Основные свойства характера. Что значит «слабохарактерный человек»

Квасной патриотизм (квасной патриот) — фальшивое, показное, лицемерное, модное, слепое преклонение перед всем национальным; приверженность к бытовым мелочам национального уклада; официальный патриотизм, мелочное «русофильство» в отличие от от глубоко прочувствованного народного патриотизма.

Словосочетание родилось в конце 20-х лет ХIX века в качестве презрительно иронического прозвища официального, казенного патриотизма сторонников политики Уваровых и Бенкендорфов, опиравшейся на лозунг «православие, самодержавие, народность»

Автор фразеологизма «квасной патриотизм»

Точно не установлен, но исследователи склоняются к фигуре князя Петра Андреевича Вяземского — поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста. Они ссылаются на воспоминания самого князя от 1878 года. Он писал, что впервые афоризм был введен в оборот в напечатанных в «Московском телеграфе» в 1827 году его рассуждениях о книге Франсуа Ансело о России: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом»

И к этому выражению было сделано примечание: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» . Авторство Веземского подтвердил и известный литературный критик В. Белинский. В рецензии на «Славянский сборник» Савельева-Ростиславича он писал: «…остроумное название это («квасной патриотизм»), которого многие боятся пуще чумы, придумано… князем Вяземским, - и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую, книгу в 700 страниц»

Первоисточники выражения «квасной патриотизм»

*** «Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм». (поэт С. А. Соболевский)

*** «Некоторые люди… почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке» (Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания»)

*** «…гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски» (Пушкин «Рославлев»)

*** «Им квас как воздух был потребен» (Пушкин «Евгений Онегин»)

*** «Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!» (поэт И. П. Мятлев «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой»)

Примеры употребления словосочетания «квасной патриотизм»

- «Я… квасного патриотизма не понимаю. При первой возможности убегу без оглядки отсюда, и кончика моего носа не увидите!» (И. Тургенев — Н. Некрасову. Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

- «Читатель: «…вы терпеть не можете ничего русского, не понимаете, или не хотите понимать - даже любви к Отечеству, и называете ее - квасным патриотизмом! Сочинитель отвечает: «Квасного патриотизма я точно не терплю, но Русь знаю, Русь люблю, и - еще более, позвольте прибавить к этому - Русь меня знает и любит» («Разговор между Сочинителем русских былей и небылиц и Читателем». Предисловие к роману Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1832)

- «…В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством. Роман англичанина Морьера «Хаджи-Баба» есть превосходная и верная картина подобного квасного (по счастливому выражению кн. Вяземского) патриотизма» (Белинский)

- «Я вел тогда газетную полемику с ”Московским телеграфом“ и квасной патриотизм, любимое выражение этого журнала, был особенным предметом моих нападений» (Н. Надеждин: показания по делу о «Философических письмах» П. Я. Чаадаева)

- «…я вышел в первый раз на московскую сцену в ”Ревизоре“: встретили прекрасно… Но в продолжение комедии кое-где проявлялись шикания и я сейчас увидел квасной патриотизм москвичей; несмотря на это, наше взяло и рыло в крови!» (из переписки актеров Н. Дюра и П. А. Каратыгина)

Выражение "квасной патриот" ("квасной патриотизм") - означает слепое, лицемерное, фальшивое, модное, показное преклонение перед своей страной; мелочное русофильство; саркастическое словосочетание, которое обозначает тех, кто восхваляет всё "наше", исконное; склонность к бытовым мелочам национального уклада.

Чем-то напоминает происходящее нынче на Украине. Квасные патриоты дружно сменили комсомольские значки и пионерские галстуки на вышиванки и платочки. На улицах проходят шествия радостных граждан с фашисткой символикой и бандеровскими лозунгами. Хохлы вдруг поняли, что если они будут громче всех кричать "москаляку на гиляку " то у каждого из них наступит благоденствие и зарплаты в 1000 евро. А кто не верит, тот москаль ! Так и живём.

Выражение "квасной патриотизм" появилось в конце двадцатых годов девятнадцатого века. Оно являлось ироничным и презрительным наименованием казённого, официального патриотизма, то есть тех кто поддерживал политику Бенкендорфов и Уваровых, которые считали лозунг "народность, самодержавие, православие" не пустым звуком


Читайте ещё: что такое Итальянская забастовка

Кто является автором фразеологизма "квасной патриотизм"?

Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Доподлинно установить кто всё-таки впервые произнёс фразу "квасной патриотизм" сейчас уже нельзя. Однако существует множество свидетельств того, что им является Пётр Андреевич Вяземский - переводчик, литературный критик, публицист, историк, поэт. Историки приводят в доказательство записки самого князя датируемые 1878 годом.
Вяземский упоминает, что впервые он использовал этот фразеологизм в изданном в журнале "Московский телеграф" его критике на труд Франсуа Ансело о Российской Империи. Вяземский рассуждает:
"Большинство людей считает, что патриотизм, это похвальба своего родного. В своё время Тюрго навал это "du patriotisme d’antichambre " ("лакейским патриотизмом"). В России это носит название "квасной патриотизм ".
Кроме того, к данному словосочетанию был дан пространный комментарий:
"Здесь я впервые употребил это саркастическое выражение, которое затем стало настолько популярным, что до сих пор часто употребляется и вероятно будет ещё употребляться "
Популярный в узких кругах литературный критик В. Белинский подтверждает авторство Вяземского. В своей рецензии на книгу "Славянский сборник" за авторством Савельева-Ростиславича он отмечает:
"...ироничное это наименование "квасной патриотизм" которого многие опасаются, было изобретено самим князем Вяземским, и я считаю, что придумать наименование квасного патриотизма есть большая заслуга, чем издать научный труд, пускай и в 1000 страниц "

Первоисточники фразеологизма "квасной патриотизм"

ВЯТСКИЙ КВАС

(Квасной патриотизм)

Покупайте «Вятский квас»,
Граждане России!
«Вятский квас»?!
Да, «Вятский квас» –
Лучший квас России.

«Вятский квас» –
Высший класс,
Удовлетворит любого.
А вот от «Коко-колы»
Толка никакого.

Путин тоже «Вятский квас»
Ох, как уважает!
Без прикрас - этот квас
Дух наш укрепляет.
(Борис Киря)

Сенсации и замечания г-жи Курдюковой

"Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!"
(поэт И. П. Мятлев)

"Им квас как воздух был потребен"
("Евгений Онегин" Пушкин)

"...дома вдруг сразу наполнились патриотами, кто отказался от коньяка и принялся за кислые щи ; кто предал огню несколько французских книжонок; кто-то высыпал из своей табакерки французский табак и заменил его отечественным. Все надоело разговаривать на французском"
("Рославлев" Пушкин)

"Многие люди считают себя патриотами, потому что их детишки одевают красные рубахи и кушают ботвинью"
("Отрывки из писем, замечания и мысли" Пушкин)

"Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм"

(Сергей Александрович Соболевский поэт)

Применение фразеологизма "квасной патриотизм" в литературе

"...я впервые вышел на подмостки театра в "Ревизоре" в московском театре. Меня встретили очень хорошо... Но на всём протяжении комедии возникали всяческие шиканья, и я понял, что это квасной патриотизм москвичей"
(из переписки актёров Каратыгина и Дюра)

"В то время я переписывался с редакцией журнала "Московский телеграф" и самым любимым предметом моих нападок было выражение квасной патриотизм"
(показания по делу о "Философических письмах" Н. Надеждин)

"...Иначе патриотизм превратится в китаизм , который обожает только своё за то, что оно своё, и не любит всё чужое, только за то, что оно чужое. И принимает все свои уродства и безобразия. Книга "Хаджи-Баба" английского писателя Морьера верная и показательная картина такого вот квасного (как выразился князь Вяземский) патриотизма"
(Белинский)

"Увы, наш читатель не любит ничего русского, не понимает и никак не желает понимать даже любви к своей Родине, и называет её квасным патриотизмом!"
("Клятва при гробе Господнем" Н. Полевой)

"Я не хочу понимать квасного патриотизма. При любой удобной возможности сбегу отсюда, даже моего кончика носа не увидите!"
(Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

Квасной патриот видео

Квасной патриотизм

Квасной патриотизм
Из сочинения «Письма из Парижа» (1827) поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878).
Впервые опубликовано в журнале «Московский телеграф» под псевдонимом «Г. Р.-К. », чтобы, как писал Вяземский, «сбивать с толку московских читателей». Под этим псевдонимом поэт подразумевал своего приятеля Григория Римского-Корсакова, «всем в Москве известного».
В своих «Письмах из Парижа» Вяземский писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d\"antichambre (буквально «патриотизм прихожей». Прихожая, она же лакейская - место, где обычно находятся лакеи. - Сост.). У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и
не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
Позже, когда Вяземский будет помещать эти «Письма из Парижа» в собрание своих сочинений, он пометит этот отрывок сноской, где специально отметит свое авторство выражения «квасной патриотизм»: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» (Поли. собр. соч.Т. 1. СПб., 1878).
А в своих «Записных книжках» он специально остановится на разновидностях псевдопатриотизма: «Выражение квасной патриотизм шутя было пущено в вход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная».
Иносказательно: ложно понятая любовь к родине, синоним нерассу-ждающего ура-патриотизма, когда восхваляется все свое - потому что оно свое, отвергается все чужое - потому что оно чужое (неодобр., презрит., ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Квасной патриотизм" в других словарях:

    Выражением квасной патриотизм метко обозначено общественное явление, противоположное истинному патриотизму: упрямая, тупая приверженность к бытовым мелочам национального быта (см. Ушаков, 1, с. 1346). Образ, легший в основу этого выражения,… … История слов

    Квасной патриотизм в русском языке ироничное определение упрямой приверженности «исконному» русскому национальному быту, ура патриотизм. Противопоставляется подлинному патриотизму. История выражения Это выражение впервые употребил князь… … Википедия

    КВАС, а (у), мн. Шы, ов, м. Кисловатый напиток, настаиваемый с дрожжами на солоде, а также на ржаном хлебе, сухарях. Сухарный, хлебный к. Ягодный, фруктовый к. (на ягодах, фруктах). С хлеба на к. перебиваться (жить бедно, в нужде; разг.). часом… … Толковый словарь Ожегова

    Квасной патриотизм - (ст.слав. – квас) – нравственно этическая черта личности, выражающая чрезмерную любовь ко всему отечественному, родному. Проявляется как отстаивание превосходства чего бы то ни было родного, вопреки очевидным недостаткам, как превознесение… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Квасной патріотизмъ. Квасные патріоты (иноск.) о чрезмѣрной любви ко всему своему, родному хоть худому, и своеобразномъ пониманіи истиннаго патріотизма. Ср. Онъ часто говорилъ: на то и газетки, чтобы быль съ небылицей мѣшать. Въ статейкѣ имени… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) о чрезмерной любви ко всему своему, родному, хоть худому, и о своеобразном понимании истинного патриотизма Квасные патриоты. Ср. Он часто говорил: на то и газетки, чтобы быль с небылицей мешать. В статейке имени его не было, но намеки… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    квасной патриотизм - неодобр. ложно принимаемая любовь к отечеству, огульное восхваление всего своего и порицание чужого. Есть две версии происхождения оборота: 1. Исконно русский оборот. Первым его употребил в “Письмах из Парижа” (1927) П. А. Вяземский: “Многие… … Справочник по фразеологии

    Квасной патриотизм - патриотизм, основ. на признании традиц. форм рус. быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И. И. Панаев считал первым квасным патриотом С. Н. Глинку ред. ж. Русский вестник. Одним из первых это выражение употребил А. Н.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Книжн. Неодобр. Огульное восхваление всего своего, отечественного и порицание всего чужого. БМС 1998, 433 … Большой словарь русских поговорок

    квасной патриотизм - Восхваление всего своего, даже отсталых форм жизни и быта, и порицание всего чужого … Словарь многих выражений

Слабохарактерность (Слабохарактерный) как качество личности – неумение отказывать, податливость чужому влиянию, проявление бездумного соглашательства с чужим мнением, безволия, нетвердости, слабодушия и слюнтяйства.

Один парень приехал в Москву подзаработать, нашел работу и снял квартиру. Спустя какое-то время к нему позвонил в дверь его земляк и попросил приютить, то есть позволить дня три перекантоваться. Парень знал о плохой репутации своего незваного гостя, о его постоянных конфликтах с правоохранительными органами, но по слабости характера уступил, оправдывая себя мыслью, что потерпеть нужно всего лишь три дня. На следующий день, придя с работы, он увидел, что его съемная квартира превратилась в типичную «малину» для воров, наркоманов и проституток. Он и на сей раз промолчал. Да и с кем говорить, если все в невменяемом состоянии. Ночь прошла практически без сна. Уходя полусонным на работу, он оставлял разгульную компанию спящей. Прошла неделя, а он так и не набрался смелости предпринять какие-то решительные действия. Воры сносили на его квартиру награбленные вещи и прятали в тайниках. Когда их вычислила полиция, парня судили вместе со всеми и не просто как соучастника и подельника, а как организатора преступной группировки. Воры выставили его главарем шайки. Государственный адвокат (на дорогого адвоката не было денег) поняв, что перед ним не главарь, а ходячее недоразумение, спросил: «Как же ты влип в такую ситуацию?» Парень вздохнул, развел руками и ответил: «Слабохарактерный я. Не могу сказать: «Нет!»»

Человек в контексте проявленных им качеств личности представляет собой сложную систему. Когда в системе преобладают добродетели, мы говорим, что это порядочный, добродетельный человек, если верховодят пороки, выносим вердикт — порочная личность. Характер человека как система представляет собой комбинацию взаимодействующих качеств личности. Причудливая смесь качеств создает неповторимый «коктейль», у которого есть имя и фамилия.

Если элементы человеческой системы качеств личности отлично взаимодействуют, не вставляют друг другу «палки в колеса», значит, система сильная, то есть и характер у человека сильный. Если в системе качеств личности между элементами идет война и раздрай, если о взаимодействии качеств личности нет и речи, если сама система не устойчива, не стабильна и представляет собой колос на глиняных ногах, значит, перед нами слабохарактерность в чистом виде. Подавляющее число людей имеют систему качеств личности средней мощности.

Мощная система качеств личности или «сильнохарактерность» может представлять как Добро, так и Зло. Например, воры никогда не изберут в своем регионе на роль смотрящего хлюпика, слюнтяя и слабака. По их понятиям смотрящий – это бесперебойно действующая система, функционирующая при отлаженном взаимодействии хитрости, жестокости, наблюдательности, железной воли, изворотливости, словом, всех черт характера, необходимых для соблюдения дисциплины в криминальном мире региона и охране «общака».

Слабохарактерность – это неутешительный приговор всей системе проявленных качеств личности. Слабохарактерность – это «атеросклероз» кровеносной системы качеств личности, где разлажены связи между элементами, где даже проявленные черты характера становятся жалким подобием своих собратьев. Когда мы говорим: «Слабохарактерный человек», подразумеваем горько-вяжущий коктейль из слабоволия, неуверенности в себе, непостоянства, безответственности, трусости, неуравновешенности, внушаемости, чудовищной непоследовательности и необязательности.

Одни, когда видят пропасть, думают о бездне, а другие представляют мост через нее. Слабохарактерность закомплексована и не целеустремленна. Свои лучшие качества она способна проявить лишь в заповедных условиях. Активности и рискованности она предпочитает бездействие или путь наименьшего сопротивления. Её как хотят, эксплуатируют манипуляторы и мошенники всех мастей. На ней, как говорится, «воду возят», сидят у неё на шее и ноги свешивают. Не умея сказать «Нет» окружению, слабохарактерность, как правило, действует по чужой указке вопреки собственным интересам. В то же время, за мнимой слабохарактерностью может прятаться простая лень и желание вызвать к себе сочувствие и сострадание окружающих. Здесь вовсю корыстно используется желание сострадательных людей помочь.

Слабохарактерность – это ржавый якорь на пути к успеху. Если, благодаря ранее накопленному благочестию, слабовольному человеку повезет, и он достигнет успеха, всегда найдутся охотники воспользоваться шаткостью и валкостью его системы качеств личности. Начальство будет взваливать на него не присущие ему обязанности, затыкать «дыры» на производстве, посылать в длительные командировки и давать отпуск в декабре, словом будет выжимать все соки, при этом, не уважая и помыкая им. Партнеры по бизнесу будут добиваться для себя дополнительных преимуществ за счет слабохарактерного коллеги. Одно удовольствие подписывать с ним договора. Если волею судеб слабохарактерный человек оказался в начальственном кресле, подчиненные на всю катушку будут отрываться на его слабостях.

Ф. Ларошфуко, к мнению которого стоит прислушиваться, считал, что: «Слабость характера - это единственный недостаток, который невозможно исправить». Слабохарактерность – это, прежде всего, резко заниженная самооценка, неумение сказать «Нет» и ярко проявленная неуверенность в себе. Даже предательство может стать не результатом тщательно продуманного плана, а проявлением незатейливой слабохарактерности. Где слабохарактерность, там нет правдивости и честности, там под угрозой доброта, верность и чувство долга. Никола Шамфор вынес слабохарактерности беспощадный приговор: «У кого слабый характер, тот не человек, а вещь».

Однако некоторые обладатели слабохарактерности не расстраиваются и даже пытаются шутить:

Слабохарактерный — суровый приговор.
Быть мягкотелым в наше время — не годится.
Меня за это упрекают до сих пор,
пока не поздно предлагая измениться.

Невозмутимый и улыбчивый на вид.
Шеф – утомился издеваться и браниться.
С досады он в реанимации лежит
из-за того, что не сумел я разозлиться.

Жена не хочет разговаривать со мной.
Мол, не могу — ни задержаться, ни напиться.
Я ей не нужен «положительный» такой.
Мне б возразить, но не могу не согласиться.