Смысл как мужик двух генералов. Как мужик двух генералов прокормил анализ

Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

Гротескное повествование о том, как один мужик двух генералов прокормил, создано М.Е. Щедриным в жанре сатирической литературы.

Удивительным образом сказки Щедрина в миниатюре содержатся все проблемы, все образы современного общества.

Весь доступный ему сатирический арсенал – от иронии до гротеска, писатель использует для выражения своего отношения к действительности.

Сюжет прост : необитаемый остров, невесть откуда взявшиеся два генерала. Они голодны и не приучены ни к чему, хоть остров изобилует дарами природы.

Чудесным образом находят они мужика, ловят его и по обычаю заставляют «тунеядца» работать.

Для них сказка хорошо заканчивается – мужик не только спас их от голода, но и доставил в родной Петербург, за что и был вознагражден – пожаловали ему генералы пятак серебряный и водки рюмку . Заслужил!

Веселись, мужичина

В коротеньком повествовании автор охватил волнующую его тему народа и власти . Мы видим чванливых, высокомерных генералов, не умеющих абсолютно ничего, и мужика – находчивого и сообразительного, готового суп в пригоршне для господ варить да веревки для себя же вить .

Основная мысль, которую доносит автор до нас – причина такого отношения к народу не столько в тех, кто правит, сколько в характере самого народа.
Извечная привычка быть во всем виновным и искренняя благодарность за тот мизер, который ему жалуют с барского плеча.

И финальное «Веселись, мужичина!» еще раз подчеркивает всю безысходность положения простого народа.

Продолжаем рассматривать тему — как один мужик двух генералов прокормил:

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин М.Е. написал в середине ХIХ в., но популярность и актуальность это литературное сказание не утратило до настоящего времени. В произведении много гротескных преувеличений, невероятных событий. Несмотря на присущий великому писателю тяжелый стиль изложения, история читается легко. Парадоксально, но определенные элементы обнаженных М.Е. Салтыковым-Щедриным в его сказке общественных и социальных пороков присущи и современным отношениям. Конечно, сейчас не встретишь генералов, которые ищут булки на деревьях, но необоснованная высокомерность, презрительная позиция к окружающим присуща некоторым индивидам, считающим себя генералами. Впрочем, это в первую очередь характеризует их самих.

Проживали как-то на белом свете два легкомысленных генерала, прослужившие с рождения и до самой своей отставки где-то по военному ведомству и ничего другого не знавшие. Выйдя на пенсию, зажили они в Санкт-Петербурге на Подьяческой улице со своими кухарками. Но как-то раз так получилось, по щучьему велению проснулись генералы на необитаемом острове под одним одеялом. Убедившись, что это им не снится и они действительно сидят в ночных рубашках и в орденах на берегу моря, начали они оглядываться да осматриваться. А когда есть захотели, решили остров обследовать. На острове нашли они и дичь в чаще, и рыбу в водоемах, и разные фрукты на деревьях, да вот только поймать никого не вышло и до фруктов не дотянулись. Зато старый выпуск «Московских ведомостей» нашли. С голода звереть начали господа, чуть друг друга не проглотили, даже подрались. Потом остыли, угомонились, захотели газету полистать, но там все об обедах и ужинах написано.

И тут одного генерала осенило — надо мужичка найти, чтобы кормить их. Он им и хлеб испечет, и рябчиков нажарит, и фруктов разных наберет. Мужик везде есть — и на необитаемом острове найдется. Пошли и нашли огромного мужика, который спал, тунеядец, в тенечке и не думал даже, что без него господа 2 дня уже голодают. Набросились на него господа с бранью и криками и работать заставили. Мужик испугался, набрал сладких яблок и накормил оголодавших, а для себя одно кислое оставил. Потом картошки где-то нарыл, костер разжег и дичь изжарил. Рады генералы, привязали мужика веревкой, которую он сам связал, чтобы не убежал, пока они отдыхать после обеда будут.

Раскормились господа на острове, снова стали дебелые и рыхлые. Мужик им даже похлебку варить приспособился в ладонях. Все бы хорошо, да тоска обуяла генералов, потянуло их в свои квартиры да к своим кухаркам. Начали они требовать от мужика свезти их в Петербург. Мужичок рад, что генералы довольны им, труда холопьего не гнушаются,- во всем угодить господам готов. Построил лодку, чтобы через океан перебраться можно было, настелил туда пуха лебяжьего для мягкости, припасов всяческих понаделал, да и отправились они через море-океан до самого Санкт-Петербурга. Ну уж и ругали господа мужичка за ветер да качку, за волны огромные, а мужик знай гребет и в ус не дует. Доплыли, наконец, до дома. Генералы кофе напились, булочек наелись — довольные стали. А казна им пенсию сполна заплатила за все время, пока на острове мыкались. Довольны генералы, что все так вышло. Но и мужичка не забыли — послали ему пятак серебряный да рюмку водки: веселись, мужичина!

Анализ сказки

В форме литературной сказки М.Е. Салтыков-Щедрин создал целый цикл произведений. Привлекательность такой формы вызвана острой сатирической направленностью писателя. В условиях существовавшей цензуры жанр сатиры и пародии был наиболее приемлем. Только на таком языке можно было свободно обсуждать существовавшие общественные язвы, вскрывать назревшие противоречия. Более того, писатель тяготел к народу и, в определенном смысле, подстраивал свое творчество под простонародный стиль. Сказка — наиболее доступная форма изложения.

Изучение повести про то, как один мужик двух генералов прокормил, анализ других сказок показывают, что автор строит свои произведения на противопоставлении двух социальных сил — народа и правящего класса. Народ, в первую очередь крестьянство, предстает в виде замученной, забитой массы. Господствующее сословие активно пользуется этим и только наращивает эксплуатацию, усиливает гнет. В то же время М.Е. Салтыков-Щедрин не оправдывает и не защищает такую забитость. Сатирик клеймит эти качества в народе. Примечательно акцентирование внимания на том, что мужик сам сплел веревку, которой его привязали. Этим писатель подчеркивает несознательность народных масс. Мужичок рад, что господа генералы не брезгуют его трудом, готов все стерпеть, чтобы услужить.

М.Е. Салтыков-Щедрин далек от революционных настроев. Его политические взгляды не идут дальше сатиры. Однако анализ произведения, как и всего творчества одного из столпов отечественной литературы показывает, что общество не может далее развиваться в таком направлении. Повесть подводит к выводу, что не будь таких господ — генералов, народ — мужик жил бы богато и весело на своем острове, умея себя прокормить и во всем обеспечить.

Сатирические методы в сказке о мужичке и двух генералах

В своей сказке М.Е. Салтыков-Щедрин использовал практически весь спектр приемов, принятых в сатирической литературе:

  • гротеск (предельное преувеличение):
  • сарказм (едкая насмешка);
  • «эзопов» язык (иносказание);
  • аллегория (иносказательное сравнение с целью подчеркнуть ту или иную сторону);
  • гипербола (преувеличение);
  • фантастика (несуществующее отображение событий);
  • ирония (шутка, насмешка).

Гротескно поведение генералов, не обладающих никакими навыками и не знающих элементарных вещей. Фантастично, как попали господа на необитаемый остров «по щучьему велению», нереальны мужицкие способности. Гиперболично утверждение, что раз генералы прослужили с рождения в военной регистратуре, то и ничего другого не понимали и не знали. Сатира проскальзывает в каждой строке повести. Писатель иронизирует и над мужичком, и над господами. Большую смысловую нагрузку несет в себе завершающая фраза. Веселись, мужичина, — говорит М.Е. Салтыков-Щедрин, награждая его рюмкой водки и пятаком денег. Этим показана оценка народных масс со стороны власть имущих. Полностью завися от результата народного труда, не способные к самостоятельному обслуживанию, генералы считают людей своим холопством, обязанным им всем в силу того, что они господа.

На вопрос какая главная мысль произведения салтыкова - щедрина - повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил? заданный автором Диана Богоявленская лучший ответ это М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у читателя ничего, кроме чувства презрения.
Самодовольные, «сытые, белые, веселые» , они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь! » - так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» .
Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают! » Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь» , «стал даже суп в пригоршне варить» .
Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение мужика.
Источник: Литература

Ответ от Двутавровый [новичек]












Ответ от сложносочиненный [новичек]
1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить


Ответ от российский [новичек]
о том что генералы бездельники и все


Ответ от Ѝдуард Алексеенко [эксперт]
Их несколько:
1.Генералы без мыла везде пролезут
2.Генералам наглости не занимать
3.Генералы жируют за счёт народа
4.Если ты не генерал, то это хреново.
..Эх, как хорошо быть генералом...


Ответ от Anna Simonyan [новичек]
Спасибо большое


Ответ от Алена Кузнецова [новичек]
1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
2. - Господи! до что ж это такое! где мы! - воскликнули оба не своим голосом.
3.-Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток. а я пойду на запад... ; может быть, что-нибудь и найдём.
4.Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там так и кишит, так и кишит.
5. - Кто бы мог подумать, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?
6.Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание.
7.Генералы поникли головой. Всё, на что бы они ни обратили взоры, - все свидетельствовало об еде.
8.- .мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
9. - Спишь, лежебок! - накинулись они на него, - небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голоду умирают! сейчас марш работать! .
10.Смотрели генералы на мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
11.К вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг.
12....мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить

Салтыков-Щедрин М., сказка "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Жанр: литературная сатирическая сказка

Главные герои сказки "Как мужик двух генералов прокормил" и их характеристика

  1. Мужик. Работящий, умелый, находчивый. Все может сделать, все обустроить.
  2. Два генерала. Бесполезные, бестолковые, ленивые, изнеженные.
План пересказа сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
  1. Генералы на пенсии
  2. Генералы просыпаются
  3. Генералы исследуют остров
  4. Муки голода
  5. Чтение газеты
  6. Гениальная мысль
  7. Мужик под деревом
  8. Сытая жизнь генералов
  9. Ностальгия о столице
  10. Лодка
  11. Снова в Петербурге.
Кратчайшее содержание сказки "Как мужик двух генералов прокормил" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове.
  2. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные.
  3. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели
  4. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их.
  5. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург
  6. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.
Главная мысль сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
Народ вечно кормит прихлебателей, которые сами ничего не умеют и не хотят делать.

Чему учит сказка "Как мужик двух генералов прокормил"
Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв на сказку "Как мужик двух генералов прокормил"
Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех "генералов" на необитаемый остров.

Пословицы к сказке "К ак мужик двух генералов прокормил"
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Труд кормит, а лень портит.
Что потрудился, то и поел.
Без труда меду не едят.
Ест руками, а работает брюхом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.
Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.
Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг.
Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.
И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет - лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.
Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер "Московских ведомостей" нашел.
Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют - еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.
И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы "Московские ведомости" читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.
И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика.
Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.
Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек.
Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.
Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают.
И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.
Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак - веселись мужик.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Как мужик двух генералов прокормил"

Урок «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема и идея сказки»

Цель:

    Обучающая: определить тему и идею сказки, сопоставить образы генералов и мужика, изображенные в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Развивающая: развивать умение анализировать литературное произведение, сравнивать литературные персонажи.

    Воспитывающая: воспитывать потребность ценить труд людей.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся знают тему и идею сказки, сравнили образы генералов и мужика

Ход урока

I .Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Работа над развитием памяти

1) Викторина «Кто лучше знает сказку?»

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?

2. В чём мужик варил суп?

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

9. Как генералы вернулись домой?

10. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

11. Чем генералы наградили мужика?

III . Новая тема.

Работа над развитием памяти, речемыслительной деятельности

1) Словарная работа

Невежество – отсутствие знаний, некультурность.

2) Вступительное слово

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор затронул очень серьезную проблему: почему одни люди живут за счет других? Почему люди безропотно подчиняются другим? Что делать, чтобы подобного не было? В «Повести…» автор обвиняет общество, в котором такое возможно. Чтобы избежать цензуры, он пишет повесть в виде сказки.

3) Вопросно-ответная беседа

Почему генералы оказались на необитаемом острове? (Генералы «оба были легкомысленны», т.е. несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны.)

Что вы можете сказать о «биографии» генералов? (У генералов нет семьи, нет близких.) «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились и воспитывались и даже состарились, следовательно, ничего не понимали, - говорит о них сатирик. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Как крестьян выпускали на «волю»? (Значительно обобрав их)

Как генералов выпустили на «волю»? (Обеспечили солидной пенсией)

Что символизирует необитаемый остров? (Символ перемен, символ новой жизни. Не случайно там оказались не только генералы, но и мужик.)

Почему генералы взволнованы? (Лишились привычного комфорта)

Что происходит с генералами?

4) Вывод: генералы начинают понимать суть вещей. Но у них нет сноровки, нет упорства, нет привычки трудиться, хотя они не раз слыхали библейскую заповедь – в поте лица добывать свой хлеб. Но они привыкли к мысли, что хлеб для них должен добывать кто-то другой.

5) Работа с текстом.

Чтение со слов «Сказано – сделано.» на с. 271 до слов «Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками»

6) Вопросно-ответная беседа

Что генералы нашли на острове? (газету «Московские ведомости»)

Подумайте, почему Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов?

7) Работа с текстом

Чтение эпизода, как генералы нашли мужика, как он выглядит: «Под деревом, брюхом кверху и положив голову под кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы» на с. 274

8) Вопросно-ответная беседа

Каково было состояние мужика на необитаемом острове? (Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов)

Как отреагировали на это генералы? (Даже отдых воспринимается как вина, и негодованию их нет предела.)

Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? («1. Полез на дерево и нарвал генералам … самых спелых яблоков, а себе взял одно – кислое.» 2. «…покопался в земле – и добыл оттуда картофелю» 3. «извлек огонь» 4. «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика»

5. «… развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу частичку?»

Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

ΙΥ. Закрепление новой темы

1) Вопросно-ответная беседа

Как служит мужик генералам? («…стал в пригоршне суп варить», свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать.

Как мужик распорядился своей свободой? (он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело служит генералам»

Что требуют от мужика генералы? (Чтобы доставил домой на улицу Подьяческую)

Почему мужик стал даже гордиться тем, что его трудами не гнушаются генералы? (Мужик полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он рад, что сумел угодить генералам)

2) Работа с текстом. Чтение эпизода как они добрались до Петербурга.

3) Вопросно-ответная беседа

Помогли ли генералы мужику? (Ни разу не помогли ни словом, ни делом, и даже не забывали ругать мужика за его тунеядство.)

Что ожидало генералов в Петербурге? («Поехали в казначейство, и столько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Как отблагодарили мужика генералы? («Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Почему генералы и мужик по-своему несчастливы?

Ребята, а цените ли вы труд тех, кто вокруг вас: родителей, учителей, одноклассников?

Цените ли вы себя? Знаете ли вы свои достоинства?

Учащиеся записывают, а потом зачитывают свои достоинства.

4) Вывод.

Знать свои достоинства – значит знать дорогу в будущее. Человек может преуспеть там, где он силен. Следовательно, ему надо заниматься тем делом, которое по душе. Нужно знать свои сильные стороны и развивать их.

V. Подведение итогов, комментирование оценок

VΙ. Домашнее задание.

Выразительное чтение отрывка на стр. 276