Поэту. Отрывок, характеризующий …Колеблет твой треножник

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Анализ стихотворения «Поэту» Пушкина

Пушкин неоднократно обращался в своем творчестве к роли поэта в обществе. Для ранних стихотворений было свойственно признание за поэтом руководящей роли, его гражданского призвания. Поэт выступал гневным оратором, бичующим общественные пороки и призывающим к справедливости. После подавления восстания декабристов Пушкин испытал огромное разочарование в обществе. Он понял, что большинство не способно понять высокие идеалы. Поэт остро ощущает свое одиночество. Это чувство усилилось после нападок реакционных критиков, которые прежде воздавали Пушкину громкую хвалу. Особо острая полемика была у поэта с Булгариным (редактор «Северной пчелы»). Ответом Пушкина на критические замечания стало стихотворение «Поэту» (1830 г.).

Автор обращается к собрату по перу. Это обращение может считаться разговором Пушкина с самим собой. В нем он высказывает свои основные взгляды на судьбу поэта. С самого начала автор заявляет о непостоянстве народной любви. Бурный восторг и слава могут внезапно смениться непониманием и насмешками. Причем сам поэт в этом будет не виноват. «Суд глупца», которого уважают в обществе, может кардинально повлиять на переменчивое человеческое мнение. Называя толпу «холодной», Пушкин имеет в виду, что она не может иметь каких-либо твердых убеждений. Людской массе не свойственно независимое суждение, она повинуется зову своих вожаков, которые чаще всего руководствуются собственными интересами. Поэту от природы дан свободный характер. Он должен безучастно относиться к негативным высказываниям и следовать только своим убеждениям («останься тверд, спокоен»).

Пушкин сравнивает поэта с царем, которому подвластен весь мир. Перед ним открыты все пути и дороги. Поэт не должен ждать достойного вознаграждения за свой труд. Его наградой является собственное творчество, которое может быть оценено только самим поэтом. Если он сам доволен своим произведением, то толпа может реагировать как угодно, даже «плевать на алтарь» поэта.

В стихотворении «Поэту» Пушкин одним из первых в русской литературе утверждает о самоценности творчества. Поэт или писатель, создавая очередное произведение, тратит огромное количество сил, вкладывает собственную душу. Поэтому результат в любом случае обладает значительной ценностью. О ее величине знает только сам творец, но никак не читатель. Любое мнение будет субъективным и далеким от истинного значения.

Дата написания: Дата первой публикации:

«…Коле́блет твой трено́жник» - литературно-публицистический этюд Александра Солженицына , написанный в апреле 1984 года во время паузы в работе над историческим романом «Красное колесо ». Опубликован в журнале «Вестник РХД » (№ 142, 1984). В России впервые опубликован в журнале «Новый мир » (№ 5, 1991) .

Этюд продолжил традицию творческих высказываний «писательской пушкинистики» . Поводом для написания послужила серия произведений о Пушкине разных авторов, в том числе, эссе «Пушкин без конца» и нашумевшая книга Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным» .

В названии использован образ из стихотворения «Поэту» А. С. Пушкина :

В этом этюде Солженицын поднял «узловые проблемы природы пушкинского творчества и русской литературной классики в целом», «на много лет вперёд определил контраргументы в споре с „литературными нигилистами“ наших дней» .

Отклики

См. также

Напишите отзыв о статье "…Колеблет твой треножник"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий …Колеблет твой треножник

– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.

..колеблет твой треножник значение, ..колеблет твой треножник это
публицистика

Александр Исаевич Солженицын

Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации:

«…Коле́блет твой трено́жник» - литературно-публицистический этюд Александра Солженицына, написанный в апреле 1984 года во время паузы в работе над историческим романом «Красное колесо». Опубликован в журнале «Вестник РХД» (№ 142, 1984). России впервые опубликован в журнале «Новый мир» (№ 5, 1991).

Этюд продолжил традицию творческих высказываний «писательской пушкинистики». Поводом для написания послужила серия произведений о Пушкине разных авторов, в том числе, эссе «Пушкин без конца» и нашумевшая книга Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным».

В названии использован образ из стихотворения «Поэту» А. С. Пушкина:

В этом этюде Солженицын поднял «узловые проблемы природы пушкинского творчества и русской литературной классики в целом», «на много лет вперёд определил контраргументы в споре с „литературными нигилистами“ наших дней».

  • 1 Отклики
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Отклики

В Викицитатнике есть страница по теме

Литературный критик Бенедикт Сарнов в статье «…И где опустишь ты копыта?» (1994) утверждает, что задачей Солженицына в «Треножнике» было естественное для всякого идеолога стремление приспособить Пушкина для своих идеологических целей.

Литературовед Лада Лукьянова считает (1999), что в «Треножнике» Солженицын «стал защитником светлого имени Поэта и его „оздоровляющего жизнечувствия“».

См. также

  • Образованщина
  • Наши плюралисты

Примечания

  1. <Солженицына, Н. Д.> Краткие пояснения // Солженицын, А. И. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика. - Екатеринбург: У-Фактория, 1999. - С. 741–748. - ISBN 5-89178-101-8.
  2. 1 2 3 Лукьянова Л. В. «Оздоровляющее жизнечувствие». Солженицын о Пушкине // Москва: журнал. - 1999. - № 10. - С. 193-199.
  3. А. Н. Кленов. Пушкин без конца. - Синтаксис: журнал. - 1982. - № 10.
  4. Андрей Синявский. Прогулки с Пушкиным.
  5. А. С. Пушкин. Поэту (1830). Этот же образ был использован ранее В. Ф. Ходасевичем для названия своего эссе о Пушкине - Колеблемый треножник (1921).
  6. Синявский А. Д. Чтение в сердцах // Новый мир: журнал. - 1992. - № 4.
  7. Сарнов Б. М. …И где опустишь ты копыта? Гл. 2 // Вопросы литературы: журнал. - 1994. - № 4.

Ссылки

  • Текст эссе «…Колеблет твой треножник»

Колеблет твой треножник значение, ..колеблет твой треножник это

Стихотворение “Поэту” стало одним из самых значимых произведений Пушкина в ряду тех, которые посвящены осмыслению пути поэта и извлечению уроков из творческих попыток осознать самого себя. Читать стих “Поэту” Пушкина Александра Сергеевича – значит перенестись в период, когда его травил Ф.Булгарин, а обвинения в оппозиционности взглядов становились все серьезнее. Свободолюбивого поэта учили быть сдержаннее, но разве настоящая муза позволит молчать? Он излил свои мысли о взаимоотношениях творца и социума на бумагу.

Пушкин много размышлял о роли поэта в общественной жизни – в этом легко убедиться, если скачать образцы его вольнолюбивой лирики. Однако именно в стихотворении “Поэту” он утверждается в мысли, что творчество дает настоящую свободу. Вне зависимости от того, будет ли произведение прочитано в классе или онлайн, оно ярко продемонстрирует стремление “солнца русской поэзии” понять предназначение стихотворца,

отсюда и переменчивость настроения, которую легко уловить в тексте стихотворение Пушкина “Поэту”: первая часть наполнена пессимизмом, боязнью за человека и его талант, а вторая полностью ей противоположна. В ней поэт настроен радостно, ведь он видит, что именно литература превращает его в настоящего сверхчеловека, готового противостоять обыденности.

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.