Цветаева вот окно где опять спят. Стихотворение "неподражаемо лжет жизнь" цветаева марина ивановна

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вот опять окно…»

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно…» входит в цикл «Бессонница» и, пожалуй, является центральным. В нём отражены душевные страдания поэта, чувство сопричастности ко всему, что происходит с людьми.

Ключевое слово «окно» лишено конкретности, это своеобразный символ человеческой жизни, то тревожной, то радостной. «Окно в ночи», его свет – это сигнал о непокое, история разных судеб:

Может – пьют вино,

Может – так сидят,

Или просто рук

Не разнимут двое.

Цветаева с помощью определённо-личных предложений со значением обобщённого лица подчёркивает, что всем, живущим на земле, суждена бессонница, и не только от горя, но и от радости:

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

И так будет повторяться вечно. Это подтверждается с помощью лексического повтора слова «опять»:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Для Цветаевой важны именно горящие в ночи окна, для неё погасшие – это не жизнь, а существование без чувств и души или же безысходное одиночество, когда не для кого зажигать лампу. Там, где светится окно, обязательно двое, если и не вместе, то в мыслях:

Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Горящее окно – это праздник, радость встречи – «может, сотни свеч», это и разлука, а может быть, и смерть – «три свечи» ставят у гроба. Поэт мастерски передаёт состояние души, когда от счастья словно зажигается иллюминация, вспыхивает фейерверк, а от горя всё меркнет, погружается во тьму.

И если в первой строфе поэт спокойно, философски говорит о светящихся окнах, увиденных взглядом стороннего наблюдателя, что отражено в размеренной, неспешной интонации, то во второй строфе интонация становится беспокойной, напряжённой, нервной:

Нет и нет уму

Моему – покоя.

И это потому, что и самой лирической героине довелось испытать боль и потом мучиться от бессонницы: «и в моём дому завелось такое». Метафора «крик разлук и встреч» говорит о силе чувства обретения и потерь, это крик души и героини, и всех тех, кто любит и ждёт. Как заклинание звучит обращение «помолись, дружок». Всем страдающим, всем одиноким, разлучённым так нужна искренняя, от сердца идущая молитва близкого человека, его сочувствие. Но есть вещи, о которых трудно говорить открыто, поэтому Цветаева несколько раз использует фигуру умолчания:

Может – сотни свеч,

Может – три свечи…

Неполные предложения позволяют читателю самому домыслить эти загадочные строки. Поэт искренне признаётся читателю: «и в моём дому завелось такое». Что скрывается за местоимением «такое»? Его можно заменить целым рядом слов: горе, любовь, разлука, страдание. Но мы понимаем: это нечто, причиняющее боль, лишающее сна и покоя. Это ещё одно бессонное окно в ночи, где страдает, любит и надеется человек.

1916 год выдался непростым для Цветаевой, что хорошо заметно в стихах поэтессы, где доминирует печаль и грусть. В этом году Марина расстаётся с Софией Парнок и без надежды на лучшее возвращается к Эфрону, своему мужу. Былая страсть к Софье улеглась, но оставила на сердце немало шрамов, а муж занимает в жизни не более места, чем платяной шкаф – надежды на возвращение былых отношений автор строк не питает.

Не забываем, что внутренний излом в душе Цветаевой происходит на фоне безумия гражданской войны, что только сгущает краски душевных страданий и способствует замыканию в себе.

Надежда освящённого окна

Стихотворение «Вот опять окно» входит в цикл стихов «Бессонница» и написано на излёте 1916 года, как бы подводя итог тяжёлых 12 месяцев. На фоне тоски и печали в стихе есть и надежда – это освещённое в ночи окно, где:

Может - пьют вино,
Может - так сидят.

Начало произведения показывает, что это не первые душевные страдания поэтессы:

Вот опять окно.

То есть оно уже было, похожие страдания уже оставляли рубцы на душе и снова всё повторяется. И-за этого повтора и сквозит между строк равнодушие к окружающему, как тут не вспомнить библейские строки, выбитые у царя Соломона на кольце:

Всё пройдёт, и это тоже пройдёт.

Когда пройдёт боль

В таком состоянии Цветаевой сложно найти опору и заново поверить в жизнь, но она понимает, что боль будет уходить, а когда уйдёт, то её место долго не будет пустым – такова жизнь.

Тяжёлое душевное состояние поэтессы вызывает бессонницу, на её фоне свет в чужих окнах выглядит маняще, но не настолько, чтобы подойти и постучать в освещённые ставни.

Крик разлук и встреч -

Ты, окно в ночи!

Окно – это жизнь со своими встречами и разлуками, а Марина Андреевна сейчас устала и сторонится первого и второго – ей нужно время, чтобы зарубцевались раны. В строках Цветаева чётком показывает, что она умеет видеть жизнь и принимает её, но сейчас моральное состояние таково, что лишь бессонница и воспоминания имеют над поэтессой власть.

Призыв к неизвестному другу

Примечательна концовка стихотворения, где автор обращается к неизвестному другу (может, к нам с вами?):

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Она призывает молиться за это окно, ведь оно символизирует жизнь, со всеми её взлётами и падениями. Пока в окне будет гореть свет, в мире будет жизнь, а значит остаётся надежда. Вокруг мрак безнадёжности и смерти, но свет в окне является маяком и на него надо лететь подобно мотылькам. Жаль, что от чужого огня часто сгорают крылья…

Давайте внемлем призыву Цветаевой и помолимся за дом, в котором правит бал бессонница, где не спят и зажгли свечи, чтобы мы не заблудились в жизни…

Стихотворение

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи…
Нет и нет уму
Моему - покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

  • Вся жизнь делится на три периода: предчувствие любви, действие любви...

  • Встречаться нужно для любви, для остального есть книги...

  • Не отдавай меня без боя! Не отдавай меня ночи, фонарям, мостам, прохожим...

  • Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса...

  • Друг, я не маленькая девочка (хотя - в чём-то никогда не вырасту)...

  • Вчера ещё в глаза глядел, а нынче - всё косится в сторону!..

    Вчера ещё в глаза глядел,
    А нынче - всё косится в сторону!
    Вчера ещё до птиц сидел, -
    Все жаворонки нынче - вороны!

    Я глупая, а ты умён,
    Живой, а я остолбенелая.
    О вопль женщин всех времён:
    «Мой милый, что тебе я сделала?»

    И слёзы ей - вода, и кровь -
    Вода, - в крови, в слезах умылася!
    Не мать, а мачеха - Любовь:
    Не ждите ни суда, ни милости.

    Увозят милых корабли,
    Уводит их дорога белая…
    И стон стоит вдоль всей Земли:

    Вчера ещё - в ногах лежал!
    Равнял с Китайскою державою!
    Враз обе рученьки разжал, -
    Жизнь выпала - копейкой ржавою!

    Детоубийцей на суду
    Стою - немилая, несмелая.
    Я и в аду тебе скажу:
    «Мой милый, что тебе я сделала?!»

    Спрошу я стул, спрошу кровать:
    «За что, за что терплю и бедствую?»
    «Отцеловал - колесовать:
    Другую целовать», - ответствуют.

    Жить приучил в самом огне,
    Сам бросил - в степь заледенелую!
    Вот, что ты, милый, сделал - мне.
    Мой милый, что тебе - я сделала?

    Всё ведаю - не прекословь!
    Вновь зрячая - уж не любовница!
    Где отступается Любовь,
    Там подступает Смерть-садовница.

    Само - что дерево трясти! -
    В срок яблоко спадает спелое…
    - За всё, за всё меня прости,
    Мой милый, что тебе я сделала!

  • «Вот опять окно…» Марина Цветаева

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может — пьют вино,
    Может — так сидят.
    Или просто — рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
    От бессонных глаз!

    Крик разлук и встреч —
    Ты, окно в ночи!
    Может — сотни свеч,
    Может — три свечи…
    Нет и нет уму
    Моему покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Анализ стихотворения Цветаевой «Вот опять окно…»

    В 1916 году после бурного романа с Софьей Парнок Марина Цветаева вернулась к мужу Сергею Эфрону, хотя и отдавала себе отчет, что ее супружеская жизнь вряд ли будет счастливой. В этот же период поэтесса создает цикл стихов под названием «Бессонница», в который входит произведение «Вот опаять окно…». Посвящено оно внутренним переживаниям автора, которому трудно смириться с несовершенством окружающего мира и найти в себе силы для того, чтобы жить дальше так, как прежде – безмятежно, легко и радостно.

    «Вот опять окно, где опять не спят», — эта фраза указывает на попытку Цветаевой обобщить человеческие переживания. Она словно бы пытается поставить себя в один ряд с другими людьми, спрятаться в толпе, чтобы не выпячивать наружу собственную боль. По мнению поэтессы, у каждого в жизни наступают такие моменты, когда приходит бессонница . И тогда в домах по ночам светятся окна, за которыми находятся люди со своими мыслями и чувствами. «Может — пьют вино, может – так сидят», — отмечает Цветаева. Бывают и счастливые исключения, когда бессонные ночи даруют двум людям чувство любви и душевного единения.

    Светящееся окно становится для поэтессы символом самых разнообразных переживаний. Ведь бессонница является результатом наших эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. «Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи!», — отмечает автор. При этом совсем не важно, горит за стеклом одна свеча, или же комната изнутри ярко освещена, напоминая рождественскую иллюминацию. За каждым таким огоньком кроются горести и беды, счастье и радость встреч с близкими людьми. И каждый такой огонек несет в себе душевную смуту, является следствием бессонницы, которая с недавних пор стала частой гостьей Марины Цветаевой. «И в моем дому завелось такое», — отмечает она, указывая на то что ее собственное окно с недавних пор тоже светится в темноте, являясь своеобразным маяком для одиноких прохожих. Но им нет дела до чужих переживаний, и в этом нет ничего удивительного. Тем не менее, поэтесса все же обращается к неизвестному прохожему с просьбой: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!». Еще совсем недавно она точно также прошла бы мимо светящегося оконного прямоугольника, однако теперь на собственном опыте знает, как коварна бессонница, и сколько бед она может принести человеку, лишенному душевного равновесия, спокойствия и умиротворения.

    Неподражаемо лжет жизнь:
    Сверх ожидания, сверх лжи…
    Но по дрожанию всех жил
    Можешь узнать: жизнь!

    Словно во ржи лежишь: звон, синь…
    (Что ж, что во лжи лежишь!) — жар, вал
    Бормот — сквозь жимолость — ста жил…
    Радуйся же!- Звал!

    И не кори меня, друг, столь
    Заворожимы у нас, тел,
    Души — что вот уже: лбом в сон.
    Ибо — зачем пел?

    В белую книгу твоих тишизн,
    В дикую глину твоих «да» —
    Тихо склоняю облом лба:
    Ибо ладонь — жизнь.

    (No Ratings Yet)

    Еще стихотворения:

    1. И будет жизнь не в жизнь и радость мне не в радость, Когда я дни свои безвестно перечту И столь веселым мне блистающую младость, С надеждами, с тоской оставлю, как...
    2. Жизнь начинается, когда ты падаешь на кровать, руками обхватывая голову — Боже правый! Ведь ревновать все равно, что и рифмовать — поле и волю, отраву, траву и славу. Белый декабрь...
    3. Дар мгновенный, дар прекрасный, Жизнь, зачем ты мне дана? Ум молчит, а сердцу ясно: Жизнь для жизни мне дана. Все прекрасно в божьем мире: Сотворимый мир в нем скрыт. Но...
    4. Жизнь! Нечаянная радость. Счастье, выпавшее мне. Зорь вечерняя прохладность, Белый иней на стерне. И война, и лютый голод. И тайга — сибирский бор. И колючий, жгучий холод Ледяных гранитных гор....
    5. Жизнь — не проблеск, жизнь — не шутка, Счастье — впереди, В нашу жизнь, моя малютка, Ты трудясь входи. На нужду смотри яснее, Не стыдись труда, Он надежней и честнее...
    6. О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая, Пригнутая к земле, как тополь молодая; Поблекла свежая ветвей твоих краса, И листья кроет пыль и дольная роса. О, долго ль быть...
    7. Жестокий друг, за что мученье? Зачем приманка милых слов? Зачем в глазах твоих любовь, А в сердце гнев и нетерпенье? Но будь покойна только ты, А я, на горе обреченный,...
    8. Не утешай, что жизнь еще продлится, что далеко до сумрачных снегов, что к нам с тобою возвратятся птицы из юношеских солнечных стихов. Не говори, что мы еще поспорим. Не утешай,...
    9. Всю жизнь ждала. Устала ждать. И улыбнулась. И склонилась. Волос распущенная прядь На плечи темные спустилась. Мир не велик и не богат — И не глядеть бы взором черным! Ведь...
    10. О, не лети так, жизнь!.. Слегка замедли шаг. Другие вон живут, Неспешны и подробны, А я живу — мосты, Вокзалы, ипподромы Промахивая так, Что только свист в ушах! О, не...