Основные занятия населения испании. Народы Испании: очерк этнической истории

Конституционная монархия — Испания расположилась на европейском юго-западе и занимает наибольшую часть Пиренейского (Иберийского) полуострова, Балеарские и Канарские острова, 2 города на побережье Африки – Мелилья и Сеута, общей площадью составляет 504 782 км2.

Территория суверенного государства разделена на 2 автономных города и 17 автономных сообществ. Столица – .

Численность населения Испании

Население Испании на январь 2012 год составило более 47 212 990 человек, но в связи с экономическим кризисом в течение года численность населения сократилась на 205 788 и составляет 47 059 533 человека (январь 2019 г). Люди, которые покинули государство из-за нехватки рабочих мест, не испанцы, а иностранцы, но на этом фоне можно отметить другую цифру – возрастание численности коренного населения выросла на 10 337 человек. Всего проживающих иностранцев в Испании – более 5 млн. чел., и лишь 12-14 % имеют регистрацию.

Автономные сообщества, потерявшие население:

  1. Леон и Кастилия (- 15 050);
  2. Канары (- 11 720);
  3. Астурия (- 4397);
  4. Эстремадура (- 2662).

Автономные сообщества и города, в котором прибавилось население:

  1. Каталония (+ 25 985);
  2. Андалусия (+ 13 579);
  3. Страна Басков (+ 7116);
  4. г.Мелилья (+2,9 %);
  5. г.Сеута (+1,8%);
  6. Балеарские о-ва (+ 0,5 %).

Возрастно-половой состав:

  • 22 860 775 (50,6 %) женщин;
  • 22 339 962 (49,4 %) мужчин;
  • 51 % иммигрантов – мужчины.

Из коренного населения:

  • До 16 лет – 16 %;
  • От 16 до 45 лет – 41 %;
  • От 45 лет – 44 %;

Любой мальчишка знает, что Испания знаменита - узнайте всё про футбольный клуб Валенсия.

Но не только футболисты славят эту страну - вот настоящие легенды Испании.

Продолжительности жизни – до 79 лет и у мужчин, и у женщин. Рождаемость на 2011 год составляет 11 %, а смертность – 9 %. Городское население Испании — 79 %. Плотность населения на квадратный километр – около 80 человек.

На 2011 год по приросту численности населения выделились:

  1. Андалусия – 17,85 % (8 424 102 чел.);
  2. Каталония – 15,98 % (7 539 618 чел.);
  3. Мадрид – 13, 75 % (6 489 680 чел.);
  4. Валенсия – 10,84 % (5 117 190 чел.);
  5. Галисия – 5, 92 % (2 795 422 чел.);
  6. Леон и Кастилия – 5, 42 % (2 558 463 чел.);
  7. Страна Басков – 4,63 % (2 184 606 чел.).

По статистике 2009 года, самые густонаселенные города Испании:

  • Мадрид – более 6 миллионов 490 тысяч жителей.
  • Барселона – более 5 миллионов 530 тысяч жителей.
  • Валенсия – более 2 миллионов 579 тысяч жителей.
  • Аликанте – более 1 миллиона 935 тысяч жителей.
  • Севилья – более 1 миллиона 929 тысяч жителей.

Этнический состав. Коренное население:

  • Кастильцы (испанцы) — коренные жители Пиринеи, потомки кельтов, иберийцев, мавров и вестготов. Разговорный язык – испанский. Численность в мире – 135 млн. чел., а в Испании – более 40 млн. чел;
  • Каталонцы – коренные жители Каталонской провинции. Разговорные языки – каталанский и испанский. На территории Испании проживает более 11 млн. чел.;
  • Баски коренное население баскских земель севера Испании. Баскский язык – изолирован и не похож на испанский, есть предположение, что он происходит от аквитанского языка. Численность – более 800 тыс. чел.;
  • Галисийцы – потомки галлов (кельтов), коренной народ Галисии. Основные языки – галисийский и испанский. Численность в Испании – более 3 млн. чел.

Кроме коренных, в Испании проживает:

  • Более 40 тысяч цыган;

Более 30 тысяч:

  • Португальцев;
  • Американцев;
  • Около 13 тысяч евреев;
  • Около 20 тысяч марокканцев;

Около 10 тысяч:

  • Французов;
  • Венесуэльцев;
  • Аргентинцев;
  • Немцев;

Около 2 тысяч:

  • Кубинцев;
  • Перуанцев;

Более 3 тысяч:

  • Мексиканцев;
  • Бразильцев;
  • Чилийцев;

Более 1 тысячи:

  • Англо-канадцев;
  • Уругвайцев;
  • Панамцев.

Основной приток иммигрантов идет из Латинской Америки, бассейна Карибского моря – более 35 % от общего числа иммигрантов, из Западной Европы – 22 %, Восточной – 18 %, из Африки – 15 %.

Религия в Испании

Первое место занимает католицизм – около 76 % от общей численности населения. На втором месте находится масса, не определившаяся с вероисповеданием или просто атеисты – 20 %. Третье место – мусульмане — их около 2 %, остальные 2 % — христиане, иудеи, протестанты и так далее. Конституция Испании отделяет церковь от государства и отношения между ними регулируется подписанным соглашением с Ватиканом в 1979 году.

Демографический прогноз на 10 лет

В связи с тяжелым экономическим положением, которое сохраняется с 2008 года, население Испании уменьшается за счет оттока иммигрантов, и к 2021 году специалисты института INE прогнозируют убыль населения на 500 тысяч жителей, то есть на 1,2 % всего населения Испании.

Расчетная численность населения Испании на начало 2016 года составляет 46 млн. человек. Первыми жителями Пиренейского полуострова стали тиберы и кельты. Спустя несколько столетий к ним присоединились бургунды, годы и другие германские народы. Позднее поселения стали смешиваться и образовались разрозненные средиземноморские народности. После объявления единого Испанского государства, все они стали именоваться испанцами, хотя и сохранили этнические различия.

Этническая и национальная составляющие

Последнее десятилетие население Испании имеет отрицательный прирост. Основной причиной тому эмиграционные процессы из-за экономического кризиса. Безработица вынуждает граждан Испании искать финансовое благополучие в других странах. Стоит отметить, что чаще других эмигрируют не коренные испанцы, а бывшие мигранты, получившие испанское гражданство. В результате национальная однородность страны повышается.

Непосредственно испанцы составляют около 80% населения страны. Остальная доля приходится на национальные меньшинства:

  • цыган;
  • португальцев;
  • евреев;
  • марокканцев;
  • американцев;
  • французов;
  • немцев;
  • аргентинцев;
  • бразильцев;
  • перуанцев.
















Среди коренных испанцев можно выделить четыре основные этнические группы:

  • Баски – относительно небольшая (800 тыс. человек), изолированная группа севера Испании;
  • Галисийцы – потомки кельтских народов, обосновавшиеся на северо-западе страны. Они составляют на просторах Испании группу численностью больше 3 млн. человек;
  • Каталонцы – коренные жители провинции Каталония (11 млн. человек) на северо-востоке Испании;
  • Кастильцы – наиболее многочисленная (40 млн. человек), объединенная группа коренных поселенцев Пиренейского полуострова. Они расположились на обширной территории от северо-запада к центру полуострова.

В основу государственного языка положен кастильский диалект, на нем разговаривают все жители страны. Наравне с основным, каждая этническая группа имеет собственное наречие.

Возрастная структура населения

Средняя продолжительность жизни в Испании составляет 81 год:

  • 84 года у женщин;
  • 78 лет у мужчин.

Такой высокий показатель объясняется благоприятными условиями жизни и высоким уровнем медицины.

Хотя Испания занимает пятое место по численности населения среди европейских стран, из-за отрицательного прироста нагрузка на работоспособное население постоянно возрастает. Одним из способов борьбы со сложившейся ситуацией является привлечение эмигрантов. Сюда прибывает больше всего иностранцев по сравнению с другими странами Европы.

Религия

Основной религией Испании является католицизм, его исповедует около 95% населения. В оставшуюся часть отнесены атеисты, мусульмане, протестанты и иудеи. В течение многих столетий католическая церковь была важной объединяющей силой для Испании. Большинство жителей и сегодня продолжают следовать религиозным традициям, однако влияние церкви в повседневной жизни несколько уменьшилось.

Территориальное распределение населения

Большую часть испанцев составляют горожане (76%), они сосредоточены в Мадриде (3,2 млн. чел.), Барселоне (1,6 млн. чел.), Валенсии (790 тыс. чел), Севильи (700 тыс. чел.) и Сарагосе (680 тыс. чел). Внутри страны наблюдаются миграционные процессы с юга полуострова к северному побережью. Столичный регион, Каталония и Страна Басков являются индустриальными и наиболее богатыми областями, куда испанцы устремляются в поисках благополучия.

Привычки и традиции испанцев

Нравы испанцев сильно отличаются от привычного нам уклада. Остановимся на наиболее ярких чертах коренных жителей Испании. Приезжая в Испанию, туристы поражаются традиции послеобеденного сна. Знаменитая сиеста длится несколько часов, в течение которых многие государственные и частные заведения закрываются, а улицы пустеют.

Испанцы очень трепетно относятся к семье, поэтому большинство обычаев связано с ней. Например, первенца называются именем отца, а старшую дочь называют в честь матери. Дети часто имеют двойную фамилию, состоящую из фамилий родителей. Развод в Испании занимает 5 лет от принятия решения до официального расторжения брака.

Все религиозные праздники принимают грандиозный размах, начиная от карнавала и заканчивая Рождеством. Обязательно организуются торжественные шествия и уличные гуляния. Каждый регион славится определенным событием, будь то ярмарка или фестиваль. На дни празднования многие испанцы путешествуют внутри страны, чтобы весело провести время.

Темпераментные испанцы очень шумно общаются и ярко выражают свои эмоции. Приветствие сопровождается объятиями и похлопываниями по плечу. Они чтят традиции и боготворят родителей, являются очень гордыми и ранимыми. Многогранные испанцы оставят о себе много теплых воспоминаний.

Самоназвание Современный ареал расселения и численность

Всего: 135 млн
Испания - 40 млн чел.
Аргентина - 20 млн чел.
Бразилия - 15 млн чел.
Мексика - 15 млн чел.
Чили - 9,5 млн чел.
Колумбия - 8,4 млн чел.
Куба - 7 млн чел.
Панама - 300 тыс. чел.
Парагвай - 300 тыс. чел.
Гондурас - 200 тыс. чел.

Язык Религия Расовый тип Входит в Происхождение

Испанцы - народ, проживающий на Пиренейском полуострове . Испанцы являются потомками вестготов , кельтоиберийцев , римлян и мавров . Разговаривают на испанском языке . Численность испанцев в мире составляет примерно 135 миллионов человек. В самой Испании насчитывается более 38 млн чел. Остальные живут в странах Западной Европы, в Америке.

В ХІХ в. в России слово «испанец» иногда произносилось как «гишпанец».

Потомки испанцев также представлены среди сотен миллионов человек в испаноязычных нациях Латинской Америки , а также на Филиппинах .

В самой Испании испанцем называют гражданина Испании, сами жители страны не считают себя единой общностью. В стране доминирует региональное самосознание, причем не только у каталонцев , галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и у других. Они называют себя арагонцами, валенсийцами, канарцами, астурийцами, кастильцами и т. д. В 1983 году все 17 исторических провинций страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Cronica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии, где предпочитают крепкие напитки, больше способствующие развитию алкоголизма, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрига, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

Основная статья: Музыка Испании

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо(от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянской. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о Сиде» и « Амадис Гальский», действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары. Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX в. развивается жанр костумбризма, то есть описание быта.

В архитектуре Испании представлены те же черты, что и в других странах, но её архитектура имеет отличительные черты. Одной из её особенностей является влияние мусульманской архитектуры (особенно на юге страны). Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (здесь она именуется «мудехар»), но Ренессанс уже своеобразен, и носит свое наименование, - платереско(«плоский»). Стиль барокко имеет здесь собственное название - чурригереско (по имени архитектора Хосе Чурригеры). Наиболее знаменитые памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде, собор Сантьяго-де-Компостела. Затем в Испании развиваются все остальные стили, характерные для всей Европы. Именно для Испании характерно творчество архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его, как модерн . Он - каталонец, и творчество его представлено в Барселоне . Кроме многих домов в оригинальном стиле, ему принадлежит создание собора «Саграда фамилиа»(Святое семейство), который стал в последнее время символом Испании(подобно Эйфелевой башне в Париже). Прежде символом Испании были фигуры дон Кихота и Санчо Пансы. Испанская культура оказывала влияние на культуру других стран. Француз Жорж Бизе написал оперу «Кармен» на испанскую тему, испанские мотивы звучат в балете «Дон Кихот» Минкуса . Многие русские писатели и поэты касались испанской тематики.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кармен, Конча, Дельмира, Долорес, Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерседес, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.

Меня часто спрашивают: «Ну, расскажи нам, какие они – испанцы? Что это за народ такой? Это правда, что они такие? А что делают это? А что у них так? А что любят это?…..».

Даже не знаю, с чего начать. Народ Испании — какой он?… С одной стороны, обычные люди с ногами, руками, головой. С другой стороны, они совсем другие и отличаются от русского народа.

Как я уже отмечала в других статьях, Испания очень и очень разная. Невозможно четко сформулировать ответ на любой вопрос относительно Испании и испанцев. Всегда следует учитывать особенности территории и народа, на ней проживающего. Я попробую дать характеристику народа Валенсии. Это не значит, что все коренные испанцы такие, как я напишу. На севере они имеют свои особенности, на юге – свои. Однако, те характеристики, что я здесь перечислю, в той или иной степени, будут отражать испанский народ в целом (в большей степени для средней полосы Испании).

Итак, начнем. Типичные черты характера и поведения народа Валенсии и Испании в целом:

  1. Самая ярко выраженная и всем известная черта характера испанского народа в целом – это, конечно же, крикливость . Не для кого не секрет, что испанцы – народ очень шумный. Такое ощущение, что у них нет «звуковых» границ при общении. Когда я переехала на ПМЖ в Валенсию, я была крайне удивлена такому шумному поведению. Создавалось ощущение, что народ абсолютно не воспитан. Находиться в любом людном месте, будь-то бар, кафе, клуб и даже открытая терраса на улице, было просто невозможно. У меня закладывало уши от создаваемого народом гула. Причем, не важно — сколько людей находится в помещении. Трех испанцев на весь бар, сидящих в самом дальнем углу, вполне достаточно, чтобы вы не слышали своего собеседника, сидящего в 50см от вас и орущего вам в ухо. Манера говорить на повышенных тонах, вернее, на очень высоких тонах, создает ощущение, что находишься на рынке. Да какое там, у нас на самом шумном рынке тише.

Так же картина с разговорами на улице и/или по телефону. Даже проживая на 5-м этаже, вы будете знать в подробностях жизнь каждого прохожего, разговаривающего по мобильному или с другим собеседником. Складывается ощущение, что испанцы очень любят выяснять отношения по телефону и лучше на улице и так, чтобы как можно больше людей узнало об их проблеме и, наверно, посочувствовало. Они будут орать в трубку до посинения и хрипоты, жестикулируя и матерясь. Вообще, что касается мата, то здесь никто особо не сдерживается, в том числе, при детях. Хотя завит от воспитания, конечно. Однако, учитывая, что воспитание в Испании низкое, % матерящихся высокий. По моим наблюдениям таким поведением больше страдают молодежь или мужчины среднего возраста. Женщины все-таки поспокойнее, хотя и среди них есть экземпляры.

Сейчас речь шла о взрослых. А теперь представьте детей этих взрослых. Все то же самое, но в удвоенном режиме громкости и с кучей не угасающей энергии. Толпа вечно визжащих, абсолютно не контролируемых и не затыкаемых детишек, идущих в школу – поверьте, шоу не для слабонервных. Подробнее о воспитании и образовании испанцев в другой статье (готовится к публикации).

Безусловно, такое поведение негативно сказалось на моем отношении к испанскому народу, понизив в моих глазах их уровень воспитания до минимума. На сегодняшний день я не так сильно замечаю эту крикливость – то ли я привыкла, то ли сама стала «голосистее», то ли народ притих. Однако мое мнение по поводу их воспитания и образования осталось прежним, если не усилилось.

  1. Считается, что испанцы веселый народ – всегда приветливый и улыбчивый. В принципе, это правда, но такое поведение больше характерно при встрече с новыми людьми. Испанцы будут улыбаться и стараться ублажить нового знакомого, как могут. Но только при первой встрече. Если вы им не нравитесь, они будут вести себя также приветливо… Однако мысли будут другие. И это не приятно. Из этого факта вытекает другая характерная черта испанского и валенсийского народа..
  2. Эмоциональность или страстность испанцев известна всем. Я все же склоняюсь к первой черте, т.к. страстность — это больше об отношении полов. Эмоциональности по поводу и без испанцам не занимать. Причем, я бы ее разделила на 2 вида: положительная и отрицательная. Последняя выражается везде и всюду без особых причин: дома, на улице, в общественном транспорте и где только можно. Выражают ее испанцы громко, не заботясь, интересно ли кому их слушать или нет. Порой всем автобусом слушаем, как кто-то кого-то бросает или выясняет изменил второй или нет. И если да, то с кем, где, когда, во сколько, в какой позе — будет знать весь автобус. Очень раздражает. Конечно, это признак необразованности и невоспитанности. Вы скажите — культура другого народа… Я скажу — не настолько этот народ отличается от нас, чтобы так себя вести все же не племена майя они.

Что касается страстности с отношениях между мужчиной и женщиной, не могу много сказать, т.к. у меня опыт общения только с мужем. В отношениях с другими испанцами не была. Сказать, что муж у меня супер страстный — ну да, в начала отношений — так же, как и у всех, — страстный и активный. Потом, привыкаем друг к другу и успокаиваемся. Другое дело, что испанцы более нетерпеливые в отношения, может, поэтому иностранцы полагают, что они страстные.

  1. Лицемерие . С точки зрения русских людей можно сказать, что испанцы лицемерны. Хотя, я бы все-таки сказала не лицемерны, а чересчур вежливы, даже когда это не нужно. В любом случае до уровня лицемерия англичан им расти и расти. Однако по сравнению с русскими — лицемеры. Находясь в кругу испанцев очень сложно различить улыбку из предыдущего пункта (вас рады видеть) от фальшивой улыбки, за которой скрывается нежелание с вами общаться. Русский народ все-таки более прямолинейный и открытый в этом смысле, за что я его и уважаю. Испанцы же будут улыбаться, ненавидя. Это очень напрягает. Ну, не нравится тебе человек – не общайся. Зачем нужен этот цирк. Такое поведение допустимо при общении на работе с шефом или сотрудниками, но вне рабочей сферы считаю это неправильным. Ведь так можно всю жизнь провести, притворяясь, и никогда не быть самим собой, даже с друзьями и близкими людьми. Это, по-моему, характерная черта народа Европы – всю жизнь проводить в «маске».

Также в Валенсии (за всю Испанию не отвечаю), претендуя быть вежливым, принято смеяться над любой тупой, невоспитанной, обидной и оскорбительной шуткой какого-нибудь недалёкого умом дружка, вместо того, чтобы сказать ему, что шутка не просто не смешная, а оскорбительная и глупая, а он сам – недалек умом, если ему в голову приходят такие шутки. Ведь есть темы, например, интимные или о смерти/инвалидности, шутить на которые нужно с умом и очень осторожно, т.к. перейти границу в них очень легко. В моей жизни бывали случаи, когда просто хотелось подойти к «шутнику» и отбить у него желание шутить навсегда, но, как говорится, если общество принимает такое поведение…

  1. Испанцы – отзывчивы и добры . За редким исключением, они всегда придут на помощь, помогут и подскажут. Любой ваш вопрос на улице к прохожему будет воспринят на «ура». Он сочтет за честь, что вы обратились именно к нему, и ответит на ваш вопрос с такими подробностями, о которых вы предпочли бы не знать.
  2. Непунктуальность народа Испании известна, наверное, на весь мир. По возможности советую не иметь с ними никаких дел, особенно серьезного бизнеса. По-крайней мере, сначала узнайте человека, а потом решайте — стоит ли с ним связываться. Тот факт, что испанцы никогда не приходят вовремя на встречу – не новость. Но я вам скажу больше, они не только могут опоздать на встречу на час-два, а то и на три часа, но также могут в принципе «самостоятельно» отменить или «перенести» встречу, не известив вас об этом. Меня это выводило и выводит из себя до сих пор. Были случаи, которые сложно представить в принципе…

Например, однажды друзья мужа позвали нас на пляж играть в волейбол – в 11.00. Мы с мужем прекрасно знали, что в 11.00 ни один на пляж не явится и пришли туда… в 12.30…. никого… Звоним «другу-организатору», а он говорит: «А вы что пришли? Так мы же отменили игру». Я была в бешенстве, а муж посмеялся и направился к дому!

Или другой случай: вас приглашают летом на дачу за город отдохнуть в 12.00. «Неопытный» человек или, лучше сказать, воспитанный человек, приедет вовремя… И будет ждать под дверью добрых пару часов под палящим солнцем. Хозяину дома можно, конечно, позвонить и спросить, типа: «Друг, ты где? Я жду». А он ответит: «А ты уже приехал. Ну ладно, ты жди, я быстро. Сейчас встану, позавтракаю, заеду в магазин за продуктами, заберу друзей, которые без машины, и мы приедем». И вот что прикажете делать? Как реагировать? И главное послать их никак нельзя — иначе у вас просто не останется друзей!

Вы не представляете, как я злилась, глядя на все это. Говорила мужу: «Да какой же это друг!? Он тебя не уважает, не ценит твое время. Зачем вообще нужны такие друзья!». Муж, конечно, тоже злился, но объяснял все так: «Просто мы народ спокойный, мы не переживаем по пустякам, живем в удовольствие. Ну, проспал, ну приедет позже и что. В чем проблема? Расслабься». И далее следует коронная фраза всех валенсийцев: «Он сейчас позже (ahora luego ) приедет!». То есть когда-нибудь он приедет – сейчас, но неизвестно когда, т.е. потом, позже.

А вообще не понимаю, как они на работу приходят – через час после начала рабочего дня? Хотя могу сказать, как ходят в школу дети, т.к. наблюдаю за этим процессом из окна регулярно, ведь, к моему великому прискорбию, сие заведение (школа) находится прямо в жилом доме, в моем доме. Теоретически (подчеркиваю, теоретически) занятия начинаются в 9.00. Примерно в 8.50 начинают приходить первые дети с родителями…, последние — в 9.05 -9.10… ну и потом пока дети усядутся, успокоятся… Зато забирать детей из школы мамаши и папаши прибегают аж за полчаса до окончания занятий. Об образовании в школах — отдельная статья (готовится к публикации).

  1. Девиз испанцев – «жизнь в удовольствие » . Они очень любят «выходить в свет». При этом для них такой выход – вещь нормальная, ежедневная. Несчётное количество кафе, баров и ресторанов по всей Испании каждые выходные наполняется шумными испанцами, ну и туристами, конечно. Хотя, после кризиса 2008г, который в Испании все еще продолжается, ежедневный выход для многих сменился на еженедельный, а то и ежемесячный. А молодежь из баров перебралась выпивать на улицу.
  2. Опыт показывает, что испанцы очень и очень безответственны и несамостоятельны . Эти характерные черты взаимосвязаны: ведь несамостоятельность – это, по большому счёту, нежелание отвечать за свои поступки, нежелание принимать серьезные решения, нежелание быть ответственным за семью, за других людей. В чем же проявляются их безответственность и несамостоятельность? Да во всём! Начиная от постоянных опозданий и заканчивая невыполнением своих обязанностей. Что касается создания семьи, то тут вообще всё плохо. Панический страх перед ответственностью при создании семьи свойственен мужчинам всего мира, это не секрет. У испанцев же этот страх в крови. Хотя они это называют «надо встать на ноги, а потом уже семью заводить». Другое дело, что на ноги половина встает к 50 годам, а половина — никогда. О серьезных отношениях испанцы задумываются лет в 40-45, женятся перед выходом на пенсию, детей заводят уже будучи на пенсии, до женитьбы живут с мамой или отдельно, но кушать ходят к маме, работают, если мама им работу найдет, а если нет, то не работают. Такое поведение я бы связала с одним из предыдущих пунктов – «жизнь в удовольствие» — жить с родителями, не готовить, не убирать, ни за кого не отвечать, никому не быть должным – красота! Безусловно, это не относится к 100% населения Испании, но в большинстве случаев это так. У меня есть знакомые, которым под сорок, а они все с мамами живут. Причем, что удивительно: есть экземпляры, которые в свои 40 лет имеют спутницу жизни уже не первый год, и как только речь заходит о браке, расстаются с ней. Страх перед ответственностью – великая сила, способная разрушить всё и вся. В Валенсии в связи с кризисом, число самостоятельных резко уменьшилось. До кризиса молодежь (от 25 до 40 – для Испании это молодежь) жила отдельно, а после него все дружно переехали жить к родителям, чтобы сдавать свою квартиру и оплачивать расходы.
  3. Испанцы, как показывает практика, крайне ленивы . И сейчас в кризис это очень хорошо видно. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Ленивы и еще раз безответственны. Я просто пока не поняла, какая черта преобладает. В чем выражается эта лень? Прежде всего в том, что не хотят работать. Чтобы они вам не говорили: «Это не моя вина, просто работы нет!» или «Я не буду работать за эти копейки, а нормальной работы нет» — не верьте, они просто не хотят работать. У них вечно праздник и повод для отдыха – то солнце сильно печет, то дождь пошёл, то время сиесты, то выходной скоро, то в законе написано, что работа – это зло и т.д. О том, как у испанцев (по крайне мере, у валенсийцев), организован рабочий день, я расскажу в другой статье (готовится к публикации).

Что далеко ходить — мой личный пример.В Испании я почти 4 года, из которых 1,5 не работала. Сначала привыкала, учила язык, затем искала работу, но не нашла. Естественно, сидеть дома я не могла по причине активного характера прежде всего, а также потому, что от сидящего образа жизни поедаемые мной хамоны и местные сладости стали откладываться в соответствующих места моего тела. Так вот. Поняв, что работу не найти, я решила развлекать людей и проводить экскурсии, затем занялась арендой недвижимости, затем продажей. Затем открыла фирму и даже плачу налоги! Среди моих знакомых есть пара человек, которые не работали до момента моего переезда в Валенсию и на момент написания данной статьи не работают. Как минимум 5 лет эти люди сидят без работы, жалуясь, что не могут ее найти. К слову, одной знакомой я предложила 5 идей, как заработать, познакомила с нужными людьми и ничего…. так и сидит. Ну, пусть сидит, что я могу поделать…

В чем еще проявляется лень и опять же безответственность? Например, в этом: не пытайтесь связаться с испанской компанией (я не имею ввиду крупные международные компании) по электронной почте. Вам НЕ ответят, скорее всего, никогда, в лучшем случае через пару месяцев. Ну, а если ответ пришел через пару недель, считайте, что вам крупно повезло либо, что более вероятно, тот, кто ответил – не испанец. За время проживания в Валенсии мне пришлось не раз столкнуться с подобным поведением:

Нужно было найти квартиру для друзей на месяц в аренду. Искала по интернету подходящие варианты – отослала около 20-30 писем с запросом по поводу дат заезда и в целом доступности жилья. Тишина… День, два, неделя, месяц. Иногда через пару недель я звонила хозяину и говорила, что писала раньше, но никто не ответил. А он отвечал: «А, да, да, я получал письмо, припоминаю. Да, квартира свободна на эти даты». И все. Ну, хоть бы соврал, что не получал. А то ведь говорит, что получил и не объясняет почему не ответил. Что это? Лень? Безответственность? Халатность? Пофигизм? Нежелание получать деньги даже, когда их несут на блюдце? Все вместе? Я не понимаю, если лень даже ответить на письмо потенциального клиента, зачем вообще размещать объявление?

Та же ситуация в бизнесе. По работе я старалась связываться с турагентствами из других городов Испании для сотрудничества. И что вы думаете? Не ответа, ни привета. В результате звонила и говорила: «Здравствуйте, у меня есть клиенты на вашу экскурсию. Вам это интересно? Вы получали мое письмо 3 недели назад?». Ответ: «Да, получали. Нам интересно ваше предложение». И все. Не понять мне все-таки испанской души. Лентяи. А потом кричат, что в Испании все плохо, денег нет, работы нет и, что рынок захватили китайцы и надо их выгонять, чтобы бедным испанцам было где работать. Хотя работа у многих есть, но они все равно зад от стула не отрывают и продолжают возмущаться, что денег нет.

Продолжение в . ..

Авторские права на статью принадлежат руководителю компании «ИСПАНИЯ ИНВЕСТ» и автору текста. Копирование статьи на другие сайты без согласования с автором категорически запрещено.


Чили Чили - 51,768
Бельгия Бельгия - 50,318
Андорра Андорра - 24,014
Эквадор Эквадор - 21,009
Нидерланды Нидерланды - 20,926
Италия Италия - 19,707
Колумбия Колумбия - 18,213
Австралия Австралия - 17,679
Доминиканская Республика Доминиканская Республика - 17,382
Перу Перу - 17,315
Канада Канада - 13,283
Португалия Португалия - 10,635
Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы Происхождение

В 1983 году все 17 исторических регионов страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Crónica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Предшественник испанского языка - староиспанский - утвердился в период, когда испанцы отвоёвывали у арабов Толедо (1085), Кóрдову (1236) и Севилью (1248). Он развивался под влиянием французского и провансальского языков труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь он сохраняется в несколько изменённом виде у потомков испанских евреев, сефардов , переселившихся на Балканы , под названием ладино .

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. С завоеванием римлянами Испании кельтиберы были ими ассимилированы, став постепенно иберо-римлянами. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы и смугловатая кожа, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом , и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрида, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи , серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо (от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о моём Сиде » и «Амадис Гальский », действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче ». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес » Луиса Велеса де Гевары . Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX веке развивается жанр костумбризма , то есть описание быта.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кáрмен , Конча, Дельмира, Долóрес , Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерсéдес, Монсеррат, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Напишите отзыв о статье "Испанцы"

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира », М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.
Смешение рас и касты в испанских и португальских колониях п
Негры
--
Европейцы -- Европейцы -- Индейцы -- Негры
Мулат Креол Метис Самбо

Отрывок, характеризующий Испанцы

– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.