Почему с каждым годом ухудшается экология мира? Нужно ли нам волноваться.

Недавнее падение российского космического аппарата Фобос-Грунт на Землю заставило общественность обратить свое пристальное внимание на проблему всевозрастающего количества космического мусора. Некоторые даже всерьез задумались над тем, становиться ли легче Земля в результате того, что мы отправляем в космос многотонные шаттлы или нет?”.

Ответить на этот вопрос попытались академики из Кембриджского Университета (Cambridge University).

По мнению микробиолога и телеведущего доктора Криса Смита (Chris Smith), существует несколько факторов, влияющих на набор и потерю массы нашей планетой.

Доктор Смит и физик из Кембриджского университета Дейв Ансель (Dave Ansell), используя наработки своих коллег, создали схему баланса того, что приходит на Землю и того, что покидает пределы ее атмосферы. Все оценки в схеме носят приблизительный характер.

По их мнению, самый крупный вклад в массу Земли делает космос, откуда на поверхность нашей планеты ежегодно оседает более 40 000 тонн пыли.

“Это невероятно, но большая часть пыли на нашей планете имеет космическое происхождение: в первую очередь, это крошечные частички, которые появилась еще на стадии формирования нашей планетарной системы, но так же нельзя забывать об огромных массах метеоритной пыли и других отходах Вселенной, которые оказались непригодными в планетарном или звездном строительстве, - говорит доктор Смит. - Все это богатство притягивается Землей, словно гигантским вакуумным пылесосом, при помощи гравитации и рано или поздно попадает в ее атмосферу”.

Другая причина, почему Земля набирает массу – глобальное потепление.

“Специалисты НАСАНациональное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration) - агентство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США и финансируемое на 100 % из государственного бюджета, ответственное за гражданскую космическую программу страны. Все изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться. посчитали, что ежегодно наша планета становится тяжелее на 160 тонн из-за повышения температуры, - поясняет Крис Смит. - Если мы начнем искусственно поднимать температуру, то сможем еще больше утяжелить Землю”.

Отсюда следует, что каждый год наша зеленая планета поправляется на 40 160 тонн.

Возрастание популяции населения и постройка новых зданий не является факторами, т.к. опираются на использование и потребление материалов, изначально присутствующих на планете.

Однако, несмотря на это, расчеты доктора Смита показывают, что Земля неуклонно теряет массу, большая часть которой приходится на моря и атмосферу.

Он указывает на несколько причин этого.

Например, земное ядро, которое представляет собой гигантский ядерный реактор, постепенно теряющий энергию, а значит и массу. Но это всего лишь 16 тон в год.

Справа: изображение, смоделированное на основе данных НАСАНациональное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration) - агентство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США и финансируемое на 100 % из государственного бюджета, ответственное за гражданскую космическую программу страны. Все изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться. по отслеживанию космического мусора. Справа, для наглядности, были увеличены размеры всех объектов

А что на счет запусков ракет и спутников в космос, таких как 13-тонная АМС Фобос-Грунт? Доктор Смит так же не принимает их во внимание, т.к. большинство из космических аппаратов рано или поздно падают обратно, на Землю.

Но есть кое-что еще, что является основным фактором, отвечающим за потерю массы нашей планетой: газы, столь же легкие как водород, практически беспрепятственно покидают атмосферу Земли.

“Физики установили, что Земля теряет до 3-х килограммов водорода в секунду. Это около 95 000 в год, - говорит Смит. - Другим, достаточно легким для того, чтобы покинуть пределы нашей планеты, является гелий. Его не так много, в сравнении с водородом, поэтому благодаря гелию планета ежегодно облегчается всего на 1 600 тонн”.

Но в сравнении с размерами нашего мира эти потери ничтожно малы и не превышают 0.000000000000001% от общей массы планеты.

Нужно ли нам волноваться?

По мнению доктора Смита, Вселенная ‘поставит’ Земле диагноз ‘планетарная дистрофия’ задолго после того, как погаснет Солнц. Опасений по поводу того, что на планете закончится водород, он так же не испытывает.

“Прежде чем иссякнут океаны пройдет более триллиона лет, в то время как возраст нашей планеты всего 5 миллиардов, - сказал в заключение Крис Смит. - Так что не волнуйтесь о судьбе нашего мира, который успеет погибнуть тысячами других способов, прежде чем его масса достигнет критического минимума!”.

Тип урока: комбинированный.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

научить устанавливать положительное и отрицательное влияние человека на природу, называть причины исчезновения отдельных видов растений и животных

Предметные результаты

Научатся

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Понятия

Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3—4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каж-дая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесённая природе. Если одну такую рану на-несёшь ты, другую — кто-нибудь из твоих дру-зей, третью — кто-то ещё, что же станет с при-родой?!

Изучение нового материала

С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого прихо-дится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каж-дым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни расте-ний, животных, человека. Но с заводов и фаб-рик в воздух попадает дым, а в реки и озё-ра — сточные воды с вредными веществами...

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут краси-вые растения, а животных порой жестоко ис-требляют.

Влияние человека на природу. Экологический кризис

Загрязнение окружающей среды

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Люди поняли, что необходимо охранять при-роду. Многие заводы и фабрики переоборудова-ны и уже гораздо меньше загрязняют окружаю-щую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие рас-тения и охотиться на редких животных. Сведе-ния о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территориизаповед-ники и национальные парки.

Заповедники — это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Нацио-нальные парки похожи на заповедники, но меж-ду ними есть важное различие. Заповедники обычно закрыты для туристов, а национальные парки — это природные музеи под открытым не-бом. Здесь проводят экскурсии для всех люби-телей природы.

Общество и природа

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Найдите фотографии, которые можно было бы подписать так: «Загрязнение воздуха», «Загряз-нение воды», «После вырубки леса», «Проверка чистоты воздуха на дороге», «Очистные соору-жения», «Посадка леса». На каких из этих фото-графий показано то, что вредит природе, а на каких — работа по охране природы?

2.Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — од-ним словом, превратить Землю в один огром-ный заповедник?

3.Какое отношение к природе можно назвать ответственным? Как оно проявляется? Приве-дите примеры из современной жизни.

Задание: сравните фотографии на с.33. Что изображено на каждой из них? Почему они расположены парами?

Ответ: пронумеруем фотографии цифрами от 1 до 6. Первая пара фотографий под номерами 1 и 2; вторая пара под номерами 3 и 4; третья пара под номерами 5 и 6.

На первой паре - фотографии с загрязнением воздуха выбросами от промышленных производств и проверка чистоты воздуха на дорогах; вторая пара – загрязнение воды сбросами отходов в водоемы (реки) и сооружения для очистки воды, третья пара - о беспорядочной вырубке лесов и оставшемся после нее лесном мусоре и возмещение вырубленных и загубленных лесов новыми посадками. На фото 1,3,5, показано то, что вредит природе, а на фото 2,4,6 то, что природу охраняет и улучшает.

Вопрос: почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности?

Ответ: при всем желании человек не может превратить Землю в один большой заповедник, потому что без заводов и фабрик, хозяйственной деятельности в лесах, полях, горах, водоемах, нельзя будет производить нужные для жизни человека вещи, продукты питания и обихода.

Вопрос: какое отношение к природе можно назвать ответственным? Как оно проявляется? Приведите примеры из современной жизни.

Ответ: используя богатства природы, человек должен понимать что ее возможности не безграничны, что когда-нибудь эти богатства иссякнут. Поэтому относиться к природе нужно с уважением. Не вырубать леса больше, чем необходимо, а вырубки засевать новыми саженцами. Экономить пресную воду. Охранять водоемы откуда берут воду для питья, ведь на Земле очень мало пресной воды. Не выбрасывать в воздух неочищенные газы, что сильно загрязняет атмосферу и влияет на здоровье людей и всего живого. Искать природоохранные промышленные технологии. Возобновлять по мере возможности взятые из природы ресурсы.

1.Внедрение на промышленных предприятиях замкнутого цикла использования воды (когда вода необходимая производству возвращается в технологический процесс после необходимой очистки и подготовки).

2. Установка на ТЭЦ высокоэффективных очистных установок воздуха (циклонов), что предотвращает попадание в воздух большого количества вредных газов содержащих азот и серу.

Проверь себя:

1. Вопрос: почему на Земле с каждым годом становиться все меньше лесов? К чему это приводит?

Ответ: древесина используется для строительства домов, для изготовления мебели, паркета, стройматериалов, целлюлозы из которой производят ткань (вискозу), лаки, порох, бумагу, кино и фотопленку, древесный спирт. Поэтому на Земле с каждым годом становится меньше лесов. Это приводит к нарушению природных сообществ, исчезновению многих растений и животных, ухудшению земель, вырубка лесов в горах приводит к селям и оползням. Вырубка лесов во влажных местностях приводит к заболачиванию, т.к. деревья испаряя много воды частично осушают излишне увлажненную почву.

2.Вопрос: как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем это опасно?

Ответ: загрязнение воздуха и воды происходит в результате выбросов в атмосферу газов и сбросов в водоемы отработанной воды. Такие газы и воды содержат вредные вещества: окислы азота, серы, марганца, свинца, хрома. Это опасно для здоровья человека потому, что растения способны накапливать в себе вредные «Тяжелые» металлы, а человек может употребить их с пищей. Воду с примесями вредных веществ нельзя пить, а дышать воздухом в котором очень много окислов азота и серы нельзя, не причинив вреда своему здоровью. Вредные вещества попадая в организм человека отравляют его вызывая различные заболевания.

3. Вопрос: почему многие растения и животные стали редкими?

Ответ: общее загрязнение воздуха и воды, вырубка лесов, браконьерство в отношении, как животных так и растений, вызывает нарушения в природных сообществах, что приводит к уменьшению числа многих растений и животных, а то и к исчезновению некоторых из них.

4. Вопрос: как люди охраняют природу?

Ответ: В настоящее время многие заводы и фабрики переоборудованы, на них установлены очистные сооружения, и они уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных, которые занесены в Красные книги. В большинстве стран созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Задания для домашней работы:

2. Вопрос: узнай у взрослых, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.

Ответ: в нашей Челябинской области имеются: Ильменский и Восточно-Уральский заповедники, национальные парки Таганай и Зюраткуль.

Признаюсь, не могу спокойно писать об этом, поскольку вырос в лесу и очень его люблю. Но так вышло, что я теперь «городской» и с ностальгией вспоминаю те времена. В общем, опишу все так, как оно есть и, надеюсь, многие сделают выводы...

Почему становится все меньше лесов

Казалось бы, леса относятся к возобновляемым ресурсам, однако скорость, с которой они вырубаются, абсолютно не оставляет шансов на восстановление. Очевидно, что проблема приобретает серьезный характер тогда, когда это происходит бесконтрольно и, как правило, незаконно. Согласно статистике, ежегодный объем вырубки составляет не менее 12 миллионов гектар. Но зачем вырубают леса? Существует несколько причин:

  • сырье - в наше время древесина достаточно ценный товар;
  • расчистка территорий - как под строительство, так и под земледелие;
  • добыча ископаемых - нередко леса приходятся не к месту, покрывая залежи ценных ископаемых;
  • развитие животноводства - обустройство пастбищ.

К чему приводит вырубка лесов

Кроме того, что фактически уничтожаются «легкие планеты», существует немало иных последствий. Итак:

  • загрязнение воздуха при сжигании;
  • опустынивание;
  • разрушение экосистем;
  • эрозия почвы.

Нередко для того, чтобы быстро расчистить площадку от леса, его попросту выжигают. Это сопровождается огромными выбросами окиси углерода, что вместе с улетучиванием почвенного углерода усугубляет парниковый эффект. Огромные пространства, подвергнутые вырубке, превращаются в пустыни, а все потому, что почвенный слой больше не удерживается корнями и просто вымывается.


Поскольку лес - огромный дом для множества его обитателей, при его исчезновении уходят и они. Сопровождается это разрушением устоявшихся за тысячи лет экосистем, исчезновением множества видов как растений, так и животных. Например, только в тропических лесах под угрозой вымирания находится свыше миллиона видов! Эрозия почвы - закономерное последствие, что приводит к обширным наводнениям и изменению уровня подземных вод, а это сопровождается нарушением водных систем на огромных территориях.