Я проснулся на рассвете рассказать что солнце. Возможно вам будет интересно

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, который известен каждому читателю в качестве одного из представителей русской классической поэзии, уникально. В данной статье каждый заинтересованный читатель сможет найти анализ стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом», которое стало одним из очень многих шедевров, вышедших из-под пера русского классика «золотого века» литературы.

Немного о стихотворении

Стихотворение написано в 1843 году. Это произведение поэт посвятил своей возлюбленной - Марии Лазич. Несмотря на то, что поэт не собирался жениться на девушке, она была для него идеалом нравственности. Когда возлюбленная скончалась, Афанасий переживал тяжелое потрясение. Именно под воздействием своих чувств поэт написал данное произведение.

Перед тем, как приступить к анализу «Я пришел к тебе с приветом», нужно понять, о чем пишет автор в своем стихотворении.

Каждому, кто хоть немного знаком с творчеством российского классика, известно, что Афанасий Фет - настоящий лирик, который способен выражать свои чувства, связывая их с природными явлениями. Та легкость, которая присутствует во всех произведениях поэта, заставляет прочувствовать все эмоции, которыми была полна душа Фета. Эта романтичность, с которой он описывает родные края, находя красоту во всем, стала одним из первых шагов к появлению такого направления литературы, как чистая поэзия.

Прочитав произведение Афанасия Афанасьевича, важно выделить три основные темы, которые затрагивает поэт. Такими составляющими стихотворения стали: любовь, природа и красота.

Несмотря на то, что очень многие поэты, которых мы сегодня называем «классиками золотого века литературы», обычно обозначали четкую грань между данными проблемами, у Фета все эти три темы тесно переплетены между собой. К такому выводу мы приходим, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом». В стихотворении поэт изображает картину так, что невозможно представить любовь без красоты, природу без любви или красоту без природы. Для того, чтобы воспринимать стихотворение в соответствии с задумкой автора, нужно понимать эту удивительную черту всего творчества Фета.

Особенности стихотворения

Главной особенностью произведения, которую можно наблюдать во время анализа «Я пришел к тебе с приветом», стало обычное описание природы в тех красках, которые действительно присутствуют в реальности. Причиной этому стал тот факт, что сам Афанасий Афанасьевич придерживался в своем творчестве такого направления, как чистая поэзия. Именно поэтому первые две строфы говорят о пробуждении природы, а последующие две - о чувствах лирического героя.

Выразительные средства, которые использовал поэт

Говоря о красках, встречающихся в действительности, имеется в виду описание природы, ее состояния в разные времена года. Производя анализ «Я пришел к тебе с приветом» можно заметить, что автор использует такие литературные выразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворения. При этом, сам образ природы не искажается - изображение становится легким, воздушным, возможно, более ярким: солнце затрепетало по листам "горячим светом", лес полон "весенней жаждой", причём проснулся он "веткой каждой".

Кроме того, производя анализ стиха «Я пришел к тебе с приветом», важно заметить, насколько тесно поэт связывает чувство любви с природными явлениями, что создает особенную красоту, как и самого изображения природы, так и романтичного настроения самого лирического героя: "Отовсюду на меня весельем веет".

Направление и жанр стихотворения

Несмотря на то, что произведение «Я пришел к тебе с приветом» часто относят по смысловому направлению к разряду любовной лирики, говорить об этом однозначно нельзя. Уже было сказано выше, что стихотворение включает в себя элементы и других направлений. Несомненно, произведение относится к лирической поэзии, но из-за смысловой многогранности, не стоит считать, что поэт пишет исключительно о любви.

Читая строки стихотворения, можно увидеть, как автор воспринимает природу. Все явления, которые происходят независимо от воли человека, Афанасий воспринимает как нечто великое. То есть, можно сделать вывод, что для поэта и сама природа является отдельным живым существом, которое имеет свои желания, потребности, характер и особенную манеру поведения.

Вчитываясь в строки произведения, важно заметить, какое внимание Афанасий уделяет мельчайшим деталям. Благодаря такому изображению окружающей среды, картина сразу приобретает другой вид. Столь повышенное внимание ко всем деталям, которые, на первый взгляд, абсолютно не играют никакой роли, стало не только отличительной чертой данного шедевра русской классической поэзии, но и удивительной особенностью всего творчества Афанасия Фета.

Общий вывод по стихотворению

Произведя полный анализ «Я пришел к тебе с приветом» Фета, можно сделать общий вывод. Целью творчества Афанасия Афанасьевича Фета стало не просто описание прекраснейшего природного ландшафта, а восхваление всей русской природы, которая отличается особенным разнообразием. Поэтому удается описать родную культуру так, что в каждого читателя проникает эта любовь к родной земле, ко всем ее красотам.

Афанасий Фет точно дает понять каждому читателю то, что самая главная красота заключена именно в природе, в невероятных пейзажах, и только потом в самом человеке. Это можно понять по тому, как автор ставит на первое место тот факт, что человек - лишь небольшая составляющая природы, ее часть, ее дитя.

Жизнь складывается из отдельных мгновений, которые становятся звеньями одной цепи – Вечности. Афанасий Фет создал огромный мир поэзии, «звенья» которого — его стихотворения. В этом мире всё едино и всё говорит человеку – жить и наслаждаться тем даром, который отпущен нам сверху! Каждый стих – рой впечатлений, мыслей, радостей и печалей, рождающий желание проникнуть в иные миры, ощутить величие Вселенной – это и роднит нас с поэтом.

Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Прежде чем оно увидело свет, И.С. Тургенев настоял на отсечении последних двух строф, хотя сам автор и Н.А. Некрасов не были согласны. В 1863 году Фет восстановил эти строфы. Строки стихотворения положены на музыку композиторами А.Аренским, М.Балакиревым, Н.Римским-Корсаковым.

Тематика стихотворения

Основные темы, затронутые в произведении, близки каждому одухотворенному и мечтательному читателю. В их число входят:

  1. уникальность русской природы
  2. любовь как самое заветное чувство
  3. философские размышления о смысле бытия и творчества
  4. красота окружающего мира

Произведение посвящено самому волнующему и красивому времени года. Образ Весны – любимый в поэзии Фета. Пробуждение ото сна, воскрешение души, небывалый подъём энергии и сил, ожидание всего свежего, чистого и нежного – все это главные темы в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом». Это «торжественное шествие» мощного чувства и настроения, которое «ставит точку» в беспробудной «спячке» человечества и зовёт к светлому, счастливому будущему.

Жанр и композиция

Интересна содержательная сторона композиции: в каждой строфе заключена отдельная «микротема». В первой строфе – наступающий в природе рассвет; во второй – приход весны и пробуждение к жизни птиц, «веточек» и «листьев» в лесу. Следующая строфа – в душе лирического героя, открывающейся навстречу счастью, «поселяется» весна. В заключительной строфе – Весна и Любовь рождают вдохновение. Поэт заявляет о своём поэтическом «кредо»: воспевать красоту.

Форма повествования укладывается в «определённые рамки». Каждая строфа (кроме первой) начинается с глагола «рассказать». Желание быть услышанным – вот смысловая сторона композиционного построения. Этот приём позволяет привлечь внимание читателя, чтобы объяснить ему, с какой целью автор «ворвался» в мир литературы.

Обращение к читателю написано в уважительной форме, располагающей к взаимной беседе. Поэтому по жанру это, скорее всего, послание, относящееся и к пейзажной лирике. Однако стихотворение Фета — не просто ответ на вопрос о предназначении творчества поэта. Это и философское рассуждение о любви, о чувствах, переполняющих душу, о счастье не только одного человека, но и всего мироздания.

«Весеннее» стихотворение – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, жгучим силам природы.

Средства художественной выразительности

Каким способом поэт добивается впечатления? Ритм, расстановка слов, поэтический синтаксис «подсказывают» читателю картину, рождённую в душе поэта.

Примеров метафорического способа передачи оттенков чувств и мыслей в стихотворении много: «душа служить готова», «песня зреет», проснулся «каждой веткой», встрепенулся «каждой птицей». Слово «веселье» означает не праздность, а настрой на работу, творчество.

Важным художественно-изобразительным средством является олицетворение, так как для поэта природа и человек – понятия неразделимые, взаимопроникающие: солнце «встало», «затрепетало»; лес «проснулся».

Приёмом ритмической организации текста является анафора (использование повторяющегося глагола «рассказать»). Глаголы придают динамичность всему тексту. Повторяющийся союз «что» создаёт напевность стихотворения, превращая его в «музыкальное» произведение.

Произведение состоит из четырёх строф, в каждой из которых по четыре строки (катрена), связанных перекрёстной рифмовкой. Размер стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» – динамичный четырёхстопный хорей. Однако использование в каждой строке пиррихия (два безударных слога в строфе) делают стихотворную строку лёгкой и воздушной.

Точно передают эмоциональное состояние человека, уверенного в своих мыслях и чувствах, аллитерация («ПРишёл с ПРиветом) и ассонанс (рАсскАзАть, чтО сОлнце встАлО).

Эти приёмы звукописи ассоциативно рождают мысль о смелом и энергичном отношении к самой жизни: наслаждайся каждым мгновением, действуй, не спи!

Идея произведения

Что не даёт покоя? Что бередит душу? Что заставляет обратиться к читателю, о чём хочет «рассказать» поэт? – О солнце. О «листьях» и «ветках». О душе. О счастье. О веселье. О песне. Эти ключевые слова в стихотворении – ответ на поставленные вопросы.

Однако существует и другая «сторона медали». «Я» — это и обращение лирического героя к возлюбленной. В нём он выражает благодарность за чувства, всколыхнувшие душу, за страсть, которую она заронила в сердце, и вызвала к жизни поэтическое вдохновение.

Своеобразие творчества Афанасия Фета

Лирика поэта – интимно-психологическая. Она близка живописи художников — импрессионистов, вызывающих у зрителей различные впечатления. Так и поэзия Фета рождает гамму противоречивых чувств, но преобладают восхищение, умиротворение, очарование, умиление.

Многие стихотворения начинаются с уверенно заявленного «я». Однако «восстановить» личность поэта по ним практически невозможно. Она присутствует опосредованно.

Несовпадение реального и художественного миров – это «визитная карточка» Афанасия Фета. Он создал мир, куда можно уйти отдохнуть от жизненных проблем. Этот поэтический «островок» как эликсир, помогающий избежать трагизма во всех проявлениях.

Поэт видит назначение лирики в способности увековечить самую незначительную деталь жизни. Времена года, природные стихии, время суток нашли своё отображение в стихах. Природа у Фета «вочеловечена», то есть существует на равных с мыслями и душой человека.

Афанасий Фет считал, что всё на земле создано ради любви.

Рисуя пейзажные картины, «живописуя» любовь во всех её проявлениях, мастер использует метафорический и символический способы изображения действительности. В облике возлюбленной он подчёркивает детскость как символ чистоты, искренности. Образ огня как ожог памяти. Он «манит», «дразнит», служит проверкой на чуткость. Стихи о любви «говорят» «языком цветов»: «первый ландыш» — первый вздох о любви, «фиалка» — любовь матери. Главный цветок этого чувства – роза.

Музыкальность отчётливо проявляется в ассонансных повторах и в том, что каждый согласный сопровождается здесь гласными звуками. Рифмы в стихах передают движение мысли и чувства. Своеобразие творчества Фета – слияние музыки, звука, чувства, природы и любви, что так привлекает музыкантов романсного жанра во все времена.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Я пришел к тебе с приветом» Афанасий Фет

поэзии Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Анализ стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские корни Фета, родители которого являлись потомственными немцами. Именно от матери, которая, нося под сердцем будущего поэта и влюбившись в помещика Афанасия Шеншина, тайно бежала с ним в Россию, Фет унаследовал свою мечтательность и способность видеть мир через призму личных переживаний. С генами отца, дармшдатского судьи Вильгельма Фета, поэт получил в подарок острый ум и жажду к знаниям. Поэтому неудивительно, что автор знаменитого стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», написанного в 1843 году, сумел добиться успехов как на литературном, так и на военном поприще.

Бессмертные строки этого романтического и возвышенного стихотворения вышли из-под пера 23-летнего автора. Возраст, который идеально подходит для любви, не омраченной условностями и общественными предрассудками. Безусловно, к этому времени у поэта уже была дама сердца, имя которой он тщательно скрывал. Но именно ей посвящено стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», наполненное легкостью и ощущением всепоглощающего счастья .

При помощи простых и образных фраз Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра, безмятежного и окрашенного в радужные тона благодаря тому, что именно в этот момент происходит встреча автора с возлюбленной. Он пришел не на свидание, а лишь для того, чтобы пожелать своей избраннице доброго утра и «рассказать, что солнце встало». Очарование девушкой, к которой поэт испытывает самые нежные чувства, смешивается с восхищением красотой окружающего мира, который неторопливо пробуждается, готовится к предстоящему дню и «весенней полон жаждой». Именно созвучие чувств и ощущений приводит поэта в столь благодушное расположение духа, он готов рассказать о своей любви не только избраннице, но и всему миру , который, как кажется автору, обещает стать весьма благодарным слушателем.

Обращаясь к таинственной незнакомке, автор подчеркивает, что «душе все так же счастью и тебе служить готова». Именно это романтичное настроение можно прочувствовать в каждой строчке стихотворения, которое, рождаясь, уже само по себе заставляет поэта радоваться жизни и воспринимать новую встречу с дамой сердца, как бесценный подарок судьбы. Душу поэта переполняет мальчишеское веселье, ему хочется петь, хотя слова песни еще не обрели смысл, форму и очертания. Однако автора это нисколько не смущает, потому что в столь молодом возрасте он еще не умеет, да и не желает маскировать свои чувства, считая их бурное проявление вполне естественным явлением.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» без преувеличений можно назвать гимном любви , который наполнен удивительным светом, безмятежностью и наивной чистотой. Чувства поэта ничем не омрачены и настолько возвышенны, что заставляют по-настоящему восхищаться каждой строчкой этого произведения. При этом порывистый и динамичный ритм стихотворения, контрастирующий с его содержанием, создает ощущение стремительности мгновения, которое постарался запечатлеть автор, и подчеркивает его скоротечность. Однако этот короткий миг жизни, наполненный счастьем, навсегда останется в русской поэзии как символ искренности и душевной красоты, которыми обладал Афанасий Фет. И — щедро поделился этими качествами с каждым, кому довелось прочесть стихотворение, лишенное притворства и великосветской напыщенности, которые были свойственным многим русским поэтам первой половины 19 века.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом"

Песнь рассвета

Творчество А. А. Фета удивительным образом проникнуто яркими чувствами и внутренней глубиной единения с природой. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», передает чистоту и искренность чувств, изложенных в необычной и живой форме. Это стихотворение наполнено свежестью и легкостью, оно изливается песнью души автора. Этой легкостью проникнута каждая строчка стиха:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало

Непринужденность и какая-то детская наивность чувствуется в его строках. Фет рассказывает в этом стихотворении о пробуждении природы. Он особенным образом выделяет утреннее солнце, которое «горячим светом по местам затрепетало» и наделяет его энергией и живительной силой. Эта энергия солнца тут же отразилась на всем вокруг:

…лес проснулся

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

В этих строках описано не столько реальное явление природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Это внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную. Он мчится к ней на крыльях любви, чтобы подарить это утро, тепло яркого солнышка и свежесть проснувшегося леса.

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

Поэт влюблен и безмерно счастлив: все вокруг, его безудержно радует, во всем он видит только самое прекрасное. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви:

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье - душа поэта поет.

Фет сумел в этом стихотворении соединить состояние утренней природы и своих переживаний. Он очень тонко выразил словами все оттенки настроения и отчетливо передал внутреннее состояние и те чувства, которое переполнили его существо.