Разнообразие социальных ролей. Функции социальной роли

Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других : он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

Социальная роль - это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений."

Социальная роль - это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций. Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.

Существует точка зрения, что социальная роль - это совокупность социальных норм, освоить которые общество или группа побуждает или принуждает индивида. Обычно же социальную роль определяют как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену как набор ожидаемых поведенческих стерео типов, связанных с выполнением конкретной работы.

Американский социальный психолог Т.Шибутани вводит понятие конвенциальной роли.Онпытается провести различие между социальной и конвенциальной ролями, однако это не удается сделать достаточно строго и очевидно.

Конвенциальная роль, по Т. Шибутани, - это представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от субъекта в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместном действии. Представляется, что его конвенциальную роль с весьма незначительными погрешностями можно рассматривать синонимом роли социальной. Очень важно, что, в пониманий Т. Шибутани, роли определяются как шаблон, алгоритм взаимных прав и обязанностей, а не только как поведенческий стандарт. Обязанность, отмечает он, - это то, что субъект чувствует вынужденным делать, исходя из роли, которую он играет, а другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Однако совсем уж оторвать шаблон от поведения невозможно: именно поведение выступаете конечном счете мерилом того, адекватно или неадекватно реализуется конвенциальная роль.

Другой американский психолог, Т. Парсонс, определяет роль как структурно организованное, нормативно регулируемое участие лица в конкре ном процессе социального взаимодействия с определенными конкретными ролевыми партнерами. Он считал, что любую роль можно описать следующими пятью основными характеристиками: эмоциональностью; различные роли требуют различной степени проявления эмоциональности; способом получения: одни роли предписываются, другие авоевываются; структурированностью: часть ролей сформирована и строго ограничена, другая-размыта; формализацией: часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, заданных извне или самим субъектом, другая - реализуется спонтанно, творчески; мотивацией: системой личностных потребностей, которые удовлетворяются самим фактом исполнения ролей.

Социальные роли различим по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение же социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям (эспектацией) окружающих.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением практически не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, особенно важно соответствие роли интересам и потребностям личности. Индивид, не оправдавший ожиданий, вступает в конфликте обществом и навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники, например, ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Ролевой конфликт - это переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

Возможны следующие конфликты:

Внутриличностный: вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях и тем более - водной социальной роли;

Внутриролевой: возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

Личностно-ролевой: возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

Инновационный: появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

Каждый человек имеет определенное представление о том, как он будет исполнять ту или иную свою роль. Различные роли по-разному важны для личности.

Ролевая структура личности может быть интегрированной или дезинтегрированной в зависимости от гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Внутренняя структура личности (картина мира, желания, установки) может располагать к одним социальным ролям и не способствовать выбору других социальных ролей. Ролевые ожидания тоже не случайные ситуационные факторы, они вытекают из требований социальной, в том числе корпоративной, системы.

В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:

Представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);

Субъективными ролями (ожидания, которые связывает человек со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

Играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:

Описания поведения (характерного для данной роли);

Предписания (требования к этому прведению);

Оценки исполнения предписанной роли;

Санкций за нарушение предписанных требований.

Поскольку личность - это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей,

Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где это совершенно не требуется. Бывает, что различные социальные роли, присущие одному и тому же субъекту, имеют у него различный ранг, различную личностную значимость, актуальность. Иначе говоря, субъект далеко не одинаково идентифицирует себя со всеми своими ролями: с одними, личностно значимыми, - больше, с другими - меньше. Случается настолько сильное дистанцирование от роли, что можно говорить о ее перемещении из актуальной части сферы сознания на периферию либо даже о вытеснении из сферы сознания полностью.

Опыт практикующих психологов подсказывает, что если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то в рамках этой роли у него проявляются внутренний и внешний конфликты.

Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:

Лидер: член группы, за которым остальныепризнают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, решения, затрагивающие интересы членов группы и определяющие направление и характер деятельности и поведения всей группы (подробнее об этом - в теме «Лидерство как социально-психологический феномен»);

Эксперт: член группы, имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе требуются или которые группа просто уважает;

Пассивно и легко приспосабливающиеся члены: они стремятся сохранить свою анонимность;

- «крайний» член группы: отстает от всех из-за личностных ограничений или страхов;

Противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;

Мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;

Моралист: член группы, который всегда прав;

Перехватчик: член группы, захватывающий инициативу у лидера;

Любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите;

Агрессор;

Шут;

Провокатор;

Защитник;

Нытик;

Спасатель;

Педант;

Жертва и т.д.

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностнуюокраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих (например, стать отцом легко, трудно быть отцом).

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу"); 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на 3. то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа"); 4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться"). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я". По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

Социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и методом поведения личности. Понятие социальной роли в первый раз было предложено американскими социологами Мидом и Линтоном еще в тридцатых годах прошлого века.

Основные виды социальных ролей

Многообразие социальных групп и отношений в их группах, а также видов деятельности стало основанием для классификации социальных статусов. В настоящее время выделяются виды социальных ролей, как: формальные, межличностные и социально-демографические. Формальные социальные роли связаны с положением, которое человек занимает в обществе. Имеется в виду род его занятий и профессия. А вот межличностные роли напрямую связаны с различными типами отношений. В данную категорию обычно входят любимчики, изгои, лидеры. Что касается социально-демографических ролей, то это муж, сын, сестра и т.д.

Характеристики социальных ролей

Американским социологом Толкоттом Парсонсом были выделены основные характеристики социальных ролей. К ним относятся: масштаб, метод получения, эмоциональность, мотивация и формализация. Как правило, масштаб роли определяется диапазоном межличностных отношений. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость. К примеру, социальные роли мужа и жены имеют очень значительный масштаб, потому что между ними устанавливается широкий диапазон отношений.

Если говорить о способе получения роли, он зависит от неизбежности данной роли для индивида. Так, роли молодого человека или старика не требуют никаких усилий для их приобретения. Они определяются возрастом человека. А другие социальные роли могут быть завоеваны в течение жизни при достижении определенных условий.

Социальные роли могут различаться и по уровню эмоциональности. Для каждой роли характерно свое проявление эмоций. Также некоторые роли предполагают установление формальных отношений между людьми, другие – неформальных, а третьи могут сочетать в себе те и другие отношения.

От потребностей и мотивов человека зависит его мотивация. Различные социальные роли могут быть обусловлены определенными мотивами. К примеру, когда родители заботятся о своем ребенке, они руководствуются чувством заботы и любви к нему. Руководитель же работает на благо какого-то предприятия. Также известно, что все социальные роли могут подвергаться общественной оценке.