Блок, есенин, маяковский сочинение. Изображение революции в творчестве блока, есенина, маяковского


В литературе есть несколько "вечных" тем. Поэтов всегда интересуют темы революции, свободы, смысла жизни и роли поэта в ней. Но все же самой прекрасной и чувственной темой в поэзии является тема любви. Высокое чувство волновало людей во все времена, будь то смутные или счастливые дни. И, конечно же, эта тема не прошла стороной и русскую поэзию начала двадцатого века, которая, однако, была занята воспеванием революции и идей равенства и свободы.

Ярчайшие представители Серебряного века не обошли тему любви, сквозь все их творчество проходит этот мотив, заставляет их восхищаться и преклоняться перед женщиной.

Хотя мы и привыкли воспринимать Маяковского как поэта революции, любовная лирика занимает в его творчестве далеко не последнее место. Любовь для него - это чувство, которому неведом покой. Поэт не сдерживает эмоции, он выплескивает их, кричит. Маяковский не терпит никаких полутонов в чувствах. Он или любит или нет. Даже ревность для него должна быть высокой, а не ничтожной, бытовой и обыденной:

Любить - это с простынь,

бессоницей рваных, срываться,

ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая своим соперником.

Однако чувство любви, любви неразделенной огрубило поэта, сделало его жестоким. Маяковский перестает верить в земную любовь, по его мнению, она невозможна в мире пошлом, обыденном, поверхностном:

Довольно!

клянусь моей языческой силою! -

красивую

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце плюну обиду ей.

Творчество Блока характеризуется богатой, сложной, таинственной символикой, которая и создает притягательность его поэзии. Все поэтическое мастерство Блока отразилось в любовной лирике. Поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, нежность, гармония, тайна - вот то, что сочетает в себе его идеал. Блок ждет ее появления, он живет ей. Но в то же время испытывает страх быть обманутым в своих мечтах и желаниях:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Однако перемены в России сильно влияют на Блока. Он видит только безысходность, отсутствие любви и взаимопонимания. Все высокое и прекрасное гибнет в этом хаосе:

Разве дом этот - дом в самом деле?

Разве так суждено меж людьми

Только губы с запекшейся кровью

На иконе твоей золотой

(Разве это мы звали любовью?)

О Русь моя! Жена моя!

Творчество Есенина тоже неразрывно связано с темой любви. Поэт не может не любить, не восхищаться. Он дышит любовью, живет ей. В стихотворениях Есенина нашли место самые различные переживания - радость встреч с любимой, тоска разлук, грусть, счастье и радость. Но самое важное в том, что тема любви у поэта тесно и неразрывно переплетается с темой Родины. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты Родной земли.

Однако дальнейшие настроения поэта серьезно меняются. Отчаявшись в итогах революции, видя хаос, который она принесла, неопределенность и бесчувственность, Есенин переживает тяжелейший период жизни. В его стихах уже не воспеваются высокие чувства, нет любования и наслаждения природой. Даже девушка уже не стройная березка, а "паршивая", которую "избили", для поэта она теперь глупа и отвратительна.

Какая бы разная ни была любовь, это чувство все равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут. Несмотря на то, что и Маяковский, и Есенин, и Блок меняли свое отношение к любви, они испытывали ее, а это делало их счастливыми и возносило до небес. И, читая их произведения мы и сами невольно переживаем все их чувства и страсти, поэты помогают нам любить и делают нас добрее и чище.

Недавно на уроках литературы мы изучали творчество Блока, Есенина и Маяковского. Стихотворения всех трёх поэтов мне очень понравились, но поэзия Есенина мне ближе всех. Дело в том, что я тоже сочиняю стихи и очень часто пишу что-то печальное про смерть и любовь. Тоже самое можно увидеть в поэзии Есенина. Он часто размышляет в своих произведениях о том, как встретит свою смерть и в чём смысл его жизни. Я тоже часто размышляю о своей смерти в стихах. Читая произведения Есенина, я видел в его стихах себя. Так же, как и он, я часто пишу стихи на тему любви. Его стихами про любовь я действительно восхищаюсь, а иногда даже подражаю ему в своих. Когда я читаю стихи Есенина, моя душа отправляется в мир романтики.
Стихи же Блока слишком тяжёлые для моего понимания. Мне не хватает интеллектуального багажа, что бы понять о чём он пишет. Стихи «крестьянского сына», конечно же, проще, что мне и нравится.
Стихи Маяковского почти все относятся к гражданской лирике, которую я не очень люблю. Тем более, что в стране сменился общественный строй, произошла реставрация капитализма. Злободневные когда-то стихи Маяковского резко устарели и не связаны с сегодняшним днем.
Что касается техники написания стихов, то опять же Есенин, по моему мнению, превосходит Блока и Маяковского. Блок иногда не следит за соблюдением размера строчек, а Маяковский всегда пишет рваным ритмом, который я терпеть не могу. Стихи Есенина по написанию всегда очень плавные и гармоничные, поэтому читать его - одно удовольствие. У него много аллитераций и созвучий в произведениях. Это усиливает воздействие стиха.
Напоследок хочу сказать, что поэзия - действительно нечто прекрасное. Она раскрывает в человеке высшие чувства и окрыляет душу!

Пожалуй, нет ни одного русского поэта, который не затронул бы в своем творчестве тему Москвы. Поэзия начала XX века - это поэзия городская, преимущественно петербургская. Петербург был столицей, центром культуры. Но поэзия древнего русского города не могла не быть близкой тем людям, которые жили ощущением своей Родины. А потому в лирике крупнейших поэтов начала нашего столетия, Блока, Маяковского, Есенина, существуют образы, навеянные Москвой.

Александра Блока принято считать петербуржцем. Но именно Москва открыла и признала Блока-поэта. Московская интеллигенция, благодаря семье Соловьевых, получала стихи Блока до того, как они появлялись в печати. В Москве даже создался небольшой кружок «блоковцев». Блок ценил внимание москвичей и, возможно, потому так часто приезжал в древний город. Москва оказывает благотворное влияние на петербургского поэта. Со временем он все больше отдаляется от «мистиков» и все чаще противопоставляет Москву городу Петра. «Московские люди более размывчивы, чем петербургские. Они умеют смеяться, умеют не пугаться. Они добрые, милые, толстые, не требовательные. Не скучают… В Москве смело говорят и спорят о счастье… И мне смело хочется счастья», - писал Блок. В 1909 году Блок пишет свое самое московское стихотворение, в котором сравнивает идеал вечной юности и женственности с красотой панорамы Москвы:

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя,

И прозрачная нежность Кремля

В это утро, как прелесть твоя.

«Кремль хрустальный, холмы, прозрачные холмы» стали для Блока воплощением тихой и кроткой Руси, которой он не находил в бездушном каменном Петербурге.

«Вдумчивым пешеходом» называл себя Владимир Маяковский. Он прекрасно знал и любил Москву, ее бульвары и площади, дальние окраины и Красную площадь. В его стихах и поэмах содержится более двухсот упоминаний о Москве.

Маяковский переехал в Москву из Кутаиси в 1906 году. Его мать вспоминала, что будущего поэта интересовало в Москве все, а главное - люди большого города. Позже Маяковский начнет писать о городе, главным образом о Москве. Об этом свидетельствуют упоминаемые в стихах названия улиц, торговых фирм, заводов: «А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий»; «Кто же изласкает золотые руки, вывеской заломленные у витрин Аванцо?..» (магазин художественных изделий). Маяковский начинает свой путь в поэзии с увлечения футуризмом, а одной из важнейших своих задач футуристы считали стремление озвучить «безъязыкую» улицу. Город в стихах этого периода - это город фабричных труб, вывесок, пестрых афиш, фонарей. усталых трамваев, автомобилей, «вырывающих над самым ухом гудки», «город домов, похожих на гробы, город лязга, шума». Поэзия Маяковского питается реальными жизненными впечатлениями, поэт создает образ промышленного города, причем использует условные изобразительные приемы. Маяковский не принимает все старое, отжившее, а потому и город до революции у него наполнен ужасом, злобой, болью.

Тесно связана с Москвой судьба великого поэта-лирика Сергея Есенина. Об этом городе он мечтал, еще учась в школе: «…мне здесь не нравится, я в Москву уеду».

Есенина нельзя назвать городским поэтом. Он, в отличие от большинства художников слова того времени, поэтизировал Русь деревенскую. После революции поэт с горечью осознает, что старая русская деревня безвозвратно уходит в прошлое. Отсюда - отчаяние и боль в его стихах:

Город, город, ты в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь.

Состояние душевного смятения отразилось в стихотворениях, объединенных в цикл «Москва кабацкая». В одном из самых драматичных произведений, «Да! Теперь решено. Без возврата…», поэт подчеркивает азиатское начало, которое он видит в Москве, но в то же время и начало языческое, а как известно, именно язычество в совокупности с христианством Есенин считал духовной основой деревянной Руси:

Я люблю этот город вязовый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

Находясь за границей, Есенин постоянно вспоминает свой любимый город. «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва, - пишет он из Нью-Йорка. - В голове у меня одна Москва и Москва».

«На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне бог», - написал Есенин в 1923 году. Прожил он после этого недолго, умер в Петербурге. Но похоронен поэт в Москве. Символично, что гроб с телом поэта обнесли вокруг памятника Пушкину, ибо Есенин был достойным преемником великого русского поэта.

Сочинение

Тема любви всегда была одной из главных в творчестве любого поэта и писателя. Это прекрасное чувство вдохновляло творцов на создание удивительных шедевров мировой литературы.

Начало 20 века для истории России — время очень тяжелое, переломное. Но именно в эти годы, как никогда ранее, расцветает литературная жизнь страны. Этот период принято называть Серебряным веком. Блок, Есенин, Маяковский — совершенно самобытные поэты, не похожие друг на друга. Творчество каждого уникально. И каждый из них, безусловно, особое место в своем творчестве выделял теме любви, но у каждого это чувство раскрывалось по-особенному.

Начало творческого пути Блока ознаменовано восторженным, священным отношением к женщине. Стихи этого периода связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.

Тема любви у Есенина раскрывается иначе.

В любовной лирике поэта ярко видны мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа…», посвященном Л. И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички — с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну …древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, // Сияли зеленя. // За голые колени // Он обнимал меня».

Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов — время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, герой не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается:

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном…

Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…\ Гармонист пальцы льет волной. \ Пей со мной, паршивая сука, \ Пей со мной. \ Излюбили тебя, измызгали — \ Невтерпеж».

Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства. Поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья…» — стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую // Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».

Любовная лирика Есенина полностью автобиографична, как и все его творчество. К концу жизни он, к сожалению, разочаровался в любви, так и не сумев найти по-настоящему «той единственной», что успокоила бы его мятущуюся душу.

Что касается восприятия любви у Маяковского, то можно сказать, что это чувство для него — всегда страдание. Так, в стихотворении «Ко всему» поэт рассказывает о прошедшем чувстве, о душевных переживаниях лирического героя, который искренне верил любимой:

Только в моем

Воспаленном

Мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите —

Срываю игрушки-латы

Величайший Дон-Кихот!

Лирический герой романтичен в своих чувствах. Но разочарование и внутреннее страдание делают его жестоким и циничным. Боль души настолько сильна, что Маяковский перестает верить в любовь земную:

Красивую,

Души не растрачу,

Изнасилую

И в сердце насмешку плюну ей!

Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.

Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Данное произведение становится своеобразным откровением персонажа. Мне кажется, что это стихотворение очень яркое и искреннее. Написано оно в виде монолога:

Все равно

Любовь моя —

Тяжкая гиря ведь —

Висит на тебе,

Куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

Это чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира.

Любовная поэзия Маяковского совершенно особенная. По его мнению, это чувство принадлежит идеальному миру, а в мире реальном, дисгармоничном, любовь выжить не может, поэтому приносит, в основе своей, только страдания.

Таким образом, каждый из поэтов самобытен. И Блок, и Есенин, и Маяковский оставили свои имена в истории русской литературы. Но творчество каждого, восприятие ими чувства любви совершенно уникально. Думаю, это во многом зависело от личного опыта.

Главная > Документ

Александр Блок, Владимир Маяковский и Сергей Есенин - три великих русских поэта прошлого столетия. Сравнивать их творчество нелегко, так как их стиль написания стихотворений и отношение к окружающему миру очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам, и его творчество во многом основывалось на традициях золотого века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к поэтам-футуристам, призывающих сбросить и забыть всё старое во благо будущего, а Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, но единственное, что их объединяло - это горячая, неподдельная любовь к Родине.

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен и противоречив. Россия у него и пьяная, и богомольная, и женственная, и нищая. И именно такой она дорога ему. Поэт страстно любит свою страну и не скрывает, что судьба России это и его судьба:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины, тем самым поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Становится понятно, что поэта волнует не столько политическая судьба России, сколько спасение души её народа, загнанного в серую, мрачную жизнь.

В 1916 году Блок написал стихотворение "Коршун", в котором дал понять читателю, что Россия хоть и великая страна, но и ей нужны перемены:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Через год после написания этого стихотворения началась революция. Что ждет после нее Россию, что нового откроется перед страной, Блок точно не знал. Поэтому в его поэме “Двенадцать”, которая описывает революцию, захлестнувшую и поэта, и весь российский народ, патруль из двенадцати человек, не видит, куда идёт:

И вьюга пылит им в очи,

Дни и ночи

Напролет...

Тема революции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного и довольно интересного поэта. Десятки ярких строк из его стихов вошли в нашу жизнь, сделались поговорками. Разве не это настоящие признание таланта народом? Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский мгновенно реагирует на все события в стране своей поэзией. Лирический герой поэта - новый человек, гражданин великого Советского Союза, который гордится этим:

завидуйте.

Гражданин

Советского Союза.

Поэт искренне радуется и воспевает каждое достижение своей страны в разных областях деятельности. Но самое главное достижение, по мнению Маяковского - это свободный и сильный советский человек.

Главное в нас

это - наша

Страна Советов.

Советская воля.

Советское знамя,

Советское солнце.

В отличие от Блока, Маяковский твердо знал, каким будет будущее страны - оно будет социалистическим и, конечно, обязательно счастливым. Он сам и вся его поэзия устремлены в будущее. Он беззаветно любил современную Россию. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения. Поэт побывал за рубежом, видел заграничную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли - Москва.

Маяковский невероятно горд тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. Он свято и искренне верит, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. И именно этой верой и оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине.

В отличие от своих современников Сергей Есенин - поэт из народа, что, несомненно, сказалось на его поэзии. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Они проникнуты горячей любовью к Родине, к русской природе. Мы видим и слышим в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. Искренняя любовь к родной земле придала его произведениям особое неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь.

Любовь к женщине раскрывается у Есенина тоже через любовь к родной земле:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Есенину всегда был дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но поэт видел отсталость и дикость, существующие на Руси. В творчестве Есенина происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен, появления нового государства и боль за всё то, что уходит в прошлое. Сила лирики Есенина в ее правдивости, искренности и спокойствии. В его стихах навсегда запечатлелись картины родной природы, загадочная русская душа и глубокая любовь к Родине.

На произведениях этих великих советских поэтов воспитывалось не одно поколение. Чувства авторов к Родине, беззаветная любовь к ней, переживание за будущее страны волнуют до сих пор наши сердца.