Мудрость на осетинском языке. Цитаты на обложках

Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ (скифов - прим. Ц. X.) издалека,- говорит Господь,- народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит.

Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые.

Библия. Книга пророка Иеремии

Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого.

Геродот

Оба диалекта осетинского языка - иронский и несколько более архаичный дигорский - произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского...

Они (осетины - прим. Ц. X.) сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное - живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским.

Жорж Дюмезиль

"Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем - прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов».

Эмиль Бенвенист

Скифский культурный мир был очень важным, выдающимся явлением в истории древнего мира.

Б. Б. Пиотровский.

Наряду с личными и племенными именами ученые проанализировали древние географические названия с территории Скифии. До настоящего времени такие реки, как Дон,Днепр, Днестр, носят названия, связанные с древним скифским миром. Они восходят к скифскому слову «дану» (позже «дан») - «река», известному и в других иранских языках, в авестийском и в современном осетинском («дон» - «река», «вода»).

Г. М. Бонгард-Левин. Э. А. Гранатовский.

Путешествие Геродота в Скифию обогатило науку не только подробностями похода 514 г., но исторически важными сведениями о племенах и народах Восточной Европы в VI-V вв до н. э.

Б. А. Рыбаков

Пожалуй, ни у одного народа древности зооморфный орнамент не получил такого широкого распространения, как у скифов Северного Причерноморья и родственных им племен степной и лесостепной Евразии. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.

С тонким пониманием натуры художник выделяет, типизирует, а подчас и гипертрофирует наиболее существенное с его точки зрения в животном: у оленя, лося, горного козла - рога, уши, копыта; у барса, льва, волка - зубастую пасть, ноздри, уши, лапы и хвост; у орла - клюв, глаз, когти. При моделировке тела подчеркиваются только ведущие группы мышц, прежде всего плечо и бедро. Такое сочетание жизненной выразительности с деловой трактовкой характерных черт и позы животного - важнейший признак скифского звериного стиля.

А. И. Шкурко.

ГЕРОДОТ

ИСТОРИЯ В ДЕВЯТИ КНИГАХ

ПЕРЕВОД И ПРИМЕЧАНИЯ Г. А. СТРАТАНОВСКОГО

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

МЕЛЬПОМЕНА

Составитель ЦГОЕВ X. Ф.