Смотреть что такое "прошу извинить" в других словарях. Слова извинения

Если человек набрался смелости и попросил прощения - это ещё не значит, что оно будут воспринято убедительно. Психолог Гай Винч предлагает несколько правил, которые помогут из банальных слов сделать инструмент эффективного восстановления доверия.

Та личность считается зрелой, которая готова принимать собственные ошибки и нести за них перед другими. Но современный мир таков, что из извинений уже сделали некоторый шаблон, принятый в обществе. Никто этим словам не придаёт значение, от чего они теряют искренность и превращаются в формальность. С детства маленького ребёнка учат элементарным конструктивным предложениям, таким как: «Прости, я не специально!».

Иногда случается так, что этот навык так и остаётся на своём дочернем развитии, никак не совершенствуясь и не преобразуясь. Поэтому из уст взрослого человека приходится слышать детский несерьёзный лепет.

Почему так трудно извиняться?

За извинениями всегда стоит собственное признание своего несовершенства, неправоты. Это порой трудно, так как в нас просыпается нашей личности, которой сложно признавать свою «не грандиозность». Для такого поступка нужно много мужества, зрелости и внутренней устойчивости.

От детей извинения часто требуют путём лишений («Не получишь конфет, если не попросишь прощения!») или заставляя подумать о своем поведении. То есть, этот процесс запускается из вне и, сопровождается обидами, злостью, непониманием («О чём я должен подумать? Что я сделал плохого?»). Отсюда и появляется установка, что признавать свою ошибку - это очень унизительно, ведь у требующего извинений очень много власти в этот момент.

Поэтому, чтобы избежать этот ущемляющий момент уже взрослые к своим репликам добавляют: «Прости меня, но я считаю…», «Если я тебя обидел, то извини!». Во всей этих «если» и «но» есть некоторая доля неискренности, которая на чувственном уровне всегда ощущается. За этими формулировками стоит персональная неуверенности личности в том, что он на самом деле причинил боль другому. Сейчас это воспринимается скептически, но попробуйте себя поставить на место того, перед кем извиняются именно таким способом. Присутствие формального извинения есть, но почему-то прощать не хочется.

Так же есть разница и между такими высказываниями, как «я извиняюсь», «прошу прощения» и «извини меня, пожалуйста».

Первый вариант обращён на себя и здесь сквозит большей формальностью. Таким вариантом мы пользуемся, когда случайно задеваем прохожего. Странно, если так же мы будем заявлять о своей неправоте, когда мы обидим лучшего друга.

Вторая формулировка уже сложнее, так как обращение происходит к субъекту, чьи чувства задеты, а это ставит в уязвимую позицию.

Зачем нужно извиняться?

Но если так трудно говорить о своих ошибках, то откуда всё-таки появляется потребность извиниться? Спросите это у себя сами или обратитесь с вопросом к близким. Скорее всего ответ будет следующим: «Потому что я ошибался!», или «Это единственное зрелое решение!». Несмотря на некоторую логичность доводов в них и проблема. В них не отражается цели, которую необходимо достичь извинениями. Идея не в прощении, а в некоторой «принудиловке»: «Так принято в обществе!», «Так правильно!».

Задача здесь в другом. Ранив другого, мы нарушили его равновесие, расстроили, подвели. Поэтому принося свои сожаления о содеянном, мы стремимся вернуть баланс, возместить ущерб с помощью искреннего «прости».

Залог такого их качества в том, чтобы они были сфокусированы не на себе, а на другом индивиде, его переживаниях и потребностях.

Когда нет понимания кто центральная фигура извинений, то тогда приходится слышать фальши. Такое часто наблюдается у политиков, спортсменов, знаменитостей, которые делают какие-то подобные заявления публично. Многим из них Станиславский сказал бы: «Не верю!».

Как только отступит и на её место придёт альтруистическая, тогда положение дел изменится. Так как правильно извиняться?

Залог эффективных извинений

Этот феном заключает в себе инструмент, в котором демонстрируется признание факта нарушения чьих-то ожиданий. Это позволяет брать на себя ответственность за совершённые действия. Её мы выдаём в виде извинения и попытки восстановления прежнего доверия в контакте. Чтобы этот процесс был плодотворным, он должен включать в себя следующие моменты:

  1. Четкая формулировка высказывания.
  2. Отражение своего сожаления за произошедшее.
  3. Признание нарушения чужих границ.
  4. Сочувствие другому.
  5. Просьба о прощении.

Самым трудным и важным из этого является признание перед собеседником своего сочувствия. Ведь, осознав ту боль, которую мы заставили пройти индивида, мы замечаем долю своей вины. Как сделать это честно и правдоподобно?

Конкретный пример

Давайте представим, что у вас был напряжённый и трудоёмкий день. А вечером вы должны ещё пойти на день рождения своего друга. Но настроение настолько ужасное, что даже страшно сейчас находится рядом с людьми. Утром вы просыпаетесь и понимаете, что от бессилия даже не предупредили товарища, что не явитесь на праздник. Теперь вы видите, как такое поведение выглядит со стороны, и решаетесь извиниться.

Что сделать, чтобы оно было искренним и полностью отразило ваше сожаление? Попробуйте по пунктам расписать то, как вы это совершите. А теперь попробуйте сравнить с нашей схемой действий.

  1. Извини меня, пожалуйста.
  2. Мне жаль, что я не оказался на твоём дне рождении.
  3. У меня был безумный день, сил ни на что не осталось, и я поехал домой спать. Но это никак меня не оправдывает, ведь я не явился и даже не предупредил тебя.
  4. Я могу только предположить, как ты расстроился, как тебе было больно и досадно. Этот праздник был важен для тебя, ты так сильно старался его устроить, столько сил вложил в подготовку. Ты, наверно, беспокоился, ждал меня. Я очень надеюсь, что не сильно испортил твоё настроение и вечер прошёл хорошо. Но я чувствую вину за такое своё поведение.
  5. Я пойму, если это произойдёт не сразу и потребуется время, но я всё же надеюсь, что ты сможешь простить меня.

Такое откровенное признание делать нелегко, ведь вы сильно открываетесь другому, но это лучший шаг к нормализации отношений.

Но помните, развитие этого навыка требует практики, а главное желание учиться и совершенствоваться.

Ещё полезным будет помнить, что вы не должны этого делать, как тогда в детстве, когда оказывалось давление со стороны взрослых. Истинное желание в таком действии будет вам только на руку, так как появляется осознание ценности отношений, которые не хочется потерять. Правильные слова приходят сами собой.

Умение признавать вину и приносить извинения - одна из характеристик зрелой личности. Но порой они ошибочно воспринимаются лишь как важная часть социокультурных норм и нас с детства учат говорить: «Прости меня, я не специально».

К сожалению, этот навык не всегда развивается в течение жизни и часто застревает на том самом уровне, которому нас обучили. Поэтому извинения взрослых людей порой звучат несостоятельно, как детский лепет.

Почему нам так сложно извиняться?

Это значит признавать свою ошибку и неправоту, а для того, чтобы показать, что ты не идеален, нужно мужество. В детстве от нас требовали извинений, заставляя пойти подумать о своем поведении или угрожая лишением сладостей или мультиков. В результате социокультурные нормы не осознавались, а насаждались извне, и сопровождали их непонимание, ущемленность, обида.

Взрослые, наделенные властью, требуют того, чего ребенок не хочет или пока не может понять, и многие из нас вместе с навыком надолго усваивают это чувство унижения.

Между «я извиняюсь» или «прошу прощения» и «извини (прости) меня, пожалуйста» - большая разница

В попытке избежать чувства униженности взрослые люди не всегда выбирают действительно верные формулировки. Наверняка вам знакомы фразы: «Извини меня, если я тебя обидел(а)», или «Прости меня, но я считаю…» - иногда мы произносим их не сознательно, не отдавая себе отчета в том, что эти «если» и «но» говорят о неискренности. Они скрывают неуверенность говорящего в том, что он действительно раскаивается и понимает, чем обидел другого.

Между «я извиняюсь» или «прошу прощения» и «извини (прости) меня, пожалуйста» - большая разница. В первом случае мы апеллируем к себе, и это больше похоже на формальное выполнение социальных условностей. Во втором случае мы обращаемся к человеку, чьи чувства задели. Это гораздо сложнее, потому что делает нас уязвимыми: другой человек волен не принимать извинений.

Зачем это делать

Почему мы вообще просим прощения? Попробуйте задать этот вопрос себе или кому-то из знакомых, и наверняка вы услышите в ответ что-то вроде: «Потому что я был(а) не прав(а)/заблуждался(ась)», или «Это было единственно правильное/зрелое/ответственное решение». В этом-то и проблема: подобные мотивы не отражают того, на достижение чего должны быть направлены извинения.

Считается, если вы это делаете - значит, вы кого-то обидели, расстроили, подвели, нарушили чье-то эмоциональное равновесие. Поэтому основной целью должна быть попытка его восстановления, возмещение эмоционального ущерба и получение искреннего прощения. Для того чтобы извинения были действенными, они должны быть сфокусированы на чувствах и потребностях другого человека, а не на наших собственных. Зачастую же мы не пытаемся помочь другому чувствовать себя лучше, мы стремимся к тому, чтобы самим чувствовать себя лучше.

Ключ к эффективным извинениям

Наиболее важный из этих компонентов, о котором мы часто забываем, - выражение сочувствия. Для того чтобы другой человек простил нас, он должен увидеть, что мы смогли осознать и на себе прочувствовать все то, через что заставили пройти его. Сделать это убедительно труднее, чем может показаться. Рассмотрим это на примере.

Пример

Ситуация

У вас был тяжелый день на работе, вы в ужасном настроении возвращаетесь домой. Уже поздно, и вы чувствуете себя слишком разбитым и раздраженным, чтобы идти на день рождения близкого друга. Кроме того, вам кажется, что в таком состоянии лучше держаться подальше от людей и незачем портить настроение окружающим. Вы просыпаетесь на следующее утро с мучительным чувством вины, которое усугубляется, когда вы начинаете анализировать ситуацию и понимаете, что даже не позвонили другу, чтобы предупредить, что не придете.

Решение

Что нужно учесть, чтобы извинения были эффективными? Прежде чем продолжить чтение, составьте свой список пунктов, которые вы бы упомянули в разговоре с другом.

Составили? Пять ключевых моментов эффективного извинения:

  1. Извини меня, пожалуйста.
  2. Мне правда так жаль! Я не пришел вчера на твой день рождения.
  3. У меня был ужасный день, я был буквально без сил и просто поехал домой спать. Но это нисколько не оправдывает того, что я не явился, даже не предупредив тебя об этом.
  4. Я могу только представить, как ты был расстроен и разочарован, как тебе было больно и как ты мог злиться на меня. Я знаю, как важен для тебя был этот праздник и сколько сил ты вложил в его подготовку. Ты, наверное, ждал моего появления и беспокоился. Я надеюсь, что ты смог радоваться празднику, но я чувствую вину, что мое эгоистичное поведение могло повлиять на твое настроение. Я сожалею, что как друг не мог быть рядом и разделить с тобой праздник.
  5. Я понимаю, это может занять некоторое время, но надеюсь, что ты сможешь простить меня.

Хотя признавать свои ошибки кажется нелегко, это поможет не только наладить отношения, но и облегчить ваше чувство вины. Помните, что выражение сочувствия требует практики и этому стоит учиться. Кроме того, если вы будете помнить о том, что вы не должны этого делать, как вас заставляли когда-то в детстве, а хотите, потому что искренне сожалеете и для вас дороги отношения, вам легче будет подобрать правильные слова.

Почему нам так сложно просить прощения, а наши извинения не всегда звучат убедительно? Психолог Гай Винч – о правилах, которые превращают банальные слова в инструмент эффективного восстановления доверия и уважения в отношениях.

Умение признавать свою вину и приносить извинения является одной из характеристик зрелой личности. Но порой извинения ошибочно воспринимаются лишь как важная часть социокультурных норм, и нас с детства, как только мы овладеваем способностью конструировать элементарные предложения, учат говорить: «Прости меня, я не специально».

К сожалению, этот навык не всегда развивается в течение жизни и часто застревает на том самом уровне, которому нас обучили. Поэтому и извинения взрослых людей порой звучат совершенно несостоятельно, как детский лепет.

ПОЧЕМУ НАМ ТАК СЛОЖНО ИЗВИНЯТЬСЯ?

Извиняться – это значит признавать свою ошибку и неправоту. Нужно определенное мужество для того, чтобы показать, что ты не идеален.

В детстве от нас извинений требовали, заставляя пойти подумать о своем поведении или угрожая лишением сладостей или мультиков. Это способствует тому, что социокультурные нормы не осознаются и не воспитываются внутренне, а насаждаются извне , сопровождаясь чувством непонимания, ущемленности, обиженности.

Поэтому многие из нас вместе с навыком извинения надолго усваивают и чувство унижения, которое сопутствует тому, что взрослые, наделенные властью над детьми, требуют того, чего ребенок не хочет или попросту еще не может понять.

В попытке избежать чувства униженности люди не всегда выбирают действительно верные формулировки

Как следствие, можно часто слышать, как в попытке избежать чувства униженности уже взрослые люди не всегда выбирают действительно верные формулировки. Наверняка вам знакомы следующие фразы: «Извини меня, если я тебя обидел(а)» , или «Прости меня, но я считаю…» – иногда мы их произносим не сознательно, не отдавая себе отчет в полной мере в том, что эти «если» и «но» говорят о некоторой неискренности извиняющегося.

Они скрывают неуверенность извиняющегося в том, что он действительно раскаивается и понимает, чем обидел другого человека. Это легче понять, когда вы оказываетесь на месте того, у кого просят прощения подобным образом: формально извинение прозвучало, но желания простить не появилось .

Есть большая разница и между тем, чтобы сказать «я извиняюсь» или «прошу прощения» и «извини (прости) меня, пожалуйста». В первом случае мы апеллируем к себе, и это больше похоже на формальное выполнение социальных условностей. Во втором случае мы обращаемся к человеку, чьи чувства задели тем или иным образом. Это гораздо сложнее, потому что делает нас уязвимыми : другой человек волен как простить нас, так и не принимать извинений.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗВИНЯТЬСЯ

Почему мы вообще просим прощения? Попробуйте задать этот вопрос себе или кому-то из своих знакомых, и наверняка вы услышите в ответ что-то подобное: «Потому что я был(а) не прав(а)/заблуждался(ась)», или «Это было единственно правильное/зрелое/ответственное решение». В этом-то и заключается проблема: подобные мотивы не отражают того, на достижение чего извинения на самом деле должны быть направлены.

Считается, если вы извиняетесь – значит, вы кого-то обидели, расстроили, подвели – нарушили чье-то эмоциональное равновесие. Поэтому основной целью извинений должна быть попытка его восстановления, своего рода возмещение эмоционального ущерба и получение искреннего прощения.

Чтобы извинения были действенными, они должны быть сфокусированы на чувствах и потребностях другого человека

Для того чтобы извинения были действенными, они должны быть сфокусированы на чувствах и потребностях другого человека, а не на наших собственных.

Фундаментальное непонимание того, кто все-таки является центром извинений , часто становится причиной, по которой публичные извинения многих политиков, спортсменов и других знаменитостей звучат откровенно неискренне и почему столь многие из наших собственных усилий оказываются неэффективными.

Ответ прост: мы не пытаемся помочь другому человеку чувствовать себя лучше, мы стремимся к тому, чтобы самим чувствовать себя лучше.

КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНЫМ ИЗВИНЕНИЯМ

Извинения – инструмент, демонстрирующий осознание и признание факта нарушения социальных ожиданий или норм. С его помощью мы берем на себя ответственность за последствия наших действий, просим прощения у того, кого обидели, и таким образом делаем шаг навстречу восстановлению доверия и уважения в наших отношениях. Эта формулировка означает, что для того, чтобы извинения были эффективными, они должны содержать в себе следующие ключевые компоненты:

1. Четко сформулированное послание «Прости (извини) меня».

2. Выражение сожаления за то, что произошло.

3. Признание того, что социальные нормы или ожидания были нарушены.

4. Выражение сочувствия.

5. Просьба о прощении.

Наиболее важным из этих пяти моментов , о котором, к сожалению, мы часто забываем, является выражение сочувствия . Для того чтобы другой человек по-настоящему простил нас, он должен увидеть, что мы смогли осознать и словно на себе прочувствовать все то, через что вольно или невольно заставили пройти его. Сделать это убедительно гораздо труднее, чем может показаться. Давайте рассмотрим это на примере.

КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР

Ситуация:

У вас был тяжелый день на работе, вы в ужасном настроении возвращаетесь домой, уже поздно, и вы чувствуете себя слишком разбитым и раздраженным, чтобы идти на день рождения вашего очень хорошего друга. Кроме того, вам кажется, что в таком состоянии вам лучше держаться подальше от людей и незачем портить настроение окружающим. Вы просыпаетесь на следующее утро с мучительным чувством вины, которое усугубляется, когда вы начинаете анализировать ситуацию и понимаете, что даже не позвонили другу, чтобы предупредить, что не придете.

Решение:

Что нужно учесть, чтобы ваши извинения были искренними и эффективными? Прежде чем продолжить чтение, составьте свой список пунктов, которые вы бы упомянули в последующем разговоре с другом.

Составили? А вот наши пять ключевых моментов эффективного извинения согласно предложенной выше схеме:

  1. Извини меня, пожалуйста.
  2. Мне правда так жаль! Я не пришел(ла) на твой день рождения вчера вечером.
  3. У меня был ужасный день, я был(а) буквально без сил и просто поехал(а) домой спать. Но это нисколько не оправдывает того, что я не явился(ась), даже не предупредив тебя об этом.
  4. Я могу только представить, как ты был расстроен и разочарован, как тебе было больно и как ты мог злиться на меня. Я знаю, как важен для тебя был этот праздник и сколько сил ты вложил в его подготовку. Ты, наверное, думал о том, когда же я появлюсь, и беспокоился, где я. Я надеюсь, что ты смог радоваться празднику, но я чувствую вину, что мое эгоистичное поведение могло повлиять на твое настроение и праздник в целом. Я сожалею, что как друг не мог(ла) быть рядом и разделить с тобой праздник.
  5. Я понимаю, это может занять некоторое время, но я надеюсь, что ты сможешь простить меня.

Хотя откровенно признавать свои ошибки кажется нелегко, это поможет не только наладить отношения, но и облегчить ваше собственное чувство вины.

Тем не менее следует помнить, что навык эффективных извинений и особенно выражение сочувствия требуют практики , и этому стоит учиться. Кроме того, если, извиняясь, вы будете помнить о том, что вы не ДОЛЖНЫ этого делать, как вас заставляли когда-то в детстве, а ХОТИТЕ, потому что вы искренне сожалеете и для вас дороги эти отношения, вам гораздо легче будет подобрать правильные слова для искренних извинений.

Об авторе

Гай Винч (Guy Winch) клинический психолог, доктор философии, член Американской психологической ассоциации.

Прости великодушно, простите великодушно, не во гнев будет сказано, не взыщи, не обессудь, не взыщите, извините, извини, виновата, не осуди, виноват, пардон, простите, прошу извинения, прости, прошу простить, прошу извинить, не прогневайся… … Словарь синонимов

ИЗВИНИТЬ, извиню, извинишь, совер. (к извинять). 1. кого что. Простить, не поставить кому чему нибудь в вину чего нибудь, отнестись снисходительно к кому чему нибудь. Прошу извинить меня за беспокойство. Невинную шалость можно извинить. Извините … Толковый словарь Ушакова

Нареч, кол во синонимов: 25 виноват (27) виноват перед вами (9) виноват, исправлю … Словарь синонимов

Нареч, кол во синонимов: 25 виноват (27) виноват перед вами (9) виноват, исправлюс … Словарь синонимов

Ню, нишь; извинённый; нён, нена, нено; св. кого что. 1. (за что, также с придат. дополнит.). Проявить снисходительность, не поставить в вину чего л.; простить. Прошу извинить за беспокойство, за навязчивость, за опоздание, за грубость. И. друга,… … Энциклопедический словарь

извинить - ню/, ни/шь; извинённый; нён, нена/, нено/; св. см. тж. извинять, извиняться, извини, извините кого что 1) за что, также с придат. дополнит. Проявить снисходи … Словарь многих выражений

См. виновный, возражение без вины виноват, не виноват ни душой, ни телом... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. виноват виновен, повинен, не возражаю; грешен, не во гнев будет … Словарь синонимов

Прошу простить, прости великодушно, прошу извинения, не взыщи, виноват, простите великодушно, не осуди, не обессудь, виновата, не во гнев будет сказано, прости, простите, извини, прошу прощения, извините, прошу извинить, не прогневайся, не… … Словарь синонимов

Простите, не прогневайся, пардон, извини, не взыщите, не обессудь, прости великодушно, не взыщи, извините, простите великодушно, не во гнев будет сказано, прости, прошу извинить, прошу простить, прошу извинения, прошу прощения, не осуди Словарь… … Словарь синонимов

Не во гнев будет сказано, прошу извинить, не осуди, прошу извинения, прошу прощения, прости великодушно, виновата, виноват, прости, не обессудь, не прогневайся, пардон, прошу простить, извини Словарь русских синонимов. не взыщи нареч, кол во… … Словарь синонимов

Книги

  • Гонки в СССР. Второй круг. Гонки на грузовиках глазами участников , Горбачев М.Г.. Дорогие читатели! Как и книга о гонках в СССР на легковых автомобилях,&171;Гонки в СССР: Второй круг&187;это не справочник и не энциклопедия. Заранее прошу извинить меня тех участников и…
  • Гонки в СССР. Второй круг. Гонки на грузовиках глазами участников. Как мы жили в СССР. Важные советы водителю , Горбачев М.. Дорогие читатели! Как и книга о гонках в СССР на легковых автомобилях, «Гонки в СССР: Второй круг» - это не справочник и не энциклопедия. Заранее прошу извинить менятех участников и ветеранов…

Почему людям бывает так сложно извиняться? Мы же благодарим близких за помощь, так почему не можем сказать им Прости , если причинили боль?

Не так давно, в присутствии общих знакомых, я подшутила над мужем. К моему удивлению, шутка его задела. Хотя, ничего особенного не произошло. Видя, что ему неприятно, я попросила прощения. Но для меня важным было то, что я испытала позднее. Я поймала себя на ощущении облегчения и радости, которые принес мой поступок.

Да, бывает тяжело принять свою неправоту. И уж тем более, мы не ожидаем, что извинившись, нам станет легче. Однако, это не так. Трудно держаться за болезненное самолюбие.

У психотерапевта, доктора Джона Амадео, своя теория на этот счет. По его мнению, нам сложно говорить “прости”, “я был не прав”, “я совершил ошибку”, потому что это задевает наше врожденное чувство стыда. Мы мобилизуем все усилия, только бы не испытать комплекс неполноценности или дефективности.

Помните это саднящее чувство досады, как-будто “кошки скребут”? И вот, чтобы не допустить скрежета этих противных когтей, мы склонны идти в одном из двух направлений.

  1. Убедить себя, что нам все равно.

Именно так. Люди могут добиваться таких потрясающих успехов в игнорировании чужой боли, что перестают ее замечать.

Мы делаем все возможное, чтобы избежать чувства стыда. Мы страшимся взять на себя ответственность за поступок, так как тогда нам придется признать свою ущербность. Поэтому нам проще игнорировать чувства других.

Например, социопаты не способны на сопереживание. Они до того окутаны чувством стыда, что становятся глухими к переживаниям окружающих. Такие личности все время озабочены самозащитой и не замечают, как ранят людей.

Зачем переживать из-за чувств других, если можно их просто игнорировать?

  1. Позаботиться о своем имидже.

Других людей более всего на свете волнует их имидж, то есть тот образ, который они создают вокруг своей персоны.

Если же какие-то их деяния вызывают у других негодование или боль, им становится дискомфортно. Они не хотят портить имидж. Поэтому, для таких случаев у них заготовлена парочка-другая фраз, которые помогают им вернуть благочестивое лицо.

Среди них:

  • Извини, если я тебя обидел.
  • Мне жаль, что ты это так воспринимаешь .
  • Извини, но ты сам меня спровоцировал (вообще-то, это твоя вина).
  • Мне жаль, но не перегибаешь ли ты палку?
  • Мне жаль, но ты сам поступил не лучше.

Из-за использования “если” и “но”, подобные извинения становятся бессмысленными. На самом деле, они особенно не отличаются от игнорирования чужой боли (см. пункт 1), так как человек по-прежнему не осознает причиненный вред и не сопереживает.

Пострадавшему стоит дать следующий ответ обидчику: “Ты поступил плохо со мной, и твои фальшивые извинения меня не трогают. Ты не понимаешь, какую боль причиняешь”.

Так, например, политики прекрасно владеют умением раздавать псевдо-извинения направо и налево. Это важно для их имиджа.

Такие сожаления не имеют ничего общего с настоящими. Мы их используем, когда отказываемся думать над проблемой и пытаться что-то в себе менять.

Те, кого заботит свой имидж, надевают маску сожаления и выдают заготовленную для таких случаев фразу.

Как пишет доктор Амадео для Psychology Today , в подобном случае необходимо принести искренние извинения .

Просьба простить - это больше, чем просто слова. Они несут в себе осознание причиненного ущерба. Откровенность слов, языка тела и тона голоса способна вызвать прощение.

В такой ситуации мы можем сказать следующее: “Мне очень жаль, что я так поступил” или “Я вижу, сколько боли я тебе причинил, и мне самому плохо от этого”.

Причем извинение не означает самоуничижение. Нормально чувствовать себя плохо, если мы причинили кому-то боль. Это показатель психологического здоровья.

И в завершении, способность к сопереживанию и состраданию делает нас ближе с человеком, которого мы ранили. Позабыв свои заботы об имидже, вы будете удивлены, что искреннее сожаление приносит приятные чувства. К тому же наш имидж от этого только выигрывает, а не наоборот.