Подходы к здоровью в разных психологических школах. Психология здоровья

Анализ проблемы психологического здоровья человека с точки зрения истории является закономерным процессом. Начальный период развития психологии называют классическим , и объектом изучения в нем являлась психика в качестве свойства высокоорганизованной живой материи, а предметом исследований были психические явления в рамках живой природы. Следующим этапом стала неклассическая психология , которая породила гуманитарную стратегию исследования психики человека и ознаменовалась попытками преодолеть феноменологию психического и войти в феноменологию человеческой реальности. Кульминацией развития неклассической психологии стало появление двух направлений в мировой психологии:

  • гуманистическое (западное),
  • культурно-историческое (советское).

Сегодня разворачивается третий этап - постнеклассическая психология. Франкл и Рубинштейн положили начало повороту психологии к сущностным характеристикам человека. На современном этапе формируется антропная психология, которая ориентирована на человеческую реальность и нацеленная на изучение проблематики существования отдельного человека в мире.

Переход от психофизиологических аспектов к метаантропологическим вопросам бытия привело к преобразованию всей системы психологического знания и пересмотру ее проблем. Относительно проблемы нормы шаги заключались в следующем:

  • смещение фокуса исследований на специфически человеческие проявления с психического аппарата;
  • изучение психической нормы в качестве нормы развития;
  • переход к разработке психологических моделей здоровья от поиска способов решения проблем в смежных науках;
  • становлении психологии здоровья как самостоятельной области научных знаний и их приложений на практике;
  • определение различий между терминами психическое здоровье и здоровье психологическое, при этом первый характеризует отдельные психические механизмы и процессы, а второй термин относится к личности в целом и находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями духа;
  • определение психологического здоровья человека центральным объектом исследований психологии здоровья.

В рамках изучения психологического здоровья человека возникают психологические модели, которые рассматривают проблему здоровья с позиции человековедения.

Сформированы общие положения теории психологического здоровья:

  • психологическое здоровье является научным эквивалентом духовного здоровья;
  • основная проблема психологического здоровья заключается в вопросе о норме и патологии в области духовного развития человека;
  • основа психологического здоровья - нормальное развитие субъективности;
  • основные критерии психологического здоровья: характер актуализации человеческого в самом человеке и направленность развития.

Основные подходы к проблемам психологического здоровья

Постановкой и разработкой проблемы психологического здоровья впервые начали заниматься западные ученые гуманистического направления - Г.Олпорту, А.Маслоу, К.Роджерс. Гуманистическая психология придерживалась понятия персоноцентрического сознания, а для такого сознания «самость» является основополагающей и конечной ценностью. Данная тенденция может легко перерасти в культ вожделенной успешности и приобрести характер социальной догмы. Замыкание человека в самосовершенствовании ради самого самосовершенствования приводит, как правило, к обессмысливанию человеческого бытия и снижению жизнеспособности.

Отечественные психологи, после снятия идеологических барьеров отреагировали повышенным интересом к западным идеям о психологическом здоровье. Сегодня психологическое здоровье детей рассматривается в качестве смыслообразующей и системообразующей категории профессионализма практических психологов в области образования, психологические факультеты ВУЗов готовят специалистов по направлению «Психология здоровья». Российская наука предложила новые основания, принципы рассмотрения проблем психологического здоровья, которые сообразны нашей ментальности и культурной традиции. Они последовательно реализуются в рамках гуманитарно-антропологического подхода.

Основная идея гуманитарно-антропологического подхода в психологии заключается в возможности, а также необходимости восхождения индивида к полноте собственной реальности. Такой подход обнаруживает антиномию самости или человеческой субъективности. Она является средством саморазвития человека, которое должно быть преодолено в его духовном росте.

Антропологическая модель психологического здоровья

Критерии и условия психологического здоровья можно вывести и раскрыть, основываясь на онтологии человеческого способа жизни. Конституирующими человечность основаниями в психологической антропологии являются: сознание, деятельность, общность.

В пространстве данных онтологических оснований можно выделить доминанты человеческого потенциала, которые образуют матрицу психологических характеристик человека и дают возможность конкретизировать атрибуты психологического здоровья и формы отклонений.

Определение 1

Параметры психологического здоровья – это, своего рода, достояние зрелости.

В период детства пространством актуализации у ребенка способностей и человеческих качеств служит событийная общность, механизмом развития является сопереживание и внешняя рефлексия, условия развития для него – это диалогическое общение и сотрудничество в деятельности, личный пример и советы старших служат средством нравственного воспитания. Поэтому критерии психологического здоровья в отношении детей правильнее соотносить с системой отношений и связей ребенка с его естественным окружением, со значимыми взрослыми.

На психологическое состояние ребенка влияют окружение и образ совместной жизни. Основное место в нарушениях психологического здоровья у детей занимает ситуация, когда нормальное развитие ребенка возможно вопреки отношению и поведению окружающих.

Основными признаками дисфункциональных состояний детско-взрослой общности являются:

  • извращенность, скудность базальных условий и духовно-нравственных установок жизни;
  • неадекватность, недостаточность социокультурных условий развития;
  • приземленность, размытость мировоззренческих установок окружения.

Определение 2

Фиксируемые нарушения психологического здоровья ребенка называются антропогении.

Психологическая сущность антропогений заключается в дисквалификации или деформации субъективности ребенка. Типы антропогений включают:

  • переживания биографически обусловленные, в частности, безродности или сиротства, бесперспективности или выученной беспомощности, нереализованности или педагогической запущенности, опустошенности ил экзистенциального голода;
  • крайние формы реагирования ребенка на неблагоприятную ситуацию в жизни, в частности мауглизацию, психотравмирующие переживания, ценностную дезориентированность, которые провоцируют психогенные нервно-психические расстройства.

При этом безродность, дезориентированность, опусташенность отнесятся к злободневным проблемам современного детства. Антропогении, при неблагоприятном течении, принимают устойчивые формы нарушения психологического здоровья, основой которых является недоразвитие, дезинтеграция, а также дисгармоническое развитие субъективности человека.

Следует отметить, что нарушения психологического здоровья не всегда принимают форму душевного страдания,гротескного поведения и не обязательно проявляются в социальной дезадаптированности и асоциальных действиях. Человек может приспосабливаться к различным ситуациям и производить благоприятное впечатление, избегать поводов для формирования внутреннего дискомфорта.

Психологическое здоровье не исключает присутствия чувства тревоги, растерянности, заблуждений, кризисов и конфликтов. Состояние психологического здоровья мерцательно. Психологическое здоровье и нездоровье присутствуют в противоборстве.

admin

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

3 марта 2014, 10:48

Историческая инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит видным западным ученым гуманистической ориентации - Г. Олпорту, А. Маслоу, К. Роджерсу.

Сосредоточив научную и практическую деятельность на специфически человеческих проявлениях и общечеловеческих ценностях, гуманистическое течение оформилось на рубеже 50–60 гг. прошлого столетия. Несмотря на разноголосицу внутри самого течения и размытость его границ, гуманистическая психология была признана в качестве новой психологической парадигмы, проповедующей преимущественно самобытность и самодостаточность человека.

Вместе с ней в профессиональный лексикон входят пока еще «поэтико-метафорические» термины, определяющие качество индивидуальной жизни. В их числе - психологическое здоровье. Появляются работы по созданию психологических моделей здоровой личности, существенно обогатившие рациональный взгляд на проблему нормы: Г. Олпорт, введя представление о проприативности человеческой природы, составил образ психологически зрелой личности; К. Роджерс, настаивая на том, что человек наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту, раскрыл образ полноценно функционирующей личности; А. Маслоу на основе теории мотивации личности вывел образ самоактуализированного, психологически здорового человека. Резюмируя доводы упомянутых и других, не менее именитых авторов, можно утверждать, что с точки зрения гуманистического подхода, питающего безусловное доверие к человеческой природе, общим принципом психологического здоровья является стремление человека стать и оставаться самим собой, несмотря на перипетии и трудности индивидуальной жизни.

Гуманистический подход стал яркой вехой в развитии психологии, послужил реабилитации человека в науке, скорректировал профессиональные принципы в гуманитарных сферах (прежде всего, в образовании и здравоохранении), придал мощный импульс становлению практики психологической помощи людям.

В период освоения профессии он воодушевлял и автора этих строк. Критически осмыслив и соотнеся гуманистическую доктрину с опытом практической работы, должен признать, что далеко не все ее идеи и идеалы воспринимаются сегодня с прежней убедительностью.

Гуманистическая психология реализовала установку персоноцентрического сознания, для которого «самость» есть основополагающая и конечная ценность. Такая позиция больше соответствует укладу языческого мира. Только объектом поклонения (идолом, кумиром) людей становятся не природные силы как живые сущности, а их собственная природа (натура), нормой жизни - самоутверждение и самовыражение во всех доступных формах, целью жизни - земные блага.

Суть такого рода «природной духовности» проявляется в стремлении к человекобожеству, когда индивид старается уподобиться Богу, так и не потрудившись быть человеком. В наше время эта тенденция оформилась в культ вожделенной успешности и приобрела характер социальной догмы. В действительности замыкание индивида в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования чаще приводит к обессмысливанию бытия и общему снижению жизнеспособности.

Справедливости ради заметим, что установка на самоактуализацию получила неоднозначную оценку и среди гуманистически ориентированных психологов. Хорошо известна точка зрения В. Франкла, утверждавшего, что самоактуализация - это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя <...>. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания» .

Отечественные психологи, когда были сняты идеологические барьеры и появилась возможность осваивать и осмысливать мировой опыт, отреагировали на представления о психологическом здоровье со всей широтой российского характера: заинтересованно (стараясь вникнуть в существо вопроса), популистски (апеллируя к ним по поводу и без), настороженно (усматривая в них опасность утраты психологией «суверенитета», дескать, здоровье - это вотчина эскулапов), скептически (усомнившись в актуальности и практической значимости проблемы), критически (пеняя на метафоричность и невнятность центрального понятия, неохваченность его формальной дефиницией). Оставив эмоции за скобками, уже можно констатировать, что тема выдерживает испытание временем: психологическое здоровье детей рассматривается сегодня как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования; психологические факультеты готовят специалистов соответствующего профиля (специализация 03.03.21 «Психология здоровья» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000); отечественная наука предложила иные основания и принципы рассмотрения проблемы психологического здоровья, сообразные нашей культурной традиции и ментальности. Они последовательно реализованы в русле гуманитарно-антропологического подхода.

Центральной для гуманитарно-антропологического подхода в психологии является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Ее суть отражена в ключевых понятиях: «гуманитарный» происходит от латинских humus - «почва» и humanus - «человечный» и подразумевает пространство зарождения и вынашивания человеческих качеств и способностей, духовно-культурную укорененность и преемственность человека; «антропологический» является производным от греческого anthropos - «человек», символизирует сущностные силы и устремленность человека4. Парадигмальное отличие и эвристическая ценность подхода состоят в том, что он обнаруживает антиномию человеческой субъективности (самости): она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании (В. И. Слободчиков).

В сравнении с мировоззренческим контекстом гуманистической психологии гуманитарно-антропологический подход представляет собой соотнесение рациональной психологической мысли с православной традицией в стремлении к синергии научной методологии и духа учения Христа для решения проблем здоровья, развития и существования человека (см. табл. 1). Здесь «человеческое бытие становится самим собой, лишь превращаясь в со-бытие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас пробуждается Личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное» .

Таблица 1

Основные подходы к проблеме психологического здоровья

Гуманистический

Гуманитарно-антропологический

Аксиологический аспект

«Общечеловеческие» гуманистические ценности, примат прав и свобод человека

Традиционные духовно-нравственные и культурные каноны, примат ценности и достоинства человека

Оценка человеческой природы

Оптимистическая: человек по своей природе добр и наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту

Реалистическая: в человеке заложены разнообразные потенции - от благородных до безобразных, в мотивах и поступках могут быть проявлены и одни, и другие

Человеческое в человеке

Все, что помогает человеку стать и оставаться самим собой

Все, что побуждает в человеке стремление и волю быть выше себя

Нормативный вектор развития и саморазвития человека

Самоактуализация – максимально полное воплощение человеком своих способностей и возможностей

Универсализация – выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вхождение в пространство универсального со-бытия

Основа психологического здоровья

Личностный рост как утверждение самости в наращивании способности полноценного функционирования в условиях индивидуальной жизни

Духовное возрастание как преодоление самости в развитии способности к децентрации, самоотдаче и любви

Максима психологического здоровья

Стремление к самотождественности: быть самим собой

Стремление к полноте человеческого бытия: быть выше себя

Установки психологической практики

Эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение и безоценочное отношение: человека нужно принимать таким, каков он есть; психологическая помощь осуществляется «по ту сторону добра и зла»;

Доминанта на другом и участная вненаходимость: сопереживание человеку при критичном отношении к отрицательным проявлениям его нрава; психологическая помощь затрагивает духовно-душевную сущность человека и в силу этого соотносима

Фасилитация личностного роста человека преимущественно недирективными психотерапевтическими средствами

с нравственными аспектами жизни, с проявлениями «проблемы добра и зла»; диалогические формы контакта, ориентированные на актуализацию в человеке его духовного (истинного) «Я»

Мировоззренческая ориентация

Неоязыческая: эволюция человека как человекобожества (самоутверждение и самообожествление)

Святоотеческая: эволюция человека как Богочеловека (самоодоление и единение с Богом)

Отечественные подходы к психологии здоровья

Болезнь – жизнь при ненормальных условиях

Здоровье – это та вершина, на которую

каждый должен подняться сам.

И.И.Брехман

Научная актуальность построения и осмысления задач психологии здоровья смыкается с практической значимостью решения вопросов профилактики. В чем отличие задач психопрофилактики и психогигиены от задач психологии здоровья? Если психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств, то психология здоровья масштабнее по своим задачам . В нее включается создание личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации к требованиям жизненной среды. Психология здоровья обеспечивает психологическую адаптацию личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые нужны индивидууму для установления гармоничных связей, способствует самореализации человека, повышению его качества жизни и, в том числе, оказывает психическую помощь при завершении жизненного пути и уходе из жизни. Решение этих задач зависит от понимания следующих вопросов: что такое здоровье как психическое явление? социальное явление? телесное явление? духовное явление? Иными словами, развитие психологии здоровья возможно только в виде интеграции философского, социологического, психологического и медицинского знания о человеке и его взаимосвязях с миром.

В работах отечественных авторов особое внимание уделяется анализу понятия «личность » как инструменту развития человека. Так, В. М. Розин считает, что личность в историческом смысле весьма молодое образование 1 . В Средние века поведение человека строилось с опорой на общину, а также учение церкви, при этом само понимание бога складывалось под влиянием ожиданий общины, т.е. это была своеобразная проекция таких ожиданий. Главная черта человека Нового времени - свобода воли; она предполагает осознание себя, самостоятельность в отношении с другими. Современный человек вынужден постоянно принимать собственные решения, каждое свое усилие он должен сверять с усилиями иных сил и реальностей. При этом каждый человек открывает и конструирует духовную основу в той или иной индивидуальной форме, которая органична ему самому, его возможностям.

См.: Розин В. М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001.

Развитие личности в целом происходит в процессе собственной деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней, в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. Современный человек вынужден себя постоянно воссоздавать в своей константности и автономии. Строительство образа себя включает идеи «культуры» и «других» как равноценные в отношении к идее «Я». Поэтому столь важно «выслушивать себя, других и время».

Философско-психологический подход к проблеме здоровья. Б. С. Братусь приходит к следующим обобщениям о сущности человека, входящим в определение здоровья 1 .

См.: Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-20.

1. Понятия «человек» и «личность» не являются тождественными. Личность может быть понята как инструмент, принадлежащий и служащий человеку в процессе его восхождения к собственно человеческой природе.

2. Центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к «другому».

3. Для реализации себя как человека необходимо иметь целостный образ будущего, с которым есть эмоциональная связь, в который человек верит. Вера – это внутреннее состояние, тесно связанное со смыслообразующим процессом. Духовная сфера такова, что для удержания ее как целого нужна напряженная работа по поиску своего духовного пути.

4. Психическое здоровье – это баланс различных психических свойств и процессов: баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди других людей; баланс любви к себе и любви к другим.

Б. С. Братусь предлагает комплексное определение нормального развития как развития, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и критериями такого развития являются: а) отношение к себе и к другому человеку как к независимым; б) способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; в) творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности; г) потребность в позитивной свободе; способность к свободному волеизъявлению; д) возможность самопроектирования будущего; е) вера в осуществимость намеченного; ж) внутренняя ответственность перед собой и будущими поколениями; з) стремление к обретению общего смысла своей жизни. Соответственно аномальным является развитие, которое подавляет самоосуществление человека.

Б. С. Братусь различает психическое и личностное здоровье: «Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)... Этика и нравственная ориентация в этом случае не есть лишь внешнее давление, но суть нормального развития и критерий здоровья».

Философско-психологический подход к проблеме здоровья реализуется в работах А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, которые считают, что склонность современного человека к соматизации связана с имеющимися культурными нормами и ценностями, в частности, культом успеха и благополучия. Это приводит к общему запрету на чувства неудовлетворенности, страха, тоски и собственной агрессивности, что, в свою очередь, ведет к их вытеснению и затрудняет психологическую переработку этих эмоций. Запрет на эмоции делает бессмысленной и неэффективной рефлексию. В итоге человек оказывается в плену собственных противоречий, а это снижает адаптацию. Результатом подобного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и ее проекция на других людей. Подавленная враждебность приписывается окружающему миру, что ведет к резкому росту тревоги, во-первых, из-за восприятия окружающего мира как опасного, а во-вторых, восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию) 1 .



См.: Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции, психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-75.

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, консолидированности, а также духовности (стремлению к истине), приобретению гуманистических ценностей (доброта, справедливость), ориентации на саморазвитие, обогащение. С позиции самоуправления здоровья личность характеризуется выраженностью целеустремленности (обретением смысла жизни), воли, энергичности, активности, самоконтроля, адекватной самооценки.

А. В. Шувалов, обобщая работы, посвященные проблеме здоровья, выделяет ряд следующих положений 1 .

1. Здоровье - это идеальное состояние. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека.

3. Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий в себя созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

5. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Условия удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого.

6. Здоровье - культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

7. Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, а с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

8. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

9. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни человека.

См.: Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические проблемы психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

Исходя из идей антропологического подхода, разрабатываемого В. И. Слободчиковым и А. В. Шуваловым, психологическое здоровье следует понимать как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития 1 .

См.: Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91-105.

А. Ш. Тхостов в своей модели телесного восприятия полагает, что, становясь явлением сознания, элементарное ощущение включает в себя скрытую категориальную сеть, лишь в ячейках которой оно и приобретает свое субъективное существование. Автор пишет, что телесность в контексте болезни обладает особым качеством: «болезненные ощущения означают не только себя, но и то, что, в принципе, им внеположно. Они развернуты не только внутрь, т.е. представляют собой не просто чувственную ткань, получившую означение в категориях телесного пространства внутренних органов, модальности, градации интенсивности и пр., но и вовне - означают болезнь» 1 .

Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 102.

«Вторичное означение», по мнению автора, в целом сходно с тем, что обычно квалифицируется как интеллектуальный уровень внутренней картины болезни , оценочный этап ее становления. Формирование такого означения телесных ощущений связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие из этого методы лечения. Тхостов обращает внимание на личностный смысл болезни и рассматривает его как жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Поэтому многообразие типов отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов. Он выделяет такие смыслы, как преградный (негативный), позитивный и конфликтный. Таким образом, интрацептивное ощущение в структуре ВКБ, пройдя означение и обретя свое субъективное существование в категориях модальности и пространстве тела, становится симптомом и получает смысл в контексте жизни. Это становится возможным потому, что болезнь несет человеку не только болезненные ощущения, но и затрагивает основы его биологического и социального бытия; через смысл болезнь открывается всей сфере человеческого существования.

С изложенной позиции телесное страдание (болезнь) необходимо рассматривать не как натуральное дефицитарное состояние, но прежде всего как предмет овладения - социализации, ВКБ - как семиотическую систему, а телесное интрацептивное ощущение - как сложную текстовую, знаково-символическую структуру, а не простое возбуждение интерорецепторов (т.е. не рефлекторное отражение натурального состояния, а культурное восприятие культурного предмета). В логике же развития заболевания и лечения следует различать две стороны: объективную , подчиняющуюся физическим закономерностям, и субъективную , подчиняющуюся закономерностям психического. Таким образом, психология здоровья стремится помочь человеку определиться в жизни, найти путь, ведущий к единству самого себя с окружающим миром. Задача психолога - способствовать самопознанию, самовоспитанию и самопомощи.

Потрясающая психотерапия В. А. Ананьева. Автор одной из первых целостных монографий по психологии здоровья В. А. Ананьев уделяет особое внимание духовному анализу здоровья 1 . Этот анализ включает в себя развитие разума, воли, чувств, тела, творчества и раскрывается только в самой жизни.

См., например: Ананьев В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте // Проблемы, требующие решения. 1995. № 3 С. 54-67; Он же. Введение в психологию здоровья. СПб, 1999; Он же. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 41-72; и др.

Ананьев приводит следующую притчу. Как-то боги Олимпа решили передать свою Силу людям и поместить ее туда, где ее трудно было бы найти. Зевс предложил схоронить ее в кратере вулкана, Посейдон - на дне океана, Гефест посоветовал зарыть ее глубоко в землю. Афродита же указала на то, что разумный человек обязательно будет исследовать и дно кратера, и дно океана, и в недра земли опустится в поисках ископаемых и обязательно рано или поздно найдет эту Силу. Давайте, сказала она, спрячем ее туда, где человек точно не будет искать: давайте поместим ее в самого человека. И боги с ней согласились: человек никогда не догадается искать в себе Силу богов, или Истину.

В своей теории потрясающей психотерапии (ППТ) Ананьев предлагает систему представлений о человеке. Основные положения этой теории таковы.

1. ППТ опирается на философские положения теории сложных самоорганизующихся систем - синергетику. Человек рассматривается как открытая, сложная, самоорганизующая система, представляющая собой блуждающий по многовариантным путям жизненного поля процесс.

2. ППТ опирается на кризисную теорию личности. Критические жизненные события становятся поворотными пунктами в судьбе. Положения, определяющие потрясения, - это особое состояние напряжения, нравственного, психологического, духовного. В этом переживании меняется старая, частная и формулируется новая, более универсальная система ценностей. Происходит качественный скачок сознания - переход от логического к абстрактному.

3. Потрясение обязательно связано с переоценкой сторон жизни, переосмыслением ее, «прозрением», видением нового пути. Развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новыеизменения.

Основные концептуальные положения ППТ свидетельствуют о том, что данная модель делает попытку изучать человека в единстве с миром : не перестраивая мироздание под себя, а осознавая себя в качестве одной из взаимозависящих составляющих в грандиозном и гениальном миропорядке. Она уважительно способствует тенденциям уникального развития индивидуума, используя его собственные ресурсы. При полном доверии к себе человек делает наилучший для себя выбор. Каждая проблема указывает на способ ее решения. Создать доступ к внутренним механизмам – это и есть основная задача потрясающей психотерапии.

В парадигме ППТ здоровье рассматривается в качестве условий или средства для достижения целей и поиска смысла жизни. Цель - это то, что можно достичь. В то время как смысл жизни трактуется как нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально недостижимое в жизни.

Потрясающая психотерапия стремится к совмещению тактических целей со стратегическими. Через моделирование хаоса она активизирует адаптационные механизмы человека, перед которыми стоит задача изменения функций и структуры личности. Система становится неустойчивой всякий раз, когда человек делает выбор дальнейшего пути развития. Для сложной самоорганизующейся системы не может быть статичного гомеостаза. Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание. Таким образом, ППТ помогает актуализировать саморегулирующие закономерности, которые призваны поддерживать вечно меняющееся постоянство человека.

Потрясающая психотерапия создает условия для процессов, неожиданно изменяющих направление развития личности. Точка бифуркации - это критическое состояние неустойчивости системы. Изменение параметров среды сверх критических значений создает возможность изменения системы. Переход из одного состояния в другое предполагает лавинообразное протекание процессов нелинейного и, что самое важное, самостимулирующего роста.

Синергетика открывает новые принципы сборки сложноэволюционного целого из частей. С повышением сложности систем появляются новые качества, которых не было на уровне подсистем. ППТ подразумевает использование прошлого опыта для осуществления движения в будущее, через настоящее. Она полагает, что эффективность воздействия определяется не силой, а правильной топологической конфигурацией.

Потрясающая психотерапия опирается на разнообразные подходы и технологии, направленные на инициацию процессов нелинейного самостимулирующего роста; необходимость осознания каждым человеком ответственности за судьбу всей социальной системы.

Структурный круг ППТ – это замкнутый цикл, включающий в себя семь этапов, или шагов, представленных ниже.

@@@Верст.: текст в рамке набрать другим шрифтом, рамку снять!

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований - гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Здоровье - комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия» .

Центральной проблемой психологии здоровья является сохранение, укрепление и развитие здоровья с опорой на его психологическую составляющую, когда само здоровье в единстве его духовной, социальной и соматической компонент становится реальным условием для полного раскрытия потенциалов человека, его саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и самопознания. Очевидно, что главная цель психологии здоровья - всестороннее совершенствование человека.

В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов). В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций .

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

По определению В.Ю.Завьялова, психическое здоровье - это состояние крайне неустойчивого равновесия или небольшие колебания вокруг точки предполагаемого равновесия. Условный центр равновесия не принадлежит ни уму, ни телу, ни психике. Психически здоровый человек может отклоняться от него очень сильно, но при этом вновь возвращаться к нему. Он будет страдать, горевать, но это не значит, что он заболел. Способность не выходить за "рамки", возвращаться в состояние равновесия, зависит от многих факторов: воспитания, образования, физического здоровья .

Термин "психологическое здоровье" введён в научный словарь академиком И.В.Дубровиной. И.В.Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной .

Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении» . Б.С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен» .

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между человеком и социумом .

Построение целостной модели здоровой личности требует интеграции двух исследовательских подходов: структурного подхода, укоренившегося в теоретической психологии личности, и адаптационного подхода, больше характерного для психологической практики. Только постижение личности как целостной сложноорганизованной структуры и понимание скрытой логики ее индивидуального развития позволяют получить более объемное и полное представление о здоровье. Оптимальное соотношение структурных компонентов личности и поддержание иерархического соподчинения уровней обеспечивает сохранность основных внутрипсихических связей, устойчивость и стабильность психики на данном этапе развития (структурный аспект здоровья). В то же время динамика взаимодействия этих компонентов (уровней) и степень согласованности основных психических процессов определяет своеобразный характер становления индивида целостной и уникальной индивидуальностью (динамический или процессуальный аспект здоровья).

Здоровая личность характеризуется упорядоченностью и соподчиненностью составляющих ее элементов, с одной стороны, и согласованностью процессов, обеспечивающих ее целостность и гармоничное развитие, с другой. При этом здоровье выступает как показатель, характеризующий личность в ее целостности -- как необходимое условие интеграции всех составляющих личности в единую Самость .

В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности .

Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.)

В наше время еще встречается убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла. Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного, научного осмысления содержания понятия «психологическое здоровье» Такое осмысление затрудняется тем, что в многочисленных научных трудах нет четкого разграничения понятий «психическое» и «психологическое» здоровье. Возможно, это объясняется тем, что долгое время проблема здоровья оставалась за рамками интереса психологической науки .

В чем же заключается отличие понятия «психологическое здоровье» и «психическое здоровье»? В конце XX - начале XXI в. Дубровина И. В., вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа

Многие из нас невольно путают самочувствие и здоровье, хотя это не одно и то же. Бывает, что скверное самочувствие складывается из симптомов болезни. Но нередко это всего лишь настроение, которое отражает состояние не тела, а души. И это состояние, когда человек перестает ощущать себя здоровым, может по-настоящему спровоцировать болезнь. Очень многие расстройства связаны не с болезнью, а с душевным расстройством и различного типа беспокойствами. Чувства и переживания, которые ослабляют или усиливают ваше здоровье, связаны в основном с тем, во что верит человек и как относится к жизни, в общем. Чаще всего на чувства и настроения влияют субъективные факторы и отдельные вещи, окружающие в повседневной жизни. Как правило, колебание настроения связаны с очень низким уровнем психического осознания жизни и, в общем, здоровья. Причины того или иного настроение часто осознаются, и всё же воспринимается как беспричинное, хотя у каждого настроения есть своя причина пусть и незаметная с первого взгляда.

Очень многие расстройства это не болезни образа жизни, а прежде всего - образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни. Отношение к жизни - понятие очень емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувствования и переживания, оздоравливающие или губящие здоровье, связаны с тем, во что верит человек, что ожидает от жизни, как готов её воспринимать.

В психологической науке выделяются три уровня психологического здоровья:

Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов.

Исследования четырех тысяч работников двух больших заводов, проведенное М.Литвак показало, что в психологической помощи нуждаются 85% населения.

Так как пока еще нет достаточно отработанных методик и рекомендаций по диагностике психологического здоровья для более подробного описания его низшего уровня с небольшими оговорками можно воспользоваться понятием "акцентуированная личность".

Ю. А. Решетняк, выяснил, что акцентуация (нарушение процесса адаптации соответствующей норме) явно усложняет отношения мужчин и женщин. Обычный мужчина гораздо труднее уживается с акцентуированной женщиной, чем с обычной; еще труднее уживаются между собой акцентуированная женщина и акцентуированный мужчина. Причем самое опасное то, что в их отношениях есть ловушка, основанная на парадоксе - "чем необычнее, тем привлекательнее". Заостренность, акцентуированность характера - это чаще не мостик между людьми, как это кажется вначале знакомства, а разделительный барьер, когда люди сближаются. Сила их расхождения, его вероятность, как выяснил Ю. А. Решетняк, в пять раз больше, чем вероятность сближения.

Как уже говорилось, основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой, а она достигается за счет саморегулируемости. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя саморегулируемость - это свойство личности, которое делает доступным свободный переход от одного вида деятельности, состояния к другому. Внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими чувствами, эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятным условиях воздействиям окружающей среды. Адекватная деятельность представляет собой совокупность двух процессов: мобилизации волевого напряжения для активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т.е. изменений внутренних.

В наше время много говорится, пишется, даются советы повышения "стрессоустойчивости", но не менее важна "стрессоизменчивость", которая предполагает не только сохранение психологического здоровья, но и возможность использования человеком стресса для самоизменения, личностного роста и развития. Для этого используют принцип "измени себя и изменится мир" с использованием метода "изменить себя, не изменяя себе".

Таким образом, можно сказать, что психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек - это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.