Какие вопросы задать при устройстве на работу. Что говорить при устройстве на работу

Допустим, вы нашли интересное объявление о работе и решили позвонить. Прежде чем вы наберёте номер и начнёте общаться с работодателем, нужно понять, что именно вы хотите выяснить в ходе этого разговора. Потому что если вы не зададите нужных вопросов при первом звонке, то рискуете зря потратить время на встречу, ведь на собеседовании может оказаться, что предлагаемые условия работы вам не подходят.

Сейчас мы выясним, какую именно информацию нам необходимо получить от работодателя и как правильно построить диалог, что бы избежать неловких моментов.

Что спрашивать, когда звонишь по поводу вакансии

    Место работы и график

    Даже если в объявлении эти данные указаны, советую их уточнять, что бы потом не было неприятных сюрпризов.

    Зарплата

    Нужно узнать не только размер зарплаты, но и из чего она формируется (оклад, проценты, премии). Если зарплата подразумевает процент с продаж, то выясните, сколько именно процентов вы будете получать. Зная точный процент, вы сможете легко посчитать, какие обороты нужно делать, что бы заработать приемлемую для вас зарплату. А если вы уже работали в этой сфере, то наверняка представляете какие обороты сделать реально, а какие нет.

    Если помимо оклада вам обещают премии, можно уточнить, от чего зависит их выплата и размер. В вопросе премий я советую сразу занижать свои ожидания, потому что чаще всего они рассчитываются по мудрёным формулам, с кучей «но» и «если», дающих работодателю возможность не заплатить вам ни гроша.

    Не забывайте, что зарплаты, озвучиваемые работодателями, практически всегда завышены. Если услышанная цифра едва соответствует вашим минимальным требованиям, то, скорее всего, эта вакансия не для вас, потому что на деле вы получите меньше обещанного.

    Обучение и стажировка (ввод в должность, испытательный срок)

    Обязательно спросите, проводится ли обучение или стажировка, сколько это занимает времени и будет ли оплачиваться. Выясните есть ли испытательный срок, сколько он длится и как оплачивается. Может оказаться, что с виду привлекательная вакансия имеет очень длительный испытательный срок с минимальной оплатой.

    Оформление по трудовому кодексу (трудовая книжка, оплачиваемые отпуска, больничные и т.д.)

    Вам могут прямо сказать, что сотрудников не оформляют, но это бывает редко. Обычно работодатели, не оформляющие сотрудников, предпочитают не говорить об этом по телефону и могут либо солгать, сказав, что оформление будет, либо уклониться от ответа.

    Если работодатель говорит, что сотрудников оформляет, имейте в виду, что это может быть серое оформление, по минимальной зарплате. Но рассказывать эти подробности по телефону вам вряд ли станут.

    Ответ «оформляем, но не сразу», можно смело приравнивать к «не оформляем», потому что когда вы отработаете там нужное количество времени, работодатель может запросто отказать вам в оформлении и довод «ну мне же обещали…» никого волновать не будет.

    Название компании

    Если в объявлении название компании не указано, то обязательно спросите его! Зная название, вы сможете поискать в интернете информацию и отзывы о работодателе.

    Обязанности

    Если должностные обязанности описаны слишком обобщённо или не описаны вовсе, то непременно выясните в чем конкретно будет заключаться ваша работа.

Обычно, в телефонном разговоре удаётся задать не более 3-4 вопросов. В противном случае, вы рискуете вызвать раздражение у вашего собеседника и закончить разговор не на самой приятной ноте. Поэтому, прежде чем звонить, выберите для себя 3-4 приоритетных вопроса и запишите их в порядке убывания важности.

Особое внимание стоит уделить вопросам под номерами 5 и 6 (выделены красным). Если в объявлении не указано название компании или в описании обязанностей не хватает конкретики, то эти вопросы должны стать первыми по важности. Знание графика работы, размера зарплаты или чего-либо ещё не имеет никакого значения, если вы не знаете, как называется компания, каков род её деятельности и в чём конкретно будет заключаться ваша работа. Не бойтесь задавать чёткие и прямые вопросы о деятельности компании и ваших обязанностях. Если вы не получаете на них такие же чёткие и прямые ответы, значит вам «пудрят мозги».

Если информация о компании и ваших обязанностях изложена подробно и не вызывает сомнений, вопросы 5 и 6 можно пропустить.

Пример диалога соискателя с работодателем

Весь диалог можно разделить на 6 этапов:

    Здороваемся

    Озвучиваем цель звонка

    Задаём вопросы

    Отвечаем на вопросы \ презентуем себя

    Договариваемся о встрече

    Прощаемся

Будьте готовы к тому, что этапы 3, 4 и 5, могут поменяться местами в любом порядке, в зависимости от того, на какой тип собеседника вы попадёте. О типах собеседников будет рассказано ниже.

Задаём вопросы

Задаём вопросы по списку. Вопросы должны идти в порядке убывания важности. Потому что всегда есть риск, что на каком-то из вопросов собеседник прервёт беседу, сославшись на срочные дела, и предложит продолжить диалог при встрече. Задавая вопросы не в том порядке, вы рискуете не спросить о важном.

Отвечаем на вопросы \ презентуем себя

Четвёртый этап может присутствовать в диалоге в двух разных вариантах. Либо вам задают вопросы о вашем опыте, навыках и образовании и вы на них отвечаете, либо собеседник не задаёт никаких вопросов и тогда вам следует проявить инициативу и провести мини-презентацию себя.

Презентация себя (есть опыт работы ): меня зовут так-то, мне столько-то лет, у меня такое-то образование, я работаю в такой-то сфере, такое-то количество лет и обладаю необходимыми навыками и опытом, чтобы выполнять эту работу лучше других.

Презентация себя (нет опыта работы ): меня зовут так-то, мне столько-то лет, у меня такое-то образование, в данной сфере (направлении) не работал, но у меня есть большое желание освоить эту профессию (направление, категорию товара) и нет никаких проблем с обучаемостью.

Договариваемся о встрече (собеседовании) с работодателем

Если есть такая возможность, то лучше договариваться на середину дня, особенно если место проведения собеседования далеко от вас. Так вы снижаете риск проспать или опоздать на встречу и подстраховываетесь на случай, если образуется ещё одно собеседование на утро.

Типы собеседников (работодателей)

Активный

Как только вы говорите, что позвонили на счёт работы, он сразу проявляет заинтересованность и берёт инициативу в свои руки, начиная задавать вам вопросы или презентовать компанию.

Такой работодатель, выяснив у вас все интересующие его моменты, либо вкратце рассказывает об условиях работы, либо сразу приглашает на собеседование, подводя тем самым разговор к логическому завершению. Здесь самое главное не упустить момент и не попрощаться с собеседником, так и не задав ему нужных вопросов.

Пассивный

Когда вы говорите, что звоните по поводу работы и вас интересует какая-то вакансия, пассивный не проявляет заинтересованности, отвечает односложно и с неохотой, как бы делая вам одолжение. В голосе пассивного нотки пренебрежения и раздражения могут звучать с самого начала разговора. Такой манерой общения пассивный даёт вам понять, что вы ему нужны меньше, чем он вам (даже когда это не так).

Именно в разговоре с пассивным работодателем становится ясно, насколько важно иметь список вопросов и понимать, что вы хотите получить от звонка. Иначе вы рискуете оказаться в неловком положении:

    Здравствуйте!

    Здравствуйте…

    Меня интересует вакансия продавца-консультанта.

    Да, есть вакансия… (держит паузу)

    Ну, а можно узнать о ней поподробнее?

    В объявлении же все написано… (даже если в объявлении не написано ничего конкретного)

    Далее следует неловкое молчание, и вы кладёте трубку, чувствуя себя полным идиотом. Или же начинаете, что-то невнятно и сбивчиво спрашивать, не выясняете всей нужной информации и в итоге кладёте трубку с тем же чувством.

В разговоре с пассивным нужно брать инициативу в свои руки и идти по списку вопросов, иначе диалога не получится.

    Здравствуйте!

    Здравствуйте…

    Меня интересует вакансия продавца-консультанта.

    Да, есть вакансия…

    Подскажите, а как называется организация и что именно нужно продавать.

    В объявлении же всё написано…

    Написано, что требуется продавец в магазин мебели. Но не сказано, как называется компания, и какую именно мебель продаёте. Можете уточнить эти моменты, пожалуйста?

    Компания называется «СуперШкафы», продаём корпусную мебель…

    Подскажите, нужно будет продавать готовую мебель по образцам в торговом зале и каталогам или это мебель на заказ и нужно будет её проектировать

    На заказ…

    Понял. А где именно расположен магазин, и по какому графику работать?

    ТЦ «СуперТорговыйЦентр», работать 2/2 с 9 до 21

    Хорошо. Скажите, из чего складывается зарплата и сколько получается в месяц, в среднем?

    Оклад такой-то + % с продаж, получается столько-то в месяц

    А какой % с продажи получает продавец

    От заказа зависит, где-то Х%...

    Отлично. Давайте я расскажу о себе. Меня зовут так-то, мне столько-то лет, я имею такой-то опыт работы в продажах. С мебелью тоже работал, такое-то время, в таких-то компаниях. Уверен, я отлично справлюсь с продажами вашей продукции. Что скажите? Когда мы можем встретиться?

    Хорошо, подъезжайте завтра к такому-то времени…

Если диалог совсем не клеится, и вы видите, что ничего толкового не выйдет, то можете, без лишней скромности, дать понять пассивному, что он никакой. Это его немного взбодрит и возможно со следующим соискателем, он будет общаться иначе.

Собеседование для каждого кандидата на работу является своеобразной стрессовой ситуацией, поэтому многие относятся к ней с некоторой боязнью. И это вполне объяснимо, ведь никто не знает, о чем его будут спрашивать. И с подобной проблемой сталкиваются не только новички, но и те, кто имел опыт подобных бесед. Чтобы быть уверенным в беседе с потенциальным работодателем, необходимо знать, как отвечать на его вопросы.

Приглашение на собеседование – небольшой, но все же успех, который вы достигли в поисках работы. Теперь нужно понять, что нужно говорить на собеседовании, чтобы с первых слов произвести на будущего руководителя положительное впечатление о себе.

Ни в коем случае на просьбу рассказать о себе не стоит полностью пересказывать свою биографию. Более того, на рассказ нужно потратить не более 3-х минут. В противном случае ваш монолог может утомить интервьюера. В то же время не нужно позволять интервьюеру собеседование превратить в допрос. Ваша задача построить двустороннюю беседу. Только так можно добиться расположения рекрутера.

Следует помнить, что на собеседовании вас также будут проверять на стрессоустойчивость. К этому нужно быть готовым заранее и продумать варианты ответов на потенциальные вопросы. Это не только уменьшит волнение, но и придаст вас уверенности в себе.

Необходимо помнить о том, что к собеседованию готовитесь не только вы, но и работодатель. В частности, ознакомившись с вашим резюме, руководитель в большинстве случаев делает на нем определенные пометки, чтобы уточнить что-либо в ходе беседы. Поэтому, если вы попросту скачали образец резюме в интернете и не переделав его отправили на рассмотрение, велика вероятность того, что на первом же вопросе вы попросту «проколитесь». Здесь не нужно быть большим психологом, чтобы распознать правду. Иногда в резюме указываются слишком заумные фразы, которых соискатель никогда не смогу бы произнести в обычной беседе. Это очень хорошо заметно при разговоре.

На собеседовании нужно освещать только ту сторону вопроса, в которой вы хорошо разбираетесь. Не нужно говорить штампами и заученными фразами. Это не будет способствовать созданию хорошего впечатления о вас.

Что говорить работодателю при устройстве на работу

Чтобы у работодателя осталось о вас хорошее впечатление, необходимо заранее подготовиться к собеседованию. Здесь важно все – от стиля одежды и поведения до умения излагать свои мысли.

В процессе беседы с работодателем категорически запрещается:

  • использовать сленги;
  • затрагивать тему религии, политики и т.п;
  • говорить о финансовых и личных проблемах.

Не нужно на собеседовании всем видом показывать всех осведомленность в вопросе, выставляя напоказ свои знания. Такое поведение может не только вызвать у работодателя агрессию по отношению к вам, но и оставит неприятные впечатления как о личности в целом. Отвечать на поставленные вопросы нужно правдиво. Не нужно что-то придумывать, если в действительности вы не сталкивались с подобными ситуациями. Стоит дать малейший повод интервьюеру усомниться в вашей правоте, как он задаст еще массу вопросов по тем же фактам и событиям, запутывая вас до тех пор, пока вы не сознаетесь.


Если у вас имеются какие-либо частные проекты и работы, которыми вы занимались вне рабочее время, но они не нашли своего отражения в трудовой книжке, об этом можно рассказать работодателю. Это лишь подтвердит факт вашего профессионализма.

О том, что нужно говорить при устройстве на работу а о чем лучше промолчать, каждый решает сам. Главное – чтобы ответы были искренны и у работодателя складывалось о вас впечатление, как о компетентном в определенных вопросах собеседнике.

Как правильно говорить при устройстве на работу

Ответы на вопросы потенциального работодателя должны быть четкими и лаконичными. Если вопрос подразумевает конкретный ответ, не стоит что-либо придумывать, чтобы ответ не показался интервьюеру слишком коротким. Если в процессе беседы вы и допустили какую-либо ошибку либо попросту оговорились, нужно скромно извиниться и продолжить разговор дальше.



Чтобы собеседование прошло результативно, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • в процессе беседы не пытайтесь вызвать со стороны интервьюера сочувствия к себе;
  • не нужно говорить о болезнях и семейных проблемах;
  • не нужно давить на рекрутера своими знаниями;
  • следует нейтрально отзываться о прошлой работе.

Таким образом, продумывая речь на собеседовании, обязательно нужно принять во внимание все эти моменты. Желательно свою речь прорепетировать несколько раз перед зеркалом, обращая внимание на жестикуляцию.

Кризис, однако. Безработица, массовые увольнения. В связи со всем этим я таки собрался сделать небольшой мастер-класс по прохождению собеседований. Благо, так уж сложилось, за последние годы собеседований я провел много. Несколько тысяч. На всех этих собеседованиях передо мной сидели живые люди, из плоти и крови. И эти разные люди изо дня в день, из месяца в месяц совершали одни и те же ошибки.

Так вот. Привожу перечень типичных ошибок соискателей.

Ошибка 1. Лень

Главная ошибка, как это ни забавно, банальное нежелание ходить на собеседования. Я неоднократно видел людей, которые «ищут работу» месяцами и ходят при этом на собеседования даже не каждую неделю.

Это, конечно же, не поиск работы, а только имитация поиска.

Простая арифметика. Во многих приличных местах просматривают 10–20–30 человек на одно место. Следовательно, чтобы гарантировано устроиться, нужно пройти около ста собеседований. Повезет - меньше. Не повезет - больше.

При темпе одно-два собеседования в неделю - это год. При темпе три собеседования в день - это один месяц.

Поэтому день ищущего работу должен выглядеть так. Проснулся, посмотрел свежие вакансии. Разослал штук 20–50 резюме, забил собеседованиями завтрашний день. Поехал на сегодняшние собеседования.

Повторю еще раз: нежелание плотно искать работу - это ошибка номер один, с большим отрывом от остальных. Если Вы не готовы посетить несколько десятков собеседований, лучше заранее смиритесь с тем, что Вам придется в итоге согласиться на посредственный вариант.

Ошибка 2. Придирчивость к фирме

Многие, листая газету, начинают отбирать «жирок». «Это не подойдет, написано от 15 тыс., а мне надо 25». «Это не подойдет, сказано упаковщик, а мне надо старший упаковщик». Ну и так далее.

Корень этой «придирчивости» лежит в естественном нежелании ездить на собеседования. Ну, в самом деле, почему бы не сэкономить время и не вычеркнуть заочно фирму, которая может не подойти?

Ответ прост. Это тот случай, когда лучше рискнуть и прокатиться «наугад», чем сидеть дома и смотреть телевизор. Будьте уверены - если Вы понравитесь работодателю, он найдет способ предложить Вам интересные условия.

В конце концов, даже если выяснится, что предлагаемые условия Вас не устраивают, Вы получите ценный опыт прохождения еще одного собеседования.

Ошибка 3. Придирчивость к себе

Зеркальное отражение второй ошибки - излишняя придирчивость к себе. Ну, например, написано, что нужен опыт от трех лет, а у Вас опыт год. Что, сразу переходить к следующей вакансии?

Конечно, нет! Требования к соискателям, которые указываются в вакансии - это, практически всегда, не более чем пожелания. По той простой причине, что если человек соответствует длинному перечню требований кадровика, он, скорее всего, будет претендовать на более высокую зарплату.

Поэтому, если Вас устраивает предлагаемая должность и зарплата, имеет смысл отправить резюме и позвонить проверить, получили ли его.

Ошибка 4. Опоздания

Значительная часть кадровиков (включая меня) сразу отказывает соискателям, опоздавшим на 15 минут. Уж очень много потом будет геморроя, если выяснится, что взятый на работу сотрудник - патологический опоздун.

Опоздунов готовы, морщась, терпеть только на полуфрилансерских или низкооплачиваемых должностях, типа курьеров или распространителей косметики.

Поэтому, приходя на собеседования не вовремя, Вы чуть ли не в разы понижаете скорость своего устройства на работу.

Ошибка 5. Нытье

Никто не любит нытиков. Если Вы начнете беседу с нытья в стиле «никто не хочет брать на работу людей за 50», будьте уверены, откажут Вам и в этом месте.

Ну, нытики выглядят жалко, тогда как работодателю нужен боец в команду, а не инвалид. Кроме того, многие кадровики справедливо опасаются, что нытики будут портить атмосферу в коллективе и халтурить. В самом деле: какой работы можно ожидать от человека, который своим положением недоволен?

На всякий случай, расшифрую более подробно, чего не надо делать. Вот Вы пришли на собеседование. Работодатель спрашивает, «как добрались».

Не надо рассказывать про мерзкую погоду и ужасные пробки. Скажите просто: «хорошо добрался». Или: «без приключений». Или: «отлично добрался, погода сказочная. Как у Пушкина: мороз и солнце».

Ошибка 6. Предыдущее место работы

Чего не нужно рассказывать про предыдущее место работы? Не нужно рассказывать, какие все там были сволочи и как они Вас мучили. Ни в коем случае не надо рассказывать о конфликтах, скандалах, драках и судах.

Так как работодатель, расспрашивая Вас о прошлой работе, хочет понять, как Вы будете работать у него. Хочет понять, будете ли Вы создавать проблемы, и насколько легко Вы вольетесь в коллектив. Хочет понять, не будут ли ему потом звонить клиенты, жалуясь на Ваше хамство.

И если, например, сисадмин рассказывает, как его кинули, а он в отместку стер базу данных за три года - ну, Вы понимаете. Такого сотрудника на работу не возьмут - страшно.

В общем, если хотите произвести благоприятное впечатление, забудьте про негатив. Скандалисты не нужны никому. Рассказывайте о бывшем работодателе и бывших коллегах как о покойниках - или хорошо, или ничего.

Да, еще. На всякий случай, история из жизни.

Пришел ко мне на собеседование один товарищ, 59 лет. Расспрашиваю его, где он работает. Выясняется, что работает он в одной конторе два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Ну а тогда как раз вторник был.

Задаю контрольный вопрос - как он с работы отпросился. А мне кандидат заявляет, что его там контролируют слабо, работает он один, и уйти на два-три часа спокойно может. Работодатель, дескать, лох и ничего не узнает.

Как полагаете, принял я этого человека на работу?

Ошибка 7. Неправильное резюме

Мне страшно сейчас даже подумать о тех тысячах работников, которых я не пригласил на собеседование или на работу по той простой причине, что не смог до них дозвониться.

У кого-то вообще не был указан на резюме номер мобильника, кто-то не ответил на мой звонок. Кто-то ответил, пообещал перезвонить через 15 минут и не перезвонил. А у кого-то кончились деньги на трубе.

Поэтому весьма важно, чтобы на Вашем резюме на видном месте непременно должен быть указан номер мобильника. Работающего мобильника.

Оформление резюме тоже важно. Но наверное, мне нет смысла в деталях на нем останавливаться: наберите в Гугле «как составить резюме», Вам объяснят. Да, еще важный момент. Часто после краткой телефонной беседы кадровик просит: «Пришлите резюме по факсу».

Это не значит, что кадровик над Вами издевается. Это не значит, что Вам только что отказали. Это значит, что резюме нужно прислать по факсу. Обычное разумное требование.

У Вас нет факса? Ну, найдите где-нибудь. Заезжайте в обед в гости к знакомому с факсом и отправляйте факсы от него. Ваши шансы найти хорошую работу возрастут.

Ошибка 8. Неверная мотивация

Знаете, что такое мотивация? Мотивация, в понимании кадровика, это та движущая сила, которая будет заставлять Вас работать. И хороший кадровик непременно проверит, есть ли эта мотивация у Вас.

Если Вы говорите, что Вам нужны деньги, чтобы платить за съемную квартиру и за еду - отлично. Деньги нужны всем, это близко и понятно.

Если же Вы говорите, что просто «хотите развиваться» или, скажем «любите работать с людьми» - это Вам минус. Потому что сегодня, допустим, Вы развиваться хотите, а завтра у Вас появились другие интересы - и прощай работа.

Проще говоря, Вы должны убедить работодателя, что работа Вам действительно нужна, и Вы не забьете на нее, когда работать Вам надоест.

Ошибка 9. Долгие раздумья

Вот Вы пришли на собеседование. Поговорили. Вроде как, все нормально, и Вы устраиваете работодателя, и Вас он устраивает. Сколько времени у Вас есть, чтобы дать решиться: подходит Вам эта работа или нет?

По-хорошему, решаться нужно сразу. Или прямо во время собеседования, или, на крайний случай, утром следующего рабочего дня.

Расскажу почему. Вот Вы сидите на собеседовании, весь такой из себя ангел. Как полагаете, будет кадровик видеть Вас через полчаса насквозь, как открытую книгу? Очевидно, нет. Чтобы примерно понять, что из себя человек представляет как работник, нужно с ним хотя бы одну-две недели вместе отработать.

Так и с работой. Чтобы понять, что из себя представляет фирма, нужно отработать в ней как минимум несколько дней. Поэтому думать долго - совершенно бессмысленно. Думая долго, Вы и рискуете опоздать, и зарабатываете репутацию человека, который сам не знает, чего хочет.

Ошибка 10. Загибание пальцев

Некоторые, придя на собеседование, начинают перечислять свои многочисленные навыки и рассказывать, какие крупные суммы они привыкли получать в виде зарплаты. Это зачастую совсем не радует работодателя.

Вот представьте себе: к Вам на вакансию кладовщика устраивается человек тридцати пяти лет от роду, с двумя высшими образованиями, со свободным немецким и французским языком и строчками в резюме типа «исполнительный директор» и «руководитель департамента». Возьмете его на работу?

Я бы не стал. Потому что этот человек, очевидно, может претендовать на более высокооплачиваемую должность. Значит ко мне он хочет устроиться временно, на пару месяцев, пока не найдет другой вариант. Либо, возможно, у него есть какие-то скрытые дефекты, типа пристрастия к спиртному или привычки опаздывать на полдня.

Ошибка 11. Отказ от тестов

Работодатель часто просит что-нибудь сделать. Заполнить анкету, пройти письменный тест. Выполнить еще какое-нибудь простое задание на 10 минут.

Если работник задание выполняет - молча, спокойно и аккуратно - это ему плюс. Если работник начинает возмущаться, типа «чего анкета такая длинная» или «а вот на этот вопрос нельзя ответить однозначно» - это ему минус.

Особенно это относится к тестам. Будьте уверены, если кадровик дал Вам тест, это важно. Решение относительно Вас будет приниматься на основе результатов теста. И если Вы этот тест не пройдете, это будет очень серьезная причина, чтобы отказать Вам в приеме.

Здравствуйте, дорогой друг!

Вначале развенчаем один миф.

Возможно, когда вы задавали себе вопрос "К ак правильно говорить на собеседовании?”, вы натыкались на данные, так называемых «научных исследований»:

Самое основное в общении - как вы выглядите (55%). Дальше - как вы звучите (38%). И только на третьем месте - что и как вы говорите (7%).

Эти данные очень широко гуляют по сети и кочуют из статьи в статью.

У меня есть для вас новость: Это брехня. На эти цифры опираться нельзя. Просто поверьте на слово. Из серии “слышал звон, но не знаю, где он…”.

Не о каких 7% не может быть и речи. Что и как вы говорите - чрезвычайно важно.

Итак как правильно разговаривать на собеседовании на работу?

Ясность прежде всего.

Некоторые кандидаты говорят так, как будто на партсобрании в прошлом веке.

"Я хотел бы показать вам проект..., который был

разработан нашим отделом... и утвержден генеральным директором... Главными целями данного проекта являются… В соответствии с ним должна проводиться процедура отслеживания нижеследующих…

- Привет! Я здесь! Вы же не доклад зачитываете…(собеседник)

Изъясняться в таком стиле требует огромных усилий: В результате человек что-то бормочет, неся всякую околесицу.

Мы подсознательно хотим спрятать индивидуальность за туманом казенных выражений. Опасаемся не понравиться, показаться непрофессиональными.

А теперь небольшой сюрприз: даже отпетым бюрократам не особенно нравится такая манера. Они, конечно, за то, чтобы разговор шел на их профессиональном языке. Но у вас будет больше шансов, если вы будете говорить на обычном языке.

Говорите для людей. Если обычный человек поймет ваши слова, то и работодатель их тоже поймет. Ваши мысли могут быть сложными, но язык - нет, он должен быть простым.



Особенно это касается разговора с рекрутерами, вообще с HR. Ваша профессиональная терминология никого не впечатлит. Рекрутер не обязан понимать ваш птичий язык.

Это ваша задача объяснить так, чтобы было понятно не только рекрутеру, но и любому человеку.

Упаси бог со снисходительной улыбкой что-то объяснять, мол “вы же не понимаете”. Вам просто скажут что вы сами не разбираетесь в теме, поскольку не можете изьясняться на обычном языке.

2. Регламент

Обычно дается 10-15 минут на то, чтобы рассказать о себе. Этого достаточно . Постарайтесь уложиться в отведенное время, но сильно не волнуйтесь об этом.

Если ваше время истекло,ничего страшного, — скажите это первым. Скорее всего, ваш партнер позволит вам закончить.

3. Скорость речи

Вопрос не столько в скорости, сколько в нечеткости и монотонности. Если собеседник не может разобрать слова, — быстро вы говорите или медленно, не имеет значения.)

Если вы не варьируете темп речи, она звучит монотонно, и партнер начнет клевать носом.

4. Голос



  • Из головы. Обычно люди говорят из головы.

Голова думает, в голове свое я и… из этого состояния мы несем всякую ерунду. В ощущении того, что нас должны выслушать, а нас не хотят слушать. И надо говорить очень быстро, потому, что у нас совсем мало времени и если мы не успеем все сказать, то нас не поймут.

  • Из горла . Когда мы говорим из горла, наша речь становится такой сказочной, в ней появляются красивости. Это информация, поданная вкусно.
  • Из сердца . Слова сказанные из сердца-сердцем и воспринимаются. Истинность, правда, глубина.
  • Из области пупа.

Если же мы хотим, чтобы нас воспринимали как уверенного человека- нам нужно говорить из области пупа . Речь может выглядеть несколько безапелляционной, но что бы вы не сказали, чувствуется что у вас за душой что-то есть. Вы отвечаете за слова и с вами нужно только договариваться, давить на вас не имеет смысла.

  • Если центр внимания ниже лобковой кости , — ваша речь приобретает сексуальный оттенок.

Для некоторых кандидатов этот вопрос )

Понятно, что без тренировки варьировать голос, тем более на ответственной встрече, — довольно сложно.



Выберите кого-нибудь из ваших знакомых, родных и поговорите с ним на разных уровнях. Посмотрите как он реагирует на ваши посылы сердечного, уверенного человека, или просто передача информации из головы.

Попробуйте, если ничего полезного в этом не найдете, особенно не переживайте.

Вам не нужно быть артистом. Говорите как обычно .

Расслабьтесь и позвольте себе разговаривать с партнером, как с другом. Этого будет

достаточно - сегодня люди уже не ждут декламации и пафоса.

5. Зрительный контакт

Зрительный контакт - самый понятный показатель, что ваш диалог идет.

Большинство европейцев относятся с подозрением к тем, кто отводит взгляд.

Не выпускайте партнера из фокуса.



Но... Вы сможете сфокусироваться на партнере, только если вам не нужно будет вспоминать, что нужно сказать. Именно поэтому так важна тщательная подготовка .

Некоторые кандидаты говорят, что им не комфортно смотреть в глаза. Они то ли смущаются, то ли побаиваются. Но когда вы начинаете смотреть в глаза то, оказывается, бояться-то нечего. Это психологическое ограничение.

Если чувствуете что контакт теряется, вы можете просто спросить:

— Я говорю уже 15 минут, это нормально?

— Вы меня еще слушаете?

6. Крепкие выражения, юмор. За и против

Применять ли крепкие выражения на собеседовании — зависит от партнера. Обычно это становится понятно в процессе разговора.

Речь идет не о мате разумеется. Например слово «черт» употреблять вполне допустимо.



Дело в том, что крепкие слова могут восприниматься как проявление естественности и темперамента со стороны говорящего.

Вы можете показаться грубым, но, если вы ругаетесь, значит вам не безразлично. Такой язык, может быть быть альтернативой бессмысленным речам , сказанным с каменным лицом и пустым взглядом, которые мы часто слышим в своей жизни.

Юмор. Вам не нужно шутить специально. С итуация может стать забавной сама по себе. Вы это заметите. Лучшие шутки всегда возникают спонтанно. Разве не так?

7. Подлинность

Речь идет разумеется не о подлинности каких-то документов и т.д.

Известный разработчик компьютерных игр Джесси Шелл, воскликнул как-то:

«Мы живем в пузыре поддельного фуфла!»

Потребность и интерес к подлинности, естественности — это реальный тренд.

В основе этого тренда, лежит потребность в доверии. Тотальный дефицит доверия- это опознавательный знак наших дней, к сожалению.



Раньше считалось, что нужно казаться безупречным. И сейчас такие кандидаты встречаются. Они все на свете знают. Все у них блестит и сверкает.

Но сегодня особого впечатления это не производит. Опытный руководитель понимает что это игра на публику.

Сегодня вполне приемлемо и, отчасти, даже модно быть не идеальным.

Вам прежде всего, нужно выглядеть естественно.

Вспомним слова Марка Твена:

«Говорите правду, и вам не придется ничего запоминать»

Как подметил он же:

«Я никогда не мог блеснуть хорошей импровизированной речью, не уделив ее подготовке несколько часов»

Проблема состоит в том, что мы пытаемся контролировать свой мозг и каждое слово, которое вот-вот сорвется с наших губ. Это замедляет поток речи, снижает ее естественность.

Лучшее лекарство от этого недуга — репетиции.

Репетиции

Польза от репетиций н в том, что вы обретете уверенность, которая поможет выйти из ситуации, даже если вы забудете слова.



Запишите себя на видео и посмотрите запись.

Вы себя когда-нибудь видели в видеозаписи? Не исключено, что поначалу вы себе не сильно понравитесь.

Но со временем это пройдет . То, что вам совсем не нравится подкорректируйте, в остальном примите себя таким какой вы есть и расслабьтесь.

Не лишним будет вспомнить приемы, о которых мы говорили в статьях: и

Типичные ошибки

  • Панибратство . Понятно что хочет сократить расстояние, но это не работает. Михаил сразу на Миша. Здесь от клиента- если идет на сокращение дистанции – отвечаем тем-же
  • Не увлекайтесь восклицательными знаками – это эмоциональная незрелость. Даже в разговоре
  • Не стоит говорить о проблемах клиента — это портит настроение . Опять же от клиента- если начинает говорить о проблемах — обсуждаем
  • Не говорите слишком много . Если вы больше говорите- видно, что вы “ продаете” и такая продажа может не произойти,
  • Не говорите слишком громко , — это раздражает

Обыгрывание неловкости

Неловкости, как правило, связаны с забытыми словами, с неудачными позами вроде скрещивания рук, с какой-то невпопад произнесенной глупостью.


Для многих людей непросто признать ошибку. А вот замаскировать, сделать вид, что все “так и должно быть, - типичная автоматическая реакция. Обычно получается довольно неуклюже.

Вам нужно предусмотреть в своих планах возможность допущения ошибки. Ошибки это часть работы .



У ошибок есть и светлая сторона: как правило они смешные.

Не бойтесь запутаться. Ваша речь - не цирковое представление и не спектакль. Это диалог, обмен мнениями .

Кроме того, что вы успешно пройдете собеседование, эти навыки останутся с вами и будут служить вам верой и правдой в построении вашей карьеры. Разве оно того не стоит?

Благодарю за ваш интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

При устройстве на работу определяется не только условия, в которых нам предстоит работать (за каким компьютером сидеть, размер заработной платы и пр), но и то, как будут соблюдаться наши трудовые права и какие возможности для их защиты мы будем иметь в будущем. Поэтому важно не допускать ошибок с первого дня работы и самостоятельно следить за соблюдением своих интересов. В этой статье мы расскажем о том, как правильно устраиваться на работу и увольняться с нее, и что нужно знать о трудовых правах, чтобы не быть обманутым.

Вступая во взрослую жизнь…

Вступая во взрослую жизнь, т.е. впервые устраиваясь на нормальную постоянную работу, надо, прежде всего, ознакомиться с Трудовым кодексом . За его соблюдением должны следить сами наёмные работники: больше никому это не нужно. Знать основные положения ТК жизненно необходимо. Это поможет избежать многих возможных ошибок.

NB! Никакой трудовой договор не может содержать условий, которые ограничивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Таким образом, Трудовой кодекс гарантирует и регулирует базовые права работника вне зависимости от фантазий и правовых инициатив работодателя.

Что нужно помнить, при поступлении на работу.

Я работал в фирме, потом ее решили обанкротить, и с нового года мы уже работали в новой. Заявление я подписал на увольнение с прошлой фирмы, но о приеме на работу мне так и не дали на подпись. А потом задержки по з\п. В общем, я решил уволиться сам. Но, т.к. был переезд в другой офис, меня не рассчитали, аргументируя тем, что бухгалтера нет. Позже я пришел в назначенный день, но бухгалтера опять не оказалось=) В общем, они должны мне 50к. З\п все время платили в конвертах. И, судя по всему, я не был оформлен. Я даже документы так и не смог забрать.

Доверяй, но…

Некоторые думают, что работодатели и работники – одна большая семья. Это не так, если только вы не устроились в фирму своего папы. Конфликты между работником и работодателем в трудовых отношениях случаются слишком часто, чтобы оставлять их на волю случая. Нужно взять за правило, получать на руки и хранить документы и материалы, так или иначе регулирующие вашу трудовую деятельность, а личные разговоры с начальством записывать на диктофон. Это не значит, что нужно фиксировать все трудовые действия от получения технического задания до отправки конкретного коммита, но, когда вы обсуждаете с работодателем вашу заработную плату или изменения в условиях вашего труда, такая запись должна быть. Нужно понимать, что устные обещания работодателя, как и устные указания, ничего не стоят, и в суде их невозможно будет оспорить или доказать. И если в трудовом договоре прописано, что вы должны быть в офисе с 9:00 до 18:00, а ваш работодатель устно разрешил приходить на работу к 12:00, то в суде аргументом будет то, что прописано в документе.

Собеседование

Обсуждение условий труда обычно происходит на собеседовании. Поэтому логично важные моменты прояснить на нем, а именно:

  • условия оплаты труда; если часть вашей заработной платы будет составлять премия, спросите, каковы условия ее выплаты, в каких случаях премия может быть не выплачена, происходит ли это при наличии объективных обстоятельств или по решению руководителя, выплачивается ли заработная плата «официально» или «в конверте»
  • продолжительность рабочего времени, время начала и окончания работы.
  • ваши должностные обязанности, подробный перечень. Также попросите у работодателя для ознакомления локальные нормативные акты, действующие в организации. Особенно важно ознакомиться с положением о премировании, правилами внутреннего трудового распорядка.

Поскольку обсуждение будет проходить устно, нелишним будет записать его на диктофон. Запись разговора пригодится, если в последствии работодатель откажется заключать с вами трудовой договор или же предложит вам подписать трудовой договор, в который будут включены совершенно иные условия.

Трудовой договор

При поступлении на работу необходимо подписывать трудовой договор. По закону, трудовые отношения с работодателем у вас начинаются в момент фактического начала работы, даже если трудовой договор не подписан. Но, в случае судебного разбирательства, при отсутствии трудового договора бремя доказательства трудовых отношений будет лежать на вас. И доказать отношения будет непросто. Трудовой договор регулирует большую часть ваших трудовых отношений с работодателем, поэтому к этому документу необходимо отнестись очень серьезно.

Трудовой договор - это не лицензионное соглашение, поэтому свой трудовой договор перед подписанием нужно обязательно прочесть и убедиться, что всё, что обсуждалось и обещалось на собеседовании, в него включено в полном объеме и без искажений. Если в договоре присутствуют отсылки к другим локальным нормативным актам, то необходимо требовать их предоставления (причем не только для ознакомления, но и в виде заверенной копии на руки) или требовать, чтобы положения локального нормативного акта были включены в трудовой договор. Иначе вы рискуете получить кота в мешке. После подписания необходимо получить на руки оригинал трудового договора, ни в коем случае не копию.

Еще один важный момент. Трудовой договор должен быть подписан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ). Поэтому, если вы уже месяц работаете на новом месте, а трудовой договор с вами все ещё не подписан, есть над чем задуматься. Ну а лучше, конечно, подписывать его до выхода на работу.

Особое внимание необходимо уделить на список должностных обязанностей. Он должен быть детально прописан и не оставлять пространства для маневра. В нем не должны быть никаких «и т.д.», «и т.п.», «и проч.», «и др.». В противном случае работодатель сможет интерпретировать список ваших обязанностей так широко, как ему будет удобно. И как вы уже догадались, необходимо требовать от работодателя заверенную копию вашей должностной инструкции.

Испытательный срок

Практически во всех компаниях работники проходят испытательный срок с целью проверки его соответствия поручаемой работе. Это должно быть отражено в трудовом договоре. Если этого нет, то считается, что работник взят на работу без испытания. Испытательный срок длится не более 3 месяцев для обычных работников и не более 6 месяцев для руководителей. Если в договоре прописан более длительный срок, то он все равно считается оконченным по истечении трех месяцев с момента начала работы. Т.е. нельзя уволить работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания по истечении четырех месяцев с начала работы, даже если такой срок испытания установлен трудовым договором. Приятный бонус для студентов: работодатель не может устанавливать испытательный срок для выпускника при первом устройстве на работу после окончания ВУЗа. Даже если выпускник был принят на испытательный срок, работодатель не вправе уволить его в связи с непрохождением испытательного срока.

Именно при поступлении на новое место работы юридически закрепляются практически все ваши трудовые отношения с работодателем, поэтому именно на этом этапе необходимо максимально обезопасить себя от возможных нарушений со стороны работодателя в будущем.

За что могут уволить?

В голивудских фильмах любой работник по прихоти начальства может быть мгновенно уволен одной фразой. К счастью, российский ТК таких возможностей работодателю пока не дает. Зачастую работодатель, не имея законных оснований для увольнения работника в короткий срок и без компенсации, старается всячески заставить работника написать заявление «по собственному желанию». Многие работники считают, что это стандартная процедура увольнения по инициативе работодателя. Это не так. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1. ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;
2. сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

В этих случаях работодатель обязан не менее чем за два месяца до увольнения письменно под подпись уведомить работника о планируемом закрытии/сокращении (Статья 180 ТК РФ), обеспечить выплату выходных пособий (Статья 178 ТК РФ) и т.д.

3. несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Для этого, как минимум, должна быть проведена аттестация рабочих мест и существовать чёткие калькулируемые параметры, которым нужно соответствовать. Например, аттестация рабочего места предполагает, что работник должен раскладывать один пасьянс за три минуты. Если он не успевает, то его можно уволить. В этом случае непосредственный начальник должен стоять с секундомером и замерять. Если существует профсоюз, то с участием профсоюза, который проконтролирует, чтобы все замеры проводились без обмана.

Так же существует список должностных обязанностей, в котором говорится, что должен делать работник. Если работник этого не делает, его могут уволить.

4. неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

К уважительным причинам неисполнения трудовых обязанностей относятся болезнь, похороны, форс-мажоры и пр.
Дисциплинарные взыскания применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей (ст. 192 ТК РФ). При этом обязанности должны быть обязательно зафиксированы либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции, либо в локальных нормативных актах работодателя. И каждый работник должен быть с ними ознакомлен под подпись. При ознакомлении с этими документами стоит обратить внимание на то, чтобы список должностных обязанностей был:

  • исчерпывающим, т.е. не включал в себя «и др.», «и пр.»;
  • определенным, т.е. не допускал споров о том, входит та или иная функция в круг ваших должностных обязанностей или нет;
  • не содержать формулировок типа «выполнять поручения непосредственного руководителя».

В противном случае работодатель сможет интерпретировать список ваших обязанностей так широко, как ему будет удобно.

5. за грубое нарушение трудовых обязанностей:

  • прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более 4-х часов подряд в течение рабочего дня);
  • нахождение на работе в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • разглашение государственной, коммерческой тайны;
  • совершения хищения на рабочем месте, растраты, мошенничества и пр.

Это основные пункты, по которым работодатель вас может уволить с работы. Плохое настроение начальника, экономический кризис, неразделенные чувства работодателя не могут являться основанием для расторжения трудового договора и увольнения работника.

Вместо вывода

В наше время трудовые отношения настолько разнообразны, а трудовые конфликты настолько изощренны, что невозможно дать каких-то универсальных рецептов на все случаи жизни. Тем не менее мы попробуем дать несколько советов:

1. В любой непонятной [трудовой] ситуации, читай Трудовой кодекс.

Свои права нужно знать и понимать, когда они нарушаются. Как говорится, кто предупреждён, тот вооружён.

В этом смысле работодатель находится в более выигрышном положении: вся необходимая документация у него хранится изначально, и юридически он защищен от любых неправомерных нападок со стороны работника 🙂 Поэтому страдают сами работники, которые находятся в уязвимом положении из-за недостатка информации и невозможности подкрепить свою позицию ссылками на документы.

3. Выдвигать требования и защищать свои права эффективнее коллективно.

Как правило, у работников одной компании схожие условия труда. Поэтому логично, что трудовые проблемы одного работника могут стоять и перед его коллегами. Требования, выдвинутые коллективом всегда производят на работодателя большее впечатление, чем те же требования, выдвинутые одним работником.

P.s. Если у вас есть вопросы к юристу, вы можете задать их