Увеличивается ли дефицит учителей. Что такое национальная система учительского роста и как она поможет справиться с дефицитом учителей

Российское образование переживает кризис, причем проблема не только в бюрократическом подходе власти и обесцениванию знаний в результате ЕГЭ, оптимизации школ и закрытии вузов. По данным мониторинга зарплат и нагрузки учителей, который был проведен Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и фондом «Национальные ресурсы образования» в стране нарастает кадровый дефицит – почти в каждой второй школе не хватает учителей.

В рамках опроса 3110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».

Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики – об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% – русского языка и литературы.

В пятерку «дефицитных» пропали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели по химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии – 9%. Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.

В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% – признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% – по 4-5 предметам, в 3% – более чем по 5 предметам.

Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной , такая патовая ситуация в школах сложилась из-за тяжелых условий труда.

«Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу», – цитирует ее слова РБК.

Как сказала Духанина, зачастую учителя вынуждены преподавать предметы из «чужих» областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе», – пояснила она.

Между тем в пресс-службе Минпросвещения продолжают настаивать, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий – сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», – утверждают в министерстве.

По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысячи рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рулей в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу руб.

Напомним, согласно мартовскому исследованию РИНХиГС, более половины российских учителей недовольны своей зарплатой. Хуже всего дела обстоят в сельских школах – 60% заявили о низких заработных платах, ситуация мало чем отличается и в региональных центрах – там недовольных 59%.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 30.07.18

© 2018, РИА «Новый День»

В условиях кадрового дефицита учителя вынуждены преподавать непрофильные предметы: учитель истории – уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина уверена, что выходом из сложившейся ситуации может стать введение национальной системы учительского роста, в которой важно предусмотреть не только требования к учителю, но и требования к условиям его труда, а также достойный оклад и снижение нагрузки.

Мы спросили Любовь Духанину о планах по введению национальной системы учительского роста и необходимых условиях для ее эффективной работы.

«Введение НСУР обсуждается уже несколько лет. Задача по ее формированию была поставлена президентом РФ по итогам заседания Госсовета 23 декабря 2015 года.

Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, отражено и в “майском” Указе президента.

Дорожная карта по ее разработке была утверждена в августе 2017 года. Она включает в себя организационные мероприятия, формирование новой модели аттестации учителей и подготовку единых федеральных оценочных материалов, необходимые правовые изменения, разработку методических рекомендаций и предложений.

Новая система предполагает присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой деятельности педагога.

Для этого продолжается доработка уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста. Это непростой процесс, и необходимость изменений понятна всем: слишком много вопросов к сложившейся системе аттестации.

Опросы ОНФ показывают, что только 8% учителей считают, что итоги существующей процедуры аттестации влияют на карьерный рост, а 15% – на повышение знаний учителей и профессиональное развитие; 30% убеждены, что аттестация ни на что не влияет.

Для трех из десяти педагогов это формальная процедура, которая ничего не показывает. А 23% наших респондентов считают результаты аттестации совершенно необъективными.

Необходимо найти адекватный и прозрачный способ измерять педагогическую компетенцию и сделать этот процесс понятным для всех учителей, учитывая при этом требования к той среде, в которой они работают.

Важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

Внедрение новой системы не должно привести к увеличению бюрократической нагрузки учителя.

Иначе вместо помощи на учителей будет просто оказываться дополнительное давление».

Людмила Бутузова

«Все это вранье, - написано под одним из объявлений. – Приличными зарплатами и плюшками они только зазывают, получать ты будешь ровно столько, чтобы хватало на еду и коммуналку, а донашивать придется то, что тебе купила мама к окончанию института».

Корреспондент «НИ» встретились с педагогами, посетили их форумы в интернете и попытались выяснить, почему в школах так остро стоит кадровый вопрос, что пугает специалистов в первую очередь и как работают те, кто еще не уволился.

Ольга, 24 года. Работает учителем истории и обществознания. Косая челка, мальчишеский прикид, на встречу пришла с папочкой и свистком («мы с ребятами на природу ходим, это сигнал – два раза свистнул – тревога, общий сбор, один протяжный – я здесь, не потерялся). В папке заявление об увольнении за прошлый год («свидетельство моей слабости или, если хотите, маленькая победа над системой – яперед ней не спасовала, в школе осталась.») Рассказывает, почему осталась:

Я всегда хотела работать в школе. В Орловский университет (на самом деле, это бывший «пед» с застойной репутацией), пошла не потому, что никуда бы больше не поступила, а осознанно. В стране объявили реформу образования, вот я и думала, что надо соответствовать, изучить новые методики, выбрать, а, может быть, и самой предложить какую-то образовательную модель. Увы, ничего этого во время учебы и в помине не было. Но я сама вылавливала неординарных педагогов по их заметкам в профессиональных журналах, по интернету, переписывалась с ними, ездила на семинары и очень благодарна за этот опыт.

А в школу меня не взяли, не было свободного места. В Орле полно выпускников истфака, приходят, устраиваются, а через пару месяцев бегут от детей как черт от ладана. А я плакала, что мой педагогический багаж пропадает. Через год позвали в школу, которая слыла новаторской. Была на седьмом небе: я соответствую, у меня все получилось! Ведь самое главное – контакт с детьми.Ученики делятся со мной своими мыслями, проблемами и просят совета. Это очень ценно. С детьми я на одной волне, часто на уроках мы шутим и смеёмся, после школы бываем на всяких общественных мероприятиях, и я вижу, что к «скучному» предмету – обществоведение, они стали относиться по-другому: слушают друг друга, сопоставляют мнения, дают свои оценки разным событиям.

Я живу с родителями, своей семьи у меня пока нет, поэтому готова быть с учениками чуть ли не круглые сутки. Но у меня нет этого времени, его сжирает бесконечная бюрократия. Отчётность нужна вышестоящим чиновникам ежедневно. А ведь есть еще и директор, и завучи, которым тоже нужна от меня куча бумаг. Большая проблема эти бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. К примеру, у нас есть обычный журнал и электронный, записи в них дублируются. Зачем? Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я не устаю, выматывает вот эта вот формальная писанина. Многие педагоги не выдерживают, у нас три человека уволились прямо посреди учебного года. Мои нервы тоже сдали… Несколько раз принципиально не стала подавать отчеты – сняли премиальную надбавку 2 тысячи рублей, пропесочили на педсовете. Две тысячи жалко, у меня оклад 10 тысяч, половину трачу на профессиональное совершенствование и на внеклассные мероприятия, чтобы с детей не собирать. Но больше всего – унизительно: ни за что ведь наказали, просто выслужились перед начальством. Вышла в слезах, пишу на подоконнике заявление на увольнение. Возникают за спиной два моих хулигана: «Адью, Ольга Сергеевна? Даже не попрощаетесь?» Ну как я их, таких,брошу? Столько всего светлого было… Не должна бумажная канитель все это перечеркнуть. Потом и директриса на попятный: с детьми у вас получается, не принимайте близко к сердцуненужную работу, когда-нибудь ее отменят. Я на это надеюсь. Но безумно жаль времени, его воруют не только у педагога, прежде всего – у детей.

«Новая школа» оказалась кондовой бюрократией, - подтверждает преподаватель Новосибирского пединститута Юрий Крылов, начавший работать в школе в 1995 году и покинувший ее в XXI веке.- Мне кажется, что смена веков совпала со сменой очень важной парадигмы в средней школе. 90-е годы для учителей были нищими годами. Потом как-то наладилось - деньги стали платить. В 98-м грянул дефолт, и относительно небольшая зарплата учителя превратилась в унижение. Нам повезло: наш директор все время придумывала, как помочь учителям, - спасибо ей! Думаю, потому я и держался в школе до начала нового века и "новой школы". Но как разс 98-го количество отчетов и их абсурдность начали расти. С каждым сезоном бумаг становилось все больше – вот я и ушел. Что могу сказать, оглядываясь назад? В 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя. Новаторства. Но чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы. С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ. Пожалуй, это главная для меня причина ухода. Количество отчётов, планов, программ ненормально большое. И главное - непредсказуемо. Что министр образования, что местные функционеры - придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Потому все и хватают по полторы-две ставки! В-третьих, сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала. Сытые бюрократы показывают, что учитель - неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза».

Общий стон на учительских форумах: школа держится, в основном, на старых кадрах, которые не могут и не хотят меняться. «Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала, да вообще ничего не происходит, если это не Москва. В провинции старые педагоги просто тянут лямку до пенсии».

Запомнилась реплика: «Такие учителя безропотно занимаются лишней работой: по первому требованию ходят на демонстрации, митинги, сидят на выборах, первыми бегут мести территорию и только за это их надо считать наставниками молодых? - пишет Наталья К. из Оренбурга. – На самом деле ничего кроме учебника они не знают, методы воспитания – «как у Макаренко»: «сядь на место, не обрехивайся! С родителями - в школу» ну и всякое такое, что вызывает у ребят ассоциации с палочной дисциплиной, и часто отвращает от предмета. После одной такой «бабушки» я пришла преподавать английский в девятый класс – не все даже алфавит знали. На мое недоумение ученики отвечали, что предыдущая учительница раньше вела труд и по пол-урока рассказывала, что в будущем важнее уметь работать руками, а не языком».

Никто не говорит, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой, сохранять традиции и регулировать непростые отношения с коллективом и родителями. Но если бы в школе платили больше, туда бы с охотой шли еще и молодые ребята.

С этим как раз ужас, ужас и ужас. Даже настоящее призвание, если оно оплачивается в размере минимальной оплаты труда, не способно удержать в школе молодого творца.

Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты, признается «ВКонтакте» учитель математики Г. - Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью. Сейчас я работаю менеджером в строительной кампании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег. Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей? Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа премьера или президента. Мы воспитываем новое поколение! Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию. Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты».

«Учитель в моём понимании – призвание, - откликается коллега, в жизни у которого, по его признанию, финансовый вопрос остро не стоит. - Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать. В конце концов, можно параллельно заниматься репетиторством. За это хорошо платят».

В Москве или крупном областном городе – да, репетиторам действительно платят, и на частных уроках можно перекрыть зарплату вдвое-втрое. В глубинке учителя сживут со свету, если он возьмется подтягивать ученика за вознаграждение. Все грамотные: у нас по конституции бесплатное образование и учителя просто обязаны быть бессребренниками, проводить дополнительные занятия и часами вдалбливать недорослю все, что он прослушал на уроке.

«А с кого ты возьмешь деньги в нашем Димитрове? – задается вопросом учительница начальных классов. – Десять тысяч населения, ни одного работающего предприятия, нищета ужасная. Получается, что школа - самая богатая, если учителя выступают спонсорами для своих учеников. Перед каждым первым сентября сбрасываемся то одному на форму, то другому на портфель. Целый год выбивали бесплатное молоко детям, которое, вроде бы, им положено от «Единой России». Выбили. Теперь учителя отчитываются за каждый стакан, и если дебит с кредитом не сходится, это целый скандал. Договорились между собой, что учительских детей поить не будем, пусть молоко достается тем, кому нужнее. У меня собственных детей двое, стыдно, в чем они ходят и чем питаются, но на свои восемь тысяч и на 12 000 мужа, которые он получает за полторы ставки, мы ничего не можем позволить. Живем в проходной комнате у родителей. Было бы хотя бы тридцать тысяч на двоих, взяли бы ипотеку, отселились. Но это несбыточно».

Подработка для учителя, особенно для сельского, - явление из области фантастики, дружно подтверждают в сети. Впрочем, такое же, как и выплаты по майским указам президента. В Москве и других городах, типа Тюмени, зарплаты подросли, из Сибири пишут, что до мартовских выборов по разу или по два «кинули 5-10 тысяч и замолкли». В Центральном федеральном округе, где один регион беднее другого, в местных бюджетах не нашлось и рубля, чтобы поддержать учительство. «Ещё один негативный момент был, когда Крым стал наш, и у нас единоразово списали 20% зарплаты. Было грустно», - вспоминает пользователь Фейсбука. Две тысячи лайков под его постом свидетельствуют, что грустно было не только ему. Но учитель – очень дисциплинированная профессия, потому что каждый знает: схлопотать неприятности так же просто, как подвести под «неуд» ученика, - не то сказал, не там кивнул, невпопад подпрыгнул.

«Любимое выражение нашего директора - "московская школа", - описывает школьную кухню учительница из Люберец Анна. – Мы вообще-то не столица, а ее подбрюшье, но для директрисы, знававшей лучшие времена, всё едино. Так вот, «московская школа» - это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет - так нет. По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще.

Родители тоже подливают масла в огонь. Такого отношения к учителям, как в Москве, я не видела больше нигде. В моей старой школе, где я работала, была одна дотошная мамаша на весь класс, а тут все с претензиями: "Милочка, вас наняли, потрудитесь объяснить, за что у сына тройка. До вас он всегда имел пять.» Учитель вынужден жить в какой-то ситуации нападения. В любой момент тебе может кто-то из родителей позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то потребовать, обвинить тебя и так далее. Они не сами по себе такие… хамы. Сама школа провоцирует пренебрежительную модель поведения по отношению к учителю. Наша директриса с самого начала предупреждает: незаменимых нет, уйдешь - тебе через неделю найдут замену. Ты пришел и должен быть идеальным. Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. В Москве, кроме зарплаты, ничего позитивного для учителя нет».

Зарплата у девушки 120 000 рублей. «За такие «бабки» я готов терпеть даже директора-людоеда» - отклики такого рода не редкость, хотя многие и ставят предупреждающий смайлик, что это шутка.

«Сейчас профессия учителя находится нанизшем уровне уважения, это просто какой-то обслуживающий персонал»,- выделяет самое больное из тирады подмосковной учительницы ее сибирский коллега Тимофей Лапшин. – Многие любят вспоминать: раньше учителям в пояс кланялись и боготворили их. Но и сейчас есть люди, которым само мироздание велело быть учителями, которые ставят интересы педагогики выше своих собственных, и не их вина, что в стране повернулось так, что стоит сказать, что работаешь учителем русского языка и литературы, тебя начинают либо жалеть, либо считать неудачником.Мне 22 года, я эту профессию выбрал сознательно.Для работы в школе нужна некая жизненная цель, основная и значимая для вас лично идея, иначе трудно будет работать. У меня она есть: вернуть в школу жизнь, чтобы дети на уроках смеялись, а учителя – представители одной из самых нервозатратных профессий, были творцами, а не терпилами.

«Мне кажется, в работе учителя сейчас менять надо вообще всё, - высказывается Ольга из Самары. - Перестать дергать нас на бесполезные общественные мероприятия, работу оценивать не по гладко написанным отчетам, а по тому, сколько горящих глаз у тебя в классе. Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Начать элементарно уважать педагога, а не заставлять его работать за гроши и терпеть, терпеть, терпеть. Система везде одна,именно она уронила престиж профессии до непозволительного уровня и именно она выдавливает нормальных людей из школы. Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, за будущее отечественной школы можно было бы не беспокоиться. А мы душу рвем, плачемся на своих форумах… Правительство учитывает чье угодно мнение – министров, экспертов от образования, родителей, общественности… Учителя никто не слышит.»

Нехватка молодых специалистов в школах

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Приятно видеть вас всех здесь. Сегодня мне хотелось бы озвучить свою позицию по одному из направлений развития общего образования.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль исчезает.

Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в школе. В кадровом составе образовательных учреждений постоянно увеличивается число педагогов пенсионного возраста. Средний возраст учителей по всей России составляет 52 года.

Приоритетным направлением развития образования на сегодняшний день является развитие учительского потенциала. Данное направление занимает в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое место. Одной из задач направления является необходимость пополнения школ новым поколением учителей.

На сегодняшний день проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования очень актуальна.

Но возникает вопрос «Где взять молодых педагогов? Ведь большинство выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности.

Как привлечь компетентного начинающего учителя и, самое главное, что необходимо для того, чтобы удержать такого специалиста в школе?

В своем выступлении я рассмотрю два основных вопроса. Для начала попробую сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, в том числе я, работая первые годы в школе. После этого постараюсь сформулировать пути решения существующих проблем.

По данным статистики, меньше половины выпускников педагогических вузов выбирают школу для своей карьеры, а большинство из них уходят из образовательной сферы через несколько лет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и статус учителя, трудная адаптация молодого специалиста и проблема взаимоотношений между учителем и учениками, а также их родителями.

Зарплата учителей считается важным фактором для привлечения выпускников к педагогической профессии. Заработная плата во многом определяется категорией, которую учитель получил за свою карьеру и педагогической нагрузки, по которой он работает. Но учитывая, что вначале учитель не имеет категории, становится понятно, что зарплата будет низкая. Конечно, каждый молодой специалист получает стимулирующие выплаты к зарплате, но они слишком малы.

Вопрос адаптации молодого педагога в коллективе и профессии в целом не менее актуален. Говоря об этом, замечу, что, по мнению психологов, обычно через полгода-год у молодого учителя проявляется синдром эмоционального выгорания (Синдром эмоционального выгорания –состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически). Вот почему многие молодые учителя в этот период уходят из школы. В моей практике такое тоже наблюдалось, но об этом чуть позже.

Следующая проблема, которую я хотела отметить - это взаимодействие между учениками и учителями. Как Вы считаете «Трудно ли учить СОВРЕМЕННОГО ребенка? (отвечают )

Да, это так. Но еще сложнее, если вы молодой учитель и у вас недостаточно педагогического опыта.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, которая может постигнуть, но к радости, не всех - конфликт с родителями. Получить классное руководство в первый же год работы в школе – серьезное испытание. Реакция некоторых родителей на действия именно молодого педагога может быть не всегда положительной. Иногда родители оказываются недостаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни, а не уходить в область критики и осуждения, замечая каждый промах, случайную ошибку.

Также не могу оставить без внимания следующий момент: многие молодые семьи распадаются на первых этапах совместной жизни из-за нехватки понимая со стороны супруга (супруги);из-за постоянных составлений конспектов, из-за постоянной подготовки к занятиям, из-за нервных перегрузок на уроках у молодых учителей возникают проблемы в личной жизни.

Решения некоторых проблем молодого учителя, конечно, не в компетенции учебного заведения, но, по-моему мнению, проблема адаптации, создание дружеской атмосферы и методической поддержки могут быть решены в стенах школы.

Во-первых, у каждого молодого учителя должен быть тьютор (наставник), опытный преподаватель. Большинство начинающих учителей очень позитивно относятся к поддержке, которую они получают от опытного педагога, потому что это важно для них.

Во-вторых, на мой взгляд, администрация должна относится к молодым педагогам более снисходительно, предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания.

В-третьих, в школе должен работать клуб молодого педагога, чтобы помочь адаптироваться к работе в школе, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания.

Мною был проведен опрос среди молодых учителей. Большинство молодых специалистов отметили, что им требуется больше времени и усилий на подготовку к урокам, нежели педагогам со стажем, и чтобы работа была более качественной и эффективной, для них просто необходима небольшая нагрузка. Кроме того, нехватка опыта может вызвать ощущение некомпетентности. Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной поддержкой молодому педагогу.

Я, как молодой педагог, придя в школу в 2015 году, тоже испытывала ряд трудностей. Но при умелом руководстве со стороны администрации школы, при доброжелательном отношении и наставничестве опытных педагогов, в частности руководителя школьного методического объединении учителей математики и физики, а также при огромной поддержки своей семьи, которые стараются с пониманием относиться к моей работе, моя адаптация в школе, в коллективе, можно сказать, прошла успешна. На сегоднешний день я чувствую себя в коллективе уверенно. Конечно, есть ряд вопросов, по которым я советуюсь с коллегами. Но гордо могу сказать, что некоторые вопросы я уже могу решать самостоятельно.

И закончить свое выступление мне хочется следующим стихотворением

Учитель – не профессия,

Учитель – жизнь моя.

В иной другой профессии

Не мыслю я себя.

Я в школу с увлечением

Который год иду

И снова до забвения

Уроки я учу.

Как сделать интересными

Занятия свои,

Чем душу тронуть детскую,

Чем сердце покорить?

Учитель вечно в поиске:

Как новое внедрить,

И чтоб при этом новеньким

Ребятам не вредить.

Сберечь здоровье детское,

Развить таланты, ум.

От творчества учителя

Зависит всё вокруг!

Спасибо за внимание!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущег Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

    Переход на новые образовательные стандарты

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    3. Совершенствование учительского корпуса

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    6. Расширение самостоятельности школ

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

10:07 — REGNUM Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева утверждает, что школы города укомплектованы учителями на 100%. Тем не менее она отметила ряд проблем, которые ещё предстоит решить. Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на слова чиновницы, передаёт корреспондент .

По словам Екатерины Сибирцевой, несмотря на укомплектованность, вакансии учителей в школах есть, так как ряд преподавателей работает с перегрузками. При этом наибольшая нехватка ощущается среди учителей начальных классов.

«Нам колоссально не хватает учителей начальной школы, сегодня акцент смещён на начальную школу, большое количество первоклассников. Учитель начальной школы — сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, но мы это достаточно легко закроем. А начальная школа — это самое сложное», — цитирует издание « » заявление главы департамента.

«По всей стране эта беда. И не только началка. Учителя бегут», — сообщил один из участников интернет-форума.

С ним согласны и другие пользователи. Они предлагают муниципальным чиновникам из отделов образования идти в учителя, так как все они, как правило, имеют педагогическое образование.

«У дочки в 1-м классе учительница — бабушка 80-летняя. А все потому, что работать некому…», — констатирует другая участница форума.

Также ряд комментаторов согласились с тем, что учителя действительно сильно загружены.

«В прошлом году у нас классный руководитель на два класса пахала (2-й и 4-й класс), вот это треш, как выжила-то с нашими «обормотами» в две смены», — написал о проблемах в школе пользователь.

Другие участники форума предположили, что проблема может быть связана с небольшими зарплатами педагогов.

«Наша учитель тоже в две смены работает — 3-й и 4-й класс ведет. Новых учителей в младшем блоке давно не видела. Не выживают, видимо, на зарплату такую», — написала она.

Её поддержал другой комментатор, напомнив про высказывание главы правительства Дмитрия Медведева о зарплатах преподавателей и что им делать, если она их не устраивает.

«Учителя, видимо, выполняют заветы Медведева — массово пошли в коммерцию. Шутки шутками, а сейчас человек может выбирать где работать, пока не пересмотрят ситуацию с з/п, так и будет», — отметил он.

С ними согласилась педагог из Екатеринбурга.

«Работаю в школе 20 лет. Зарплата 19 000. Стимулирующую часть не выплачивают три года. Молодые практически не приходят. Студенты педагогических вузов уже на практике говорят о нежелании идти в школу. Кто ещё пойдёт за такую зарплату работать? Дошло до смешного: стыдно говорить, что работаешь в школе», — сообщила учитель.

Напомним, что в 2017 году 1 сентября в Екатеринбурге начали работу 163 школы, а за парты сядут 149 тысяч учащихся. Согласно данным государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Свердловской области за январь — июнь 2017 года составила 40 940 рублей.