Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов.

: Выговский - Гальбан . Источник: т. VIIa (1892): Выговский - Гальбан, с. 513-517 ( · индекс )


Выкупная операция - государственно-кредитная операция, которая была организована правительством, в связи с уничтожением крепостного права, с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян (см. Временнообязанные крестьяне). Сущность ее состоит в том, что «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая Положения о выкупе), именно на 49½ лет, причем для получения средств на ссуды правительство делает выпуск особых процентных бумаг аналогично тому, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Право на выкуп усадебной оседлости было предоставлено крестьянам общим положением, независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Полож. о вык., должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались. Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам. Выкуп земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов. Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, т. е. помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупною оценкою, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (ст. 67 Пол. о вык.). По выкупной ссуде крестьяне должны были вносить ежегодно 6% в течение 49½ лет со дня выдачи ссуды, причем ½% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5½% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга. Таким образом, больший или меньший размер выкупных платежей за землю зависел от относительных размеров оброка в различных местностях. Но В. платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных платежей. Поэтому для оценки значения выкупной операции не следует упускать из виду, что тягость выкупных платежей была производная, вытекавшая из установленного высокого оброка, и что развитие В. операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян. Статистические сведения о ходе В. операции показывают, что наибольшее число В. сделок было заключено в первое время по освобождении. Именно, к 1864 г. из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%. Между причинами, которые оказали решительное влияние на ход В. операции, на первом месте следует поставить несоразмерность выкупных платежей за землю с ее ценностью и доходностью, что в особенности имело значение в нечерноземных промысловых губерниях. Здесь требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. Правда, при этом он уменьшал свой доход от имения, отказываясь от высокого оброка, но зато гарантировал себя от недоимок, неудовольствий с крестьянами и, наконец, риска понижения оброчных платежей по прошествии 20-ти лет. По 1-е января 1877 г. в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утвержденных В. сделок было 61784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40186 (65%). Таким образом, число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышает число сделок по обоюдному соглашению, а это несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что В. операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стоят все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок совершены по требованию помещиков. Другой крупный фактор в ходе В. операции - это потребность помещиков в денежных средствах. С реформою 19-го февраля было связано коренное изменение в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44166 имений, на которых числилось долгу 425503061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 г., в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только с 1864 г., а до этого времени, с 1861 г., выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале. Это естественно вело к тому, что даже многие из противников освобождения были вынуждены соглашаться на выкуп, ради развязки прежних долговых отношений или для получения вновь потребных денежных средств. Правда, положение допускало перевод долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды. Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону В. оп., так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянке наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу В. операции по 1-е января 1881 года, на 748531385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302666578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Несоответствие В. платежей действительной ценности и доходности крестьянских наделов вело за собой накопление недоимок и расстройство крестьянского хозяйства; между тем, несмотря на недоимку в 16 - 17 милл. по выкупным платежам, В. операция в целом не только не дала дефицита, но уже за первые 20 лет дала избытка не менее 40 милл. р., вследствие превышения платежами расходов по операции. Ввиду таких обстоятельств, правительство решило понизить выкупные платежи (Высочайший указ 28 декабря 1881 г.). Понижение было установлено двоякое: 1) общее понижение - для всех бывших помещичьих крестьян, как состоявших в то время на выкупе, так и имевших перейти на выкуп, в силу изданного одновременно указа о прекращении обязательных отношений крестьян с 1 января 1883 г., и 2) добавочное, или специальное понижение, для тех селений бывших помещичьих крестьян, хозяйство которых вследствие неблагоприятных обстоятельств пришло в упадок. Общее понижение было определено в один рубль с душевого надела - в губерниях и местностях «великороссийского положения» и в 6% с годового оклада выкупного платежа - в местностях, состоящих «на малороссийском положении». По г. Могилевской и белорусским уездам Витебской губ. первоначально было повелено произвести понижение только для тех селений, которые перешли на выкуп до издания указа 2 ноября 1863 г. об обязательном выкупе и не воспользовались, притом, сбавкою в платежах впоследствии, при исправлении выкупных актов; но указом 24 февраля 1884 года общее и специальное понижение было распространено также на прочие селения этих губерний. Совокупное, общее и специальное понижение выкупных платежей по 49 губерниям определилось в 10965474 руб., что составляет 27% годового оклада этих платежей до понижения; но по отдельным губерниям, а тем более по уездам и селениям, этот процент колеблется в весьма широких пределах, от 16% (Херс. губ.) до 92% (Олонец. губ.). В 25 уездах выкупные платежи были понижены наполовину и более против прежнего оклада, а в 57 понижение составляет не более 16%. Из общей суммы понижения выкупных платежей 58% (6382204 р.) пошло на общее понижение, а 42% (4583270 р.) на понижение специальное. Отношение специального понижения ко всему понижению естественно выше там, где вообще понижение значительнее. В Олонецкой губ., напр., специальное понижение составляет 81% всей суммы понижения, а в Херсонской - только 8,9%.

По указу 28 декабря 1881 г. понижение выкупных платежей было предположено в размере 12 милл. р. в год, которые предполагалось покрыть: 2 милл. - из общих средств выкупной операции, 7 милл, р. - из свободных сумм по ликвидации бывших государственных кредитных установлений и 3 милл. - пособием выкупной операции на счет казны.

Кроме понижения платежей, «Положение о выкупе» со времени издания подверглось еще другому, очень важному изменению. Благодаря отмеченным выше причинам, добровольный выкуп в первые 10 - 15 лет шел весьма успешно. Но действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м гг. временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Весьма естественно, что наибольшее число временнообязанных крестьян должно было удержаться в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности, - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 г., обязательный выкуп, с 1 января 1883 г., для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных. По полож. 26 июня 1863 г. о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Итак, принцип обязательного выкупа надельных земель, в интересах крестьян завершивший развитие крестьянской реформы, был впервые применен в великороссийских губерниях при поземельном устройстве удельных крестьян, и притом не по политическим соображениям, как это отчасти имело место несколькими месяцами раньше (указ 1 марта 1863 г.) при обязательном выкупе для крестьян Западного края, а единственно в видах попечения о благе сельского населения. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6%; с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами совершен без посредства В. операции, т. е. без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами. Сумма, следующая удельному ведомству по указанному выше расчету, поступает к нему из государственная казначейства полностью, а крестьяне вносят выкупные платежи в казну, на счет которой падают недоимки по выкупным платежам. В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 г. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 г., для других - с 1 января 1864 г.

В 1932 году выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен совершенно окончиться. Но в разных местностях крестьяне перешли на выкуп в разное время, начинал с 1861 г.; поэтому прекращение выкупных отношений будет совершаться в период с 1910 по 1932 г. Кроме постепенного, амортизационного погашения выкупного долга, положение о выкупе допускает также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имеет 165 ст., по которой каждый отдельный домохозяин имеет право внести выкупную сумму, следующую с него по расчету, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становится его личною частною собственностью. Эта статья, как показывают специальные исследования, расшатывает общинное землевладение и вообще очень вредно отражается на мобилизации крестьянской поземельной собственности. Выкуп по 165 ст. прогрессивно возрастает: до 1882 г. было выкуплено 47735 душевых наделов в количестве 178 тыс. десятин, а к 1887 г. цифра эта поднялась до 101413 душевых наделов, в количестве 394504 дес., т. е. за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

а) Выкупных сделок и актов, состоявшихся на общем основании положений 19 февраля 1861 г. и 28 декабря 1881 г., поступило в главное выкупное учреждение 94528; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

б) Выкупных сделок и актов в губерниях Северо-западного, Юго-западного и Белорусского края, на основании законов 1863 г. и других специальных законов, поступило 28751; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

Всего поступило в главное выкупное учреждение сделок и актов 123279; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

Назначено дополнительных выкупных ссуд по 14039 сделкам 5959815 руб. Кроме того, рассмотрено учреждением, но не утверждено, по разным причинам, 1940 сделок и актов, не считая тех, по которым затребованы разные дополнительные сведения.

1. Из 92893 утвержденных сделок по группе а.

Душевой участок (около 3½ дес.).

2. Из 23199 утвержденных актов, вошедших в группу б.

Душевой участок (около 3¾ дес.)

Выкуп надельной земли с содействием правительства, установленный для бывших помещичьих и удельных крестьян в 1861 и в 1863 гг., был распространен с 1887 г. и на бывших государственных крестьян, причем сразу был сделан обязательным. По положению 24 ноября 1866 г. о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 г.; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Высочайше утвержден. мнением государственного совета 28 мая 1885 г. было постановлено преобразовать оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 г., с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов. На министра финансов было возложено безотлагательно выработать подробности предложенного преобразования оброчной подати. В представлении об этом государственному совету (Высочайше утверждено 12 июня 1886 г.) министр финансов полагал, оставаясь в пределах 45% повышения общей суммы подати, в частности по отдельным губерниям, уездам и селениям, ограничиться меньшим против среднего размером повышения окладов, с распределением соответствующей суммы на другие. При этом установлены были пределы, выше которых не может быть допущено увеличение оброчной подати по отдельным селениям; а именно, было принято, что увеличение оброчной подати по отдельным селениям не должно, вообще, превышать суммы подушной подати, которая слагается с каждого из них, и подесятинные оклады бывших государственных крестьян не должны превышать таковых у бывших помещичьих, в селениях, близких друг к другу и находящихся в сходных условиях поземельного владения. Итак, по закону 12 июня 1886 г., суммы выкупных платежей установляются в законодательном порядке для каждой губернии в неизменном размере на весь срок выкупа, который оканчивается к 1 января 1932 г., т. е. к тому же времени, когда в силу закона об обязательном выкупе земель временнообязанных крестьян, должны будут прекратиться выкупные платежи для последней из приступивших к выкупу групп бывших помещичьих крестьян. Сумма выкупных платежей, назначенная на губернию, распределялась предварительно между уездами, по соглашению министров финансов, внутренних дел и государственных имуществ. Что касается окончательной разверстки выкупных платежей между селениями, то она была возложена в тех губерниях, где владенные записи уже выданы, на особые уездные комиссии, из местного податного инспектора и двух членов уездного по крестьянским делам присутствия, под председательством одного из них. В губерниях, на которые распространяется действие положения 24 ноября 1866 г., но где владенные записи еще не выданы, разверстка производилась чинами министерства государственных имуществ, с участием местного податного инспектора и непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия, а в губернии Архангельской и в уездах Сольвычегодском, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии - съездами по крестьянским делам, с участием местного податного инспектора. Предположенная уездною комиссией разверстка по отдельным селениям должна была проверяться опросом избранных уполномоченных от ближайших селений. Исправленный таким образом проект разверстки шел в губернское по крестьянским делам присутствие, вместе с протоколами опросов. На основании этих проектов губернское присутствие установляло оклады выкупных платежей по всем селениям губернии. Если при этом оказывалось необходимым сделать изменения в распределении общей по губернии суммы между уездами, то губернское присутствие должно было представлять о том министру финансов, который мог делать соответственные изменения, по соглашению с министрами внутренних дел и государственных имуществ. Окончательный результат определения выкупных платежей бывших государственных крестьян, как показывают статистические данные, сводится к тому, что, несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

Российская империя вступила во вторую половину XIX в. в обстановке нарастав­шего структурного кризиса, вызванного господством крепостнических порядков. Все более очевидной становилась невозможность дальнейшего прогресса страны при со­хранении обветшавших форм общественных отношений. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., наглядно показавшее отставание России от буржуазных государств Европы, подъем крестьянского движения после войны побудили правительственные круги пойти на отмену крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и "Общее положение" об освобождении крестьян. Концепция реформы носила противоречивый, непоследова­тельный характер. Наряду с общей буржуазной направленностью она несла в себе и некоторые крепостнические черты. Крепостное право отменялось навсегда. Крестья­не получали личную свободу, им предоставлялись основные личные и имуществен­ные права. В то же время сохранялись элементы сословной неполноправности. Крес­тьяне оставались единственной категорией населения, платившей подушную подать, выполнявшей рекрутскую повинность (до 1874 г.), подвергавшейся телесным наказа­ниям. Ограничивалось право выхода из общины.

"Общее положение" предусматривало, что помещики сохраняют право на все при­надлежавшие им земли, из состава которых они должны были предоставить крестья­нам в общинное пользование полевой надел, а также усадебные участки. За пользова­ние наделом крестьяне обязаны были платить оброчные платежи в пользу помещика. Для поземельного устройства - отвода наделов и составления уставных грамот, фик­сировавших размеры наделов и повинностей, устанавливался двухлетний срок. По оформлению уставных грамот крестьяне переводились на положение временнообя­занных. Прекратить временнообязанное состояние и перейти в разряд собственников они могли только после заключения с помещиком выкупной сделки на надельные зем­ли. Выкуп ставился в зависимость от желания помещика. Лишь в 1881 г. правитель­ством был принят закон об обязательном выкупе наделов.

Особые правила определяли устройство крестьян мелкопоместных владельцев, к числу которых относились помещики, имевшие менее 21 мужской души. Таким вла­дельцам предоставлялось право передать крестьян с их наделами в казну за единовре­менное вознаграждение в сумме капитализированного годового оброка.

В административном отношении для бывших крепостных крестьян вводилось устройство, аналогичное уже существовавшему в государственной деревне. Его основу составляли органы крестьянского само­управления. Низшим общественно-администра­тивным звеном являлось сельское общество, со­стоявшее из крестьян одной или нескольких смежных деревень. Несколько обществ образо­вывали волость. Каждое общество имело свой сельский сход, состоявший из всех крестьян-до­мохозяев и возглавлявшийся старостой. Старо­ста избирался на трехлетний срок. Волостное звено управления состояло из волостного схода (в его состав включались все выборные должно­стные лица волости и обществ, а также предста­вители от каждых 10 дворов), старшины с воло­стным правлением и волостного суда.

Компетенция сельских и волостных сходов ограничивалась административно-хозяйствен­ными вопросами: раскладка податей и повинно­стей, определение порядка пользования общинными угодьями, выбор старост, контроль за деятельностью должностных лиц сельского и волостного управления. Волостные старшины и сельские старосты несли, в основ­ном, административно-полицейские обязанности: объявляли крестьянам законы пра­вительства, обеспечивали проведение их в жизнь, следили за исправной уплатой по­датей, отбыванием повинностей и т. д. Старшина имел право подвергать крестьян арестам и штрафам.

Крестьянское самоуправление функционировало под началом целой системы вновь создаваемых на местах административных институтов: мировых посредников, уезд­ных мировых съездов, губернских по крестьянским делам присутствий. Мировые по­средники, назначавшиеся губернатором из числа дворян-помещиков, контролирова­ли составление и утверждение уставных грамот, разбирали споры между крестьянами и помещиками, утверждали избрание представителей сельской администрации, осу­ществляли надзор за деятельностью низовых крестьянских учреждений, имели право отменять их постановления и подвергать взысканиям любое должностное лицо в сель­ском обществе и волости.

Высшей инстанцией административного управления крестьянами на территории губернии было губернское по крестьянским делам присутствие. Оно окончательно утверждало решения мировых посредников и их съездов, принимало и рассматрива­ло жалобы на действия этих органов, а также решало другие общегубернские вопро­сы, связанные с управлением крестьянством. Состав присутствий формировался из числа влиятельных чиновников и крупных помещиков. Таким образом, система управления, вводимая реформой 1861 г., предусматривала сохранение за дворянской администрацией серьезных властных полномочий над крестьянами.

Главные положения и принципы реформы 1861 г. были затем распространены и на другие основные феодально-зависимые категории российского населения, вклю­чая удельных, приписных и государственных крестьян.

В Карелии поместное землевладение не получило заметного развития. Накануне реформы 1861 г. здесь имелось всего 9 помещичьих имений, находившихся в Петроза­водском и Повенецком (Заонежье) уездах. Из них 7 имений относились к категории мелкопоместных. По данным ревизии 1858 г., общая численность крепостных в этих уездах составляла 197 душ мужского и 239 душ женского пола, или около 0,4% всего крестьянского населения. Почти все крепостные находились на оброке. Кроме того, за местными дворянами числилось около 100 душ дворовых 1 .

Освобождение крепостных в Карелии началось с введения для них нового адми­нистративного и общественного устройства. 13 марта 1861 г. в Петрозаводске откры­лось Олонецкое губернское по крестьянским делам присутствие (в двух южных уездах губернии - Лодейнопольском и Вытегорском, не входящих ныне в состав Карелии, имелось свыше 200 помещичьих имений). Возглавлял присутствие губернатор. В Пет­розаводском уезде было образовано три сельских общества, где жили крепостные крестьяне, составивших одну особую от приписных к заводам селений волость, а в Повенецком уезде - одно отдельное сельское общество. Оба уезда образовали еди­ный мировой участок.

Для проведения поземельного устройства Олонецкая губерния была отнесена к местности, где минимальный размер надела определялся в 2,3 десятины, а максималь­ный - в 7 десятин. В различных имениях Карелии ход поземельного устройства про­текал по-разному. Так, генерал-лейтенант Р. А. Армстронг, имевший небольшое име­ние в д. Восточное Кончезеро, в 1863 г. по дарственной записи безвозмездно передал своим крестьянам (8 ревизских душ) всю находившуюся в их пользовании землю (по 2,6 десятины на душу). Четверо мелкопоместных владельцев (Бутеневы, Бойко-Букевичи, Суворовы и Рудниковы), за которыми в общей сложности насчитывалась 41 ревизская душа, в течение 1862-1882 гг. воспользовались своим правом на передачу имений за вознаграждение в казну.

В полной мере поземельное устройство на началах Положений 19 февраля 1861 г. было осуществлено в четырех наиболее значительных помещичьих имениях (Лачиновых, Максимовых, Менченковых, Янковских), в которых проживало 76% крепостно­го населения края. Здесь наглядно проявилось стремление помещиков обеспечить свое будущее в пореформенные времена за счет ущемления интересов крестьян. Менченковы, пользуясь тем, что высшая норма надела по губернии составляла 7 десятин, изъя­ли у крестьян своего имения в д. Восточное Кончезеро (14 ревизских душ) лесные рас­чистки, которые те издавна разрабатывали и засевали. Максимовы (д. Новая Заживка и Великая Горка Повенецкого уезда), имея 30 десятин пашни и более 1800 десятин леса, выделили своим крепостным (19 ревизских душ) лишь по одной десятине пашни и отказались предоставить лесные угодья. Хотя размер надела оказался ниже мини­мальной нормы, установленной для губернии, уставная грамота и выкупная сделка были утверждены 2 .

Помещики Лачиновы (д. Бирючева и Верхний Бесовец Петрозаводского уезда), выделив своим крестьянам (44 ревизских души) по 4,5 десятины земли "худого каче­ства", назначили тем не менее для них по уставной грамоте оброк в 6 руб. 98 коп., близкий к максимальному уровню для губернии (8 руб.). Крестьяне не подписали уставную грамоту, однако она была введена в действие по решению мирового по­средника. И лишь тогда, когда бывшие крепостные (в 1884 г.) отказались также и от подписания выкупного акта, губернское по крестьянским делам присутствие призна­ло основательность их претензий и постановило понизить оброк: по д. Бирючевой на 22% и по д. Верхний Бесовец на 5% 3 .

Янковские, владевшие имением в д. Сысоева и Усадище Петрозаводского уезда (80 ревизских душ), прибегли к прямому обману своих крепостных. При составлении уставной грамоты они обещали крестьянам предоставить максимальный надел - в 7 десятин на душу. На этих условиях крестьяне согласились подписать уставную грамоту. Однако в 1863 г. при общинном разделе выяснилось, что на душу приходится не 7, а только 1,15 десятины. Исправлять дело оказалось поздно, так как.срок для обжало­вания грамоты уже истек 4 .

Проведение выкупной операции в отношении бывших крепостных крестьян Ка­релии имело некоторые особенности. Переход на выкуп был осуществлен здесь с 1 января 1883 г. на основании положения об обязательном выкупе и принятого одно­временно с ним, в 1881 г., закона о понижении выкупных платежей, вызванного рос­том недоимочности крепостной деревни. Изначально в основу расчета выкупной сум­мы, которая должна была погашаться в виде ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет, закладывалась не реальная рыночная цена земли, а размер феодальных повин­ностей. Полная сумма выкупа по четырем помещичьим имениям за 491 десятину удоб­ной земли составила бы 37 тыс. руб., или по 75,3 руб. за десятину при рыночной цене 6,9 руб. В соответствии с законом 1881 г., на помещичьих крестьян края было распро­странено как общее понижение выкупных платежей (по 1 руб. с ревизской души), так и специальное, предназначенное для местностей, которые находились в особо тяже­лом хозяйственном состоянии. В целом выкупная сумма снизилась на 70,3% (при среднем для страны уровне в 27,3%) и составила в итоге 11 тыс. руб. Однако даже при таком снижении уровень выкупной платы за десятину земли превышал ее реальную стоимость в 3,2 раза 5 .

В 1905 г., когда с бывших крепостных крестьян Карелии было взыскано уже око­ло 40% всей выкупной суммы, правительство под воздействием революционных со­бытий объявило об отмене выкупных платежей и досрочном прекращении выкупной операции с 1 января 1907 г.

Положением от 8 марта 1861 г. крестьянская реформа была распространена на феодально-зависимое горно-заводское население карельского края - мастеровых Олонецких горных заводов и приписных крестьян. Освобождение мастеровых от обязательной заводской службы происходило поэтапно. Весной 1861 г. освобожда­лись те, кто проработал 20 и более лет, в 1862 г. - имевшие стаж не менее 15 лет, а в 1863 г. - все остальные. При этом мастеровых Александровского пушечного завода в Петрозаводске (около 1 тыс. душ) вместе с членами их семей перечисляли в мещан­ское сословие, а мастеровых Кончезерского завода (130 душ) переводили в разряд государственных крестьян с сохранением за ними усадебных участков. В 1868 г. спе­циальным решением кончезерские мастеровые наделялись полевыми угодьями в раз­мерах, положенных для бывших государственных крестьян края (15 десятин на душу), из ближайших к селу лесных участков. Однако на деле происходило это крайне мед­ленно, и земельные наделы им удалось получить только в 1883 г.

После освобождения от обязательных работ мастеровые могли оставаться на за­водах по найму, но в каждом случае вопрос решался администрацией в зависимости от возраста, работоспособности, квалификации и благонадежности мастерового. Бывшим крепостным работникам, уволенным после 20-летней беспорочной службы, присваивалось звание "отставного рабочего чина" с освобождением от уплаты пода­тей, а за 25-летнюю службу назначалась даже пенсия в размере 18 коп. в месяц.

Приписные крестьяне являлись крупнейшей сословной категорией сельского на­селения Карелии, уступавшей по численности лишь государственным крестьянам. К 1861 г. их насчитывалось 53 тыс. душ обоего пола, что составляло 35% к общему ко­личеству крестьянского населения края. Проживали они исключительно на террито­рии Петрозаводского уезда. Положение 8 марта 1861 г. предусматривало поэтапное освобождение приписных крестьян от обязательных заводских работ. В течение первого года с момента обнародования Положения они должны были исполнить полный объем заводской барщины (12 480 уроков), в течение второго года -2/3. этих работ и на следующий год - 1/3. Только после этого феодальные отработки навсегда отменя­лись. Закон 17 декабря 1862 г., изданный в развитие Положения 8 марта 1861 г., пред­писывал осуществить передачу приписных крестьян из горного ведомства в ведение общекрестьянских мировых учреждений к 8 марта 1863 г. Вопрос о поземельном устройстве приписных крестьян ни в том, ни в другом законодательном акте не разре­шался.

Администрация Олонецкого горного округа, не желая расставаться с дармовой рабочей силой, встала на путь оттягивания сроков реализации Положения и закона 17 декабря. Сокращение объемов повинностей было начато не с 1862 г., как предус­матривалось, а только с 1863 г. Требование закона о передаче крестьян в ведение ми­ровых учреждений горный начальник Н. А. Фелькнер выполнил под большим давле­нием центральных властей и губернской администрации только к январю 1864 г. Выполнение же обязательных заводских работ прекратилось лишь к 1 апреля 1864 г. 6 На территории Петрозаводского уезда было вновь образовано два мировых участка, к которым наряду с приписными крестьянами относились также бывшие крепостные крестьяне Шуйской волости и Филипповского отдельного сельского общества Повенецкого уезда. В поземельном отношении приписные крестьяне оставались пользова­телями своих наделов, за которые платили подати в казну. Вопрос о хозяйственном устройстве приписного населения был разрешен только в 1866 г. на основе соответ­ствующего законодательного акта о государственных крестьянах. Освобождение 50-тысячного населения приписной деревни от тяготевшего над ним в течение полутора веков ярма заводской барщины - важнейший позитивный результат аграрно-крестьянских преобразований 1860-х гг. в Карелии.

Вопрос о применении основных положений реформы 1861 г. к государственным крестьянам начал прорабатываться в правительственных кругах почти сразу же пос­ле обнародования Манифеста 19 февраля. Однако на подготовку соответствующих законодательных документов потребовался пятилетний срок. 18 января 1866 г. Алек­сандр II подписал указ "О преобразовании общественного управления государствен­ных крестьян", в соответствии с которым они переходили из ведомства государствен­ных имуществ в ведение "общих губернских и уездных, а также местных по крестьянским делам учреждений". 24 ноября того же года был утвержден закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях". Этот закон, со­храняя поземельную общину, предусматривал закрепление за крестьянами существу­ющих наделов, но в размерах, не превышающих 8 десятин на ревизскую душу в мало­земельных и 15 десятин - в многоземельных уездах. Размеры надела определялись владенной записью - документом, аналогичным уставной грамоте в бывшей крепо­стной деревне. Причем земля эта передавалась крестьянам лишь в их пользование, хотя формально они и объявлялись собственниками наделов. За пользование землей крестьяне по-прежнему обязаны были вносить в казну оброчную подать, которая даже несколько увеличилась.

Принцип обязательности надела в законе не оговаривался. Однако отказы крес­тьян от всего надела или его части могли приниматься только при переселении в дру­гие места, а также при желании уменьшить надел до размеров ниже установленной нормы с разрешения министра государственных имуществ. По существу сохранялось прикрепление крестьян к наделу, а их право распоряжаться землей ограничивалось.

Закон 24 ноября 1866 г. не вводил для государственных крестьян и выкупа наделов. Это было сделано лишь два десятилетия спустя. Таким образом, реформа, хотя и ослабляла, но не ликвидировала полностью зависимость государственных крестьян от казенного ведомства. Казна, как и прежде, выступала верховным собственником земли, в то время как крестьяне лишь пользовались отведенным наделом при условии ежегодного взноса оброчной платы.

Законы 18 января и 24 ноября 1866 г. имели исключительно важное значение для Карелии, так как государственные крестьяне составляли здесь основную массу сельского населения. Их численность по ревизии 1858 г. составляла 98,3 тыс. чел., или 64% всего крестьянского сословия, проживавшего в крае 7 . Если же учитывать и припис­ное население, которое после ликвидации заводской барщины в 1864 г., фактически также оказалось на положении казенных крестьян, то доля этой сословной группы достигала 99% всего населения деревни.

На основе закона 18 января в течение 1866 г. в Карелии прошла передача бывших казенных крестьян из-под юрисдикции местных палат государственных имуществ в ведение мировых учреждений и губернских по крестьянским делам присутствий. В этой связи помимо двух мировых участков, уже существовавших с 1863 г. в Петроза­водском уезде, было образовано по одному мировому участку в Олонецком, Повенецком и Пудожском уездах и три таких же участка на территории Кемского уезда Архангельской губернии.

В отношении поземельного устройства карельские уезды, как и весь северный регион в целом, по закону 24 ноября 1866 г. были отнесены к районам третьей оче­реди, в которых составление и выдача владенных записей откладывалась на 6 лет, то есть до 1872 г. 15 октября 1869 г. правительство утвердило особую инструкцию о наделении землей крестьян Архангельской, Вологодской, Вятской, Олонецкой, Пер­мской и Уфимской губерний. Основное ее содержание касалось широко бытовавше­го на севере подсечного хозяйства. Закладка крестьянами подсек в казенных лесах запрещалась, если же ранее возделываемые подсечные и сенокосные участки при размежевании оказывались в черте казенных дач, крестьяне лишались права пользо­ваться ими. Взамен отбираемых подсечных участков предлагалось отводить допол­нительный надел по соседству с усадьбами и постоянными полевыми угодьями кре­стьян на участках, покрытых малоценным лесом. Только в 1876 г. крестьяне получили первые владенные записи. Из-за недостатка землемеров, большого объема работ, запутанности землепользования, отсутствия лесоустройства дело шло медленно. В Олонецком уезде выдача владенных записей завершилась в 1880 г. В Повенецком уезде весь цикл работ занял период с 1875 по 1883 г., в Петрозаводском - с 1876 по 1884 г., в Пудожском - с 1889 по 1895 г. Межевые отряды уделяли основное внима­ние отграничению казенных земель от крестьянских, разграничения же внутри кре­стьянских дач выполнялись формально или вообще не проводились. Владенные за­писи в большинстве случаев выдавались не на одно, а на несколько селений. Около 90% всех деревень были наделены общими (однопланными) дачами с другими селе­ниями. Все это создавало почву для конфликтов и споров, порождало чересполоси­цу и дальноземелье.

Пореформенное землеустройство в Карелии сопровождалось экспроприацией крестьянских непостоянных земельных угодий. Стремясь, в первую очередь, обеспе­чить интересы казны как земельного собственника, межевые чиновники почти повсе­местно изымали у крестьян подсечно-переложные угодья и лесные расчистки, обра­щенные в постоянные пашни и сенокосы. Вместо них дополнительно к постоянным пашням и сенокосам в состав надела включались, как правило, расположенные по соседству земли, хотя и значительные по размерам, но непригодные для сельскохо­зяйственного использования (вырубки, болота, каменистые пространства и т.п.). Многочисленные крестьянские жалобы и обращения - убедительное тому свидетель­ство. Так, жители деревень Коросозеро и Воренжа Петровско-Ямской волости Повенецкого уезда в 1882 г. писали в губернское по крестьянским делам присутствие: "У нас при отведении земельных участков отрезаны те земельные урочища, которые раз­рабатывались и очищались нами и нашими предками. Хотя акты о наделе нас земельными участками нами и подписаны, но... с оговоркой, что пахотными участками зем­ли мы по незначительности их недовольны и желали бы пользоваться подсеками... Наделенные участки земли по своей негодности к плодородию ничтожны" 8 . Кре­стьяне д. Лувозеро Ругозерской волости того же уезда, получившие надел площа­дью в 1220 десятин на 40 ревизских душ, в 1876 г. обращали внимание губернского присутствия на то, что среди этих угодий "земли, удобной для полей, имеется толь­ко всего 15 десятин, мест же, удобных для разработки подсек... совершенно нет". Побывавшие позднее в этих местах земские статистики также констатировали, что "в черте надела подсечных пространств оказалось недостаточно", а "лес на подсе­ках оказался уже выбранный". Жители деревень Паннила и Гижозеро Ведлозерской волости Олонецкого уезда в прошении на имя великого князя Владимира Алексан­дровича в 1884 г. писали, что земли, отведенной в их надельное пользование, было бы вполне достаточно, "если бы таковая подходила под условия обработки ее под подсечное хозяйство", которым они раньше существовали. "В наделе, отведенном нам, - отмечали далее крестьяне, - находятся преимущественно места низкие, мок­рые, корбы с лесом хвойной породы, на которых нет возможности производить подсечное хозяйство, между тем, рядом с границами нашего надела - самые удоб­ные для ведения подсечного хозяйства места, и ранее владеемые нами пожни оста­лись во владении казны" 9 .

Согласно правилам, утвержденным 13 июня 1873 г., продажа леса на сруб с лес­ных пространств, включенных в состав крестьянского надела, запрещалась, не разре­шалось также и отчуждать эти угодья. Лишь после многочисленных ходатайств сель­ских обществ правительство указом от 24 апреля 1900 г. допустило, при условии предварительного согласия губернского по крестьянским делам присутствия, прода­жу с наделов крупномерного леса, который во многих случаях перестаивал и поги­бал. Деньги от продажи предписывалось зачислять в специальный мирской (обще­ственный) капитал и расходовать, в первую очередь, на уплату выкупных платежей и налоговых сборов. Но запрет на отчуждение земельно-подсечных угодий так и не был снят.

В итоге поземельного устройства бывшие государственные крестьяне получили в надел 2487,3 тыс. десятин, из которых 1611,7 тыс. десятин (65%) официально призна­вались удобными землями. Из числа удобных земель постоянные угодья (усадьба, пашня, сенокос, чистый выгон) составляли в сумме 268,8 тыс. десятин, или 16,7%, а 1342,9 тыс. десятин, или 83,3%, приходилось на долю подсечно-земельного и лесного надела (последний предназначался для обеспечения дровами) 10 . Приведенные данные свидетельствуют, что в ходе реализации реформы государственные крестьяне края полностью сохранили свои постоянные угодья (в начале 1870-х гг. они составляли 251,4 тыс. десятин).

Иная картина складывалась в пользовании непостоянными угодьями и лесом. Как уже сказано, поземельное устройство сопровождалось массовым изъятием подсечных пахотных земель и сенокосных расчисток. Предоставленный вместо них так называе­мый подсечно-земельный надел, несмотря на значительную площадь, состоял из ма­лопригодных для сельскохозяйственных целей земель. По данным земских статисти­ков, в начале XX в. в Пудожском уезде, например, под временную пашню использовалось лишь 2,6% этого надела, а в Повенецком - 1,2%". Ограничив для крестьян поиск мест для подсек чертой надела, государство в то же время удержало за собой основную часть - 71% лесных массивов края 12 , ранее фактически находивших­ся в совместном пользовании казны и крестьян.

Таким образом, земельная реформа на деле означала для бывших государствен­ных крестьян Карелии сужение земельной базы для развития сельского хозяйства и закрепляла малоземелье. Так, в Повенецком уезде при общем среднем наделе на двор в 76,5 десятины в хозяйственных целях (усадьба, постоянная и подсечная пашня, сено­кос) использовалось только 6,4 десятины (8,4%), в Пудожском при наделе в 68,7 деся­тины - 10 десятин (14,6%), в Петрозаводском при 46,5 десятины - 8,9 (19,1%), в Оло­нецком при 38,9 десятины - 6,4 (16,5%) 13 . Если учесть, что на двор в среднем приходилось 3 души мужского пола, то можно заключить, что в реальности бывшие государственные крестьяне Карелии так и не обрели обещанного им по условиям за­кона 1866 г. 15-десятинного душевого надела.

В особом положении оказалось крестьянское население Кемского уезда. Указом 9 ноября 1870 г. здесь, как и в целом по Архангельской губернии, проведение работ по выдаче владенных записей откладывалось на неопределенный срок и, в результате, так и не осуществилось. Ввиду особо острого малоземелья (на двор приходилось не более 4 десятин постоянных сельхозугодий) жителям уезда в 1873 г. было предостав­лено право делать в казенных лесах расчистки под постоянную пашню и сенокос в размерах до 15 десятин на ревизскую душу с правом 40-летнего пользования без уплаты оброчной подати.

Однако на практике эта мера имела ограниченное значение. Мировые посредни­ки Кемского уезда отмечали, что население почти не пользуется льготой на расчист­ку. В качестве причин они называли необходимость больших трудозатрат на разра­ботку леса под пашню и сенокос при ограниченности рабочих рук в семействах, нехватку удобрений в хозяйствах, отсутствие удобных мест для расчисток вблизи дере­вень, ограниченность прав на пользование участком 40-летним сроком. Посредники высказывались за предоставление крестьянам вместо права на расчистку права на ведение подсечного земледелия в казенных дачах. Однако на такую меру правитель­ство не пошло. За период с 1873 по 1907 г. в Кемском уезде было расчищено в казен­ных лесах под сельскохозяйственные угодья 4590 десятин, что составило около 16% по отношению к землям, находившимся в надельном пользовании. Всего к началу XX в. на каждый крестьянский двор в Кемском уезде приходилось в среднем около 5 десятин надельных полевых угодий и 0,5 десятины расчисток 14 . Это самый низкий показатель обеспеченности сельхозугодьями.

В 1886 г. правительство приняло решение о переводе государственных крестьян на обязательный выкуп. Проведение выкупной операции являлось заключительным звеном в реализации закона 1866 г.: государственные крестьяне становились собствен­никами надельных земель, независимыми от казенного ведомства. Срок выкупа уста­навливался в 44 года- с 1 января 1887 г. по 1 января 1931 г. По Олонецкой губернии размер выкупных платежей устанавливался примерно на уровне прежней оброчной подати - в среднем около 2 руб. в год на ревизскую душу. Учитывая, что выкупные платежи распространялись на всю надельную площадь, средняя выкупная стоимость одной десятины фактически используемой удобной земли (усадьба, пашня и сенокос) достигала в крае 20 руб. и значительно превышала ее реальную рыночную цену.

Основные положения реформы 1861 г. были распространены и на обельных вот­чинников и обельных крестьян Карелии. Обельные вотчинники Ключаревы (Повенецкий уезд, с.Чёлмужи) еще в 1862 г. согласились передать своих крепостных (80 душ мужского пола) в казну и переводились в разряд крестьян-собственников с освобож­дением от всех государственных податей и повинностей. Их бывшие крепостные вме­сте с небольшой группой обельных крестьян (около 400 душ мужского пола, живших в ряде селений Петрозаводского и Повенецкого уездов и утративших ко времени ре­формы большинство своих привилегий) по закону 1866 г. были зачислены в разряд государственных крестьян. Однако вопрос об их наделении землей получил оконча­тельное разрешение только в 1908 г.

В целом, несмотря на определенную ограниченность, крестьянская реформа 1861 г. имела крупное прогрессивное значение. В результате ее осуществления все кре­стьяне стали свободными юридическими лицами, была подорвана сословная замкну­тость крестьянства, уничтожены внутрисословные перегородки между отдельными категориями сельского населения. Традиционное надельное землепользование стало приобретать черты общинной земельной собственности, открылись перспективы для активного втягивания крестьянского населения в рыночное хозяйство. В то же время непоследовательность и недостаточная кардинальность реформы осложнили ход по­следующего развития России.

В Российской империи. Что же изменила для простого народа эта реформа? Во-первых, вчерашний крепостной, бывший собственностью помещика, почти вещью, обретал личную свободу. Во-вторых, он распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Что же всегда было самым главным для крестьянина? Конечно же, земля, которая кормит и позволяет прожить своим трудом.

Каждый крестьянин получал надел от помещика в пользование, за что расплачивался барщиной или оброком, на деле мало отличающимися от прежних повинностей. Таким образом, жизнь народа с обретением свободы не слишком изменилась. Часто временнообязанный крестьянин получал еще меньший участок, чем обрабатывал до тех пор. К тому же лучшие земли оставались у помещиков, народ же получал самые бедные, каменистые и неудобно расположенные участки.

Реформа предполагала, что временнообязанный крестьянин станет собственником своего надела. Для этого он должен был выплатить помещику стоимость усадебного и полевых участков земли, при этом сильно завышенную. Получалось, что он заодно оплачивает и свою личную свободу. Государство сразу отдавало деньги помещикам, а простой народ должен был в течение 49 лет выплатить ему всю сумму и сверх того 6% ежегодно за пользование ссудой.

Помещик вследствие реформы вроде бы терял свою собственность — крепостных, однако он продавал самые плохие участки своей территории по высокой цене, которая с лихвой компенсировала его потери. Те же, кто не выкупал землю, платили за ее использование оброком или трудились на бывшего хозяина.

Временнообязанный крестьянин именовался "собственником" земельного надела сразу после того, как заключал выкупную сделку. Однако полноправным ее владельцем он становился только после уплаты всех долгов. Можно сказать, что только в этот момент он прекращал быть крепостным и становился свободным человеком, поскольку полностью зависел от земли, которая оставалась в руках помещиков.

Предполагалось, что в течение 20 лет каждый временнообязанный крестьянин отдаст помещику деньги за свой земельный надел. Однако точные сроки не были установлены, поэтому многие не спешили брать ссуду, продолжая барщиной или оброком платить хозяину за пользование землей. К 1870 году выкупленных участков было только около половины. За следующие одиннадцать лет их число увеличилось до 85%. Именно тогда произошла отмена временнообязанного состояния крестьян. 1881 стал годом, когда был принят закон об обязательном выкупе земельного надела в течение последующих двух лет. Каждый, кто не оформлял за это время выкупную сделку, терял свой участок. Таким образом, окончательно эта категория людей исчезла к 1883 году.

Манифест 1861 года даровал крестьянам свободу безо всяких условий, однако платежи за ссуду от государства привели к тому, что еще в начале 20 века около 40% из них оставались фактически полукрепостными, продолжая работать на помещиков, чтобы выплатить долг. Государство за срок, который просуществовало временнообязанное состояние крестьян, только на операциях с земельными наделами получило прибыль порядка 700 миллионов рублей.

05.04.2016

Новая законодательная инициатива стала предметом широкого обсуждения в СМИ – появился законопроект, который усложнит процедуру наследования. Предлагается принудительно выставлять на торги квартиры, доставшиеся гражданам в наследство долями.

Сейчас, получая долю в наследстве, россияне могут распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению: можно проживать в наследуемой квартире, можно продать или подарить ее другим собственникам или третьим лицам. Безусловно, не всегда удается решить вопрос с наследством миром, иногда из-за пресловутых «кусочков» квартиры развязываются целые семейные войны. Случалось, что доля в квартире становилась инструментом давления на родственников, отношения с которыми дали трещину — один из наследников передавал свою долю мошенникам, которые затем пытались завладеть всей квартирой. Это часто называют «квартирным рейдерством». По задумке авторов нового законопроекта, квартира или дом, которые наследуют двое или более лиц, должны будут обязательно продаваться, а вырученные деньги делиться между наследниками.

Таким способом авторы законопроекта хотят защитить соотечественников от мошенничества. Вот как комментирует задумку сам автор — депутат Андрей Свинцов: «Когда идет наследование, всегда присутствует нотариус. Нотариус дает всем наследникам право в течение 3 месяцев найти покупателя на эту квартиру. Если в течение 3 месяцев (это уже наше предложение) такой покупатель не находится, то данную квартиру выставляют на публичные площадки. Если же все члены семьи согласны, то этот 3-месячный срок может быть продлен до 6 месяцев».

Корреспонденты радиостанции «Вести ФМ» разбирались в тонкостях законодательной инициативы. Прокомментировать идею депутатов попросили члена Правления Федеральной нотариальной палаты Александру Игнатенко. Александра Владимировна отметила, что спорные вопросы, касающиеся наследства, можно решить в суде. А нотариусы, которым авторы законопроекта хотят предоставить право выставлять наследуемые квартиры на торги, не видят необходимости вносить изменения в Гражданский кодекс: «Когда наследники наследуют в долевую собственность какое-либо имущество, очень часто они добросовестно пользуются ею совместно. Определяют порядок пользования. Если они не достигают соглашения, тогда раздел имущества происходит по решению суда. Одно дело, когда наследники имеют возможность договориться самостоятельно и добровольно, а здесь будет принудительное изъятие наследственного имущества. На мой взгляд, это не соответствует ни духу закона, ни духу Конституции», — сказала Александра Игнатенко.

Мнение представителей нотариального сообщества разделяет и зампред думского комитета по жилищной политике Александр Сидякин, который сомневается, что предложенный депутатом Свинцовым законопроект получит поддержку парламента: «Эта инициатива противоречит нашему пониманию гражданского права. Я не считаю возможным такую норму. Если это не микродоля, то обязательная продажа противоречит Конституции. Надо тогда менять Конституцию. По наследству человек получает собственность. Он вправе ею самостоятельно распоряжаться. И даже если такая норма будет принята, я не думаю, что Конституционный суд признает ее соответствующей Конституции».

Главное в решении любой проблемы — своевременное принятие мер. Законодатель уже сделал недавно серьезный шаг в борьбе против «квартирного рейдерства», поручив нотариату участвовать в обеспечении законности и прозрачности сделок, в ходе совершения которых чаще всего происходят правонарушения.

29 декабря 2015 года был подписан Федеральный закон № 391-ФЗ, в соответствии с которым с 2016 года обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу. Также нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже земельной доли и недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам или гражданам, признанным ограниченно дееспособными, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки.

Это большой шаг к цивилизованному решению проблем долевой собственности.

Теперь, удостоверяя сделку по отчуждению доли в квартире, нотариус проверит, было ли предложено остальным сособственникам воспользоваться правом преимущественного выкупа по цене, не превышающей фигурирующую в удостоверяемой сделке. Тем самым ликвидируется механизм продажи доли по заниженной цене, чем и пользовались квартирные рейдеры. Конечно же, этот закон не убирает все лазейки, которыми могут воспользоваться мошенники, но он открывает дорогу дальнейшему регулированию этих непростых отношений, не нарушая при этом конституционных прав собственника.

К 1880 г. в 29 губерниях великороссийских и 3 малороссийских, на которые распространялись указанные Местные положения о поземельном устройстве бывших помещичьих крестьян, переведено было на выкуп уже более 85% крестьян, но остальные 15% оставались еще во временнообязанном положении и платили своим помещикам оброк. Согласно Положениям 19 февраля 1861 г., по истечении 20 лет, т. е. с февраля 1881 г., предстояла переоброчка, т. е. изменение размеров платимого крестьянами оброка. Но в условиях революционной ситуации на рубеже 70-80-х годов XIX в. правительство пошло на некоторые уступки крестьянам: приняло решение перевести всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп (при этом были задействованы те условия выкупа, которые применялись при проведении выкупа по одностороннему требованию помещика согласно закону, а именно: правительство выплачивало помещикам только 4/5 выкупной суммы, которую взыскивало затем в течение 49 последующих лет с крестьян; другой уступкой явилось сложение накопившихся по выкупным платежам 20 млн руб. недоимок и понижение размеров самих выкупных платежей (см. следующий документ). Положение 28 декабря 1881 г. воспроизводится по тексту: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. I. № 577.


В бозе почивший родитель наш император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность, с содействием или без содействия правительства . К этой конечной цели клонились как Положения 19 февраля 1861 года, так и изданные впоследствии, в развитие оных, узаконения . В силу их по наибольшей части помещичьих имений крестьяне перешли уже в разряд крестьян-собственников, и временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дальнейшее оставление сих последних в обязательных отношениях к помещикам, препятствуя прочному устройству как крестьянской, так и помещичьей поземельной собственности, было бы сопряжено с важными неудобствами, в сознании коих дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.

Во внимании к сему еще по указаниям любезнейшего родителя нашего были составлены соображения о прекращении обязательных отношений между бывшими помещичьими крестьянами и помещиками, с возможным соблюдением выгод той и другой стороны. Соображения сии удостоились в общем их виде высочайшего одобрения в бозе почившего государя в феврале сего года. Засим подробные по настоящему предмету предположения были по повелению нашему рассмотрены сначала в Главном комитете об устройстве сельского состояния, а потом в Государственном совете.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных всякого звания и состояния и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:

1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года.

2. Меру сию привести з исполнение на основании утвержденного нами сего числа и прилагаемого при сем Положения,

3. До перевода временнообязанных крестьян на выкуп, согласно издаваемому Положению, крестьяне сии должны состоять к помещикам а тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях.

Правительствующий Совет не оставит учинить к исполнению сего надлежащее распоряжение.

Без содействия правительства заключались такие выкупные сделки по добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, когда выкупную сумму крестьяне платили всю непосредственно своему помещику. Но на практике почти все выкупные сделки, как по одностороннему требованию помещика, так и по указам об обязательном выкупе, и даже при добровольных сделках, проводились с содействием правительства, т. е. казна выплачивала помещикам всю установленную законом выкупную сумму, которую затем взыскивала с крестьян.

...изданные впоследствии, в развитии оных, узаконения . - Речь идет об указах: 27 июня 1862 г. (разрешающем переиод на выкуп крестьян, состоявших на барщине), 1 марта, 26 июня, 30 июля и 2 ноября 1863 г. о переводе на обязательный выкуп крестьян Литвы, западных белорусских губерний и Правобережной Украины.

Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 459 - 460.