Последний князь из рода рюриковичей. Последний из рода рюриковичей

Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: «Вкушает своей геенны», то есть страданиями здесь, в этой жизни, человек уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.

Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: «Ты посвятил их мне». В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: «Да чтоб тебя нечистый забрал!» Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди. «Благослови, Хаджефенди! Моего ребенка утащили бесы». Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. «Хаджефенди, благослови!» - снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: «Чем же все это закончится?» - «Мне, - отвечал ей Святой, - к вам ходить не трудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое». С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали «дьявольское отродье».

Он баламутил все село - не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец! Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: «Такой-то сказал про тебя то-то», потом шел к другому и говорил ему то же самое. Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, понимая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее «дьявольское отродье»! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, - родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение». Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж.

Мать плакала: «Умру, - говорила, - от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети - сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», - подумал я. «На нас, - говорили ее дети, - навели порчу». - «Да нет, - говорю, - это не от порчи, порчу видно… А может быть, ваша мать проклинала вас?» - «Верно, отче, - отвечают, - в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» - «Идите, - говорю, - к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедывалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.

А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?

Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.

И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…

Такие проклятия - единственные из всех - становятся благословением.

«В гневе и раздражении высказанные пожелания: “Будь ты проклят!”; “Чтоб тебе пусто было!”; “Чтоб ты сдох (подавился, провалился)”; “Чтоб у тебя руки отсохли!” и т. п. - очень распространены. Часто проклинают друг друга родственники. Правда ли, что материнское проклятие, проклятие свекрови особенно тяжелые? И есть ли такое понятие, как родовое проклятие?»

Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что - разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с 15-летнего возраста и мучается вот уже 18 лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? - подумал я. - Быть этого не может, здесь скрыта какая-то причина».

Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. «Встань, - сказал ему кто-то, - уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть».

И это проклятие подействовало. Видишь как - юноша-то был с наглецой. «А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - подросток - расселся. «Вот от этого-то все и произошло, - сказал я ему. - Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую - страдающую - или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло.

Тот, на кого направлено проклятие, мучится в этой жизни. Тем не менее тот, от кого исходит проклятие, мучится в этой жизни и будет мучиться в жизни вечной, потому что если он не покается и не исповедается, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права.

Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла. Освободиться от проклятия можно покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такуюто и такую-то несправедливость. Прости меня!» - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на Исповеди священнику, то Бог простит кающегося, ведь Он - Бог.

Паисий Святогорец

По материалам сайта Петро-Павловского кафедрального собора

Рюриковичи – потомки Рюрика, ставшего первым известным летописным князем древней Руси. Со временем род Рюриковичей раздробился на несколько ветвей.

Зарождение династии

В “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором, рассказывается история призвания Рюрика и его братьев на Русь. Сыновья Новгородского князя Гостомысла погибли в войнах, и одну из дочерей выдал замуж за варяга-росса, которая родила трех сыновей – Синеуса, Рюрика и Трувора. Их и призвал Гостомысл княжить на Руси. Именно с них в 862 году началась династия Рюриковичей, которая княжила на Руси до 1598 года.

Первые князья

В 879 году призванный князь Рюрик умер, оставив маленького сына Игоря. В то время когда он подрастал, княжеством правил Олег – родственник князя по линии его жены. Он покорил все Киевское княжество, а также построил дипломатические отношения с Византией. После смерти Олега в 912 году Игорь стал княжить, пока не погиб в 945 году, оставив двух наследников – Глеба и Святослава. Однако старший (Святославу) был трехлетним ребенком, и потому его мать княгиня Ольга взяла правление в свои руки.

Став правителем, Святослав больше увлекался военными походами и в одном из них он был убит в 972 году. Святослав оставил трех сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк убил Олега ради единовластия, Владимир же сначала сбежал в Европу, однако позже вернулся, убил Ярополка и стал правителем. Именно он крестил киевлян в 988 году, построил множество соборов. Он княжил до 1015 года и оставил после себя 11 сыновей. После Владимира княжить стал Ярополк, который убил своих братьев, а вслед за ним Ярослав Мудрый.


Ярославичи

Ярослав Мудрый княжил в общей сложности с 1015 по 1054 годы (с учетом перерывов). Когда он умер, нарушилось единство княжества. Его сыновья разделили Киевскую Русь на части: Святослав получил Чернигов, Изяслав – Киев и Новгород, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Последний, а впоследствии его сын Владимир Мономах существенно расширяют доставшиеся земли. После смерти Владимира Мономаха окончательно устанавливается распад единства княжества, в каждой части которого правит отдельная династия.


Русь удельная

Феодальная раздробленность растет за счет лествичного права престолонаследия, в соответствии с которым, власть передавалась по старшинству братьям князя, младшим же доставались в городах, менее значимых по значению. После смерти главного князя все переезжали по старшинству из города в город. Такой порядок вел к междоусобным войнам. Наиболее сильные князья разворачивали войну за Киев. Власть Владимира Мономаха и его потомков оказалась наиболее влиятельной. Владимир Мономах оставляет свои владения трем сыновьям: Мстиславу, Ярополку и Юрию Долгорукому. Последний считается основателем Москвы.


Борьба Москвы с Тверью

Одним из известных потомков Юрия Долгорукого был Александр Невский, при котором возникает самостоятельное Московское княжество. Стремясь возвысить свое влияние потомки Невского начинают борьбу с Тверью. В правление потомка Александра Невского Московское княжество становится одним из главных центров объединения Руси, но Тверское княжество остается вне его влияния.


Создание Российского государства

После смерти Дмитрия Донского власть переходит к его сыну Василию I, который сумел сохранить величие княжества. После его смерти начинается династическая борьба за власть. Однако при правлении потомка Дмитрия Донского Ивана III завершается ордынское иго и Московское княжество играет в этом решающую роль. При Иване III завершается процесс формирования единого Русского государства. В 1478 году он присваивает себе титул “государь всея Руси”.


Последние Рюриковичи

Последними представителями династии Рюриковичей у власти был Иван Грозный и его сын Федор Иванович. Последний не был правителем по натуре, и потому после смерти Ивана Грозного государством по сути управляет Боярская дума. В 1591 году умирает Дмитрий, еще один сын Ивана Грозного. Дмитрий был последним претендентом на русский престол, так как у Федора Ивановича не было детей. В 1598 году умирает и Федор Иванович, с которым прерывается династия первых русских правителей, находившихся у власти 736 лет.


В статье упомянуты только основные и наиболее видные представители династии, но на самом деле потомков Рюрика было гораздо больше. Рюриковичи внесли бесценный вклад в развитие Российского государства.

Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени еЕ легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь , которого летопись считает сыном Рюрика.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью , а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами . И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей . Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.

В 1547 году Великий князь московский принял титул "царя Всея Руси". Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь ФЕдор Иванович , умерший бездетным в 1598 году. Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей . Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

Всех Рюриковичей , которые правили Русью, запомнить очень сложно - их было слишком много. Но знать хотя бы самых известных необходимо. Среди Рюриковичей наиболее крупными государственными деятелями были Великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый , Владимир Мономах , Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский , Всеволод Большое Гнездо , Александр Невский , Иван Калита , Дмитрий Донской , Иван Третий, Василий Третий, царь Иван Грозный .

Рю́риковичи - княжеский род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Последними правителями из правящей династии Рюриковичей на Руси были цари Фёдор I Иоаннович и Василий Шуйский.

О происхождении Рюрика ведутся споры. Западные и некоторые российские ученые считают его норманном, другие же считают, что он был западнославянского (Бодричи) происхождения (см. Русь (народ) и Рюрик).

По одной из норманнских теорий (Кирпичников А. Н., Пчелов Е. В. и др.) Рюриковичи являются ветвью датской династии Скьёльдунгов, известной с VI века. По западнославянской теории Рюриковичи являются ветвью династии ободритских князей.

Разветвление рода

В русско-византийском договоре 944 года упоминаются племянники Игоря Рюриковича , но фактическое разветвление рода Рюриковичей начинается с Владимира Святого . При разветвлении рода младшие дядья порой оказывались моложе старших племянников возрастом и зачастую переживали их. А действовавший порядок наследования имел такую особенность, как институт изгойства , когда потомки не занимавшего престол князя лишались права занимать этот престол, поэтому выделялись из рода Рюриковичей прежде всего старшие линии, оседавшие в уделах (что было закреплено решением Любечского съезда князей (1097 )), а наибольшее влияние на государственные дела приобретали младшие линии. Выделение определённых ветвей закреплялось также династическими браками, которые с эпохи правления Владимира Мономаха (1113 -1125 ) стали заключаться между представителями разных семей рода Рюриковичей.

Изяславичи Полоцкие

Основная статья : Изяславичи Полоцкие

Прежде других отделяется полоцкая линия потомков Изяслава Владимировича . Его мать Рогнеда была дочерью последнего полоцкого князя-нерюриковича - Рогволода , поэтому Рюриковичи полоцкой ветви иногда назывались Рогволожьими внуками . Её старший сын Изяслав стал киевским наместником в Полоцке. Однако, по смерти Изяслава его отец не прислал в Полоцк одного из младших сыновей (как, например, по смерти Вышеслава в Новгороде перевёл туда из Ростова Ярослава , по смерти Всеволода перевёл во Владимир-Волынский Позвизда), а в Полоцке стали править сыновья Изяслава. Внук Изяслава Всеслав Брячиславич стал единственным из полоцких князей, занявшим великокняжеский престол в результате киевского восстания 1068 года .

Ростиславичи (первая Галицкая династия)

Основная статья : Ростиславичи (галицкие)

Старший сын Ярослава Мудрого умер в 1052 году , раньше отца, и его сын Ростислав Владимирович оказался изгоем. В 1054 году Ярослав разделил южную Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом , Святославом и Всеволодом . Ростиславу удалось отвоевать Тмутаракань у дяди Святослава, дважды изгоняя оттуда его сына и наместника Глеба . Сыновья Ростислава боролись против Ярополка Изяславича Волынского и Туровского, что привело к его гибели в 1087 году и закреплению Ростиславичей и их потомков в Перемышле и Теребовле . В 1140 году ведущая роль перешла к Галичу , их владения были объединены в единое Галицкое княжество , и с угасанием династии Ростиславичей в 1198 году стали ядром будущего Галицко-Волынского княжества 1254 года Королевства Руси ).

Изяславичи Туровские

Основная статья : Изяславичи Туровские

Вячеслав Ярославич умер в 1057 году , Игорь Ярославич был переведён старшими братьями в Смоленск , и Волынь была присоединена к владениям Изяслава Киевского. Впоследствии Волынь присоединялась к киевским владениям Всеволодом Ярославичем в 1087 году по смерти Ярополка Изяславича , Святополком Изяславичем в 1100 году после решения Витичевского съезда , осудившего Давыда Игоревича , Владимиром Мономахом по смерти Ярослава Святополчича в 1117 году . Владимир Мономах лишил Изяславичей и Турова, здесь княжили его сыновья. Лишь в 1162 году младший сын Ярослава Святополчича Юрий , по матери внук Мстислава Великого , смог удержать Туровское княжество за собой и своими потомками.

Святославичи

Основные статьи : Святославичи , Ольговичи , Ярославичи Муромо-Рязанские

После смерти на киевском княжении Святослава Ярославича в 1076 году Изяслав Ярославич вернулся в Киев, а Чернигов удержал Всеволод Ярославич. Святославичи Роман и Олег в союзе с половцами начали борьбу за бывшие владения своего отца, что привело к гибели в 1078 году в битве на Нежатинной Ниве Изяслава Ярославича и союзника Олега Бориса Вячеславича , сына Мономаха Изяслава в 1096 году 1078 году при переходе Всеволода Ярославича в Киев он оставил сына Владимира Мономаха наместником в Чернигове). В 1097 году по решению Любечского съезда князей каждый да держит отчину свою Святославичи получили отцовское наследство.

В 1127 году в отдельную ветвь выделились потомки Ярослава Святославича , изгнанного из Чернигова своим племянником и зятем Мстислава Великого Всеволодом Ольговичем и сохранившего для своих потомков Муром , Рязань и Пронск . В 1167 году угасла черниговская ветвь потомков Давыда Святославича , в Чернигове осели потомки Всеволода Ольговича, в Новгороде-Северском и Курске - потомки Святослава Ольговича .

Мономаховичи (Мономашичи)

Основные статьи : Мономашичи , Мстиславичи , Романовичи , Юрьевичи

После гибели младшего сына Всеволода Ярославича Ростислава в битве с половцами на реке Стугна в 1093 году за потомством Всеволода Ярославича закрепляется имя Мономаховичи . В период правления Владимира Мономаха и его сына Мстислава (1113 -1132 ) киевские князья восстанавливают свой прямой контроль над всей Русью (включая Полоцк и Туров), за исключением юго-западных владений Ростиславичей и левобережных владений Святославичей (Курск временно принадлежит Мономаховичам).

Мономаховичи разветвляются на линии Мстиславичей (они, в свою очередь, на Изяславичей Волынских (в том числе с 1198 года Романовичей Галицких ) и Ростиславичей Смоленских ) и Юрьевичей (Георгиевичей) Владимирских (от Юрия Долгорукого ). Последняя линия с конца XII века приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси; из неё происходят великие князья и цари московские . Со смертью Фёдора I Иоанновича (1598 ) московская линия династии Рюриковичей прекратилась, но отдельные княжеские фамилии продолжают существовать и до нашего времени.

Потомки Рюрика

Отдалёнными потомками Рюрика по женской линии являются 10 современных монархов Европы (Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Бельгия, Англия, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако), несколько американских президентов, писатели, артисты.