Знания учащихся по русскому языку. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку
Итоговые испытания
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса
1.Учащиеся должны знать
2.Учащиеся должны
- Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически.
- По орфографии. Находить изученные орфограммы. Правильно писать слова с изученными орфограммами
Перечень изученных в 5 классе орфограмм :
- Безударные проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные и согласные.
- Проверяемые согласные в корне слова.
- Непроизносимые согласные в корне слова.
- Буквы и, у, а после шипящих.
- Разделительные ь и ъ.
- Раздельное написание предлогов с другими словами.
- Употреьеление ь на конце существительных после шипящих.
- Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
- Гласные и согласные в приставках.
- Буквы з и с на конце приставок.
- Буквы о –а в корне –лаг- - -лож-
- Буквы о –а в корне в корне –раст - -рос-
- Буквы ё – о после шипящих в корне слова
- буквы и – ы после ц.
- Большая буква и кавычки в именах собственных.
- Буквы е и и в окончаниях имен существительных.
- О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
- Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
- Краткие прилагательные с основой на шипящую.
- Не с глаголами.
- Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2 лице.ед.ч.
- Тя и –ться в глаголах.
- Буквы е и и в корнях с чередованием.
- Буквы е и и в окончаниях глаголов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса
1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить словообразовательный разбор слов, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи
- Составлять простые и сложные предложения
- Разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться словарями
- Соблюдать произносительные нормы литературного языка
- По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
- По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными предложениями, обосновывать выбор знаков препинания.
- По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план текста.
Перечень изученных в 6 классе орфограмм :
1.Буквы о и а в корне –кос - -кас-
2.Буквы о и а в корне –гор- - -гар-
3.Буквы ы и и после приставок.
4.Гласные в приставках пре-и при-
5.Соеднительные о и е в сложных словах.
6.Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя
7.Не с существительными.
8.Буквы щ и ч в суффиксе –чик и –щик
9.Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик
10.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
11.Не с прилагательными.
12.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
13.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
14.Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.
15.Дефис в сложных прилагательных.
16.Мягкий знак в середине числительных.
17.Буква и в окончаниях количественных числительных.
18.Не в неопределенных местоимениях.
19.Дефис в неопределенных местоимениях.
20.Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
21.Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях.
22.Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
23.Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
Перечень пунктуационных правил:
1.Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
2.Запятая при однородных членах.
3.Запятая и восклицательный знак при обращении.
4.Запятая в сложных предложениях.
5.Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса
1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами. Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы литературного языка.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи.
Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; писать сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
Перечень изученных в 7 классе орфограмм :
- Правописание суфф. -то,-либо, -нибудь и прист. кое-
- Гласные в суффиксах причастий
- Н и НН в суффиксах причастий
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
- НЕ с глаголами и деепричастиями
- Слитное и раздельное написание наречий
- Дефисное написание наречий
- Гласные на конце наречий
- Ь после шипящих в наречиях
- Правописание производных предлогов
- Правописание союзов
Перечень пунктуационных правил.
- Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
- Запятая при однородных членах.
- Запятая и восклицательный знак при обращении.
- Запятая в сложных предложениях.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса
1.Учащиеся должны знать
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
- По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
- По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
- По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика лиц;описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Перечень пунктуационных правил.
- Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.
- Знаки препинания при обособленных членах предложения.
- Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
- Знаки препинания при обращении.
- Знаки препинания при вводных конструкциях.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
- диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
- изложений,
- тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
б) отсутствие красной строки;
в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
- главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5
" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Оценки | |||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 исправление | |||||
1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | ||
3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | ||
4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.). Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм. Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Организация и проведение изложений, сочинений. В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней. Оценка "4"
ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами. Объем словарных диктантов:
Оценивание словарных диктантов: Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы; Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление; Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление; Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися. |
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.