Стихотворение И.Бунина «Одиночество» на уроке русского языка. И

Главный прием, которым пользуется Чехов во всех своих рассказах-это деталь.
Роль детали в поэтике Чехова многосложна. Деталь важна как для раскрытия образа героя, так и для выражения авторской позиции. В “Ионыче”, деталь является важнейшей формой проявления авторского голоса. Но и этим функции детали не ограничиваются.

В рассказах Чехова детали могут быть “значимыми” и “незначимыми”.
Это свойство как портретной, так и пейзажной детали.
Обращаясь к портретной характеристике, Чехов не отбирает детали по значимости, подбор деталей никак не мотивируется, портрет “воспроизводится” как нечто существующее самостоятельно, законченное” не зависящее от замысла автора. Именно детали, являясь неотъемлемой “принадлежностью” личности героя, помогают Чехову выявить индивидуальное.
Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Например, после неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: “Ох, не надо бы полнеть! ”
Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: “А приданого они дадут, должно быть, немало”.
Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.
Чехов не указывает прямо на полную деградацию своего героя, а демонстрирует инертность его натуры с помощью такой детали, как езда на тройке с бубенчиками, ибо он “неохотно ходил пешком”, а о его замкнутости и нелюдимости мы судим по глупой кличке, которую ему дали в городе - “поляк надутый”, хотя, как замечает автор, Старцев “никогда поляком не был”.

Чехов показывает деградацию Старцева и через портрет. В начале рассказа он “шел пешком не спеша.. . и все время напевал” песню. В конце произведения Ионыч “пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову”, “пухлый, красный”.
Сравнения, метафоры, встречающиеся в новелле тоже способствуют более выразительному изображению предметов, душевного состояния персонажей.

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно.
Писатель никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. И из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина событий.

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается этого следующими художественными средствами.
Прежде всего постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией образа героя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вёл споры и разговаривал с окружающими. Для характеристики его настроений нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование любви, переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний. По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.
Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в секунду» , автор, изображая многолетний процесс морального падения героя, расставляет на жизненном пути героя только основные вехи. Мы узнаём, что первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на козлах, который кричит: «Пррава держи! » Промежуток между этими вехами автор не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального благополучия и огрубения героя обрисован уже предельно выразительно несколькими характерными штрихами.
Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города.
остигается это следующим художественным приёмом: автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе - семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается до ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные романы, незадачливая дочь её играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево оригинальничать и плоско острить. Но «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город!»

Удивительно, как много к человеку приходит из детства. Об этом писал, к примеру, великий французский классик Антуан де Сент-Экзюпери в своём нетленном «Маленьком принце ». Именно детство формирует личность человека, закладывает нравственные начала в его душу - и именно из детства родом все страхи, кошмары и болезни.

Так, рано оставшийся без матери и воспитанный бабушкой, национальный поэтический Гений М.Ю. Лермонтов, пожалуй, примером собственной жизни - и, разумеется, творчества - доказывает высказанный выше тезис. Этот величайший поэт, выросший среди членов высшего общества, воспитанный строгим французом и образованной немкой-бонной, будет очень страдать оттого, что среди них, среди всего этого лоска и роскоши он недополучил лишь одного - обычного человеческого тепла, нежной материнской любви.

В отличие от А.С. Пушкина, у Лермонтова не будет Арины Родионовны, которая вырастит его на русских сказках, легендах и поверьях; Мишелю не будут прививать любовь к России на каком-то генетическом уровне - ему придётся учиться ей самостоятельно. И он научится.

Однако в ранние годы юного Лермонтова беспокоили вопросы иного толка. Он чувствовал себя совершенно одиноким, покинутым, чуждым обществу, в котором живёт, и людям, с которыми вынужден общаться. На свете не находится человека, который сумел бы его понять. Этот мотив одиночества проявится в его ранней лирике, в особенности в элегическом размышлении «Одиночество».

Это стихотворение было написано в 1830 году, когда талантливому поэту едва-едва исполнилось 16 лет. В то время классик уже познакомился с творчеством лорда Байрона и понял, что мотивы его лирики близки ему. Особенно привлекателен для него тип байронического героя - изгоя, не принимаемого обществом, исторгаемого им. В какой-то степени сам Лермонтов ощущает себя таким вот героем.

Поэт, которого можно смело отождествлять с лирическим героем, не только и не столько противопоставляет себя бездушной толпе, не принимающей его, сколько понимает, что это единственный способ взаимодействия с миром, однако смириться с такой участью ему трудно. Мишель в собственном видении общества ставит себя в его центре и называет себя царём воздушным - существом эфемерным, реальным только наполовину. Герой болезненно ощущает, как уходят его года «будто сон», но не это беспокоит его. Страшно, что лирик… жаждет приближения смерти, которая положит конец его одинокой жизни, наполненной невыносимыми страданиями - именно поэтому в элегии появляется образ гроба, исполненный, к сожалению, нотками радости. Увы, но это единственный положительный «герой» в стихотворении «Одиночество», ведь только гроб, только могила способны избавить героя от мучений.

Это бессюжетное произведение, наполненное душевными переживаниями поэта; в нём нашли выражение все важнейшие бытийные конфликты, роднящие Лермонтова с бунтарским романтическим героем Байрона.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой и чередованием женской и мужской рифмы. Четыре удивительно мелодичных катрена богаты средствами художественной выразительности. Особо стоит отметить использование Лермонтовым безличных односоставных предложений, которыми он описывает поведение толпы. Таким приёмом он подчёркивает противостояние своего лирического героя и безликого, бездушного, пустого общества. Вместо неодушевлённого «света» у него появляется неожиданный «оживлённый» герой - гроб. К нему герой стремится как к счастию; он откровенно признаётся, что не хочет задерживаться на земле.

Чрезвычайно выразительны эпитеты, используемые поэтом в стихотворении: позлащённая мечта, воздушный царь. Их немного, но они обладают удивительной художественной силой.

У героя возникает ощущение, что он не нужен миру. Возможно, это можно характеризовать как предвосхищение героя Н. Тургенева - Евгения Базарова, который признается сам себе, что хоть он и жил, как ему казалось, для России, он оказался ей не нужен. Так и поэт считает себя лишним, чуждым обществу, в котором вынужден жить. В поздней лирике этот мотив выльется в желание и поиск уединения как единственного способа комфортного существования поэта. Особое выражение этой мысли можно найти в лермонтовском «Пророке», однако своеобразным краеугольным камнем мотива одиночества становится рассматриваемая одноимённая элегия М.Ю. Лермонтова - именно в ней находят выражение все переживания на тот момент ещё юного поэта.

Попробуйте охарактеризовать обстановку, в которой находились солдаты перед боем. Какие де­тали этого повествования показались вам наиболее важными?

Это была обстановка напряжения, тревоги и ожидания боя. Существенные детали, передающие остроту обстановки: выжженная земля, лопата, которая с трудом вонзалась в нее, лихорадочность действий бойцов, роющих окопы, едкая пыль, набивающаяся в ноздри.

Какие художественные приемы помогают ав­тору воссоздать напряжение, царящее на высотке?

Шолохов характеризует минуты, пред­шествующие бою, как исполненные ог­ромного внутреннего напряжения. Он передает внутреннее состояние бойца: учащенное и глухое биение сердца, передающее сосущую тоску и одиночест­во, несмотря на то, что он не один. Это описание общего для всех и в то же время глубоко личного внутреннего состояния приводит к философским размышлениям об ощущениях человека перед лицом смерти, которое образно описано бойцом Лопахиным. Оно сравнивается с биением сердца перед свиданием влюбленного, не­зависимо от того, состоится ли оно. Прием сравнения выходит здесь на первый план и способствует художественному изобра­жению писателем напряженнейшего мо­мента ожидания боя. Мотив бьющегося сердца постоянно присутствует в этом тексте. Среди сравнений, способствую­щих изображению картины ожидания боя, выделяется сравнение, носящее мета­форический оттенок, - «длинным серым шлейфом потянулась пыль». Стоит также обратить внимание на эпитеты «томитель­ный» применительно к слову ожидание, «низко повисший над землей гром».

Проследите, как описания природы помогают создать общее настроение всей цепочки эпизодов.

Пейзаж гармонирует с внутренним состоянием бойцов, усиливает настроение тоски, одиночества и вместе с тем на­стороженности. Важно еще проследить роль пейзажа в передаче стремления бой­цов выстоять, исполнить свой долг, сохра­нить себя в строю. В ожидании боя преоб­ладает пейзаж выжженной целинной зем­ли. Но вот к концу первого сражения «заметно склонилось на запад солнце, и лучи его стали утрачивать недавнюю злую жгучесть», т. е. в природе появилось что-то отрадное, помогающее в какой-то мере бойцам, гармонирующее с их первой победой. Выразительна картина неба. Это холодная, равнодушная, не меняющаяся синева, белое с лиловым подбоем облачко, «похожее на раковину и отливающее неж­нейшим перламутром». Но из нее, этой равнодушной синевы, находили дорогу к сердцу (опять мотив сердца!) трели жа­воронков.

Встреча после боя фронтовых друзей Петра Лопахина и Николая Стрельцова проходит на фоне уже по-другому выглядящей песчаной земли «с празднично желтыми отвалами», что символизирует радость встречи.

Коллекция сочинений: Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов – это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.

Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…» он одинок “в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.

Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и . Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…» поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…» оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществужелезный стих, облитый горечью и злостью».

Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума» противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.

Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…», представляющем собой вольный перевод стихотворения . Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…», герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.

Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок». Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером».

Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…»: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.

Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус», написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.

Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

Вопросы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко..."
1.Сколько героев в этом стихотворении?Какова их роль?
2.О чем мечтает сосна?
3.Какие худож.приёмы помогают ощутить одиночество героини стихотворения?
4.Найдите эпитеты,которые подчёркивают одиночество сосны.

Заранее спасибо;)

Поэма Черкесы М.Ю.Лермонтов Ответить на вопросы на какие сможете)

1)Кто действующие лица это поэмы?Какими они вам запомнились?
2)Прочитайте строки,в которой рисуются черкесы,их князь.Каковы эти люди судя по портретам?
3)Найдите эпитеты,который характеризуют этот народ.
4)Как вы понимаете строки из поэмы:
Сынов неустрашимых Дона,
Которых Рейн,Лоар и Рона
Видали на своих брегах...?

1)Придумайте несколько эпитетов которые оценили бы вас самого как чита1)Придумайте несколько эпитетов которые оценили бы вас самого как читателя?

2)Придумайте несколько словосочетаний,в которых одно и тоже слово было бы в одном случае-эпитетом,а в другом-обычным определением,и запишите их в соответствующие столбики Тёплые варежки Тёплый приём
........................ ....................

Помогите плиз очень надо даю много баллов заранее спасибо.Вопросы к рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

1)С шести лет я испытывал уже ужас одиночества говорит о себе рассказчик. Приведите примеры подтверждающие что так оно и было.Найдите сравнения которые использует Вася в

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

1. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

2. Какой прием используется поэтом при написании строчек: " солнце смотрит на поля ", " принахмурилась земля", " Солнце раз еще взглянуло иподлобья на поля ", " и в сиянье потонула вся смятенная земля"? Что с помощью этого приема достигается?