Основные города черниговского княжества. Земля Чернигово-Северская

Чернигово-Северская земля представляет равнину, которая чем ближе к Днепру, тем низменнее, а на северо-востоке она постепенно поднимается и незаметно переходит в Алаунскую возвышенность. Последняя начинается собственно на верховьях главных днепровских притоков, именно: Сожи, Десны с Семью, Сулы, Псела и Ворсклы. По всем этим верховьям проходит водораздельная возвышенность, отделяющая их от притоков верхней Оки и верхнего Дона. Низменную, ровную поверхность Приднепровской полосы нарушают только речные ложбины и множество примыкающих к ним извилистых оврагов, которые легко образуются вешнею водою в рыхлой черноземно-глинистой почве. Между тем как южная часть этой полосы напоминает близость степи, северная имеет довольно много болот, озер и лесу; а на нижнем течении Сожи характер природы почти не отличается от влажного Припятского Полесья. Прилегающая к водоразделу часть Алаунского пространства имеет характер сухой возвышенной плоскости, взволнованной пригорками и долинами, обильно орошенной текучими водами и богатой густым лесом.

Всю эту широкую полосу от среднего Днепра до верхнего Дона и средней Оки занимали сплошные славянские племена, а именно: северяне, жившие по рекам Десне, Семи и Суле, Радимичи – по Сожи и Вятичи – по Оке. Наш первый летописец говорит, что племена эти еще в IX веке отличались дикостию своих нравов, что они жили в лесах наподобие зверей, ели все нечистое, имели по нескольку жен; последних похищали, впрочем, по взаимному согласию, во время игрищ, происходивших между селениями. Мертвых сожигали на большом костре, потом собирали кости в сосуд и насыпали над ним курган, причем совершали тризну, или поминальное пиршество. По словам летописца, радимичи и вятичи пришли с своими родоначальниками из земли ляхов; отсюда можно заключить, что эти два племени имели свои отличия в говоре; вероятно, они более приближались к северной группе русских Славян, тогда как Северяне примыкали к южнорусскому говору.

В Северской земле рассеяно множество языческих могильных курганов, которые, кроме сожженных трупов, заключают в себе принадлежавшие покойникам разнообразные предметы домашней утвари, вооружения и убора. Эти предметы убеждают нас, что, вопреки словам летописца, в том краю еще задолго до принятия христианства находились уже значительные начатки гражданственности; что здесь господствовало предприимчивое, воинственное население. Остатки тризны, каковы кости рыб, барана, теленка, гуся, утки и других домашних животных, а также зерна ржи, овса, ячменя, не только свидетельствуют о земледелии, но и указывают на некоторую степень зажиточности. Все это противоречит приведенному выше известию о дикости Северян, обитавших в лесу и пожиравших все нечистое. Многочисленные городища, т.е. земляные остатки укрепленных мест, ясно говорят о том, что население умело оградить себя от беспокойных соседей и упрочить за собою обладание страною открытою, мало защищенною естественными преградами.

Два главные средоточия Северянской земли, Чернигов и Переяславль, упоминают в договоре Олега наряду с Киевом. Следовательно, к началу X века это были уже значительные торговые города, происхождение которых восходит к векам еще более отдаленным. По разделу Ярослава I, подтвержденному на Любецком съезде, княжение Черниговское досталось роду Святослава, а Переяславское сделалось отчиною в потомстве Всеволода Ярославича или его сына Мономаха.

Владения Черниговских князей в конце XII и начале XIII века – в эпоху наибольшего обособления – приблизительно имели следующие пределы. На востоке, т.е. на пограничье с Рязанью, они шли по верхнему течению Дона, откуда направлялись к устью Смядвы, правого притока Оки, и оканчивались на Лопасне, ее левом притоке. На севере они сходились с землями Суздальскою и Смоленскою, пересекая течение Протвы, Угры, Сожи и упираясь в Днепр. Эта река служила гранью Черниговского княжения от Киевского почти до самого устья Десны. Левый приток последней, Остер, отделял его на юге от Пзреяславского удела; а далее на юго-востоке Чернигово-Северская земля сливалась с Половецкою степью.

В Черниговском княжестве существовал такой же удельно-волостной порядок, как и в других русских областях, т.е. наблюдалось обычное право старшинства при занятии столов, и нарушение этого права вызывало иногда междоусобия. Впрочем, последние встречаются здесь реже, чем в иных землях Руси. По старшинству столов за Черниговом следовал Новгород-Северский, и в течение XII века мы не раз видим следующее явление. Новгород в соединении с другими уделами, лежавшими между Десною и Семью, каковы особенно Путивль, Рыльск, Курск и Трубчевск, обнаруживает наклонность выделиться из общего состава Черниговских владений и образовать особое, собственно Северское княжение, под властию младшей линии княжеского рода; подобно тому, как в первой половине этого века от Чернигова отделилась область Рязанская. Однако разные обстоятельства, особенно географическое положение и энергия некоторых северских князей, успевших не только завладеть Черниговским столом, но и перейти отсюда на великий Киевский, воспрепятствовали такому выделению и обособлению.

Обладание Черниговом некоторое время колеблется между двумя отраслями Святослава Ярославича: Давидовичами и Ольговичами. Последние в качестве младшей линии наследуют собственно удел Новгород-Северский; но это честолюбивое племя не довольствуется второстепенною ролью. Известно, что Всеволод Ольгович не только изгнал из Чернигова своего дядю Ярослава (Рязанского), но потом занял и самый Киев, предоставив Черниговскую область Владимиру и Изяславу Давидовичам, а Северскую – своим братьям Игорю и Святославу. Младшие, в свою очередь, стремятся по следам старшего брата. Игорь, добиваясь великого стола, погиб жертвою киевской черни; а Святослав, после сражения на Руте, только потому не занял Чернигова, что Изяслав Давидович успел ранее его прискакать туда с поля битвы. Однако он достиг своей цели с удалением Изяслава Давидовича в Киев. Вскоре затем и самый род Давидовичей пресекся. Ольговичи остались владетелями всей Чернигово-Северской земли. Тогда не замедлило повториться прежнее явление: род Ольговичей двоится на старшую, или Черниговскую, линию и младшую, или Северскую. Последняя снова не успевает обособиться благодаря преимущественно тому, что старшие родичи стремятся постоянно за Днепр в Киев, и иногда очищают Чернигов для младшей линии. Таким образом, Новгород-Северский довольно долгое время служит как бы переходным столом, т.е. переходною ступенью в Чернигов.

15 февраля 1164 г. скончался в Чернигове последний из сыновей Олега Гориславича, Святослав. Старшинство в роде Ольговичей принадлежало теперь его племяннику Святославу Всеволодовичу, князю Новгород-Северскому. Но бояре черниговские желали доставить свой стол старшему сыну умершего князя Олегу Стародубскому (известному нам по московскому свиданию 1147 г.). Вдовая княгиня, сговорясь с боярами и епископом Антонием, три дня таила от народа смерть своего мужа; а между тем отправила гонца за своим пасынком Олегом в его удел. Все соучастники присягнули на том, чтобы до его приезда в Чернигов никто не извещал Святослава Всеволодовича. Но между присягнувшими нашелся клятвопреступник, и это был сам епископ. Тысяцкий Юрий даже не советовал брать с него клятву, как с святителя и притом известного своею преданностию покойному князю. Антоний сам захотел поцеловать крест. А вслед затем он послал тайком грамоту в Новгород-Северский к Святославу Всеволодовичу с известием, что дядя умер, дружина рассеяна по городам, а княгиня находится в смущении со своими детьми и оставшимся от мужа великим имуществом; епископ приглашал князя поспешить в Чернигов. Летописец объясняет такое поведение епископа только тем, что он был грек, т.е. подтверждает распространенное в то время мнение о нравственной испорченности византийских греков. Следовательно, повторялось то же явление, которое произошло после битвы на Руте: Чернигов должен был достаться тому из двоюродных братьев, кто ранее в него прискачет. Получив грамоту Антония, Святослав Всеволодович немедленно отправил одного из сыновей захватить Гомель-на-Сожи, и разослал своих посадников в некоторые черниговские города. Но сам он не поспел вовремя в Чернигов; Олег предупредил его. Тогда князья вступили в переговоры и начали "ладиться о волостях". Олег признал старшинство Святослава и уступил ему Чернигов, а сам получил Новгород-Северский. Спор о волостях, однако, скоро возобновился, потому что старший князь, вопреки условию, не наделил как должно братьев Олега, будущих героев "Слова о полку Игореве", и дело доходило до междоусобия северских князей с черниговскими. Епископ Антоний, преступивший клятву из усердия к Святославу Всеволодовичу, недолго ладил с этим князем. Четыре года спустя он, как известно, был лишен епископии за то, что воспрещал Черниговскому князю вкушать мясо в Господские праздники, которые приходились на середу или пятницу.

Когда Святослав Всеволодович после долгих стараний добился, наконец, великого Киевского стола и поделил Киевскую область со своим соперником Рюриком Ростиславичем, он передал Чернигов родному брату Ярославу. Около того же времени (в 1180 г.) скончался Олег Святославич, и главою младшей линии Ольговичей остался родной его брат Игорь, который и получил в удел Новгород-Северский. Известны его подвиги в борьбе с Половцами, и особенно поход 1185 г., предпринятый совокупно с братом удалым Всеволодом Трубчевским, сыном Владимиром Путивльским и племянником Святославом Ольговичем Рыльским – поход, столь прославленный неизвестным нам северским поэтом.

Нельзя сказать, чтобы Ярослав Всеволодович с большою честью занимал старший Черниговский стол; так, в оживленной тогда борьбе южнорусских князей с Половцами он не обнаружил ни энергии, ни охоты. Летопись, вопреки обычаю, даже не нашла ничего сказать в похвалу этого князя, упоминая о его смерти под 1198 годом. Представитель младшей ветви, Игорь Северский, получил теперь старшинство в целом роде Ольговичей и беспрепятственно занял Черниговский стол, но ненадолго: в 1202 году он скончался, не достигши еще преклонных лет. Тогда Чернигов снова переходит к старшей ветви, именно к сыну Святослава Всеволодича, Всеволоду Чермному. Этот беспокойный, честолюбивый князь, верный стремлениям старшей линии, как известно, после упорной борьбы добился Киевского стола; но потом был изгнан оттуда союзом князей волынских и смоленских. При появлении татар мы находим в Чернигове его младшего брата Мстислава; а в Северском уделе княжили потомки знаменитого Игоря Святославича и супруги его Евфросинии Ярославны Галицкой. Мы видели, какой трагический конец имела их попытка наследовать землю Галицкую, когда там пресеклось мужеское колено Владимирка. Только старший Игоревич, Владимир, успел вовремя бежать из Галича.

Таким образом, несмотря на родовые счеты, возводившие иногда младшую линию Ольговичей на Черниговский стол, история, однако, вела к некоторому обособлению Новгород-Северского удела, пока татарский погром не нарушил естественного хода в развитии Чернигово-Северского края. Впрочем, этому обособлению мешало и самое положение Северской области; вся юго-восточная половина ее лежала на пограничье с Половецкою степью и должна была постоянно бороться с хищными кочевниками. В борьбе с ними удалые северские князья совершили много подвигов; но при этом они нуждались в деятельной поддержке своих старших родичей. Мы видели, как после поражения северского ополчения на берегах Каялы только энергичные меры главы Ольговичей, Святослава Всеволодовича Киевского, спасли Посемье от грозившего ему погрома.

Ядро Чернигово-Северской земли составлял угол, заключающийся между Десною, с одной стороны, и ее притоками Остром и Семью – с другой, а также примыкающая к нему полоса правого Подесенья. Если будем подниматься вверх по Десне от ее низовьев, то первые черниговские города, которые здесь встречаем, назывались Лутава и Моравийск. Они были расположены на правом берегу реки, как и другие подесенские города, потому что правый ее берег обыкновенно господствует над левым. Лутава находилась почти насупротив Остерского устья, а Моравийск несколько выше ее. Последний известен нам по миру, заключенному здесь в 1139 году после жестокой войны между Мономаховичами и Ольговичами. Вообще оба названных города упоминаются обыкновенно по поводу междоусобий этих двух княжеских поколений из-за Киевского стола. Находясь на прямом судоходном пути между Киевом и Черниговом, они, вероятно, принимали деятельное участие в торговом движении. Это географическое положение их объясняет, почему они нередко служили местом княжеских съездов при заключении мира, а также оборонительного или наступательного союза. Но то же положение подвергало их частым неприятельским осадам и разорениям во время междоусобий черниговских и киевских князей. Однажды (в 1159 г.) Изяслав Давидович, временно владевший Киевом, разгневался на своего двоюродного брата Святослава Ольговича, которому уступил Чернигов. Он велел сказать Святославу, что заставит его уйти обратно в Новгород-Северский. Услыхав такую угрозу, Ольгович сказал: "Господи! видишь смирение мое. Не желая проливать кровь христианскую и погубить отчину, я согласился взять Чернигов с семью пустыми городами, в которых сидят псари и Половцы; а он с своим племянником держит за собою всю волость Черниговскую, и того ему мало". Первым из этих пустых городов Святослав назвал Моравийск; но в его презрительном отзыве о них видно несомненное преувеличение.

Поднимаясь далее вверх по Десне, мы пристанем к стольному Чернигову, который красуется на ее правом берегу, при впадении в нее речки Стрижня. От устья этой речки направо вниз по Десне, на расстоянии нескольких верст, идут довольно значительные береговые холмы, оставляя небольшую луговую полосу, заливаемую вешнею водою. Это так называемые Болдины горы, по гребню которых и раскинулся самый город, с своими двумя древнейшими монастырями. Внутренний город, или "детинец", огороженный валом и деревянными стенами, был расположен на довольно плоском возвышении, ограниченном с одной стороны долиною Десны, с другой – Стрижня, а с остальных сторон лощинами и оврагами. Лицом он был обращен к Десне или к своей судовой пристани. С противоположной стороны к нему примыкает город "внешний", или "окольный", иначе называемый "острог"; последний был опоясан земляным валом, который одним концом упирался в Стрижень, а другим в Десну. Ворота этого окольного города, обращенные к Стрижню, судя по летописи, назывались "Восточными". Остатки еще третьего окружного вала, отстоящего на значительное расстояние от города, подтверждают, что насыпка валов долго служила в Южной Руси обычным способом защиты от соседних народов, особенно от хищных кочевников, которых набеги в те времена простирались не только до Чернигова, но и далее его к северу. Внутри этого последнего вала, вероятно, находились загородные дворы, княжеские и боярские, а также подгородные хутора, огороды и пастбища. В случае нашествия степной конницы за этими валами укрывались, конечно, окрестные сельские жители с своими стадами и хлебными запасами.

Главную святыню Чернигова и главное его украшение составлял изящный соборный храм Спаса Преображения, построенный, если верить преданию, на месте древнего языческого капища. Храм этот есть современник Киевской Софии и даже несколькими годами старше ее. Основание ему положено Мстиславом Тмутараканским. При кончине сего князя стены собора, по словам летописи, были сложены уже на такую вышину, что человек, стоя на коне, едва мог достать рукою верх, следовательно, сажени на две. Вероятно, он был заложен года за два, вскоре после удачного похода Мстислава с братом Ярославом на ляхов: поход этот (предпринятый в 1031 году) окончился завоеванием Червонной Руси. Может быть, и самый храм задуман в память сего славного события, подобно Киевской Софии, которая спустя лет пять заложена в память великой победы Ярослава над Печенегами. Построение Спасского собора, по всей вероятности, докончено племянником Мстислава и его преемником Святославом Ярославичем. Мы знаем обычное желание русских князей быть погребенными в храмах, ими самими построенных. А в Спасском соборе погребены не только Мстислав Владимирович, но и Святослав Ярославич, хотя последний скончался, занимая великий стол Киевский.

Архитектурный стиль, кладка стен и украшения Черниговского собора совершенно те же, что и главных киевских храмов; бесспорно, его строили также византийские зодчие. По своему основному плану и трем алтарным полукружиям он более подходит к киевской Десятинной церкви, нежели к Софийской; но много уступает в размерах и той, и другой. Число верхов, или куполов, по-видимому, не превышало обычных пяти. Киевскую Софию он напоминает своею вежею, или круглою башнею, которая примыкает к северо-западному углу здания, т.е. по левую сторону главного входа. Эта вежа заключает в себе каменную витую лестницу, ведущую на полати храма, или на хоры, назначавшиеся для женского пола и особенно для княжеского семейства. Как и в Киевском соборе, хоры огибают три внутренние стены, т.е. за исключением восточной, или алтарной. Восемь стройных колонн из красноватого мрамора, по четыре на северной и южной сторонах, поддерживают эти полати; восемь других колонн меньшего размера составляют верхний ярус, т.е. обрамляют хоры и, в свою очередь, поддерживают верхи храма. Стенное расписание, по-видимому, исключительно составляла фресковая иконопись. Незаметно, чтобы стены алтаря и предалтария когда-либо украшались мозаичными изображениями. Мозаика в те времена была на Руси весьма дорогим украшением, доступным только главнейшим храмам первопрестольного города.

В Спасском кафедральном соборе, кроме его строителей Мстислава и Святослава, погребены: сын последнего Олег, внук Владимир Давидович и правнук Ярослав Всеволодович, а также киевский митрополит Константин, соперник известного Климента Смолятича. Любопытно следующее известие. В 1150 году, когда Юрий Долгорукий временно занимал Киевский стол, союзник его Святослав Ольгович взял из киевского Симеонова монастыря тело своего брата Игоря, убитого киевлянами, и перенес его в родной Чернигов, где оно было погребено, по словам летописи, "у святого Спаса втереме", следовательно, не в самом соборе, а в его пристройке. И действительно, на южной стороне храма видно основание какого-то здания с абсидом, или алтарным полукружием. Может быть, это и был упомянутый терем, т.е. небольшой придельный храм с покоем, предназначенным удовлетворять каким-либо нуждам кафедрального собора или епископии.

Главный княжеский дворец стоял тут же неподалеку от св. Спаса. На восточной стороне последнего находилась каменная церковь во имя архангела Михаила, основанная Святославом Всеволодичем, когда он сидел на Черниговском столе. Тот же князь, очевидно, усердный храмоздатель, построил и другую церковь на княжем дворе, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; она отстояла от св. Спаса несколько далее, чем св. Михаил, и ближе к берегу Стрижня. В этой Благовещенской церкви в 1196 году был погребен двоюродный брат ее основателя Всеволод Святославич Трубчевский, известный Буйтур "Слова о полку Игореве". Летопись замечает по сему поводу, что он всех Ольговичей превосходил добротою своего сердца, мужественным характером и величественною наружностию. Погребение Всеволода совершили с великою честию епископ и все черниговские игумены, в присутствии "всей его братьи Ольговичей". Владимир Мономах в "Поучении детям" вспоминает, что однажды, в бытность свою князем Черниговским, он угощал у себя на Красном дворе отца своего Всеволода и двоюродного брата Олега Святославича, причем поднес отцу в дар 300 гривен золота. Не знаем, где находился этот Красный двор: был ли он то же, что главный княжий терем в детинце, или, что вероятнее, особый загородный дворец.

Почитание и прославление двух князей-мучеников началось в Чернигове так же рано, как и в Киеве. Между тем как Олег Святославич докончил каменный Борисоглебский храм, начатый его отцом в Вышгороде, а Владимир Мономах сооружал такой же под Переяславлем, черниговский храм во имя этих мучеников, по всем признакам, был построен старшим братом Олега, Давидом. Он был соименником св. Глебу, в крещении Давиду, и любопытно, что Черниговский храм назывался не Борисоглебским, как везде, а Глебо-Борисовским. При нем был устроен и монастырь. Давид Святославич, известный своим кротким, незлобивым характером и благочестием, погребен здесь, конечно, как его основатель. Тут же нашел успокоение и сын его Изяслав Давидович, неудачный князь Киевский, своим беспокойным нравом и честолюбием составлявший противоположность отцу. Был в самом городе и женский монастырь во имя Параскевы Пятницы, может быть, основанный княжною Предиславою, сестрою того же Давида Святославича; по крайней мере известно, что она скончалась монахиней. Храм св. Параскевы своими высокими арками, столбами и куполом и теперь еще напоминает характер византийско-русской архитектуры домонгольской эпохи. Но главное место между черниговскими монастырями всегда занимали обители Ильинская и Елецкая. Обе они расположены на Болдиных горах: Елецкая – возле самого города, посреди садов и огородов, а Ильинская – в расстоянии от него около двух верст, на крутом лесистом обрыве в долине Десны. Происхождение Ильинской обители предание приписывает св. Антонию Печерскому и относит его именно к тому времени, когда Антоний вследствие клеветы подвергся гневу великого князя Изяслава Ярославича и нашел покровительство у его брата Святослава в Чернигове. Здесь он поселился также в пещере, которую сам ископал в Болдиных горах, и около него не замедлила собраться пещерная братия. После его возвращения в Киев Черниговский князь построил над этими пещерами монастырский храм во имя св. Илии. Следовательно, происхождение черниговского Ильинского монастыря было одинаковое с Киево-Печерским. Тому же князю Святославу предание приписывает и основание Елецкой обители с главным храмом в честь Успения Богородицы, может быть, также по примеру Печерской в Киеве. Елецкий Успенский храм и доселе сохраняет общие архитектурные черты с Киево-Печерским. Как Спасский кафедральный собор, так и упомянутые монастыри были щедро наделены землями, разными угодьями и доходами от своих благочестивых основателей и их преемников.

Вершины Болдиных гор усеяны могильными курганами языческих времен. Из них по своим размерам в наше время выдавались особенно два кургана: один подле Елецкого монастыря, носивший название "Черной могилы", а другой подле Ильинского – "Гульбище". Предание народное связывало их с памятью о своих древнейших князьях. Недавно произведенные раскопки извлекли из них предметы вооружения, охоты, домашнего быта и разные украшения, сильно испорченные огнем, но в некоторых образцах сохранившие следы изящной работы, отчасти греческой, отчасти восточной. По всем признакам эти курганы действительно скрывали в себе останки русских князей или вельмож, сожженных на костре вместе с их оружием и утварью согласно с обычаями языческой Руси. Что же касается до окрестностей Чернигова, то в эпоху домонгольскую они, по-видимому, изобиловали поселками и хуторами. Из ближних сел, судя по летописи, самым значительным было Боловес или Белоус; оно лежало на западе от Чернигова за так называемым "Ольговым полем", на речке Белоус, правом притоке Десны. На этом Ольговом поле обыкновенно располагалась станом та неприятельская рать, которая во время княжеских междоусобий поступала к Чернигову с Киевской стороны .


Кроме названных выше сочинений, путешествий, словарей, карт и прочих трудов, обнимающих Европейскую Россию или значительную ее часть, для Черниговской земли укажем еще следующие пособия: "Историко-Статистическое описание Черниговской епархии" (преосв. Филарета). 7 книжек, Чернигов. 1873 г. (См. "Заметки" на этот труд Н. Константиновича в Записках Черниговского статистического комитета. Кн. 2. вып. 5.) "Черниговская губерния" подполк. Домонтовича. СПб. 1865. и "Калужская губерния" подполк. Попроцкого. СПб. 1864 (матер, собран, офицерами генер. штаба). "Извлечение из археологического путешествия по России в 1.825 г." Свиньина (Труды Об. Ист. и Др. ч. III. кн. 1). "Книга Большого Чертежа". М. 1846. "Описание рек Черниговского наместничества" в 1785 г. и "Описание рек Черниговского наместничества" в 1781 г. Пащенка (то и другое в Записках Черниг. стат. ком. кн. 2. Вып. 1–4). "Топографическое описание Черниговского наместничества в 1781 году" А. Шафонского. (Издан. Судиенко. Киев. 1851.) Любецкий синодик в Чт. О. И. и Д. 1871. кн. 2. "Древние земляные насыпи" Самоквасова (Древняя и Новая Россия. 1876. 3 и 4). "Северянские курганы и их значение для истории" его же. (Труды Третьего Археологического съезда. К. 1878.) О том же его рассуждение. (Известия Археол. Общества. СПб. 1878.) В 1878 году в Чернигове на берегу речки Стрижня в подмытой почве обнаружились остатки храма, и раскопки, произведенные Самоквасовым, открыли в нишах фундамента большое количество гробов. Очевидно, под этим храмом находилась усыпальня. Вероятно, это и была церковь Благовещения, в которой погребен буй-тур Всеволод Святославич. П. Голубовского "История Северской земли до половины XIV столетия". Киев. 1881. Монография проф. Багалея "История Северской земли до половины XIV ст.". К. 1882. Его же "Ответ" на рецензию названной монографии г. Линниченка. Харьков. 1884. Исследование Зотова "О Черниговских князьях по Любецкому Синодику и о Черниговском княжестве в татарское время". (Летоп. Археол. Комиссии. IX. СПб. 1893).

Географическое положение Черниговского княжества от Днепра и вдоль р. Оки. Его границы на юге пересекались с Переяславским княжеством, на востоке - с Муромо-Рязанским, на севере - со Смоленским, а на западе - с Киевским и Турово-Пинским. Большую часть населения княжеской территории составляли . Есть вероятность предполагать, что княжество было названо «Черниговским» либо из-за князя Черного, либо из-за Черного леса.

Черниговская земля была одним из самых подходящих мест для поселения из всех областей Древней Руси. Мягкие климатические условия, богатая различными плодами земля, большое количество рек и лесов являлись огромным плюсом для местного населения. Также через Черниговское княжество проходил главный торговый путь Руси. Благодаря раннему возникновению здесь городов с ремесленным населением к 11 - 12 векам Черниговская земля считалась самой богатой областью Руси, имеющей большое политическое значение.

В 9 веке в результате победы северян над соседскими восточнославянскими племенами и распространению их власти, образовалось полугосударственное образование, обремененное данью . В 10 веке княжество признало зависимость от , а ближе к концу 10 века было включено в великий княжеский домен. В 1024 году власть над Черниговскими землями досталась , брату . Во время его правления княжество практически не зависело от Киева. В 1036 году, когда Мстислав умер, княжество вновь присоединилось к великокняжескому домену. Князь завещал Черниговскую землю совместно с Муромо-Рязанской своему сыну . Он считался начальником родовой княжеской династии, которая утвердилась в Чернигове лишь к 11 веку. В 1073 году власть над княжеством переходит к , а затем к его сыну . Несмотря на это, в 1097 году на князья решили записать Черниговскую и Муромо-Рязанскую земли владениями Святославичей.

Черниговским князем становиться Давыд Святославич, после него Ярослав Рязанский. Муромо-Рязанская земля осталась Ярославу, а Черниговское княжество поделили между собой Давыдовичи и Ольговичи. Некоторым из черниговских князей удалось ненадолго подчинить себе Киев и завладеть великокняжеским столом. Также были попытки завоевать Великий Новгород, Галич и Турово-Пинское княжество. Во время борьбы с соседями и внутренних междоусобицах, князья иногда обращались за поддержкой к .

Во второй половине 12 века усиливается дробление Черниговского княжества. В его составе появляются такие княжества как: Новгород-Северское, Курское, Путивльское, Стародубское и Вщижское. С 1180 по 1181 год и в 1197 году Ольговичам удается завладеть Великим Новгородом, а также в 1205 году Галицкой землей. Но в 1211 году бояре Галицкого княжества приказывают повесить всех троих Ольговичей, после чего власть над Черниговом достается смоленскому Рюрику Ростиславичу.

В начале 13 века Черниговское княжество окончательно разделяется на уделы. Но это не помешало черниговскому князю Михаилу вести активную политику в отношении к соседским областям, и попытался взять под контроль Великий Новгород и Киев. В 1235 году к его владениям переходит Галицкое княжество, а позже Перемышельская волость.

Ослабление Черниговского княжества , борьбой с соседями, разделением на уделы и отсутствия сплоченности князей, обеспечили благоприятные условия для . В 1239 году из-за нападков Батыя Черниговское княжество фактически прекратило существовать. После 1261 года Черниговское княжество перешло во владения Брянского княжества, а в 14 веке досталось Литовскому князю.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-1.jpg" alt=">Черниговское княжество. Географическое положение. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-2.jpg" alt="> Географическое положение Черниговского княжества от Днепра и вдоль р. Оки. Его границы"> Географическое положение Черниговского княжества от Днепра и вдоль р. Оки. Его границы на юге пересекались с Переяславским княжеством, на востоке - с Муромо-Рязанским, на севере - со Смоленским, а на западе - с Киевским и Турово-Пинским. Также через Черниговское княжество проходил главный торговый путь Руси из Киева в северо-восточную Русь.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-3.jpg" alt=">Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по"> Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также “Сновская тысяча” с г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович. После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович, Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с Новгород- Северским (см. : Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск, Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239 Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как государственное целое. В. К.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-4.jpg" alt=">Герб. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-5.jpg" alt=">➲ Князья Черниговские: ➲ Мстислав Владимирович Храбрый (1024- 1036) ➲ Святослав"> ➲ Князья Черниговские: ➲ Мстислав Владимирович Храбрый (1024- 1036) ➲ Святослав Ярославич (1054- 1073) ➲ Всеволод Ярославич (1073- 1076) ➲ Владимир Всеволодович Мономах (1076- 1077) ➲ Борис Вячеславич (1077) ➲ Всеволод Ярославич (1077- 1078) ➲ Олег Святославич (1078) ➲ Владимир Всеволодович Мономах (повторно) (1078- 1094) ➲ Олег Святославич (повторно) (1094- 1096) ➲ Давыд Святославич (1097- 1123) ➲ Ярослав Святославич (1123- 1127) ➲ Всеволод Ольгович (1127- 1139) ➲ Владимир Давыдович (1139- 1151) ➲ Изяслав Давыдович (1151- 1154) ➲ Святослав Ольгович (1154- 1155) ➲ Изяслав Давыдович (повторно) (1155- 1157) ➲ Святослав Ольгович (повторно) (1157- 1164) ➲ Святослав Всеволодович (1164- 1180) ➲ Ярослав Всеволодович (1180- 1198) ➲ Игорь Святославич (1198- 1202) ➲ Олег Святославич (1202- 1204) ➲ Всеволод Святославич Чермный (1202- 1210/12 с перерывами) ➲ Рюрик Ростиславич (1210/12- 1212). По версии Зотова Р. В. , Рюрик Ольгович (1206- 1215 с перерывами). ➲ Всеволод Святославич Чёрмный (повторно) (1212- 1215) ➲ Глеб Святославич (1215- 1217) ➲ Мстислав Святославич (1217- 1223) ➲ Михаил Всеволодович (1223- 1234). По версии Горского А. А. , в 1223- 1226 Константин Ольгович.) и другие.

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-6.jpg" alt="> Черниговское княжество. *Чернигов-один из крупнейших русских городов *Мощное боярство, опирающееся"> Черниговское княжество. *Чернигов-один из крупнейших русских городов *Мощное боярство, опирающееся на вотчинное земледелие *Свой епископ, величественные храмы, монастыри *Сильные дружины у князей *Торговые связи черниговских купцов простирались по всей Руси и за ее пределами. Они торговали даже на рынках Лондона

Src="https://present5.com/presentation/3/367839556_456288922.pdf-img/367839556_456288922.pdf-7.jpg" alt="> Внешняя политика ➲ *Черниговское княжество издавна включало в свой состав"> Внешняя политика ➲ *Черниговское княжество издавна включало в свой состав земли вплоть от Таманского полуострова, которые затем стали местом половецких кочевий. ➲ *Особые отношения с половцами. (Олег Святославович дружил с ними, половцы помогали ему в борьбе с В. Мономахом)

Черниговское княжество - Под именем Ч. княжества в обширном смысле следует разуметь всю Северскую землю, в более же частном смысле - собственно Черниговский удел. Судьба последнего также тесно связана с судьбой всей Северской земли. Северщина, Северское удельное княжество - одно из наиболее обширных в Древней Руси. В первоначальный состав его вошли земли северян, занимавших бассейн р. Десны и Сулы, радимичей, живших по р. Соже, и вятичей, обитавших по р. Оке. На нынешней географической карте оно бы заняло губ. Черниговскую, часть Полтавской, Курской, Могилевской, Калужскую, часть Орловской, Тульской, Московской и Смоленской. Можно полагать, однако, что население этой области не удерживалось в этих пределах, обозначенных летописцем, а в благоприятные моменты выходило за них. Северяне, напр., распространили свои владения далеко к Ю. за р. Сулу, а также по Пслу и по Ворскле. К Ю. - к Черному и Азовскому морям - вели пути из С. земли; там основана была русская колония Тмутаракань, находившаяся в теснейшей связи именно с Чернигово-С. землею. С появлением в южно-русских степях половцев Тмутаракань была затерта ими и северянское население должно было подвинуться к северу. Вятичи развили обширную колонизацию в соседние финские территории и положили начало Муромскому и Рязанскому княжествам, скоро совершенно обособившимся. Северяне впоследствии послужили одною из основ для образования малорусской народности (в пределах Черниговской и Полтавской губ.), радимичи - белорусской, вятичи - великорусской. Города северян - Чернигов, Переяслав, Любеч - славились торговлей с Византией, наравне с Киевом и Смоленском. Северяне - наиболее культурное из трех племен, вошедших в состав С. земли. Археологические данные (преимущественно из раскопок проф. Самоквасова) удостоверяют, что они не жили "зверинским" образом, а наоборот, стояли на довольно высокой степени культуры. Им же принадлежала руководящая роль и в политическом отношении. Уже при сыне Владимира св., Мстиславе Тмутараканском, положено было начало С. земле как особой области, но настоящим основателем этого княжества был сын Ярослава Мудрого Святослав. При нем из области северян выделилось особое Переяславское княжество на Посулье. Потомство Святослава утвердилось в С. земле, которая состояла из Черниговского, Новгород-Cеверского и Муромо-Рязанского княжеств. Последнее обособилось в семье младшего сына Святослава Черниговского, Ярослава, Чернигов перешел к старшему сыну его, Давиду, а Новгород-Северск - к известному противнику Владимира Мономаха Олегу, прозванному Гориславичем. К Олегу очень недружелюбно относится летописец-киевлянин, но С. население его поддерживало, равно как и других князей этой своей излюбленной княжеской ветви. Между Мономаховичами и Ольговичами, между землями Киевской и С. существовал постоянный антагонизм, находивший себе выражение в политике С. князей, всегда поддерживавших противников киевских князей; вместе с тем они и сами выступали претендентами на киевский великокняжеский стол и несколько раз захватывали его благодаря географической близости к Киеву. Главною причиною, двигавшею С. князей на эти предприятия, было размножение княжеской семьи, почувствовавшей тесноту в собственной области. Эта же причина вызвала их авантюру в Галицком княжестве, где их постигла тяжкая участь: галицкие бояре выпросили себе у угров трех пленных С. Игоревичей - Романа, Святослава и Ростислава - и повысили их. Стоя на рубеже со степью, С. земля должна была вести постоянную борьбу с половцами. Во время Батыева нашествия прославился геройскою обороною С. городок Козельск; Чернигов после поражения княжеской рати был взят и сожжен. Черниговский князь Михаил Всеволодович с боярином Федором был замучен в Орде. После монголо-татарского нашествия княжества, на которые распалась С. земля, еще более измельчали; прежние центры - Чернигов, Новгород-Северск, Переяслав - утратили свою политическую роль; значение приобрел лежавший далее на север Брянск, сохранивший свою самостоятельность до половины XIV стол., а затем перешедший под власть Литвы. Вече в С. земле не достигло особенного развития, но оно энергично поддерживало свою княжескую ветвь в ее оборонительных войнах. Христианство рано распространилось в С. земле. Самостоятельная епархия (в Чернигове) была открыта в 922 г.; первым епископом был Неофит. В Чернигове старейший из всех русских соборных храмов - Спасо-Преображенский: он старее киевского и новгородского Софийских; начат постройкою при Мстиславе Тмутараканском, до 1034 г.; в нем похоронены многие князья черниговские. Подле Чернигова два монастыря княжеского периода - Елецкий и Ильинский; подле Новгород-Северска - знаменитый Спасо-Преображенский м-рь. Из Северщины вышел преп. Антоний, основатель Киево-Печерской лавры; по всей вероятности, из Северщины происходил и Даниил Паломник. С. земля славилась промышленностью и торговлей; многие князья ее были очень богаты. Из городов выделялись Чернигов, сохранивший доселе многое из старины, Новгород-Северск, Курск, Путивль, Рыльск, Любеч, Остер, Переяслав. В этой области была своя монетная единица - гривна особого типа. Несмотря на потерю самостоятельности, С. земля или, точнее, ее области выступают в качестве территориальных единиц и в московско-литовский период нашей истории, то в виде Ducatus Severia, то в виде С. украйны; особенно выдающуюся роль они играют в Смутную эпоху, являясь очагом окраинных элементов; связь населения с прежним северянским находит себе выражение в этнографическом термине севрюки. С половины XVII до 2-й половины XVIII в. ядро бывшей С. земли - Черниговщина и Полтавщина - превращается в гетманскую Малороссию левого берега Днепра, а этнографически делается центром малорусской народности, в основу которой легла здесь С. ветвь русско-славянского племени. См. Д. Багалей, "История С. земли до половины XIV стол."; И. Голубовский, "История С. земли до половины XIV в."; Ляскоронский, "История Переяславской земли до половины XIII в."; Зотов "О Черниговских князьях по любецкому синодику и Черн. кн. в татарское время".

Попытки обособиться Чернигов делал еще при Ярославе Мудром, когда его брат Мстислав, одержав над Ярославом победу, провел границу по Днепру и стал владыкой земель от Чернигова до Тмутаракани. После его смерти Русь вновь воссоединилась, новая попытка обособить Чернигов была сделана при Святославе Ярославиче, а затем при его сыне Олеге. Но в ту пору Киев еще крепкой рукой держал бразды правления. Когда же хозяином там стал Владимир Мономах, а потом его сын Мстислав, Чернигов покорно шел в фарватере общерусской политики. И все же с каждым годом Черниговское княжество все более обособлялось. И здесь дело было не столько в личных качествах, честолюбии Олега Святославича и его энергичных сыновей, сколько в общих экономических и политических особенностях края. Сам Чернигов стал одним из крупнейших русских городов. Здесь сформировалось мощное боярство, опиравшееся на вотчинное землевладение. Здесь был свой епископ, в городе возвышались величественные храмы, и в первую очередь кафедральный собор Спаса, появились монастыри. У черниговских князей были сильные, искушенные в боях дружины. Торговые связи черниговских купцов простирались по всей Руси и за ее пределами. Есть известие о том, что они торговали даже на рынках Лондона. Черниговское княжество охватывало огромную территорию от Таманского полуострова до границ со Смоленским княжеством, от вятич-ских лесов, от пограничного ростово-суздальского городка Москва до половецкой степи. В состав княжества входило немало крупных и известных городов. Среди них Новгород-Северский (т.е. новый город, основанный в земле северян), Путивль, Любеч, Рыльск, Курск, Стародуб. Позднее здесь стали известны Брянск, Козельск, Мосальск, Воротынск, Мценск. К Черниговскому княжеству также "тянули" в течение ряда лет, т.е. входили в его подчинение, Муром и Рязань. В 40-50-е гг. XII в. Северская земля во главе с Новгородом, что стоял на реке Десне, частично обособилась от Чернигова.

"Господин Великий Новгород"

"Господин Великий Новгород", как называли его современники, занимал особое место среди русских княжеств. Новгородские земли простирались на огромные расстояния - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Получив известность уже в IX в. как центр славянских земель в северо-западной части Руси, Новгород с тех пор быстро набирает силу и к концу IX в. становится соперником Киева (см. § 1 данной главы). Киевские князья смотрели на Новгород как на свой северный форпост.

Он не стал, как, скажем, Чернигов, Полоцк, Переяславль, позднее Ростов или Владимир-Волынский, "отчиной" какой-нибудь княжеской ветви - Мономаховичей, Ольговичей или Ростиславичей. Присланные сюда князья были временными людьми, и их власть не укоренилась здесь, как в других центрах различных княжеств. Причина особого положения Новгорода кроется во всем строе жизни древнего города.

Новгород с самого начала вырос не столько как резиденция варяжских князей, но в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Он располагался на знаменитом пути "из варяг в греки".

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия - крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. Новгород пошел по пути полной независимости от других русских княжеств, стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, посадник, архиепископ определяли всю политику Новгородской земли.