Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Инновации в городской среде

Валютный контроль и ограничения рассматриваются как важнейшее средство сохранения государственной независимости в области денежно-кредитной и валютной политики страны.

Экономический смысл валютных ограничений заключается, например, в регулировании банковской ликвидности, в защите от нежелательных краткосрочных, часто спекулятивных, переливов капиталов, которые могут негативно воздействовать на валютный курс и требовать проведения валютной интервенции. С помощью валютного контроля удается получать точную информацию о движении капиталов. Однако ограничения имеют тенденцию к изоляции экономики, тем самым снижая ее конкурентоспособность, и ставят контрагентов в более выгодные условия.

Валютные ограничения (от англ. foreign exchange restrictions) — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.

Введение валютных ограничений вызвано истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918 гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки. В 50-е гг. ХХ в. валютные ограничения во многих странах Европы были смягчены. С 1958 г. была введена обратимость в доллары французского франка и английского фунта стерлингов. Расширили обратимость своих валют также Бельгия, Италия, Нидерланды. ФРГ в 50-е гг. ввела сначала частичную, а затем полную обратимость немецкой марки.

Формирование валютного рынка в России началось в условиях монополии государства на международную торговлю, неудовлетворительного потребительского спроса, в т. ч. и на импорт, отсутствия законодательной базы в области операций с иностранной валютой. Поэтому с учетом экономической ситуации, складывающейся в РФ, предложение иностранной валюты на валютном рынке формируется в основном за счет обязательной продажи валюты предприятиями-экспортерами и в меньшей степени игроками валютного рынка, а спрос — за счет предприятий-импортеров и участников рынка, желающих увеличились свои валютные активы.

В целом валютные ограничения во всех странах мира могут возобновиться в период обострения валютного кризиса и здесь государство берет на себя функции регулирования валютных операций.

Валютные ограничения — предусмотренные валютным законодательством запреты и правила проведения валютных операций, установленные государством в целях защиты национальной валюты. Установление валютных ограничений является необходимым компонентом правового режима валютного регулирования.

Российское законодательство предусматривает валютных ограничений — следующих видов: а) сосредоточение всех операций с иностранной валютой в уполномоченных банках, наделенных функциями агентов валютного контроля; б) учет и накопление органами и агентами валютного контроля информации о текущих валютных операциях и валютных операциях, связанных с движением капитала и совершаемых в регистрационном порядке; в) ограничение экспорта капиталов и пр. операций, связанных с движением капитала, разрешительный порядок их совершения (за исключениями, определяемыми Банком России); г) ограничение права резидентов распоряжаться экспортной выручкой в иностранной валюте: установление обязанности ее зачисления на счет в уполномоченном банке на территории России и обязательной продажи 75% валютной выручки за рубли; д) наблюдение за обоснованностью валютных платежей в пользу нерезидентов по внешнеторговым импортным сделкам; е) ограничение расчетов в национальной валюте с участием нерезидентов, включая особый режим рублевых счетов, открываемых нерезидентами в России; ж) установление ограничений на обращение иностранной валюты на территории РФ; з) ограничения на перемещение наличной иностранной и национальной валюты и валютных ценностей через государственную границу.

От воздействия на валютные отношения с помощью юридических инструментов – валютных ограничений — следует отличать проведение экономических мероприятий по реализации валютной политики государства. Экономические меры не ограничивают прав и не устанавливают обязанностей участников валютных отношений, а также не предполагают применения государственного принуждения. Для проведения подобных мер нет необходимости издавать нормативные акты.

Характеристику российского законодательства валютного регулирования и ограничения следует начать с Конституции РФ. В сфере валютного регулирования особое значение имеют статьи 8, 34, 35, 71, 74-76 . Так, ст. 8 Конституции РФ устанавливает принцип единства экономического пространства Российской Федерации, гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, которая практически невозможна без права хозяйствующих субъектов на определенную степень свободы при осуществлении валютных операций. Статье 8 корреспондируют ст. 34 и 35 Конституции РФ, закрепляющие право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательский деятельности и право иметь в частной собственности имущество. Устанавливается невозможность лишения имущества иначе как по решению суда. В области валютного регулирования данные положения имеют огромное значение, так как, во-первых, значительно расширяют круг субъектов валютных отношений и, во-вторых, определяют право граждан иметь в своей собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ относит валютное регулирование к ведению Российской Федерации, что означает возможность правового регулирования валютных отношений только на федеральном уровне. При этом ст. 76 Конституции устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России..

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ, признавая международные договоры составной частью правовой системы РФ, устанавливает примат
норм таких договоров перед законодательными актами России. В этой связи в качестве одного из важнейших источников валютного регулирования необходимо отметить Договор о Международном валютном фонде, заключенный на валютно-финансовой конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе, США (Россия - член МВФ с 1993 г.). Данный договор содержит основные принципы и правила, которых обязаны придерживаться государства - члены МВФ при осуществлении своей валютной политики, при принятии мер валютного регулирования.

Федеральные законы о валютном регулировании принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ). Они подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

В числе основных следует также назвать нормы кодифицированных актов.

Статьи 191,192,193 УК РФ установили уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Статьи КоАП предусматривают административную ответственность за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте в небольших размерах.

Кроме того, с принятием в 2003 г. ТК РФ валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК России статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи ТК РФ определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля.

Важную роль в применении валютного законодательства играет Гражданский кодекс Российской Федерации. Например, такие понятия, как акция, вексель, облигация, имеющие существенное значение для определения характера валютных операций, определены в ГК РФ и иных актах гражданского законодательства.

К основополагающим актам в области банковской деятельности, соприкасающейся с валютным рынком, можно отнести:

    Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
    России)», ст. 4 которого устанавливает, что в функции Банка России, в частности, входит осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке иностранной валюты, организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно российскому законодательству;

    Закон РФ «О банках и банковской деятельности», который в ст. 5
    в числе банковских операций называет открытие и ведение валютных
    счетов физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной
    валюты в наличной и безналичной формах, осуществление расчетов по
    поручению клиентов и т.д.;

    Федеральный закон от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. ФЗ от 18.07.05 № 58-ФЗ) (далее – ФЗ-173) был принят Государственной Думой 21.11.03, одобрен Советом Федерации 26.11.03 и подписан Президентом РФ 10.12.03 .

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173 к валютным операциям относятся следующие действия:

    а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

    б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

    г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

    д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

    е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

    В целях либерализации валютного законодательства РФ и привлечения иностранного капитала в РФ в его основу заложен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено».

    В отличие от ранее действовавшего валютного Закона, в ФЗ-173 указаны принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3): 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    ФЗ-173 является системообразующим законом в области валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

    Так, в ст. 4 ФЗ-173 четко раскрывается понятие валютного законодательства РФ. В частности, установлено, что валютное законодательство РФ состоит из ФЗ-173 и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

    Для реализации функций органов валютного регулирования, предусмотренных ФЗ-173, ЦБ РФ и Правительство РФ в пределах своей компетенции издают соответствующие акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

    ФЗ-173 также предусмотрено, что ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых ФЗ-173, без ограничений.

    В отличие от Закона РФ от 09.10.92 № 3615-I, которым предусматривается разрешительный порядок осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, в ФЗ-173 значительно сокращен перечень капитальных операций, требующих регулирования: оставлены только те, которые могут нанести ущерб экономике, дестабилизировать внутренний валютный рынок, повлечь значительный отток капитала. В частности ст. 6 ФЗ-173 установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 ФЗ-173. Ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

    Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. ФЗ-173 предусмотрено разграничение по регулированию операций движения капитала между Правительством РФ и ЦБ РФ (ст. 7 и 8).

    Статья 8 ФЗ-173 посвящена вопросам регулирования ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, содержащиеся в ст. 8 ФЗ-173, регулируются ЦБ РФ, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании. Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных ФЗ-173. ФЗ-173 предусмотрено, что ЦБ РФ может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.

    Частью 9 ст. 8 ФЗ-173 установлено, что валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года осуществляются без ограничений (5).

    Статья 15 ФЗ-173 регулирует ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. ФЗ-173 установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

    Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Следует обратить внимание, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

    Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

    Статья 23 ФЗ-173 определяет права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Частью 1 этой статьи установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

    а) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    в) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

    При этом ст. 23 определено, что органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

    Частью 7 ст. 23 ФЗ-173 установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

    Согласно ч. 8 ст. 23 ФЗ-173 органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

    2. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЗОЛОТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

    Роль золота в экономике, прежде всего, тесно связано с его денежной ролью.

    В зависимости от типа обращающихся денег выделяют два основных типа систем денежного обращения:

    В свою очередь, в зависимости от того какой металл является валютным металлом, т.е. принят в качестве всеобщего эквивалента и основы денежного обращения различают два вида металлического денежного обращения:

    Биметаллизм, при котором роль валютного металла выполняют два метала – золото и серебро.

    Монометаллизм при котором роль валютного металла принадлежит только одному металлу — либо золоту, либо серебру.

    Биметаллизм. При этой денежной системе роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя металлами: золотом и серебром. Монеты, отчеканенные из этих металлов, обращаются на равных основаниях. Биметаллизм существовал задолго до средневековья. Но широкое развитие получил в Западной Европе в эпоху первоначального накопления капитала в XVI – XVII веках. Становление капиталистического производства сопровождалось быстрым ростом крупной и мелкой торговли, которая предъявляла большой спрос на денежный материал: одновременно на золото и серебро.

    Существованию биметаллизма способствовала широкая добыча серебра как в самой Европе, так и приток золота и серебра в XVI — XVIII веках из Америки.

    Известны две разновидности биметаллизма:

    Система параллельной валюты, когда ценностное соотношение между золотыми и серебряными монетами складывалось стихийно в соответствии с рыночной стоимостью этих металлов.

    Система двойной валюты, при которой определенное ценностное соотношение между двумя металлами (т.е. паритет) устанавливалось государством, а чеканка золотых и серебряных монет, прием их в актах купли продажи и в других сделках производилось согласно установленному соотношению.

    Однако биметаллизм не соответствует потребностям развитого капиталистического общества, т.к. противоречит самой природе денег как единого товара – всеобщего эквивалента. При биметаллизме, не смотря на формальное равноправие золота и серебра, какой-либо из этих металлов, а фактически один, служит всеобщим эквивалентом.

    Противоречивость биметаллизма особенно ощутимо проявилась в системе двойной валюты, когда законодательное фиксирование ценностного соотношения между золотом и серебром сталкивалось со стихийным колебанием рыночных стоимостей этих металлов. А это делало эту систему очень не прочной, т.к. установленное государством, действующее при перечеканке их из слитков в монеты, рано или поздно вступает в противоречие со стихийными изменениями рыночных стоимостей этих металлов.

    Монометаллизм – это денежная система, при которой один из металлов служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Различают медный, серебряный и золотой монометаллизм.

    Медный монометаллизм был в Древнем Риме (3 – 2 века д. н.).

    Серебряный монометаллизм был в Голландии, России, Индии и ряде других стран. В Китае – до 1936 г

    Золотой монометаллизм – в Англии с 1736 г, а со второй половины XIX века и в других странах Запада: Германии, Франции, Бельгии, Японии, США. В России – в конце XIX века.

    При системе монометаллизма в обращении находятся помимо основного металла, и другие неполноценные металлы. А именно при золотом обращении –медные и серебряные монеты, а так же бумажные и кредитные деньги. С развитием капитализма денежной системой постепенно становится золотой монометаллизм. Известны три разновидности золотого монометаллизма:

    золотомонетный стандарт;

    золотослитковый стандарт;

    золотодевизный стандарт.

    Фактором, препятствующим нормальному функционированию системы золотого монометаллизма, является крайняя неустойчивость платежных балансов.

    Рост внешней задолженности колониальных и зависимых стран увеличивает бремя их платежей империалистическим странам и ведет к дефицитности их платежных балансов, а крайне неравномерное распределение мировых золотых запасов препятствует покрытию этого дефицита вывозом золота.

    Резкое обострение экономических кризисов отражается и на платежных балансах империалистических стран, которые в периоды острых кризисов внезапно лишаются большой части своих золотых запасов, что подрывает возможность бесперебойного размена знаков стоимости на золото и порождает тенденцию воспрепятствовать свободному вывозу золота или даже совершенно запретить его.

    Однако в течение некоторого периода факторы, подрывавшие денежную систему, еще не действовали с такой силой, чтобы привести ее к краху: до первой мировой войны система золотомонетного стандарта продолжала функционировать.

    Общий кризис капитализма привел к краху золотомонетного стандарта. Прекращение размена банкнот на золото и запрещение свободного вывоза его, широкое использование государствами бумажноденежной эмиссии, громадная инфляция в период и после первой мировой войны — таковы были первые проявления краха золотомонетного стандарта, порожденного общим кризисом капитализма.

    Только с наступлением кратковременного этапа относительной, частичной стабилизации капитализма (1924-1928 гг.) в ряде европейских стран были предприняты попытки возврата к золотому стандарту. Но в условиях общего кризиса восстановление прежней, «классической» формы золотого монометаллизма со свободной чеканкой золота и свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты оказалось невозможным.

    Вместо довоенного золотомонетного стандарта были введены новые формы золотого стандарта:

    1) золотослитковый стандарт, при котором банкноты подлежат размену только на золото в слитках (а не на золотые монеты), к тому же с существенными ограничениями;

    2) золотодевизный стандарт, при котором банкноты размениваются не непосредственно на золото, а на валюту других стран, могущую в свою очередь быть обмененной на золото.

    Золотослитковый стандарт был введен в Англии (в 1925 г.) и во Франции (в 1928 г.), большинство же стран, включая Германию (в 1924 г.), Австрию, Данию, Норвегию и др., ввело у себя золотодевизный стандарт.

    Одной из причин перехода к новым формам золотого стандарта явилась крайне обострившаяся после первой мировой войны неравномерность распределения мировых запасов золота. В то время, как доля США в мировом централизованном золотом запасе за период 1913-1924 гг. возросла с 31,7 до 46%, доля европейских стран упала с 49,3 до 34%. Узость золотой базы денежного обращения в ряде капиталистических стран исключала возможность возобновления чеканки золотой монеты и восстановления золотомонетного стандарта. Это в особенности относится к таким странам, как Германия и Австрия.

    Другой причиной перехода к новым формам золотого стандарта было стремление государств к централизации золота как важного военно-финансового ресурса. Поэтому даже те европейские государства, которые к моменту проведения ими послевоенных денежных реформ обладали сравнительно крупными золотыми запасами (Англия и Франция), приняли меры к тому, чтобы заранее централизовать эти запасы, изъять золото из обращения и держать его в состоянии боевой готовности в центральных банках.

    Новые формы золотого стандарта не имели той устойчивости, как довоенная система золотомонетного стандарта, и были проявлением глубокого кризиса денежной системы.

    Во-первых, золотослитковый и золотодевизный стандарт представляли собой золотой стандарт без золотого обращения, следовательно, являлись урезанным золотым стандартом.

    В то время как при золотомонетном стандарте золото выполняло все функции денег, при золотослитковом и золотодевизном стандартах оно было лишено возможности выполнять одну из важнейших функций — функцию средства обращения.

    При золотом обращении количество денег в обращении стихийно приспособляется к потребностям оборота в деньгах — путем перехода денег из обращения в сокровище и наоборот; ликвидация же свободной чеканки золота и отмена золотого обращения нарушили стихийный механизм регулирования денежного обращения.

    Во-вторых, при новых формах золотого стандарта размен банкнот на золото был весьма ограничен. Так, при золотослитковом стандарте банкноты подлежали размену лишь при условии предъявления их на крупную сумму: в Англии — на сумму эквивалентную 400 тройским унциям золота (т.е. 12,4 кг), что составляло около 1 700 ф. ст., во Франции — на сумму не менее 215 тыс. франков или около 12,7 кг чистого золота.

    Что касается золотодевизного стандарта, то при нем непосредственное превращение банкнот в золото становилось вообще невозможным, так как в качестве посредствующего звена между банкнотами и золотом выступала иностранная валюта. Таким образом, новые формы золотого стандарта урезали обратимость банкнот в золото, что ослабило устойчивость денежной системы.

    В-третьих, широкое распространение золотодевизного стандарта означало установление валютной гегемонии одних капиталистических стран над другими: доллар и фунт стали основой ряда валют, что было в интересах американского и английского империализма. Однако вместе с тем система золотодевизного стандарта таила в себе большие опасности, как для зависимых валют, так и для валют-гегемонов. С одной стороны, всякий подрыв устойчивости валют-гегемонов неизбежно вел и к подрыву валют стран золотодевизного стандарта, обеспечением которых служили эти валюты-гегемоны. С другой стороны, накопление резервов иностранной валюты в странах золотодевизного стандарта было потенциальной угрозой и для валют-гегемонов, поскольку эти страны могли истребовать часть золотого запаса Англии и США. Неустойчивость новых форм золотого стандарта обнаружилась через несколько лет после их введения.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Задание 1

    Основываясь на представленных данных платежного баланса условной страны Х за 2000 г. дайте обоснованные ответы на приведенные ниже вопросы (цифры указаны в млрд. долл.).

    Товарный экспорт

    +80

    Товарный импорт

    -60

    Экспорт услуг

    +30

    Импорт услуг

    -20

    Чистые доходы от инвестиций

    -10

    Чистые трансферты

    +20

    Приток капитала

    +20

    Отток капитала

    -80

    Официальные резервы

    +20

    1)Какова величина торгового баланса?

    2)Определить сальдо баланса официальных расчетов страны Х.

    Ответ:

    Сальдо торгового баланса формируется как разница между экспортом и импортом только товаров (без учета услуг).

    Сальдо торгового баланса составило 80-60=20 млрд. долл.

    Сальдо баланса официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего (итогового) сальдо платежного баланса и свидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. Это сальдо охватывает все статьи, кроме статьи «Резервные активы».

    Сальдо баланса официальных расчетов составляет 80-60+30-20-10+20+20-80=-20 млрд. долл.

    Задание 2

    Как отразится увеличение курса национальной валюты на интересах экспортеров? На интересах импортеров? Ответ обоснуйте.

    Ответ

    При увеличении курса национальной валюты, произойдет удорожание отечественных товаров для иностранных потребителей (рост цены приведет к снижению спроса), следовательно, это отрицательно отразится на интересах экспортеров. При этом при увеличении курса национальной валюты, станет гораздо выгоднее приобретать иностранные товары (их цена, выраженная в рублях, уменьшится), т.е. это положительно повлияет на деятельность импортеров.

    Задание 3

    Как повлияет на физический объем экспорта и импорта России повышение курса рубля?

    — Экспорт и импорт вырастут;

    — Экспорт вырастет, а импорт сократится;

    — Экспорт и импорт сократятся;

    — Экспорт сократится, а импорт возрастет;

    — Не произойдет никаких изменений ни в экспорте, ни в импорте.

    Ответ обоснуйте.

    Ответ

    При повышении курса рубля экспорт сократится, а импорт возрастет.

    Допустим, текущий курс рубля составляет 1$=30 руб., при этом ожидается его увеличение до 1,2$=30 руб. (или 1$=25 руб.).

    В результате повышения курса, произошло удорожание рубля, и удешевление валюты, т.е. для обмена валют необходимо использовать меньше рублей (при этом, цена иностранных товаров, выраженная в иностранной валюте, осталась прежней). Следовательно, спрос на импортные товары возрастет (при снижении цены, спрос возрастает).

    С экспортом товаров произойдет противоположная ситуация: чтобы их купить иностранным потребителям придется поменять гораздо больше валюты, чем раньше. Экспортные товары станут дороже, следовательно, спрос на них сократится.

    Задание 4

    Условная страна У на конец текущего года располагает следующими международными активами и обязательствами перед иностранцами:

    Резиденты страны владеют 30 млрд. $ долговых обязательств, выпущенных иностранными государствами;

    Центральный банк страны располагает золотом на 20 млрд. $, а также активами в иностранной валюте на 15 млрд. $ в качестве официальных резервных активов;

    Иностранные фирмы инвестировали в производственные мощности страны 40 млрд. $;

    Резиденты иностранных государств владеют долговыми обязательствами на 25 млрд. $, выпущенными компаниями страны У.

    Определите, является ли страна кредитором или заемщиком в системе международных экономических отношений? В случае, если за год в стране образуется профицит по счету текущих операций, какое влияние это окажет на международную инвестиционную позицию страны?

    Ответ

    Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребность страны в финансировании , являясь одновременно фактором внешнеэкономических ограничений во внутренней экономической политике. Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что страна является нетто-кредитором по отношению к другим государствам, и наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником, обязанным платить за нетто-импорт товаров, услуг и финансировать трансферты. Фактически страна с положительным сальдо текущего платежного баланса инвестирует часть национальных сбережений за границей вместо того, чтобы наращивать внутреннее накопление капитала.

    Сальдо баланса по текущим операциям 30-25=5 млрд. $. (т.е. страна является кредитором).

    Сальдо движения капитала и финансов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов.

    Сальдо движения капитала и финансов: 40 млрд. $.

    Резервы страны составили 20+15=35 млрд. $.

    Задание 5

    Японская автомобилестроительная компания экспортирует авто в США и продает их по цене 10 тыс. $. Издержки производства 1 автомобиля составляют 11 тыс. йен. Валютный курс составляет 165 Йены за 1 $. Как изменится прибыль японских экспортеров (выраженная в йенах) при повышении курса йены до 1,2 $? Высокий или низкий курс Йены выгоден Японским экспортерам?

    Ответ

    При курсе 1$=165 йен, японский автомобиль будет стоить в США 10000$ (10000*165=1 650 000 йен), при этом прибыль автомобилестроительной компании, выраженной в йенах, составит 1 650 000-11 000=1639000 Йен.

    При повышении курса: 1,2$=165 йен (или 1$=165/1,2= 137,5 йен), японский автомобиль будет стоить в США 10000$ (10000*137,5=1 375 000 йен), при этом прибыль автомобилестроительной компании, выраженной в Йенах, уменьшится и составит 1 375 000-11 000=1 364 000 Йен.

    Следовательно, японской автомобилестроительной компании выгоден более низкий курс Йены по отношению к доллару (1$=165 йен) , потому что при низкой цене японские автомобили более конкурентоспособны в США и обеспечивают японским производителям больше прибыли.

    Задание 6

    Рассмотрим следующие данные:

    Потребление иностранных товаров и услуг

    100

    Потребление отечественных товаров и услуг

    900

    Инвестиционные расходы на иностранные товары и услуги

    20

    Инвестиционные расходы на отечественные товары и услуги

    180

    Государственные закупки отечественных товаров и услуг

    240

    Налоги

    450

    Бюджетный дефицит

    60

    Чистый экспорт

    200

    На их основе определите, чему равен общий экспорт?

    Ответ

    Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов бюджета над его доходами за текущий год.

    Бюджетный дефицит = Государственные закупки отечественных и импортных товаров и услуг-Налоги

    Государственные закупки импортных товаров и услуг + 240-450=60

    Государственные закупки импортных товаров и услуг=60 +450-240=270

    Чистый объем экспорта — стоимость экспорта за вычетом стоимости импорта.

    Общий экспорт равен 900-240=660

    Задание 7

    Если курс валюты понизится, как это скажется на условиях экспортной деятельности? На условиях импортной деятельности? (положительно или отрицательно). Ответ обоснуйте и подтвердите конкретными примерами.

    Ответ

    При снижении курса рубля экспорт возрастет, а импорт сократится (скажется положительно).

    Допустим, текущий курс рубля составляет 1$=30 руб., при этом ожидается его снижение до 1$=35руб.

    В результате снижения курса, произойдет удешевление рубля, т.е. для обмена иностранной валюты на рубли необходимо использовать больше рублей (при этом, цена иностранных товаров, выраженная в иностранной валюте, осталась прежней). Следовательно, спрос на импортные товары снизится (при повышении цены, спрос падает).

    С экспортом товаров произойдет противоположная ситуация: чтобы их купить иностранным потребителям придется поменять гораздо меньше валюты, чем раньше. Экспортные товары станут дешевле для иностранных потребителей, следовательно, спрос на них увеличится.

    Задание 8

    Дефицит платежного баланса может быть профинансирован:

    — путем девальвации национальной валюты;

    — с помощью уменьшения процентных ставок;

    — за счет роста активов страны за рубежом;

    — путем увеличения внешней задолженности;

    — с использованием всех вышеперечисленных экономических мероприятий.

    Поясните свой ответ.

    Ответ

    Платежный баланс — балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей.

    Дефицит платежного баланса может быть профинансирован путем увеличения внешней задолженности. Т.е. страна привлекает дополнительные средства (кредиты, заимствования) для балансирования своего платежного баланса.

    Дефицит счета текущих операций платежного баланса может быть профинансирован: путем продажи части активов иностранцам, т.е. за счет вложения иностранного капитала в экономику данной страны в форме прямых или портфельных инвестиций.

    Дефицит платежного баланса может быть профинансирован при помощи девальвации национальной валюты (снижение золотовалютных резервов страны для покрытия текущего дефицита платежного баланса).

    Снижение процентных ставок приводит к повышению деловой активности в стране (предприятия могут привлечь дешевые кредиты и развивать производство), повышению инфляции и удешевлению национальной валюты (удешевление национальной валюты способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей за рубежом и приводит к росту экспорта), что также может способствовать покрытию дефицита платежного баланса.

    Задание 9

    В условиях зафиксированного валютного коридора Центральный Банк страны проводит валютные интервенции на внутреннем валютном рынке. В каких случаях Центральный Банк продает резервную валюту, а в каких случаях покупает ее? Какой целью руководствуется Центральный Банк, проводя подобные операции?

    Ответ

    Валютный коридор - это пределы колебания валютного курса, устанавливаемые как способ его государственного регулирования и поддержания центральным банком посредством покупки и продажи валюты. Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению.

    Если курс рубля по отношению к иностранной валюте снижается (население предпочитает использовать в расчетах валюту, а не рубли; спрос на валюту выше ее предложения), следовательно, Центральный банк должен продавать эту валюту, чтобы обеспечить ее предложение и не допустить дальнейшего снижения курса рубля.

    Если курс рубля по отношению к иностранной валюте растет (т.е. население отказывается от использования валюты, продает ее за рубли и старается все расчеты проводить в рублях), то Центральный банк должен покупать эту валюту (за рубли) , чтобы обеспечить спрос на нее и не допустить дальнейшего повышения курса рубля (например, с целью поддержки курса в условиях зафиксированного валютного коридора, поддержки отечественных производителей).

    Задание 10

    Издержки предприятия в расчете на один автомобиль равны 90000 рублей. Как изменится прибыль завода от экспорта каждого автомобиля, если:

    Ответ

    Волжский автомобильный завод экспортирует свою продукцию по цене 4000$ за один автомобиль. Валютный курс составляет 30 рублей за 1 $.

1

В статье предлагается методический подход к разработке стратегии формирования инновационной среды организации с учетом управления лояльностью потребителей. Формирование инновационной среды организации представлено в виде непрерывного процесса сбора информации о внешних и внутренних факторах инновационной среды с дальнейшим анализом и разработкой комплекса необходимых действий для повышения результативности инновационной деятельности организации. Важным этапом подхода представляется анализ результатов реализации стратегии и внесения необходимых корректировок для достижения поставленных целей инновационной деятельности, обеспечения требуемых значений показателей эффективности коммерциализации инноваций. Формирование инновационной среды организации представляется в виде циклического процесса, что объясняется изменчивостью как внешних, так и внутренних условий ведения инновационной деятельности. Методический подход основан на анализе факторов, отражающих состояние инновационной среды организации, для всестороннего изучения возможностей улучшения условий ведения инновационной деятельности.

инновационная среда

инновация

коммерциализация инноваций

лояльность потребителей

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. – 350 с.

2. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 301 с.

3. Инновационная экономика: Энциклопедический словарь-справочник / Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. науч. рук. Ивантер В.В., Суслов В.И.; ИНП РАН. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 544 с.

4. Инновационный вектор экономики знания / науч. ред. Г.А. Унтура; А.В. Евсеенко [и др.]; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экон. и орг. пром. произв. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2011. – 279 с

5. Инновационный потенциал научного центра: методологические и методические проблемы анализа и оценки / отв. ред. В.И. Суслов; О.Е. Алаев, А.О. Баранов [и др.]. – Новосибирск: Изд-во «Наука». 2007. – 275 с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

7. Лексин В., Андреева Е. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. – М.: Изд. группа «Прогресс», изд-во «Экопрос», 1993. – 160 с.

8. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В., Таров В.П., Чайникова Л.Н., Летунова О.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. – М.: Изд-во «Машиностроение-1», 2007. – 282 c.

9. McFetridge, Donald G. Competitiveness: concepts and measures, Occasional Paper 5, Industry Canada [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ic.gc.ca/eic/site/eas-aes.nsf/vwapj/op05e.pdf/$file/op05e.pdf (дата обращения: 29.01.2014).

Усиление процессов глобализации экономики и вступление России во Всемирную Торговую Организацию требуют повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, на которые оказывается все большее давление со стороны иностранных фирм, как на мировом, так и на отечественном рынках. Под конкурентоспособностью будем понимать «непрерывно поддерживаемую способность фирмы получать прибыль от собственной деятельности» . В настоящее время одним из условий достижения конкурентного статуса является формирование преимуществ, достигаемых за счет инновационных разработок организации. На качественный уровень факторов конкурентоспособности фирмы и результативность ее деятельности оказывают влияние инновационная среда и потребительская лояльность.

Инновационная деятельность позволяет фирме обрести конкурентное преимущество, но лишь на некоторый промежуток времени. Новые товары и технологии после их появления на рынке могут не только копироваться участниками рынка, но также изменить характер конкуренции в отрасли и привлечь на рынок новых игроков. Данные обстоятельства укорачивают время использования выгод от инновационной деятельности, причем в последнее время этот процесс все ускоряется. Сокращение жизненного цикла товара толкает производителей на поиск новых источников получения прибыли и организацию выпуска новых товаров. В условиях жесткой конкуренции увеличение числа лояльных потребителей позволит продлить срок использования конкурентного преимущества от коммерциализации инновационной разработки и в то же время подготовить базу для внедрения следующего новшества.

В настоящее время появилось много исследований, посвященных инновационной среде страны и региона, но вместе с тем процессу формирования инновационной среды на уровне организации уделяется недостаточно внимания. Несмотря на значительное число опубликованных работ в рамках данного направления, нуждается в уточнении концепция принятия решений по формированию инновационной среды организации, благоприятной для ведения инновационной деятельности, что определило тематику, направление и цель исследования.

Цель исследования - развитие теоретико-методического подхода к формированию инновационной среды организации с учетом коммерциализации инноваций.

Первые употребления понятия «инновационная среда» применительно к повышению эффективности инновационной деятельности региона появились в 1980-х гг. и использовались для анализа системных условий, которые могут быть предоставлены регионом для производства новых идей, продуктов, создания новых производств и развития новых рынков .

Первоначальный смысл использования термина «среда» приводится в понятийно-терминологическом словаре Э.Б. Алаева, который указывает, что «среда - все, что находится вне рассматриваемой системы и в той или иной степени взаимодействует с ней» . Смысловой акцент в данном случае ставился на внешнем окружении и влиянии целостной системы факторов на рассматриваемый объект. В значении «внешнее окружение» и закрепилось данное понятие как в русском языке, так и в научной литературе. В трактовке термина «инновационная среда», напротив, нет единства среди специалистов. Существование различных точек зрения связано с многогранностью данной экономической категории. В настоящее время в работах, посвященных исследованию проблем и условий повышения эффективности инновационной деятельности, часто используются три основных понятия: инновационная среда, инновационный климат и инновационный потенциал, границы между которыми до сих пор нечетко определены.

В трактовке М. Кастельса «инновационная среда» представлена как «специфическая совокупность отношений производства и менеджмента, основанная на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т.е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, но из их взаимодействия» . В данном определении акцент поставлен не на внешний состав участников, а на взаимодействие экономических субъектов в рамках инновационной среды.

В.Н. Лексин и Е.Н. Андреева также отмечают важность исследования средовых процессов через анализ отношений, в качестве которых выступают нормативно-правовые, экономические, социальные, национально-этнические, культурно-исторические отношения, инфраструктурные и природно-обусловленные связи. Устойчивость связей между ведущей группой отдельных элементов среды позволяет сохранять или повышать имеющийся потенциал этой группы элементов и среды в целом и достигается за счет компромисса - идеологии взаимных уступок, взаимной адаптации, общего эволюционного развития .

Кроме того, существуют различные трактовки термина «инновационная среда» в зависимости от рассматриваемого объекта, в качестве которого может выступать страна, регион, либо организация. В качестве исследуемой организации может выступать производитель новшества (НИИ, высшее учебное заведение, изобретатель); информационный посредник; организация рыночной инновационной инфраструктуры (биржа, ярмарка, выставка); организация-инвестор; государственный орган управления в рамках целевых инновационных программ; и, наконец, инновационное предприятие.

На уровне организации инновационная среда согласно определению, приводимому в словаре «Инновационная экономика», представляет собой «сочетание внутренней и внешней среды участников инновационного процесса. К факторам внутренней инновационной среды относятся все компоненты инновационного потенциала (ресурсы и возможности их использования), способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновационному циклу. К факторам внешней инновационной среды относятся рыночные институциональные структуры, содействующие инновационному развитию, в совокупности представляющие собой национальную инновационную систему . Если на макро- и мезоуровне инновационная среда трактуется учеными как система условий или взаимодействий, то на микроуровне данная система разделена на две группы факторов в зависимости от их положения относительно организации: внешние либо внутренние.

К внешним факторам инновационной среды А.В. Евсеенко и Г.А. Унтура относят «стартовые экономические и технологические предпосылки, а также наиболее часто используемые меры воздействия на инновационное развитие отраслей. Наиболее важной экономической предпосылкой выступает достижение требуемого уровня производительности труда» . Данная трактовка близка определению «инновационный климат», данному В.Н. Гуниным, В.П. Баранчеевым и др., которые полагают, что это «состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется через влияние на инновационный потенциал» .

Категорию инновационный потенциал как характеристику системы дают в своей монографии В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий и др. - это «способность систем к изменению, улучшению, прогрессу; совокупность трех составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обусловливают друг друга» . Ресурсная составляющая включает в себя материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Внутренняя составляющая объединяет институциональные факторы среды, такие как ресурсы государственной поддержки и инфраструктурные ресурсы. Результативная составляющая инновационного потенциала отражает эффект от проведения инновационной деятельности.

В основе приведенных выше определений экономического термина «инновационная среда» лежат несколько основополагающих аспектов. Во-первых, инновационная среда - это совокупность отношений экономических субъектов, направленных на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Во-вторых, инновационная среда на уровне организации определяется как сочетание внешней и внутренней среды участника инновационного процесса. При этом внешние факторы инновационной среды трактуются как технико-экономические предпосылки инновационного развития и близки понятию «инновационный климат», а внутренние - это компоненты инновационного потенциала организации, т.е. ресурсы организации и возможности их использования. И, наконец, в-третьих, инновационная среда - это организационно-производственные отношения, обладающие способностью генерировать синергетический эффект.

Совместное влияние внутренних и внешних факторов инновационной среды определяет те условия, в которых фирма вынуждена работать в любой рассматриваемый момент времени. Внешние факторы инновационной среды находятся за пределами влияния организации, но тем не менее, представляется возможным исследовать их воздействие и сопоставить его с имеющимися ресурсами для определения защитных мер, либо для усиления положительного эффекта влияния. Внутренние факторы инновационной среды, напротив, подконтрольны организации, и она может направить их воздействие в нужное русло.

Процесс формирования инновационной среды организации - это целенаправленное создание благоприятных условий ведения инновационной деятельности. Мероприятия по формированию инновационной среды необходимы любой инновационной организации, так как они дают еще один стратегический инструмент управления коммерциализацией инноваций и в конечном счете эффективностью ведения инновационной деятельности.

Текущее состояние инновационной среды организации исследуется для определения возможностей более эффективного вывода новшеств на рынок. Процесс разработки стратегии формирования инновационной среды организации производится в несколько этапов.

На рисунке представлен процесс формирования инновационной среды, благоприятной для коммерциализации инновационных идей.

На начальном этапе происходит сбор данных о внешних (возможности и угрозы) и внутренних (сильные и слабые стороны организации) факторах инновационной среды. Собранный массив информации анализируется с позиций трех стратегических блоков: определение целей и задач инновационной деятельности; разрабатываемых инновационных проектов; распределении ресурсов между проектами и подразделениями организации. После того как цели, комплекс мероприятий и ресурсы для их разработки определены, стратегия исследуется с точки зрения продления времени использования конкурентного преимущества за счет формирования пласта лояльных потребителей.

Потребительская лояльность является одним из основных понятий маркетинга отношений. Рыночные факторы, такие как острота конкуренции, степень дифференциации товаров, этап жизненного цикла товара или услуги, отвечают за необходимость управления лояльностью потребителей. Для определения целесообразности управления лояльностью потребителей, необходимо собрать и изучить информацию о рынке, конкурентах и покупателях. Данный этап может быть органично встроен в процесс изучения факторов инновационной среды организации.

Процесс формирования инновационной среды организации

На следующем этапе происходит реализация мероприятий в рамках разработанной стратегии формирования инновационной среды организации, осуществляется контроль достигнутых результатов с учетом коммерциализации инноваций. Затем производится оценка эффективности деятельности по формированию инновационной среды. По итогам этапа контроля определяется комплекс необходимых улучшений, которые запускают процесс уточнения стратегии. Таким образом, процесс формирования инновационной среды организации носит циклический характер, что объясняется изменчивостью как внешних, так и внутренних условий ведения инновационной деятельности.

Предложен методический подход к разработке стратегии формирования инновационной среды организации с учетом коммерциализации инноваций.

Заключение

Предложенный подход к формированию инновационной среды объединяет этапы сбора и анализа данных о состоянии внешних и внутренних факторов инновационной среды организации, формулировки целевых ориентиров и выбора стратегических альтернатив. Методический подход к формированию инновационной среды организации позволяет принимать управленческие решения с учетом коммерциализации инноваций, проводить контроль достигнутых результатов реализации стратегии.

Рецензенты:

Рыманов А.Ю., д.э.н., заведующий кафедрой финансов и налоговой политики, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск;

Титова В.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой теории рынка, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.

Работа поступила в редакцию 11.04.2014.

Библиографическая ссылка

Томилина Я.В. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-2. – С. 335-339;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34160 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Публикаций: 104

23.05.2016

Современная городская среда: интерактивность и инновации

В наш век современных технологий уже никого не удивить инновациями. Мы почти привыкли, что дом можно , смартфон подзарядить с помощью , а кирпичи изготовить .

Но иногда инновационные технологии еще доступнее! Остановки, урны, дорожная разметка на улицах, фонарные столбы - эти вполне традиционные атрибуты городского пространства теперь выполняют не только свои первоначальные утилитарные функции, но и позволяют обывателю приблизиться к новейшим разработкам ученых.

ЕСТП Блог уже писал об . Остановка оснащена usb-разъемами для подзарядки телефонов, бесплатным вай-фаем, несколькими видеокамерами, подсветкой и другими атрибутами современности. Кстати, остановка в Ялте не стала для Крымского полуострова первой из "умных". Проект стартовал в Севастополе в прошлом году. Сейчас там установлено 9 инновационных остановочных пунктов, а до конца года это количество может возрасти до 30. На эти цели из бюджета города предусмотрено 100 миллионов рублей.

Ну очень "умные" остановки - Smartquesina - были установлены в прошлом году в испанской Барселоне. Помимо уже ставших традиционными доступа в интернет и возможности подзарядить телефон, испанские остановки предлагают услуги, которые в особенности нужны туристам. Так, на всех восьми остановках, расположенных на проспекте Грасия, гости города могут узнать о городских достопримечательностях, спланировать маршрут на общественном транспорте, взять в прокат велосипед и даже приобрести тур. Установка таких Smartquesina обошлась городу в 560 тысяч евро.

Остановки в центре Рейкьявика могут все то же самое, вот только различные полезные функции доступны здесь благодаря двум ветрякам, установленным на крыше сооружения и генерирующим экологически чистую энергию.

Благодаря турбинам на остановке есть свет, отопление, кондиционеры, а также рекламные дисплеи. Ветряки безопасны для птиц, не шумят и даже при полном отсутствии ветра могут питать остановочный пункт в течение двух суток.

Неотъемлемой часть интерактивной среды современного мегаполиса становятся фонари, которые теперь не только освещают улицы. В Чикаго, например, уличные фонари способны определять уровень шума, степень загрязненности воздуха и силу ветра. Кроме того, фонарные столбы умеют считать пешеходов, проходящих мимо.

Главная цель установки таких фонарей - определение уровня загрязненности окружающей среды в разных районах города, а также оптимизация пропускной способности центральных пешеходных зон.

Американцы готовы пойти еще дальше и создать фонари, которые помогут бороться с преступностью. Компании GE Lighting и SST разрабатывают элементы освещения, которые смогут на фоне обычного шума городских улиц выделять звуки стрельбы и передавать данные в полицию и службу спасения.

Система, которой изначально пользовались военные для определения направления и дальности огня противника, сможет безошибочно отличать звуки выстрелов от других похожих звуков. Так, фонари не будут реагировать на салюты и звуки, издаваемые автомобилями.

В тестовом режиме такая система уже используется почти в 90 городах США.

Российским фонарям до подобных характеристик пока далеко, однако же и в наших городах есть "умные" системы освещения, которые, к примеру, могут регулировать яркость освещения в зависимости от погоды и времени суток. А фонари, установленные в одном из населенных пунктов Ярославской области, могут самостоятельно сообщать о неисправности. "Умные" ярославские фонари при поломке отправляют смс-сообщение на телефон специалиста. Так что жителям больше не нужно ждать, пока ремонтная бригада узнает о неисправности и устранит ее.

А вот в Мехико не так дано появились "умные" урны, установка которых призвана бороться с одной вполне конкретной и деликатной проблемой, актуальной для многих городов и стран. Часто владельцы собак не убирают за своими питомцами во время прогулок, вследствие чего парки, скверы и даже тротуары (!) оказываются испачканными собачьими экскрементами. Предотвратить замусоривание мексиканской столицы решил один из местных интернет-провайдеров, по инициативе которого улицы города были оснащены "умными" урнами Terra Poo, которые предоставляют бесплатный беспроводной интернет только сознательным гражданам.

Принцип работы очень прост - для того, чтобы урна начала раздавать вай-фай нужно лишь опустить в нее продукты жизнедеятельности четвероногого друга. Для облегчения уборки за питомцем, владельцам собак предлагается взять пакеты прямо в урнах Terra Poo.

В Барселоне существует сразу несколько видов урн, обладающих интеллектом. Так, на улицах города установлены урны, которые умеют прессовать мусор, а также отслеживать его уровень и, более того, передавать соответствующую информацию мусоровозам. Благодаря этому мусоровозы оптимизируют свои маршруты и проезжают только по тем улицам, где есть заполненные урны.

Существуют примеры, когда привычные городскому жителю вещи, такие как, например, рекламный билборд, выполняют по-настоящему важную социальную функцию. Билборды, привлекающие и убивающие комаров вида Aedes aegypti, появились в этом году на улицах Рио-де-Жанейро.

Идея принадлежит энтузиастам из рекламных агентств NBS и Posterscope. Основная цель кампании по установке рекламных щитов на улицах города - снижение популяции комаров, переносящих множество опасных заболеваний, среди которых вирусы Зика, Денге и Чикунгунья.

Билборд привлекает кровососущих насекомых за счет распыления особого состава, имитирующего запахи человеческого тела, а также источая особый свет. Попадая внутрь билборда, комары не могут выбраться и умирают.

ЕСТП Блог и обязательно познакомит вас с другими высокотехнологичными атрибутами современного городского пространства.

Городское хозяйство рассматривается как площадка для внедрения технических и информационных новшеств. В авангарде инновационного развития находятся крупные мегаполисы – промышленные центры, столицы регионов, технополисы.
Управление инновационной политикой на предприятии и в масштабе города, городского кластера, района и др. приводит к изменению с целью внедрения и использования новых видов оборудования, средств управления городским хозяйством, транспортной инфраструктурой, ЖКХ, охраной парков и скверов, оросительными системами в зоне субтропиков, что актуально для таких мегаполисов, как Дамаск, Бейрут, Каир, Лагос, Мумбаи.
В российских городах перед местными властями стоит задача управления теплосетями, значительные средства тратятся на обогрев помещений. Создаются условия для социализации и рекреации маломобильных групп. Например, инновационным является использование алфавита Брайля на перилах и пультах лифтов и других элементов городской электроники в местах общего пользования, wi-fi для слабовидящих горожан.
Значение имеет и взаимодействие города с внегородским пространством . Инновации управляемы. Именно поэтому продвижение по пути инноваций было характерно для городских сообществ, городских цивилизаций, дальше других продвинувшихся в области научно-технического прогресса. Вспомним, что возвышение Рима произошло благодаря широкому внедрению инноваций. Город в индустриальную эпоху есть, прежде всего, центр средоточия машин и производств, место, где с более высокой, по сравнению с деревней, скоростью протекают культурные циклы, интенсивнее происходит социальное творчество, но и заметнее социальные девиации .
Инновационная деятельность в современном городе предполагает два уровня введения технических изобретений:
1. Новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в
производство; инноваторы, которые их внедряют, получают первичное превосходство.
Таковым было внедрение электрических лампочек Лодыгина, освещавших Париж в начале XX в.
2. Изобретения, ноу-хау, внедряемые повторно. Их внедряют имитаторы, Такие новации становятся обязательны для всех городских предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Например, в России в условиях кризиса 1998 г. многие владельцы предприятий вынуждены были переориентироваться на местный рынок, на местных поставщиков комплектующих.
Ярким примером приспособления к условиям конкурентной борьбы являются текстильные предприятия средней полосы России (вспомним, что Москву в начале прошлого столетия называли «ситцевой столицей»). Положительный пример приспособления к изменяющимся условиям экономической макросреды – Трехгорная мануфактура на Рочдельской улице в Москве, основанная в 1799 г.. Фабрика не только сохранилась как текстильное предприятие, но и заметно расширила производство. В отличие от зарубежных производителей, отечественная фабрика предлагает продукции с 100 % содержанием хлопка, льна по цене значительно ниже турецких и пакистанских конкурентов.
Умение приспособиться к условиям изменяющейся конъюнктуры, к потребностям отечественных потребителей является условием выживания предприятия в мире инноваций. Другой позитивный пример – Павловопосадское текстильное производство, удовлетворяющее потребности не только отечественного, но и зарубежного покупателя. В то же время многие текстильные предприятия не смогли приспособиться к переменам, в частности, Наро-фоминский шелковый комбинат, на территории которого в 2000-е гг. был построен ТРЦ «Нара» .
Таким образом, в нынешних условиях инновационная деятельность должна учитывать меняющиеся запросы рынка, расширять послепродажное сервисное обслуживание и выступать в качестве важного фактора рыночного механизма.

Список использованной литературы:
1. Болтаевский А.А., Прядко И.П. Машина страха и потребления: городская демография и проблемы роста // Урбанистика. - 2014. - № 4. - С.21-30. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.4.14571. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_14571.html
2. Болтаевский А.А. Проституция, общество и власть в России: аспекты
взаимоотношений // Политика и общество. 2014. № 2. С. 231-237. DOI: 10.7256/1812- 8696.2014.2.10575.
3. 170-летию Шелкового комбината посвящается [Электронный ресурс]. URL:
http://nf.russiaregionpress.ru/archives/1709. (дата обращения: 24.04.2015)

Николай Сергеевич
МУКЛАКОВ

Работа с подрядными организациями позволила нам сформировать основные требования к производителю — это скорость исполнения заказа, скорость реагирования в случае возникновения вопросов у заказчика, качество и гарантии.

Валентина Валентиновна
ВЕРДИ

В большинстве случаев подбор материала зависит от проекта. Именно проектные организации формируют требования к материалам. За долгие годы работы с проектировщиками я поняла, что, не смотря на очевидность, многие участники дальнейшего процесса упускают саму суть требований к материалу, заложенную проектным бюро. В своей работе мы стараемся следить за исполнением требований проекта.

Роман Валерьевич
Беленикин

Мы долгое время работали с материалами сторонних производителей, и, знаете, очень сложно отвечать за качество продукта, который производит другая компания. К сожалению, получая длинные контракты, наши партнеры начинали максимально удешевлять продукт, сводя на нет все наши усилия по продвижению. Теперь мы самостоятельно разработали и производим материалы «Преград», полностью отвечая перед клиентами за имидж и качество продукта.

Катерина Александровна
КУЗЬМИНА

Миссия Ред Билдинг — продвижение и внедрение разработок российской науки по защите строительных конструкций и промышленного оборудования. Мы оценили уровень своей продукции и убеждены, что будущее в области огнезащиты и антикоррозии за российскими инновационными материалами.

Сергей Викторович ЧУГУНОВ Самое лучшее решение для каждого объекта – свое. Защитные покрытия выбирают по трем параметрам: технологичность, цена и срок службы, то есть удобство, экономика и качество. Главное — дать понятное сравнение разных материалов для принятия решения и сделать его честно. Тогда выбор становится очевиден для всех.
Наиль Рамазанович
РАМАЗАНОВ

Проектные продажи требуют большого количества презентаций. Личные встречи, контакты — основной залог успеха наших продаж. Наши заказчики всегда видят тех людей, которые поставляют покрытия и берут на себя ответственность за их качество. Наша искренность и уверенность в качестве предлагаемых материалов берут верх над любым сомнением заказчика.