Что говорит библия об умерших. Как мы с этим справляемся

Быт 44:9 ...У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть ,..
Исх 10:17 ...чтобы Он только отвратил от меня сию смерть ...
Исх 21:14 ...то и от жертвенника Моего бери его на смерть ...
Чис 35:30 ...но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть ...
Втор 17:6 ...должен умереть осуждаемый на смерть :..
Втор 19:6 ...между тем как он не подлежит осуждению на смерть ,..
Втор 30:15 ...Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло...
Втор 30:19 ...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие...
Суд 5:18 ...Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть ,..
Руфь 1:17 ...смерть одна разлучит меня с тобою...
1Цар 20:31 ...теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть ...
4Цар 4:40 ...то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий!..
Езд 7:26 ...на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню,..
Есф 4:11 ...один суд – смерть ;..
Иов 27:15 ...Оставшихся по нем смерть низведет во гроб,..
Иов 28:22 ...Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней...
Пс 48:15 ...смерть будет пасти их,..
Пс 54:16 ...Да найдет на них смерть ;..
Пс 78:11 ...могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть ...
Пс 115:6 ...Дорога в очах Господних смерть святых Его!..
Притч 8:36 ...все ненавидящие меня любят смерть ...
Притч 18:22 ...Смерть и жизнь – во власти языка,..
Притч 24:11 ...Спасай взятых на смерть ,..
Притч 26:18 ...Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть ,..
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть , любовь;..
Ис 25:8 ...Поглощена будет смерть навеки,..
Ис 38:18 ...не смерть восхваляет Тебя,..
Ис 53:12 ...за то, что предал душу Свою на смерть ,..
Иер 8:3 ...И будут смерть предпочитать жизни все остальные,..
Иер 9:21 ...Ибо смерть входит в наши окна,..
Иер 15:2 ...кто обречен на смерть , иди на смерть ;..
Иер 43:11 ...кто обречен на смерть , тот предан будет смерти;..
Плач 1:20 ...отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть ...
Дан 13:22 ...ибо, если я сделаю это, смерть мне,..
Дан 13:41 ...и осудили ее на смерть ...
Дан 13:45 ...И когда она ведена была на смерть ,..
Ос 13:14 ...Смерть ! где твое жало?..
Авв 2:5 ...и как смерть он ненасытен,..

Мф 10:21 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Мф 20:18 ...и осудят Его на смерть ;..
Мк 10:33 ...и осудят Его на смерть ,..
Мк 13:12 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Лк 22:33 ...с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти...
Лк 23:18 ...смерть Ему! а отпусти нам Варавву...
Лк 23:32 ...Вели с Ним на смерть и двух злодеев...
Лк 24:20 ...для осуждения на смерть и распяли Его...
Деян 21:36 ...ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!..
Деян 25:16 ...выдавать какого-нибудь человека на смерть ,..
Иак 1:15 ...а сделанный грех рождает смерть ...
Рим 5:12 ...и грехом смерть ,..
Рим 5:12 ...так и смерть перешла во всех человеков,..
Рим 5:14 ...Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея...
Рим 5:17 ...смерть царствовала посредством одного,..
Рим 6:3 ...крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?..
Рим 6:4 ...Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ,..
Рим 6:9 ...смерть уже не имеет над Ним власти...
Рим 6:21 ...потому что конец их – смерть ...
Рим 6:23 ...Ибо возмездие за грех – смерть ,..
Рим 7:13 ...посредством доброго причиняет мне смерть ,..
Рим 8:6 ...Помышления плотские суть смерть ,..
Рим 8:38 ...Ибо я уверен, что ни смерть ,..
1Кор 3:22 ...Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть ,..
1Кор 11:26 ...смерть Господню возвещаете, доколе Он придет...
1Кор 15:21 ...Ибо, как смерть через человека,..
1Кор 15:26 ...Последний же враг истребится – смерть ,..
1Кор 15:54 ...тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою...
1Кор 15:55 ...Смерть ! где твое жало?..
2Кор 2:16 ...для одних запах смертоносный на смерть ,..
2Кор 4:11 ...Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса,..
2Кор 4:12 ...так что смерть действует в нас, а жизнь в вас...
2Кор 7:10 ...а печаль мирская производит смерть ...
Флп 1:21 ...и смерть – приобретение...
2Тим 1:10 ...разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..
Евр 2:9 ...дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех...
Евр 7:23 ...потому что смерть не допускала пребывать одному;..
Евр 9:16 ...там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,..
Откр 6:8 ...и на нем всадник, которому имя смерть ;..
Откр 9:6 ...пожелают умереть, но смерть убежит от них...
Откр 18:8 ...смерть и плач и голод,..
Откр 20:6 ...над ними смерть вторая не имеет власти,..
Откр 20:13 ...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр 20:14 ...И смерть и ад повержены в озеро огненное...
Откр 20:14 ...Это смерть вторая...
Откр 21:8 ...Это смерть вторая...

2Мак 4:47 ...были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть ...
2Мак 6:19 ...Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,..
2Мак 6:28 ...охотно и доблестно принимать смерть ...
2Мак 7:5 ...мужественно претерпеть смерть , говоря:..
2Мак 7:18 ...который, готовясь на смерть , сказал:..
2Мак 7:29 ...но будь достойным братьев твоих и прими смерть ,..
2Мак 13:8 ...то и получил смерть в пепле...
3Мак 1:3 ...которому и пришлось принять назначенную Птоломею смерть ...
3Мак 5:1 ...вывести их на Иудеев, обреченных встретить смерть ...
3Езд 3:7 ...и Ты осудил его на смерть , и род его и происшедшие от него...
3Езд 3:10 ...как на Адаме смерть , так на сих потоп...
3Езд 15:5 ...на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу...
3Езд 15:26 ...потому предал их на смерть и на убиение...
Иудф 11:11 ...и чтобы их постигла смерть , – овладел ими грех,..
Иудф 14:5 ...и прислал его к нам будто на смерть ...
ПосИер 1:17 ...когда он отводится на смерть ,..
Прем 1:15 ...Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть :..
Прем 2:20 ...осудим его на бесчестную смерть ,..
Прем 2:24 ...но завистью диавола вошла в мир смерть ,..
Прем 19:5 ...а они нашли себе необычайную смерть ...
Сир 11:14 ...Доброе и худое, жизнь и смерть ,..
Сир 14:12 ...Помни, что смерть не медлит,..
Сир 15:17 ...Пред человеком жизнь и смерть ,..
Сир 26:6 ...оболгания на смерть , – всё это ужасно...
Сир 28:6 ...помни истление и смерть и соблюдай заповеди;..
Сир 28:24 ...смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его...
Сир 30:17 ...лучше смерть ,..
Сир 37:21 ...жизнь и смерть ,..
Сир 38:18 ...ибо от печали бывает смерть , и печаль сердечная истощит силу...
Сир 39:36 ...Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения;..
Сир 40:9 ...Смерть ,..
Сир 41:1 ...О, смерть ! как горько воспоминание о тебе для человека,..
Сир 41:3 ...О, смерть ! отраден твой приговор для человека,..
Сир 46:23 ...и предсказал царю смерть его,..
Тов 3:4 ...и Ты предал нас на расхищение и пленение и смерть ,

Что говорит библия о жизни после смерти?

    после смерти во второе Пришествие Христа - мертвые (праведники) воскреснут в новом юном и прекрасном теле и через какое-то время будут жить на обновленной земле, где не будет ни болезни, ни смерти, ни боли, никакой вражды и греха. И возможности для развития, которые им будут даны Богом будут безграничны.

    Те же, кто не поверил в то, что Иисус взял на Себя, их личные грехи, сами будут за них отвечать на Высшем Суде и приговор будет один - вечная смерть, вторая. Они воскреснут ненадолго в том теле в котором умерли, а потом погибнут навсегда.

    а вычитали в библии 1 коринфина 15:40-42 про разные славы которые бывают.так есть после и смерти разные царства.например терестелиальное и телестериальное царство.и они отличаются как зведа,от луны и солнца

    В Библии все понятно и четко написано что происходит после смерти - нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Еккл.9:10, это ясно объясняет то что не нужны мертвым поманы, теплые носки, вино и сигареты, все это выдумки с целью наживы, либо очередной повод выпить и погулять. На счет рая так же все понятно, изначально Бог планировал сделать раем всю землю и сделав маленький Эдемский сад поселил туда человека, в последствии этот человек, то есть Адам проявил непослушание и заработал грех, причем не только для себя но и для всех нас, а за счет греха мы стали смертными, но Бог обещает все исправить и реализовать свои планы на счет рая на всей земле. На счет ада так же все просто и понятно, ад или гадес он же шеол в се это обозначение состояния человека после смерти сравнимое со сном, то есть после Армагедона Бог воскресит всех умерших и им будет дан шанс на исправление и вечную жизнь, конечно не будут воскрешены самоубийцы, луди намеренно грешившие против Бога и жители Содома и Гаморры которые как мы знаем сильно развратились и были намеренно уничтожены Богом.

    Адам с Евой не послушались и съели запретный плод. Змей обманул и сказал Еве, что они не умрут, но будут как боги. На самом же деле они умерли. Адам в 930 лет кажется. Про Еву ничего не сказано, когда она умерла.

    А вот дальше каждому из их потомков суждено единожды умереть. Душа в аду или раю будет ожидать дня суда, когда все сново получат тела, но теперь не такие, как прежде, а обновленные и больше духовные, чем материальные.

    В разных конфессиях христианства есть определенные позиции по этому вопросу, которые конечно подкреплены строчками из Библии и последующей трактовкой. Учитывая что есть серьезные расхождения в этом вопросе у авторитетов больших конфессий. Я бы посоветовал ознакомится изучить эти позиции, но не думать что Бог нам откроет сейчас кто прав в многовековых спорах. Лучшие ответы я думаю в притчах и образной речи Иисуса но не прямые логические и алгоритмические конструкции богословов из строчек Библии и своих веревочек(которые многим не видны).

    Загробная жизнь - это выдумки богословов.

    Библия говорит следующее:

    в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (книга Екклесиаста, 9:10);

    И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (книга Екклесиаста. 12:7).

    В Ветхом Завете ничего не говорится о рае и аде. Это действительно так.

    Но по той простой причине, что до крестной смерти Христа рай был закрыт для людей. И ВСЕ люди, без исключения (будь то убийца или святой), попадали в ад.

    А если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет написан Духом Божиим (опять же не важно верим мы в это или нет. Они в это верили), то какое откровение мог дать людям Бог о их посмертной судье? Всем вам место аду ?

    А вот в Новом Завете таких мест много. Например (от Иоанна 14:2)

    1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

    2 В доме Отца Моего обителей много . А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

    3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

    Так же прочитайте Откровение Иоанна (главы 21 и 22) это о новом мире, после Страшного Суда.

    Про ад же мало написано. Так как христианство учит как не попасть в ад. И нет смысла описывать его. Но при желании можно и об этом найти упоминания.

    И опять же рай и ад будут существовать только до Страшного Суда, так как там содержаться души . А после Суда людям вернут тела. И места воздаяния будут совсем другие.

Мы предпочитаем о ней вообще ничего не говорить, потому что слишком страшна. Когда умирает кто-то близкий, мы называем это описательно: «он ушел от нас…» И все-таки смерть – это единственное событие в жизни, которое происходит с каждым человеком без исключения. Что же говорит о ней Библия?

«День смерти лучше дня рождения»

Есть в книги Екклезиаста удивительные слова: «Имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня его рождения» (7:1). Екклезиаста, конечно, трудно назвать оптимистом, но это, кажется, слишком мрачно даже для него. В каком же это смысле следует понимать? По-видимому, речь здесь идет вот о чем. Новорожденный ребенок, словно драгоценное масло, существует пока только телесно и еще не имеет имени. Его потенциал, как и благовоние, может быть потрачен – или растрачен? – на очень разные цели, и может очень быстро улетучиться, как и аромат драгоценного масла. Но если в течение жизни человек приобретет себе доброе имя, в день смерти оно остается за ним навсегда.

Такое понимание присутствует и в традиционных толкованиях. Вот что пишут по этому поводу авторы талмудических трактатов «Шемот Рабба» и «Когелет Раба»: «Когда рождается человек, все радуются; когда он умирает, все плачут... Это подобно тому, как один корабль покидал гавань, а другой входил в нее. Уходящему кораблю радовались, а входящему никто не радовался. Там был один умный человек, и он сказал людям: “Я вижу, вы все перепутали. Нет причин радоваться уходящему кораблю, ибо никто и не знает, какова будет его участь, какие моря и бури встретит он на своем пути; но тому, кто возвращается в гавань, всем следует радоваться, так как он прибыл благополучно”.

Подобным образом, когда человек умирает, всем следовало бы радоваться и благодарить, что он покинул этот мир с добрым именем».

Раввинам вторит христианский богослов и переводчик, блаженный Иероним Стридонский : «“И день смерти лучше дня рождения” – это означает либо то, что лучше уйти из этого мира и избежать его страданий и ненадежной жизни, чем, войдя в этот мир, терпеливо сносить все эти тяготы, ведь когда мы умираем, наши дела известны, а когда рождаемся – неизвестны; либо же то, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее».

Современный читатель, который верит в бессмертие души, после некоторых размышлений, наверное, согласится с таким выводом: ведь он понимает как рождение в вечную жизнь, где праведник (или прощеный грешник) сможет, наконец, обрести всё то, чего ему не хватало в жизни временной. Но по-настоящему удивительными нам покажутся эти слова, если мы задумаемся: они были сказаны в обществе, где мало кто думал о загробном блаженстве.

В Ветхом Завете мы найдем только две ссылки, причем обе спорные и сомнительные, в которых можно при желании разглядеть указание на что-то хорошее за гробом. Одна – . Синодальный перевод гласит: «За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду" . Казалось бы, всё вполне ясно, но… современные ученые полагают, что это все-таки исправление писцов последующих времен, а изначально в тексте вместо слов «при смерти» стояло «в своей непорочности (имеет надежду)», то есть еще при жизни обретает благо. В еврейском тексте, вероятно две буквы поменялись местами и смысл переменился, такое порой происходит при переписывании рукописей – да и греческий текст, Септуагинта, здесь как раз говорит о праведности, а не о смерти.

Другое место – в книге Иова (19:25–26). Синодальный перевод и здесь вполне оптимистичен: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Но на самом деле оригинал здесь полно неясностей; достаточно сказать, что там стоит не «во плоти», а буквально «из плоти» или «вне плоти», и, по всей видимости, это значит, что плоти у Иова больше уже не будет. В моем переводе это место звучит так: «Я же знаю, что жив мой Заступник, Он – Последний – встанет над прахом! Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога».

Но даже если оба этих места действительно говорят о благой участи за гробом, никаких других им подобным мы просто не найдем. Но мы найдем в тех же Притчах, у того же Иова множество упоминаний смерти как страшного, окончательного, положенного всем нам предела, за которым не будет уже ни света, ни радости, ни спасения. Тот же Иов говорит: «Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего… Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (14:11–12, 20–22).

И все-таки в этой же книге мы встречаем удивительное, дерзновенное, пророческое слово о Шеоле – мире мертвых. На мой взгляд, эти строки стоят ближе к Голгофе и воскресению, чем всё остальное в Ветхом Завете. Я позволю себе процитировать их в собственном переводе:

Я тоскую по Шеолу, как по дому, и во тьме себе ложе готовлю,

я гроб зову своим отцом,

а червя – матерью и сестрой. Где же она, моя надежда?

Надежду мою – кто видел? Сойдет ли она к вратам Шеола?

Ляжет ли вместе со мной в землю? (17:13–16)

Да, сойдет, да, ляжет – готовы крикнуть мы Иову с высоты Нового Завета, но он-то об этом еще ничего не знает. Он готовится сойти туда безвозвратно, не ожидая там для себя ничего хорошего. Он умер «старцем, насытившись жизнью», он видел своих правнуков, и примерно то же самое говорится о других праведниках, но это только подчеркивает основную мысль Ветхого Завета: всё хорошее бывает здесь и сейчас, не жди никакого блага там. С одной стороны, до Голгофы, до искупления грехов всего человечества и в самом деле невозможно было говорить о рае. А с другой – может быть, так Господь приучал израильтян к верности Богу не ради загробных наград, а ради самой жизни с Богом уже здесь и сейчас?

Итак, для человека Ветхого Завета всё ценное и важное в жизни происходило здесь, на земле; но человек времен Нового Завета уже знал, что за гробом ему предстоит дать отчет в земной жизни и что дальнейшая его судьба будет зависеть от этого суда. Люди верили, что воскреснут «в последний день», когда завершится земная история и начнется что-то новое, непонятное, но прекрасное, о чем говорили пророки.

«Бог не сотворил смерти»

Но что говорит Библия о самом этом переходе, о смерти? Она появляется вместе с грехопадением; давая Адаму заповедь не есть от древа познания добра и зла, Господь предупреждает его: «в день, в который ты вкусишь от него, умрешь» (). Прочитав немного дальше, мы увидим, что Адам и Ева прожили не просто долго, а невероятно долго после того дня, когда нарушили заповедь. Видимо, предупреждение означало, что в тот день они станут подвластны смерти. Адам, рассказывает Бытие, прожил 930 лет, его сын Сиф – 912, а внук Енос – 905 лет. Сроки, конечно, немыслимые в нашем мире, и об их символическом значении уже было сказано в 9-й главе: по мере удаления от источника жизни, Бога, постепенно сокращается и срок земного существования.

Подробнее об этом рассуждает неканоническая книга Премудрости Соломона (1:13–16): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». А в Новом Завете об этом рассуждает апостол Павел ():

«одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Конечно, это может показаться несправедливым: лично я не грешил в Эдемском саду, почему я должен нести на себе наказание за тот грех? Ответить на это можно по- разному, хотя смысл все равно будет примерно один и тот же. Можно сказать, что всё человечество унаследовало от и Евы первородный грех (согласно православному веручению, свободен от него был только Христос; католики добавляют к Нему и Богоматерь Марию). Это не просто ответственность за что-то, произошедшее очень давно, но склонность ко греху, которая так или иначе проявляется в любом человеке. Дети матери-наркоманки рождаются уже с наркотической зависимостью, хотя ни разу не принимали наркотик, не говоря уже о весьма вероятных генетических сбоях; грех – самый страшный наркотик, привыкание к которому наступает при первом же употреблении.

А можно понять то же самое несколько иначе: в Адаме и Еве Библия поэтически изобразила первобытное человечество на каких-то очень ранних стадиях его развития, когда люди решили жить своим умом и отвернулись от Единого Бога. Мы все причастны этому человечеству, сказавшему Богу твердое «нет», потому что и мы в своей жизни периодически делаем то же самое.

«Сильна как смерть, любовь»

Казалось бы, если смерть – следствие греха и печать греховности на всем человечестве, то она есть безусловное зло, которое можно только проклинать. Но самая жизнерадостная книга Библии , Песнь Песней, как будто даже воспевает ее (8:6): «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность». Поэты последующих веков будут возражать: нет, любовь сильнее смерти, она ее побеждает, – но ведь библейский автор писал не о том, кто одерживает верх в поединке. Он просто сравнивал любовь с самым сильным, что только есть в этом мире после Бога, и не нашел ничего сильнее смерти.

Смерти, конечно, никто себе не желал и при возможности ее старался отвратить. Мы почти не находим в библейских книгах самоубийств. Для греко-римской античности, к примеру, способность человека покончить со своим бренным существованием была признаком мужества и духовной высоты. Совсем не то в Библии , там это поступок крайнего отчаяния: убивает себя раненый Саул, чтобы не попасть в плен к филистимлянам, которые надругаются над ним (); убивает себя мудрец Ахитофел, чей совет был впервые отвергнут правителем (). Об Иуде Искариоте и говорить нечего ().

Но к своей и чужой смерти люди библейских времен относились, кажется, гораздо спокойнее, чем мы. Пророк Валаам, глядя на израильский народ, благословляет его и неожиданно говорит: «Да умрет душа моя праведников, и да будет кончина моя, как их!» (). Как же это можно желать себе смерти? Нет, он просто знает, что смерти не избежать, и молится о том, какой именно он желает себе смерти: как у праведников. То самое спокойное завершение благого пути, о котором, по-видимому, говорил и Екклезиаст. Кстати, Валааму не было даровано то, чего он просил: этот «пророк по найму», принявший в свое время заказ проклясть израильтян, был ими убит вместе с мадиамскими царями (Ис ). О смерти – и своей, и чужой – в библейские времена говорили достаточно просто, как о чем-то естественном и обыденном, от нее не прятались, как принято теперь, когда и надгробные речи звучат порой так, словно произошла какая-то немыслимая случайность, которой никто не мог ожидать. Но вот как начинается последняя речь царя Давида, обращенная к его сыну и наследнику Соломону: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» (). И Соломон не возражает, не говорит отцу, что тому еще жить да жить; он понимает, что в «путь всей земли» лучше уходить подготовленным, с ясным сознанием своей судьбы.

«Смерть, где твое жало?»

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со . Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда…

«не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ().

А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем?

«уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии (13:14), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел (), а за ним и Иоанн Златоуст : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других.

Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек:

«Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ()

Позднее подобное чудо сотворит Елисей (), и конечно, Христос (Лука 7:11– 17). «Бог посетил народ Свой» – говорят евреи, когда видят воскрешение сына вдовы в ничем не примечательном городке. Вряд ли они так быстро признали Христа Богом, почему же они так говорили? И почему вообще Христос воскресил этого юношу?

Понятно, что вдова, потерявшая сына, оставалась безо всяких средств к существованию, но ведь не один он умер тогда в Палестине, и ничего примечательного в этом городке и в этой семье, кажется, не было.

Где есть Бог, там нет смерти. Это как огонь и лёд: в одном и том же месте может быть только что-то одно из них, и если Христос встречается со , смерть отступает. То же самое мы видим в сцене воскрешения Лазаря (). Удивительная уверенность Марфы и Марии, который повторяют друг за другом: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» – как можно умирать в присутствии Господа, в самом деле? Но в этом чуде, предваряющем смерть и воскресение самого Христа, мы видим и другое. Мы видим его смирение перед смертью. Мы видим его таким слабым и смертным человеком, как, пожалуй, нигде в Евангелии; даже на Голгофе в Нем больше твердости и уверенности. А здесь, у могилы друга, Он по-человечески растерян: не знает, куда положили Лазаря, Он скорбит до слёз и даже возмущается, да и как не возмутиться всесилием смерти?

Эти проявления человеческой слабости во Христе заставляли немало потрудиться экзегетов. Но общий смысл, видимо, прост: так раскрывается полнота Его человеческой природы, немощной и ограниченной, как у нас, и непричастной только греху. Природы, подвластной смерти. Но именно такой человек и говорит Лазарю: «Выйди!» – и тот выходит из могилы, из Шеола, из царства теней. И после этого становится предельно ясно: Христа уже не оставят в живых; слишком сильному противнику бросил Он вызов.

«смертию смерть поправ». Как и в случае с Адамом и Евой грехопадение не означало немедленного умирания, так и здесь воскресение Христа не означало немедленного упразднения смерти. Но власть ее стала временной, относительной, конечной. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» – так поет об этом в Великую Субботу.

Победить означало для Христа пройти через нее, пережить ее и превозмочь, чтобы даже на этом пути, в «долине смертной тени», мы не чувствовали себя брошенными и одинокими. Он уже побывал там, и там мы встретимся с Ним, чтобы Он вывел нас в вечность.

Что говорят о смерти мировые религии и обычаи укоренившиеся в обществе людей? Кто несёт ответственность за ложные учения о смерти и как Библия помогает избавиться от ложных представлений о смерти ? Книга — Думай и Богатей!

Ложное представление о смерти

На протяжении всей истории человечества людей озадачивала и устрашала мрачная перспектива смерти. Страх перед смертью подогревался ложными
вероучениями, а также популярными обычаями и укоренившимися представлениями людей.

Этот страх может лишать человека радости жизни и подрывать его уверенность в том, что в жизни есть смысл.

Помните, что Бог сказал первым людям об их будущем? «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Какая замечательная перспектива!

2. Ложное учение. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

Одна 27-летняя мать, умирая и оставляя троих детей, сказала католической монахине: «Не нужно мне говорить, что это воля Божья… Я ненавижу, когда
мне это говорят» . Да, многие религии учат, что Бог забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

Действительно ли Бог так жесток и навлекает на людей смерть, хотя знает, что для нас это большое горе? Нет, Бог Библии не может так поступать.

В 1 Иоанна 4:8 говорится, что «» . Обратите внимание: здесь не сказано, что Бог проявляет любовь или ему присуща любовь, но что он есть любовь.

Божья любовь настолько сильна, чиста и совершенна, она столь неотъемлемая часть его личности и всех его дел, что Бога можно назвать самим олицетворением любви. Нет, Бог не забирает людей к себе, чтобы они были там, где он.

По вине ложной религии многие заблуждаются относительно того, где и в каком состоянии находятся умершие. Рай, ад, - эти и подобные понятия либо невразумительны, либо откровенно наводят ужас.

В Библии же, напротив, говорится, что мёртвые находятся в бессознательном состоянии, которое во многом сходно со сном (Екклесиаст 9:5, 10; Иоанна 11:11-14).

Поэтому нам не стоит волноваться о том, что будет с нами после смерти, так же как мы не волнуемся о ком-то, кто крепко спит. Иисус предсказывал время, когда «все находящиеся в памятных склепах» (Иоанна 5:28, 29; Луки 23:43).

3. Ложное учение. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

Элизабет Кюблер-Росс, проводившая наблюдение за неизлечимо больными людьми, обратила внимание на то, о чём обычно говорят верующие. По поводу
одного случая она писала: «Как не мудро говорить ребёнку, потерявшему братика, что Бог очень любит малышей, поэтому он забрал Джонни на небо».

Подобные слова искажают представления о Боге, а также никак не согласуются с чертами личности Бога и с его поступками. Д-р Кюблер-Росс продолжает: «Когда эта девочка выросла, она не могла избавиться от чувства негодования по отношению к Богу. А через тридцать лет, когда она потеряла маленького сына, чувство горечи переросло в депрессивный психоз».

Нужно ли Богу отбирать у родителей ребёнка, чтобы сделать его ещё одним ,- как будто Богу этот ребёнок нужен больше, чем его родителям?

Если бы Бог действительно забирал детей к себе, то это было бы жестоко и эгоистично. Библия же, напротив, говорит, что «любовь от Бога» (1 Иоанна 4:7).

Может ли любящий Бог быть причиной трагедии, с которой трудно смириться любому порядочному человеку?

Чем же объяснить смерть детей? Ответ частично находится в книге Екклесиаста 9:11: «Время и случай для всех их».

А в Псалме 50:7 сказано, что все люди грешны и несовершенны начиная с момента зачатия, и поэтому все в конце концов умирают по той или иной
причине. Иногда смерть постигает младенца ещё в утробе матери, и он рождается мёртвым.

Другие дети умирают в результате плохих условий жизни или несчастного случая. Бог не виноват в их смерти.

4. Ложное учение. Некоторых после смерти ожидают муки.

Многие религии учат тому, что грешники после смерти попадают в ад, где их ожидают вечные муки. Согласуются ли эти учения со здравым смыслом и с
Библией? Люди живут в среднем 70-80 лет. Даже если кто-то всю жизнь совершал страшные злодеяния, будет ли справедливо мучить его за это вечно?

Нет. Было бы крайне несправедливо мучить человека вечно за грехи, которые он совершал в течение своей короткой жизни.

Только Бог может открыть нам, что происходит после смерти, и он рассказывает об этом в своём Слове, Библии. Там говорится: «Как те [животные] умирают, так умирают и эти [люди], и одно дыхание у всех… Все идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19, 20).

Адское пламя здесь даже не упоминается. Когда человек умирает, он возвращается в прах, то есть перестаёт существовать.

Для того чтобы испытывать муки, человек должен быть в сознании. Находятся ли умершие в сознании? Библия даёт ответ: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаст 9:5). Умершие ничего не знают и не могут чувствовать никакой боли.

5. Ложное учение. Со смертью мы перестаём существовать навсегда.

Со смертью мы перестаём существовать, но не обязательно навсегда. Верный Богу Иов знал, что когда он умрёт, то будет в могиле. Но он всё же молился Богу:

«О, если бы Ты в преисподней [могиле] сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдёт гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? […] Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ» (Иов 14:13-15).

Иов верил, что, если он останется верным Богу до смерти, Бог в своё время вспомнит о нём и воскресит его. В это верили все Божьи служители в древности.

Иисус сам подтвердил эту надежду, показав, что Бог через него будет воскрешать умерших. Христос заверил: «Настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его [Иисуса] голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни, а кто поступал порочно - для воскресения суда» (Иоанна 5:28, 29).

Вскоре Бог уничтожит всё зло и установит новый мир под правлением небесного Царства (Псалом 36:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 16:14, 16).

Страха не будет

Надежда на воскресение, а также знание о том, кто воскресит людей, утешает. Иисус обещал: «И познаете истину, и истина освободит вас» (Иоанна 8:32).

Истина также освобождает от страха перед смертью. Иегова - единственный, кто может обратить вспять процесс старения и устранить смерть, даруя нам вечную жизнь. Можно ли верить обещаниям Бога? Да.

Потому что слово Бога всегда исполняется (Исаия 55:11). Узнавать больше о Божьих намерениях для людей.

В этом тебе могут помочь живущие в твоей местности.

Некоторые распространённые ложные представления о смерти

1. Смерть - естественное завершение жизни.

2. Люди умирают потому, что Бог забирает их к себе.

3. Бог забирает к себе маленьких детей, чтобы сделать их ангелами.

4. Некоторых после смерти ожидают муки.

5. Со смертью мы перестаем существовать навсегда.

Что говорит Библия о смерти

1. Затем Бог благословил их и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле». Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 1:28; 2:17).

А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили… (Римлянам 5:12).

2. То всякая плоть лишится жизни и человек возвратится в прах (Иов 34:15).

А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира. Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно.  Небеса - небеса принадлежат Иегове,
а землю он дал сыновьям человеческим (Псалом 36:11, 29; 113:24).

3.  Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать. Благослови Иегову, о моя душа. О Иегова, мой Бог, ты очень велик. Ты облечён
в достоинство и великолепие. Делаешь своих ангелов духами, своих служителей - всепожирающим огнём (Псалом 50:7; 103:1, 4).

Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов духами и своих служителей - огненным пламенем. Не все ли они духи для служения,
посылаемые служить тем, кто унаследует спасение? (Евреям 1:7, 14).

4. Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли (Псалом 145:4).

Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают, и нет им больше вознаграждения, потому что память о них предана забвению. Всё, что может
делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шео́ле - месте, куда ты пойдёшь,- нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости (Екклесиаст 9:5, 10).

Потому что плата греха - смерть, а дар Бога - вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу (Римлянам 6:23).

5. Если умрёт человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придёт моё освобождение. Ты позовёшь, и я отвечу тебе.
Ты затоскуешь по делу своих рук (Иов 14:14, 15).

Сорок вопросов о Библии Десницкий Андрей Сергеевич

37. Что говорит Библия о смерти?

Мы предпочитаем о ней вообще ничего не говорить, потому что смерть слишком страшна. Когда умирает кто-то близкий, мы называем это описательно: «он ушел от нас…» И всё-таки смерть – это единственное событие в жизни, которое происходит с каждым человеком без исключения. Что же говорит о ней Библия?

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

БИБЛИЯ ГОВОРИТ «Слово Твое есть истина», - говорит Иисус Христос в Иоанна 17:17, и в Его утверждении заключено сильнейшее доказательство того, что Библия воистину есть Слово Бога. Кто принимает это, тот ощущает божественную силу, исходящую от слов Христа, воспринимает как

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О БОГЕ? Главная тема Библии - это раскрытие перед людьми истины о Боге. Каков Он? Мы узнаем о живом Боге, имеющем жизнь в Самом Себе. Его Божественная сущность открывается в трех личностях: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой.Бог - Отец - это первая

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Что говорит Библия о реинкарнации? Вопрос: Что говорит Библия о реинкарнации?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Библейское учение о цели жизни, будущем Суде, посмертном воздаянии и спасении обладает логическим единством, последовательностью и богословской

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Что говорит Библия Самые горькие вопросы о боли и страдании всегда касаются причины страдания. Если Бог действительно властвует над миром и причастен ко всем земным трагедиям, то почему Он так несправедлив? Или все происходящее - Его каприз? Неужели Бог - этакий

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что говорит Библия о реинкарнации? иеромонах Иов (Гумеров)Библейское учение о цели жизни, будущем Суде, посмертном воздаянии и спасении обладает логическим единством, последовательностью и богословской завершенностью. Оно не оставляет никакого места для идеи

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Правду ли говорит Библия? «Библия противоречит современной науке, грамотный человек не может относиться к ней серьезно, этот сборник древних мифов давно устарел»- такие суждения можно нередко услышать сегодня. Впрочем, не только сегодня, ведь их повторяют вот уже больше

Из книги Время для истинной покорности Богу автора

Что говорит Библия о Боге? 1 Самой важной личностью, о которой говорится в Библии, является, конечно, Бог. В ней говорится, что Бог - Создатель всего. «Достоин Ты, Господи [Иегова, да наш Бог, НМ], приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Что говорит Библия об Иисусе? 1 После того как первая человеческая пара согрешила, Бог сказал Сатане: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Бог предсказал,

Из книги автора

10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «А в Библии написано, что…» – главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылку обычно дают, о то и пальцем показывают: действительно, что-то такое нописоно. Или не совсем такое, но звучит похоже. Или не очень похоже, но…

Из книги автора

32. Что говорит Библия о Царствии Небесном? Если бы нам потребовалось в двух словах сказать, в нем сама суть проповеди Христа, это было бы совсем нетрудно сделать: Царствие Божие, или Царствие Небесное (в Евангелии это синонимы). Конечно, Христос говорил об очень и очень

Из книги автора

33. что говорит библия о блаженстве? Странное есть в Библии слово – «блаженство»… Что оно означает на самом деле? Отличается ли оно от обычного счастья? Как можно достичь этого состояния и зачем оно вообще нужно человеку? И насколько понятие о блаженстве совместимо с тем,36. Что говорит Библия об инвалидности? Всегда и во все времена среди людей были те, кто страдал от тяжких болезней, не мог обойтись без посторонней помощи, кто нередко чувствовал себя изгоем в мире, предназначенном для здоровых… Инвалиды. Они были и в Египте во времена

Из книги автора

38. Говорит ли Библия о Таинстве Причащения? Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви – литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно