Конспект урока биологии "Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка"(11 класс).

Вопрос 1. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 2. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.

В 1809 году он выпустил в свет трактат “Философия зоологии”, в котором изложил основные принципы эволюционной теории. Он впервые вел термин “биология”, который впоследствии использовался повсеместно. Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.

Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных. Пытался определить основные причины эволюционного процесса.

Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Основные положения эволюционной теории Ламарка:

1.Идея изменяемости видов

2.Возникновение первых живых организмов из неорганической природы

3.Целенаправленное развитие видов от простых форм к сложным (градации) . Разделил животных на 14 классов, расположив их на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной систем (от инфузорий до птиц и млекопитающих). Впервые разделил животных на позвоночных и беспозвоночных.

4.Связь эволюции живых организмов с изменениями условий окружающей среды.

Вопрос 3. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

К верным положениям следует отнести утверждение об усложнении организации в процессе развития организмов, а также закон упражнения и неупражнения органов. Положение о постоянном самозарождении жизни из неорганической природы неверно. Неверен и принцип наследования благоприобретенных признаков, который был экспериментально опровергнут опытами Августа Вейсмана (1834- 1914). Исследователь отрезал хвосты мышам в течение двадцати двух поколений, однако укорочения хвостов потомков так и не произошло.

Вопрос 4. Опираясь на знания генетических закономерностей, объясните, могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма.

Признаки, приобретенные в течение жизни организма, наследуются, только если их причиной является мутация, затрагивающая генетический материал гамет. Во всех иных случаях наследование признаков, приобретенных в течение жизни (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

Вопрос 5. Обсудите в классе, почему теория эволюции Ж. Б. Ламарка не получила признания современников.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка не получила признания современников. Доказательство причин изменяемости видов не были достаточно убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретённых признаков, Ж.Б Ламарк не мог объяснить возникновения ряда приспособлений. Так, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций теории Ж.Б. Ламарка невозможно.

Учебник соответствует базовому уровню Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии и рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Учебник адресован учащимся 10-11 классов и завершает линию Н. И. Сонина. Однако особенности изложения материала позволяют использовать его на завершающем этапе изучения биологии после учебников всех существующих линий.

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

4.1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Вспомните!

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развертывание) был введен в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира возникли еще многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций считал, что жизнь возникла из одного источника путем расхождения и ветвления. В эпоху античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения ее из ила.

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся ученых античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих ученых Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 96). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 97).


Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея" class="img-responsive img-thumbnail">

Рис. 96. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишенного твердой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, ученые считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Ученые описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.


Рис. 97. «Лестница существ» Аристотеля

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и четкие определения признаков, ученый описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчиненности) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов ученый ввел бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещен в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное количество признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства. Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – рис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнес туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Линней так выразил свое кредо ученого: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел ее противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всем сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».

Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась еще на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся ученые того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом ученые не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.

Вопросы для повторения и задания

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

<<< Назад
Вперед >>>

Тема урока Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: продолжать расширять знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятие об эволюционной теории Ж.Б.Ламарка: учение о градации и учение об изменчивости; раскрыть роль Ламарка в развитии биологической науки;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, целостному восприятию окружающего мира, умения выделять главное, анализировать фактическую информацию и делать выводы;

Воспитательные: продолжить формировать научное мировоззрение, воспитывать толерантность, самокритичность.

ХОД УРОКА

«Мог ли я рассматривать... ряд животных от самых совершенных из них до несовершеннейших и не попытаться установить,

от чего может зависеть этот столь замечательный факт? Не должен ли был я предположить,

что природа последовательно создавала различные тела, восходя от простейшего к наиболее сложному?»

Ж.Б.Ламарк.

I Организационный момент: Здравствуйте. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует в классе?

II Актуализация знаний учащихся:

1.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?

2.Как вы понимаете, что такое эволюция?

3. Какой вклад в биологию внес К.Линней?

4. Какие идеи о классификации живых организмов, предложенные К. Линнеем, используются до сих пор?

5. Каково значение работ К. Линнея для мировой науки?

6. Какое значение имеет двойное видовое название живых организмов?

III Изучение нового материала:

К концу XVIII века во многих странах изменились общественно- политические взгляды, особенно во Франции.

Используя знания из истории, дайте характеристику эпохи того времени?

(французская революция, развитие капиталистических форм производства, научные открытия).

К чему это привело? (подрывало метафизические взгляды о неизменности живой природы и общества).

Стал накапливаться фактический материал, который противоречил метафизическим

представлениям. Это:

открытие микроскопа в XVII в. и его применение в биологических исследованиях сильно расширили кругозор ученых;

оформилась как наука эмбриология;

возникла палеонтология.

В начале XIX века французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744- 1829) была создана первая эволюционная теория, которую он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Ж.Б. Ламарк родился 1 августа 1744 г. в Базантене (Пикардия; историческая область на севере Франции).

Был одиннадцатым ребёнком в обедневшей аристократической семье. В 1772-1776 гг. учился в Высшей медицинской школе в Париже. Затем оставил медицину и занялся естественными науками, в частности ботаникой. Плодом этих занятий стал изданный в 1778 г. трёхтомный определитель растений «Флора Франции». Книга принесла Ламарку известность, и уже в 1779 г. его избрали членом Парижской академии наук. В 1793 г., когда Ламарку уже было под пятьдесят, учёный занялся зоологией, а в 1809 г. вышла его «Философия зоологии». В этой книге Ламарк выступил прежде всего как создатель первой целостной концепции эволюции живой природы. Согласно ей, все существа на Земле произошли от непохожих на них, примитивно устроенных предков. Развитие органической материи, по Ламарку, обусловлено, во-первых, её неотъемлемым внутренним свойством - стремлением к прогрессу и, во-вторых, влиянием окружающей среды на организмы.

Учёный полагал, что интенсивно функционирующие органы усиливаются и развиваются. В отличие от них не находящие употребления слабеют и уменьшаются. А самое главное - изменения передаются по наследству. Перемена во внешних условиях ведёт к изменению потребностей животного. Это, в свою очередь, влечёт изменение привычек и соответственно перестройку в системе функционирования органов.

Ламарк также занимался классификацией животных и растений. В 1794 г. он разделил всех

животных на группы - позвоночных и беспозвоночных, а последних, в свою очередь, на десять классов (в отличие от К. Линнея, предложившего два класса).

Ламарк считал, что первые живые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим.

Ламарк усовершенствовал систему животного мира на основе принципа родства между организмами, расположив систематические группы в восходящем порядке в виде лестницы, на первой ступени которой он поместил инфузории, а на шестой, последней – наиболее сложные - млекопитающие. Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, то есть образует «лестницу существ».

Ступенчатый характер усложнения организации живых существ Ламарк назвал градацией.

Ламарк предложил более совершенную классификацию животных, чем К.Линней.

Вместо двух линнеевских классов (черви и насекомые) Ламарк предложил 10 классов, заложив основы систематики беспозвоночных.

Все многообразие животных Ламарк разделил на 14 классов, которые распределили по

6 градациям. При выделении градаций он учитывал анатомо- физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной).

Известное несовершенство систематики Ламарка объясняется уровнем науки того времени, но в ней есть главное - стремление избежать искусственности группировок. Можно сказать, что Ламарк заложил основы естественной системы классификации. Он же впервые поставил вопрос о причинах сходства и возникновения различий у животных.

    Учение об изменчивости.

Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона .

I закон - закон упражнения и неупражнения органов: «постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а не употребление - к ослаблению и исчезновению».

Например: согласно этому закону

    необходимость доставать листья на деревьях ведет к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной;

    муравьеду, чтобы доставать муравьев из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным;

    перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания.

    примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

II закон - з акон наследования благоприобретенных признаков : «под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются».

Ламарк: термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….

Ламарк отрицал реальность существования видов в природе , так как он представлял изменчивость ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей границы вида.

Ламарк считал, что существует два механизма изменчивости организмов и образования новых видов:

1) стремление организмов к совершенствованию;

2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.

Заслуги Ламарка:

    Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов

происходит, но очень медленно и поэтому незаметно.

2. Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

3. Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.

4. Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).

5. Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

Ошибки Ламарка:

1. Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

4. Отрицал факт реального существования видов в природе.

Живая природа представлялась как ряды постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении объединяет в вид.

5. Единицей эволюции считал особь.

Как вы считаете, почему теория Ламарка не получила признания современников?

(В его время наука не была готова к принятию идеи эволюционных преобразований; сроки, о которых говорил Ламарк, - миллионы лет – казались невообразимыми. Доказательства причин изменчивости видов не были достаточно убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретенных признаков, Ламарк не мог объяснить возникновения приспособлений, обусловленных «мертвыми» структурами. Например, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций Ламарка невозможно. Теория Ламарка исходила из представлений о слитной наследственности, свойственной целому организму и каждой из его частей. Идея о том, что наследственность – свойство организма как целого, была возрождена в трудах Т.Д.Лысенко. Однако открытие вещества наследственности – ДНК и генетического кода устранило самый предмет спора).

IV Подведение итогов: Ламарк:

    Выдвинул идею об изменяемости видов, их постепенном усложнении.

    Изложил свои идеи в работе «Философия зоологии»

    Предполагал, что виды изменяются благодаря стремлению к самосовершенствованию.

Приспособленность – результат прямого влияния среды.

V Рефлексия: Все ли вам было понятно на уроке? Что вам показалось трудным? Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Оценки за урок.

VI Домашнее задание: п. 4.2 вопросы

Подумайте

Вопросы

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов BXVIIIB.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система - это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

Охарактеризуйте и сравните креационизм и трансформизм.

В конце XVIII в. большинство ученых было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьезные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789-1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводи ли к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Ученый считал, что наиболее общие категории явлений, такие, как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Ученый определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio - постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Та ким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые opганизмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна от отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных ученый разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней - градаций. Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе; и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.



Учение об изменчивости . Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов : постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление - к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведет к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становитczдлинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьев из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретенных признаков : под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются . По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в.

материальной основы наследственности - ДНК окончательно опровергло возможность наследования благоприобретенных признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретенные в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Значение теории Ламарка . Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. Ученый определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность) и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции. Созданная теория не могла объяснить многие существующие явления, такие как наследование нефункционирующих признаков (например, рудиментарные органы), появление мимикрии или покровительственной окраски.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих ученых, одним из которых был Жорж Кювье - основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнес свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой ученый не смог удержаться от слез. Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца. В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображен Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас». 

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские ученые достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а еще позднее - млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно Кювье, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло все живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время и большинство ученых предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для самоконтроля

1.Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения пш эволюционной теории.

2.Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Лл марка.

3.Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организм; г "

4.Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.