Деннис тито состояние. Космические туристы на международной космической станции

Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) - американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.

Краткая биография

Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» - меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.

Сейчас или никогда

28 апреля 2001 года - день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму - 20 миллионов долларов США.

Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.

И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».

В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).

Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.

Палки в колеса

Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.

Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.

В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.

Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.

Восемь месяцев в Звездном городке

Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.

В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.

По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.

Воплощение мечты

Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.

Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.

Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни - все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.

Деннис Тито - космический турист

Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.

В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание - космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.

Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.

Жесткая посадка

Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.

Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3-7 м/с и температура - около 20 °C.

После приземления

После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.

Бывший американский сенатор и астронавт назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.

Опасения НАСА

Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель "Оскара", который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.

Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.

Угроза безопасности?

Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.

Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.

Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.

Черная работа

Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.

Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.

Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.

Не было бы счастья

Но недостаточно финансируемая контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.

Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.

За последние десятилетия космический туризм из фантастики превратился в реальность. Первым полноценным туристом, оплатившим из своего кошелька путешествие на МКС в 2001 году, стал американец Денис Тито. Он совершил полет на космическом корабле «Союз».

Его путешествие можно считать началом эры космического туризма. Вторым был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, летавший в космос в 2002 году. После него туристами полетели еще два американца: Грегори Олсен и Ануше Ансари. Все благополучно вернулись домой.

Деннис Тито — первый космический турист

Правда, история космического туризма началась еще в 1986 году и притом трагично. Во время запуска взорвался корабль «Челленджер». На его борту среди экипажа находилась американская учительница Кристи Маколифф. Именно она должна была стать первым в мире космическим туристом. К сожалению, все погибли.

После этого программа по космическому туризму в США была приостановлена, несмотря на коммерческую выгоду от таких полетов.

В мире существует достаточное количество состоятельных людей, желающих побывать в космосе и посетить . Поэтому сегодня космический туризм набирает популярность во многих странах мира. Люди заранее покупают билеты, дожидаясь своей очереди.

Россия занимает лидирующее место среди немногих стран, занимающихся космическим туризмом. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что именно наша страна является первооткрывателем космических полетов.

Подобные услуги оказывает «Роскосмос» и агентство космического туризма Space Adventures. Они отправляют всех туристов на орбиту на кораблях «Союз» ТМ-11 и «Союз» ТМ 12, как на наиболее проверенных и безопасных.

Космический корабль «Союз-ТМ»

Сегодня услуги желающим побывать за пределами земной атмосферы, предлагает также компания Virgin Galactic. Клиенты могут воспользоваться двухчасовым полетом за пределы атмосферы. Стоимость билета около 200 тысяч долларов. Также набирают популярность проекты таких компаний, как SpaceX и Aerospace.

Развитие космического туризма в России

Пока «Роскосмос» отправляет в космос в основном зарубежных туристов. Среди них много американцев — ведь летать на орбиту на космическом корабле «Союз» намного проще и дешевле, чем на шаттле. Тем более после того, как устаревшие шаттлы перестали запускать в космос.

Поэтому все туристические агентства, предлагающие побывать в космосе ради развлечения или исследования, предлагают своим клиентам именно российские корабли. Благодаря коммерциализации космических полетов развитие космического туризма в России набирает популярность. Кроме «Роскосмоса» в России туристов в космос отправляет также компания «КосмоКурс».

Предполетную подготовку все «космонавты-любители» проходят в Звездном городке. На самолетах «Миг-29» им обеспечивают невесомость, чтобы еще перед полетом они могли ощутить на себе влияние этого необычного состояния.

Тренировки в Звездном городке

Сколько стоит космический туризм

Разумеется, полеты в космос удовольствие не дешевое и позволить себе купить путевку на орбитальную станцию могут только весьма обеспеченные люди. Сегодня стоимость полета в космос оценивается в 20 миллионов долларов. Именно столько стоит билет на орбитальную станцию. Цена космического туризма не всем по карману.

Кроме этого, туристы могут купить опцию выхода в открытый космос. Для этого им придется заплатить еще 5 миллионов долларов.

Планируется также развитие космического туризма на Луну и Марс. Сколько будет стоить путевка на красную планету, пока неизвестно, но полет на Луну обойдется туристу в 700 миллионов долларов. Это кругленькая сумма, которая заставит даже очень обеспеченных людей задуматься, прежде чем покупать билет.

Почему космический туризм не популярен

Космический туризм не популярен по той простой причине, что запуск в космос любого летательного аппарата обходится крайне дорого. Поэтому для того, чтобы окупить присутствие туриста на борту корабля, билеты продаются по очень высокой цене.

Для космического аппарата и безопасности полета имеет значение каждый грамм присутствующий на борту. Кроме этого, сегодня существует еще мало кораблей способных доставлять туристов на орбиту. К тому же для полета требуется хорошее здоровье и специальная подготовка.

Не каждый человек сможет выдержать большие нагрузки, возникающие во время старта и подъема корабля в атмосферу. Не стоит забывать и об опасности. В космосе всякое может произойти и помощи на орбите ждать неоткуда.

Поэтому космический туризм по-прежнему остается наиболее экзотичным, дорогим и опасным видом путешествий и отдыха. Тем не менее, туристические полеты в космос набирают популярность и становятся более доступными.

Идея полета человека в космос в качестве туриста появилась в 1967 году, но, так как сама специальность космонавта еще была недостаточно знакомой и освоенной даже для летчиков-профессионалов, космический туризм был отложен до лучших времен. И только к концу XX века, когда тандем коммерции и космоса стал активно развиваться, а старты в космос стали привычным делом, к этой идее вновь вернулись. И одним из людей, осуществивших эту идею, стал Деннис Энтони Тито.

С чего все начиналось

В 1984 году Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) приняло решение о запуске на орбиту Земли обычного американца. С этой целью был организован конкурс «Учитель в космосе». Уже к лету 1985 года были отобраны две претендентки: 37-летняя Кристи Маколифф (основная) и 34-летняя Барбара Морган (дублер).

28 января 1986 года шаттл «Челленджер» стартовал с Маколифф и экипажем на борту. На первой минуте взлета произошел взрыв внешнего топливного бака. В результате внештатной ситуации все астронавты погибли.

Судьба Барбары Морган оказалась более счастливой: в 2007 году она все же побывала в космосе.

В 1990 году в космосе побывал гражданин Японии: журналист телекомпании TBS Тоёхиро Якияма. В космосе он пробыл семь дней, выполняя функции космонавта-исследователя.

Однако все эти полеты нельзя трактовать как туризм: они оплачивались солидными корпорациями, а сами участники отбирались по конкурсу. И только Тито Деннис, выложивший в 2001 году свои 20 млн $ ради удовольствия 128 раз облететь планету на борту Международной космической станции (МКС), по праву может считаться первым гражданским космическим туристом.

Биография Денниса Тито

Тито Деннис, биография которого стала известна в 2001 году всему миру, появился на свет 8 августа 1940 года в одном из нью-йоркских районов в семье итальянских иммигрантов. Его родители были бедными: отец трудился в типографии, а мать работала швеей, что не приносило серьезных доходов в семейный бюджет.

Из своего детства Деннис извлек хороший урок: только наличие цели и упорный труд для ее достижения способны принести желаемое. Таким желанием для юноши был полет в космос. С этой мыслью Деннис Тито в 1962 году поступает в инженерный колледж, который находился при Нью-Йоркском университете.

По окончании в 1964 году университета он получает степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году решает продолжить обучение в университете Андерсена (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес).

В 1972 году Тито создает компанию Wilshere Associates Inc в штате Калифорния, которой управляет до настоящего времени.

Был женат, но в настоящее время живет один, в доме, где когда-то жила его семья – жена и трое детей.

Тито Деннис, интересные факты из жизни которого могут стать отличными примерами для молодых людей, чего и как можно добиться обычному человеку, имея цель перед собой, в 1963 году, продолжая учебу, уже трудился инженером по аэрокосмической технике NASA. Он принимал участие в реализации полетов межпланетных космических аппаратов Mariner, занимался расчетами траекторий их полетов к Марсу и Венере.

Полученное хорошее образование способствовало успешной работе его компании. Деннис создал суммарный рыночный индекс Wilshere 5000, занимающий сегодня лидирующие позиции на рынке ценных бумаг. В результате компания находится среди ведущих поставщиков услуг в сфере управления, консалтинга и технологии инвестиционной деятельности.

Несмотря на смену профессии в 1972 году, Тито оставался преданным своей мечте о полете в космос. И теперь, будучи уже мультимиллионером, он все-таки не мог осуществить свое желание. Причиной тому была политика NASA: гражданские лица на американские космические корабли не допускались ни под каким видом.

Неожиданная помощь Тито пришла от извечного соперника США в космосе - России: ему было предложено посетить советскую станцию «Мир». Однако истекший срок ее эксплуатации стал причиной для закрытия этого проекта. И все же российская компания «Энергия» и агентство по космонавтике предложили Деннису Тито посетить МКС с миссией «Такси».

Против этого полета выступили США, Япония, Канада и Европейское космическое агенство, мотивируя это тем, что своим присутствием Тито Деннис осложнит работу экипажа МКС, что может создать угрозу ее безопасности. Американские СМИ также негативно оценили планы Тито по космическому путешествию. Но Росавиакосмос все же пошел навстречу американскому гражданину, предоставив ему российскую часть станции. Началась подготовка космического туриста к путешествию на орбиту Земли.

Подготовка к «восхождению» на МКС

После того как все необходимые документы были подписаны обеими сторонами проекта, началась подготовка к полету. Длилась она чуть более месяца. Подготовка включала в себя обучение и практику работы в условиях космоса. О том, как проходили тренировки, расскажет позже сам Тито Деннис. Интересные факты из его воспоминаний могут оказаться полезными будущим космическим туристам.

Ему пришлось тренироваться в адаптации к перегрузкам и невесомости, в проведении аварийно-спасательных операций, а также познавать особенности жизни на МКС. Вскоре Тито требовалось всего 25 секунд, чтобы надеть скафандр. На «отлично» сдавались все зачетные дисциплины, потому что космический турист – это нечто другое, чем то, что ассоциируется с этим словом на Земле. От его подготовки зависит очень многое.

Накануне старта была заложена первая традиция для всех будущих космических туристов: через соломинку, проткнувшую дольку апельсина, «опустошался» стакан с налитым на 5 мм коньяком.

"Я побывал в раю"

Российский корабль «Союз ТМ-32», на котором находились Тито и космонавты Юрий Батурин, Талгат Мусабаев, пристыковался к МКС 30 апреля 2001 года. Те шесть дней, проведенные на борту станции, Деннис вспоминает как «потрясающее ощущение», хотя вначале его слегка мутило.

Первым чувством, которое испытал при взгляде на Землю из космоса Тито Деннис (фото тому лучшее подтверждение), было благоговение.

Как и полагается туристу, в путешествие на орбиту Деннис прихватил фотоаппарат с 30 фотопленками, видеокамеру и диктофон. Естественно, что Тито собрал много фото- и видеоматериала.

Общее впечатление от путешествия на орбиту Земли Тито сравнил с посещением рая.

"Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю", - заявил Тито после приземления.

Туризм в космосе неизбежен

Космический турист Тито Денис своим примером вызвал в США небывалый интерес к новому направлению в туриндустрии.

Компания Virgin Galactic уже сейчас имеет 450 человек, желающих посетить космос в качестве туристов, а Blue Origin объявила о намерении в 2018 году организовывать суборбитальные путешествия для частных лиц.

Туризм осваивает космос окончательно и бесповоротно.

28 апреля 2001 года на МКС отправился первый космический турист Деннис Тито. После его возвращения на Землю стало понятно, что гостил на станции не «денежный мешок», способный легко расстаться с парой десяткой миллионов, но яркая личность с интересной биографией.

1. Дитя космической эпохи

Деннис Энтони Тито был немолод. Он родился 8 августа 1940 года Нью-Йорке в семье бедных итальянских эмигрантов. Окончание школы совпало по времени с фурором, который произвели в умах запуски Советским Союзом и США первых искусственных спутников Земли. Вот этим он и решил заняться в будущем, для чего поступил в инженерный колледж при Университете Нью-Йорка. Окончил его в 1962 году с дипломом бакалавра астронавтики и аэронавтики в кармане.

На достигнутом Тито решил не останавливаться, став два года спустя магистром инженерных технологий, выйдя из Политехнического института Ренсэллера. При этом учебу совмещал с работой в знаменитой Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL NASA), куда поступил в 1963 году на должность инженера по аэрокосмической технике.

В круг его обязанностей входили баллистические расчеты для межпланетных станций «Маринер», направляемых к Венере и Марсу.

2. Коррекция траектории

К тридцати годам Тито понял, что гораздо больших результатов в развитии отечественной космонавтики он сможет добиться, если подкорректирует свою профессиональную деятельность. То есть начнет заниматься космическим бизнесом. Тогда это уже становилось актуальным, поскольку Аэрокосмическое агентство начинало работать не только с монстрами промышленности, такими, как, например, «Боинг» или «Локхид», но и присматривалось к энергичным малым компаниям, стартапам. А они, чтобы встать на ноги, должны первое время «питаться» инвестициями, поступающими от бизнес-ангелов.

И Тито, окончив школу менеджмента при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, получил степень кандидата финансовых наук.

В 1972 году он основал компанию Wilshire Associates в Санта-Монике, штат Калифорния, став ее президентом. Компания занялась инвестиционным бизнесом, оценивая риски не так, как это было ранее, когда опирались исключительно на опыт и чутье экспертов рынка ценных бумаг. Тито начал разрабатывать математические модели финансовых процессов и обсчитывать их на компьютере. В чем, несомненно, сказался приобретенный им в NASA опыт.

Количество клиентов новоиспеченной фирмы постоянно возрастало, поскольку Тито предлагал им варианты вложения денег с низкими рисками и высокой доходностью. Вскоре Wilshire Associates начала не только обслуживать крупный «непотопляемый» бизнес, но и работать с венчурными фондами, имеющими повышенные риски в связи с инвестированием в новые компании — стартапы. При этом, как Тито и предполагал, основывая компанию, значительные объемы проходящих через него инвестиций направляются в космическую отрасль.

В конце концов, Wilshire Associates стала крупнейшей инвестиционной и консалтинговой компанией, с активами, превышающими $ 7 млрд. А ее клиенты, разбросанные по всему миру, в сумме владеют состоянием в $ 8 триллионов.

Имя Тито широко известно в деловых кругах еще и потому, что предложенный им в 1974 году индекс Wilshire 5000 широко используют на рынке ценных акций. Его называют «барометром американской экономики».

3. К звездам

В 90-е годы Тито «заскучал» в отлаженном бизнесе, работающим, как часовой механизм, решив потрудиться в департаменте по водоснабжению и энергетике Лос-Анджелеса. Затем переключился на реализацию проекта по предохранению калифорнийского озера Моно от сброса вредных отходов.

И, наконец, узнав о возможности посетить советскую орбитальную станцию «Мир» в качестве туриста, подал заявку в Роскосмос. Однако пока он осенью 2000 года проходил трехмесячную предполетную подготовку в Звездном городке, было принято решение о затоплении станции.

Но отступать от намеченного плана Тито был не намерен. Через две недели он подписал с Роскосмосом новый контракт стоимостью в $ 20 млн. На сей раз Тито должен был полететь уже на МКС в апреле 2001 года совместно с космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным на корабле «Союз ТМ-32».

Подготовка к полету в общей сложности продолжалась почти 8 месяцев. Она включала в себя не только физические тренировки, но и подробное изучение систем корабля и станции. Во время предполетного экзамена он даже выполнил на тренажере ручную стыковку «Союза» с МКС.

Стартовав 28 апреля, Тито пробыл в космосе 7 дней 22 часа и 4 минуты. Несмотря на всестороннюю подготовку, он все же испытал два неприятных момента. Во время старта у него возникли небольшие проблемы с сердцем. И на орбите, не рассчитав собственную траекторию в невесомости, рассадил кожу на голове, ударившись о люк.

Несмотря на эти мелочи, Тито был от полета в восторге. «Это величайшее приключение в моей жизни, — сказал он, вернувшись. — Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к испытаниям. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

4. Не останавливаясь на достигнутом

В 2013 году Тито начал финансировать собственную космическую программу Inspiration Mars. Она предполагает полет к Марсу семейной пары с облетом планеты на безопасной траектории без захода в атмосферу и возвращение на Землю через 501 день. Старт намечен на 5 января 2018 года.

Именно в этот день в Солнечной системе будет наблюдаться такое расположение планет, благодаря которому полет до Марса и обратно можно будет совершить за столь короткий срок. Причем корабль будет лететь как бы «по прямой». То есть не потребуется совершать никаких маневров после запуска, все автоматически сделает «небесная механика».

Такая уникальная орбитальная возможность посещения Марса за 501 день представляется раз в 15 лет.

Помимо пропагандирования космонавтики проект преследует и научные цели. В частности, в процессе полета могут быть получены ценные результаты в области психологии и физиологии. Разумеется, семейная пара будет отбираться в результате конкурса. Предварительно она будет досконально проинформирована относительно того, с какими рисками придется столкнуться в полете. Правда, Тито убежден в том, что эти риски не связаны с угрозой для жизни.

Предполагается, что для полета будет создан специальный 10-тонный космический корабль, оснащенный всеми необходимыми средствами жизнеобеспечения. На время полета «марсонавты» снабжаются 1,5 тоннами сублимированных продуктов. Объем жилого помещения корабля составляет 27 куб.м.

Стоимость проекта оценивается в 1 — 2 млрд. долларов. На период первых двух лет все затраты берет на себя Тито, намереваясь истратить 100 млн. долларов. Впоследствии финансирование будет производиться за счет спонсорских вложений.

Фото Сергея Казака (ИТАР-ТАСС)

ТИТО ДЕННИС

(род. в 1940 г.)

Американский мультимиллионер, ставший в 60 лет первым в мире космическим туристом. Заплатив за восьмидневный полет 20 млн долларов, он считает его чистым развлечением.

Многое из того, о чем рассказал более 130 лет назад в романе «Полет на Луну» знаменитый Жюль Верн, осуществилось в наши дни. Первый в XXI веке пилотируемый старт с космодрома Байконур открыл эпоху пассажирских перевозок в космос и обратно. Наверное, не случайно, что первый экипаж космических извозчиков возглавил Талгат Мусабаев, в прошлом пилот гражданской авиации. А пассажиром на его корабле стал американский гражданин Деннис Тито, хотя официально он не был первым гражданским пассажиром, побывавшим в космосе. Еще в 1985 году на американском космическом корабле в космос полетел принц из Саудовской Аравии, а затем на околоземную орбиту поднялся сенатор Де Гарн. В следующем году полет вокруг Земли совершил член палаты представителей Бэн Нельсон. В 1990 году на советской орбитальной станции «Мир» побывал японский журналист Т. Акияма, а в 1991 году кондитер из Великобритании X. Шарман. Но Деннис Тито первым сказал, что цель его полета исключительно приватная: реализовать свою давнюю детскую мечту побывать в космосе. Он считается первым на Земле космическим туристом, потому что самостоятельно оплатил свой вояж. Сам Деннис Тито называет себя первым космическим путешественником. Так что события, описанные в романе Жюля Верна, больше нельзя назвать фантастикой.

Деннис Тито родился 8 августа 1940 года в Нью-Йорке в бедной семье итальянских иммигрантов. Фамилия Тито происходит от названия городка на юге Италии, откуда родом его родители. В поисках лучшей жизни семья Тито переехала в США и поселилась в нью-йорском районе Квинс. Отец мальчика работал в типографии, а мама была швеей. Еще в школе Деннис «заболел» космосом. Это случилось в тот день, когда он узнал о запуске первого космического спутника Земли: «Я был тогда подростком и наблюдал развитие советско-американского соперничества в космонавтике. Я всегда хотел слетать в космос – такой род жизненного опыта был как раз для меня». Деннис Тито никогда не забывал о том, что его родители переехали в США для того, чтобы достичь жизненного благополучия. Их сын вынес из этого хороший урок. Он понял, что если поставить перед собой жизненную цель и упорно трудиться над ее осуществлением, достичь можно всего, чего пожелаешь.

Когда Деннис немного подрос, он переехал из Нью-Йорка в Калифорнию и занялся осуществлением своей мечты. В 1962 году Тито поступил в инженерный колледж при Нью-Йоркском университете. А в следующем году он уже работал инженером по аэрокосмической технике НАСА. Деннис Тито занимался расчетом траекторий полетов межпланетных станций типа “Mariner”, а также принимал активное участие в осуществлении полетов автоматических станций к Марсу и Венере. В 1964 году молодой ученый окончил университет, получив степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году он продолжил обучение в университете Андерсена при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Спустя два года Деннис Тито основал свою фирму “Wilshere Associates Inc” (штат Калифорния), которой руководит до сих пор.

Сегодня первый космический турист постоянно живет в Лос-Анджелесе. В доме Тито (площадью 30 000 м 2), есть комната, в которой хранится коллекция моделей самолетов с газовыми двигателями, где все экспонаты изготовлены его руками. Кроме того, он увлекается ездой на спортивных автомобилях, любит ходить под парусом, а в свободное время с удовольствием слушает оперу. Раньше в этом доме Деннис Тито жил с семьей – женой и тремя детьми, а сейчас – один.

Благодаря хорошему образованию Тито разработал суммарный рыночный индекс Wilshere 5000, который сейчас является наиболее применяемым индексом на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день компания Тито вышла в ранг ведущих провайдеров услуг в области управления, консалтинга и технологии инвестиционной деятельности. Глава компании рассказывает о себе: «Руковожу принятием решений в таких сферах, как финансирование, консультация и технологии. Но несмотря на смену профессий, мой интерес к полетам в космос никогда не угасал, как и моя преданность делу развития национальной космонавтики. К тому же я никогда не терял надежды, что однажды сам смогу полететь в космос».

НАСА всегда стремилось не допускать «штатских» на свои космические корабли. Поэтому формально у себя на родине Тито был лишен возможности осуществить свою мечту. Но неожиданно содействие ему решила оказать Россия – извечный соперник США в космосе. Тито уже был согласен совершить полет на станцию «Мир». Однако в связи с окончанием срока эксплуатации советской станции проект был закрыт. Но официальные представители российского агентства по космонавтике и компании «Энергия» связались с Деннисом Тито по телефону с предложением побывать на международной космической станции с миссией «Такси». Правда, неожиданно возникли проблемы с американской стороной, которая долгое время не давала согласия на полет Тито в космос. Глава Национального агентства США по аэронавтике Дэниэл Голдвин, выступив на слушании в конгрессе, заявил, что против полета Тито возражали четыре страны-партнера по международной космической станции. Чуть позже к числу критиков идеи первого космического путешествия присоединился астронавт Джон Гленн – первый американец, облетевший в 1962 году вокруг Земли, впоследствии сенатор. По его мнению, международная космическая станция использовалась бы не по назначению: «Это все равно, как если бы мы с партнерами построили больницу или лабораторию, а потом один из нас стал бы использовать это помещение совершенно в других целях… Например, играл там в бейсбол». Затем участники проекта МКС, представляющие США, европейское космическое агентство, Японию и Канаду, формально известили Росавиакосмос о том, что выступают против участия господина Тито в космической экспедиции: «Присутствие на борту станции непрофессионального члена экипажа, не прошедшего подготовку обращения с ее основными системами, не способного должным образом действовать в возможных нештатных ситуациях и нуждающегося в постоянном надзоре, существенно осложнит экспедицию и нанесет общий ущерб безопасности станции». Такая осторожность американской стороны объяснялась трагическим инцидентом, произошедшим в районе Тихого океана, когда подводная лодка МВС США непреднамеренно потопила учебное японское судно. Из материалов расследования стало ясно, что роковые ошибки экипажа субмарины были спровоцированы тем, что на ее борту находились гражданские лица. К тому же одна из попыток НАСА отправить в космос непрофессионала тоже закончилась трагедией. В 1986 году экипаж шаттла «Челенджер», в состав которого входила преподаватель Криста Маколифф, погиб в результате взрыва.

В американской печати все чаще появлялись статьи, негативно оценивающие попытку Денниса Тито отправиться в космическое путешествие. «…Человек, который готов рисковать жизнью, не в своем уме. И поскольку нельзя серьезно отнестись к его предложению, лучше бы он молчал и не волновал страну таким диким вздором», – такими заявлениями пестрели американские газеты.

Но совсем иначе к этой идее отнеслись сыновья Тито: 26-летний Майк и 23-летний Брэд. Узнав о том, что отец собирается провести отпуск в космосе, они только недоуменно пожали плечами: «Это вполне в его духе». Не известно, как восприняла идею отца живущая в Новой Зеландии дочь Тито. Она категорически отказалась давать какие-либо интервью по этому поводу.

Но, несмотря на категорический протест НАСА, Росавиакосмос на свой страх и риск решилось на полет Денниса Тито, предоставив ему возможность находиться в российской части орбитальной станции «Альфа». В начале 2001 года Росавиакосмос и компания «Энергия» заключили с Деннисом Тито официальный контракт стоимостью 20 миллионов долларов.

НАСА выдвинула перед первым космическим туристом ряд условий. Деннис Тито подписал документ, согласно которому с Национальных космических агентств снималась любая ответственность за возможные инциденты. Ему было предложено подписать соглашение о том, что первый космический турист обязуется компенсировать любой причиненный им ущерб, а также не будет иметь никаких претензий к НАСА, если во время полета пострадает его здоровье: американцы считали, что Тито недостаточно подготовлен для полета в космос. Кроме того, американские модули МКС он мог посещать только в сопровождении капитана корабля.

Когда последние формальности были улажены, началась кропотливая подготовка Денниса Тито к полету. В целом она длилась приблизительно 800 часов, включая и обучение, и практическую работу. В систему подготовки входили такие задачи, как овладение аварийно-спасательными операциями, привыкание к условиям взлета и посадки в условиях нулевой гравитации, ведение домашнего хозяйства, личная гигиена на космическом корабле. Через некоторое время Тито уже мог похвастаться тем, что умел надевать скафандр за 25 секунд, и положенные зачеты сдавал на отлично. Несмотря на почтенный возраст, медики констатировали у него отличное состояние здоровья. Интересно, что весь экипаж этого полета стал самым пожилым за всю историю полетов. Толгату Мусабаеву и Юрию Батурину, которые сопровождали в космосе первого туриста, к тому времени исполнилось соответственно 50 и 51 год.

Незадолго до старта были заложены и первые традиции космического туризма. Денниса Тито во время беседы руководства полетами с экипажем корабля еще раз тактично предупредили: «Вы должны понять, что комфорта в полете будет несколько меньше, чем вы, вероятно, ожидаете». На что смелый искатель приключений ответил: «Я понимаю, что космический путешественник не турист, который в гавайской рубахе со стаканом коктейля, накрытым фруктовым зонтиком, потягивает его через соломинку и любуется окружающими красотами». Тут же капитан корабля Толгат Мусабаев взял стоявший в гостиничном номере высокий стакан, налил в него на 5 миллиметров коньяку, накрыл долькой апельсина, проткнул его соломинкой и отдал Деннису, превратив это действо в настоящий предполетный ритуал.

Но намеченный полет мог так и не состояться. Перед самым стартом в ночь на 26 апреля 2001 года произошло ЧП: в американском лабораторном модуле Destiny отказали один за другим все три центральных компьютера. Станция потеряла связь с ЦУПом и перестала принимать с Земли команды управления. Сложившаяся нештатная ситуация вновь подхлестнула тех, кто стремился не допустить Тито к полету. Но вскоре неполадки были устранены, а команды ориентации станция стала принимать через российский модуль «Звезда». Старт экипажа в составе Толгата Мусабаева, Юрия Батурина и Денниса Тито все-таки состоялся в установленное время.

Чтобы проводить первого космического туриста в путешествие, в Россию прилетело 25 человек. Среди них были родственники, коллеги и друзья Тито, а также его бывшая жена, партнер по бизнесу Сьюзан Холмс, и Дон Эбрахам – новая подруга Денниса. Тем самым он нарушил давнюю космическую традицию – не приглашать близких на старт. Дон в интервью журналистам призналась: «Сейчас я очень волнуюсь, чем меньше времени остается до старта, тем больше волнения, особенно теперь, когда мы не можем быть вместе».

Облачившись в скафандры, экипаж вышел из гостиницы «Космонавт». Их приветствовали близкие и друзья. Специально для первого космического туриста были переведены пожелания счастливого пути президента Росавиакосмоса Юрия Коптела, генерального конструктора Юрия Семенова и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. С собой в полет Деннис Тито захватил фотоаппарат, 30 фотопленок, видеокамеру, диктофон, множество компакт-дисков с записями «Битлз» и ариями знаменитого тенора Бочелли. «Когда на стартовой площадке заработали двигатели, я – выпускник программы подготовки российских космонавтов – чувствовал себя вполне уверенно и знал: смогу выдержать все, что случится на корабле. Мой пульс ни разу не превысил 72 удара в минуту; я мог следить за всем, что происходило в каждую секунду от момента взлета до выхода на орбиту», – рассказывал позже Деннис.

«Союз ТМ-32» стартовал днем 28 апреля 2001 года. Спустя двое суток произошла стыковка корабля с орбитальной станцией. 30 апреля в 13.30 по московскому времени первый космический турист вошел в Международную станцию, через полтора часа после того как «Союз ТМ-32» пристыковался к МКС. Вместе с ним с корабля на станцию перешли и остальные члены экипажа.

Первые сутки, проведенные Тито в космосе, нельзя назвать легкими. Как и любой непрофессионал, он чувствовал себя не очень хорошо, его даже немного мутило. Но потом организм Тито освоился с космическими нагрузками. Во время первого выхода на связь первый космический турист с восторгом рассказывал: «У меня все чудесно! Это потрясающее ощущение невесомости. Здесь, в космосе, вещи удивительны и невероятны…» Самым первым впечатлением в космосе для Тито стали благоговение и изумление, испытанные им, когда он впервые увидел в иллюминатор хрупкий слой атмосферы вокруг Земли.

Космонавтам на борт МКС прислали в подарок гавайские рубахи. Денниса Тито сразу же переодели в одну из них, где-то нашли прозрачную коробочку, по форме напоминающую стакан. К ней приделали «зонтик» и вставили соломинку. Не прошло и пяти минут, как Тито в гавайской рубахе со «стаканом» парил в невесомости и любовался в иллюминатор красотами Земли. Ему очень понравилось ощущение невесомости. Оно оказало на первого космического туриста сильное впечатление: «Сколько не тренируйся и не готовься к полету, никогда заранее не привыкнешь к испытанию невесомостью и свободе движений без малейшего усилия. Этот опыт движений невозможно передать другим в подробностях. Я бы сказал, что испытываю чувства совершенного отдыха. Мой сон в те ночи, что я провел на борту корабля, был самым лучшим с того времени, когда я был младенцем».

Тито проводил много времени за фото– и видеосъемкой нашей планеты, самой космической станции, стараясь не причинять даже малейших неудобств в работе основного экипажа станции и прибывших российских космонавтов. Командир экипажа рассказывал, что он был на борту корабля не только туристом, но и примерным космонавтом: «Когда Деннис решил лететь с нами, он подошел ко мне и сказал, что он не профессиональный космонавт, а солдат, поэтому, если надо чистить картошку, он будет чистить картошку».

Итак, Деннис Тито во время полета выполнял самую простую работу. Командир корабля Толгат Мусабаев назначил первого космического туриста ответственным за питание экипажа МКС. Тот занимался подготовкой рациона, т. е. выбирал из запасов еды, имеющихся на станции, продукты на завтрак, обед и ужин так, чтобы они не повторялись. Командир основного экипажа МКС Юрий Усачев подчеркивал, что Деннис Тито ни в коей мере не мешал профессиональным космонавтам, а скорее, им помогал. Еще во время подготовки к полету космический турист заметил, что русская еда для него слишком жирная. Поэтому на станции он получил возможность ввести тот рацион питания, который считал для себя более здоровым.

1 мая Деннис Тито дал 20-минутную пресс-конференцию с борта МКС. Отвечая на вопросы репортеров CNN, NBC, ТВ-6, он рассказал не только о своих впечатлениях, но и о пребывании на станции: «Здесь все относятся ко мне дружелюбно, и я никому не мешаю… Вообще, перед полетом я не думал, что все будет так комфортабельно. Мне представлялось, что космос – это как неспокойный океан. Но оказалось, что все очень комфортно. Я чувствую себя великолепно».

Отметим, что во время посещения американского модуля МКС, на котором ему все-таки удалось побывать, первый космический турист не приближался к американским астронавтам более чем на сто метров и старался ничего не трогать руками. Однако директор НАСА Даниэль Голдин, заявивший: «Американский экипаж был отвлечен от основной работы, так как вынужден был опекать первого на МКС туриста». Кроме того, работники центра управления полетами в Хьюстоне испытали шок от появления на станции постороннего. На что сам космический турист ответил следующее: «Я провел большую часть времени, исполняя обязанности члена экипажа, текущую работу. У меня просто не было времени мешать».

Бортинженер Юрий Батурин рассказал о том, что Тито общался с другими членами экипажа и по-английски, и по-русски. Например, когда командир отдавал ему команду по-английски, Деннис отвечал на русском языке. Это, наверное, самый надежный вариант при выполнении ответственных операций.

За время подготовки к полету и пребывания на орбите Деннис Тито запомнил много русских анекдотов. Юрий Батурин вспоминал: «Деннис Тито – человек с хорошим чувством юмора. За шуткой в карман не полезет. Как-то за обедом он сказал: американцы очень уж серьезны, шуток не понимают, а вот мы – русские – сидим, шутим, смеемся».

Пока первый космический турист находился на орбите, вспыхнул еще один скандал между представителями НАСА и Росавиакосмоса. Американская сторона потребовала выплатить моральный и материальный ущерб, якобы причиненный Тито американскому модулю МКС. Представители российской стороны ответили сдержанно. Пресс-секретарь Росавиакосмоса сообщил, что вопрос о возможности возмещения ущерба можно рассматривать лишь после того, как Деннис Тито вернется на Землю: «Вы можете сказать, сколько что стоит и что он сломал? Пока все на уровне эмоций. Вот когда все будет официально предъявлено, тогда есть договоренность, что эти претензии будут обсуждены. Это внутренняя договоренность между Росавиакосмосом и НАСА».

Деннис Тито пробыл на орбите 8 суток. 6 мая 2001 года вместе с Толгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным он вернулся на Землю. Приземление спускаемого модуля прошло успешно. «Состояние здоровья первого космического туриста отвечает нормальному состоянию человека, только что вернувшегося из космоса, – сообщил сотрудник российского Института медико-биологических проблем, заместитель руководителя полетами по медицинскому обеспечению профессор Игорь Гончаров. – О чем свидетельствует пульс, электрокардиограмма и эмоциональное состояние Денниса Тито».

В России после приземления и реабилитационного периода первый космический турист посетил Звездный городок, где вместе с Толгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным принял участие в торжествах по случаю совместного полета на МКС. Он считает, что члены российского экипажа стали для него очень близкими друзьями.

На родине Денниса Тито, приземлившегося в аэропорту Лос-Анджелеса, встречали не только близкие и друзья, но и многочисленные фанаты новой знаменитости, а также мэр города Ричард Риордан. «Моя мечта исполнилась, – заявил собравшимся в аэропорту первый космический турист. – Я думаю, что испытываю чувство огромного удовлетворения от той привилегии, которую я получил, имея возможность наблюдать Землю с высоты 240 миль. У нас прекрасная планета». Согласно распоряжению мэра Лос-Анджелеса, 10 мая объявлено в городе Днем Денниса Тито.

После полета в космос первого космического туриста в прессе все чаще стали появляться сообщения о том, что Россия собирается отправить на орбиту еще несколько туристов, среди них известный американский режиссер Джеймс Камерон и несколько английских бизнесменов. Тито мечтает о том, чтобы вслед за ним в космос отправились представители творческих профессий: художники, музыканты, писатели, кинорежиссеры: «Я думаю, что люди просто не понимают, как прекрасен космос. Может быть, донести до них это способен рэп-музыкант? Кто знает. Перед нами открывается потрясающая возможность обрести новые ценности». Сам Деннис Тито для осуществления своей мечты решил основать собственную компанию с целью развития космического туризма как формы бизнеса: «Этот рынок бизнеса велик, и я надеюсь, что этим займусь».

Теперь решение вопроса о дальнейших «турпоходах в космос» в основном зависит от возможностей Росавиакосмоса обеспечить всех желающих транспортом, а не от юридических и организационных трудностей, с которыми столкнулся первый космический путешественник. Вскоре полеты американских космических кораблей будут возобновлены. А из сообщений, регулярно появляющихся в прессе, можно сделать вывод, что последователей Денниса Тито, желающих совершить путешествие к звездам, с каждым годом становится все больше.

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Тито – По Югославии насчет Тито я выступал в 1953-1954 годах на Политбюро – меня никто не поддержал, ни Маленков, ни даже Каганович, на что уж сталинец был! А Хрущев не один был. Их были сотни, тысячи, иначе один бы он ничего не сделал бы. Просто он сыграл на настроениях народа и

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Господин Ганджубас автора Маркс Говард

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Иосип Броз Тито автора Матонин Евгений Витальевич

ТИТО ИОСИП БРОЗ (род. в 1892 г. – ум. в 1980 г.) Пожизненный президент Югославии, председатель Президиума СФРЮ, маршал, трижды Народный герой Югославии и Герой социалистического труда, один из лидеров Движения неприсоединения.Иосип Броз, вошедший в историю под партийным

Из книги Маргарет Тэтчер: От бакалейной лавки до палаты лордов автора Тьерио Жан Луи

Джилас и Тито К осени 1953 года Милован Джилас был одним из самых известных и популярных представителей югославского руководства. Иногда в западных газетах его даже называли «человеком номер два» в Югославии. Во время советско-югославского конфликта Джилас стал

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Тито в «стране чудес» 1954 год стал для Тито годом прорыва в международную политику. В апреле он совершает визит в Турцию. В июне - в Грецию. Греческая полиция накануне его приезда арестовала и выслала на остров Сирос местных коммунистов - сторонников Информбюро.Но без

Из книги Бритни: Изнанка мечты автора Деннис Стив

Тито в Москве После визита советской делегации в Белград Москва продолжала делать в отношении Югославии дружелюбные жесты. В июле 1955 года посол СССР Вальков передал Тито письмо Хрущева о том, что СССР аннулирует свои требования о возврате югославского долга в сумме

Из книги Мадонна. Никто не видит моих слез автора Бенуа Софья

Муж, который ей нужен: Деннис Тэтчер Годам, проведенным в Дартфорде, она обязана «решающей» встрече. В феврале 1949 года семейство Совардов, игравшее заметную роль в Союзе консерваторов, дало обед в честь Маргарет. Среди приглашенных был молодой человек, 33 лет от роду,

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

Деннис Бергкамп Май 2003 годаТоварищеская встреча с миланским «Интером» в августе 1995 года была первым матчем Бергкампа на стадионе «Хайбери». Он совсем недавно покинул команду нынешних соперников, где его постоянно дразнили за странные пристрастия в одежде. Бывший

Из книги автора

Стив Деннис Бритни: Изнанка мечты Характер нельзя закалить в тишине и покое. Только через испытания и страдания можно укрепить дух, обрести цель и добиться успеха. Хелен Келлер, педагог,

Из книги автора

Глава 18 Повествует о том, как Деннис Родман подорвал доверие звезды, выпустив книгу С появлением больших денег у Мадонны Чикконе появилось и главное большое хобби ее жизни, она стала коллекционировать предметы искусства и дорогую недвижимость. Однажды звезда заметила,

Из книги автора

23. Будущий диктатор Тито В 1910 году с Фердинандом Порше произошел любопытный случай. Он вышел на гоночный трек в составе команды из трех «аустро-даймлеров» собственной конструкции. Одну машину пилотировал он, две другие – опытные профессиональные гонщики.Команда