Русские земли 12 13 в. Русские земли в середине XII – начале XIII вв

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • особенности развития и основ] гыс факты политической и социальной истории русских земель XII–XIII вв.: Киевской, Черниговской, Переяславской, Ростово-Суздальской, Рязанской, Полоцкой, Минской, Туровской, Смоленской, Галицкой и Волынской, Новгородской;
  • места памяти русской истории, связанные с изучаемым периодом;

уметь

  • объяснить причины выделения различных политических центров, княжеских династий, борьбы отдельных земель друг с другом;
  • критически анализировать концепции историографии о сущности периода XII–XIII вв. в истории русских земель (концепцию "феодализма", "феодальной раздробленности" и др.);
  • нанести на контурную карту политические центры отдельных земель и примерные территории их власти и влияния;
  • составить хронологическую таблицу по изучаемому периоду;

владеть

  • методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах но изучаемому периоду и изучаемой проблематике;
  • представлениями об особенностях Средневековья как исторической эпохи применительно к истории России.

Ключевые термины и понятия : феодализм, удельное княжество, великое княжение Владимирское, вече, князь, договор (ряд), приглашение князей, Киевская земля, Черниговская земля, Переяславская земля, Ростово-Суздальская земля, Рязанская земля, Полоцкая земля, Минская земля, Туровская земля, Смоленская земля, Галицкая и Волынская земли, Новгородская земля.

Ключевые имена : Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич Галицкий, Олег Святославич Черниговский, Андрей Юрьевич Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, Всеслав Брячиславич Полоцкий, Даниил Романович Галицкий, Ростислав Мстиславич Смоленский.

Русские земли в XII–XIII веках: общая характеристика

Период XII – первой половины XV в. в историографии называют эпохой раздробленности. Ее начало обычно связывают со смертью сына Владимира Мономаха – Мстислава (1132), после которой, по выражению летописи, "разъдрася вся Русская земля".

Предпосылки выделения отдельных территорий заложили в 1097 г. решения Любечского съезда, на котором было провозглашено разделение владений всего рода Рюриковичей между тремя династиями – Изяславичей, Святославичей, Всеволодовичей. Однако в начале XII в. Владимир Мономах своей железной волей сумел подчинить себе большинство князей. Но система не могла стоять на власти одного, пусть и очень сильного лидера, и после его смерти процесс суверенизации отдельных земель стал необратимым.

Как показал А. А. Горский, в XII в. на Руси на основе территориальных единиц единого раннефеодального государства – волостей – сложилось 13 образований, которые начали именовать землями (например, Киевская земля, Черниговская земля и пр.). С середины XII в. термин "волость" стал обозначать преимущественно не крупное княжество ("землю") в целом, а часть его территории, находящуюся под властью того или иного князя. Термин земля обозначал суверенное государство (в историографии земли часто называют княжествами).

"Ранее всех обособилось в династическом отношении Полоцкое княжество: еще в конце X в. Полоцкая волость была передана киевским князем Владимиром Святославичем своему сыну Изяславу и закрепилась за его потомками. В конце XI в. за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича были закреплены Перемышльская и Терсбовльская волости, позже объединившиеся в Галицкую землю (в правление Владимира Володаревича, 1124–1153 гг.). С вокняжсния в Ростове сына Владимира Мономаха Юрия (Долгорукого) в начале XII в. берет начало обособление Ростово-Суздальской земли, где начали княжить его потомки. 1127 годом можно датировать окончательное обособление Черниговской земли. В этом году произошло разделение владений потомков Святослава Ярославича, закрепленных за ним Любецким съездом князей 1097 г., на Черниговское княжество, доставшееся сыновьям Давыда и Олега Святославичей (с 1167 г., после прекращения ветви Давыдовичей, в нем княжили только Ольговичи), и Муромское, где стал править их дядя Ярослав Святославич. Позже Муромское княжение разделилось на два – Муромское и Рязанское под управлением разных ветвей потомков Ярослава: потомки Святослава Ярославича княжат в Муромской земле, его брата Ростислава – в Рязанской. Смоленская земля закрепилась за потомками Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, вокняжившсгося в Смоленске в 20-х гг. XII в. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха – Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII в. за потомками князя Святонолка Изяславича закрепляется Турово-Пинское княжество".

На Руси одновременно существовало несколько династий – Мономаховичи, Ольговичи , Ростиславичи и др. Девять земель управлялись определенными ветвями княжеского рода Рюриковичей: столы внутри земли распределялись между представителями ветви. В XII – начале XIII в. четыре земли (Киевская, Новгородская, Галицкая и Черниговская) еще не закрепились за какой-либо определенной субдинастией. Результатом борьбы князей за спорные престолы и территории было дальнейшее дробление земель. Среди княжеских династий, по подсчетам А. А. Горского, в XIII в. лидировали Ростиславичи (их представители в XIII в. владели общерусскими столами около 50 лет), Юрьевичи (30 лет), Ольговичи (16,5 лет), Изяславичи (13 лет).

Главная причина распада страны – развитие феодальных отношений. В нем можно выделить политические, социальные, экономические факторы.

В XII–XIII вв. произошло окончательное становление феодальных отношений на Руси. Князья и бояре превратили свои вотчины в наследственные владения и всячески сопротивлялись попыткам Киева отнять их. Каждое удельное княжество представляло собой такую вотчину, владелец которой желал сам распоряжаться своей собственностью, не считаясь с центральной властью. Его подданным тоже было легче обращаться за помощью и защитой к своему, "местному" господину, чем к далекому киевскому князю. Власть последнего оказывалась никому не нужной.

В это время вокруг удельных князей складывается особая социальная группадворяне. Они составляли княжеский двор и целиком зависели от своего господина: все, чем они обладали, – земля, полученная на время несения службы. В случае ухода к другому повелителю они теряли свои владения. Поэтому чем богаче был князь, тем более мощное войско из дворян он мог себе набрать и с ним противостоять любым попыткам центральной власти ограничить свои личные интересы.

В XII в. возрастает роль городов с вечевым управлением, городских общин, которые свергали власть князей и приглашали их на правление по своему усмотрению на условиях "ряда" (договора). Это стало возможно благодаря развитию городского ремесла и торговли, которые достигли такого уровня, что горожане могли сами содержать мощное ополчение и, следовательно, меньше нуждались в защите князя и его дружины. Возникал своеобразный сепаратизм городов, нередко основанный на их торговых интересах.

Наряду с центробежными, сепаратистскими развиваются и центростремительные тенденции: более сильные земли пытаются подчинить себе более слабые. В результате в XIII–XIV вв. значительная часть русских земель попадает под влияние соседних государств (Орды, Великого княжества Литовского, Польши, Венгрии) и даже в ряде случаев входит в их состав.

Пути развития разных территорий Руси начинают расходиться . Образуются центры будущих регионов: Юго-западная и Южная Русь (впоследствии – Малая Россия, совр. Украина), Северо-западная Русь (в дальнейшем – Белая Русь, совр. Беларусь), Северо-восточная Русь (она станет ядром Московского государства). Северо-Запад Руси (Новгородская и Псковская земли) дольше других сохранял самобытный вектор развития, заложенный еще в древнерусский период, но в XV–XVI вв. был подчинен Москве.

План работы.

I .Введение.

II .Русские земли и княжества в XII-XIII веках.

1. Причины и сущность государственной раздробленности. Социально-политическая и культурная характеристика русских земель периода раздробленности.

§ 1. Феодальная раздробленность Руси - закономерный этап развития русского общества и государства.

§ 2. Экономические и социально-политические причины раздробленности русских земель.

§ 3. Владимиро-Суздальское княжество как один из типов феодальных государственных образований на Руси XII-XIII вв.

§ 4 Особенности географического положения, природно-климатических условий Владимиро-Суздальской земли.

§ 5. Особенности социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества.

2. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда.

§ 1. Своеобразие исторического развития и образа жизни кочевых народов Центральной Азии.

§ 2. Батыево нашествие и образование Золотой Орды.

§ 3. Монголо-татарское иго и его влияние на древнерусскую историю.

3. Борьба Руси против агрессии немецких и шведских завоевателей. Александр Невский.

§ 1. Экспансия на Восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций в начале XIII века.

§ 2. Историческое значение военных побед князя Александра Невского (Невская битва, Ледовое побоище).

III . Заключение

I . ВВЕДЕНИЕ

XII-XIII века, о которых пойдёт речь в данной контрольной работе, едва различимы в тумане прошлого. Для того, чтобы понять и разобраться в событиях этой труднейшей в истории средневековой Руси эпохи, необходимо познакомиться с памятниками древнерусской литературы, изучить фрагменты средневековых хроник и летописей, прочитать сочинения историков, относящиеся к этому периоду. Именно исторические документы помогают увидеть в истории не простую совокупность сухих фактов, а сложнейшую науку, достижения которой играют важную роль в дальнейшем развитии общества, позволяют глубже понять важнейшие события отечественной истории.

Рассмотреть причины, обусловившие феодальную раздробленность – политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории Древней Руси практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований; разобраться, почему стало возможным татаро-монгольское иго на русской земле, и в чём проявлялось господство завоевателей на протяжении более двух столетий в области экономической, политической и культурной жизни, и какие последствия оно имело для будущего исторического развития Руси – вот основная задача данной работы.

XIII век, богатый трагическими событиями, и по сей день волнует и привлекает к себе взоры историков и писателей. Ведь этот век называют «тёмным периодом» русской истории.

Однако начало его было светлым и спокойным. Громадная страна, превосходившая по размерам любое европейское государство, была полна молодой созидательной силы. Населявшие её гордые и сильные люди ещё не знали гнетущей тяжести иноземного ига, не ведали унизительной бесчеловечности крепостного права.

Мир в их глазах был простым и цельным. Они ещё не знали разрушительной силы пороха. Расстояние измеряли размахом рук или полётом стрелы, а время – сменой зимы и лета. Ритм их жизни был неторопливым и размеренным.

В начале XII века по всей Руси стучали топоры, росли новые города и сёла. Русь была страной мастеров. Здесь умели плести тончайшее кружево и возводить устремленные ввысь соборы, ковать надежные, острые мечи и рисовать небесной красоты ангелов.

Русь была перекрёстком народов. На площадях русских городов можно было встретить немцев и венгров, поляков и чехов, итальянцев и греков, половцев и шведов… Многие удивлялись, как быстро усваивали «русичи» достижения соседних народов, применяли их к своим нуждам, обогащали свою собственную древнюю и своеобразную культуру.

В начале XIII века Русь была одним из виднейших государств Европы. Могущество и богатство русских князей были известны по всей Европе.

Но внезапно на русскую землю надвинулась гроза – неведомый доселе страшный враг. Тяжким бременем легло на плечи русского народа монголо-татарское иго. Эксплуатация покорённых народов монгольскими ханами была безжалостной и всесторонней. Одновременно с нашествием с Востока, Русь столкнулась и с ещё одной страшной бедой – экспансией Ливонского Ордена, его попыткой навязать русскому народу католицизм. В эту тяжёлую историческую эпоху с особой силой проявился героизм, свободолюбие нашего народа, возвысились люди, имена которых навсегда сохранились в памяти потомков.

II . РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII-XIII ВВ.

1. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

§ 1. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ – ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП

РАЗВИТИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.

Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции друг от друга всех отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество), каждая из которых становилась самообеспечиваемой, потребляющей весь производимый ею продукт. Товарный обмен в этой ситуации практически отсутствовал.

В рамках единого русского государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы – боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Огромная Киевская Русь с её поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего, для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвлённой феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников.

Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и могучая воля великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава – на время замедлили неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой. «Раздрашася вся Русская земля», как сказано в летописи.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси – это закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлёту на новой цивилизационной основе.

Европа также не избежала распада раннесредневековых государств, раздробленности и локальных войн. Затем здесь получил развитие процесс образования национальных государств светского типа, существующих и до сих пор. Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. Однако монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

§ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Можно выделить экономические и социально-политические причины феодальной раздробленности на Руси:

1.Экономические причины:

Рост и развитие феодального боярского землевладения, расширение вотчин путём захвата земель смердов-общинников, покупки земли и т.д. Всё это вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и, в конечном итоге, к обострению противоречий между боярами и великим князем киевским. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации.

Господство натурального хозяйства и отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших боярских мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

В XII веке торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки», объединявший некогда вокруг себя славянские племена, постепенно терял своё прежнее значение, т.к. европейских купцов, а также новгородцев всё более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток.

2. Социально-политические причины :

Усиление могущества отдельных князей;

Ослабление влияние великого киевского князя;

Княжеские усобицы; в основе их лежала сама ярославова удельная система, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. После смерти великого киевского князя «стол» по существующему праву доставался не его сыну, а старшему в роду князю. При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом «отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой одни из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Таким образом, сохранявшийся порядок наследования «столов» создавал предпосылки для междоусобных конфликтов. В середине XII века междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель. В следующем столетии, накануне нашествия Батыя, - уже 50.

Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров также можно считать причиной дальнейшего дробления Руси, хотя некоторые историки, напротив, расценивают развитие городов как следствие этого процесса.

Борьба с кочевниками также ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В НАЧАЛЕ XII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII в. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу ХШ в., примерно 250 - в XIV столетии.

Причины раздробленности. Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины.

Выделение отдельных княжеств, процесс их кристаллизации в рамках Киевского государства подготавливался издавна.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов - центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, в Новгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князья подавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.

Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. "Круговорот князей" в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения.

Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.

Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы "Русской Правды", осознание людьми общей исторической судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей рода Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.

Что необходимо знать по этим темам:

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Занятия. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманнская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город.

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

  • Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Вариант 3

Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная

Начиная с 30х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на времо восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.

Культура Древней Руси (Х–ХIII вв.). Значение принятия христианства. (Билет 3)

Вариант 1

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X - первая половина XIII в. (домонгольский период).

Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей - азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги - «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси - это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - куполами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия - все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

После распада Киевской Руси обозначилось три сильных княжества, к которым тяготели десятки мелких. Это были Новгород (особенность – боярская республика, князя приглашали, могли и выгнать, он не выполнял практически никаких функций), Владимиро-Суздальское княжество (начало местной династии положил сын Мономаха Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский впервые принял на себя титул великого князя Владимирского . Это княжество стало основой формирования русского народа), Галицко-Волынское княжество (основа формирования украинского народа, подробнее будет рассказано о нем позже).
Именно в этот период пути единой ранее народности расходятся, и постепенно начинают проявляться различия, вызванные географическими, внешне- и внутриполитическими обстоятельствами. Начинают формироваться три будущих отдельных народа - русские, украинцы и белоруссы.

Распад единого государства на несколько мелких привел к усилению внешних врагов и их попыткам вмешательства в дела Руси. Тем более что князья и бояре в борьбе за власть часто прибегали к услугам иностранцев, то есть сами наводили эту чуму на Русь.

Основных враждебных внешнеполитических факторов было два – монголо-татары и крестоносцы.

Монголы - множество племен южной Сибири и Забайкалья - татары, тайчуиты, меркиты, ойраты и другие (в Европе их всех позднее называли просто «татары», отсюда возникала путаница, которую в советской историографии пытались избежать, называя эти племена монголо-татары). В 1206 году после продолжительной борьбы за власть все монгольские племена объединяет под своей властью сын одного из тайчуитских вождей Темучин, принявший титул Чингис-хан.

Все население он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность создать крупное войско и одновременно избавится от межплеменной вражды. Основой монгольского войска была подвижная легкая конница. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, мастерски владел мечем, луком и копьем. На коня ребенок садился, когда начинал ходить. Укреплению воинской дисциплины способствовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км. Чингисхан возвел в культ писаный закон, был сторонникам твердого правопорядка. Он создал сеть линий сообщений в своей империи, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку.
К 1211 Чингисхан завоевал Сибирь, к 1215 – северный Китай (окончательно весь Китай покорился монголам только в 1235). В 1218 монголы вторглись в Среднюю Азию, завоевали Семиречье – самый благодатный район Казахстана, которым правил давний враг Чингисхана хан Кучлук. В 1219-1221 монголы завоевали мощнейшее государство Хорезм – территорию современного Узбекистана. Здесь с жителями обошлись крайне жестоко, так как те убили монгольских купцов и послов, а монголы это не прощали.
После этогоЧингисхан послал на разведку западных земель сильный кавалерийский корпус под командованием Джебе и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию (1222), потом разбили объединенное войско половцев, лезгинов, черкесов и аланов. Половцы бежали на Русь, их хан Котян попросил не отказать ему в помощи своего зятя Мстислава Удалого. В Киеве был созван большой княжеский съезд, после которого вооруженные силы князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского вышли в поддержку половцев. В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей решили самостоятельно расправиться с монголами и 31 мая 1223 года были разгромлены при пассивном созерцании со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на противоположном берегу Калки. Впрочем, их монголы разбили тремя днями позднее.
После битвы на Калке монголо-татары отправились на Волжскую Булгарию, но были болгарами отбиты и ушли в Азию.
Новый этап завоевания Запада начался при внуке Чингисхана Батые. Батый разгромил Волжскую Булгарию, разорил Рязань (1237), Москву, Владимир-на-Клязьме (1238). В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Владимир-Волынский, Галич (1241). Здесь орда Батыя разделилась. Часть ушла в Польшу, где под Лигницей монголы разгромили поляков. Другая часть пошла на Венгрию. Бела IV венгерский был наголову разбит Батыем и бежал. Батый. В декабре 1241 года умер хан Угедей, дядя Батыя; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана.
Еще при своей жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы: улус Угедея - Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу от Иртыша, улус Хулагу- Иран и Закавказье. В 1243 г. Батый обосновался на Нижней Волге и провозгласил создание нового государства - Золотой Орды, со столицей в Сарае, отделившись от улуса Джучи. Границы Золотой Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь), Волжскую Болгарию, Хорезм, Приуралье, Крым и Северный Кавказ.
Основу военной силы Орды составили тюркоязычные кыпчаки (половцы). Кроме того, монголы вовлекли в свое движение на запад множество народов – башкир, уйгуров, бурят, киргизов, чувашей, печенегов и др. С начала XIV в. государственным языком Золотой Орды стал кыпчакский язык, в качестве государственной религии был принят ислам. В основу государственного управления легла система, заимствованная в Китае – сильное централизованное государство. Позднее эту систему заимствуют у монголов и введут у себя московские князья.
Русские земли были в вассальной зависимости от Золотой Орды. Русь выплачивала дань, русские князья должны были при вступлении на престол ездить в Сарай для получения ярлыка от монгольского хана. Рассказы об ужасах монгольского ига относятся либо к началу монгольской власти, до начала14 века, либо связаны не столько с монголами, сколько с русскими князьями, которые в борьбе друг с другом призывали себе на помощь отряды кочевников, разрешая им в качестве платы грабить русские земли.

Крестоносцы – общее название католических рыцарских орденов, европейские рыцари, поначалу участвовали в крестовых походах XI-XIII веков с целью отвоевания Святой земли у мусульман, позднее совершают крестовые походы и в Европе – против еретиков, против язычников, против турок. Имели они отношение и к русской истории.
В 1200 в устье Двины высадился епископ Альберт из Бремена и основал Ригу. В 1202 он создал католический орден «меченосцев». Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней. Орден создавался для захвата Прибалтики под знаменем ее христианизации. Кроме того, в 1217 датские рыцари высадились в северной Эстонии и основали Ревель (Таллин).

Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель. В 20-е годы рыцари подчинили себе земли латышей и эстонцев, начались столкновения ордена с русскими, которые еще с времен Ярослава Мудрого держали значительную часть Прибалтики под своим влиянием.

В 1226 польский князь Конрад приглашает для помощи в борьбе с прибалтийским племенем пруссов рыцарей еще одного ордена, Тевтонского. Они основывают крепости Торн, Мариенбург, к 1283 покоряют всю Пруссию, вырезая по ходу и польское население.

Тем временем орден меченосцев терпит поражения от новгородцев (1234) и литовцев (1236). В 1237 остатки ордена меченосцев вливаются в Тевтонский орден, образуя его дочернее отделение – Ливонский орден. Тевтонский и Ливонский ордена становятся главными дестабилизирующими факторами в Прибалтике, стремясь подчинить, ограбить или истребить польское, литовское, латышкое, эстонское и русское население региона.

В 1236 крестоносцы доходят до Галицко-Волынского княжества, в 1240-1242 ведут затяжную войну с Псковом и Новгородом, однако получают отпор. Главную роль в борьбе с крестоносцами сыграло Великое Княжество Литовское, на 2/3 состоявшее из русских земель, но о нем также будет рассказано позднее.