Чем отличается требование от просьбы. Просьба и требование

Интроверсия - экстраверсия

Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная (см. ). Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интроверсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевая устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений экстраверсии - интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия - не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их неправомерно противопоставлять как «мыслящий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватная интерпретация требует участия и аффективных, и познавательных механизмов. В отечественной психологии проявления экстраверсии - интроверсии рассматриваются как свойства темперамента - как динамические, а не содержательные характеристики процессов психических, служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интроверсия - экстраверсия

    - ЭКСТРАВЕРСИЯ (с. 286) - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

Человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.

В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик. В современной психологии проводятся многочисленные исследования с целью установить связь этих личностных качеств с особенностями психических (в частности, познавательных) процессов, выяснить соотношение значений интроверсии - экстраверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и т.п.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "интроверсия - экстраверсия" в других словарях:

    интроверсия - сущ., кол во синонимов: 3 замкнутость (21) интровертированность (3) … Словарь синонимов

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от лат. introver sus обращенный во внутрь) англ. introversion; нем. Introversion. По К. Г. Юнгу свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на… … Энциклопедия социологии

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от англ. introversion). Свойство личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабильность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. К комплексу черт… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интроверсия - интровертированный интроверт Обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. См также эксграверсия. Тематики сексология Синонимы интровертированныйинтроверт … Справочник технического переводчика

    Интроверсия - (от лат. intro движение внутрь и verto обращать, поворачивать) свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно обращенность внутрь. Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного … Словарь по педагогической психологии

    интроверсия - introversija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmenybės savybė, pasireiškianti didesniu dėmesiu sau negu aplinkai ir praktinei veiklai. kilmė lot. intro –į vidų + verto – suku, kreipiu atitikmenys: angl. introversion vok.… … Sporto terminų žodynas

    интроверсия - интров ерсия, и … Русский орфографический словарь

    интроверсия - (1 ж), Р., Д., Пр. интрове/рсии; мн. интрове/рсии, Р. интрове/рсий … Орфографический словарь русского языка

    ИНТРОВЕРСИЯ - Обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, нормальная характеристика, многие чувствуют, что крайние формы… … Толковый словарь по психологии

Интроверсия – это данная человеку с рождения особенность психических процессов, характеризующаяся их направленностью исключительно на внутренний мир. Это состояние не является патологией или нарушением, но подробное рассмотрение отдельных черт личности интроверта позволит не только ему самому разобраться в собственном внутреннем мире, но и приблизиться к пониманию последнего посторонними.

Появление термина

Современного человека уже не удивишь сложными терминами, в том числе и медицинскими. Но мало кто знает, что впервые понятие интроверсии, а также ее противоположности – экстраверсии, ввел известный специалист в области психологии Карл Юнг. Еще меньшему количеству читателей знакома точная характеристика этого понятия.

Школа швейцарского профессора Юнга, которая впоследствии получила название аналитической психологии, определяет интроверсию и экстраверсию как два способа организации взаимодействия человека с окружающей их действительностью. Это своеобразная шкала, на противоположных концах которой находятся рассматриваемые понятия.

Отличия психологических состояний

Чтобы лучше разобраться, чем отличается интроверсия от своей противоположности, приведем главные особенности упомянутых психических состояний. Для удобства изложения они сгруппированы в таблицу.

Интроверсия Экстраверсия
Интроверт по определению не может делиться своей внутренней энергией с окружающими. Его шкала ценностей опирается не на внешние факторы, а на их внутреннее отражение. Внутренние психические процессы экстраверта в подавляющем большинстве случаев направлены вовне, они воздействуют на внешние процессы.
Интроверсия – постоянное размышление. Школа психологии Юнга не исключает периодического влияния внешних факторов на мировоззрение интровертов, но все они проходят через внутреннее «сито» человека, приобретая субъективные черты. Экстраверсия характеризуется неуемной потребностью получения дополнительных внешних сведений. Именно на их основе они строят дальнейшую деятельность.
Люди с такой особенностью психики, прежде чем предпринять то или иное действие, тщательно обдумывают все варианты, а сделав что-либо – сомневаются в правильности своих действий. Люди-экстраверты постоянно находятся в движении, работе. Они отличаются практичностью и очень энергичны.

Обратите внимание! Основные постулаты, о которых говорит школа психологии Карла Юнга, описывающая интроверсию и экстраверсию, перекликаются с принципами восточной философии – Инь и Ян. Оба этих начала присутствуют в человеке, но преобладает либо то, либо другое.

Черты характера

Если вы уже знакомы с экстравертами, то для вас не секрет, что интроверсия – это состояние, противоположное первому. Человек-интроверт отличается такими чертами характера как необщительность, недоверчивость, неразговорчивость и отсутствие умения приспосабливаться. Нужно отметить, что такие особенности психики личности тяжелы не только для окружающих, но и для него самого.

В подавляющем большинстве случаев окружающим тяжело понять внутренний мир интроверта. Многим кажется, что такие люди высокомерны и чрезмерно холодны. Однако, школа аналитической психологии утверждает, что на самом деле эти личности обладают излишней уязвимостью и застенчивостью.

Иногда подобный конфликт приводит к серьезным внутренним проблемам. Тщательно скрываемые черты характера постепенно погружаются внутрь сознания, переходя в область бессознательного. А уже там они обретают невиданное влияние на поведение человека. Это состояние может перетечь в глубокую интроверсию – чрезмерное сосредоточение на внутренних проблемах, не предполагающее активной деятельности, направленной на тот или иной объект.

Плюсы и минусы

Интроверсия, как и любое другое естественное психологическое состояние личности, имеет как положительные, так и отрицательные качества.

К сильным сторонам личности интровертов справедливо можно отнести:

  • Способность медленно, но верно уловить суть любого проблемного вопроса;
  • Возможность сосредоточится на решении главной задачи, абстрагировавшись от несущественной и не несущей смысловой нагрузки информации;
  • Интроверт может найти нестандартный подход к решению нетривиальной проблемы;
  • Такие люди очень крепко привязываются к своим близким.

Но эти же черты характера вызывают и множеством проблем:

  • Интроверсия является препятствием для выражения приходящих на ум человеку мыслей, чувств и идей;
  • Эти люди, даже испытывая сильную привязанность, не могут ее адекватно выразить, что часто приводит к непониманию их даже близкими родственниками;
  • Так как интроверты часто действуют руководствуясь своими внутренними убеждениями, мотивы их поступков часто непонятны окружающим. Их шкала ценностей отличается от той, которой измеряют свои поступки и мысли экстраверты.

Школа психологии Карла Юнга, введя рассматриваемую здесь классификацию на экстравертов и интравертов, во время дальнейших исследований пришла к пониманию недостаточности такой терминологии и ввела дополнительно понятие психических функций. В зависимости от их преобладания в поведении человека, последний отдает предпочтение тем или иным видам занятий.

Методика определения

Интроверсия, как и ее антагонизм, экстраверсия – понятия биполярные. Но это не значит, что «измерительная шкала» содержит только две крайние отметки. Каждый человек находится в некотором промежутке между этими полюсами, склоняясь или к одному, или к другому.

Вопросом определения принадлежности личности к тому или иному типу психических процессов занялся британский психолог немецкого происхождения Ганс Юрген Айзенк. Его школа психологии – биологическая – разработала популярный тест, с помощью которого можно определить не только интровертные и экстравертные наклонности психики, но и понять, какой тип темперамента присущ тестируемому.

Особенностью опросника британского профессора является наличие сразу двух перечней вопросов: для определения экстра- и интроверсии. Их можно применять одновременно и раздельно (с некоторым промежутком времени). В последнем случае достоверность исследования повышается.

Помимо этого, ученым введены вопросы, позволяющие выявить ложь, то есть оценить искренность тестируемого и его желание казаться не таким, какой он есть на самом деле.

Определив результат по специальной таблице, его нужно занести в так называемый Круг Айзенка. Эта шкала позволяет определить не только тяготение человека к тому или иному полюсу, но и выяснить его принадлежность к сангвиникам, флегматикам, меланхоликам и холерикам.

Опытные психологи на основе результатов тестирования пишут собственные заключения. В них могут быть указаны индивидуальные особенности человека, прошедшего тест, тип его темперамента и другие параметры. Также даются рекомендации по самостоятельной психокоррекции.

Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.

Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.

Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.

Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.

Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.

Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».

«Степени выраженности»

Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.

Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.

Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.

Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».

Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.

Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.

Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.

Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.

Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.

Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.

Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.

Психотерапия

Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.

По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.

Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.

Наталья Родионова, детский и семейный психолог, « », Екатеринбург:

Дорогие друзья, ответьте на вопрос, чем отличается просьба от требования?

Возможно, вы подумали:
-просьба мягче;
-когда просят - говорят «пожалуйста;
-требование - это когда нужно сделать сразу, а просьба - когда можно подождать;
-просьба от требования отличается интонацией и так далее.

Все это действительно так и имеет место быть. Но вот представьте, что вы о чем-то попросили вашего близкого человека. Например, мужа попросили пораньше вернуться с работы. Или ребенка попросили вынести мусор. И в ответ на вашу просьбу прозвучало «нет». Какой ваш следующий шаг? Вам захотелось узнать причину отказа? Или, может, вы решили попросить еще раз более настойчиво? Или внутри возникло чувство обиды? Или в голове появилась мысль «ну и не надо, сама сделаю». Или вот еще вариант: когда нам говорят «нет» на нашу просьбу, мы отвечаем «ну я же прошу!»

Если имеет место один из вышеуказанных вариантов, то это значит, что вы не просили, а требовали. Потому что единственное отличие требования от просьбы в том, что просьба подразумевает возможность отказа. И при этом мы себя чувствуем комфортно. Нам спокойно слышать в ответ «нет», когда мы действительно просим. И это не смиренный отказ от своего желания, не готовность к тому, что обязательно откажут. Нет. Это именно спокойное принятие факта отказа, как если бы вам сказали «яблоко - круглое». Это - внутреннее согласие с тем, что другой человек имеет право сказать «да» или сказать «нет». А если этого согласия нет, то, какими бы нежными интонациями мы не просили, это будет требование.

Часто ли в детстве мы отказывали родителям в их просьбах, и нам за это ничего не было? Скорее всего, так было далеко не всегда. Если уж родители чего-то от нас хотели - мы просто обязаны были это выполнить. Так и повелось, что мы не особенно умеем отказывать. Речь не идет о том, что мы всегда соглашаемся. Просто иногда мы говорим «да», даже если не особо хотим делать то, о чем нас просят.

Или другая крайность - сразу говорим категоричное «нет», чтобы на шею не сели. Ну и поскольку мы сами не очень любим и не умеем отказывать, то и другим не готовы легко это позволить.

Понаблюдайте: а как это в вашей жизни? Вы умеете просить? Или чаще под видом просьб замаскированы требования?

Чтобы научиться просить, важны следующие составляющие:
* Во-первых, объясняйте, почему это для вас важно.
* Во-вторых, сделайте другого человека значимым.
* Ну и в-третьих, выскажите свою просьбу.

Удачи вам! И - просите! Ибо в этом случае другой человек имеет возможность быть нам полезным, что-то для нас сделать. А ведь это так приятно: сделать что-то хорошее для хорошего человека.

Проект «Чем просьба отличается от команды, требования и приказа?»

«Чем просьба отличается от команды, требования и приказа?»

ученики 6А класса МКСКОУ «Школа-интернат №15 г.Ижевска УР»

Чем просьба отличается от команды, требования и приказа?

Синонимический ряд существительных: просьба, команда, требование, приказ.

Мы предположили, что команда, требование и приказ предполагают их обязательное выполнение,имеют строгую интонацию повеления и не предусматривают употребления вежливых слов. Просьба же предполагает необязательное её выполнение, имеет мягкую интонацию и предусматривает употребление вежливых слов.

Сформировать знания об особенностях слов,близких по значению. Выявить семантико-стилистические различия у близких по значению слов: просьба, приказ, требование, команда.

1.Привести примеры просьбы, требования, команды, приказа из рассказа И.С. Тургенева «Муму». 2.Установить, в чём заключаются семантико-стилистические различия слов: просьба, команда, требование, приказ. 3.Узнать, что такое вики-статья, оформить результаты исследования как вики-статью.

1.Поиск значений слов в словаре синонимов. 2.Выдвижение гипотезы. 3.Поиск примеров в рассказе И.С. Тургенева «Муму». 4.Анализ собранного материала. 5.Составление схемы, отражающей семантико-стилистические различия, которые были выявлены в ходе исследования.

В ходе исследования в толковом словаре С.И. Ожегова мы познакомились с толкованием слов: просьба, команда, требование и приказ. Просьба — обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (обратиться с просьбой, неисполнимая просьба). Команда — краткий устный приказ установленной формы (раздалась команда). Требование — выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение (по первому требованию). Приказ — официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению (исполнить приказ). Приведём пример просьбы из рассказа И.С.Тургенева «Муму»: «Муму, Муму, подойди же ко мне,подойди к барыне, подойди, глупенькая, не бойся. «. В данной просьбе мы наблюдаем мягкую интонацию, вежливое обращение, а также можем предположить необязательное её выполнение. Приведём следующий пример просьбы: «Любовь Любимовна, вы видите, каково моё положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия самой жизни барыни? Я бы не желала этому верить, подите, душа моя, будьте так добры, подите к Гавриле Андреичу.» В этой просьбе также используются вежливые слова и звучит мягкая интонация. Приведём примеры требований: «Ну, позовите теперь Татьяну!» или «Принесите ей что-нибудь поесть!» В данных примерах просьба выражена в решительной, требовательной форме. Таким образом, мы можем утверждать, что приведённые нами примеры являются требованиями, в которых не употребляются вежливые слова и не наблюдается мягкой интонации. Примеры команды: «Ну, пошёл вон!», «Отнеси её вон» и «Отвори!». В данных примерах присутствует краткий устный приказ, требующий обязательного выполнения. Примеры приказа: «Чтоб её сегодня же здесь не было. слышишь?» или «Эй ты, Ерошка, возьми палку да сиди тут, и чуть что, тотчас ко мне беги!» В приведённых примерах даны указания, подлежащие неукоснительному исполнению.

Наша гипотеза подтверждается: просьба отличается от команды, требования, приказа тем, что в просьбе присутствует мягкая интонация, употребляются вежливые слова. Также просьба в отличие от команды, требования и приказа предполагает необязательное её выполнение.

1. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч. Ч.1/Под ред. Т.А.Ладыженской. — 2-е изд.,перераб. — М.: ООО «С-инфо», ООО «Баласс», 1998. -160с.:ил.