Когда появился табель о рангах. Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

Заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

Подготовка акта была начата в 1719, он стал продолжением реформаторской деятельности Петра I. В основе закона лежали «расписания чинов» Франции, Швеции, Дании, Пруссии и Венецианской республики. Новшеством для России было введение гражданских и придворных рангов, хотя были приняты во внимание и чины, существовавшие в 17 в. в Боярской думе и приказах (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Были учтены некоторые военные чины западноевропейского типа, возникшие во второй пол. 17 в. в «полках нового строя».

Высшим рангом табели был 1-й, низший – 14-й. Выглядела она следующим образом:

I – канцлер (в военной службе ему соответствовали звания «генерал-фельдмаршал», в морской – «генерал-адмирал»),

II – действительный тайный советник (генерал-от-кавалерии, генерал-от-инфантерии, генерал-от-артиллерии; в морской – адмирал),

III – тайный советник (генерал-лейтенант; в морской – вице-адмирал),

IV – действительный статский советник (генерал-майор; в морской – контр-адмирал),

V – статский советник,

VI – коллежский советник (полковник; капитан первого ранга),

VII – надворный советник (подполковник, капитан второго ранга),

VIII – коллежский асессор (капитан и ротмистр),

IX – титулярный советник (штабс-капитан и штабс-ротмистр; лейтенант),

X – коллежский секретарь (поручик; мичман),

XII – губернский секретарь (подпоручик и корнет),

XIV – коллежский регистратор.

Вступившая в силу в 1722, табель, определяя место человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это было оговорено особо: «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а после попадания в 8-й класс (для военных – уже в 14-й) – потомственное дворянство. Специальный закон 9 декабря 1856 сделал новые добавления к табели, определив пути получение потомственного дворянства только с 4-го (для военных с 6-го), а личного – с 9-го класса.

Чины, хотя это и не оговаривалось специально, давались только мужчинам. Замужние жены поступали «в рангах по чинам мужей их»; незамужние считались на несколько рангов ниже своих отцов. Вводилось правило, по которому за требование почестей и мест выше своего чина при публичных торжествах и официальных собраниях налагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого (2/3 штрафных денег должно было поступать в пользу доносителя). Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга. Экипаж, ливрея и образ жизни в целом – все должно было соответствовать чину.

Первоначально в табель, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (свыше 260). Например, среди статских чинов в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м – президенты коллегий, в 5-м – вице-президенты коллегий, в 6-м – президенты в надворных судах и т.п. «Профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются» также числились в табели – в 9-м классе. Однако в конце 18 в. все эти должности были исключены из табели или превратились в чины (прежде всего придворные).

Классность отдельных чинов изменили. Так, в начале 19 в. чины 11-го и 13-го классов перестали употребляться и соединились с чинами соответственно 12-го и 14-го классов. Профессора университетов, институтов, члены Академии наук и Академии художеств получили соответствующие чины, как и лица, просто окончившие университеты и иные высшие учебные заведения (при поступлении на службу они получали чины не ниже 12 и не выше 8-го класса).

Учет чиновников по старшинству табель начала 18 в. поручала герольдмейстерской конторе Сената, которая регулярно публиковала списки лиц, имеющих классные чины. С середины 19 в. стали систематически издаваться и списки лиц, имеющих гражданские чины первых четырех классов.

Введение табели в 1722 означало возникновение в России новой системы титулования – обращения к лицам, имеющим чины. Поначалу таких узаконенных обращений было три – ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было 5 (к носителям 1-го и 2-го классов обращались «ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го – «превосходительство», 5-го – «высокородие», 6–8-го – «высокоблагородие», 9–14-го – «благородие»), появилась целая система обращений и устных именований.

С различными дополнениями и изменениями табель просуществовала до октябрьских событий 1917 и была упразднена декретами Советской власти 10 (23) ноября и 16 (29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.

Публикации: Список чинам в гражданской службе состоящим . СПБ, 1801–1841; Список гражданским чинам первых четырех классов , СПБ, 1842–1916

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОИНСКИХ, СТАТСКИХ И ПРИДВОРНЫХ, КОТОРЫЕ В КОТОРОМ КЛАССЕ ЧИНЫ; И КОТОРЫЕ В ОДНОМ КЛАССЕ, ТЕ ИМЕЮТ ПО СТАРШИНСТВУ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЧИН МЕЖДУ СОБОЮ, ОДНАКО Ж ВОИНСКИЕ ВЫШЕ ПРОТЧИХ, ХОТЯ Б И СТАРЕЕ КТО В ТОМ КЛАССЕ ПОЖАЛОВАН БЫЛ

Классы

Воинские

Статския

Придворныя

Сухопутныя Гвардия Артиллерийския Морския
1: Генерал фелт маршал Генерал адмирал Канцлер
2: Генералы от кавалерии и инфантерии, штат галтер Генерал фелцеих мейстер Адмиралы протчих флагов Действителныя тайныя советники Обер маршал
3: Генералы лейтенанты, кавалеры [ордена]
с[вятого] Андрея [Первозванного], генерал крикс комисар
Генерал лейтенант Вице адмиралы, генерал крикс комисар Генерал прокурор Обер стал мейстер
4: Генералы маэоры Полковник Генерал маэор, генерал маэор от фортификации Шаутбенахты, обер цейх мейстер Президент от колегиев и штатс канторы, тайные советники, обер прокурор Обер гофмейстер, обер камергер
5: Брегадиры
обер штер крикс комисар, генерал правиант мейстер
Подполковники Подполковники от артилерии Капитаны командоры, капитан над портом Кроншлотским, обер сарваер от строения карабельнаго интендант цейх мейстер обер штер крикс комисар Геролд мейстер, генерал рекетен мейстер, обер церемонии мейстер или вышней надзиратель лесов, вице президенты от колегиев, генерал полицы мейстер, директор от строениев, генерал пост директор, архиатер Гофмейстер, обер гоф стал мейстер, тайный кабинет секретарь, обер гоф мейстер при ея величестве императрице, обер шенк
6: Полковники, казначеи, обер правиант мейстер, обер комисар, генералы адьютанты, прокурор, генералы квартир мейстеры лейтенанты Маэоры Подполковники от артилерии, полковники инженеры, обер комисар Капитаны перваго ранга
капитаны над другими портами, сарваэр корабельной, прокурор, интендант партикулярной верфи в Питербурхе, казначеи, обер правиант мейстер, обер камисар
Прокуроры в колегиях статских, президенты в надворных судах, канцелярии тайные советники Иностранной колегии, обер секретарь Сената, штатс камисар, обер рент мейстер в резиденции, советники в колегиях Штал мейстер, действителные камергеры, гоф маршал, обер ягер мейстер, первый лейб медикус
7: Подполковники, генералы аудиторы, генералы правиант мейстеры лейтенанты, генералы ваген мейстеры, генералы гевалдигеры, генералы адъютанты при генерале фелт маршале, контролор Капитаны Маэоры, подполковники инженеры, обер контролор Капитаны втораго ранга, контролор Вицепрезиденты в надворных судах; Воинской, Адмиралтейской, Иностранной колегиев обер секретари; экзекутор при Сенате, обер фискал государственной, прокуроры при надворных судах, церемонии мейстер Гоф мейстер при ея величестве императрице, лейб медикус при ея величестве императрице
8: Маэоры, генералы адъютанты при генералех полных, генералы аудиторы лейтенанты, обер квартирмейстр, обер фискал, цал мейстер Капитаны лейтенанты Маэор инженер, капитаны, штал мейстер, обер цейхвартер, контролор Капитаны третьего ранга, корабельныя мастеры, цал мейстер, обер фискал Ундер стат галтер в резиденции, экономии галтер, регирунс раты в губерниях, обер директор над пошлинами и акцизами в резиденции, обер лантрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиях, асессоры в колегиях, обер правиант мейстер в резиденции, обер секретари в протчих колегиях, секретари в Сенате, обер берг мейстер, обер валдейн, обер минц мейстер, надворной советник, надзиратель лесов, воеводы Титулярные камергеры, гоф сталмейстер, надворной интендант
9: Капитаны, флигель адъютанты при генерале фелт маршале и при генералех полных, адъютанты при генералех лейтенантах, обер правиант мейстер, генерал штап квартермистр, обер аудиторы, полевые почтмейстеры, генералы профосы Лейтенанты Капитаны лейтенанты, капитаны инженеры, обер аудитор, квартирмейстер, камисары у пороховых и селитреных заводов Капитаны лейтенанты, галерные мастеры Титулярной советник; воинских двух, Иностранной колегеи секретари; обер рент мейстер в губерниях, полицы мейстер в резиденции, бургомистры от магистрата в резиденции быть непременным, лантрихтеры в провинциях, профессоры при академиах, докторы всяких факултетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государственных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначеи при манетном деле, асесоры в надворных судах в резиденции, директоры над пошлинами в портах Надворной ягер мейстер, надворной церемонии мейстер, обер кухен мейстер, камер юнкеры
10: Капитаны лейтенанты Ундер лейтенанты Лейтенанты, капитаны лейтенанты инженерския, аудитор цейхвартеры, обер ваген мейстер, капитан над мастеровыми людми Лейтенанты Секретари протчих колегей, бургомистры от магистрата в губерниях; переводчики Воинской, Адмиралтейской, Иностранной [коллегий]; протоколисты тех же колегей, обер экономии комисары в губерниях, обер комисары в губерниях, асесоры в надворных судах в губерниях, обер цегентнер, берг мейстер, обер берг пробиер
11: Секретари карабелные
12: Лейтенанты Фендрики Ундер лейтенанты, лейтенанты инженерския, фурлецкие порутчики, ваген мейстеры Ундер лейтенанты, шхипоры перваго ранга Секретари в надворных судах и канцеляриях и /в/ губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, минц мейстер, форшт мейстер, гитен фор валтер, марк шейдер Гоф юнкеры, надворной лекарь
13: Ундер лейтенанты, флигель адъютанты при генералех маэорех Штык юнкеры, ундер лейтенанты инженерския Секретари в провинциях, механикус, пост мейстеры в Санкт-Питербурхе и в Риге
переводчики
протоколисты
колежские

актуариус
регистратор
сенатские

14: Фендрики, флигель адъютанты при генералех лейтенантех и у брегадиров, штап фуриеры Инженерския фендрики Камисары карабелные, шхипоры втораго ранга, канстапели Камисары при колегиях, фискалы при надворных судах и губерниях, камериры в провинциях, земския камисары, асесоры в провинциалских судах, архивариус, актуариус, регистратор и букгалтеры при колегиях; земския рент мейстеры, почт мейстеры в Москве и протчих знатных городех, где губернаторы; колегии юнкеры Надворной уставщик, гофмейстер пажев, гоф секретарь, надворной библиотекарь, антиквариус, надворной камерир, надворной аудитор, надворной квартир мейстер, надворной аптекарь, шлос фохт, надворной цейх мейстер, кабинет куриеры, мунт шенк, кухен мейстер, келлер мейстер, экзерцыцеи мейстер, надворной балбир

Таблица. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы – с женами брегадиров.

Гоф девицы – с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

против капрала – 1 год

против сержанта – 1 год

против фендрика – 1 год 6 месяцев

против порутчика – 2 год

против капитана – 2 год

против маэора – 2 год

против подполковника – 2 год

против полковника – 3 года 6 месяцев

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегатся.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

В Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

История создания

Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

"Табель о рангах": как служили государству в царской России

24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

"Табель о рангах" в царской России насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

Потомственное дворянство

14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"

В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

Упраздненные названия

Например, названия секретарь", "статский советник", "коллежский советник" сначала означали должность, которую исполнял член совета с решающим и совещательным голосом, секретарь коллегии, а также президент "статской" коллегии. Председатель надворного суда именовался "надворный советник". В 1726 году вышеупомянутые суды были упразднены, а название чина оставалось вплоть до 1917 года.

"Табель о рангах" в царской России давала возможность талантливым людям, представителями низших сословий, выдвинуться, в том числе получить дворянство.

Разделение чинов

Чины делились на (до 9 класса, то есть чина титулярного советника/капитана включительно) и генеральские. Особо выделялись чины первых двух классов (высшего генералитета). Им полагалось свое обращение: для обер-офицеров - "ваше благородие", штаб-офицеровов нужно было именовать - "ваше высокоблагородие", генералов - а представителей первых двух классов - "ваше высокопревосходительство".

Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

Предпочтение военных чинов Петром I

Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

Влияние на дворянство и общество

При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

– специальный законопроект, регулирующий порядок государственной службы в Российской Империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 года императором Петром 1 и просуществовал вплоть до ноября 1917 года (на некоторых территориях до ноября 1922 года); за это время табель регулярно пополнялся новыми сведениями и дополнялся в соответствии с военными реалиями.

Основная идея табеля о рангах заключалась в грамотном описании и систематизации всех существующих в империи чинов. Для этого они все были описаны, соотнесены по старшинству и расположены в четкой последовательности.

История создания табеля о рангах Российской Империи

Идея принятия подобного закона принадлежала самому Петру, который лично принимал участие в составлении табеля. В качестве основы и образца были взяты аналогичные законопроекты Франции, Пруссии, Швеции и Дании. После создания черновика, Петр лично редактировал его и велел передать на рассмотрение Сената, а затем Военной коллегии и Адмиралтейской. Несмотря на то, что эти инстанции внесли некоторые замечания касательно текста законопроекта, табель о рангах остался практически неизменным и вскоре был принят.

В широком смысле петровский табель о рангах 1722 года представлял собой документ, в котором последовательно по рангам были описаны все чины, существующие на данный момент в России, а также сведения о заработных платах, обязанностях и правах, штрафах и многом другом.

Все чины делились на три типа – военные, статские и придворные – а затем разделялись на четырнадцать классов. Изначальный документ содержал описание 263 должностей, некоторые из которых позднее были упразднены.

Особо важным в документе было то, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. В частности, равными по рангу были следующие чины: гражданская служба – тайный советник, придворная служба – обер-шталмейстер. Отдельно были представлены военные чины (которые имели некоторое преимущество над гражданскими), которые также делились по родам войск. Чины присваивались не только мужчинам, но и женщинам, находящимся на службе при дворе.

Военные чины ставились выше на ранг, нежели гражданские и придворные, что позволяло военным быстрее продвинуться по карьерной лестнице и иметь шанс стать высшим дворянином гораздо раньше.

Табель о рангах царской России содержал подробные сведения о праве наследования, продвижения по службе и даже о необходимом обращении к чиновнику того или иного ранга. Все это было создано для того, чтобы облегчить государственную службу и создать четкую систему управления чиновничеством в Российской Империи.

Значение табели о рангах

Появление подобного документа существенно изменило государственное устройство. Старорусские чины не были упразднены, но прекратили жаловаться, что означало окончательное удаление современной России от порядком Московской Руси.

Наиболее заметные изменения произошли среди дворян. С новым документом первостепенное значение в положении дворянина стала иметь личная выслуга, а не родословная или выслуги отца и рода в целом, что также значительно меняло старый, принятый еще со времен Киевской Руси, уклад жизни. Начали появляться новые дворяне, что привело к расколу дворянства наличное и потомственное, причем каждый из новоявленных классов имел свои преимущества.

Также произошло окончательное разделение службы на военную, гражданскую и придворную.

Новый табель и, соответственно, новый порядок продвижения по службе и получения титулов (не родовой или сословный) давал возможность даже бедным молодым людям из низших сословий заработать хорошее место и пробиться в более высокие сословия.

На сегодняшний день в современной России существует аналогичный документ, описывающий должности военной службы.

Получить высший военный, статский или придворный чин в царской России могли только люди, принадлежащие к знатному роду. Однако и среди крестьян, мещан и других сословий было немало знающих и «нужных» для царской власти людей. При состоялось учреждение табели рангов Российской империи, распределяющей всех служащих на несколько классов. Насколько успешно применялось подобное деление и кто мог стать советником государя.

Табель рангов (как написано в тексте указа) или табель о рангах Российской империи (более привычное и устоявшееся среди народа название) – это такое четко структурированное перечисление должностей, где указаны все военные, гражданские и придворные должности или название самого закона о ранжировании государственных служащих.

Сколько всего было классов. В списке насчитывалось 14 классовых ступеней и 263 должности. Существовал также один статус – кавалер Св.Андрея, который присваивался тем, кто служил в сухопутных войсках и чья должность соответствовала 3 классу.

С течением времени таблица несколько раз переделывалась, одни чины вводились, другие исключались. В одной из первых редакций можно видеть множество пунктов и подпунктов под каждой ступенью.

Главные положения

Табель был создан в начале 18 века. Указ Петр Великий подписал 24 января (4 февраля) 1722 года. Назывался документ «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных».

Документ подлежал рассмотрению в двух коллегиях:

  • адмиралтейской, где уполномоченным был сенатор Головкин;
  • военной, где ответственными были генерал-майоры Матюшкин и Мамонов.

Далее будет дана характеристика табеля о рангах. Перечислим кратко основные положения документа, который предоставлял возможность всем представителям любого сословия продвинуться по службе вне зависимости от знатности своего рода.

Кроме ранжирования, были и основные положения (пояснительные пункты), которые нельзя было нарушать:

  1. Если чиновник относился к князьям императорской крови, то вне всякого положения он мог председательствовать над всеми. Это было единственным исключением из правил, так как табель был принят Петром I специально для того, чтобы все государственные служащие получали свое место не из-за «породы», а по заслугам перед Отечеством.
  2. Все служащие царя могли быть подвергнуты штрафу за требование несообразных своему рангу почестей при официальных собраниях. Например, нельзя было занимать не свое место за царским обедом либо в театральной ложе. Нельзя требовать к себе другого обращения или уступать место лицу низшего положения.
  3. Сумма штраф за нарушения равнялась двухмесячному жалованью. Треть данных средств отправлялась доносителю, который пожаловался на нарушителя, а остальное шло на поддержание госпиталей и больниц. Штрафовались не только сами чиновники, но и их жены, а также наследники.
  4. Данный указ помогал представителям всех сословий, которые хоть и были низкого происхождения, но были полезны на государственной службе и талантливы во многих царских поручениях.
  5. Иноземные чиновники получали ту же самую должность, что имели в своей родной стране, только после того, как становились полезны Петру, и он отмечал их, как отличных специалистов. Важно было не только подтвердить свою должность хорошей работой, но и проявить себя, как ценного служащего в Российской империи.
  6. Наследники или сыновья титулованных чиновников имели свободный доступ ко всему придворному обществу, а также к разным ассамблеям. Однако детям привилегии отца по наследству не переходили до тех пор, пока они не показывали талантов и не приобретали заслуги перед Отечеством.
  7. Гражданские или военные должности выдавались только по выслуге лет или по служебным заслугам.
  8. Любой чиновник должен был содержать соответствующий экипаж и ливрею. И естественно, что коллежский секретарь не мог выехать на шестерке цугом, как статский советник. Это в Петровские времена было бы приравнено к нарушению, а чиновника штрафовали.
  9. Если чиновник совершал какое-то преступление, ему полагалось публичное наказание на площади. Чаще всего — пытка или казнь. Естественно, что после такого царского решения должность с человека снимали, а самых злостных нарушителей, если и оставляли в живых, лишали титула, имущества и отправляли в ссылку.
  10. Жены чиновников имели то же положение, что и мужья. А дочери чиновников — на 4 ступени ниже своего отца.
  11. После получения 8 ранга на гражданской службе или при дворе можно уже претендовать на причисление к старшему дворянству. В этом случае происхождение роли не играло.
  12. На военной службе потомственное или старшее дворянство присваивалось после выдачи первого обер-офицерского места или 6 ступени, когда служащий становился Обер-кригскомисаром, чего нельзя было сказать о гражданских и придворных должностях.

Возьмите на заметку! Петр I всегда отдавал предпочтение военным должностям, потому что сам был, прежде всего, военачальником, а уже потом русским царем.

В самом высшем первом классе долго не было статских. Однако его советник Остерман уговорил царя внести «дипломатические» коррективы и сделать ранг канцлера – представителя первого класса статских чинов. Позднее было введено новое наименование — статский советник I класса.

Естественно, что перечень всех должностей стал очень популярен, и многие мечтали занять более высокий ранг, чтобы получить доступ ко многим привилегиям, которые открыл данный указ.

Самой простой служебной лестницей представлялась гражданская служба, которая ранжировалась следующим образом (естественно, что все начинали с 14 ступени, то есть с самого низа данного списка):

  1. Канцлер, действительный тайный советник 1-го класса.
  2. Действительный тайный советник.
  3. Тайный советник (с 1724 г.)
  4. Тайный советник (1722-1724 гг.), действительный статский советник, обер-церемонимейстер.
  5. Статский советник, церемонимейстер, тайный камерир.
  6. Коллежский сов.
  7. Надворный сов.
  8. Коллежский асессор.
  9. Титулярный сов.
  10. Коллежский секретарь.
  11. Корабельный.
  12. Губернский.
  13. Кабинетский регистратор, провинциальный секретарь, сенатский и синодский регистратор.
  14. Коллежский регистратор, коллежский юнкер, городовой секретарь.

Важно! Существовало также особое уставное обращение к представителю соответствующего положения.

В табели о рангах гражданские чины различались по форме обращения. Чиновников 1-2 классов называли Ваше высокопревосходительство, 3-4 классов – Ваше превосходительство, представителей 5 ступени — Ваше высокородие, представителей 6-8 классов именовали Ваше высокоблагородие, остальные (с 9 по 14 классы) слышали в свой адрес обращение — Ваше благородие.

Учреждение и отмена указа

Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей
и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.

При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.

Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.

Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте — с января 1918 года.

Обратите внимание! Отдельная история происходила с казачеством, там чиновничество продолжало свое существование до 1922 года, потому что очень долго казачья власть не подчинялась советским законам.

Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.

Плюсы и минусы

Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.

Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.

Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.

Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.

Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.

Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.

Полезное видео

Вывод

Таким образом, принятый Петром I указ о ранжировании стал знаковым моментом в истории. 14 классов и 263 должности давали возможность занять любую ступень на государственной исключительно из-за личного таланта и заслуг перед царем и Отечеством.

Военные ценились гораздо выше гражданских и придворных. Петр Великий предоставил возможность получения личного дворянства представителям любого сословия, достигшим шестого класса на воинской и восьмого — на гражданской и придворной службе.