Лекция на тему "введение в общую биологию". Уровни организации жизни

Введение в общую биологию.

Определение жизни. Основные свойства живых организмов.

Цель рока Обуч. Расширить представления учащихся об основных критериях жизни, сформировать у школьников понятие об уровнях организации живой материи.

Развив. Развивать навыки школьников определять конкретный уровень организации жизни по его характеристикам.

Воспит. Воспитывать формирование у учащихся эмоционально-целостного

отношения к современным проблемам общей биологии

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. Момент. План урока.

Основная часть (новый материал).

Биология представляет собой комплекс наук изучающих живую природу, законы её С Щ CTBOBІІНИЯ И ]ЭІІЗВИТИЯ.

В результате объединения наук произошло обогащение биологии фактическим материалом. Кроме классических наук биологического цикла (физиологии, анатомии, гигиены, ботаники, зоологии и т.д.) появился целый ряд других молодых наук, которые глубинные основы живого (биохимия табл. №1 стр.48)

Биология изучает многообразие жизни на Земле, эволюционное учение, представление о развитии органического мира и происхождении человека, основы экологии и учения и биосфере, цитология, основы генетики и селекция.

Основные свойства живых организмов.

    свойство Высокая степень организации живых существ.(строение

клетки Таб № 2 стр 49)

    свойство Обмен веществ.(поглощение, переработка и выделение

веществ - свет, пища.)

свойство Единство химического состава живых организмов (98% в живых организмах - углевод, кислород, азот, водород)

    свойство Дискретность (разделенность) Любая биологическая система (организм, вид) состоит из отдельных частей, но эти части образуют единое целое (стр. 49)

    свойство Раздражимость Она присуща всем живым организмам. Благодаря этому организм реагирует на условия окружающей среды (инфузория туфелька в капле воды)

    свойство Рост организмов. Рост это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост сопровождается увеличением размера клеток или увеличением числа самих клеток.

    свойство Самовоспроизведение.(размножение) Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида не прекращается т.к. образуются новые организмы.

8 свойство Развитие. Рост сопровождается развитием. Во время развития постепенно и последовательно формируются и проявляются свойства и

9. свойство Способность к саморегуляции Все живые организмы способны регулировать концентрацию различных химических веществ внутри себя табл №3 стр. 54, табл. № 4
10. свойство Приспособленность живых существ к среде обитания.

Приспособления к передвижению в воде и воздухе.

Физминутка.

Большое значение для человечества и всего живого является охрана природы.

Вопросы охраны окружающей среды рассматриваются международными организациями (ООН - организация объединённых наций)

Сотрудничество всех стран и борьба с загрязнениями

Изучение биологии привело к появлению биологических систем (у космонавтов) - питание, дыхание и т. д.

Развитие биологии - приведет к управлению законами жизни.

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

    Существует мнение, что химический состав живой и не живой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.

    Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности

(разделенность)

    Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Приведите необходимые примеры.

    Всегда, ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Примеры?

    Почему в науке используют несколько свойств организма, а не какой-то один(например только обмен веществ)?

    В чем заключается отличия между наблюдением и экспериментом?

Итоговый контроль, анализ рока. Д/З конспект

Учебник биологии для учащихся 9-х классов В. В. Пасечника и Г. Г. Швецова поможет обобщить информацию, изученную в предыдущих курсах биологии. Он рассматривает живые организмы обобщённо, выявляя определенные закономерности.

Книга даст возможность узнать о разных уровнях организации живой природы. Так, на молекулярном уровне речь идёт о белках, липидах, углеводах и других органических соединениях клетки. Если говорить о клеточном уровне, то стоит знать общие сведения о клетках, а затем изучить органоиды, их функции. Здесь также можно узнать о делении клеток. Когда рассматривается организменный уровень, то идёт речь о половом и бесполом размножении, генетике, скрещивании, изменчивости организмов и об основах селекции. В отдельных главах есть информация о видах, популяциях, экосистеме и биосфере.

Из второго раздела ученики смогут узнать об эволюции, возникновении и развитии жизни на Земле, о том, как развивались учения, какие мнения существовали раньше. Завершает учебник раздел об экологии, который описывает связь человека и природы, давая понять, что они взаимно влияют друг на друга.

Предполагается, что помимо изучения материала из параграфов учебника, школьники будут выполнять практические работы, искать дополнительную информацию при подготовке к самостоятельным работам. Это поможет лучше разобраться в общей биологии и успешно сдать экзамен.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Биология. Введение в общую биологию. 9 класс" Пасечник Владимир Васильевич, Швецов Глеб Геннадьевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологии для основной школы (5-9 классы), созданный на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В.Пасечника.

Биология - наука о жизни.
Биология - наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология - одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г. начали употреблять в своих работах Ж.Б. Ламарк (1744- 1829), Л. К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.
В наши дни биология - комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.
Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Оглавление
Введение 3
1. Биология - наука о жизни 4
2. Методы исследования в биологии 6
3. Сущность жизни и свойства живого 10
Краткое содержание вводного раздела 13
РАЗДЕЛ 1 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Глава 1 Молекулярный уровень

1.1. Молекулярный уровень: общая характеристика 16
1.2. Углеводы IS
1.3. Липиды 21
1.4. Состав и строение белков 23
1.5. Функции белков 27
1.6. Нуклеиновые кислоты 29
1.7. АТФ и другие органические соединения клетки 33
1.8. Биологические катализаторы 35
1.9. Вирусы 37
Краткое содержание главы 40
Глава 2 Клеточный уровень
2.1. Основные положения клеточной теории 42
2.2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана 43
2.3. Ядро 46
2.4. Эндоплазматичеекая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи 49
2.5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды 52
2.6. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения 56
2.7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот 58
2.8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм 60
2.9. Энергетический обмен в клетке 62
2.10. Питание клетки 64
2.11. Фотосинтез и хемосинтез 65
2.12. Гетеротрофы 69
2.13. Синтез белков в клетке 70
2.14. Деление клетки. Митоз 77
Краткое содержание главы 81
Глава 3 Организменный уровень
3.1. Бесполое размножение организмов 84
3.2. Половое размножение организмов 87
3.3. Оплодотворение 92
3.4. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 93
3.5. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание 100
3.6. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание 105
3.7. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков 107
3.8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест 110
3.9. Взаимодействие генов 112
3.10. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 115
3.11. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции 117
3.12. Закономерности изменчивости: мутащионная изменчивость 119
3.13. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова 122
3.14. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов 126
Краткое содержание главы 130
Глава 4 Популяционно-видовой уровень
4.1. Критерии вида 134
4.2. Популяции 138
4.3. Биологическая классификация 141
Краткое содержание главы 144
Глава 5 Экосистемный уровень
5.1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз 146
5.2. Состав и структура сообщества 149
5.3. Потоки вещества и энергии в экосистеме 158
5.4. Продуктивность сообщества 161
5.5. Саморазвитие экосистемы 164
Краткое содержание главы 170
Глава 6 Биосферный уровень
6.1. Биосфера. Среды жизни 172
6.2. Средообразующая деятельность организмов 178
6.3 Круговорот веществ в биосфере 180
Краткое содержание главы 185
РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Глава 7 Основы учения об эволюции

7.1. Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин 188
7.2. Изменчивость организмов 193
7.3. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения 197
7.4. Борьба за существование и естественный отбор 201
7.5. Формы естественного отбора 206
7.6. Изолирующие механизмы 210
7.8. Макроэволюция 217
7.9. Основные закономерности эволюции 220
Краткое содержание главы 225
Глава 8 Возникновение и развитие жизни на Земле
8.1. Гипотезы возникновения жизни 228
8.2. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна 232
8.3. Современные гипотезы происхождения жизни 236
8.4. Основные этапы развития жизни на Земле 238
8.5. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни 243
8.6. Развитие жизни в протерозое и палеозое 247
8.7. Развитие жизни в мезозое 252
8.8. Развитие жизни в кайнозое 257
Краткое содержание главы 260
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава 9 Организм и среда

9.1. Экологические факторы. Условия среды 264
9.2. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы 268
9.3. Экологические ресурсы 270
9.4. Адаптация организмов к различным условиям существования 272
9.5. Межвидовые отношения организмов 277
9.6. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция 279
Краткое содержание главы 285
Глава 10 Биосфера и человек
10.1. Эволюция биосферы 288
10.2. Антропогенное воздействие на биосферу 294
10.3. Основы рационального природопользования 297
Краткое содержание главы 299.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Биология, Введение в общую биологию и экологию, 9 класс, Каменский А.А., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Общая биология - это комплекс биологических дисциплин, изучающих развитие и существование живых организмов, их эволюцию и происхождение. Общая биология не рассматривает отдельные группы организмов, она изучает именно общие закономерности, касающиеся всех живых существ нашей планеты.

Признаки живых организмов
1. Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления, преобразования и удаления веществ и энергии, происходящих в живых организмах.
2. Способность к самовоспроизведению. При этом появляются новые клетки, особи и т. п. и поддерживается существование биологической системы (организма, вида и т. д.).
3. Наследственность - это способность организма передавать свои признаки потомству.
4. Изменчивость - приобретение организмом новых признаков и свойств.
5. Раздражимость - способность организма воспринимать раздражение из внешней и внутренней среды.
6. Развитие. Любой организм в течение своей жизни проходит через определенные этапы, закономерно сменяющие друг друга.
7. Рост - это увеличение в размерах.
8. Саморегуляция - поддержание гомеостаза любой системы (клетка, орган, организм), регуляция процессов и т. д.

Уровни организации жизни

  1. Молекулярный. Все организмы в конечном итоге состоят из молекул. На этом уровне происходят процессы метаболизма. Для вирусов характерен только молекулярный уровень организации.
  2. Клеточный. Это основной уровень жизни: согласно клеточной теории, клетка - это структурная и функциональная единица всех организмов нашей планеты.
    У бактерий, простейших, водорослей и грибов клеточный уровень соответствует организменному.
  3. Тканево-органный - характерен для высших растений и многоклеточных животных, начиная с кишечнополостных. Его признаком является наличие тканей и органов (у многих животных появляются системы органов).
  4. Организменный - это уровень отдельной особи.
  5. Популяционно-видовой - объединяет популяции одного вида и сам вид. С этого уровня начинает осуществляться эволюция.
  6. Биоценотический - уровень сообщества.
  7. Биосферный - высший уровень организации. Он включает биосферу - живую оболочку Земли и объединяет все сообщества нашей планеты.

Уровни 5-7 - это надорганизменные структуры.