Какова главная особенность психологии как науки. Основные особенности психологии как науки

1) наблюдение

Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Оно представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.).

Основными областями применения наблюдения могут быть поведение покупателей при покупке товаров, моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности), физиологические измерения психологических проявлений (переменных), поведение покупателя, эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.

Наблюдение - пассивный метод исследования.

Наблюдения могут быть лабораторными и полевыми. Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его нормальной среде, обстановке. Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его поведения.

Основными недостатками этого метода исследования являются невозможность участия наблюдателя при выборе наблюдаемого объекта, в отдельных случаях отсутствует возможность исследования всех характеристик наблюдаемого объекта одновременно, невозможность зарегистрировать субъективные факторы поведения изучаемого объекта.

В процессе наблюдения широкое распространение получили технические средства: видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.

Важно: определение круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и др.), выбор тактики опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.

Опросы можно проводить при помощи анкеты

Эффективность проведения опроса во многом зависит от определения выборки. Здесь возникает необходимость получить информацию о параметрах «группы», среди членов которой будет проводиться маркетинговое исследование. Например, управляющий маркетингом желает знать данные об объеме сбыта продуктов его организации через различные типы розничных магазинов. Такая «группа» в статистике называется генеральной совокупностью или просто совокупностью. Иногда совокупность является достаточно малой по своей численности, и менеджер может изучить всех ее членов. Обычно же это сделать невозможно: изучить, например, мнение всех детей возраста от 3-х до 5 лет относительно игрушек определенного типа. Следовательно, проводиться изучение только части совокупности.

Для получения точных результатов, соотношение численности членов различных групп среди опрашиваемых должно быть равно соотношению численностей членов данных групп в генеральной совокупности (т.е. если ваши презервативы покупают 70% мужчин и 30% женщин опрашивать следует аудиторию с таким же соотношением полов)

Наиболее распространенные формы опроса:

Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести заранее подготовив вопросы. Характеристиками телефонного опроса являются низкая себестоимость, быстрота проведения полевых работ, возможность проведения исследования на больших выборках, высокая степень стандартизации и небольшой объем анкеты. Продолжительность – не более 15 минут. Недостатки способа - менее доверительный контакт между интервьюером и респондентом, невозможность использования визуальных материалов.

При уличном опросе непосредственный контакт интервьюера с респондентом позволяет получать более достоверную информацию, использовать визуальные материалы и включать в анкету открытые вопросы. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут. Способ наиболее эффективен в случае легко доступной целевой аудитории исследования, хорошо подходит для исследований со специфическими группами респондентов (например, молодежью), трудно достижимыми в других видах опросов.

Магазинный опрос проводится в местах продаж товаров исследуемой категории, что позволяет легче рекрутировать представителей целевой аудитории. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут.

Квартирный опрос позволяет строить выборки, репрезентативные всему населению города. Возможен большой объем анкеты, предъявление образцов продукта и т.д.

Ин-Холл тест - способ сбора данных, предоставляющий исследователям наибольшие возможности. Опрос проводится в специально подготовленном помещении, что позволяет использовать различную аппаратуру, предъявлять респондентам большое количество образцов и т.д. В случае труднодостижимой целевой аудитории (например, высокодоходные потребители, специалисты-профессионалы, дети с родителями и т.д.) возможен предварительный пдбор респондентов.

Метод "Фокус-групп" заключается в проведении группового глубинного фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Рекомендуемое количество проведения фокус-групп при изучении той или иной проблемы - 3-5.

Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского поведения. В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию, согласованному с заказчиком. Для этого по особым критериям отбираются и приглашаются представители определенной группы населения, как правило, являющиеся целевой аудиторией заказчика данного исследования.

Опрос в письменном виде может производиться несколькими способами. Анкеты могут рассылаться исследуемым потребителям по почте, при этом может рекламироваться организация или ее товар. Используя этот метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты будут заполнены и возвращены. По данным специалистов получение ответов составляет от 20 до 50% от полного объема охваченных опросом. Применение различных стимулов в отношении опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет. Письменные опросы часто проводятся среди потенциальных партнеров и потребителей организации, которые могут участвовать в выставках, ярмарках, презентациях организации.

1) Опросы могут быть единовременными или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью . Этот термин произошел от английского слова panel , что в переводе обозначает список. Панельное исследование - это опрос определенного, представительного круга лиц в течение длительного времени или в течение определенного промежутка времени по определенной теме. В качестве панели может выступать как группа лиц, так и организации. Этот метод используют при изучении потребительских мнений определенной группы лиц за какой-либо период времени, и на его основе изучается тенденция изменения мнений потребителей, их потребностей, привычек, вкусов и т.п.

2) Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий проведения различают полевой и лабораторный эксперимент. Главная цель эксперимента - это исследование поведения объекта – зависимость реакций от различных условий. Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменения поведения конкурентов и коммерсантов.

Наибольшее применение на практике находит полевой эксперимент, который проводится в нормальных условиях окружающей среды.

В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре вида эксперимента:

открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах и условиях эксперимента;

Опорный конспект для подготовки к КР

исследование – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения о нем информации.

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в

а) распознавании проблем и ситуаций,

б) определении происхождения проблем и ситуаций, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития,

в) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний,

г) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследования включают в себя:

1) определение проблем и постановку целей;

2) выбор источников информации (определяются места проведения исследования, выбираются инструменты исследования, составляется план);

3) сбор информации (с помощью различных маркетинговых методов происходит первичный сбор информации);

4) проведение анализа собранной информации (составляются таблицы, графики; информация обрабатывается с помощью методов статистики; формируются методы и способы решения стоящих задач);

5) представление результата работы.

Основными принципами исследования являются следующие:

1. Объективность, т. е. необходимость учета всех факторов и не спешность принятия определенного решения до завершения анализа.

2. Точность, т. е. постановка конкретных целей и задач исследования.

3. Тщательность, т. е. детальное планирование всего процесса исследования, высокое качество выполняемой работы, а также эффективная система контроля.

Метод исследования наблюдение

Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения. Наблюдение – это процесс, у которого есть определенная цель, который планомерен и систематически обобщает все собранные факты и подвергается контролю на предмет надежности и точности собранных данных.

Наблюдение может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии наблюдателя или без него.

Полевые условия означают, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазинах, на рынках и т. д.), а лабораторные – искусственно создаются ситуации. Отличительной чертой первой формы является естественность поведения наблюдаемого объекта, а второй то, что возможно применение ряда технических средств.

По степени стандартизации выделяют стандартизированное наблюдение и свободное.

Под стандартизацией понимают определение конкретных поведенческих схем поступков. Например, для выявления результативности размещения рекламы в витрине магазина можно выделить несколько таких схем: человек зашел в магазин, не взглянув на рекламу, размещенную в витрине; человек зашел в магазин, увидев рекламу; взглянул на витрину и не зашел в магазин; прошел мимо, не взглянув на рекламу в витрине.

Преимуществами данного метода являются:

а) возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать;

б) обеспечение более высокой объективности;

в) возможность наблюдения неосознанного поведения;

г) учет окружающей действительности.

Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного).

Метод исследования эксперимент

Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную.

Условия проведения – полевые, лабораторные.

Основные признаки – изолированность изменений, активное участие исследователя в процессе сбора данных.

Достоинствами данного метода являются видение причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит систематизированный характер.

Метод исследования Панель

Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в ЭВМ с целью определения влияния на общую стратегию действий.

Признаки метода

– предмет и тема исследования постоянны;

Сбор данных осуществляется через определенные промежутки времени;

Постоянна совокупность объектов исследования (домохозяйки, торговые предприятия, производственные потребители);

Не требуется участие со стороны потребителей;

Возможность учета множества взаимосвязанных факторов.

Однако, этот метод сложен, труден в применении и сильно зависит от положенных в основу предложений.

Виды панелей:

1) торговая (оптовая, розничная);

2) потребительская (единоличная, семьи, производственное потребление);

3) специальные формы (панель экономистов, архитекторов и прочее, а также театры, больницы и т. д.);

4) краткосрочная и долгосрочная;

5) в зависимости от метода получения информации (опросные листы, интервью и т. д.).

С помощью данного метода можно выявить факторы, оказывающие влияние на исследуемую проблему, и их динамику; можно изучить мнения обследуемых, их намерения и решения; можно выявить различие в поведениях потребителей, относящихся к разным социальным слоям, живущих в разных населенных пунктах; можно изучить мотивы покупок и спрогнозировать их развитие, а также многое другое.

Метод экспертных оценок – это сбор информации и ее анализ на основе логических и математико-статистических методов и приемов с целью получения необходимой информации для подготовки и выбора рациональных решений.

Этот метод применяют тогда, когда необходимо выбрать решение, которое не может быть определено на основе точных расчетов. Такие ситуации часто возникают в разработках современных проблем управления производством и, главное, при прогнозировании и долгосрочном планировании.

Метод экспертных оценок используют в:

а) социально-политическом прогнозировании;

б) научно-техническом прогнозировании;

в) планировании народного хозяйства;

г) разработке крупных экономических, политических и социальных программ.

В современном обществе к процессу управления предъявляется требование качества принимаемых решений. А данный метод обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на каждом этапе принятия решений, что позволяет повысить их качество и эффективность.

Для получения конечного результата (экспертных оценок) используют анкетные методы и методы групповой экспертизы.

Достоинствами этих методов являются:

1) простота организации;

2) использование статистической обработки;

3) возможность охвата больших групп.

Недостатки:

1)неполнота ответов;

2) субъективный фактор опрашиваемых;

3) возможность неправильного понимания вопросов.

Особенность метода экспертных оценок заключается в научном понимании организации проведения всех этапов экспертизы, а также в применении количественных методов на каждом этапе.

Разведочное исследование – это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений, в рамках которых ожидается реализация деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Например, предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило такие его составляющие, как величина возможного кредита, надежность, приветливость персонала и др., а также определило, как измерить эти составляющие.

Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.

Описательное исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований, например, исследуется:

Кто является потребителем продукции фирмы,

Что фирма поставляет на рынок,

Где потребители приобретают продукцию фирмы,

Когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию,

Как потребители используют данную продукцию.

Надо заметить, что описательные исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а не иначе.

Казуальное исследование проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит желание понять какое-либо явление на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. К сожалению, на основе логики «если - то тогда» изучить проблемы маркетинга очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.

Эмпирические методы основываются на изучении действительных объектов с помощью методов полевых исследований (количественных и качественных) и кабинетных исследований. Достоинствами этой группы методов является их высокая объективность и многообразие приемов сбора первичной информации. Недостатки – трудоемкость проведения, высокие затраты и длительность сбора информации.

Количественные методы исследований являются наиболее часто используемыми. Главной их задачей является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на то или иное мероприятие. Количественные опросы рекомендуется проводить:

При изменении услуги или товара, способа ее предоставления, цены;

Сравнении относительной эффективности нескольких готовых реклам;

Тестировании восприятия потребителями новых услуг или товаров;

Отслеживании потребительского восприятия характеристик имеющихся услуг или товаров.

Ограниченность количественных методов связана с необходимостью сбора данных в большом объеме. Точность и достоверность информации зависят от структуры выборки. Нарушение процедуры формирования выборки ведет к снижению качества информации. Потребность в большом количестве респондентов ограничивает возможности и продолжительность каждого отдельного интервью. Количественные методы используют более структурированные техники, что повышает требования к формулировкам и структуре вопросов при подготовке анкет. Типовые количественные методы включают в себя разнообразные способы связи с аудиторией: телефонные, почтовые, персональные интервью, интернет–опросы, а также данные наблюдений и экспериментов .

Если с помощью количественного исследования можно выяснить поведение потребителя – «кто, что, когда, сколько и как часто», то качественное исследование связано в большей степени с ответом на вопрос «почему?». Необходимо понять, какие мотивы и побудительные факторы воздействуют на потребителей при принятии решений о потреблении услуг и при вырабатывании стереотипов отношений к имиджу предприятий.

Качественные исследования применяются для того, чтобы «отсеять» иногда поверхностные и рациональные ответы потребителей и установить их глубинные чувства, идеи, убеждения и побуждения. Качественное исследование основано на дискуссии, проводимой в непринужденной обстановке, с тем чтобы выявить реальные отношение и мнение потребителей относительно тех или иных вещей. В качественных исследованиях предпочтение отдается следующим направлениям:

Потребительское поведение и отношение;

Сегментационные исследования;

Ценовые исследования.

Проблема качественных методов исследования состоит в интерпретации собранной информации и ее анализе. Результаты беседы с разными респондентами сложно сравнивать. Количество опрашиваемых лиц не обязательно удовлетворяет требованию репрезентативности. Субъективный характер получаемой информации, субъективность интерпретации порождают вопросы о надежности и обоснованности полученных результатов. Для выполнения исследования требуются высококвалифицированные специалисты.

Качественные исследования включают в себя дискуссии в фокус – группах, индивидуальные глубинные интервью, анализ протокола, проекционные методы .

Кабинетные исследования – это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для каких – либо иных целей.

Кабинетные методы исследования часто называют методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус - групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, кино-, видео-, фотоматериалы, научные и монографические издания. Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования, при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур, при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.

Кабинетные методы используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении динамики общественного мнения по какой – либо проблеме, при исследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей.

Целевая аудитория

Всех потребителей по отношению к определенному продукту можно разделить на 4 группы.

новые потребители товарной категории (New category users).

Данная группа может как обладать, так и не обладать хорошим сбытовым потенциалом в зависимости от их уровня осведомленности о данной категории;

лояльные к бренду (Brand loyals). Создают основной объем продаж и являются гарантией на будущее. Однако с помощью этой группы невозможно увеличить объем продаж;

переключающиеся с бренда на бренд (Brand switchers) . В основном за эту группу потребителей идет борьба в ходе рекламных кампаний с целью перевести их в категорию лояльных к бренду;

лояльные к другим брендам (Other brand loyals). Обладают самым маленьким сбытовым потенциалом, поэтому работать с этой группой крайне невыгодно

Основные подходы к сегментированию:

географический подход - деление рынка по различным географическим единицам;

демографический подход - использование демографических характеристик, таких, как:

пол;

Возраст;

Национальность;

Вероисповедание;

Образование;

Род занятий;

Семейное положение и т. д.;

поведенческий подход - сегментирование рынка производится на основе анализа покупательской активности потребителей. При использовании данного принципа учитываются:

Регулярность покупки;

Мотив совершения покупки;

Статус пользователя (потенциальный пользователь, бывший пользователь, регулярный пользователь и т. д.);

Степень использования возможностей продукта;

Приверженность марке;

Готовность к совершению покупки;

психографический подход - потребители анализируются по следующим критериям: принадлежность к социальному классу, образ (стиль) жизни и тип личности. Примером подобного подхода может служить классификация Митчелла (VALS), которая базируется на рассмотрении ценностей и стиля жизни, он выделяет следующие группы потребителей:

Движимые потребностью (стремящиеся выжить и сохранить свое положение);

Экстраверты (сами не принимают решение, решающий фактор для них - мнение социального окружения);

Новаторы (склонны к современному стилю жизни, социально независимы);

Интегрированные личности (сохраняют баланс между общественным и собственным мнением).

Метод исследования ОПРОС

Опрос – прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к конкретному человеку или определенной группе людей. С помощью опроса получается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. Это непосредственное (в случае устной формы) или опосредованное (письменный опрос, с применением электронных средств коммуникации) получение интересующей исследователя информации от другого человека или группы людей.

Основой опроса как метода является общечеловеческая способность общаться в форме беседы.

Беседа – основной способ взаимодействия людей друг с другом как в обыденной жизни, так и в профессиональном взаимодействии. Существуют различные виды профессиональных бесед: исповедь, терапевтический диалог, переговоры, журналистское интервью, допрос, устный экзамен и др.

Исследовательский опрос в устной форме основан на обыденном разговоре, но по своей цели, процедуре, способам фиксации и интерпретации имеет свою специфику и является также профессиональной беседой.

Основная цель опроса в психологической беседе – узнать и описать жизненный мир респондента, что, конечно, подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов.

Опросы могут быть:

1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т.п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);

2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);

3) экспертные и фронтальные (массовые);

4) выборочные и сплошные;

5) первичные и повторные.

Опрос в тех или иных формах – один из основных методов социально-психологических и психологических исследований. Причины его популярности:

– наиболее прямой способ получения информации от субъекта;

– доступность и простота в применении;

– легкость в обработке, интерпретации, хранении.

В проведении опроса существуют два действующих субъекта:

корреспондент (интервьюер ) – исследователь, проводящий опрос;

респондент – опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.

Отрицательные стороны опроса : выясняются субъективные мнения респондентов, предъявляемые корреспонденту, т.е. могущие не являться реальным.

Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

индивидуальные особенности интервьюера;

– корректность составления вопросов и специфика их предъявления;

– ситуация проведения опроса;

– искренность респондента и доверие его интервьюеру;

– стереотипные ответы и стандартные высказывания;

– эффект ожидаемых мнений и стремление соответствовать социальным нормам;

– эпотажность и демонстративность поведения респондента.

Требования к формулировке вопросов:

– ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые способны затруднить восприятие респондентами);

– конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);

– проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую интервьюера проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);

– последовательность (значимо выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).

Интервью требует специальной предварительной подготовки. Важна не только правильность формулировки вопроса, но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, дающими зачастую очень много информации.

Виды интервью:

1) стандартизованное (формализованное) – предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее, и отход от них не допускается;

2) нестандартизованное (свободное) – обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, дополнительные вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;

3) фокусированное (направленное) – по поводу одного события, документа, явления и т.п.;

4) ненаправленное – свободное интервью на общие темы или по поводу разнохарактерных вопросов.

Этапы исследования с помощью методов устного опроса :

1. Выбор темы – формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы "почему?" и "что?", будет изучаться.

2. Планирование – определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени выборки).

3. Опрос – проведение беседы, интервью или дискуссии по запланированной схеме.

4. Расшифровка – перевод аудиозаписи в письменный текст.

5. Анализ – опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т.д.).

6. Верификация (проверка ) – выясняется, насколько полученные результаты надежны (тексты опросов однородны) и валидны (тексты опроса реализуют именно ту цель, которая была поставлена исследователем).

7. Написание отчета – изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

    реферат , добавлен 07.09.2013

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Сущность и история возникновения психологии, ее основные задачи и междисциплинарные связи. Классификация методов психологических исследований, особенности проведения наблюдения и эксперимента. Наиболее распространенные современные виды тестирования.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Предмет, объект и основные категории психологии как научной дисциплины. Методы изучения общей психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты. Разделение отраслей психологии по принципу развития, отношения к личности и обществу, видам деятельности.

    реферат , добавлен 23.10.2014

    Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Пcиxoлогические методики и право их применять специально аттестованным работником. Процедура методов и контекст проблем психологии. Наблюдение, классический процесс установления контакта и успешность беседы, анкетирование и правильность исследования.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2012

    Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии. Сущность генетического метода в психологии, его значение в изучении развития психики. Сущность метода самонаблюдения. Понятие и основные преимущества метода объективного наблюдения.

    Опрос, наблюдение, эксперимент

    Опрос представляет собой метод психологическо­го исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса применяются в следующих случаях:

    ■ когда фактор, который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю (например, содержание мотивов, временных и стойких);

    ■ когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперимен­те требуются длительное или сложное исследование (при­чины аварии, отношения в коллективе и т. п.);

    ■ когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации (например, при профессиональном отборе).

    Рис. 6.1. Классификация методов опроса.

    При использовании опросных методов (их класси­фикация приведена на рис. 6.1) большое значение имеет характер вопросов, их формулировка и направлен­ность. В связи с этим ко всем методам опроса выдви­гаются общие требования:

    ■ каждый вопрос должен быть логически завершенным;

    ■ следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением;

    ■ нельзя задавать слишком длинных вопросов;

    ■ каждый вопрос должен быть возможно более конкретным;

    ■ следует или указывать все возможные варианты ответов, которые опрашиваемые должны иметь в виду, или не да­вать ни одного;

    ■ необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть прием­лем в равной степени;

    ■ следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опра­шиваемого;

    ■ вопрос не должен иметь внушающего характера [цит. по 55].


    Кроме этого нужно учитывать следующее. Нали­чие наводящих вопросов часто предопределяет харак­тер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросов, непонятных опрашиваемому. Для некоторых их них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?». Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране кино или телевизора?» .

    Вопросы, которые задаются исследователем, обыч­но объединяются в опросники, которые составляются в каждом конкретном случае заново, с учетом специ­фики и цели опроса изучаемой профессии. Прежде чем составлять опросники, исследователь должен некото­рое время понаблюдать за работающими или же сам освоить основные трудовые операции.

    Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач исследования. Так, при реконструкции рабочего места или оценке работы оператора задают­ся вопросы относительно параметров рабочего места, а также вопросы, отражающие взаимодействие чело­века с элементами рабочего места. Если же опросник составляется в целях профессионального отбора, формулируются вопросы, направленные на выявление у

    оператора профессионально важных качеств. При социометрическом опросе (см. ниже) задаются вопро­сы, позволяющие определить характер межличностных отношений в производственном коллективе.

    Данные опроса обрабатываются статистически­ми методами. Результаты обработки представляются в виде описания, причем разграничиваются данные собственных наблюдений и субъективные мнения оп­рашиваемых. Кроме того, описываемый материал не­обходимо подтвердить данными в виде таблиц и графиков. В таблицах следует представить процентное соотношение того или иного показателя по всем ис­пытуемым .

    Эффективность опроса во многом зависит от уров­ня образования и профессионального опыта испытуе­мых. Поэтому в необходимых случаях к проведению опроса привлекаются специальные эксперты, облада­ющие необходимой профессиональной квалификацией.

    Основным условием получения достоверных све­дений в ходе опроса является убеждение опрашивае­мого, что сообщаемые им сведения не будут использо­ваны во вред ему или его коллегам, что целью анализа не является повышение норм труда или темпа работы.

    В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы (интервью) или письменно с помощью анкет. Этим двум основным разновидностям опроса характер­ны все основные особенности и требования, рассмот­ренные выше. Вместе с тем обе они имеют и свои специфические особенности.

    Анкетирование может проводится по двум основ­ным типам: свободного ответа и выбранного ответа. В первом случае ответ пишется в произвольной форме, во втором случае нужно отметить один из заранее обусловленных ответов. Простейший случай выбран­ного ответа - да или нет. Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большого времени для заполнения и обработки ре­зультатов и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее за­полняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Анкетирование может проводится как очно, так и заочно. В зависимо­сти от числа опрашиваемых оно может быть индивиду­альным или групповым. Основными достоинствами анкетирования являются: сравнительная экономич­ность, возможность охвата больших групп исследуе­мых, применимость к различным профессиям, хорошая формализация результатов, малые затраты времени.

    Беседа предусматривает прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности и поведении, в которых объективизируются свойствен­ные ему психические явления. С помощью беседы по­лучают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных явлений. Преимущество беседы перед анкет­ным опросом состоит в том, что при беседе можно вы­яснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обраща­ются не только к квалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы выяснить труд­ности, с которыми они встречаются в работе. Трудности опроса в процессе беседы заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет о характере своих дей­ствий. Иногда существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому перед проведением беседы нужно проводить подготовительную работу; для этого рекомендуется заранее составлять схему прове­дения беседы, подготовить необходимые вопросы. В этом случае беседа носит регламентированный характер. Помимо этого беседа может носить нерегламентированный характер и предполагает сводную беседу с опра­шиваемым. В ходе беседы исследователь фиксирует ответы на поставленные вопросу. Этот метод требует от испытателя определенного мастерства, такта, добро­желательного отношения к опрашиваемому. Метод ре­комендуется применять при опросе незначительного количества обследуемых.



    Разновидностью опросного метода является экс­пертный опрос (от лат. expertus - опытный), который представляет анкетирование опытных специалистов с применением системы балльных оценок. Для получения экспертных (референтных) оценок привлекаются опытные специалисты, каждому из которых предъяв­ляется серия одинаковых, четко сформулированных вопросов, направленных на выявление их мнения об оцениваемом явлении. Ответы могут даваться либо в свободной форме, либо путем выбора одного из не­скольких вариантов, либо путем указания количествен­ной оценки в пределах заданной шкалы (например, в баллах или процентах).

    Последние два вида ответов предпочтительнее, поскольку позволяют по результатам опроса получить однородные данные, поддающиеся статистической и машинной обработке. Важным условием достовернос­ти экспертного опроса является компетентность и объективность экспертов, согласованность их мнений. Последняя оценивается с помощью коэффициента конкордации. В инженерной психологии экспертный опрос применяется для получения тех или иных пока­зателей по количественно неизмеримым признакам, например, для оценки некоторых личностных характе­ристик, оценки рабочих мест, культуры производства и т. п.

    Разновидностью экспертного опроса является ме­тод обобщения независимых характеристик и связан­ный с ним метод полярных профилей. Эти методы нашли наибольшее применение при оценке свойств личности (при применении личностных методов).

    Важным методом психологического изучения дея­тельности оператора является наблюдение. Наблюдение это метод, при помощи которого исследователь целенап­равленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий ее протекания. При этом исследователь не вмешивается ни в естественный ход исследуемой дея­тельности, ни в условия ее протекания.

    Организация наблюдения предполагает решение следующих вопросов: определение цели и задач наблю­дения; выбор объекта, предмета и ситуации наблюде­ния; выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающего сбор не­обходимой информации; выбор способа регистрации, наблюдаемого явления; обработка и интерпретация полученной информации .

    С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности: каналах поступ­ления информации и ее характеристиках (модальность сигналов, их кодирование и помехи); способах ввода управляющих воздействий (особенности управляющих движений, их силовые характеристики, периодич­ность); загрузке анализаторов, их взаимодействию, ведущем анализаторе; степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по пове­дению обследуемого, его эмоциональным реакциям); внешних условиях деятельности (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности) .

    Важное значение при этом принадлежит также анализу ошибочных реакций оператора. Анализ харак­тера ошибок, причин их возникновения позволяет на­метить реальные пути их предотвращения. Так, в ра­боте был прдведен анализ ошибок, допущенных работницами механизированного учета при набивке перфокарт. Всего было изучено более 80 тысяч оши­бочно перфорированных карт. Анализ показал, что ошибки носят сенсорный, а не моторный (как часто думают) характер. В соответствии с этим была измене­на методика обучения работника: обучение было на­правлено на формирование прежде всего необходимых сенсорных навыков.

    Различают включенное наблюдение, когда наблю­датель становится членом трудового коллектива, и невключенное наблюдение, которое ведется как бы со стороны, то есть человеком, не являющимся членом исследуемой группы. Включенное наблюдение более предпочтительно, так как присутствие наблюдателя может оказать существенное влияние на деятельность оператора.

    Кроме того различают субъективное и объективное наблюдение. В первом случае оно осуществляется визу­ально, результаты фиксируются в специальных протоко­лах. Во втором случае наблюдение ведется с применени­ем технических записывающих средств (магнитофона, фото- или киноаппарата). Иногда наблюдение могут ве­сти одновременно несколько человек. Это значительно повышает достоверность такого метода.

    Объектом наблюдения является субъект и процесс труда. Во время наблюдения можно получить сведения о характере поступающей информации, о степени заг­рузки анализаторов, об особенностях управляющих воздействий оператора и т. п. Большое внимание уде­ляется сопоставлению внешних проявлений деятель­ности оператора (мимика, поза, речь, рабочие движе­ния, приемы, действия, оперирование орудиями труда, общение в процессе работы) с целью, характером и результатами труда. Наблюдение позволяет также определить, какие элементы трудовой деятельности обус­ловливают то или иное профессиональное требование к оператору.

    Наблюдение может быть уточнено с помощью за­меров. Это могут быть замеры геометрических разме­ров рабочего места, замеры времени и последователь­ности труда и отдыха в течение работы (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). В процессе на­блюдения могут производится также замеры физиоло­гических показателей человека. Проведение замеров позволяет повысить объективность наблюдения.

    Одним из важных принципов наблюдения является сравнительный подход к изучению профессий. Срав­нительному наблюдению и анализу подвергаются спе­циалисты с высокими и низкими показателями в тру­довой деятельности, с большим и малым стажем в работе. Сравниваются показатели работы, особенности и последовательность приемов у разных специалистов при выполнении одних и тех же трудовых операций. Это позволяет выяснить причины успехов и затруднений при освоении профессий, а также выявить психофи­зиологическую структуру профессиональной деятель­ности .

    Обладая несомненными достоинствами (простота, возможность получения фактического материала о де­ятельности оператора), метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит из­менений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. От этого недостатка свободен такой метод инженерно-психологи­ческого исследования, каким является эксперимент.

    Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) в инженерной психологии - это изучение психологических и производственных особенностей деятельнос­ти оператора, вызванных изменениями условий, цели или способов ее выполнения. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполага­ет специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или нескольки­ми переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемо­го (оператора).

    Эксперимент позволяет осуществить относитель­но полный контроль переменных. Если при наблюде­нии часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулиро­вания переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство его заключается также в том, что можно специально выз­вать какой-то психический процесс, проследить зави­симость психического явления от изменяемых внешних условий.

    Проведение эксперимента можно условно разде­лить на три этапа: планирование, собственно экспери­мент, анализ .

    Планирование включает постановку задачи, выбор показателя, подвергающегося исследованию, рассмотрение факторов, влияющих на него. Во многих случаях при проведении эксперимента приходится иметь дело с неконтролируемыми факторами. Для усреднения их влияния на выбранный показатель используют специальный прием, называемый рандомизацией, позволяющий считать ошибки измерения взаимонезависимыми. Основным шагом на этом этапе является выбор показателя оптимальности и нахождение матриц планирования с помощью методов математического планирования эксперимента. Его применение в инженерной психологии показано в работах . Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то предварительно бывает целесообразным проведение специального пилотажного исследования (пробного или поискового эксперимента), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

    Собственно эксперимент должен проводится в соответствии с программой и планом, составленном на первом этапе. Для правильного проведения эксперимента необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер­вых, следует определить пригодность испытуемых операторов к данному виду деятельности. Во-вторых, следует обеспечить их высокую мотивацию на выпол­нение заданной в эксперименте деятельности. В-тре­тьих, следует исключить нежелательные эффекты (ар­тефакты), связанные прежде всего с присутствием экспериментатора и наличием других нежелательных явлений.

    Анализ - окончательный этап, включающий процесс упорядочения экспериментальных данных, вычис­ление необходимых показателей деятельности опера­тора, построение аналитических зависимостей этих показателей как функции от исследуемых факторов. Частично эти вопросы рассмотрены в главе VIII, более подробно они описываются в специальной литературе .

    Эксперимент в инженерной психологии может быть двух видов: лабораторным или естественным.

    Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора («физическое» моделирование). Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определен­ные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных усло­виях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий получен­ные результаты могут отличаться от тех, которые име­ют место в реальных условиях деятельности человека. Поэтому лабораторный эксперимент (так же как и любая другая модель деятельности оператора) имеет лишь определенное приближение к реальной деятель­ности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными наблюдения или экс­перимента в реальных условиях.

    Лабораторный эксперимент может быть двух ви­дов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести возможно более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы.

    Одна из возможных схем моделирующего стенда для проведения синтетического эксперимента показа­на на рис. 6.2. Стенд представляет собой аналого-цифровой комплекс, с высокой степенью точности воспроизводящей реальные условия деятельности оператора. Его основа - модель управляемого процесса или объекта. Между моделью и реальным объектом долж­но быть существенное сходство в главном и несуще­ственное - в остальном. Модель может представлять собой специализированное устройство или выполняться на базе ЭВМ. Стенд содержит также аппаратуру, регистрирующую состояние и результаты работы опе­ратора, а также результаты поведения машины. Сигналы с регистрирующей аппаратуры поступают в ЭВМ, которая по специальной программе в реальном масш­табе времени вычисляет характеристики поведения объекта, показатели состояния и работы оператора, выходные характеристики системы «человек – машина» .

    Рис. 6.2. Структурная схема моделирующего комплекса для проведения инженерно-психологического эксперимента.

    При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимен­та обычно применяется для изучения влияния различ­ных условий на отдельные элементы деятельности. Примером такого эксперимента является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата.

    Естественный эксперимент проводится в обычных для исследуемого условиях труда (на рабочем месте, в цехе, кабине самолета или электровоза, за пультом управления и т. п.). Он соединяет в себе положитель­ные черты объективного наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). При проведении естественного эксперимента процессы труда по своим технологическим характеристикам не изменяются, но в условия и способы выполнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей иссле­дования.

    Часто испытуемый не знает о проведении экспе­римента, и его поведение ничем не отличается от обычного. В других случаях (например, при изменении структуры трудовой деятельности или организации рабочего места) испытуемый становится активным участником эксперимента. Сближая эксперименталь­ное исследование с практикой, естественный экспери­мент позволяет изучать психические процессы и свой­ства личности в естественных условиях трудовой деятельности. Он доступен и несложен для проведе­ния, само исследование нередко дополняется беседой с испытуемым.

    Как лабораторный, так и естественный экспери­мент имеют несколько разновидностей. Так, в ряде случаев большое значение имеет ситуационный экс­перимент, в котором в лабораторных или реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Наибольшее значение имеют ситуации, вызывающие стрессовые психические реакции. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и надежности СЧМ в сложных условиях. Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям: иметь определенную мотивационную направленность, адекватную задачам эксперимента; испытуемые должны субъективно воспринимать их как реальность; должны быть соблюдены этические нормы .

    Различают также констатирующий и формирую­щий (обучающий) эксперимент. Первый из них направлен на констатацию (подтверждение) имеющих­ся фактов и гипотез. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов как восприятие, память, мышление и пр.; в этом плане он включается в процесс психологической под­готовки операторов. В других случаях эксперимент представляет специально организованное и контро­лируемое обучение тем или иным действиям.

    В некоторых случаях эксперимент может проводиться по типу лонгитюдного (от англ. longitude - долгота) исследования. Оно представляет длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного или трудового цикла человека. Первоначально такое исследование применялось в детской и возрастной психологии. Его применение в инженерной психологии позволяет проследить процесс становления профессионального мастерства, формирования сложных навыков, овладе­ния различными приемами труда и т. п. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, опроса, тестирования и пр.

    Инженерно-психологический эксперимент должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту: нацеленность на про­верку определенной гипотезы, точность дозировки и регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Последнее требование имеет особенно большое значение для естественного эксперимента, поскольку при его проведении имеет место наличие неконтролируемых факторов, то есть факторов, причина которых не может быть устранена или количественно определена. Данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе и интерпретации полученных результатов.