Шкатулка качественных задач по физикеоптика (световые явления). Iii

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Пособие предназначено для проверки знаний учащихся по курсу физики 8 класса. Оно ориентировано на учебник А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» и содержит контрольные работы по всем темам, изучаемым в 8 классе, а также самостоятельные работы к каждому параграфу.
Контрольные работы даются в четырех вариантах, каждый вариант включает задачи трех уровней, что соответствует формам заданий, применяемым в ЕГЭ. Пособие поможет оперативно выявить пробелы в знаниях и адресовано как учителям физики, так и учащимся для самоконтроля.

Примеры.
В ванну налили и смешали 50 л воды при температуре 15°С и 30 л воды при температуре 75 °С. Определите установившуюся температуру. Потерями энергии пренебречь. Плотность воды 1000 кг/м.

Для купания ребенка в ванну налили 40 л холодной воды, температура которой была 6 °С, а затем долили горячую воду температурой 96 °С. Определите массу горячей воды, если температура воды в ванной стала равной 36 °С. Плотность воды 1000 кг/м.

В фарфоровую чашку массой 100 г при температуре 20 °С влили 200 г кипятка. Окончательная температура оказалась 93 °С. Определите удельную теплоемкость фарфора. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг °С).

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1-2. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества 5
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 5
СР-1. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия 5
СР-2. Способы изменения внутренней энергии тела 7
СР-3. Теплопроводность 8
СР-4. Конвекция 9
СР-5. Излучение 10
СР-6. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении 11
СР- 7. Теплообмен (без агрегатных переходов) 12
СР-8. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания 13
СР-9. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 14
СР-10. Плавление и отвердевание кристаллических тел 15
СР-11. График плавления и отвердевания кристаллических тел 16
СР-12. Удельная теплота плавления 17
СР-13. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар 18
СР-14. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара 19
СР-15. Кипение 20
СР-16. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха 21
СР-17. Удельная теплота парообразования и конденсации 22
СР-18. Тепловые процессы 23
СР-19. Теплообмен (с агрегатными переходами) 25
СР-20. КПД теплового двигателя 27
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 28
Вариант № 1 28
Вариант № 2 31
Вариант № 3 34
Вариант № 4 37
Глава 3. Электрические явления 40
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 40
СР-21. Электризация тел при соприкосновении 40
СР-22. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле 42
СР-23. Строение атомов 43
СР-24. Объяснение электрических явлений 44
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» 45
Вариант № 1 45
Вариант № 2 48
Вариант № 3 51
Вариант № 4 54
Глава 3 (продолжение). Постоянный ток 57
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 57

СР-25. Электрический ток. Источники электрического тока 57
СР-26. Действия электрического тока 58
СР-27. Сила тока. Единицы силы тока 59
СР-28. Электрическое напряжение. Единицы напряжения 60
СР-29. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление 61
СР-30. Закон Ома для участка цепи 62
СР-31. Расчет полного сопротивления и силы тока в цепи 63
СР-32. Расчет электрических цепей 65
СР-33. Работа и мощность электрического тока 68
СР-34. Нагревание проводников электрическим током.
Закон Джоуля-Ленца 69
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ПОСТОЯННЫЙ ТОК» 70
Вариант № 1 70
Вариант № 2 73
Вариант № 3 75
Вариант № 4 77
Глава 4. Электромагнитные явления 79
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 79
СР-35. Электромагнитные явления 79
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 80
Вариант № 1 80
Вариант № 2 83
Вариант № 3 86
Вариант № 4 89
Глава 5. Световые явления 92
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 92
СР-36. Источники света 92
СР-37. Распространение света 93
СР-38. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало 94
СР-39. Преломление света 95
СР-40. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой 96
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 98
Вариант № 1 98
Вариант № 2 100
Вариант № 3 102
Вариант № 4 104
ОТВЕТЫ 107.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Контрольные и самостоятельные работы по физике, 8 класс, Громцева О.И., 2013 - djvu - Яндекс Народ Диск.


Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Шарль Луи Монтескье
Монтескьё Шарль Луи де Секонда (18.01.1689– 10.02.1755) – французский просветитель, правовед, философ и писатель.

ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
ОПТИКА (СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ)

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей;-) и, конечно же, для творческих педагогов. Для тех, кто любит учиться!

Шкатулка задач обновлена в результате увлекательной работы над зелёными страничками раздела «Физика и художественная литература: Оптика»

Задача №46
Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?

Ответ: Удалится от берега.

Задача №47
Аквалангист, плавающий под водой, всегда может видеть рыбака, находящегося на берегу. Рыбак же, сидящий на берегу, лишь в редких случаях может увидеть аквалангиста, плавающего под водой. Почему?

Ответ: Свет, отражённый от аквалангиста при больших углах падения лучей, испытывает полное отражение от границы вода – воздух. Свет же, отражённый от рыбака при любом угле падения, проходит в воду.


Четверг
Thursday
Джон Сингер Сарджент, 1880 год



Уолтер Денди Садлер (Walter Dendy Sadler; 12.05.1854–13.11.1923) – английский живописец, специализировавшийся на бытовых и характерных, часто комических сценках из XVIII века.

Задача №48
Если стать на горе спиной к солнцу и посмотреть в расстилающийся перед вами густой туман, то можно увидеть радужную каёмку (или замкнутое кольцо) вокруг тени головы. Почему возникает ореол и как в нём расположены цвета?

Ответ: Ореол возникает вследствие обратного (в сторону источника) рассеяния света каплями воды, размеры которых соразмерны длине световой волны. Возвращающийся свет входит в каплю сбоку и сбоку же, но с другой стороны, выходит, претерпев отражение внутри капли, а также обогнув её вдоль поверхности (дифракция). Угол обратного рассеяния зависит от длины волны, поэтому образуются окрашенные кольца; так как угол зависит и от размера капель, то кольца появляются лишь тогда, когда капли не сильно отличаются по размерам.

Задача №49
«Тайфун у берегов Японии», 1893 год. Джек Лондон
«Утро было великолепным, но наш рулевой, взглянув на восходящее солнце, опасливо покачал головой и многозначительно пробормотал: «Красно солнце поутру моряку не по нутру». И правда, солнце выглядело таким зловещим, что несколько резвившихся в небе лёгких кудрявых облаков, словно испугавшись его, куда-то поспешно скрылись…»
Поясните слова рулевого: «Красно солнце поутру моряку не по нутру» ? Почему при восходе и особенно закате Солнце играет различными цветами?

Ответ: Надо сказать, что существует много пословиц, в которых красное утреннее небо рассматривается как предостережение дождя. Шекспир писал, что красное утро всегда предвещает бурю полям, а моряку – крушение. Красный цвет солнца предвещает о сильных ветрах, особенно в верхних слоях атмосферы и определяется присутствием в атмосфере сопутствующих дождю пыли и влажности.
Солнечные лучи при закате и восходе проходят большой путь в воздухе. По теории Рэлея, будут рассеиваться синие, голубые и фиолетовые лучи, а проходят лучи красной части спектра. Поэтому Солнце окрашивается в жёлтые, розовые, красные тона, противоположная сторона неба кажется окрашенной в синий с фиолетовым оттенком цвет. Восход даёт более яркую и чистую картину, так как воздух за ночь делается чище.


Задача №50
Если смотреть на окружающие тела через тёплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся нам трепещущими. Почему?

Ответ: Показатель преломления воздуха над горящим костром меняется в зависимости от температуры воздуха. Воздух при этом нагревается неравномерно и становится неоднородным. Воздушные слои всё время перемещаются. Воздух над горящим костром нагревается, расширяется и поднимается вверх, а на его место устремляется более холодный воздух. Лучи света в такой неоднородной среде преломляются по-разному, картина всё время меняется – воздух, поднимающийся от костра, дрожит и струится, заставляя окружающие тела, трепетать и искажаться…

Задача №51
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори?

Ответ: Источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.


Занковский Илья Николаевич (1832–1919) – русский художник-пейзажист, мастер величественных горных пейзажей.

Розовое золото – это сплав золота, меди и серебра, в котором серебра содержится примерно в пять раз меньше чем золота, а количество меди относительно велико.

§ Небольшая галерея картин Ильи Николаевича Занковского на зелёной страничке «Фотоальбом: Горные пейзажи (Кавказ)»
Туристический тур: «Весна в горах», май 2008 года


Краузе Франц Эмиль (Krause Franz Emil; 1836–1900) – немецкий живописец, пейзажист.

Червонное золото – это высокопробный сплав золота с медью, который применяли ранее для изготовления червонцев и других монет. Также червонным золотом иногда называют золото высочайшей пробы ярко жёлтого цвета, так называемое чистое золото .

Задача №52
Мы с вами можем смотреть на солнце, когда оно близ горизонта, и не можем, когда оно высоко. Почему?

Ответ: Интенсивность солнечных лучей при закате или восходе Солнца много меньше, чем днём, так как лучи проходят в это время более толстый слой воздуха и больше поглощаются.


Багровый светится закат,
и тучи низкие лежат, как крепостные бастионы…

Крымский вид на закате
Айвазовский Иван Константинович, 1862 год



Задача №53
Как объяснить появление радуги после дождя? Почему радуга имеет форму дуги?

Ответ: Радугу можно рассматривать как гигантское «разноцветное колесо», которое как на ось, «надето» на воображаемую прямую линию, проходящую через солнце и наблюдателя. Во всей своей красе это явление можно наблюдать лишь с борта самолёта. В этом случае для наблюдателя радуга будет иметь вид радужного круга с тенью самолёта в центре.

рис. 1
Почему радуга имеет форму дуги?

Возникает радуга вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении, образующем угол около 42° с направлением солнечных лучей (рис. 1). Геометрическое место точек, дающих лучи, направленные под углом 42° к линии OS, представляет дугу окружности.

Задача №54
Когда радуга бывает выше:
в 4 или в 5 ч пополудни?

Ответ: В 5 ч, так как, чем ниже опускается Солнце, тем выше поднимается точка О (рис. 1). Следовательно, радуга всё большей дугой поднимается над горизонтом, а при заходе Солнца она становится полукруглой.

Задача №55
Можно ли увидеть радугу, находясь у одного её конца?

Ответ: Нельзя. Глаз наблюдателя всегда находится в плоскости, проходящей через центр радуги и центр солнечного диска (рис. 1).


Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.


Задача №56
Как далеко от нас образуется радуга, т.е. на каком расстоянии находятся те капли воды, благодаря которым она и возникает?

Ответ: Для радуги имеет значение лишь угол между падающим солнечным лучом и линией зрения наблюдателя. Капли же могут находиться на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров. Можно наблюдать радугу, возникающую на фоне струй водопада или фонтана.

Как далеко от нас образуется радуга?

Ниагарский водопад с американской стороны
Niagara Falls from the American Side
Фредерик Эдвин Чёрч, 1867 год



Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church: 04.05.1826–07.04.1900) – американский художник-пейзажист.

Задача №57
Почему блестят капельки росы? Почему блестят пузырьки воздуха в воде?

Ответ: Вследствие явления полного отражения.

Задача №58
Путнику, поднявшемуся на степной бугор тихим солнечным утром, иногда кажется, что далёкие предметы отражаются в водной глади (мираж). Эта иллюзия происходит потому, что лучи, идущие от предметов в направлении почвы, испытывают полное отражение от припочвенного слоя воздуха и лишь затем попадают в глаз наблюдателя. Какое влияние на показатель преломления воздуха оказывает его нагревание?

Ответ: Полное отражение может происходить только от оптически менее плотной среды. Солнечные лучи нагревают нижние слои атмосферы. Их показатель преломления при этом уменьшается.

Задача №59
Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные?

Ответ: Размер водяных капель в облаке гораздо больше молекул воздуха, поэтому свет от них не рассеивается, а отражается. При этом он не разлагается на составляющие, а остаётся белым. Очень плотные грозовые облака либо вообще не пропускают свет либо отражают его вверх.


Крыжицкий Константин Яковлевич (1858–1911) – русский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии Художеств.



Саврасов Алексей Кондратьевич (12.05.1830–26.09.1897) – русский живописец-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Для любознательных :
Образование облаков невозможно без частиц пыли или дыма, вокруг которых и начинает конденсироваться влага.
Масса 1 км 2 облаков составляет ≈ 2 000 000 кг.
Высота крупных грозовых облаков может достигать 10 км.
Самые высокие из облаков – серебристые облака. Они, возникающие в верхних слоях атмосферы, на высоте в 70-80 километров. Увидеть их можно только в сумерках. Чарующее и захватывающее зрелище!

Задача №60
Иногда возникают перламутровые облака, имеющие очень красивые тона. После захода солнца они настолько яркие, что свет от них окрашивает снег. Каковы особенности этих облаков?

Ответ: Перламутровые облака наблюдаются преимущественно в полярных широтах на высотах от 15 до 27 км и являются достаточно редким явлением. Перламутровые облака состоят из капель, радиусы которых (0,1–3 мкм) близки к длине волны видимого света. На этих каплях происходит дифракция света, которая зависит и от радиуса капли и длины волны.

Задача №61
Почему не всё небо имеет одинаковый оттенок, а часть окрашена в более яркий голубой цвет?

Ответ: Солнечный свет рассеивается на молекулах воздуха, причём свет с меньшей длиной волны рассеивается сильнее. Поэтому, когда Солнце близко к горизонту, небо над наблюдателем в основном голубое. Голубизна неба на расстоянии больше 90° от Солнца слабее, так как небо освещено светом, прошедшим больший путь в атмосфере и потерявшим синюю составляющую.


§ Интересности про цвет неба читайте на . Перевод «рэлеевского рассеивания солнечного света» на русский язык;-)

Задача №62
Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи, представляются радиально расходящимися во все стороны. Между тем солнечные лучи, падающие на землю параллельны. Как объяснить такое противоречие?

Ответ: Расхождение лучей объясняется перспективным эффектом схождения удаляющихся параллельных прямых.


Гине Александр Васильевич (1830–1880) – русский живописец и график, пейзажист, иллюстратор, друг и сокурсник Ивана Ивановича Шишкина.

Задача №63
Почему при безоблачном небе темнота после захода солнца за горизонт наступает быстрее, чем в том случае, когда есть облака?

Ответ: Некоторое время после захода Солнца за горизонт поверхность Земли освещается светом, отражённым от облаков.

Задача №64
Что больше: облако или его полная тень?

Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, но высота конуса из-за значительных размеров облака весьма велика. Поэтому полная тень облака на Земле практически мало отличается по размерам от самого облака.

Задача №65
Можно ли получить от непрозрачного предмета четыре полутени без тени?

Ответ: Можно. Представьте себе футболиста в центре стадиона при вечернем освещении его прожекторами, установленными высоко по углам стадиона.

Задача №66
Может ли протяжённость тени от верёвки, натянутой между вертикальными столбами, быть большей расстояния между столбами?

Ответ: Да может, если верёвка натянута, например, над оврагом.

Задача №67
«Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 год
Николай Алексеевич Некрасов

«…Всплыл месяц, тени чёрные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени чёрные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени чёрные,
Нельзя поймать-обнять!»

Может ли человек обогнать свою тень?

Ответ: Может, если тень образуется на стене, параллельно которой движется человек, а источник света движется быстрее человека и в том же направлении.


Левитан Исаак Ильич (30.08.1860–22.07.1900) – русский живописец-пейзажист – великий и непревзойдённый мастер «пейзажа настроения», член Товарищества передвижников.

Задача №68
Неровности дороги днём видны хуже, чем ночью при освещении дороги фарами автомобиля. Почему?

Ответ: При освещении дороги фарами неровности дороги дают тени, хорошо заметные издали.

Задача №69
В некоторых помещениях осветительные приспособления располагаются так, что создаваемый ими свет не попадает прямо на рабочие места, а освещает белый потолок помещения. Какие преимущества представляет такой способ освещения?

Ответ: При таком освещение не получается резких теней.

Задача №70
Чем объясняется высокая ценность алмаза в качестве материала для украшений и почему его нельзя с полным успехом заменить в этом деле стеклом?

Ответ: Коэффициент преломления алмаза значительно больше чем у стекла; большая часть лучей, вступивших в алмаз, испытывает в нём полное внутренне отражение.

Задача №71
Бытует мнение, что алмазы (бриллианты) в воде становятся невидимыми. Верно ли это?

Ответ: Это ошибочное мнение. Предмет может оказаться невидимым, если он будет окружён веществом, обладающим таким же коэффициентом преломления, как и он сам. Показатель преломления алмаза 2,42, в то время, как показатель преломления воды 1,33. Даже обычное стекло с показателем преломления 1,5 тоже заметно в воде.

Задача №72
В романе Герберта Уэллса «Человек-невидимка» главный герой изобрёл особый состав и, выпив его, стал совершенно прозрачен для световых лучей, а потому невидим. В романе человек-невидимка сам видит всё окружающее, оставаясь невидимым. Может ли такой человек видеть?

Ответ: Для того чтобы человек мог видеть, свет должен поглощаться на сетчатке глаза. Но если человек стал совершенно прозрачен, то и сетчатка его прозрачна, и значит она не поглощает света. Кроме того, для того, чтобы человек мог видеть, а не просто ощущать свет, на сетчатке глаза должно получаться изображение объектов. Следовательно, если оболочки глаза станут прозрачными, то человек также потеряет способность видеть изображения, потому что свет будет попадать на сетчатку помимо зрачка.


«…Затем он снял очки, и все вытаращили глаза от удивления. Он снял шляпу и стал яростно срывать бакенбарды и бинты. Они не сразу поддались его усилиям. Все замерли в ужасе.
– О господи! – вымолвил кто-то.
Наконец бинты были сорваны.
То, что предстало взорам присутствующих, превзошло все ожидания. Миссис Холл, стоявшая с разинутым ртом, дико вскрикнула и побежала к дверям. Все вскочили с мест. Ждали ран, уродства, видимого глазом ужаса, а тут – ничего. Бинты и парик полетели в распивочную, едва не задев стоявших там. Все кинулись прочь с крыльца, натыкаясь друг на друга, ибо на пороге гостиной, выкрикивая бессвязные объяснения, стояла фигура, похожая на человека вплоть до воротника пальто, а выше не было ничего. Решительно ничего!»


Перевод: Д.Вейс


«…Невидимка попросил сигару. Он жадно откусил кончик, прежде чем Кемп успел разыскать нож, и выругался, когда снаружи отстал листок табака. Странно было видеть, как он курил: рот, горло, зев и ноздри проступали, словно слепок, сделанный из клубящегося дыма…»
«Человек-невидимка», 1897 г., Герберт Уэллс
The Invisible Man (1897) Herbert Wells
Перевод: Д.Вейс

Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells; 21.09.1866–13.08.1946) – английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров»…
Иткин Анатолий Зиновьевич (1931…) – советский, российский график, художник-иллюстратор, работающий в историко-приключенческом жанре, заслуженный художник России.

Настоятельно рекомендую читателям зелёных страничек прочитать или перечитать роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка» . Современные экранизации романа чрезмерно злоупотребляют спецэффектами, некоторые из которых совсем не дружат с физикой:-(Странным образом коверкают сюжетную линию, отодвигая на совсем уж задний край идеи самого Герберта Уэллса:-(

Задача №73
Существуют организмы (личинки некоторых насекомых, например, личинка перистоусого комара), которых в воде не видно из-за их прозрачности. Но глаза у таких существ-невидимок хорошо заметны в виде чёрных точек. Почему этих существ не видно в воде? Почему глаза у них непрозрачны? Останутся ли они невидимыми в воздухе?

Ответ: Показатель преломления тела насекомого близок к показателю преломления воды, а показатель преломления глаз отличен. Через прозрачные глаза свет проходил бы, не преломляясь, и на сетчатке не получались бы изображения. В воздухе личинки видны.

Задача №74
Если смотреть на разноцветную светящуюся рекламу (например, из газоразрядных трубок), то красные буквы всегда кажутся выступающими вперёд по сравнению с синими и зелёными. Чем это можно объяснить?

Ответ: Фокусное расстояние глаза, как и любой линзы, различно для разных длин волн, то есть для разных цветов спектра. Красные лучи преломляются слабее, поэтому возникает зрительное впечатление, что красные предметы находятся ближе к наблюдателю, чем синие.

Задача №75
При слабом освещении синий цвет кажется ярче красного, но при хорошем освещении красный кажется ярче синего. Почему относительная яркость цветов зависит от уровня освещения?

Ответ: При сильной освещённости зрение обусловлено колбочками, а при слабой – палочками. Колбочки бывают трёх типов, чувствительных к цветам: красному, жёлтому, синему. Палочки наиболее чувствительны к зелёному свету и малочувствительны к красному. Если увеличивать освещённость, то зрение переключается с «палочкового» на «колбочковое». Красные цвета в сумерках кажутся более тёмными, нежели зелёные, а в ночное время – практически чёрными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми (эффект Пуркинье).

Задача №76
Что светлее: чёрный бархат в солнечный день или чистый снег в лунную ночь?

Ответ: Чёрный бархат при солнечном свете во много раз светлее снега, озарённого Луной.

§ Развёрнутый ответ к этой задаче в исполнении Якова Исидоровича Перельмана можно найти на

Что светлее:
чёрный бархат в солнечный день или чистый снег в лунную ночь?

Лунный зимний пейзаж
A Moonlit Winter Landscape
Ремиджиус ван Хаанен



Ремиджиус ван Хаанен (Remigius Adrianus van Haanen; 05.01.1812–13.08.1894) – нидерландский живописец.

Задача №77
Почему грязный снег скорее тает, чем чистый?

Ответ: Коэффициент поглощения лучей у грязного снега больше, чем у чистого.

Задача №78
Почему для запрещённых сигналов на транспорте принят красный цвет?

Ответ: Красные лучи распространяются с меньшими потерями. Поэтому красный сигнал дальше виден.

Задача №79
Подсвеченный с определённого направления одноцветный флаг, развевающийся ночью на здании, кажется полосатым, причём полосы на нём непрестанно перемещаются. Каковы причины этого явления?

Ответ: Яркость освещаемого участка ткани зависит от его освещённости, а освещённость – от косинуса угла падения лучей; в случае одностороннего подсвечивания этот угол различен для разных частей развевающегося флага.

Задача №80
Какая из двух декоративных ламп одинаковой мощности – красная или зелёная – испускает больший световой поток?

Ответ: Зелёная. Глаз человека наиболее чувствителен к зелёному цвету, а световой поток оценивается именно по зрительному ощущению.


Марсель Ридер (Marcel Rieder; 19.03.1862–30.03.1942) – французский живописец.

Задача №81
Какую функцию выполняет абажур для настольной лампы или торшера?

Ответ: Абажур предназначен для защиты глаз от слепящего воздействия источника света и создания требуемой освещённости путём его отражения/поглощения/рассеивания.

Для любознательных :
Абажур в переводе с французского abat-jour – приглушитель света . Абажур впервые появился во Франции более двухсот лет назад и с тех самых пор уверенно и надолго завоевал весь мир, прочно обосновавшись в домах многих людей. С древних времён для защиты глаз от слепящего света факелов, свечей, керосиновых ламп, а позже ламп накаливания… люди изобретали специальные заслонки, поглощающие и рассеивающие свет. Постепенно этому элементу декора стали уделять особое внимание профессиональные дизайнеры и декораторы. Абажуры стали изготавливать самых невообразимых форм и оттенков; из разных видов тканей, стекла, пластика… украшать оборками, бахромой, бисером и прочими интересностями… Таким образом абажур стал не просто необходимой и функциональной частью интерьера, но и вышел на новый, весьма эффектный уровень;-) доставляющий людям неподражаемое эстетическое удовольствие.

Задача №82
Почему окна домов днём кажутся тёмными, то есть темнее наружных стен, даже если стены выкрашены тёмной краской?

Ответ: Потому что отражение света от стен всегда больше, чем отражение от прозрачных, то есть пропускающих свет, окон.


Фернан Туссен (Fernand Toussaint; 1873–1956) – бельгийский живописец.

Задача №83
Почему сухой песок светлый, а влажный песок кажется тёмным?

Ответ: Влажный песок кажется тёмным, потому что отражение от песка значительно уменьшилось, и большая часть света проходит внутрь, где и поглощается.

Задача №84
Почему виднеющийся на горизонте лес кажется не зелёным, а подёрнутым голубоватой дымкой?

Ответ: Сильнее других воздухом рассеиваются синие и голубые лучи. Поэтому слой воздуха между наблюдателем и далёким лесом кажется, как и небо голубоватым.


Задача №85
Насыщенный голубой цвет кристаллов медного купороса становится светло-бирюзовым, если эти кристаллы растереть в мелкий порошок; красно-оранжевые кристаллы двухромовокислого калия при тех же условиях дают порошок бледно-жёлтого цвета. Как объяснить эти явления?

Ответ: Мелкораздробленное прозрачное вещество сильно рассеивает падающий на него свет; таким образом свет в измельчённом веществе не проникает на большую глубину, а потому и мало поглощается.

Задача №86
Каким будет казаться раствор медного купороса при освещении его красным светом? зелёным? фиолетовым?

Ответ: Фиолетовым (почти чёрным), зелёным, синим.

Задача №87
В вашем распоряжении имеются прозрачные малиновые, голубые и жёлтые стёкла. Какие цвета можно получить, комбинируя эти стёкла?

Ответ: Малиновое с жёлтым пропускает красные лучи; голубое с жёлтым – зелёные; голубое с малиновым – фиолетовые; все три вместе дают чёрный цвет.


Герберт Джеймс Дрейпер (Herbert James Draper; 1863–1920) – английский живописец.

Для любознательных :
Витраж (французское vitrage, от латинского vitrum стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI–VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь.
Классические витражи делаются из стекла, в которое при его производстве добавляют окрашивающие металлические оксиды. Получившиеся листы цветного стекла нарезаются на небольшие кусочки необходимой формы, из которых потом выкладывают задуманный узор или картину. Эти кусочки соединяются и держатся гибкими полосками свинца, которые образуют тёмные выразительные контуры.
Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и способен восхитительно преображать и оживлять окружающее пространство.
Самый старый из сохранившихся образцов витражей находится в соборе города Аугсбурга, в Германии и датируется приблизительно 1100 годом.

§ Предлагаю читателям заглянуть на зелёную страничку «Фотоальбом: Мамин сад – цветочный калейдоскоп» . Вашему вниманию цветочные фотографии в сопровождении познавательных интересностей и маленечко физики;-) Как будет выглядеть цветущий сад, если рассматривать его сквозь цветные стёкла? Какого цвета кажутся красные гладиолусы через зелёное стекло? А синие ирисы, зелёные листья – через то же стекло?

Задача №88
Пламя свечи, рассматриваемое сквозь пар, кажется нам красного цвета. Почему?

Ответ: Потому что пар рассеивает лучи, имеющие меньшую длину волны (фиолетовые, синие, голубые, зелёные, жёлтые).

Задача №89
Михайло Васильевич Ломоносов в одной из своих записей ставит такой вопрос: «Любой цвет от смачивания водой делается гуще. Почему? Надо подумать». Как ответить на этот вопрос?

Ответ: Цвет поверхности определяется спектральным составом лучей, отражаемых ею. Когда поверхность сухая, то к лучам, соответствующим окраске поверхности, добавляется рассеянный белый свет от неровностей поверхности. Поэтому цвет поверхности оказывается менее ярким. Когда поверхность пропитана водой, неровности затягиваются поверхностной плёнкой воды и рассеянное излучение исчезает. Поэтому основной тон окраски поверхности воспринимается нами как более тёмный.

Задача №90
Почему цветные ткани выцветают на солнце?

Ответ: Ультрафиолетовое излучение, поглощаясь органическими молекулами красок, нарушает молекулярные связи. Это приводит к потере пигмента.


Жан-Батист Жюль Трайер (Jean-Baptiste Jules Trayer; 20.08.1824–01.01.1909) – французский живописец.

Задача №91
Пламя электрической дуги будет безвредно для зрения, если дугу зажечь в воде. Почему?

Ответ: Вода поглощает ультрафиолетовые лучи.

Задача №92
Для защиты от солнечных лучей наиболее практичны белые и красные зонты. Почему?

Ответ: Эти зонты хорошо отражают оранжевые, красные и инфракрасные лучи.


Карл Швеннингер Младший (Carl Schweninger der Jüngere; 17.05.1854–27.12.1912) – австрийский живописец.

Задача №93
Лица альпинистов на большой высоте за короткое время сильно загорают. Почему?

Ответ: Воздух сильно рассеивает ультрафиолетовые лучи. На большой же высоте, где воздух разряжен, ультрафиолетовая радиация весьма интенсивна.

Задача №94
Луч прожектора хорошо виден в тумане, а хуже в ясную погоду. Почему?
Почему лучи прожекторов, направленных в ночное небо (например, те которые применяли во время войны для обнаружения самолётов), так резко обрываются в воздухе?

Ответ: Луч прожектора хорошо виден в тумане вследствие рассеяния (отражения) света мелкими капельками воды.
Луч прожектора слабеет не только вследствие расхождения, но и из-за атмосферного рассеяния. Поэтому его интенсивность падает экспоненциально и обрывается довольно резко.

Задача №95
Чем объяснить образование цветных пятен на поверхности воды в тех местах, где она загрязнена нефтью, бензином или смазочным маслом?

Ответ: Радужные полосы в тонких плёнках возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от верхней и нижней границ плёнки. Волна, отражённая от нижней границы, отстаёт по фазе от волны, отражённой от верхней границы. Величина этого отставания зависит от толщины плёнки и от длины световых волн в плёнке. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других. Поэтому места плёнки, обладающие разной толщиной, будут окрашены в различные цвета.

Задача №96
На стёклах, длительное время подвергавшихся атмосферным влияниям или пролежавшим длительное время в сырой земле, наблюдаются красивые радужные оттенки. Как объяснить их происхождение?

Ответ: На поверхности стекла в результате коррозии (радужное выщелачивание) образуется тонкий слой стекла иного состава – возникают «цвета» тонких плёнок.

Для любознательных :
Перламутровые и радужные пятна на поверхности стекла могут появиться не только в результате неправильного хранения и, как следствие, коррозии стекла (радужное выщелачивание), но также могут быть обусловлены некоторыми особенностями технологии изготовления стекла. В результате нарушений технологического процесса, поверхность стёкол может загрязняться, например, минеральным маслом, которое не было удалено при мойке. За счёт явления интерференции в тонких плёнках на стёклах в данном случае могут наблюдаться радужные разводы неправильной формы, подобные тем, которые часто можно увидеть на поверхности воды, загрязнённой маслом или бензином.

Задача №97
Под влиянием нагревания до температуры 220-350°C сталь покрывается ярко окрашенной разноцветной плёнкой, так называемыми «цветами побежалости». Объясните явление.

Ответ: При температуре 220-350°C сталь покрывается тонким прозрачным слоем окисла. Толщина этого слоя (следовательно, и цвет побежалости) зависит от температуры. Например, температуре 220°C соответствует светло-жёлтый цвет, температуре 285°C – фиолетовый.

Задача №98
Оболочка мыльного пузыря имеет в некоторых местах соломенно-жёлтую окраску, в других малиновую, в третьих зеленовато-голубую. Отчего происходят эти различия в окраске и какова приблизительно толщина плёнки, образующей оболочку пузыря?

Ответ: Толщина плёнки в местах, имеющих жёлтую окраску, порядка 0,15 мкм; в голубых – почти вдвое больше. Такие же цвета могут наблюдаться и в местах, где толщина плёнки выражается кратными этих величин.


Джордж Шеридан Ноулс (George Sheridan Knowles; 25.11.1863–15.03.1931) – английский живописец.

Задача №99
При наблюдении мыльной плёнки, образованной в плоской вертикальной рамке, можно заметить, что цветные горизонтальные интерференционные полосы будут с течением времени перемещаться вниз, несколько изменяя свою ширину. Через некоторое время в верхней части плёнки возникнет быстро увеличивающееся чёрное пятно, а затем плёнка разорвётся. Объясните наблюдаемое.

Ответ: Вода во внутреннем слое плёнки постепенно стекает вниз, нижняя часть плёнки утолщается, а верхняя становится тоньше. Места, соответствующие определённой толщине плёнки перемещаются, вместе с ними перемещаются и соответствующие интерференционные полосы. Через некоторое время толщина плёнки в верхней части становится меньше четверти длины волны самых коротких волн падающего на плёнку света. В этих местах плёнки при интерференции отражённых от плёнки лучей будет происходить гашение волн всех длин.

Задача №100
На листьях растений иногда наблюдаются небольшие пятнышки, появляющиеся в солнечные дни на тех местах, где оставались капли воды после дождя или поливки. Какова причина появления таких пятен?

Ответ: Капля воды представляет собой маленькую линзу, которая, собирая солнечные лучи в фокусе, вызывает небольшой ожог поверхности листа. По этой причине опытные садоводы и огородники занимаются поливом грядок в утренние или вечерние часы.


Эдмон Луи (Edmond Louyot; 15.11.1861–17.01.1920) – французский живописец.

Задача №101
Если перед запылённым зеркалом зажечь свечу, можно увидеть вокруг пламени радужный ореол. Проведите эксперимент и объясните наблюдаемое явление.

Ответ: Возникновение радужного ореола вокруг пламени свечи обусловлено явлением дифракции.

Задача №102
При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхность наносится мельчайшая штриховка. Почему после такой обработки пуговица имеет радужную окраску?

Ответ: Мельчайшая штриховка играет роль дифракционной решётки, дающей спектр в отражённых лучах.

Задача №103
В трудных условиях приходиться работать сталеварам, имеющим дело с расплавленным металлом: его горячее дыхание буквально обжигает человека. Казалось бы, что для облегчения условий труда костюмы доменщиков, мартенщиков и других металлургов должны изготавливаться из материалов с низкой теплопроводностью. Между тем, на самом деле, современная спецодежда металлургов часто покрывается слоем металла – великолепного проводника тепла. С какой целью так поступают?

Ответ: Передача тепла от раскалённого металла к человеку происходит главным образом через излучение. Максимум энергии излучения при температуре металла несут инфракрасные лучи, которые, как и вообще электромагнитные волны, очень сильно отражаются металлами. Это и даёт ответ на вопрос, зачем металлизируют одежду сталеваров.


Педер Северин Кройер (Peder Severin Krøyer; 23.07.1851–21.11.1909) – датский живописец.

Задача №104
Почему глядя на ряд фонарей, расположенных вдоль длинной улицы, мы видим их одинаково яркими, хотя расстояние от глаз до фонарей неодинаковы?

Ответ: Видимая яркость фонаря равна освещённости изображения на сетчатке глаза, то есть отношению светового потока, попадающего в глаз, к площади изображения на сетчатке глаза. При увеличении расстояния до источника света уменьшается световой поток, попадающий в глаз, но одновременно также уменьшается и площадь изображения на сетчатке. Отношение этих двух величин остаётся постоянным, если можно пренебречь потерей световой энергии вследствие поглощения и рассеяния света при его распространении в воздухе. В тумане видимая яркость изображения падает по мере удаления источника света, поскольку становятся заметными поглощение и рассеяние энергии.

Задача №105
На светлом фоне керамического изделия сделан тёмный рисунок. Если это изделие поместить в печь с высокой температурой, то виден светлый рисунок на тёмном фоне. Почему?

Ответ: Так как рисунок тёмный, то он излучает сильнее, чем светлое керамическое изделие.

Заключительный аккорд;-) Задача – Картина – Загадка

ЗЕРКАЛО ИЛИ КАРТИНА?


Штефан Седлачек (Stephan Sedlacek, 1868-1936) – австрийский живописец.

На картине Штефана Седлачека мы видим не то картину в картине, а может быть огромное зеркало??? Смущает великолепная хрустальная люстра, кресло с гнутыми звериными ножками справа по курсу… ну и, собственно, сам ракурс;-)
А что вы скажите на эту тему? Пишите свои версии в комментариях;-)

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!


Литература:
§ Сборник задач по физике для VIII–X классов средней школы
под редакцией Знаменского П.А.
Москва: издательство «УЧПЕДГИЗ», 1951
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике для восьмилетней школы
Москва: издательство «Просвещение», 1965
§ Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1981
§ Шаскольская М.П., Эльцин И.А. Сборник избранных задач по физике
Москва: издательство «Наука», 1967
§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики

§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988

Обобщающий урок по теме «Световые явления»

(8 класс)

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель.

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний

Цель урока: обобщить и углубить знания обучащихся по теме "Световые явления", развить умения применять их при объяснении опытов, физических явлений в школе, на улице, дома.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

направить деятельность обучащихся на

    обобщение и углубление знаний по теме "Световые явления";

    применение теоретических знаний для решения различных задач;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире;

    воспитание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

    развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний;

    развитие у обучающихся мышления, памяти, самостоятельности,трудолюбия; творческих способностей учащихся.

    развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся.

Оборудование:

    компьютер

    телевизор (мультимедийный проектор)

    картина И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”, картина В.Поленова “Заросший пруд”, фотография заката солнца у водоема.

План урока.

Этапы урока

Деятельность

Время (мин.)

Организационный

Приветствие

мотивация

план урока

определение темы урока, постановка цели урока

Актуализация предыдущих знаний

(повт гл 4), 2 задачи

Выбери лишнее

Проверка домашнего задания (комментарий)

тест (самопроверка, самооценка)

Физминутка

Применение теоретических знаний на практике

Демонстрация

построения (взаимооценка)

работа в группах (4 команды)

Подведение итогов.

Физический диктант

Домашнее задание.

Рефлексия

Ход урока

    Организационный момент

Уважаемые коллеги, учащиеся я рада Вас приветствовать на уроке физики.

Слово «физика» произошло от греческого слова «фюзис», что означает…(природа) Слайд 1

Слово (физика) в первый раз появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности (Аристотеля).Слайд 2

А благодаря какому ученому слово (физика) вошло в русский язык?

Слово (физика) в русский язык вошло благодаря русскому ученому. Кто этот великий ученый вы узнали дома, ответив на вопрос

Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (Л О М О Н О С О В)Слайд 3 (докладчик с презентацией)

На предыдущем уроке мы закончили изучение последней главы в курсе физики 8 класса. Как называлась эта глава?

На следующий урок мы напишем контрольную работу. Что вам необходимо для ее успешного написания?

Постановка цели и задач. (Обучающиеся сами формулируют цели и задачи)

    Актуализация опорных знаний

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
(Аристотель) Слайд 4

Вспомним основные понятия, явления и законы главы, просмотрим видео.

Проверка домашнего задания

1. На зеркало падает свет. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50 о. Под каким углом к зеркалу падает свет? Начертить в тетради.

А сейчас поработаем с задачами-рисунками. Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команде показать сигнальную карточку.

В какую точку попадет луч света?

2. Укажите, в каком случае линза, скрытая в ящике, рассеивающая?

Из ряда слов нужно выбрать понятие из темы «Световые явления»

Физминутка

“Заросший пруд” Василия Дмитриевича Поленова.

Мне кажется, ребята, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать ее острогой (копьем).

Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?

(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода - среда оптически более плотная чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.)

На берегу сидим вдвоем,
Глядим в прозрачный водоем.
Песчинка дна - и та видна.
Скажи: какая глубина?
«Здесь мне по шею», - ты сказал.
Прыг вниз, а дна-то не достал.
Вот вынырнул из-под воды…
Но почему ошибся ты?

Как вы думаете, почему это произошло?

    Обобщение материала по теме

Демонстрация: шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью. Почему шарик в воде казался блестящим?

(Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.)

Построения

Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами.

Поразмышляем над интересными фактами

Работа в группах (командах). В команде у каждого есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей. Но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей. Сейчас каждой команде (класс разбивается на группы по четыре человека) будет предложено несколько заданий. Ваша задача выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени. Каждый член команды выполняет одно из заданий. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к своим товарищам.

1. Как образуется радуга?

Радуга

Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Славяне считали, что во время грозы бог-громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после дождя с грозой, означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.

И. Ньютон, изучавший спектры, выделил в радуге семь цветов, хотя, конечно, это довольно условно.

Чтобы объяснить возникновение радуги, воспользуемся видеозаписью

2. “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина.

Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи.

А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит?

В опытах для изучения световых явлений мы используем узкие пучки света, получаемые с помощью различных отверстий. Можно ли путем уменьшения диаметра отверстия получить световой луч?

(В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)

3.Ребята, многие из вас, наверное, читали Таинственный остров” Ж.Верна . Помните?

“- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк.

Солнце, - ответил Спилетт...

Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.

Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт.

Нет, я его изготовил.

И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.

Из какого произведения этот отрывок?

Какой физический прибор сделал инженер?

Почему инженер смог зажечь огонь?

4. Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема ) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?

(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)

5.Объясните с точки зрения физики наблюдаемое явление, описанное Буниным в четверостишии.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
И.А. Бунин.

IV. Итоги урока:

Сегодня на уроке мы:

    повторили основные понятия по теме "Оптика"

    вспомнили

    закон отражения

    закон преломления света

    построение изображения в линзах и зеркале

    объяснили некоторые природные явления

    применили наши знания по "Оптике" при ответах на вопросы

На следующем уроке контрольная работа по этой теме. Желаю вам только хороших и отличных оценок.

Контрольная работа №5

«Световые явления»

Вариант 1

Уровень А

1. Примером явления, доказывающего прямолинейное распространение света, может быть

    образование следа в небе от реактивного самолета

    существование тени от дерева

    мираж над пустыней

    неизменное положение Полярной звезды на небе

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 24°. Угол между падающим лучом и зеркалом

1) 12° 2) 102° 3) 24° 4) 66°

3. Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался от зеркала на рас­стоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?

1) 6 м 2) 4 м 3) 2 м 4) 1 м

4. Если предмет находится от собирающей линзы на рас­стоянии больше двойного фокусного расстояния (см. ри­сунок), то его изображение является

    действительным, перевернутым и увеличенным

    действительным, прямым и увеличенным

    мнимым, перевернутым и уменьшенным

    действительным, перевернутым и уменьшенным

5.Человек носит очки, фокусное расстояние которых рав­но 50 см. Оптическая сила линз этих очков равна

    D = 2 дптр 3) D = 0,02 дптр

    D = - 2 дптр 4) D = - 0,02 дптр

6. Для получения четкого изображения на сетчатке глаза при переводе взгляда с удаленных предметов на близкие изменяется

    форма хрусталика 3) форма глазного яблока

    размер зрачка 4) форма глазного дна

Уровень В

7. Установите соответствие между источниками света и их природой.

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

А) Молния

Б) Светлячки

В) Комета

Каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ИХ ПРИРОДА

    Тепловые

    Отражающие свет

    Газоразрядные

    Люминесцентные

Уровень С

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

Ключ к заданиям варианта 1

Вариант 2

Уровень А

1. Тень на экране от предмета, освещенного точечным ис­точником света, имеет размеры в 3 раза больше, чем сам предмет. Расстояние от источника света до предмета равно 1 м. Определите расстояние от источника света до экрана.

1) 1 м 2) 2 м 3) 3 м 4) 4 м

2. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения уменьшили на 5°. Угол между плоским зеркалом и от­раженным лучом

    увеличился на 10° 3) уменьшился на 10°

    увеличился на 5° 4) уменьшился на 5°

3. Человек удаляется от плоского зеркала. Его изображе­ние в зеркале

    остается на месте 3) удаляется от зеркала

    приближается к зеркалу 4) становится нерезким

4. Каким будет изображение предмета в собирающей лин­зе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы?


    Действительным, перевернутым и увеличенным

    Действительным, прямым и увеличенным

    Мнимым, перевернутым и уменьшенным

    Действительным, перевернутым и уменьшенным

5. Чему равна оптическая сила рассеивающей линзы, если ее фокусное расстояние равно (- 10 см)?

    0,1 дптр 3) - 10 дптр

    ОД дптр 4) + 10 дптр

6. Мальчик носит очки с рассевающими линзами. Какой у него дефект зрения?

    Дальнозоркость 3) Близорукость

    Дальтонизм 4) Астигматизм

Уровень В

7. Установите соответствие между оптическими приборами и основными физическими явлениями, лежащими в ос­нове принципа их действия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) Перископ

Б) Проектор

В) Фотоаппарат

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) Прямолинейное распространение света

2) Отражение света

3) Преломление света

4) Рассеяние света

Уровень С

8. Постройте изображение светящейся точки после прохождения системы линз.

Ключ к заданиям варианта 2

Лабораторная работа № 1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Цели: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды

Приборы и материалы: сосуд с горячей водой (70 о С – 80 о С), стакан, термометр

Задание:

    Определите цену деления термометра

    Налейте в стакан горячую воду массой 100 – 150 г

    Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания; результаты измерений занесите в таблицу

    По полученным данным постройте график изменения температуры с течением времени, при этом по оси ОХ отмечайте время t , а по оси ОУ – температуру T

    Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод о том, равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких температур. В области каких температур вода остывает быстрее?

Результаты