором на основе физиологиче-ских процессов возникают ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг чело-века является органом, обеспечивающим возможность социальной жизни, общения людей друг с другом, познание законов природы и общества. Деятельность нервной системы позволяет человеку активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении.

Академик Иван Павлов определил, что нервная деятельность организма протекает на трех уровнях. На первом – базовом – задано общее постоянное направление деятельности человека в течение всей жизни, нервная деятельность протекает на уровне инстинктов, данных ему природой и являющихся общим руководством жизнедеятельности организма. На втором уровне действием организма управляют безусловные рефлексы, приобретенные в результате эволюции. Третий уровень определяется действием условных рефлексов, которые сформировались в результате полученных знаний и опыта жизни.

Все животные обладают двумя основными инстинктами – инстинктом самосохранения и инстинктом воспроизводства. У человека как двуполого вида животного мира инстинкт воспроизводства становится половым инстинктом, по-скольку имеет различие в форме и содержании относительно женской и мужской особи. Инстинкты, будучи общим руководством к действию, ничего не говорят о том, как надо поступать в различных ситуациях. Например, инстинкт самосохранения подает сигнал об угрозе жизни и мобилизует силы организма, но он не подсказывает, как преодолеть угрозу, здесь вступают в действие безусловные рефлексы инстинктов.

Безусловные рефлексы – это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Безусловные рефлексы являются общим руководством к действию. Их назначение в том, чтобы подсказать возможные решения в конкретных условиях. Дей-ствие выполняется организмом, а точнее – мозгом, без рассмотрения и анализа условий, поскольку сами условия в этом случае не дают ни времени, ни возможности. Классический пример безусловно-рефлекторного действия – отдергивание руки от горячего чайника. Следует подчеркнуть, что далеко не все безусловные рефлексы появляются сразу к моменту рождения. Многие безусловные рефлексы, например, связанные с половым актом, возникают у животного и человека через длительный срок после рождения, но они обязательно появляются при условии нормального развития нервной системы.

Условные рефлексы – это реакции, приобретенные организмом в процессе инди-видуального развития на основе «жизненного опыта». Они представляют собой выра-ботанные в обучении и в практическом опыте привычные действия в знакомых или аналогичных условиях. Мы не задумываемся о большинстве наших действий, посколь-ку они стали уже привычными. Включая телевизор, мы не ищем кнопку на пульте, по-скольку знаем, где она расположена. Не задумываясь, мы знаем, что делать, даже если это сложная последовательность действий, например, управление автомобилем. Услов-ные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы относительно постоянны, условные же рефлексы непостоянны, и в зависимости от определенных условий они могут вырабатываться, закрепляться или исчезать, это их свойство отражено в самом их названии.

Первоочередная задача новорожденного организма, выполнения которой требуют инстинкты – это его физическое и умственное развитие. После рождения и до определенного возраста половой инстинкт и его рефлексы заторможены, но они быстро просыпаются. С физиологией человека неразрывно связана и его психология. Но о какой-либо психологии новорожденного говорить не приходится, поэтому вначале все виды выражения нервной деятельности – это инстинкты и их безусловные рефлексы. Поскольку у новорожденного нет никаких представлений и понятий об окружающем мире, а только одни инстинкты, то дальнейшая жизнь формируется в столкновении инстинктов и условий жизни в обществе. Таким образом, вырабатываются определенные ограничения на формы и способы удовлетворения инстинктов, учитывающие интересы других людей. Эти ограничения в процессе развития сохраняются в сознании и становятся условными рефлексами. Содержание этих рефлексов отражает требования морали, традиций, права, существующие в обществе. Поэтому можно обоснованно утверждать, что все половые взаимоотношения между мужчинами и женщинами основаны на врожденных безусловных рефлексах, инстинктах и условных рефлексах, сформированных в процессе воспитания в семье и обществе.

Человек формировался в процессе эволюции, поэтому имеет те же инстинкты, что и животные. Сеченов и Павлов доказали, что физиологию и психологию человека можно в значительной степени исследовать по поведению животных. Изучение животных дает более объективные данные, потому что поведение и проявление инстинктов у них не подвержены влиянию традиций и норм общественной и религиозной морали. Наблюдения за животными позволили выявить влияние половых особенностей в распределении ролей во всей сфере их жизнедеятельности.

С окончанием процесса полового созревания самец стремится утвердиться вожа-ком в стае или в семье. Самец старается привлечь внимание самок смелым поведением, чтобы доказать свои возможности по их защите и высокий потенциал в добыче средств существования. Образование пар у серых гусей происходит почти также, как у людей, писал в своей книге Конрад Лоренц. Молодой гусак внезапно увлекается какой-то юной гусыней и начинает за ней бурно ухаживать, в чем ему порою очень мешает ее рассерженный отец. Молодой гусак всячески показывает свою храбрость – бросается отгонять других гусаков и даже тех, которых обычно побаивается. Но делает он это лишь тогда, когда избранница может его увидеть. В ее присутствии он всячески щеголяет физической силой – взмывает в воздух, чтобы пролететь короткое расстояние, которое всякий не ослепленный страстью гусь благоразумно пройдет пешком. Словом, ведет себя как влюбленный юноша. Если гусыня отзывается на ухаживания, они вместе совершают ритуальную брачную церемонию, названную орнитологами торжествующим криком. Этой клятве на верность гуси следуют до кон-ца своей жизни.

У животных отсутствует мораль и право, поэтому решающим фактором в утвер-ждении статуса вожака является физическая сила. Если молодой самец не может уста-новить доминирующее положение в родной семье, то уходит из нее. Он уводит или от-бивает самок из других семей и создает свою. В иерархии стаи всякий самец занимает положение, соответствующее его силе. Эта особенность поведения самцов видна у всех видов двуполых животных, жизнедеятельность которых проходит в стайной, стадной или в семейной форме, поэтому можно говорить о существовании безусловного рефлекса вожака.

Самка также стремится к доминирующему положению в семье или стае. Но, по-скольку самки по своим физическим качествам уступают самцам, то они могут занять доминирующее положение только рядом с вожаком, то есть став его любимой и первой самкой. Наблюдения показывают, что самка охраняет свое положение рядом с вожаком от покушений со стороны других самок, не останавливаясь даже перед применением силы. Самцу для того, чтобы стать вожаком, нужна только сила, самке, чтобы стать до-минанткой в семье или стае, необходима защита вожака, самец должен приблизить ее к себе, а для этого надо привлечь его внимание. Самки животных не умеют делать маки-яж, не носят украшения и не одеваются в эксклюзивные наряды от знаменитых кутюрье, они вместо этого просто постоянно предлагают себя вожаку. Такое поведение ученые отмечают у всех самок, жизнедеятельность которых проходит в семье или стае, значит необходимо вести речь о наличии безусловного рефлекса привлечения. Но само привлечение не является целью – это способ завоевания статуса и поэтому можно гово-рить о наличии у самок безусловного рефлекса доминантки.

Ученые, изучающие поведение людей, утверждают, что существует такая же под-чиненность женских рефлексов по отношению к мужским, какая отмечается в стае или семье животных. Это противоречит моральным принципам эмансипированной части прекрасной половины человечества, но очевидно для тех, кто знаком с основами эво-люции жизни. Природа не может допустить борьбы за место вожака между самцом и самкой, это равнозначно самоуничтожению вида. В зависимое от мужчин положение женщины попали по экономическим причинам. Мужчины благодаря силе стали соб-ственниками средств производства и распространили эти отношения на женщин. А за-тем религия освятила уважительное отношение к владельцам собственности и прене-брежительное к женщинам – части этой собственности.

В период полового созревания человека начинает действовать в полную силу по-ловой инстинкт, который требует реализации рефлекса вожака и доминирования. Стремление подростка везде быть первым, если не во всем, то хоть в чем-то – это внешнее проявление рефлекса вожака. Девочки подолгу рассматривают свое изображе-ние в зеркале, наряжаются в мамины вечерние платья, одевают ее украшения, наклады-вают макияж, пытаясь найти свой стиль, привлекающий внимание мальчиков – они примеряют на себя статус доминантки. В подростковом возрасте сложно обеспечить реализацию безусловных рефлексов вожака и доминирования. Все привлекательные для статуса вожака места и высоты заняты взрослыми, поэтому ребята пытаются реали-зовать рефлекс вожака в общении со своими сверстниками. Они стараются выделиться физической силой, наличием самого навороченного мобильного телефона, компьютера, большим количеством карманных денег. Девушки стремятся выделиться одеждой, неосознанно стараясь прийти через рефлекс привлечения к доминированию. Но главная возможность реализовать свои рефлексы вожака для всех парней – это обладание девушкой. Обладание не обязательно должно быть физическим, достаточно и морального. Есть два вида реализации рефлекса вожака – в обладании большим количеством девушек или в обладании одной девушкой, но той, которая признает тебя вожаком, для которой ты самый лучший и незаменимый. В этом и состоит причина, почему некоторые мужчины до старости не могут успокоиться, меняя жен и любовниц, а другие счастливо прожили всю жизнь в одной семье с одной женщиной. Можно рассматривать и два варианта реализации рефлекса доминирования у девушек, когда одной для удовлетворения рефлекса необходимо блистать в обществе, окруженной вниманием множества поклонников, а другой достаточно внимания своего парня, для которого она является единственной и самой лучшей на свете. Чрезмерное кокетство, свойственное некоторым дамам, связано с проявлением именно этого рефлекса.

В детском возрасте закрепляются условные рефлексы полового инстинкта со все-ми индивидуальными особенностями, они определяются конкретными внешними и внутренними условиями, в которых формировались. Между двумя крайними формами условных рефлексов, такими как рефлекс полного игнорирования общественных норм морали и права и рефлекс полного запрета на сексуальность, находится бесчисленное множество переходных форм. Условные рефлексы каждого человека вырабатываются в разных условиях, зависят от большого количества факторов и поэтому строго индивидуальны. Приобретенные условные рефлексы головного мозга слабее врожденных инстинктов и их безусловных рефлексов.

Мужчины и женщины не всегда типичны в проявлении своих безусловных ре-флексов половых инстинктов. Есть женщины с преобладанием черт мужского характе-ра или рефлексов, женщины, пытающиеся взять на себя роль вожака в кругу общения, на работе, в семье. Некоторые мужчины, напротив, сознательно отказываются от роли вожака и претендуют на статус доминантки. Как правило, все зависит от относительного преобладания женских и мужских гормонов, но бывает вызвано и серьезными генетическими отклонениями, ставящими под сомнение принадлежность человека к определенному полу, несмотря на наличие ярко выраженных половых признаков. Часто у мужчин нежелание брать на себя ответственность объясняется приобретенными в детстве условными рефлексами в результате неправильного воспитания в семье. Но бывает, это просто трезвый расчет, позволяющий уйти от бытовых трудностей.

К несчастью, в юном возрасте многие получают глубокую душевную травму, ко-торая преследует их всю оставшуюся жизнь. Травма появляется от чрезмерного подав-ления безусловных рефлексов вожака и доминантки со стороны родителей или ровес-ников, самовнушения подростка, связанного с пережитыми неудачами, а также неверно сформированных условных рефлексов. В животном мире и первобытном обществе не было ограничений на проявление рефлексов и, следовательно, не было отрицательных последствий, вызванных противоречиями между физиологией человека и общественными нормами морали и права. В нашем цивилизованном обществе от этих ограничений и противоречий рушатся семьи, люди сходят с ума и становятся маньяками, но половой инстинкт и его рефлексы вожака и доминантки не исчезнут из генетического кода человека никогда. Мы все еще остаемся лишь одним из видов животного мира.

Большинству людей трудно думать о себе как об одной из особей животного ми-ра. Единственное, что отличает нас от других животных – это наша способность думать и планировать. Другие животные всего лишь реагируют на ситуацию в соответствии с генетической программой, заложенной в мозге, и усвоенными стереотипами поведения. Они не могут думать, они могут только реагировать. Большинство людей знают и согласны с тем, что животные руководствуются инстинктами, которые в значительной степени определяют характер их поведения. Но нам трудно провести параллель между их и нашим поведением. Какими бы ни были поведенческие особенности человека, позитивные или негативные, они скорее всего генетически перейдут к его детям. В этом отношении люди ни чем не отличаются от других животных. Если мы признаем, что недалеко ушли от животных, чьи инстинкты отточены миллионами лет эволюции, нам будет легче понять наши базовые побуждения, легче примириться с собой и другими. Возможно, именно в этом направлении лежит путь к счастью.